Ст 31 фз исполнительном производстве комментарии. Схема жалобы в суд. Схема жалобы начальнику

Главная / Общество
  • 4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьёй 13 настоящего Федерального закона;
  • 5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьёй 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона;

2. Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днём вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Комментарии к ст. 31

Другие статьи раздела

Изменения ст. 31 Закон об исполнительном производстве

Быстрый переход к статье

Запомни: Договор-Юрист

Это юристы, кодексы и бланки


Если вы ищите поправки к статье 31 - ищите их в клубе!

Обновления кодексов

Ответы юристов

Кодексы РФ

Юристы Москвы

Навигация по закону

Активные юристы

Лучшие юристы

Типовые договоры

Информация

Документы

О разделе «Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (229-ФЗ)»

Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется. Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции Закон об исполнительном производстве. Комментарии к статьям закона вы можете получить, нажав кнопку «Задать вопрос». По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.

На сайте предусмотрен удобный поиск статей, например «ст. 31 Закон об исполнительном производстве», вам сразу будет предоставлена статья законодательного документа, судебная практика и комментарии к нему.

Копирование материалов с сайта «Договор-Юрист. Ру» возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.

Под «бесплатными юридическими консультациями» подразумеваются ответы на типовые вопросы, справочная информация по статьям кодексов и законов

Бесплатная юридическая консультация:

Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства

1. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона;

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

Бесплатная юридическая консультация:


4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона;

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктом 1 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона;

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов;

Бесплатная юридическая консультация:


9) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 настоящего Федерального закона;

10) исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;

11) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона.

2. Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

3. Устранение обстоятельств, предусмотренных пунктамии 7 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Бесплатная юридическая консультация:


Судебная практика по статье 31 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ

Определение от 25 декабря 2017 г. по делу № А/2016

Определение от 27 сентября 2017 г. по делу № А/2016

Постановление от 22 августа 2017 г. по делу № А/2017

Постановление от 21 августа 2017 г. по делу № А/2016

Постановление от 18 августа 2017 г. по делу № А/2016

Постановление от 17 августа 2017 г. по делу № А06-128/2017

Решение № 2А-646/2017 2А-646/2017

Постановление от 11 августа 2017 г. по делу № А/2016

Апелляционное постановление №/2017 от 10 августа 2017 г. по делу №/2017

Постановление от 10 августа 2017 г. по делу № А81-310/2017

«Судебные и нормативные акты РФ»

Энциклопедия судебной практики. Отказ в возбуждении исполнительного производства (Ст. 31 Закона "Об исполнительном производстве")

Энциклопедия судебной практики

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Бесплатная юридическая консультация:


(Ст. 31 Закона "Об исполнительном производстве")

1. Приостановление исполнения судебного акта не является обстоятельством, исключающим возбуждение исполнительного производства, и не может служить основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства

В случае, когда исполнительное производство не возбуждено, определение суда о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта не препятствует взыскателю обратиться с заявлением в службу судебных приставов о возбуждении исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель не вправе отказать в возбуждении исполнительного производства лишь по тому основанию, что исполнение судебного акта, по которому выдан исполнительный лист, приостановлено.

Приостановление исполнения судебного акта не является обстоятельством, исключающим возбуждение исполнительного производства, и не может служить основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.

2. Срок на добровольное исполнение требований, содержащихся в исполнительном листе, устанавливается судебным приставом-исполнителем с момента возобновления исполнительного производства

Бесплатная юридическая консультация:


В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель одновременно указывает на приостановление исполнения судебного акта соответствующим судом и приостановление исполнительного производства, поэтому срок на добровольное исполнение требований, содержащихся в исполнительном листе, устанавливается судебным приставом-исполнителем с момента возобновления исполнительного производства.

3. Факт изменения наименования юридического лица, удостоверенный свидетельствами о внесении изменений в сведения о юридических лицах, не является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства

Приложив к своему заявлению свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, подтверждающее государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и содержащее его новое наименование при сохранении основного государственного регистрационного номера, взыскатель предоставил судебному приставу все необходимые документы, свидетельствующие об изменении его наименования и подтверждающие подачу заявления о возбуждении исполнительного производства именно тем юридическим лицом, которое указано в качестве взыскателя в исполнительном листе. Следовательно, основание для отказа в возбуждении исполнительного производства со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве у судебного пристава в данном случае отсутствовало.

4. Отсутствие имущества, принадлежащего должнику по месту, указанному взыскателем в заявлении, не является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства

Оставляя в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции указал на то, что Закон об исполнительном производстве не обязывает взыскателя на момент подачи заявления документально подтверждать сведения о местонахождении имущества должника.

Бесплатная юридическая консультация:


5. Непредставление взыскателем документов, достоверно подтверждающих сведения о местонахождении имущества должника, не является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства

Исходя из положений Закона об исполнительном производстве, непредставление взыскателем документов, достоверно подтверждающих сведения о местонахождении имущества должника, а также фактическое отсутствие имущества, принадлежащего должнику по месту, указанному взыскателем в заявлении о возбуждении исполнительного производства, не является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства, предусмотренным статьей 31 Закона об исполнительном производстве.

Закон об исполнительном производстве не обязывает взыскателя на момент подачи заявления документально подтверждать сведения о местонахождении имущества должника.

Бесплатная юридическая консультация:


Таким образом, наличие или отсутствие документов, подтверждающих нахождение представительства (филиала) должника по адресу, указанному взыскателем, не может свидетельствовать о незаконности действий судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства.

6. Если исполнительный документ поступает в службу судебных приставов после принятия судом решения о признании должника банкротом, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства

Если исполнительный документ (за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 Закона об исполнительном производстве, по которым исполнительное производство не оканчивается) поступает в службу судебных приставов после принятия судом решения о признании должника банкротом, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца шестого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве применительно к пункту 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.

Судебные инстанции установили, что судебный пристав располагал сведениями о признании должника банкротом до возбуждения исполнительного производства, следовательно, должен был отказать в его возбуждении применительно к пункту 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве. Поэтому суды пришли к правомерным выводам о незаконности постановления и нарушении им прав общества.

7. Взыскание с должника, признанного банкротом, текущих обязательных платежей возможно только за счет денежных средств, находящихся на его расчетном счете, принудительное взыскание текущей налоговой задолженности в ходе конкурсного производства за счет иного имущества недопустимо

Бесплатная юридическая консультация:


Взыскание с должника, признанного банкротом, текущих обязательных платежей возможно только за счет денежных средств, находящихся на расчетном счете должника, принудительное взыскание текущей налоговой задолженности в ходе конкурсного производства за счет иного имущества должника недопустимо.

Учитывая изложенное выше, суды пришли к правильному выводу о том, что судебный пристав не имеет правовых оснований производить принудительное взыскание задолженности за счет имущества должника, признанного банкротом, и обоснованно отказал в возбуждении исполнительного производства.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из того, что у судебного пристава не имелось оснований для обращения взыскания на имущество должника, так как Общество находится в стадии банкротства и взыскание текущих платежей возможно только путем направления в банк инкассового поручения, которое подлежит исполнению банком с учетом очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", но не за счет имущества должника.

Суды обоснованно указали, что судебный пристав-исполнитель не имеет правовых оснований производить принудительное взыскание задолженности за счет имущества должника, признанного банкротом.

Это послужило надлежащим основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Бесплатная юридическая консультация:


Принудительное исполнение постановления заявителя о взыскании за счет имущества должника страховых взносов, пени и штрафов не соответствует абзацу 9 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

8. Требования о взыскании административных штрафов учитываются в реестре требований кредиторов, поэтому возбуждение исполнительного производства о взыскании штрафа после открытия процедуры наблюдения неправомерно

Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 данного Закона.

Бесплатная юридическая консультация:


Заявление уполномоченного органа о включении в реестр сумм штрафов, назначенных за административные правонарушения, должно быть подано в арбитражный суд.

В силу пункта 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответствии оспариваемых действий судебного пристава-исполнителя нормам Закона о банкротстве и Закона об исполнительном производстве, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя.

Общество, посчитав, что требование о взыскании административного штрафа не относится к текущим платежам и подлежит включению в реестр требований кредиторов, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что административный штраф не относится к текущим платежам, признал оспариваемые действия судебного пристава-исполнителя незаконными.

Бесплатная юридическая консультация:


9. Не является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства неприложение к постановлению о взыскании налоговых платежей за счет имущества должника, неисполненных инкассовых поручений

Судами было также указано, что статьей 31 Закона об исполнительном производстве, устанавливающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, не предусмотрено такое основание для отказа как неприложение к постановлению о взыскании налоговых платежей за счет имущества должника, принимаемому инспекцией на основании статьи 47 Кодекса, неисполненных инкассовых поручений, направлявшихся инспекцией в порядке статьи 46 Кодекса в рамках процедуры взыскания задолженности за счет денежных средств.

10. Если документы не лишены элемента принудительности, не приняты в отношении бюджетных учреждений либо организации, в отношении которой возбуждено дело о банкротстве, то нет оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ N 229-ФЗ

При этом судами сделан правильный вывод о том, что отказ в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ возможен исключительно в случаях, когда исполнение должно осуществляться органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами, определенными федеральными законами (статья 7 Закона N 229-ФЗ), в том числе при обращении взыскания на бюджетные средства по денежным обязательствам бюджетных учреждений (статья 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации), в отношении взыскания с юридических лиц, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве (Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Как обоснованно указали суды, в рассматриваемом случае исполнительные документы, предъявленные к исполнению, не лишены элемента принудительности в аспекте мер государственного принуждения, не приняты в отношении бюджетных учреждений либо в отношении организации, в отношении которой возбуждено дело о банкротстве.

Бесплатная юридическая консультация:


В связи с изложенными обстоятельствами у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, содержащиеся в пункте 8 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ.

11. При отсутствии сведений о наличии у бюджетного учреждения счетов в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации судебный пристав-исполнитель не может отказать в возбуждении исполнительного производства

Судебный пристав-исполнитель не может отказать в возбуждении исполнительного производства по основаниям, предусмотренным подпунктом 8 пункта 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ, если у него отсутствуют сведения о наличии или об отсутствии у бюджетного учреждения счетов в учреждении Центрального банка РФ или в кредитной организации. Он должен получить данные сведения, подав соответствующий запрос.

На момент получения исполнительного документа в отношении должника - бюджетного учреждения судебный пристав-исполнитель не имел достоверной информации о наличии или отсутствии у бюджетного учреждения счета, открытого должнику в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации. Следовательно, вывод суда о том, что ранее полученная информация о наличии или отсутствии у бюджетного учреждения банковского счета при решении вопроса о возбуждении исполнительного производства по вновь поступившему исполнительному документу не может быть основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства, судебная коллегия считает правильным.

12. Отсутствие документов, подтверждающих полномочия руководителя организации, действующего от ее имени без доверенности, на подписание заявления, не предусмотрено в качестве основания для отказа в возбуждении исполнительного производства

Бесплатная юридическая консультация:


В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 229-ФЗ заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

Между тем, как правомерно отмечает апелляционный суд, отсутствие документов, подтверждающих полномочия руководителя организации, действующего от ее имени без доверенности, на подписание заявления, в качестве основания для отказа в возбуждении исполнительного производства в статье 31 Федерального закона N 229-ФЗ не предусмотрено.

Отсутствие документов, подтверждающих полномочия руководителя организации, действующего от ее имени без доверенности, на подписание заявления, в качестве основания для отказа в возбуждении исполнительного производства в статье 31 Федерального закона N 229-ФЗ не предусмотрено.

13. Неприложение к постановлению налогового органа документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства

Постановление налогового органа о взыскании налогов и сборов за счет имущества должника может считаться исполнительным документом только в том случае, если к нему приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований данного органа в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований. Неприложение к постановлению налогового органа документов, содержащих указанную информацию, является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.

Бесплатная юридическая консультация:


Неприложение к постановлению налогового органа о взыскании налогов и сборов за счет имущества должника документов, содержащих указанную информацию, является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Закон об исполнительном производстве.

14. Судебные приказы Хозяйственного суда г. Минска не требуют дополнительного признания и подлежат исполнению на территории РФ

Как следует из материалов дела, спорные судебные приказы выданы Хозяйственным судом г. Минска (Республика Беларусь).

Учитывая положения ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 1, ст. 2 Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации, заключенного в городе Москве 17.01.2001, ст. 6 Соглашения от 20.03.1992 "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности", а также статьи 329 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что судебные приказы Хозяйственного суда г. Минска не требуют дополнительного признания и подлежат исполнению на территории Российской Федерации, и содержат все необходимые сведения, предусмотренные ст. 13 Закона об исполнительном производстве, в связи с чем, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали предусмотренные ст. 31 Закона об исполнительном производстве основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.

15. Сведения о месте государственной регистрации должника (при указании его места жительства и ИНН) носят уточняющий характер, и их отсутствие в исполнительном листе не является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства

Бесплатная юридическая консультация:


Суд обоснованно указал на то, что сведения, содержащиеся в исполнительном листе, позволяют идентифицировать должника, в связи с чем сведения о месте государственной регистрации должника (при указании его места жительства и ИНН) носят уточняющий характер, и их отсутствие в исполнительном листе не приводит к невозможности его исполнения.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что отсутствие в исполнительном листе указания на место государственной регистрации должника не затрагивает существа принятого решения, не изменяет объем обязанностей, установленных судебным актом, не создает препятствий для исполнения судебного акта, то есть содержащиеся в исполнительном документе сведения являлись достаточными для его исполнения.

В "Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Бесплатная юридическая консультация:


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве" использованы авторские материалы, предоставленные Азымовой М.Р., Комлевым Е.Ю., Рожковой Ю.Е., Шумилиным П., Михайлевской М.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Бесплатная юридическая консультация:

"Постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. n 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (под ред. О.В. Исаенковой)

ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

1. В связи с реформированием экономических отношений в РФ, развитием предпринимательской деятельности возникла необходимость разработки эффективной системы принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Комментируемый Закон был принят в развитие Концепции судебной реформы и призван регулировать порядок принудительного исполнения судебных актов и иных исполнительных документов. Закон не содержит глобальных изменений процессуального законодательства. В основном он был разработан с учетом сложившейся судебной практики, выводов Конституционного Суда. Однако эффективность исполнительного производства всегда связана с его состоянием. Практика принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов последних лет выявила ряд острых проблем, влияющих в итоге на результативность исполнения. Некоторые из них призван решить настоящий Закон.

Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. «О Концепции судебной реформы в РСФСР» / Справочно-правовая система.

2. Под бюджетной системой РФ понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ - далее БК РФ).

В соответствии со ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство РФ, которым устанавливаются условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ.

Таким образом, к бюджетному законодательству следует относить такие законы, как федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов РФ о годовых бюджетах этих субъектов и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год.

Статья 2. Задачи исполнительного производства

Комментарий к статье 31

1. Наряду с возбуждением исполнительного производства в законе предусмотрено и другое процессуальное последствие предъявления заявления и исполнительного документа - отказ в возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Основания для вынесения данного постановления перечислены в законе исчерпывающим образом.

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя. Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 настоящего Федерального закона. В данном случае должны быть соблюдены общие и специальные правила о месте совершения исполнительных действий, указанные в ст. 33 Закона об исполнительном производстве. Кроме того, в комментируемом основании для отказа в возбуждении исполнительного производства предусмотрено исключение; в соответствии с которым если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к

исполнению. Здесь необходимо использовать правила об исчислении, перерыве и восстановлении сроков предъявления исполнительных документов, предусмотренные ст.ст. 21 - 23 Закона об

исполнительном производстве;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 настоящего Федерального закона. Перечень исполнительных документов предусмотрен ст. 12 Закона об исполнительном производстве и не является исчерпывающим, поскольку к исполнительным документам относятся также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 8 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Другое важное условие состоит в том, что исполнительный документ по своему содержанию должен соответствовать общим требованиям ст. 13 Закона об исполнительном производстве;

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство

по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Закона об

исполнительном производстве. Основания для прекращения исполнительного производства судебным приставом сформулированы в Законе исчерпывающим образом, поэтому по иным основаниям прекращение исполнительного производства невозможно. Одним из последствий прекращения исполнительного производства является невозможность повторного предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве. В отличие от прекращения исполнительного производства окончание исполнительного производства не во всех случаях препятствует повторному предъявлению исполнительного документа к принудительному исполнению. Такими препятствиями выступают лишь следующие отдельные основания окончания исполнительного производства:

Фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона);

Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п.

2 ч. 1 ст. 47 Закона);

Выплата штрафа в полном объеме; замена штрафа другим видом наказания или отмена наказания в виде штрафа в порядке амнистии либо помилования; смерть должника-осужденного или объявление его умершим в исполнительном производстве по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление (п. п. 1,2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона);

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению. В соответствии со ст. 12 Закона об исполнительном производстве ряд исполнительных документов являются юрисдикционными актами производного характера. Например, исполнительный лист выдается на основании судебного решения, определения или приговора суда, а та кже иных актов в случаях, предусмотренных законом. По общему правилу исполнительный лист выдаете я только после того, когда юрисдикционный акт, являющийся основанием его выдачи, вступит в законную силу. Однако судебные процедуры предполагают возможность оспаривания и вступивших в законную си лу судебных актов в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском процес се, а применительно к арбитражному процессу дополнительным способом выступает кассационное прои зводство. В то время как срок предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению сост авляеттри года (ч. 1 ст. 21 Закона об исполнительном производстве). Поэтому вполне вероятна такая ситуация, при которой исполнительный лист выдан судом, но не предъявлен к принудительному исполнению, а впоследствии судебный акт, являющийся основанием для его выдачи, был оспорен и отменен в порядке пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. В соответствии с действующим законодательством ФССП России не является единственным органом исполнения. Так, согласно ч. 2 ст. 1 Закона об исполнительном производстве условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. Например, по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации (ч. 2 ст. 242.2 БК РФ).

2. В ч. 2 комментируемой статьи разрешены некоторые процессуальные вопросы отказа в принятии исполнительного документа.

Прежде всего, отказ в принятии исполнительного документа оформляется путем вынесения отдельного постановления судебного пристава-исполнителя. При этом должны быть соблюдены требования ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве в отношении основных реквизитов данного документа. Далее судебный пристав-исполнитель копию постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, обязан направить взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Должнику копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства не направляется.

3. В тех случаях, когда обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа в возбуждении исполнительного производства и указанные в п. п. 1 - 4 и 7 ч. 1 комментируемой статьи, будут устранены, взыскатель, иные уполномоченные лица получают право на повторное предъявление исполнительного документа к принудительному исполнению. Если отказ в возбуждении исполнительного производства был осуществлен ввиду того, что исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено или окончено (п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве), повторное предъявление исполнительного документа невозможно.

Отказ в возбуждении исполнительного производства - действие судебного пристава, свидетельствующее об отсутствии оснований принимать к производству исполнительные документы. Ниже описан перечень оснований для отказа и другие связанные с этим нюансы.

Особенности производства

Исполнительное производство - это продолжение судебного процесса, в основном гражданского, хотя закон затрагивает исполнение решений арбитражных судов, а также судебных актов, принятых по результатам рассмотрения административных исков и актов других органов.

Действия пристава регулируются законом, подзаконными актами и методическими рекомендациями. Периодически вопросы его деятельности затрагиваются ППВС и обзорами практики.

Полномочия по отказу

Отказ в возбуждении исполнительного производства - это действие, урегулированное законом. Пристав не вправе совершать его на свое усмотрение. Все движения по делу, так или иначе, описаны в законе. Перечень оснований отказа является исчерпывающим, другое дело, что они не собраны в одной статье.

Когда возможен отказ в возбуждении исполнительного производства, указывается в ст. 31 закона. Основания можно поделить условно на две группы:

  • первая - это формальные и устранимые нарушения;
  • вторая - обстоятельства в принципе исключают производство по делу.

Перечень оснований отказа

Заявитель имеет право на открытие дела, если:

  • исполнительный документ поступил без заявления или на заявлении нет подписи обратившегося лица;
  • заявление подано не в то управление (нарушен принцип территориальности);
  • пропущен срок предъявления исполнительного документа;
  • исполнительный документ не соответствует требованиям законодательства;
  • по тому же исполнительному документу уже велось производство, и оно было прекращено;
  • не вступил в силу документ, на основании которого выдан исполнительный лист;
  • суд отсрочил или предписал исполнить решение путем рассрочки;
  • исполнительный документ обязывает выдать незаконно перемещенного ребенка через границу, но ребенок достиг возраста, при котором исполнение исключается, например, 18-летнего. Международное соглашение может предусматривать и иную возрастную планку.

Перечень оснований отказа в возбуждении исполнительного производства шире, и статья 31 прямо отсылает на иные положения закона.

Недостатки заявления

Инициатором исполнительного производства служит взыскатель, написавший заявление. Его форма или образец предоставляются или на сайте, или в отделении службы.

Обычно граждане забывают расписаться или лицо, представляющее интересы взыскателя, забывает приложить копию доверенности. Иные недостатки - отсутствие номера счета в банке, на который делаются переводы денежных средств, сведений о взыскателе и должнике, их месте жительства и т.д. Как ни странно, но написание заявления вызывает трудности у граждан.

Принцип территориальной работы

Отказ пристава в возбуждении исполнительного производства возможен из-за обращения не в то подразделение. Что это значит? Распределение деятельности основано на районировании. Например, районный суд обслуживает Ленинский район города, существует подразделение приставов, обслуживающее ту же территорию. И, если исполнительный лист выдан ленинским судом, его исполнение ложится на отдел ФССП того же района.

Исключение составляют сводные производства, объединяющие несколько дел. В этом случае группа приставов не ограничена пределами одного района. Однако решение о передачи производства группе принимается руководством.

Истечение срока

На исполнение решения, получившего законную силу, дается 3 года. Имеются и другие случаи, в частности, по алиментам, по возмещению ущерба жизни и здоровью, где длительность исполнения дольше.

Если время упущено, взыскатель обращается в суд с просьбой восстановить его. В заявлении доказывается уважительность причин пропуска, факт того, что заявитель не мог обратиться в ФССП по объективным причинам, от него не зависящим.

Этот вопрос решается исключительно на уровне суда, и здесь отказ судебного пристава в возбуждении исполнительного производства более чем обоснован.

Исполнительный документ не соответствует закону

Ст. 13 закона об ИП указывает требования к содержанию исполнительного документа. Например, какие сведения указываются о судебном решении, постановлении о розыске ребенка.

Дополнительные требования касаются сотрудничества с другими странами в области исполнительного производства согласно международным договорам, в частности, Минской и Кишиневской Конвенции между странами СНГ.

Если, например, нет подписи или печати должностных лиц и органа, которые должны присутствовать на документе, пристав отказывает в открытии.

Тоже касается нотариальных документов и других бумаг, подлежащих исполнению.

Производство было уже ранее прекращено

Иногда производство закрывают за давностью, если у должника нет имущества или доходов, которые бы служили источником погашения долга. Пристав вправе закрыть дело за невозможностью взыскания.

Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, предусматриваются еще целым рядом статей, например, в случае смерти должника, либо отмены акта, на основании которого производилось взыскание (ст.ст. 43, ст. 103 и т.д.).

Отсрочка, рассрочка и отсутствие законной силы

Суд может вынести по заявлению ответчика решение о рассрочке или отсрочке по уважительной причине. В этом случае исполнение откладывается, и принудительное взыскание невозможно.

Может случиться так, что судебный акт еще не вступил в силу, но на него выдан исполнительный лист. Если нет определения суда о немедленном исполнении такого решения, то открытие производства будет незаконным.

Оформление постановления

Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства оформляется согласно закону и ведомственным инструкциям, в частности, методическим указаниям.

Перечень сведений в постановлении пристава следующий:

  • название подразделений, адрес офиса;
  • дата принятия решения;
  • должность, фамилия, инициалы пристава;
  • номер производства (обычно тот, который был присвоен делу в суде);
  • разрешаемый вопрос (об открытии производства);
  • ссылка на законодательство;
  • существо принятого решения (отказать в открытии производства по заявлению ФИО заявителя);
  • порядок и сроки подачи жалобы на постановление (часто искажается и не соответствует нормам закона);
  • дата и подпись.

На документе обязательно сотрудниками канцелярии ставится подпись.

Порядок обжалования

Обжалование отказа в возбуждении исполнительного производства предусматривается двумя способами:

  • путем подачи жалобы начальнику отдела приставов;
  • путем подачи жалобы в суд в порядке КАС (действие последнего распространяется на все исполнительные производства, несмотря на то, каким органом выдан исполнительный лист, кроме арбитражного суда).

Общий срок обжалования - 10 суток с момента вынесения отказа или с момента, когда о нем стало известно.

Схема жалобы начальнику

Заявление оформляется следующим образом:

  • наименование органа должностного лица (или просто начальнику отдела без указания фамилии и инициалов);
  • сведения о заявителе (адрес проживания);
  • сведения о производстве (номер и предмет производства);
  • описание обстоятельств, доводы ссылки на закон, почему отказ незаконен;
  • просьба (отменить постановление об отказе, его номер дата, кем вынесено);
  • подпись и дата.

Схема жалобы в суд

Последовательность оформления иска:

  • истец - заявитель сведения о нем;
  • ответчик - пристав-исполнитель;
  • должник - третье лицо и сведения о нем;
  • обстоятельства жалобы;
  • доводы о незаконности;
  • просьба отменить постановление и обязать возбудить исполнительное производство;
  • перечень прилагаемых документов;
  • подпись и дата.

Число копий документов согласно количеству участников процесса. Судьи часто обязывают оплачивать госпошлину, хотя здесь она не нужна.

Судебная практика по отказам в возбуждении исполнительного производства, показывает формальность действий приставов. Причины, по которым они отказывают, часто надуманны и связаны больше с желанием затянуть начало новых производств, т.к. руководство давит на сотрудников из-за статистических показателей.

Срок обжалования обычно отсчитывается с момента, когда стало известно о принятии решения, фактически со времени получения документа. Чтобы не столкнуться с преградами, юристы, страхуясь, просят восстановить срок подачи жалобы, ссылаясь на задержки из-за плохой работы почты.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация