Оплачиваемый отпуск по. Отпускные по трудовому кодексу рф. Когда и кому положен отпуск по закону

Главная / Общество

Сегодня пристальное внимание уделяется современным методам управления расходами: управленческий учет, бюджетное планирование и прогнозирование. Бюджетирование - это способ производственного и финансового планирования работы объекта. Процесс идет путем создания общего бюджета, а также бюджетов подсистем бюджетного планирования с целью определения их финансовых расходов и результатов от хозяйственной деятельности. Общий бюджет - это количественное выражение всех планов, требуемых для достижения желаемых результатов деятельности предприятия.

Что такое бюджет?

В классическом понимании под бюджетом понимается свод доходов и расходов экономического объекта (страны, предприятия, домохозяйства или отдельного гражданина) на обозначенный срок (год, месяц и так далее).

Чем отличается бюджет от плана? Бюджет имеет длящийчя характер: цель - планирование - контроль. Он создается в точках финансовой ответственности и опирается на нормативы, установленные объектом.

Сущность бюджетирования

Бюджетное планирование (бюджетирование) - это процесс составления планов и дальнейшего оперативного контроля за их исполнением, а точнее поступлением и расходованием средств.

Бюджетирование всегда тесно связано с:

Бюджетное планирование организации, как правило, осуществляется в процессе оперативного планирования. Исходя из целей экономического объекта, бюджеты решают задачи распределения ресурсов (экономических, материальных, трудовых). Разработка и составление бюджетов придает определенность выбранной стратегии развития фирмы.

Почему именно планирование занимает основополагающее место в процессе составления бюджетов? В бюджетном процессе главную роль играет планирование, потому что от корректного определения показателей плана бюджета зависит качество и сроки его реализации.

Бюджетное планирование - это комплекс организационных и методических мероприятий на всех стадиях бюджетирования для определения объемных показателей, их источников формирования, направлений применения ресурсов с целью достижения стабильного, успешного развития.

Этапы бюджетирования

Стадии бюджетного планирования:

  • Составление. Это первый этап процесса бюджетирования. На нем решаются основные вопросы: объемные показатели бюджета, фискальная и денежно-кредитная политика, основные методы и направления, распределение доходов и расходов между звеньями подсистем бюджетного планирования.
  • Рассмотрение. На данном этапе участвуют все субъекты. В процессе рассмотрения бюджета идет согласование интересов всех уровней власти по доходам и расходам.
  • Утверждение.
  • Исполнение. Это самый сложный процесс. После поступления доходов в процессе исполнения бюджета начинается осуществление расходов.

Задачи бюджета

К числу основополагающих задач бюджетирования относятся:

  • обеспечение оперативного планирования;
  • обеспечение координации и коммуникации всех подсистем внутри системы;
  • обоснование расходов объекта экономического планирования;
  • создание базы для осуществления контроля планов;
  • исполнение законов и заключенных договоров.

Принципы бюджетирования

Главные принципы бюджетного планирования:

  • определение центров экономической ответственности по оговоренным признакам;
  • согласование целей;
  • определение приоритетов (использование ресурсов экономического объекта в самом выгодном направлении);
  • ответственность (каждое подразделение несет ответственность за исполнение бюджетов по определенным показателям);
  • непрерывность и последовательность (процесс бюджетирования осуществляется на регулярной основе, от одного периода к другому);
  • унификация (составление бюджетного регламента для каждого экономического объекта в целом в зависимости от специфики его деятельности);
  • соответствие показателей бюджета показателям бухгалтерской и управленческой отчетности;
  • нормирование (разработка, расчет и утверждение нормативов по каждой статье и центрам финансовой ответственности);
  • сбалансированность (пропорциональный учет возможностей и ресурсов объекта и взаимосвязь элементов доходов и расходов с учетом остатков ресурсов).

Функции планирования бюджетов

Бюджетирование может выполнять следующие функции:

  • Экономический прогноз. Каждому объекту финансовой деятельности нужно владеть информацией, какие цели в своей работе он может запланировать на последующий период.
  • Контроль. По мере реализации планов нужно регистрировать реальные финансовые результаты работы объекта. Сравнивая фактические и запланированные показатели можно осуществлять бюджетный контроль.
  • Координация. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий. В ней должно быть согласование всех мероприятий между собой.
  • Постановка задач. Разрабатывая бюджет на последующий период, объект принимает решение заранее, до наступления периода действий спланировать их.
  • Делегирование задач. Согласование бюджета объекта для его подразделений является сигналом о том, что в дальнейшем текущие решения принимаются на их уровне децентрализовано, если они не выходят за общие пределы бюджета.

В целях планирования деятельности объектов целесообразно формировать сквозную систему бюджетного планирования, состоящую из функциональных бюджетов:

  • материальных расходов;
  • потребления энергоносителей;
  • амортизации;
  • прочих расходов;
  • погашения займов;
  • оплаты фискальных платежей.

Бюджеты имеют разные виды и формы. Отдельные из них характеризуют промежуточные процессы деятельности, могут нести информацию о затратах или доходах. Укрупненные бюджеты, такие как отчет о финансовых результатах, бюджет движения денежных средств демонстрируют как затраты, так и доходы объекта в целом.

Методы планирования

Существующие методы планирования бюджета:

  • Нормативный. Это самый часто используемый метод в нашей стране. Он определяет бюджетне расходы в рамках пределов будущих доходов.
  • Индексный. Основу данного метода составляет анализ изменения инфляционного уровня, уровней реальных доходов и заработной платы. Индексы, полученные благодаря сравнению данных, помогают применять их для расчета несоизмеримых показателей.
  • Программно-целевой. Этот метод применяют для обеспечения ресурсами целевых программ государства.
  • Балансовый. При помощи данного метода составляется баланс бюджетных расходов и доходов. Они распределяются между получателями средств всех уровней по будущим периодам. Прогноз ресурсов баланса, предложения и спроса на рыночных площадках производит увязывание экономической потребности в производственных ресурсах и планирование источников их средств, распределения и производства ресурсов, обеспечивает равновесие в экономике.
  • Метод моделирования. При использовании данного метода, в расчетную модель закладываются разные условия того, как будут развиваться процессы. Метод моделирования позволяет оперативно исправить отклонения при некорректном варианте прогноза.
  • Метод экстраполяции внедряет перспективы развития прошлых и текущего в планирование будущих этапов.
  • Метод экономического анализа помогает связать экономические объекты и закономерности их развития.

Государственное бюджетное планирование

Финансовое планирование является выбором целей по возможности их достижения с имеющимися ресурсами в зависимости от внутренних и внешних условий и согласование потоков финансов. Оно выражается в составлении и надзоре за выполнением планов формирования расходов и доходов, учитывающих финансовое состояние на текущий момент в денежном выражении.

Методы финансового планирования:

  • Метод автоматизации является самым простым методом. Он используется при дефиците времени.
  • Статистический метод исходит из того, что складываются все затраты за предыдущие годы и делятся на число предыдущих периодов.
  • Метод нулевой базы. В этом методе все позиции должны рассчитываться с самого создания. Данный способ демонстрирует фактические потребности и увязывает их с возможностями.

Процесс планирования должен происходить при использовании следующих принципов:

  • Единство. Финансовое планирование должно быть системным. Система означает существование взаимосвязанных элементов и наличие единого вектора их развития, направленного на общие цели.
  • Гибкость и многовариантность. Она заключается в способности менять свое направление в связи с возникновением новых обстоятельств.
  • Непрерывность. Разработанные планы обязаны постоянно приходить на смену один другому.
  • Участие. Процесс планирования обязан привлекать всех, кого он затрагивает.

Виды финансового планирования:

  • Стратегическое. Оно происходит в условиях отсутствия конкретности и неполноты информации. Процессы стратегического финансового планирования трудно подвергаются анализу. Многолетний опыт доказал низкую эффективность жестких стратегических планов. Разработка стратегии уменьшает неопределенность при тактическом планировании. Стратегическое планирование подразделяется на долгосрочное (от десяти до пятнадцати лет), среднесрочное (около пяти лет), краткосрочное (от двух до трех лет).
  • Долгосрочное.
  • Краткосрочное.
  • Текущее или оперативное.

Бюджетное планирование - это комплекс действий на всех этапах процесса построения бюджета для определения объемных показателей и их способов создания. А также определения направлений применения бюджетных государственных ресурсов для обеспечения стабильного социального и экономического общественного развития. Государство применяет бюджетное планирование для обеспечения эффективной деятельности своей бюджетной системы. Оно имеет ряд особенностей:

  • Объектом государственного бюджетного планирования признаются ресурсы бюджета страны.
  • Субъектами планирования считаются органы власти, управления федерального, регионального и местного уровня.
  • В процессе бюджетного планирования должны быть обеспечены требуемые экономические пропорции, согласно прогнозам экономического и социального развития страны.
  • Отношения, возникающие в моменте распределения ВВП и связанные с формированием и использованием государственных ресурсов на всех этапах воспроизводственных процессов являются предметом бюджетирования.
  • С помощью бюджетного планирования формируется необходимая база финансов, определяются нормативы и конкретные механизмы претворения в жизнь программ защиты населения в социальной сфере.
  • Бюджетирование основывается на финансовой оценке бюджета, позволяющем определять эффективные варианты денежного обеспечения прогнозных показателей социального и экономического развития страны.
  • Бюджетирование является эффективным инструментом бюджетной политики страны.

Эффективное применение бюджетирования в обществе зависит от качества достижения целей и исполнения задач, стоящих перед ним на всех этапах процесса бюджетирования. Главными среди них признаются:

  • создание самых главных пропорций развития в экономической сфере на плановый период;
  • определение путей бюджетного обеспечения прогнозируемого уровня социального и экономического развития на основе грамотного применения имеющихся в государстве ресурсов;
  • выявление скрытых резервов во всех отраслях экономики и оперативного перераспределения их на выполнение плана развития государства;
  • установление грамотных форм мобилизации финансовых поступлений по источникам и формирование доходов бюджетов с учетом скрытых резервов их увеличения;
  • грамотное распределение затрат бюджета государства между отдельными звеньями системы бюджетирования и сбалансирования бюджетов самого низкого уровня.

Итоговым результатом процесса бюджетирования является совокупность решений и показателей бюджета в виде государственного и общего бюджетов со ссылкой на изменения, произошедшие или ожидаемые в бюджетной сфере страны.

Под бюджетным прогнозированием имеются в виду обоснованные на реальных расчетах предположения о векторах развития бюджета, его возможных состояниях в будущем и других путях, и сроках достижения этих этапов. Прогноз представляет собой основу бюджетного планирования и опирается на анализ бюджета на текущий период времени и предшествующую динамику.

Бюджетное прогнозирование за-ключается в составлении прогноза бюджетных доходов. При этом решается следующая система задач:

  • Измерение объема материальных государственных ресурсов в целом.
  • Определение размера приемлемого изъятия денежных ресурсов в государственный доход.
  • Нахождение наиболее подходящих форм изъятия средств в государственную казну.
  • Исследование всех видов воздействия через систему фискального обложения на развитие производственной сферы.
  • Определение оптимальных пропорций распределения доходов меж-ду бюджетами разных уровней.

Бюджетное планирование в управлении экономикой страны имеет огромное значение.

Электронный бюджет

Что такое бюджетное планирование с "Электронным бюджетом"? Это информационная система государственного уровня, разработанная Минфином РФ. Она создана с целью повышения прозрачности и открытости деятельности органов государства, ответственна за управление финансами. При помощи данного приложения бюджетного планирования "Электронный бюджет" повышается качество управления государственных органов посредством внедрения инновационных технологий и создания единого пространства в управлении финансами.

Система состоит из нескольких подсистем:

  • Кадровое управление.
  • Бюджетное планирование закупок.
  • Управление финансовыми средствами.
  • Управление доходами и затратами.
  • Управление нормативами и информацией, носящей справочный характер.
  • Планирование бюджетных расходов.

Пользователи электронного бюджета

В программе электронного бюджетного планирования должны зарегистрироваться и вести деятельность в обязательном порядке перечисленные ниже пользователи:

  • Государственные органы власти, регионального и местного управления.
  • Внебюджетные фонды страны.
  • Компании-участники бюджетного процесса, получающие финансирование за счет государственного бюджета.
  • Юридические лица, получающие финансирование из государственного бюджета.
  • Граждане, признанные участниками бюджетного процесса.
  • Организации, производящие закупки по нормам 223-ФЗ.

С помощью подсистем государственного бюджетного планирования, расположенных на официальном сайте, можно:

  • прочитать информацию по заполнению форм прогнозирования;
  • написать задание государственного уровня и составить бюджетные сметы;
  • осуществить ведение бухгалтерского и бюджетного учета для предприятий;
  • изучить различные реестры;
  • заполнить данные и основную документацию по процессам государственного заказа и деятельности по закупкам;
  • обеспечить взаимодействие в сфере обмена информацией;
  • создать, сохранить и направить в специальный государственный орган документацию по планированию и бюджетированию, исполнению точечных мероприятий.

Теперь вы знаете, что представляет собой бюджетное планирование.

Сегодня пристальное внимание уделяется современным методам управления расходами: управленческий учет, бюджетное планирование и прогнозирование. Бюджетирование - это способ производственного и финансового планирования работы объекта. Процесс идет путем создания общего бюджета, а также бюджетов подсистем бюджетного планирования с целью определения их финансовых расходов и результатов от хозяйственной деятельности. Общий бюджет - это количественное выражение всех планов, требуемых для достижения желаемых результатов деятельности предприятия.

Что такое бюджет?

В классическом понимании под бюджетом понимается свод доходов и расходов экономического объекта (страны, предприятия, домохозяйства или отдельного гражданина) на обозначенный срок (год, месяц и так далее).

Чем отличается бюджет от плана? Бюджет имеет длящийчя характер: цель – планирование – контроль. Он создается в точках финансовой ответственности и опирается на нормативы, установленные объектом.

Сущность бюджетирования


Бюджетное планирование (бюджетирование) – это процесс составления планов и дальнейшего оперативного контроля за их исполнением, а точнее поступлением и расходованием средств.

Бюджетирование всегда тесно связано с:

  • управлением экономическим объектом;
  • финансовой и производственной деятельностью;
  • управленческим учетом.

Бюджетное планирование организации, как правило, осуществляется в процессе оперативного планирования. Исходя из целей экономического объекта, бюджеты решают задачи распределения ресурсов (экономических, материальных, трудовых). Разработка и составление бюджетов придает определенность выбранной стратегии развития фирмы.

Почему именно планирование занимает основополагающее место в процессе составления бюджетов? В бюджетном процессе главную роль играет планирование, потому что от корректного определения показателей плана бюджета зависит качество и сроки его реализации.

Бюджетное планирование - это комплекс организационных и методических мероприятий на всех стадиях бюджетирования для определения объемных показателей, их источников формирования, направлений применения ресурсов с целью достижения стабильного, успешного развития.

Этапы бюджетирования


Стадии бюджетного планирования:

  • Составление. Это первый этап процесса бюджетирования. На нем решаются основные вопросы: объемные показатели бюджета, фискальная и денежно-кредитная политика, основные методы и направления, распределение доходов и расходов между звеньями подсистем бюджетного планирования.
  • Рассмотрение. На данном этапе участвуют все субъекты. В процессе рассмотрения бюджета идет согласование интересов всех уровней власти по доходам и расходам.
  • Утверждение.
  • Исполнение. Это самый сложный процесс. После поступления доходов в процессе исполнения бюджета начинается осуществление расходов.

Задачи бюджета


К числу основополагающих задач бюджетирования относятся:

  • обеспечение оперативного планирования;
  • обеспечение координации и коммуникации всех подсистем внутри системы;
  • обоснование расходов объекта экономического планирования;
  • создание базы для осуществления контроля планов;
  • исполнение законов и заключенных договоров.

Принципы бюджетирования


Главные принципы бюджетного планирования:

  • определение центров экономической ответственности по оговоренным признакам;
  • согласование целей;
  • определение приоритетов (использование ресурсов экономического объекта в самом выгодном направлении);
  • ответственность (каждое подразделение несет ответственность за исполнение бюджетов по определенным показателям);
  • непрерывность и последовательность (процесс бюджетирования осуществляется на регулярной основе, от одного периода к другому);
  • унификация (составление бюджетного регламента для каждого экономического объекта в целом в зависимости от специфики его деятельности);
  • соответствие показателей бюджета показателям бухгалтерской и управленческой отчетности;
  • нормирование (разработка, расчет и утверждение нормативов по каждой статье и центрам финансовой ответственности);
  • сбалансированность (пропорциональный учет возможностей и ресурсов объекта и взаимосвязь элементов доходов и расходов с учетом остатков ресурсов).

Функции планирования бюджетов

Бюджетирование может выполнять следующие функции:

  • Экономический прогноз. Каждому объекту финансовой деятельности нужно владеть информацией, какие цели в своей работе он может запланировать на последующий период.
  • Контроль. По мере реализации планов нужно регистрировать реальные финансовые результаты работы объекта. Сравнивая фактические и запланированные показатели можно осуществлять бюджетный контроль.
  • Координация. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий. В ней должно быть согласование всех мероприятий между собой.
  • Постановка задач. Разрабатывая бюджет на последующий период, объект принимает решение заранее, до наступления периода действий спланировать их.
  • Делегирование задач. Согласование бюджета объекта для его подразделений является сигналом о том, что в дальнейшем текущие решения принимаются на их уровне децентрализовано, если они не выходят за общие пределы бюджета.

В целях планирования деятельности объектов целесообразно формировать сквозную систему бюджетного планирования, состоящую из функциональных бюджетов:

  • фонда оплаты труда;
  • материальных расходов;
  • потребления энергоносителей;
  • амортизации;
  • прочих расходов;
  • погашения займов;
  • оплаты фискальных платежей.

Бюджеты имеют разные виды и формы. Отдельные из них характеризуют промежуточные процессы деятельности, могут нести информацию о затратах или доходах. Укрупненные бюджеты, такие как отчет о финансовых результатах, бюджет движения денежных средств демонстрируют как затраты, так и доходы объекта в целом.

Методы планирования


Существующие методы планирования бюджета:

  • Нормативный. Это самый часто используемый метод в нашей стране. Он определяет бюджетне расходы в рамках пределов будущих доходов.
  • Индексный. Основу данного метода составляет анализ изменения инфляционного уровня, уровней реальных доходов и заработной платы. Индексы, полученные благодаря сравнению данных, помогают применять их для расчета несоизмеримых показателей.
  • Программно-целевой. Этот метод применяют для обеспечения ресурсами целевых программ государства.
  • Балансовый. При помощи данного метода составляется баланс бюджетных расходов и доходов. Они распределяются между получателями средств всех уровней по будущим периодам. Прогноз ресурсов баланса, предложения и спроса на рыночных площадках производит увязывание экономической потребности в производственных ресурсах и планирование источников их средств, распределения и производства ресурсов, обеспечивает равновесие в экономике.
  • Метод моделирования. При использовании данного метода, в расчетную модель закладываются разные условия того, как будут развиваться процессы. Метод моделирования позволяет оперативно исправить отклонения при некорректном варианте прогноза.
  • Метод экстраполяции внедряет перспективы развития прошлых и текущего в планирование будущих этапов.
  • Метод экономического анализа помогает связать экономические объекты и закономерности их развития.

Государственное бюджетное планирование

Финансовое планирование является выбором целей по возможности их достижения с имеющимися ресурсами в зависимости от внутренних и внешних условий и согласование потоков финансов. Оно выражается в составлении и надзоре за выполнением планов формирования расходов и доходов, учитывающих финансовое состояние на текущий момент в денежном выражении.

Методы финансового планирования:

  • Метод автоматизации является самым простым методом. Он используется при дефиците времени.
  • Статистический метод исходит из того, что складываются все затраты за предыдущие годы и делятся на число предыдущих периодов.
  • Метод нулевой базы. В этом методе все позиции должны рассчитываться с самого создания. Данный способ демонстрирует фактические потребности и увязывает их с возможностями.

Процесс планирования должен происходить при использовании следующих принципов:

  • Единство. Финансовое планирование должно быть системным. Система означает существование взаимосвязанных элементов и наличие единого вектора их развития, направленного на общие цели.
  • Гибкость и многовариантность. Она заключается в способности менять свое направление в связи с возникновением новых обстоятельств.
  • Непрерывность. Разработанные планы обязаны постоянно приходить на смену один другому.
  • Участие. Процесс планирования обязан привлекать всех, кого он затрагивает.

Виды финансового планирования:

  • Стратегическое. Оно происходит в условиях отсутствия конкретности и неполноты информации. Процессы стратегического финансового планирования трудно подвергаются анализу. Многолетний опыт доказал низкую эффективность жестких стратегических планов. Разработка стратегии уменьшает неопределенность при тактическом планировании. Стратегическое планирование подразделяется на долгосрочное (от десяти до пятнадцати лет), среднесрочное (около пяти лет), краткосрочное (от двух до трех лет).
  • Долгосрочное.
  • Краткосрочное.
  • Текущее или оперативное.

Бюджетное планирование - это комплекс действий на всех этапах процесса построения бюджета для определения объемных показателей и их способов создания. А также определения направлений применения бюджетных государственных ресурсов для обеспечения стабильного социального и экономического общественного развития. Государство применяет бюджетное планирование для обеспечения эффективной деятельности своей бюджетной системы. Оно имеет ряд особенностей:

  • Объектом государственного бюджетного планирования признаются ресурсы бюджета страны.
  • Субъектами планирования считаются органы власти, управления федерального, регионального и местного уровня.
  • В процессе бюджетного планирования должны быть обеспечены требуемые экономические пропорции, согласно прогнозам экономического и социального развития страны.
  • Отношения, возникающие в моменте распределения ВВП и связанные с формированием и использованием государственных ресурсов на всех этапах воспроизводственных процессов являются предметом бюджетирования.
  • С помощью бюджетного планирования формируется необходимая база финансов, определяются нормативы и конкретные механизмы претворения в жизнь программ защиты населения в социальной сфере.
  • Бюджетирование основывается на финансовой оценке бюджета, позволяющем определять эффективные варианты денежного обеспечения прогнозных показателей социального и экономического развития страны.
  • Бюджетирование является эффективным инструментом бюджетной политики страны.

Эффективное применение бюджетирования в обществе зависит от качества достижения целей и исполнения задач, стоящих перед ним на всех этапах процесса бюджетирования. Главными среди них признаются:

  • создание самых главных пропорций развития в экономической сфере на плановый период;
  • определение путей бюджетного обеспечения прогнозируемого уровня социального и экономического развития на основе грамотного применения имеющихся в государстве ресурсов;
  • выявление скрытых резервов во всех отраслях экономики и оперативного перераспределения их на выполнение плана развития государства;
  • установление грамотных форм мобилизации финансовых поступлений по источникам и формирование доходов бюджетов с учетом скрытых резервов их увеличения;
  • грамотное распределение затрат бюджета государства между отдельными звеньями системы бюджетирования и сбалансирования бюджетов самого низкого уровня.

Итоговым результатом процесса бюджетирования является совокупность решений и показателей бюджета в виде государственного и общего бюджетов со ссылкой на изменения, произошедшие или ожидаемые в бюджетной сфере страны.

Под бюджетным прогнозированием имеются в виду обоснованные на реальных расчетах предположения о векторах развития бюджета, его возможных состояниях в будущем и других путях, и сроках достижения этих этапов. Прогноз представляет собой основу бюджетного планирования и опирается на анализ бюджета на текущий период времени и предшествующую динамику.

Бюджетное прогнозирование за­ключается в составлении прогноза бюджетных доходов. При этом решается следующая система задач:

  • Измерение объема материальных государственных ресурсов в целом.
  • Определение размера приемлемого изъятия денежных ресурсов в государственный доход.
  • Нахождение наиболее подходящих форм изъятия средств в государственную казну.
  • Исследование всех видов воздействия через систему фискального обложения на развитие производственной сферы.
  • Определение оптимальных пропорций распределения доходов меж­ду бюджетами разных уровней.

Бюджетное планирование в управлении экономикой страны имеет огромное значение.

Электронный бюджет

Что такое бюджетное планирование с "Электронным бюджетом"? Это информационная система государственного уровня, разработанная Минфином РФ. Она создана с целью повышения прозрачности и открытости деятельности органов государства, ответственна за управление финансами. При помощи данного приложения бюджетного планирования "Электронный бюджет" повышается качество управления государственных органов посредством внедрения инновационных технологий и создания единого пространства в управлении финансами.

Система состоит из нескольких подсистем:

  • Кадровое управление.
  • Бюджетное планирование закупок.
  • Управление финансовыми средствами.
  • Управление доходами и затратами.
  • Управление нормативами и информацией, носящей справочный характер.
  • Планирование бюджетных расходов.

Пользователи электронного бюджета


В программе электронного бюджетного планирования должны зарегистрироваться и вести деятельность в обязательном порядке перечисленные ниже пользователи:

  • Государственные органы власти, регионального и местного управления.
  • Внебюджетные фонды страны.
  • Компании-участники бюджетного процесса, получающие финансирование за счет государственного бюджета.
  • Юридические лица, получающие финансирование из государственного бюджета.
  • Граждане, признанные участниками бюджетного процесса.
  • Организации, производящие закупки по нормам 223-ФЗ.

С помощью подсистем государственного бюджетного планирования, расположенных на официальном сайте, можно:

  • прочитать информацию по заполнению форм прогнозирования;
  • написать задание государственного уровня и составить бюджетные сметы;
  • осуществить ведение бухгалтерского и бюджетного учета для предприятий;
  • изучить различные реестры;
  • заполнить данные и основную документацию по процессам государственного заказа и деятельности по закупкам;
  • обеспечить взаимодействие в сфере обмена информацией;
  • создать, сохранить и направить в специальный государственный орган документацию по планированию и бюджетированию, исполнению точечных мероприятий.

Теперь вы знаете, что представляет собой бюджетное планирование.

4. Бюджет предприятия и процесс разработки бюджета

4.1. Структура бюджета предприятия

Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.

К числу основных задач бюджетирования относится следующее:

  • обеспечение текущего планирования;
  • обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;
  • обоснование затрат предприятия;
  • создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
  • исполнение требований законов и контрактов.

Выгоды качественного составления бюджетов и контроля за их исполнением с излишком окупают затраты на их внедрение и разработку. Безусловно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим фирмам рекомендуется применение бюджетирования (например, в сокращенном варианте).

Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические проблемы и организационные. Опыт автора доказывает, что, как правило, самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятие. Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Поэтому принципиально важным является решение высшего менеджмента о внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в следующем:

  • изучение внутренней и внешней документации предприятия, его структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.;
  • поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды предприятия в процесс бюджетирования;
  • разработка плана внедрения бюджетирования (все дальнейшие действия будут определены планом внедрения);
  • пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов;
  • создание информационной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности предприятия;
  • создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования;
  • разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети предприятия;
  • обучение персонала.

Трудоемкий процесс внедрения системы бюджетирования может длиться месяцами и даже годами. Помимо временных затрат он требует наличия высококвалифицированных специалистов в области бюджетирования и компьютерной техники. Как правило, украинские предприятия не в силах самостоятельно провести эти работы, привлечение консалтинговой фирмы обходится дешевле и значительно надежней.

Теперь перейдем к процессу бюджетирования как таковому.

Бюджеты составляются как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия называемый основным или головным. Американские финансовые менеджеры говорят Master Budget.

С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:

  1. Подготовка операционного бюджета;
  2. Подготовка финансового бюджета.

Перечень операционных бюджетов, как правило, исчерпывается следующим списком:

  • бюджет продаж;
  • бюджет производства;
  • бюджет производственных запасов;
  • бюджет прямых затрат на материалы;
  • бюджет производственных накладных расходов;
  • бюджет прямых затрат на оплату труда;
  • бюджет коммерческих расходов;
  • бюджет управленческих расходов;
  • прогнозный отчет о прибыли.

К числу финансовых бюджетов относятся

  • инвестиционный бюджет;
  • бюджет денежных средств;
  • прогнозный баланс.

Последовательность формирования основного бюджета удобно представить в виде блок-схемы (рис. 3). Данная блок-схема не отражает всех возможных взаимосвязей между бюджетами, но описывает логическую последовательность процесса бюджетирования.

Рис. 3. Блок-схема формирования основного бюджета

Прежде, чем приступать к изучению методики подготовки основного бюджета, рассмотрим некоторые аспекты философии бюджетирования:

  1. Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные маркетинговые и производственные цели.
  2. Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для предприятия.
  3. Эффективность принятых бюджетов оценивают в процессе диагностики состояния предприятия.
  4. При составлении бюджетов следует опираться на документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности.
  5. Производить бюджетирование без применения вычислительных средств (локальной компьютерной сети) и соответствующего программного обеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности.

Несколько слов в отношении временного характера бюджета. Традиционным считается разбиение года на 12 месяцев и составление всех бюджетных таблиц для каждого месяца в отдельности. Необходимо сознавать, что в этом случае целый месяц представляется одной точкой времени. Зачастую это не устраивает финансового менеджера, и он стремится производить дальнейшее более детальное бюджетирование с разбивкой месяца на недели или на декады. Такой случай можно считать идеальным. Главная проблема его практической реализации – это оперативное обеспечение процесса бюджетирования исходными данными. Практическая истина здесь очень проста: запрограммировать процесс планирования – это только часть задачи. Гораздо сложнее обеспечить информационную поддержку этому процессу в реальном масштабе времени.

В дальнейшем последовательно дадим краткую характеристику каждому из частных бюджетов в общей системе процесса бюджетирования.

4.2. Характеристика частных бюджетов предприятия

Процесс бюджетирование начинается с составления бюджета продаж.

Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т.д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.

При составлении бюджета продаж нужно ответить на следующие вопросы:

  • какую продукцию выпускать;
  • в каких объемах она будет реализована (с разбивкой на определенные промежутки времени);
  • какую установить цену продукции;
  • какой процент продаж будет оплачен в текущем месяце, какой в следующем, стоит ли планировать безнадежную задолженность.

В общем случае компания в текущем периоде уже выпускает несколько видов продукции. Подчиняясь стратегическому плану компании, отдел маркетинга оценивает хозяйственный портфель и выдвигает прогнозы относительно жизнеспособности и объемов реализации того или иного вида продукции.

На объем реализации продукции влияют следующие факторы:

  • макроэкономические показатели текущего и перспективного состояния страны (средний уровень заработной платы, темп роста производства продукции по отраслям, уровень безработицы и т.д.);
  • долгосрочные тенденции продаж для различных товаров;
  • ценовая политика, качество продукции, сервис;
  • конкуренция;
  • сезонные колебания;
  • объем продаж предшествующих периодов;
  • производственные мощности предприятия;
  • относительная прибыльность продукции;
  • масштаб рекламной кампании.

Вопросы о стратегиях и тактиках установления цен на продукцию широко освещены в литературе. Выбор наиболее приемлемого из возможных вариантов осуществляется на основе анализа рынка, целей и состояния компании.

Переходя к вопросу об оплате реализованной продукции, отмечаем, что вся реализованная покупателям продукция может быть оплачена следующими видами платежей: предоплата, оплата по факту получения продукции и продажа товара в кредит, т.е. с временной отсрочкой платежа. Лучшим вариантом прогнозирования характера оплаты продукции является совокупная работа по статистическому анализу опыта компании, сортировке всех существующих контрактов по признаку срока оплаты продукции, оценка степени выполнения покупателями своих обязательств и выдача результата в следующем виде (табл. 16).

Табл. 16. Коэффициенты относительной оплаты продукции

В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:

  • бюджет должен отражать, по крайней мере, месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;
  • бюджет составляется с учетом спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;
  • бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета потоков денежных средств;
  • в процессе прогноза денежных потоков от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть продукции оплачена в месяц отгрузки, в следующий месяц, безнадежный долг (как это показано в табл. 16).

Одновременно с бюджетом продаж целесообразно составлять бюджет коммерческих расходов, хотя на блок-схеме составления основного бюджета он находится ближе к отчету о прибылях и убытках. Во-первых, бюджет коммерческих расходов непосредственно связан с бюджетом продаж; во-вторых, коммерческие расходы планируются теми же подразделениями.

Чтобы отдел маркетинга качественно выполнил свою работу по составлению бюджета продаж и коммерческих расходов, необходимо учитывать следующее:

  • расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж;
  • не следует ожидать повышения объема продаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий по стимулированию сбыта;
  • большинство затрат на сбыт планируется в процентном отношении к объему реализации – величина этого отношения зависит от стадии жизненного цикла товара;
  • коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям в зависимости от сегментации рынка;
  • значительную часть затрат на сбыт составляют затраты на продвижения товара - это определяет приоритеты в управлении коммерческими расходами;
  • в бюджет коммерческих расходов включают расходы по хранению, страховке и складированию продукции.

Бюджет производства – это производственная программа, которая определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (в натуральных показателях).

Он опирается на бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок. Для расчета объема товаров, которые должны быть произведены, используется следующая универсальная формула:

ТМС готовой продукции на начало периода + Планируемый объем производства продукции =

Планируемый объем продаж + ТМС готовой продукции на конец периода.

Необходимый объем выпуска продукции определяется, таким образом, как планируемый объем продаж плюс желаемый запас продукции на конец периода минус запасы готовой продукции на начало периода. Сложным моментом является определение оптимального запаса продукции на конец периода. С одной стороны, большой запас продукции поможет отреагировать на непредвиденные скачки спроса и перебои с поставкой сырья, с другой стороны деньги, вложенные в запасы, не приносят дохода.

Как правило, запас готовой продукции на конец периода выражают в процентах относительно продаж следующего периода. Эта величина должна учитывать погрешность прогноза объема продаж и историю отношений с покупателями.

Одновременно с бюджетом производства следует составлять бюджет производственных запасов. Он должен отражать планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовой продукции. Бюджет подготавливается в стоимостном выражении и призван количественно представить опасения снабженцев предприятия относительно перебоев в поставках сырья, неточности прогноза продаж и др. Информация бюджета производственных запасов используется также при составлении прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках.

Бюджет прямых затрат на материалы – это количественное выражение планов относительно прямых затрат компании на использование и приобретение основных видов сырья и материалов. Механизм составления широко применяется украинскими предприятиями, но качество составления оставляет желать лучшего (завышение расходных коэффициентов и т.д.).

Методика составления исходит из следующего:

  • все затраты подразделяются на прямые и косвенные;
  • прямые затраты на сырье и материалы – затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт;
  • бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж;
  • объем закупок сырья и материалов рассчитывается как объем использования плюс запасы на конец периода и минус запасы на начало периода;
  • бюджет прямых затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности на материалы.

В дополнение к бюджету прямых затрат на материалы составляют график оплаты приобретенных материалов.

Бюджет прямых затрат на оплату труда – это количественное выражение планов относительно затрат компании на оплату труда основного производственного персонала.

При подготовке бюджета прямых затрат на оплату труда учитывают:

  • он составляется исходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала;
  • в бюджете прямых затрат на оплату труда выделяют фиксированную и сдельную часть оплаты труда.

Если на предприятии накопилась задолженность по оплате труда или предприятие подозревает, что не сможет выплачивать заработную плату в установленные сроки, то дополнительно к бюджету прямых затрат на оплату труда составляется график погашения задолженности по заработной плате. Этот график составляется по тому же принципу, что и график оплаты приобретенных сырья и материалов.

Бюджет производственных накладных затрат – это количественное выражение планов относительно всех затрат компании, связанных с производством продукции за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда.

Производственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий ремонт и т.д.) планируется в зависимости от реальных потребностей производства, а переменная часть использует подход, основанный на нормативах. Под нормативом понимается сумма затрат на единицу базового показателя. Для оценки нормативов затрат используют различные базовые показатели. Расчет нормативов производится на основе данных предшествующих периодов с возможными корректировками на инфляцию и некоторые конъюнктурные факторы.

Бюджет управленческих расходов – это плановый документ, в котором приведены расходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производством и сбытом продукции.

К управленческим расходам относят затраты на содержание отдела кадров, отдела АСУ, ОТиЗ, отопление и освещение помещений непроизводственного назначения, услуги связи, налоги, проценты по полученным кредитам и т.д. Большинство управленческих расходов носит постоянный характер, переменная часть планируется с помощью норматива, в котором роль базового показателя, как правило, играет объем проданных товаров (в натуральном или денежном выражении).

Составив описанные выше предварительные бюджеты, можно приступать к формирования основного финансового бюджета, которое начинается с формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках компании.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках – это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.

Наиболее ответственным этапом здесь является оценка себестоимости. Для того, чтобы сделать процесс оценки себестоимости адекватным процессу оперативного финансового планирования, необходимо построить модель себестоимости, с помощью которой происходит автоматический пересчет себестоимости в зависимости от изменения факторов потребления ресурсов и цен. Вся совокупность потребляемых предприятием ресурсов представляется в виде стандартного набора, который может расширяться в зависимости от планов освоения предприятием новых видов продукции. Для каждого вида ресурса устанавливается расходный коэффициент c ik , который определяет потребление i-го ресурса k-ым продуктом. Помимо этого оценивается цена каждого i-го ресурса p i . Модель оценки себестоимости наглядно можно представить в виде двух следующих таблиц.

Табл. 17. Модель оценки себестоимости в виде расходных коэффициентов

С помощью представленных в табл. 17 и 18 данных расчет себестоимости производится с помощью следующей простой формулы:

Плановый отчет о прибылях и убытках содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия и тем самым позволяет менеджерам проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей. Если сметная чистая прибыль необычно мала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, необходимы дополнительный анализ всех составляющих сметы и ее пересмотр.

Следующим шагом, одним из самых важных и сложных шагов в бюджетировании, является составление бюджета денежных средств.

Бюджет денежных средств – это плановый документ, отражающий будущие платежи и поступление денег. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход - по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия). Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек денег, либо недостаток денежных средств.

Минимальная денежная сумма представляет собой своего рода буфер, который позволяет спасти положение при ошибках в управлении движением наличных средств и в случае непредвиденных обстоятельств. Эта минимальная сумма денежных средств не является фиксированной. Как правило, она будет несколько больше в течение периодов высокой деловой активности, чем во время спада. Кроме того, для повышения эффективности управления денежными средствами значительная часть указанной суммы может находиться на депозитных счетах.

Бюджет денежных средств составляют отдельно по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Такое разделение очень удобно и наглядно представляет денежные потоки.

Данные по бюджету продаж, различным бюджетам производственных и текущих расходов, а также по бюджету капитальных затрат отражаются в бюджете денежных средств. Во внимание также должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов, а также другие проекты, требующие денежных расходов.

На заключительном этапе процесса бюджетирования составляется прогнозный баланс.

Прогнозный баланс – это форма финансовой отчетности, которая содержит информацию о будущем состоянии предприятия на конец прогнозируемого периода.

Прогнозный баланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решением которых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидности предприятия). Прогнозный баланс позволяет выполнять расчеты различных финансовых показателей. Наконец, прогнозный баланс служит в качестве контроля всех остальных бюджетов на предстоящий период – действительно, если все бюджеты составлены методически правильно, баланс должен “сойтись”, т.е. сумма активов должна равняться сумме обязательств предприятия и его собственного капитала.

Планирование бюджета может помочь вам разделаться с долгами, придать уверенности в финансовом будущем и даже сделать вас счастливее. В зависимости от ваших обстоятельств, правильное планирование бюджета может не требовать от вас тратить меньше. Вместо этого, вам, возможно, просто придется принимать более эффективные финансовые решения.

Шаги

Часть 1

Отслеживание своих доходов и расходов

    Соберите все, что вам нужно, чтобы начать отслеживать историю расходов. Соберите прошлые счета, отчеты об использовании банковских и кредитных карт и квитанции, которые могут позволить вам точно оценить сколько денег вы тратите каждый месяц.

    Используйте специальные приложения для бюджетного планирования. Личные финансовые приложения быстро становятся новой тенденцией в области персональных финансов. Эти программы имеют встроенные инструменты по планированию бюджета, которые помогут настроить ваш бюджет, наряду с аналитическим анализом, который поможет вам спрогнозировать денежные потоки в будущем и лучше понять ваши привычки. Некоторые популярные программы в области личных финансов включают в себя:

    • Квикен
    • Майкрософт Моней
    • Эйс Моней
    • Баджет Палс
  1. Создайте таблицу в Excel. Если вы не хотите использовать программное обеспечение бюджетирования, вы можете определить свой собственный бюджет с помощью простой таблицы. Ваша цель – отображать все ваши расходы и доходы в течение года так, чтобы создать таблицу, которая ясно показывала бы всю информацию, позволяя быстро определить те области, в которых вы можете планировать траты умнее.

    • Разбейте ряд ячеек сверху (начиная с ячейки B1) на 12 месяцев.
    • Создайте столбец расходов и доходов в столбце A. Сначала вы можете перечислить либо доходы либо расходы, но постарайтесь сгруппировать все расходы и все доходы отдельно, чтобы избежать путаницы.
    • Вы должны сгруппировать расходы вместе по категориям. Например, вы можете создать категорию «коммунальные услуги», которая включала бы в себя все ваши счета за электричество, газ, воду и телефон.
    • Решите, хотите ли вы включить элементы, которые вычитаются непосредственно из вашей зарплаты, такие как страховка, пенсионные взносы или налоги. Если вы не включаете их в свою таблицу, убедитесь, что в разделе «Доход» вы указываете ваш чистый доход (после вычета всех обязательных отчислений), а не «грязный» (общий, до вычета всех отчислений).
  2. Задокументируйте ваши накопленные данные о бюджете за последние 12 месяцев. Добавьте все свои расходы и доходы за последние 12 месяцев, используя данные из отчетов об использовании ваших банковских и кредитных карт, чтобы обеспечить точное представление обо всех ваших доходах и расходах.

    Определите историю ваших общих ежемесячных доходов. Вы получаете фиксированную зарплату и знаете наверняка, сколько вы приносите домой каждую неделю? Вы фрилансер чья зарплата варьируется каждый месяц? Задокументированная история доходов за предыдущий год может помочь вам получить точное представление о вашем среднемесячном доходе.

    • Если вы независимый подрядчик или фрилансер, имейте в виду, что вы приносите домой не то, что вы зарабатываете. Например, вы можете приносить домой $2.500 каждый месяц, но это сумма до вычета налогов. Выясните, сколько вам, вероятно, придется заплатить в виде налогов и вычтите эту сумму из вашего ежемесячного дохода, чтобы прийти к более точному числу.
    • Если вы наемный работник, не учитывайте возможный возврат налогов в общем доходе. Ваш ежемесячный доход должен отражать только то, что вы приносите домой после уплаты налогов. Если вам возвратят сумму удержанного налога, вы сможете делать с ней все что захотите; если она к вам не вернется, вы не должны будете волноваться об этом.
  3. Перечислите все ваши ежемесячные расходы в таблице. Какие счета вы должны оплачивать каждый месяц? Сколько вы тратите каждую неделю на продукты и бензин? Вы ужинаете с друзьями каждую пятницу или ходите в кино раз в неделю? Сколько денег вы тратите на покупки? Отслеживание фактических расходов за предыдущий год поможет вам развить точное представление о ваших привычках тратить, так как большинство людей недооценивают количество денег, которое, как они считают, они тратят каждый месяц.

    Проанализируйте свои доходы и расходы. Если ваши расходы превышают ваши доходы, вы живете не по средствам. Ваш бюджет должен быть разделен на две группы:

    • Фиксированные расходы . Они включают в себя регулярные ежемесячные расходы, такие, как оплата за коммунальные услуги, страховка, долги по кредитам, продукты питания и другие необходимые вещи, такие как одежда и бытовые предметы.
    • Необязательные расходы . Необязательные расходы – это нефиксированные расходы, которые могут возникнуть «по вашему желанию». Элементы, которые подпадают под эту категорию включают в себя сбережения, развлечения, отдых и другие предметы роскоши.

    Часть 2

    Создавая свой бюджет
    1. Создайте предварительный бюджет. История бюджета, о которой упоминалось в части 1, поможет вам создать точный предварительный бюджет. Вы должны рассчитать свои фиксированные расходы и доходы, а затем решить, как вы хотите тратить свои свободные деньги.

      • Для расчета фиксированных расходов, возьмите среднее арифметическое расходов за каждый месяц прошлого года, а затем добавьте около 5%. Например, если ваши счета за электричество меняются каждый сезон, но в среднем составляют около $210 в месяц, в расходы за электричество вы должны забить $220 в месяц.
      • Убедитесь, что учли изменения в основных расходах, такие как погашение образовательного кредита или получение кредита на новый автомобиль.
    2. Определите цель для большинства ваших необязательных расходов. Теперь, когда вы определили, сколько свободных денег вы должны иметь каждый месяц, решите, как вы хотите их потратить. Ваша цель должна быть ясной, точной и реальной. Некоторыми краткосрочными целями могут быть:

      • Отложить $8.000 на «черный день»
      • Перечислять 5% с каждой зарплаты на сберегательный счет
      • Расплатиться по долгам на кредитной карте за 12 месяцев
      • Отложить $6.000 на отпуск
    3. Налоговые льготы. Существуют способы откладывать деньги и при этом получать налоговые льготы. Если вы перечисляете деньги на ваш сберегательный счет непосредственно с зарплаты, деньги могут быть перечислены до вычета налога. Некоторые компании даже предлагают что-то вроде пенсионных взносов, которые имеют еще больше налоговых льгот.

      Распланируйте остаток ваших свободных денег. Эта часть вашего бюджета состоит в определении значимости. Какие ценности у вас есть и как вы хотите потратить свои деньги на их реализацию? Деньги, в конце концов, это средство достижения цели, а не самоцель.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация