Понятие и функции принципов международного частного права. МЧП: предмет, понятие, принципы. Современное международное частное право. Курс лекций по Международному частному праву

Главная / Суд

Вопрос № 36. Принципы МЧП.

Принципы МЧП

Это руководящие правила поведения субъектов, возникшие как результат общественной практики.

Это юридически закрепленные начала МЧП.

Функции принципов МЧП :
1. Способствуют стабилизации МО.

2. Закрепляют всё новое, что появляется на практике.

К общим принципам МЧП относят принципы МПП :


  • Принцип неприменения силы и угрозы силой;

  • Принцип разрешения международных споров мирными средствами;

  • Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

  • Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

  • Принцип равноправия и самоопределения народов;

  • Принцип суверенного равенства государств;

  • Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;

  • Принцип нерушимости государственных границ;

  • Принцип территориальной целостности государств;

  • Принцип уважения прав человека и основных свобод
Специальные принципы МЧП:

  1. Принцип наибольшего благоприятствования (торговля)
Иностранцы пользуют максимальные права, которые предоставлены лицам других государств. Создаются равные условия для всех иностранных государств, их организаций и фирм в отношении вопросов торговли итп, которые предусмотрены договором.

Этот принцип всегда устанавливается в договорном порядке!!!

В силу этого режима в равное положение ставятся иностранные организации и граждане между собой.


  1. Принцип взаимности и принцип реторсии .
Сущность принципов взаимности государств состоит в предоставлении физическим и юридическим лицам иностранных государств определенных прав при условии, что физические и юридические лица предоставляющего права государства будут пользоваться аналогичными правами в иностранном государстве.

Вводя оговорку о взаимности в МД, государство преследует цель обеспечить своим организациями гражданам за границей пользование определенными правами.

В МЧП обычно различают 2 вида взаимности государств:


  • Материальная
Предоставление физ и юр лицам иностранного гос-ва той же суммы прав и полномочий, которыми пользуются отечественные граждане и юр лица в данном инотсранном гос-ве.

  • Формальная взаимность
Иностранным гражданам и юр лицам предоставляются полномочия, вытекающие из местного закона. Иностранное право подлежит применению в РФ независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве такого рода Российское право. В случае когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что взаимность существует, если не доказано иное.

Принцип реторсии – ответное меры по ограничению или запрету. Не может рассматриваться как нарушение принципа недискриминации.

Действие коллизионной нормы может быть ограничено путем использования оговорки о публичном порядке . Иностранный закон может быть не применен, а основанные на нем права могут быть не признаны судами или иными органами данного госудасртва, если такое применение или признание противоречило бы порядку. Законодательство РФ исходит из того, что в некоторых случаях могут быть установлены ограничения применения иностранного закона, если это противоречит правопорядку.

На практике в РФ к этому не прибегают.


страница 1

Принципами МЧП являются основные начала, правила, которые составляют основу правового регулирования международных частных отношений. Во-первых, право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров РФ, российского законодательства и обычаев, признаваемых в Российской Федерации (п. 1 ст. 1186 ГК РФ).

При этом если невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано, а если международный договор РФ содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается. Таким образом, законодательно закреплен принцип тесной связи правовой природы отношений и права, подлежащего применению. Тем самым преследуется цель создания режима наибольшего благоприятствования для наиболее эффективного разрешения споров.

Этот принцип проявляется неоднократно. Например, в ст. 1188 ГК РФ закреплено правило применения права страны с множественностью правовых систем. Оно позволяет в случае, когда подлежит применению право страны, в которой действуют несколько правовых систем, определить применимую правовую систему в соответствии с правом этой страны. Если невозможно определить в соответствии с правом этой страны, какая из правовых систем подлежит применению, применяется правовая система, с которой отношение наиболее тесно связано. Это значит, что если внутри одного государства действует несколько различных правовых систем, то суд должен выбрать право того региона, которое по своей сути приближено к юридической природе спора. К таким государствам относятся, например, США, где право одного из штатов может существенно отличаться от права другого. Поэтому сторонам при указании применимого права желательно указывать еще и регион (субъект государства, штат) применимого права страны.

Анализируя содержание ст. 1187 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что законодатель придерживался установления национального режима в российском праве. Так, общее правило гласит, что при определении права, подлежащего применению, толкование юридических понятий осуществляется в соответствии с российским правом, если иное не предусмотрено законом. Если при определении права, подлежащего применению, юридические понятия, требующие квалификации, не известны российскому праву или известны в ином словесном обозначении либо с другим содержанием и не могут быть определены посредством толкования в соответствии с российским правом, то при их квалификации может применяться иностранное право.

Иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли российское право в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода. Однако может действовать принцип взаимности, который означает, что в Российской Федерации применение иностранного права возможно, только если российское право применяется к подобным отношениям на территории иностранного государства.

В случае, когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное (ст. 1189 ГК РФ). Взаимность может иметь обратную сторону и выражаться в виде реторсий (лат. retorsio - обратное действие), т.е. ответных ограничений в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц (ст. 1194 ГК РФ). Реторсии устанавливаются Правительством РФ. Порядок установления реторсий отчасти урегулирован ст. 40 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", и соответствии с которой федеральный орган исполнительной власти собирает и обобщает информацию, связанную с нарушением иностранным государством прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и российских лиц.

Если в результате рассмотрения поступившей информации этот федеральный орган исполнительной власти сделает вывод о целесообразности введения ответных мер в связи с нарушениями, он представляет в Правительство РФ доклад, содержащий согласованные с МИД России предложения о введении ответных мер. Решение о введении ответных мер принимается Правительством РФ. До введения ответных мер Правительство РФ может принять решение о проведении переговоров с соответствующим иностранным государством.

Правительство РФ может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации; предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц; не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц; не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических или юридических лиц этого государства па территории РФ.

Принцип comitas gentium {comity of nations, droit de convenance, международная вежливость) предполагает, что международные отношения, которые не регулируются строго юридическими нормами, необходимо строить на взаимном доброжелательстве и добровольных уступках друг другу. Принципом международной вежливости руководствуются цивилизованные народы, например, английские юристы свели к международной вежливости даже нормы строгого права и основывают на ней все современное международное право, как частное, так и публичное.

Принцип исключения обратной отсылки означает, что любая отсылка к иностранному праву должна рассматриваться как отсылка к материальному, а не к коллизионному праву соответствующей страны. Данный принцип позволяет выбрать право страны, которое подлежит применению, однако под правом понимаются лишь нормы материального права. Этот принцип позволяет избежать путаницы в ситуациях, когда отсылка совершалась к иностранному праву, а то, в свою очередь, отсылало обратно к российскому праву. В связи с этим возможность установления обратной отсылки иностранного права к российскому праву сохраняется только в отношении норм, определяющих правовое положение физического лица.

При применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. В целях установления содержания норм иностранного права суд может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением в Минюст России и иные компетентные органы или организации в Российской Федерации и за границей либо привлечь экспертов. Лица, участвующие в деле, могут представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм. По требованиям, связанным с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности, бремя доказывания содержания норм иностранного права может быть возложено судом на стороны. Если содержание норм иностранного права, несмотря на предпринятые меры, в разумные сроки не установлено, применяется российское право.

При применении права какой-либо страны суд может принять во внимание императивные нормы права другой страны, имеющей тесную связь с отношением, если согласно праву этой страны такие нормы должны регулировать соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При этом суд должен учитывать назначение и характер таких норм, а также последствия их применения или неприменения. В проекте изменений императивные нормы называются как нормы непосредственного применения, поскольку при применении права какой-либо страны суд может принять во внимание императивные нормы права другой страны, имеющей тесную связь с отношением, если согласно праву этой страны такие нормы являются нормами непосредственного применения. При этом суд должен учитывать назначение и характер таких норм, а также последствия их применения или неприменения.

Оговорка о публичном порядке. Норма иностранного права, подлежащая применению, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права с учетом характера отношений, осложненных иностранным элементом.

Отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на отличии правовой, политической или экономической системы соответствующего иностранного государства от правовой, политической или экономической системы Российской Федерации.

1.3
Общие принципы международного частного права

В МЧП, как и в любой иной отрасли или системе права, существуют общие и специальные принципы. Эти принципы не имеют формы «общепринятого международного права, как в случае основных принципов международного публичного права», речь идет о «общих или схожих принципах (правилах) международного частного права конкретных государств» (П. Каленский). Принципы МЧП – это обобщенные, в большой степени абстрактные юридические предписания, имеющие «сквозной» характер (регулирующие все отношения сферы МЧП).

Термин «принцип» используется в МЧП для определения различных правовых понятий:

коллизионные привязки – закон страны суда (принцип права страны суда), закон места нахождения вещи (принцип места нахождения вещи);

– механизм «автономии воли» сторон (принцип автономии воли);

– правовой статус государства и его собственности во взаимоотношениях с частными лицами (принцип иммунитета государства);

– определение правил международной торговли и пребывания иностранных лиц на территории других государств (принцип национального режима).

Доктрина

Принципы МЧП – это «определенные постоянные правила, вытекающие из требования рационального урегулирования наиболее типичных случаев (особенно в сфере коллизионного права)». Они представляют собой «попытку обобщить урегулирование прецедентов коллизионного права, усилить тенденцию к формулировке определенных фундаментальных правил». Основные принципы МЧП: принцип свободного выбора сторонами права, подлежащего применению; принцип locus regit formam actus, применяемый к формальным требованиям правовых актов; принцип legis rei sitae, применяемый… относительно прав in rem к недвижимым и движимым вещам».

Нельзя утверждать, что нормы, предопределяющие или ограничивающие деятельность государств в области МЧП (locus regit actum, lex rei sitae, lex voluntatis), напрямую закреплены в международном публичном праве. Такие нормы являются «общими принципами права, признанного цивилизованными нациями» в смысле ст. 38 (с) Статута Международного суда ООН (г. СанФранциско, 26 июня 1945 г.). При этом «коллизионные нормы, связывающие государства в области МЧП, только деюре отвечают общим принципам права, признанного цивилизованными нациями». Основным принципом МЧП можно считать обязанность государств в определенных случаях применять иностранное право (П. Каленский).

Основными (общими) принципами МЧП можно считать определенные в п . «с» ст . 38 Статута Международного суда ООН «общие принципы права, свойственные цивилизованным нациям» . Господствующая концепция относительно природы общих принципов права – это общие юридические правила, которые используются при применении конкретных правовых норм, при определении прав и обязанностей субъектов права. Общие принципы права представляют собой традиционные правовые постулаты, приемы юридической техники, некие юридические максимы, выработанные в преторском праве и юриспруденции Древнего Рима (закон не имеет обратной силы, закон последующий отменяет закон предыдущий). Это основа глобальной правовой системы, основа международного и национального права, часть юридической культуры общества, ориентир для всеобщих представлений о праве.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Особое значение среди общих принципов права имеет принцип справедливости и доброй совести. Статья 38 Статута устанавливает обязанность Международного суда принимать решение на основе международного права, но при этом не ограничивается его право разрешать дело по справедливости и доброй совести (ex aequo et bono), если стороны с этим согласны. Обязанность Международного суда разрешать споры на основе aequo et bono презюмирует применение Судом общих принципов права. Точно так же деятельность третейских судов в качестве дружеских посредников, обязанных при рассмотрении споров из международных коммерческих контрактов руководствоваться правилами aequo et bono, презюмирует применение общих принципов права.

Основными принципами МЧП выступают не все общие принципы права (например, принцип nullum crimen nulla poena sine lege вряд ли может быть отнесен к МЧП). Общие принципы права, непосредственно применяемые в МЧП: нельзя передать другому больше прав, чем сам имеешь; принципы справедливости и доброй совести; принципы незлоупотребления правом и охраны приобретенных прав; бремя доказывания лежит на истце; специальный закон имеет преимущество перед общим. Главные общие принципы МЧП – принцип pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться), принципы справедливости и доброй совести.

Общие принципы права следует отличать от основных (общепризнанных) принципов современного международного публичного права. Общие принципы права в международном публичном праве являются одним из его основных источников, формой существования правовых норм. Система основных принципов современного международного права представляет собой одну из его отраслей. Источниками отдельных основных принципов международного права (например, принципа добросовестного выполнения международных обязательств) выступают общие принципы права цивилизованных народов (принцип добросовестного выполнения договоров). Основные принципы международного права – его когентные, сверхимперативные нормы (запрет применения силы и угрозы силой, нерушимость границ, невмешательство во внутренние дела), а не общеправовые постулаты (никто не может быть судьей в собственном деле, никто не обязан свидетельствовать против себя).

1.4
Специальные принципы международного частного права

Специальные принципы МЧП – «это безусловные формально-определенные правила поведения, представляющие собой наиболее общие нормы международного частного права, способствующие выделению всех его нормативных предписаний в особую подсистему национального права… основополагающие нормы прямого действия национального права» (Л. П. Ануфриева).

Принципы МЧП по сравнению с принципами других подсистем национального права обладают серьезной спецификой. Основная функция МЧП – «способствовать совместной жизни различных юридических систем» (А. Батиффоль, П. Лягард). Принципы МЧП, с одной стороны, связывают национальные правовые системы между собой, а с другой – юридически связывают международное и национальное право.

Автономия воли участников правоотношения – главный специальный принцип МЧП. Автономия воли лежит в основе всех имущественных и связанных с ними неимущественных правоотношений между частными лицами (принцип свободы договоров; свобода иметь субъективные права или отказаться от них; свобода обращаться в государственные органы за их защитой или терпеть нарушения своих прав). Современная тенденция МЧП – максимально широкое применение автономии воли сторон (трудовые договоры, потребительские сделки): «Исходным принципом российского законодательства при определении права, подлежащего применению к правам и обязанностям сторон по внешнеэкономической сделке, является принцип автономии воли сторон» (М. М. Богуславский).

Принцип наиболее тесной связи – специальный принцип МЧП, определяющий основополагающие начала правового регулирования частных отношений, связанных с иностранным правопорядком. Правом, объективно свойственным такому отношению, является право, имеющее с ним наиболее тесную связь. Принцип тесной связи имеет фундаментальное значение для регулирования международных частных отношений в целом, определяет соотношение коллизионного и материального регулирования.

Коллизионные привязки отражают принцип наиболее тесной связи правоотношения, отягощенного иностранным элементом, с конкретной правовой системой. Например, отношения, связанные с оборотом вещей, наиболее объективным образом связаны с правом места нахождения вещи. Эта объективная связь отражена в коллизионном принципе lex rei sitae (П. Каленский).

Принцип предоставления определенных режимов – национального, специального (преференциального или негативного), режима наибольшего благоприятствования. Национальный и специальный режимы в основном предоставляются иностранным физическим лицам; режим наибольшего благоприятствования – иностранным юридическим лицам. Преференциальный (особо льготный режим) предоставляется физическим (жители приграничных областей) и юридическим (наиболее крупные иностранные инвесторы) лицам.

В конституциях многих государств закреплена формулировка, что при определении общего правового статуса иностранных граждан им предоставляется национальный режим, – иностранные лица пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, что собственные лица государства пребывания (ст. 62 Конституции РФ). Однако общие конституционные нормы о предоставлении иностранцам национального режима на практике сопровождаются многочисленными изъятиями, закрепленными в законах и подзаконных актах. Фактически правовой статус иностранцев основан на принципе режима наибольшего благоприятствования.

Основной режим в МЧП – режим наибольшего благоприятствования . Юридическое содержание принципа наибольшего благоприятствования – предоставление на территории данного государства равных прав всем иностранным лицам в определенной сфере деятельности на основе международного договора.

Принцип взаимности . Сущность взаимности – предоставление лицам иностранного государства определенных прав или определенного правового режима при условии, что лица страны, их предоставляющей, будут пользоваться аналогичными правами или правовым режимом в данном иностранном государстве.

Основной источник взаимности – национальное законодательство. Нормы национального права о взаимности представляют собой односторонние акты государства, т. е. это заявление государства, адресованное неограниченному кругу субъектов международных отношений, выраженное в нормативном акте и влекущее правовые последствия (Л. Н. Галенская).

В американской доктрине подчеркивается, что между Российской Федерацией и США нет двустороннего международного договора по гражданским делам и США, в отличие от России, не участвуют в Гаагской конвенции по вопросам международного гражданского процесса (1954 г.). Однако судья Федерального суда США по международной торговле Э. Уоллок в 1999 г. подчеркнул, что американские суды склонны помогать российским коллегам на основе взаимности и не будут апеллировать к отсутствию международного договора при наличии ясно выраженной просьбы о правовой помощи.

Наличие взаимности в деятельности правоприменительных органов двух государств устанавливается следующими способами:

– правоприменительные органы одного государства констатируют, что в дружественной стране не производилось действий, свидетельствующих об отказе от взаимности;

– в постановлении национального правоприменительного органа перечисляются действия иностранного государства, подтверждающие взаимность в отношении сотрудничающих сторон.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В 1998 г. высшая инстанция уругвайского суда общей юрисдикции вынесла судебный акт о признании и принудительном исполнении решения суда РФ. В постановлении суда подчеркивалось, что хотя между Россией и Уругваем отсутствует договор о правовой помощи, уругвайским официальным органам неизвестны случаи отказа со стороны России в оказании помощи уругвайским лицам. Суд Уругвая считает себя обязанным на основе взаимности рассмотреть вопрос о признании и принудительном исполнении решения российского суда.

В доктрине высказывается мнение о существовании абсолютной и относительной взаимности. Абсолютная взаимность означает, что действия различных государств в отношении сходных вопросов являются зеркальным отражением друг друга. На практике примеров абсолютной (идеальной) взаимности привести невозможно. В действительности всегда имеет место относительная взаимность, которая реализуется в конкретном правоотношении конкретными действиями правоприменительных органов определенных государств (Т. Н. Нешатаева).

Для МЧП наибольшее значение имеет деление взаимности на материальную и коллизионную. Проблемы коллизионной взаимности относятся к коллизионному праву. Материальная взаимность делится на собственно материальную (материальную в узком смысле) и формальную взаимность. Материальная взаимность выражается в предоставлении иностранным лицам той же суммы конкретных прав и правомочий, которыми национальные лица пользуются в соответствующем иностранном государстве. Формальная взаимность – в предоставлении иностранным лицам всех прав и правомочий, вытекающих из местного законодательства. Особенность формальной взаимности – иностранным лицам в другом государстве предоставляются и такие права, которыми они не пользуются в своей стране. В то же время иностранные лица не могут требовать предоставления прав, которыми они обладают в своей стране, если предоставление таких прав не предусмотрено законодательством соответствующего иностранного государства.

Материальная взаимность предоставляется в отдельных сферахавторское право, право промышленной собственности, двойное налогообложение. Пример материальной взаимности: право инвестора на получение компенсации в случае принудительного изъятия его капиталовложений.

По общему правилу предоставляется формальная взаимность. Пример формальной взаимности – предоставление иностранным физическим лицам национального режима в сфере гражданской и гражданско-процессуальной правоспособности (ст. 1196 ГК РФ, ст. 398 ГПК РФ).

Принцип международной вежливости - один из старейших институтов МЧП; в XVII в. международная вежливость (comitas gentium) являлась предпосылкой применения иностранного права. Международная вежливость – это «акты добрососедства, дружелюбия, гостеприимства… предоставление льгот, привилегий и услуг иностранным государствам и их гражданам не в силу требований международно-правовых норм, а по доброй воле государства». Международная вежливость представляет собой международное обыкновение, т. е. правило поведения, которому государства следуют, не признавая его юридически обязательным (Л. П. Ануфриева).

Проявление международной вежливости не презюмирует аналогичных ответных действий и не сопровождается требованием взаимности. Отказ от соблюдения международной вежливости не может расцениваться как недружественный акт, служить основанием для реторсий или репрессалий.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Понятие международной вежливости не используется в национальном законодательстве и международных договорах, но широко применяется в правоприменительной практике. В хрестоматийном решении английского суда по делу Лютера – Сегора (1921 г.) отмечено: «Заявить, что законодательство государства, признанного суверенным со стороны нашего государства, противоречит основным принципам справедливости и морали, – значит серьезно нарушить международную вежливость». В постановлении Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса» предусматривается, что «направление судебного поручения в порядке правовой помощи возможно и на условиях международной вежливости в отсутствие международного договора об оказании правовой помощи».

Наиболее распространенное применение принципа международной вежливости – «внедоговорная правовая помощь». При отсутствии специального международного соглашения о предоставлении правовой помощи государство вправе рассчитывать на оказание помощи на основе взаимности в порядке международной вежливости. Если государство без достаточных оснований отказывает другому государству в правовой помощи, такой отказ представляет собой нарушение принципа международной вежливости.

Понятие международной вежливости связано с понятием взаимности, но это не тождественные категории. Взаимность представляет собой норму международно-правового обычая и одновременно – норму национального закона. Принцип международной вежливости – это международно-правовое обыкновение, не являющееся правовой нормой. В национальном праве международная вежливость представляет собой обычай правоприменительной практики. Международную вежливость можно определить как взаимность, не закрепленную в договоре или законе.

Принцип недискриминации . Дискриминация – это нарушение или ограничение законных прав и интересов иностранных лиц на территории какого-либо государства. Принцип недискриминации означает, что лица какого-либо государства не могут быть поставлены в худшие условия, чем лица других государств. Каждое государство имеет право требовать от другого государства создания для его национальных лиц таких же условий, которыми пользуются лица других государств, т. е. общих и одинаковых для всех.

В доктрине высказывается точка зрения, что принцип недискриминации – это общепризнанный принцип международного права: «Недискриминационный режим распространяется на все государства без исключения, и если дискриминация имеет место, то это необходимо рассматривать как нарушение международного права» (Л. П. Ануфриева). Принцип недискриминации не нуждается в договорном закреплении, он непосредственно вытекает из суверенного равенства государств. Однако принцип недискриминации не входит в систему принципов международного публичного права; это общепризнанная норма МЧП всех государств – недопустимость дискриминации в частно-правовых отношениях.

Принцип недискриминации – «обратная сторона» принципа предоставления определенных режимов. Если в национальном законодательстве содержится общая норма о предоставлении иностранцам национального режима в области гражданской правоспособности, то необоснованное исключение из сферы действия данной нормы граждан какого-либо конкретного государства расценивается как дискриминация.

Право на реторсии . Реторсии – правомерные ответные ограничительные действия одного государства против другого, если на его территории нарушаются законные права и интересы физических и юридических лиц первого государства. Это принудительные меры, совершаемые в ответ на недружественный акт (дискриминация физических или юридических лиц) и направленные не против государства в целом, а против его частных лиц в конкретной сфере международного общения. Цель реторсий – добиться отмены дискриминационной политики, восстановить применение принципа взаимности в отношениях между соответствующими государствами. Меры, вводимые в качестве реторсий, должны быть пропорциональны (не обязательно тождественны) спровоцировавшему их деянию и прекращаться с момента восстановления первоначального состояния. Обоснованное применение реторсий не может рассматриваться как нарушение принципа недискриминации.

Реторсии иногда именуют «обратной взаимностью» (Л. П. Ануфриева).

В российском законодательстве нормы о реторсиях закреплены в ст. 1194 ГК РФ, п. 4 ст. 398 ГПК РФ, п. 4 ст. 254 АПК РФ. Полномочиями по установлению реторсий наделено Правительство РФ. Специальные предписания установлены в отраслевом законодательстве. Федеральный закон от 8 декабря 20003 г. № 164ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает, что Правительство РФ может вводить меры ограничения внешней торговли (ответные меры), которые реализуются «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации».

1.5
Нормативная структура международного частного права

Нормативная структура МЧП отличается повышенной сложностью. Эту отрасль права составляют различные по своему характеру, происхождению, природе и структуре нормы. Их можно классифицировать следующим образом: коллизионные (от лат. collisio – столкновение, конфликт), материально-правовые нормы, материально-процессуальные и процессуальные нормы.

Доктрина

Основные теоретические концепции:

1. МЧП – совокупность только коллизионных норм. МЧП – это совокупность коллизионных (отсылочных) норм, регулирующих прикрепление к определенной правовой системе гражданских (семейных, трудовых и прочих цивилистических) правоотношений, осложненных иностранным элементом (Г. К. Матвеев).

2. МЧП включает в себя и коллизионные, и материально-правовые нормы. Эта позиция разделяется подавляющим большинством представителей современной доктрины. «Не существует никаких убедительных оснований, ни практических, ни теоретических, ограничивать предмет международного частного права только коллизиями законов» (П. Лялив). В данной концепции можно выделить несколько направлений:

а) нормативная структура МЧП состоит из двух видов норм – коллизионных и унифицированных (международных) материально-правовых (Л. А. Лунц, Г. К. Дмитриева). Только такие нормы отвечают предмету и методу МЧП, что предопределяет их объединение в самостоятельную отрасль права;

б) МЧП состоит из коллизионных, унифицированных материально-правовых и внутренних материально-правовых норм, предназначенных для регулирования отношений, образующих объект МЧП. «В сферу международного частного права необходимо включить все нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения с иностранным элементом… Внутренние материальные нормы… которые непосредственно, без применения коллизионной нормы регулируют отношения с иностранным элементом… также следует включить в состав международного частного права» (М. М. Богуславский). В настоящее время большинство ученых придерживается «широкой конструкции МЧП», т. е. отнесения к нему, помимо коллизионных, и унифицированных материальных, и национально-правовых норм «прямого действия» (П. Каленский, Л. П. Ануфриева, О. Н. Садиков, Н. И. Марышева);

в) в нормативный состав МЧП включаются: 1) коллизионно-правовые нормы (унифицированные и национальные); 2) материально-правовые нормы (унифицированные и внутригосударственные), т. е. нормы «прямого действия», предназначенные для регулирования международных частно-правовых отношений); 3) процессуально-правовые нормы (международные и внутригосударственные), предназначенные для регулирования международных процессуальных отношений и международного коммерческого арбитража (Н. Ю. Ерпылева). МЧП – это комплекс норм, функция которых заключается в урегулировании гражданско-правовых отношений, содержащих иностранный элемент, включая производство с иностранным элементом по гражданским делам (З. Кучера).

Центральная часть нормативной структуры МЧП – коллизионные нормы , уникальные по своей природе и встречающиеся только в МЧП. Ни в одной другой отрасли права нет даже аналога подобных норм. Их источники – национальное законодательство (внутренние коллизионные нормы) и международные договоры (унифицированные или договорные коллизионные нормы). Систему международных договоров, содержащих унифицированные коллизионные нормы, можно условно обозначить как комплекс конвенций о «применимом праве». Унифицированные коллизионные нормы имеют договорное происхождение (обычные международные коллизионные нормы встречаются чрезвычайно редко).

Позиция доктрины в данном случае едина – все ученые включают коллизионные нормы в состав МЧП. «Коллизионная норма… отыскивает право, которое наиболее приемлемо для регулирования данных отношений… Коллизионные нормы не просто отсылают к определенной правовой системе, а участвуют в механизме правового регулирования, отражающем особенности общественных отношений с иностранным элементом» (О. Н. Садиков). В нормативной структуре МЧП коллизионные нормы играют основополагающую роль. Эта отрасль права возникла и развивалась как коллизионное право. До середины XX в. МЧП определялось как совокупность коллизионных норм. Понимание МЧП как коллизионного права сохранилось и в современном мире – американская доктрина «конфликтного» права, законодательство ряда государств (Швейцарии и Австрии), резолюции Института международного права.

Нормативная структура МЧП не исчерпывается коллизионными нормами. В состав МЧП входят материально-правовые нормы – международные (унифицированные) и национальные. Унифицированные материально-правовые нормы имеют публично-правовой характер и представляют собой конечный результат процесса согласования воль двух и более государств. Унифицированные материально-правовые нормы могут непосредственно применяться для регулирования частно-правовых отношений, связанных с иностранным правопорядком. Для этого они должны быть имплементированы во внутреннее законодательство.

Имплементация норм большинства международных договоров, регулирующих частно-правовые отношения, в национальное право производится посредством ратификации соответствующего международного соглашения (если оно нуждается в ратификации) или посредством его подписания (и последующего издания внутренних актов, вводящих нормы договора в национальную правовую систему). «Непосредственно» для регулирования внутригосударственных общественных отношений могут применяться не все нормы международного права, речь идет только о самоисполнимых нормах.

Самоисполнимые нормы международного права создаются государствами, но адресованы национальным субъектам права, а не государству в целом. Такие нормы устанавливают конкретные права и обязанности непосредственных участников правоотношения – физических и юридических лиц, правоприменительных органов; конкретные правила поведения. Для имплементации самоисполнимых норм в национальное право не требуется вносить в него изменения, принимать специальные законодательные акты. Предписания международных договоров, содержащих самоисполнимые нормы, детальны и конкретны; для их имплементации, как правило, требуется только отсылка.

Механизм реализации самоисполнимых норм закрепляется в международном договоре или национальном праве. Например, договоры о правовой помощи устанавливают правила определения подсудности и применимого права в области дееспособности детей, родителей, наследования. Этот международный механизм реализуется в форме простого исполнения (соблюдения) договорных норм национальными субъектами права.

В конституциях большинства государств закреплено правило о применимости во внутреннем правопорядке норм международного права. В ст. 25 Основного закона ФРГ (1949 г.) закреплено, что общепризнанные нормы международного права являются составной частью федерального права, имеют преимущество перед законами и порождают права для лиц, проживающих на территории Федерации. Статья 9 Конституции Австрии определяет, что общепризнанные нормы международного права действуют в качестве составной части федерального права.

Конституция РФ провозгласила международное право частью российского права (ч. 4 ст. 15): «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». По мнению отечественных ученых, эта норма декларирует признание любых норм международного права составной частью национальной правовой системы. В Конституции РФ закреплен принцип преимущественного применения международного права в случаях его противоречия с нормами национальных законов. Положения о примате (верховенстве) международного права при регулировании частно-правовых отношений сформулированы в отраслевом законодательстве (ст. 7 ГК РФ, ст. 10 ТК РФ, ст. 6 СК РФ, ст. 11 ГПК РФ, ст. 13 АПК РФ).

Согласно п. 1 ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, а в соответствии с п. 2 ст. 7 ГК РФ международные договоры РФ применяются к гражданско-правовым отношениям непосредственно. ГК РФ включает международные договоры РФ в число нормативных регуляторов таких отношений.

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В решениях международных правоприменительных органов подчеркивается, что на нормы международного права, создающие права для граждан, можно ссылаться в национальных судах. В решении Постоянной палаты международного правосудия по делу Danzig (1928 г.) отмечено: «Объект международного соглашения в соответствии с намерениями сторон может состоять в принятии определенных норм, которые создают индивидуальные права и обязанности, подлежащие защите в национальных судах». Палата определила главные признаки самоисполнимых норм: 1) намерение договаривающихся сторон создать прямые права и обязанности для граждан; 2) создание таких прав является объектом соглашения; 3) данные права подлежат защите в национальных судах независимо от акта имплементации международного соглашения в национальное законодательство. В решении по делу La Grand (2001 г.) Международный суд ООН подтвердил, что ст. 36 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.) создает права для граждан и позволяет воспользоваться этими правами при защите своих интересов в национальных судах.

Материально-правовые нормы, унифицированные международным соглашением, представляют собой правила поведения, сформулированные в договоре и непосредственно применяемые для регулирования отношений по существу (Л. П. Ануфриева). Приоритетное применение к отношениям сферы МЧП унифицированных материально-правовых норм закреплено во многих национальных законах. Статья 1 Указа Венгрии: Указ не применяется к вопросам, урегулированным международным договором. В ГК РФ предусмотрено: «Если международный договор Российской Федерации содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается» (п. 3 ст. 1186).

После того как нормы международного права становятся частью национальной правовой системы, они сохраняют автономный, самостоятельный характер и отличаются от иных норм внутреннего права. Автономность и самостоятельность имплементированных международных норм в национальной правовой системе объясняются тем, что они не являются творением одного законодателя, а созданы в процессе международного нормотворчества и воплощают согласованную волю двух и более государств. Такие нормы государство не вправе отменить или изменить в одностороннем порядке (оно должно сначала прекратить свое участие в соответствующем международном соглашении).

Толкование унифицированных норм должно осуществляться не по правилам толкования норм национального права, а в соответствии с положениями международного права, закрепленными в Венской конвенции о праве международных договоров (г. Вена, 23 мая 1969 г.): «Договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора». В соответствии с Венской конвенцией 1980 г. «при толковании настоящей Конвенции надлежит учитывать ее международный характер и необходимость содействовать достижению единообразия в ее применении».

Профессор кафедры международного права – Галенская Людмила Никифоровна.

Весь курс – 50 часов. 1 семестр – Общая часть (возможно часть Особенной). В прошлом году 40 % не сдали зачет. На экзамене спрос по лекциям. Семинарские занятия будут по окончанию прочтения всех лекций.

Максимум баллов за курс 100: 50 на вопросы по курсу, 50 по результатам семинарских занятий. Последнюю часть составляют 2 вопроса и внешнеэкономический контракт. Контракт оценивается в 40 баллов, все остальное на семинаре – 10.

Самый лучший учебник – учебник профессора Богуславского.

Кафедральный – Канашевского (неплохой). Все остальное – х**ня.

При составлении контракта пользоваться типовым образцами нельзя.

Понятие международного частного права и его место в системе права

_____________________________________________________________________________

Право может регулировать как внутренние отношения государства (внутренне право, внутригосударственное право), так и внешние отношения. Курс, который называется международное право, представляет из себя курс, посвященный именно межгосударственному (международному публичному) праву. Однако, международные отношения следует понимать широко, так как в них могут вступать ни только государство, но и невластные субъекты (не суверенны). В таком случае действуют не только нормы внутреннего права, но и международные договоры. Ввиду этого все международные отношения делятся на межгосударственные и не государственные. К субъектам межгосударственных отношений относятся государства, международные межгосударственные организации и самоопределяющиеся этносы (народы, нации). Все эти субъекты, как правило, обладают признаком суверенитета (межгосударственные организации, в частности, являются объединениями суверенных субъектов и их еще называют вторичными субъектами). В не межгосударственные международные отношения вступают субъекты, не являющиеся по своим признакам суверенными. В них, в частности, могут вступать и простые физические лица (в качестве туриста, в случае заключения брака с иностранным гражданином, в случае получения наследства от родственника за границей и др.). Кроме того, субъектами таких отношений могут быть и лица, наделенные властными полномочиями (в частности, субъекты РФ, муниципальные образования). Такие отношения, в которые вступают не суверенные субъекты международных отношений также называют транснациональными отношениями (М. Гутцвиллеер, Ф. Джессеп). Подытоживая все вышесказанное, международное право можно разделить на межгосударственное и транснациональное право. Транснациональное право, в свою очередь, делится на транснациональное публичное и транснациональное частное .

В юридической науке, в отличие от социологии и истории, общего подхода к определению МЧП нету. Существует несколько основных теорий о понятии международного частного права :

- «Цивилистическая » (МЧП является частью внутреннего права – либо как часть гражданского, либо как самостоятельная отрасль – Л. А. Лунц. Данная концепция имеет очень широкое распространение - в частности, это обусловленное относительно не грамотном переводе работ Дж. Стори, который является основоположником американской территориальной доктрины международного частного права)

- «Интернационалисткая » (С. Б. Крылов – МЧП входит в систему международного права и не является частью внутреннего права)

- «Негативистская » (В МЧП собраны нормы как внутреннего права (в том числе обычаи и др.), так и нормы международного права, МЧП – самостоятельной отраслью не является)

- «Компромиссная » (МЧП – часть транснационального права, которое регулирует частные правоотношения)

Международное частное право и внутреннее право находится в постоянном взаимодействии , так как акторы (субъекты) , вступая в международные частные отношения, при этом находятся под юрисдикцией своего государства (не разрывают политико-правовую связь с ним). Ввиду этого, часто возникают проблемы, когда законодательство стран разнится в регулировании отношений, в которые вступает лицо (например, в ситуациях с браком).

_____________________________________________________________________________ Принципы международного частного права _____________________________________________________________________________

Категория принципов в МЧП, как и во многих других отраслях права, вызывает большие разногласия в доктрине. Чаще всего в теории под принципами понимают основополагающие идеи . Однако, данное утверждение является не совсем корректным. Само понятие идеи является достаточно неоднозначным (идеи бывают разные). Поэтому, когда мы говорим об идеях, мы должны понимать, что данная категория не является правовой (в большей степени, относится к таким наукам, как социология) и, как таковая, не носит юридического характера. Для того чтобы какое-либо правило трансформировалось в принцип, оно должно обладать определенными и необходимыми для этого характеристикам: должно носить императивный характер ; должно обладать качеством всеобщности (должен распространяться на всю область, если мы говорим о МЧП, международных отношений); для внутреннего права – будет являться критерием законности , для внешнего права (в том числе для МЧП) – будет являться критерием правомерности ; выступает системообразующим фактором . Принципы МЧП вытекают из принципов права транснационального, которые, в свою очередь, исходят из основных принципов международного публичного права, а те – из основных принципов права.

Принципы, которые носят общий характер для всех отраслей и систем права, именуются основными (общими) принципами права . К ним, в частности, относятся: принцип законности, «договоры должны исполняться», «нарушение нормы влечет ответственность», «закон последующий отменяет предыдущий», равенство всех перед законом, единство прав и обязанностей, «никто не может быть судим дважды» и другие. Общие принципы действуют как во внутреннем, так и в международном праве.

Для международных отношений следующей категорией правовых принципов будут основные принципы международного публичного права (принципы, которые характерны и установлены как принципы межгосударственных отношений). Если обратиться к общепризнанным международным актам, большинство основных принципов международного публичного права нашли в них свое закрепление (в частности, Устав ООН). В принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 года Декларации были закреплены: запрещение применения силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, суверенное равенство, принципы сотрудничества, право наций на самоопределение, «договоры должны соблюдаться», мирное разрешение споров. Составители Декларации не смогли договориться относительно раскрытия в ней принципа уважения и защиты прав человека. Свое детальное закрепление этот принцип получил в принятии в дальнейшем других международных актов (декларации о правах ребенка, о защите жертв войны и др.). В последнее время к основным принципам международного публичного права также стали относить принцип охраны окружающей среды. Эти принципы, сформулированные изначально для межгосударственных отношений, распространяются при этом и на транснациональные отношения. В частности, принцип невмешательство во внутренние дела действует и в частном внутреннем праве по отношению к юридическим лицам, в деятельность которого, по общему правилу, государство вмешиваться не должно. Тот же принцип исполнения договоров, является одним из основополагающим в гражданском праве. Кроме того, даже если истолковать принцип на самоопределение относительно правоотношений частного характера, он являются действующим и между субъектами предпринимательских правоотношений.

Основные принципы в сфере транснационального публичного права во многом повторяют принципы международного публичного права, но, при этом, добавляют определённую специфику, связанную с тем, что субъектами этих отношений являются внегосударственные (не суверенные) субъекты. К ним относятся: равенство субъектов, отсутствие иммунитетов и привилегий, равенство правовых систем, запрет дискриминации, приоритет принципов и норм международного публичного права, ответственность за нарушение принципов и норм международного публичного и внутреннего законодательства, автономия воли. Равенство субъектов в транснациональном праве не подразумевает право этих субъектов создавать для себя нормы. Нормы универсальных международных договоров являются обязательным для субъектов транснационального права. Однако, нормы двустороннего международного договора являются обязательным только для граждан и юридических лиц стран, которые это соглашение заключили. Относительно принципа, касающегося ответственности - его реализация (как и многих международных принципов) на практике сталкивается со множеством проблем (в частности, по поводу конкретизации ответственности и привлечения к ней за нарушение норм международного публичного права). Возможно привлечение лица к ответственности за правонарушения в сфере международного права. Но, в основном, все субъекты отвечают по внутреннему праву, а по международному - лишь в ограниченных случаях. Автономия воли в транснациональном праве подразумевает под собой способность субъектов вступать в международные (в том числе договорные) отношения и действовать там по своему усмотрению, но в рамках установленных правил (например, свободно выбирать торгового партнера, свободно выбирать место своего пребывания за границей, свободно выбирать способы отдыха и их реализация за рубежом).

Основными принципами международного частного права являются: равенство правовых систем, запрет дискриминации (в том числе, по признаку принадлежности к тому или иному гражданству – особенно это касается случаев с непризнанными государствами), автономия воли, равенство субъектов, «закон суда» (суд может применять иностранное материальное право, но действует (за исключением некоторых случаев, предусмотренных международными конвенциями – иностранные судебные поручения) практически всегда во внутреннем процессуальном праве. МЧП отличается от транснационального публичного не по субъектам, а по характеру своих отношений (как правило, это отношения коммерческого характера - в основном, торговые). Как речь идет о равенстве субъектов в МЧП, так называемые суверенные субъекта (в основном государства), вступая в такие отношения, по сути, лишаются своего суверенного статуса.


Введение

Понятие и содержание международного частного права

Место международного частного права в системе права

Принципы международного частного права

Заключение

Список литературы

Введение

Международное частное право неразрывно связано с расширением международного торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. Важ­ную роль в правовом регулировании этого сотрудничества призваны играть нормы международного частного права, значение которого возрастает по мере углубления между­народных хозяйственных связей, развития новых орга­низационных форм в различных областях международно­го делового сотрудничества.

На развитие международного частного права оказыва­ют влияние основные факторы современной действи­тельности.

Во-первых, это интернационализация хозяйственной жизни. Объективный процесс интернационализации сов­ременного мирового хозяйства требует и нового уровня многосторонних экономических отношений. Характер­ный пример в этом плане дает развитие Европейского континента. Непосредственным проявлением интерна­ционализации хозяйственной жизни является широкое развитие разностороннего экономического и научно-технического сотрудничества. Если на рубеже XIX и XX веков оно ограничивалось исключительно торговлей, то на рубеже XX и XXI веков - это не только обмен товара­ми и услугами, это промышленное сотрудничество, включающее в себя совместные предприятия, совмест­ное производство, специализацию и лицензирование, это - широкая гамма научно-технического сотрудни­чества, проведение совместных исследований и разработок.

Во-вторых, это резкое усиление миграции населения вследствие войн, всякого рода конфликтов, политиче­ских и национальных причин, а также с целью трудо­устройства, получения образования.

В-третьих, научно-технический прогресс, с одной сто­роны, благодаря достижениям в области коммуникаций, транспорта и связи приблизил континенты и страны и тем самым облегчил общечеловеческое общение; разви­тие радио, телевидения, видеотехники, использование спутников для вещания сделали возможным транснацио­нальное использование информационных данных, дости­жений науки, техники и культуры, а успехи в освоении космоса - коммерциализацию космоса; с другой сторо­ны, отрицательные последствия научно-технического прогресса, как показали трагедии в Чернобыле, загрязнение окружающей среды не могут быть ограничены пределами территории какого-либо одного государ­ства.

Для международного частного права большую роль играет гуманизация международных отношений. В цент­ре внимания всех государств - участников междуна­родного общения должны быть человек, его заботы, пра­ва и свободы.

Взаимозависимость государств находит свое выраже­ние в расширении сотрудничества в самых различных сферах, в резко увеличившемся объеме общения, кон­тактов между людьми независимо от их гражданства и места проживания.

В решении задач развития сотрудничества с различ­ными странами важная роль принадлежит праву, право­вым методам и средствам.

Специфика международного частного права состоит в том, что при сохранении различия в правовых системах государств именно международное частное право с по­мощью так называемых коллизионных норм призвано определить, право какого государства подле­жит применению в соответствующих случаях.

1. Понятие и содержание международного частного права

Начнем с термина "международное частное право". Ну, во-первых, что это право - понятно. Не экономика, не политика, а именно право - то есть система норм, регулирующих поведение субъектов права, физических и юридических лиц. Данная сфера регулирования имеет дело с частноправовыми отношениями, сущность которых заключается в том, что их субъекты обладают по отношению друг к другу правовым статусом. В отличие от публично-правовой сферы, где присутствует элемент подчинения одного субъекта другому.

Кроме того, для данной сферы регулирования характерен диспозитивный метод регулирования, в то время как в публично-правовой сфере используется императивный метод регулирования. И, наконец, в контексте понятия "международное частное право" слово "международное" имеет специфическое значение. Это значение нужно отличать от значения термина "международное" в понятии "международное право".

Когда мы говорим о международном праве, мы, прежде всего, имеем в виду совокупность общеобязательных принципов, либо закрепленных в международных договорах или других международно-правовых документах, либо не закрепленных. Эти принципы в международном публичном праве являются общими для всех государств, обязательными. Образно говоря, они находятся как бы вне государства.

Когда же мы говорим о международном частном праве, то слово "международное" используется в следующем значении: не замыкающееся в границах одного государства, имеющее в себе иностранный элемент. В виду этого международное частное право не следует понимать как совокупность норм, принципов, общеобязательных для всех государств в частноправовой сфере. Нет, это не так. На самом деле под международным частным правом всегда понимают конкретную национальную отрасль права. Сколько государств на земле существует, столько имеется и систем международного частного права. В России - своя система международного частного права. В Англии, Германии, Франции - своя и т. д.

Естественно, на международном уровне заключены договоры, соглашения. Нормы, которые в них закреплены, в случае, если государства присоединяются к этим договорам, становятся обязательными. Таких договоров, на самом деле, весьма немного. Общемировых наберется не более двух десятков. Поэтому сегодня международное частное право остается преимущественно национальной отраслью права. В каждом государстве своя собственная система международного частного права. И в правоотношениях, которые регулируются международным частным правом, присутствует иностранный элемент.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что международное частное право - эта та отрасль права, которая регулирует частноправовые отношения с иностранным элементом.

Иностранный элемент бывает трех видов. Первый вид - иностранный субъект, иностранный гражданин. Второй вид иностранного элемента - это юридический факт, имеющий место за границей. И, наконец, третий вид иностранного элемента - это имущество, находящееся за границей. В том случае, когда в правоотношениях присутствует один из таких видов иностранного элемента, говорят, что в правоотношениях присутствует иностранный элемент, и данные правоотношения представляют сферу международного частного права.

Международное частное право регулирует частные правоотношения. За его рамками всегда остаются публично - правовые отношения. Такие, например, как таможенные, налоговые, валютные правоотношения. Во всех этих отношениях также присутствует иностранный элемент. Но все они не подпадают под сферу международного частного права. Они регулируются особыми нормами: международным налоговым правом, международным уголовным правом, таможенном правом и т. д.

Международное частное право состоит из трех главных частей, которые называются, соответственно, международный гражданский процесс или право коллизии юрисдикции, коллизионное или конфликтное право (право коллизии законов, право конфликтов законов) и материальное право, непосредственно определяющее права и обязанности сторон в правоотношениях с иностранным элементом.

В чем особенность каждой из трех частей?

Первая часть - международный гражданский процесс или право коллизии юрисдикции. Данная часть отвечает на следующие вопросы:

В каких случаях суд того или иного государства компетентен рассматривать правоотношения с иностранным элементом, компетентен регулировать частноправовой спор?

Каковы правила обращения иностранцев в иностранный по отношению к ним суд?

Каков правовой статус иностранцев в иностранном для них процессе?

Каким образом исполняются иностранные арбитражные судебные решения на территории государства, иностранного по отношению к решению судебному или арбитражному, которое заинтересованное лицо пытается исполнить на территории данного государства?

Вторая часть - право коллизии законов, коллизионное право, отвечает на вопросы:

Какая из разновидностей правовых систем подлежит применению для урегулирования правоотношений?

В соответствии с каким правом (российским, английским, французским, американским) следует определять права, обязанности сторон в правоотношении?

И, наконец, материальное право, которое для каждого государства свое, определяет, каким образом непосредственно определяются права и обязанности сторон в правоотношениях.

Каждая правовая отрасль становится отраслью после того, как определяются два элемента. Первый элемент - это предмет регулирования. Второй элемент - метод регулирования. Предмет регулирования в нашем случае, в случае с международным частным правом, - правоотношения с иностранным элементом.

Международное частное право использует два метода регулирования. Первый - это коллизионный метод регулирования. Второй называется материально-правовым методом регулирования. Разница между ними состоит в том, что при помощи коллизионного метода определяется применимое право конкретной национальной системы права, подлежащее применению для определения конкретных обязанностей сторон в правоотношениях. На этом задача коллизионного метода исчерпывается. Материально-правовой метод состоит в том, что в законодательстве каждого государства определяется непосредственно и конкретно, какими правами обладают стороны в правоотношении с иностранным элементом. Например, могут ли иностранцы владеть недвижимостью на территории страны? Каким образом, например, регулируется договор аренды недвижимого имущества на территории государства? Каковы особенности ответственности лиц? И т. д. и т. п.

Коллизионный метод регулирования всегда реализуется при помощи так называемых коллизионных норм. Нормы в сфере права разделяют на процессуальные, коллизионные и материально-правовые. Нормы, которые, например, содержатся в Гражданском кодексе, в Конституции - материально-правовые. Они непосредственно и окончательно определяют права и обязанности сторон. Может быть, не всегда полно, но, тем не менее, определяют. Коллизионные нормы преследуют несколько иную цель. Их задача не в том, чтобы определить права и обязанности сторон в правоотношениях, а в том, чтобы определить, какое национальное право применимо для определения таких прав и обязанностей. Поэтому коллизионные нормы еще иногда называют отсылочными.

Коллизионная норма состоит из двух частей. Первая часть называется объемом. Вторая называется привязкой. Объем - это та часть коллизионной нормы, которая указывает на конкретное правоотношение, применительно к которому необходимо определить применимое право. Привязка указывает на то право, которое подлежит применению к данному правоотношению. После того, как это право определено, правоприменительный орган должен выбрать в применимом праве соответствующие нормы, регулирующие правоотношения, и их применить. Например, коллизионная норма может звучать следующим образом: "Права и обязанности сторон по договору определяются по праву места его заключения". В данном случае слова "права и обязанности сторон по договору" будут являться объемом коллизионной нормы, а слова "определяются по праву места его заключения" - привязкой коллизионной нормы.международном частном праве . Особенности применения принципа автономии воли. В отличие...

  • Международное частное право (10)

    Реферат >> Государство и право

    Можно сделать несколько выводов: принцип (норма) права государства на иммунитет от юрисдикции... не только в международном частном праве , но и в праве вообще. Международное частное право тесно связано с международным публичным правом , поскольку отношения между...

  • Международное частное право в системе гражданского законодательств

    Курсовая работа >> Государство и право

    Сферу международного публичного права , вторая является предметом регулирования Международного Частного права (МЧП). 1.1 Международное частное право . ... 8 Конституции признается приоритет общепризнанных принципов международного права , государство берет на себя...

  • Курс лекций по Международному частному праву

    Реферат >> Государство и право

    Регулируются нормами международного частного права . Государство, являясь субъектом международного частного права , остается... при отсутствии таких принципов - в соответствии с правом , применимым в силу норм международного частного права . Статья 8 1) ...



  • © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация