Причины остановки транспортных средств сотрудниками гаи беларусь. Остановка для проверки документов. Почему мы об этом говорим

Главная / Суд

Наверно любому водителю приходилось хоть один раз в жизни встречаться на автомобильных дорогах с инспектором ГАИ, который легким движением руки останавливает транспортное средство и произносит знакомую всем фразу: «Ваши права, пожалуйста…».

Если вы даже управляете автомашиной очень аккуратно, строго соблюдаете правила дорожного движения и не допускаете никаких нарушений - все равно встречи с инспектором ГАИ избежать не удастся. Он вправе остановить любое транспортное средство без всякой на то веской причины, например для проверки документов. И уверенней себя чувствует тот водитель, который знает его полномочия, а также свои права и обязанности.

Когда водитель обязан остановиться?

Водителю придется остановить транспортное средство по требованию инспектора ГАИ, выраженному сигналом жезла, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения маячка красного цвета на транспорте оперативного назначения. Обязательное требование - эти сигналы должны быть поданы инспектором ГАИ своевременно, должны быть видны и понятны водителю. И самое главное - они не должны повлечь за собой создание аварийной ситуации на дороге.

Как вести себя, если инспектор ГАИ остановил машину и их разделяет расстояние в несколько десятков метров? Некоторые водители выходят из салона автомобиля и с необходимым пакетом документов быстро идут ему навстречу. Чаще всего это бывает, когда они нарушили правила дорожного движения, провинились и тем самым хотят смягчить свою вину. Другие начинают движение на автомашине задним ходом, включив аварийные сигналы. Эти действия не всегда законны и могут послужить дополнительным поводом для наказания слишком строптивых водителей. А кто-то сидит в салоне транспортного средства и терпеливо ждет, когда к нему подойдут.

Если же строго следовать букве закона, то инспектор ГАИ сам должен подойти к водителю, приветствовать его, назвать должность, место службы, фамилию, а также объяснить причину остановки. На форменной одежде инспектора ГАИ должен быть приколот специальный жетон (знак), на котором указан его личный номер. Отсутствие жетона должно вызвать подозрение. Скорее всего, это «липовый гаишник», который вышел на дорогу подзаработать или совершить другие противоправные действия. Об этом следует немедленно сообщить правоохранительным органам.

Что вправе делать инспектор ГАИ?

Остановив автомашину, инспектор ГАИ, прежде всего, может проверить документы, удостоверяющие личность водителя, подтверждающие его право на вождение транспортного средства, а также на перевозимые им предметы, хранение и ношение которых требует специального разрешения. Изучению могут быть подвергнуты и пассажиры, находящиеся в салоне, которым также придется предъявить документы, удостоверяющие их личность.

Инспектор ГАИ вправе потребовать, чтобы водитель вышел из салона автомобиля. Его требование будет законно, если необходимо устранить технические неисправности транспортного средства или нарушения правил перевозки грузов, освидетельствовать водителя на предмет состояния опьянения, провести сверку номеров на транспортном средстве с регистрационными документами, а также для проведения досмотра транспортного средства и груза.

Проверка водителя на наличие алкоголя может быть проведена на месте с помощью прибора «Индикатор на алкоголь». В этом случае водителю придется дуть в трубку, и по изменению цвета зернистой индикаторной массы инспектор ГАИ сделает вывод о его состоянии. Сегодня существуют и другие приборы, исследующие выдыхаемый водителем воздух. Однако при таком освидетельствовании возможны ошибки и погрешности.

Поэтому более точно наличие алкоголя в организме водителя проверяется в специальных кабинетах наркологических диспансеров или центральных районных больницах, которые работают круглосуточно. И только в случае, если инспектор ГАИ имеет достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, он вправе отстранить его от управления, а транспортное средство отбуксировать на охраняемую стоянку.

Инспектор ГАИ вправе составить протокол и произвести личный досмотр водителя, который совершил административное правонарушение, а также досмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях.

Уполномоченным должностным лицам ГАИ также предоставлено право осуществлять административное задержание. Согласно статье 8.2. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях задержание водителя проводится в целях пресечения его противоправной деятельности, установления личности, составления протокола не по месту задержания и в некоторых других случаях.

Длительность задержания не должна превышать трех часов. Однако если водитель находится в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство, его можно задержать на более длительный срок - до вытрезвления, но не более семидесяти двух часов. По просьбе задержанного водителя сотрудник ГАИ обязан известить о его задержании членов семьи, близких родственников, защитника и нанимателя, с которым он состоит в трудовых отношениях.

Как водителю защитить свои права?

Стопроцентная защита - это неукоснительное соблюдение водителями правил дорожного движения. Однако если инспектор ГАИ все же злоупотребляет своим служебным положением и оформляет документы об административном правонарушении, которого вы не совершали, обязательно внимательно читайте протокол. Подписание протокола не свидетельствует о признании вины. Это всего лишь подтверждение факта ознакомления с ним. Желательно в строке «подпись нарушителя» слово «нарушителя» зачеркнуть, а сверху написать «водителя». Ни в коем случае не следует спорить с блюстителем порядка на дорогах, это бесполезно, потому что он наделен широкими властными полномочиями и может доставить вам массу неприятностей.

В протоколе найдите место и обязательно напишите «с протоколом не согласен», а также кратко аргументируйте свою позицию. В случае административного задержания проследите, чтобы в протоколе было проставлено точное время задержания. Если этого не сделать, то продолжительность задержания может увеличиться вдвое. Следует помнить, что постановление сотрудника ГАИ о привлечении к административной ответственности вы вправе обжаловать вышестоящему должностному лицу. Ну а последнюю точку в решении вопроса о виновности поставит только суд.

Вы двигаетесь на автомобиле. Инспектор ГАИ, взмах жезла, остановка. Одним словом - классика. Конечно, часто мы знаем, чем вызван интерес инспектора, - нашим явным нарушением, будь то непристегнутый ремень, разговор по мобильному, маневрирование, скоростной режим и прочее. Но так бывает не всегда. Зачастую мы исправно и старательно соблюдаем ПДД, но это не спасает от событий, описанных выше. Сегодня в рамках нашего "Ликбеза" поговорим о причине остановки.

Водитель обязан и имеет право

Согласно ст.9.1 ПДД мы выполняем требование инспектора.

9. Водитель обязан:

9.1. останавливаться по требованию сотрудника ГАИ в форменной одежде, а также должностных лиц, указанных в части третьей настоящего подпункта.

Требование сотрудника ГАИ об остановке транспортного средства должно быть подано им своевременно, понятно водителю и выражается путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, с помощью громкоговорящего устройства или путем включения на транспортном средстве оперативного назначения маячка красного цвета.

Должностные лица Следственного комитета, органов внутренних дел (кроме сотрудников ГАИ), органов государственной охраны, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, Вооруженных сил Республики Беларусь, внутренних войск Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности, органов пограничной службы, таможенных органов, Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, государственной лесной охраны имеют право остановки транспортных средств только для осуществления возложенных на указанные органы функций. При этом они должны быть в форменной одежде, жилете повышенной видимости с элементами из световозвращающего материала и использовать для подачи сигнала диск с красным сигналом (световозвращателем). Должностным лицом Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, находящимся в движущемся специальном автомобиле, также может быть подано требование об остановке транспортного средства, которое должно быть своевременным, понятно водителю и выражаться путем включения маячка синего цвета с использованием специальной информационной таблички (табло) и (или) громкоговорящего устройства.

В темное время суток вне населенного пункта рядом с указанными лицами должно находиться транспортное средство оперативного назначения с включенным маячком.

Выполнив свою обязанность, мы совершенно закономерно пытаемся реализовать свое право, - узнать причину остановки.

8. Водитель имеет право:

8.1. управлять транспортным средством в установленном порядке;

8.2. знать причину, по которой сотрудником ГАИ, другими должностными лицами, указанными в части третьей подпункта 9.1 пункта 9 настоящих Правил, остановлено транспортное средство, а также фамилии и должности этих лиц. При этом лица, обладающие правом проверять у водителя документы, обязаны предъявить по требованию водителя служебное удостоверение.

Все ясно и понятно до того момента, пока на вопрос о причине остановки вы не услышите ответ: для проверки документов! Вы уточняете у инспектора, действительно ли вы не совершили нарушение ПДД, не вызвали подозрений манерой вождения? Действительно ли ваше путешествие из точки А в точку Б прервано исключительно любопытством инспектора? Часто эти вопросы странным образом порождают у инспекторов реакцию настороженности и неприязни. Долгие годы такой вопрос считался "почти неприличным" и анонсировал конфликт с инспектором.

Получив утвердительный ответ, вы чувствуете в глубине души легкий протест. Не все, конечно. Многие родились, выросли и живут в атмосфере, где всякий протест обзывается злом. Таким читателям рекомендую прекратить чтение на этом месте.

Этот протест свободного гражданина имеет право быть. Не нужно искать бунтарские мотивы там, где их нет. Речь идет исключительно о законе, который, как известно, обязаны соблюдать все члены общества. Поэтому мы вместе с читателем ознакомимся с нормами действующего законодательства и вместе сделаем выводы, может ли быть априори проверка документов причиной остановки.

Остановка и проверка - в чем противоречие?

Для начала нужно понять одну простую истину: остановка и проверка суть разные вещи.

Так, в п.4 ПДД и ст.11 Закона РБ "О дорожном движении" говорится о том, что формы и методы контроля за выполнением ПДД определяются МВД. Обращаемся к НПА этого ведомства. Положение о ГАИ (ПСМ №1851 от 31.12.2002), к которому часто апеллируют инспекторы, уже давным-давно претерпело изменения и дополнения в ПСМ №442 от 04.04.2011. Закон РБ "О милиции" превратился в Закон РБ "Об органах внутренних дел" (ЗОВД, 17.07.2007). Об остановке ТС, точнее - о праве это сделат, говорят п.11.9. ПСМ №442 и п.14 ст.25 ЗОВД.

О проверке документов говорят совсем другие пункты этих НПА - п.11.11 ПСМ и п.2 ст. 25 ЗОВД.

Вывод №1. Законодатель изначально разделил эти понятия, они существуют отдельно друг от друга

Далее п.11.9. ПСМ №442 говорит лишь о праве остановки для проверки технического состояния, а п.14 ст.25 ЗОВД вообще содержит обтекаемую формулировку, в которой нет ни слова о проверке документов. В разных действующих НПА я насчитал только официально прописанных 26 (!) причин остановки. На самом деле их может быть столько, сколько позволит фантазия находчивого инспектора. Но там нет и не может быть места проверке документов. Остановка - это вообще не повод для дискуссии. Имеет право, воспользовался им, и обсуждать это не имеет смысла. В конце концов, ограничить вас остановкой имеют право сотрудники еще 12 ведомств. И если все они начнут использовать активно свой административный ресурс, вы до работы никогда не доедете.

Вывод №2. Официально такая причина остановки, как для проверки документов, не содержится ни в одном действующем НПА

Теперь о проверке документов. В пункте 11.11 ПСМ №442 говорится, что документы у водителя проверяются "в предусмотренных законодательством случаях".

11. ГАИ для выполнения возложенных задач и функций имеет право:

11.11. проверять и изымать документы в предусмотренных законодательством случаях, производить задержание и принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортных средств, самоходных машин, блокировку колес грузовых автомобилей с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны, автобусов, колесных тракторов, самоходных машин.

Как раз такой предусмотренный случай указан в п.2 ст.25 Закона РБ "Об органах внутренних дел".

Статья 25. Права сотрудников органов внутренних дел

Проверять у граждан при подозрении в совершении ими преступлений, административных правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль за выполнением которых возложены на органы внутренних дел.

Как мы понимаем, для любой проверки документов необходимо обязательное условие - подозрение. Для любой! Будь то участковый или патрульный, будь то сотрудник Департамента охраны или инспектор ГАИ, это правило общее для всех сотрудников ОВД. Как оно появляется в голове инспектора, в какое время, каким образом, законодателем нигде не отражено. Видимо, "при наличии достаточных оснований полагать". Во всяком случае п.8.2 ПДД дает нам право знать причину остановки, но никакой пункт не дает нам знать причину подозрений инспектора. Химические процессы в голове инспектора, его побудительные мотивы к подозрению нам недоступны. Самый минимум, что должен сделать инспектор, - это после объяснения причины остановки сообщить нам о своем подозрении, если ему вздумалось проверить документы. Законодательство на сегодняшний день не содержит других вариантов. Это условие обязательно.

Вывод №3. Без наличия подозрения в совершении правонарушения не может быть проверки документов

Дальше опять же вопрос в смышлености инспектора, как его фантазия успевает за желанием. Но, согласитесь, всякому здравому смыслу и логике противоречит формулировка "остановка, чтобы заподозрить". Грамотный инспектор никогда не скажет "для проверки документов". Он назовет сначала причину (например, отсутствие наклейки о ТО, повреждения на кузове и еще 100 вариантов), а потом сформулирует свое подозрение (нарушение ПДД, хитрый взгляд и далее по ощущениям). Самое печальное, что такую простую и незатейливую мысль почти невозможно донести до разума большинства инспекторов. Рассказывать ему эту логическую цепочку на дороге - очень утомительное и неблагодарное занятие. А главное - часто бесполезная трата сил.

Но вы всегда можете воспользоваться правом, которое вам гарантировано п.6 ст.23 ЗОВД.

Статья 23. Обязанности сотрудников органов внутренних дел

Сотрудник органов внутренних дел во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Попросите инспектора обосновать его требования. Внятного ответа вы, вероятно, не услышите, но после нескольких подобных вопросов есть надежда, что инспектор попробует постичь этот алгоритм. Что и требовалось доказать.

Василий ТЕЛОГРЕЙКИН
Фото из архива редакции, видео автора
Специально для сайт

Другие материалы проекта "Ликбез от Телогрейкина"

Памятка инспектору ДПС (Беларусь)

1. Права и обязанности работников дорожно-патрульной службы.

1.1 Обязанности работников дорожно-патрульной службы.

Работник при несении дорожно-патрульной службы обязан:

Контролировать в пределах предоставленной компетенции соблюдение участниками дорожного движения установленных Правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
- предупреждать и пресекать административные правонарушения в зоне поста /маршрута/ патрулирования, выяснять причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимать меры к их устранению;
- оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
- осуществлять производство по делам об административных нарушениях Правил дорожного движения;
- регулировать дорожное движение, в том числе с использованием жестов (согласно типового перечня жестов сотрудника дорожно-патрульной службы по регулированию дорожного движения и порядка их выполнения);
- оказывать помощь в пределах предоставленных прав депутатам, кандидатам в депутаты, должностным лицам государственных органов и учреждений, а также представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;
- проводить неотложные действия на месте дорожно-транспортных происшествий, тщательно и квалифицированно разбираться в обстоятельствах нарушений Правил и дорожно-транспортных происшествий;
- принимать меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказывать гражданам содействие в транспортировке поврежденных средств;
- оказывать содействие в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимать участие в охране общественного порядка в этих местах;
- выявлять и задерживать объявленные в розыск транспортные средства, а также транспортные средства, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий, или используемые в противоправных целях;
контролировать наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами;
- проверять техническое состояние транспортных средств и в установленном порядке запрещать их эксплуатацию;
- контролировать содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог, дорожных сооружений и их освещенность;
- изучать порядок и условия движения транспорта и пешеходов, принимать соответствующие меры по улучшению организации движения и повышению его безопасности;
- осуществлять контроль за соблюдением условий обеспечения безопасности дорожного движения при проведении на автомобильных дорогах и улицах ремонтно-строительных и других работ;
- быть вежливыми и внимательными в обращении с гражданами, строго соблюдать законность;
- оказывать / в период, не связанный с выполнением конкретных специальных заданий/ помощь водителям в устранении неисправностей транспорта, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также содействие и помощь пешеходам, особенно инвалидам, престарелым и детям, при переходе улиц и дорог.

1.2 Права работников дорожно-патрульной службы.
Глава 7 Наставления по ДПС ГАИ МВД Республики Беларусь.
Приложение к приказу МВД Республики Беларусь от 18 апреля 1995 года №60.

Работник дорожно-патрулъной службы при несении службы имеет право:

Останавливать транспортные средства для проверки у водителей документов, предусмотренных Правилами, и, в соответствующих случаях, изымать эти документы в установленном порядке;
- отстранять в соответствии с действующим законодательством от управления водителей или иных лиц, управляющих транспортным средством, а транспортное средство задерживать до устранения причины задержания;
- проводить в установленном порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, производство по которым отнесено к компетенции Госавтоинспекции, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинские учреждения если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении;
- применять в установленном порядке оперативно-технические средства и средства контроля для выявления и фиксации нарушений Правил, осуществления контроля за техническим состоянием транспортных средств, а также в предусмотренных законодательством случаях оружие и специальные средства для принудительной остановки транспортных средств;
- осуществлять в установленном законодательством порядке административное задержание и личный досмотр граждан, досмотр транспортного средства при подозрении, что водитель использует его в противоправных целях или оно незаконно приобретено, а также досмотр груза при наличии основания полагать, что он незаконно перевозится;
- составлять административные протоколы, налагать в пределах своей компетенции взыскания на граждан, совершивших административные правонарушения; - временно, с ведома руководства отдела ГАИ УВД, ограничивать или запрещать дорожное движение на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий, либо когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения;
- запрещать эксплуатацию транспортных средств, ... (см. разделы 6,7 настоящей Памятки);
требовать от лиц, не соблюдающих Правила или иные нормативные акты, действующие в сфере дорожного движения, либо нарушающих общественный порядок, прекращения противоправных действий;
- пользоваться в случае необходимости в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от форм собственности, общественным объединениям, а в неотложных случаях и гражданам; использовать беспрепятственно транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и автомобилей специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в органы внутренних дел, а также для транспортировки поврежденного при авариях транспорта, проезда к месту происшествия или сбора личного состава по тревоге и в других, не терпящих отлагательства случаях.

2. Взаимоотношения инспектора ДПС с участниками дорожного движения.
Глава 8 Наставления по ДПС ГАИ МВД Республики Беларусь.
Приложение к приказу МВД Республики Беларусь от 18 апреля 1995 года №60.

2.1. Взаимоотношения инспектора ДПС с участниками дорожного движения строятся на неукоснительном соблюдении гражданских прав и свобод, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и доброжелательным отношением к гражданам.
2.2.
2.2.1. Ограничение прав и свобод участников дорожного движения допускается только в случаях, предусмотренных законом.
2.2.2. При нарушении правил дорожного движения участником дорожного движения, его вина должна быть доказана в предусмотренном законом порядке. Участник дорожного движения не обязан доказывать свою невиновность.
2.2.3. Недостаток доказательств по делу.о нарушении правил дорожного движения трактуется в пользу нарушителя, в таких случаях административное дело не возбуждается, а возбужденное дело в установленном порядке должно быть прекращено.
2.2.4. Все участники дорожного движения имеют равные гражданские права и свободы вне зависимости от материального положения, национальности, вероисповедания и пр.
2.2.5. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь (за исключением лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью).
(Выдержки из Раздела 2 Конституции Республики Беларусь.)

2.3.
2.3.1 При обращении к участникам дорожного движения инспектор ДПС обязан поздороваться с ними, четко и разборчиво назвать свою должность, звание, фамилию и в обязательном порядке кратко сообщить причину и цель обращения.
2.3.2 Действия инспектора ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы, подаваемые водителям, истолковываться однозначно и подаваться своевременно во избежание создания помех для движения других транспортных средств.
2.3.3. Работник при остановке транспортного средства обязан подойти к нему и в дальнейшем действовать в зависимости от причин остановки, состояния и поведения водителя.
2.3.4. Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются.
2.3.5. Инспектор ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участнику дорожного движения, изменять в сторону ужесточения меру административного воздействия за совершенное правонарушение.
2.3.6. При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по первому требованию участника дорожного движения инспектор ДПС сообщает номер личного нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет право и порядок обжалования своих действий.
2.3.7. Разъяснения участнику дорожного движения необходимо давать без нравоучений, спокойно, доброжелательно. Если инспектор ДПС уверен в правильности своей позиции, объяснить ее нужно убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие положения нормативных документов. В противном случае административное дело не возбуждается.
2.3.8. В обязательном порядке инспектор ДПС обязан оказать содействие гражданам и участникам дорожного движения в случаях предусмотренных Законом "О милиции", оказания доврачебной помощи, в проезде по территории республики, устранении технических неисправностей транспортных средств, а также в иных случаях.

2.4.
2.4.1. Взаимоотношения инспектора ДПС с проверяющими лицами, начальниками и старшими по званию осуществляются в строгом соответствии с требованиями Строевого Устава и Устава внутренней службы ОВД.
2.4.2. Порядок взаимоотношений с судьями, работниками органов прокуратуры, имеющими классные чины, военнослужащими, работниками органов внутренних дел, другими должностными лицами определяется действующим законодательством, устанавливающим их правовой статус.

3. Порядок применения оружия и спецсредств.
Статьи 18, 19, 20, 21 Закона Республики Беларусь "О милиции".

3.1 Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Милиция применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иными способами выполнение возложенных на нее обязанностей не представляется возможным. Физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие применяются исходя из складывающейся обстановки по усмотрению работника милиции в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь "О милиции".
Когда это возможно, применению силы, специальных средств и огнестрельного оружия должны предшествовать предупреждения о намерении их использовать. Специальные средства и огнестрельное оружие не применяются против женщин с видимыми признаками беременности, малолетних, а также инвалидов с явными ^ признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.
Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств и оружия невозможно, работники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.
О ранении или смерти лица вследствие применения физической силы, специальных средств или оружия работник милиции обязан сообщить непосредственному начальнику для уведомления прокурора. Применение силы, специальных средств и оружия в случаях и порядке, противоречащих Закону Республики Беларусь "О милиции", влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством.
3.2 Применение огнестрельного оружия.
Работник милиции имеет право применять огнестрельное оружие для:

1) защиты граждан и самозащиты от нападения, угрожающего смертью или причинением вреда здоровью, либо для предотвращения такого нападения или захвата оружия работника милиции;
2) освобождения заложников;
3) пресечения общественно опасных действий, представляющих собой угрозу жизни, здоровью или имуществу людей, а равно задержания лиц, совершивших такие действия и пытающихся скрыться;
4) пресечения группового или вооруженного нападения на органы внутренних дел, охраняемые объекты, войсковой или служебный наряд органов внутренних дел, а также пресечения нападения на иные объекты, сопровождающегося поджогами, разрушениями и попытками завладения огнестрельным оружием;
5) задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление либо совершившего тяжкое преступление или совершающего побег из-под стражи, а также вооруженного лчца, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, в том числе предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений. Совершение задерживаемым лицом умышленно неожиданных движений или других опасных действий, попытки приблизиться к работнику милиции ближе указанного им расстояния, достать что-либо из своей одежды без команды работника милиции, прикоснуться к его оружию и другие подобные действия, которые могут быть истолкованы работником милиции как угроза насилия, предоставляют ему право применить огнестрельное оружие в соответствии с Законом Республики Беларусь "О милиции".

3.3 Использование огнестрельного оружия.
Работники милиции имеют право использовать оружие в следующих случаях для:

1) остановки транспортных средств путем их повреждения, если водитель создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан или не подчиняется законным требованиям работников милиции остановиться;
2) обезвреживания животного, угрожающего здоровью граждан;
3) подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

3.4 Обнажение огнестрельного оружия.
Работник милиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке не исключена возможность его применения.
3.5 Применение специальных средств.
Милиция применяет наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные и транспортные средства, а также служебных животных для:

1) отражения нападения на граждан и работников милиции;
2) освобождения заложников;
3) отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства независимо от их принадлежности либо освобождения захваченных объектов;
4) пресечения неповиновения или сопротивления законным требованиям работников милиции и иных лиц, выполняющих служебные обязанности или гражданский долг по обеспечению общественного порядка, предотвращению и пресечению правонарушений;
5) задержания и доставления в милицию или иное служебное помещение лиц, совершивших правонарушения или отказывающихся удостоверить свою личность, а также конвоирования и содержания задержанных и подвергнутых аресту, заключенных под стражу, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а равно имеются основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе;
6) пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка. Вид специального средства и интенсивность его применения определяются работником милиции самостоятельно исходя из складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.

3.6 Применение физической силы.
Милиция применяет физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства для предотвращения и пресечения правонарушений, самообороны, преодоления противодействия законным требованиям работников милиции, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных обязанностей.

4. Порядок задержания водительских документов.

4.1 Порядок задержания водительских документов за нарушение правил дорожного движения.

4.1.1 При нарушении правил дорожного движения, за которое в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управления автотранспортом, у водителя изымается водительское удостоверение на срок до вынесения постановления по делу, о чем делается запись в протоколе. (Статья 244 КоАП Республики Беларусь. Изъятие вещей и документов)
4.1.2. Отметки в талоне к водительскому удостоверению за допущенное нарушение правил дорожного движения делаются только в случае наличия повторности по данной статье КоАП Республики Беларусь. (Протокол республиканского семинар-совещания сотрудников Госавтоинспекции МВД Республики Беларусь в г.Витебске от 29.04.1998 года).
4.1.3. Порядок задержания водительских документов за нарушение правил дорожного движения:

1) Составить административный протокол за допущенное нарушение.
2) Установить, имеется ли по данной статье КоАП Республики Беларусь усиление ответственности при повторном нарушении (статьи 113 части 2 и 3, статья 112 часть 5, статья 114 часть!, статьи 115, 118):
3) если да, то изымается водительское удостоверение и талон предупреждений к нему на срок до исполнения взыскания, о чем делается запись в протоколе, одновременно выдается временное разрешение. Отметка о допущенном правонарушении делается во временном разрешении. Сведения о ранее наложенных взысканиях за нарушения правил, со дня совершения которых прошло менее года, во всех случаях переносятся во временное разрешение.
4) если нет, то изымается водительское удостоверение на срок до исполнения взыскания, о чем делается запись в протоколе. Отметка о допущенном правонарушении делается в талоне к водительскому удостоверению.

4.1.4. Должностное лицо, изымая водительское удостоверение, рекомендует водителю при управлении транспортным средством иметь при себе документ, удостоверяющий личность. (Инструкция по организации производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения. Приложение к приказу МВД БССР №89 от 16 августа 1991 года.)

4.2 Порядок задержания документов при выявлении фактов подделки.

4.2.1 ... документы, являющиеся... непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, изымаются... (Статья, 244 КоАП Республики Беларусь. Изъятие вещей и документов)
4.2.2 В случае обнаружения признаков подделки или непригодности водительского удостоверения или талона к нему, этот документ изымается до выяснения.. (Инструкция по организации производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения. Приложение к приказу МВД БССР №89 от 16 августа 1991 года.)
4.2.3 В случае изъятия... документов об этом (в присутствии двух понятых) составляется протокол (изъятия).,. (Статья 243 КоАП Республики Беларусь. Личный досмотр и досмотр вещей)

5. Порядок заполнения штрафной квитанции.

5.1 Общие положения.
Протокол не составляется, а штраф налагается и взимается на месте совершения правонарушения должностным лицом, вынесшим постановление при совершении административных правонарушений, предусмотренных следующими статьями Кодекса: статьей 82, частью второй статьи 110, частями первой-четвертой статьи 112, частью первой и второй статьи 113, частью первой статьи ИЗ1, частью первой статьи 114, статьей 117, частью первой статьи 119, статьей 1191, частями первой и второй статьи 120, статьей 129, частью четвертой статьи 130. Необходимым условием является согласие правонарушителя с налагаемым взысканием. (Статья 237 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.)
5.2 Порядок заполнения штрафной квитанции

5.2.1 В случае взимания штрафа на месте, работником милиции синими или черными чернилами (шариковой ручкой) заполняется штрафная квитанция и ее корешок с указанием установочных данных нарушителя, транспортного средства, вида совершенного правонарушения, суммы взысканного штрафа.
5.2.2 Затем квитанция отрезается (отрывается) таким образом, чтобы при ней находилась соответствующая сумме штрафа часть талона, на которой указан размер штрафа по отношению к минимальной заработной плате.
5.2.3 Квитанция об уплате штрафа вручается под роспись нарушителю, который в соответствующих графах собственноручно проставляет дату выдачи квитанции. (Памятка по применению бланков штрафных квитанций за нарушение правил дорожного движения образца 1998 года. Указание Управления ГАИ МВД Республики Беларусь № 818 от 17.07.1998 года.)

ПОМНИТЕ!
Бланки штрафных квитанций за нарушение правил дорожного движения утверждены Министерством финансов Республики Беларусь, изготовлены в соответствии с "Положением о порядке разработки и производства государственных знаков, бланков ценных бумаг, документов с определенной степенью защиты и их полуфабрикатов" Комитета Государственных знаков 13 при Министерстве финансов Республики Беларусь и отнесены к категории защищенных бумаг и документов строгой отчетности.
Ответственность за подделку бланков, умышленное неправильное использование штрафных квитанций за нарушение правил дорожного движения, влекущее причинение вреда правам и законным интересам граждан либо государственным интересам, устанавливается уголовным законодательством Республики Беларусь.
Ответственность за утрату, необратимую порчу бланков штрафных квитанций за нарушение правил дорожного движения устанавливается действующими указаниями и распоряжениями ЦФУ МВД Республики Беларусь.

6.1. Эксплуатация транспортного средства с неисправностями тормозной системы или рулевого управления или переоборудованного без соответствующего разрешения, ... запрещается уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел (Статья 245-1 КоАП Республики Беларусь. Запрещение эксплуатации транспортного средства.)
6.2. Госавтоинспекции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право: запрещать эксплуатацию транспортных средств, в том числе со снятием номерных знаков, ... (Пункт 6.8 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 1994 года № 553)
6.3. Работник дорожно-патрульной службы при несении службы имеет право запрещать эксплуатацию транспортных средств, состоящих на учете в данном городе или районе, путем снятия государственных номерных знаков при наличии неисправностей рулевого управления, тормозной системы, а также в случаях, когда транспортное средство не прошло технический осмотр в установленный срок или переоборудовано без разрешения Госавтоинспекции. (Глава 7 Наставления по ДПС ГАИ МВД Республики Беларусь. Приложение к приказу МВД Республики Беларусь от 18 апреля 1995 года №60.)
В остальных случаях снятие государственных регистрационных номерных знаков КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО!
6.4. При снятии государственных номерных знаков работником дорожно-патрульной службы составляется акт осмотра одиночного транспортного средства в двух экземплярах, из которых один выдается под роспись нарушителю, а второй приобщается к административному протоколу.

7.1. Под задержанием транспортного средства следует понимать запрещение эксплуатации с помещением его на специальную охраняемую стоянку, определенную местными органами исполнительной власти.
7.2 Работник дорожно-патрульной службы производит задержание автомототранспортного средства в случае управления им:

Лицом, совершившим преступление или в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения;
- лицом, не имеющим удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или лишенным такого права;
- лицом, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами;
- при отсутствии отметки о регистрации в подразделениях Госавтоинспекции, без государственных номерных знаков или с поддельными номерными знаками или номерами агрегатов, не соответствующим записям в регистрационных документах.

7.3 Работник, принявший решение о запрещении эксплуатации транспортного средства, составляет в двух экземплярах протокол о задержании, опись автомашины и имущества, находящегося в ней/ копии выдаются водителю/ и приобщает их к административному протоколу о нарушении Правил. Опись автомашины и имущества составляется в присутствии водителя и понятых, а в случае отсутствия водителя - в присутствии понятых.
7.4. При задержании транспортного средства работник отстраняет водителя от управления после устного предупреждения о запрещении движения, применяя в случае неподчинения изъятие ключа замка зажигания, принудительный вывод водителя из кабины /салона/ транспортного средства, создание помех для исключения возможности дальнейшего следования, блокировку колес и др.
7.5. Задержанное транспортное средство доставляется в присутствии водителя /владельца/ на специальную охраняемую стоянку с использованием другого транспортного средства, путем буксировки на жесткой сцепке либо сотрудником дорожно-патрульной службы самостоятельно при условии обеспечения сохранности задержанного транспортного средства.
7.6. Задержанное транспортное средство сдается на специальную охраняемую стоянку по акту /описи/.
7.7. При отсутствии такой стоянки транспортное средство может быть доставлено и сдано по акту в дежурную часть строевого подразделения, горрайоргана внутренних дел или на площадку у стационарного поста ГАИ. (Глава 4 Наставления по ДПС ГАИ МВД Республики Беларусь. Приложение к приказу МВД Республики Беларусь от 18 апреля 1995 года №60.)

8. Медицинское освидетельствование водителей.

8.1 Общие положения.
Управляющие транспортными средствами водители или иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат отстранению от управления транспортным средством и освидетельствованию в установленном порядке на состояние опьянения. (Статья 245 КоАП Республики Беларусь. Отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения)

8.1.1. Основаниями для освидетельствования водителей транспортных средств являются:

Наличие признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке и т.п.) ;

Заявление граждан об употреблении лицом спиртных напитков; - признание самого лица в употреблении спиртных напитков.

8.1.2. При уклонении лица от освидетельствования составляется административный протокол, в котором указываются признаки опьянения и действия нарушителя по уклонению от освидетельствования.
8.1.3. В случаях, когда лицо доставляется в медвытрезвитель, основанием для утверждения о нахождении его в состоянии опьянения служит протокол о принятии на вытрезвление лица, находящегося в состоянии опьянения.
8.1.4. За нарушение установленного порядка освидетельствования, вынесение заведомо ложного заключения, виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. (Инструкция о порядке направления водителей транспортных средств на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования. Рег.№ Минюста 367/12 от 17 мая 1994 года)

8.2 Освидетельствование водителей в медицинских учреждениях.

8.2.1. Освидетельствованию в медицинском учреждении подлежат:

Участники дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли или ранены люди;

Если обследуемое лицо не согласно с результатом освидетельствования с использованием индикаторной трубки "Контроль трезвости";

При подозрении на наличие у обследуемого лица травматических повреждений или заболевания, внешнее проявления которого сходны с признаками алкогольного опьянения.

8.2.2 Освидетельствование в медицинских учреждениях для установления состояния опьянения проводится в любое время суток...
8.2.3 Лица, подлежащие освидетельствованию в медицинских учреждениях, должны быть доставлены к месту освидетельствования не позднее двух часов с момента возникновения обстоятельств, требующих его проведения.
8.2.4. Прием на освидетельствование проводится по письменному направлению или по личному требованию инспектора ДПС.
8.2.5. Инспектор ДПС, направивший освидетельствуемого, обязан принять меры к установлению его личности.
8.2.6 Инспектор, получая на руки протокол медицинского освидетельствования, обязан убедиться, что протокол освидетельствования подписан врачом и заверен печатью медицинского учреждения. (Инструкция о порядке направления водителей транспортных средств на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования. Рег.№ Минюста 367/12 от 17 мая 1994 года)

8.3 Освидетельствование водителей с помощью индикаторных трубок "Контроль трезвости".

8.3.1. Освидетельствование с использованием индикаторных трубок "Контроль трезвости" проводится сотрудниками Госавтоинспекции или участковыми инспекторами милиции, прошедшими специальную подготовку.
8.3.2. Освидетельствование с использованием индикаторной трубки "Контроль трезвости" проводится в присутствии двух свидетелей и оформляется протоколом. с использованием
8.3.3 Порядок проведения освидетельствования индикаторной трубки "Контроль трезвости".

1. Индикаторная трубка "Контроль трезвости" вскрывается непосредственно перед применением в присутствии обследуемого лица и свидетелей. Не подлежат использованию индикаторные трубки "Контроль трезвости", если они имеют механическое повреждение внутреннего устройства, нарушена их герметичность, изменен цвет наполнителя и он пересыпается по трубке, а также если истек срок их годности.
2. Производящий освидетельствование надевает мундштук респираторного баллона на конец трубки, расположенной ближе к реагенту.
3. Затем он предлагает обследуемому лицу взять из упаковки индивидуальный мундштук однократного пользования, надеть его на противоположный конец трубки и продуть трубку до полного наполнения респираторного баллона.

8.3.4 Наполнитель под действием паров алкоголя должен изменить окраску с желтой на зеленую в течении 1-2 минут. По высоте окраски наполнителя определяется содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе: - если окраска реагента не изменилась или высота столбика реагента, изменившего окраску с желтой на зеленую, не достигает уровня контрольного пояса, то проба на содержание паров алкоголя в выдыхаемом воздухе признается отрицательной. - если высота столбика реагента, изменившего окраску с желтой на зеленую, достигает контрольного пояса, то проба признается положительной. Положительная проба на алкоголь в выдыхаемом обследуемым воздухе является подтверждением того, что он употребил алкоголь.
При его согласии с результатом обследования и заключением, протокол освидетельствования служит основанием для утверждения о нахождении обследуемого в состоянии алкогольного опьянения. (Инструкция о порядке направления водителей транспортных средств на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования. Рег.№ Минюста 367/12 от 17 мая 1994 года)

9. Измерение скорости движения ТС.

9.1 Общие указания по эксплуатации и мерам безопасности.

9.1.1 После извлечения измерителя скорости из укладочного ящика необходимо осмотреть его на отсутствие внешних повреждений и сохранность пломб метрологической поверки.
9.1.2. Запрещается эксплуатировать измеритель скорости: в близи работающих радиостанций, радиоприемных линий связи, радиолокаторов и пр.; в близи высоковольтных линий связи, производства сварочных работ, во время грозы и пр. Источников электрических и магнитных полей; в непосредственной близости от неподвижных промышленных установок, имеющих подвижные части (например, компрессора для производства дорожных работ и пр); из салона автомобиля. ВНИМАНИЕ! Нахождение людей в зоне действия СВЧ луча на расстоянии до 1 метра опасно для здоровья! (Техническое описание дистанционных измерителей скорости движения транспортных средств.)
9.1.3. Порядок измерения скорости транспортных средств измерителями скорости осуществляется согласно инструкции по эксплуатации соответствующей модели.
9.1.4. Меры административного воздействия следует принимать в случаях, когда показания скорости измерительного прибора превышают значение разрешенной не менее чем на 10 км/час. (Инструкция по организации производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения. Приложение к приказу МВД БССР №89 от 16 августа 1991 года.)

10. Порядок обращения с иностранными гражданами.

10.1 Порядок обращения с иностранными гражданами и лицами без гражданства.

10.1.1. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь. (Статья 16 КоАП РБ. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства.)

10.2 Порядок обращения с иностранными гражданами, пользующимися дипломатическим иммунитетом и привилегиями.

10.2.1. Не могут быть привлечены к административной ответственности, подвергнуты задержанию и досмотру, принуждены к даче свидетельских показаний лица, пользующиеся иммунитетами и привилегиями.
10.2.2 Иммунитетами и привилегиями пользуются представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности сотрудники делегаций иностранных государств, которые прибывают в Республику Беларусь с официальными поручениями, главы дипломатических представительств иностранных государств в третьих странах, проезжающие транзитом через территорию Республики Беларусь и дипломатические курьеры.
10.2.3. Распространение иммунитетов и привилегий на других лиц удостоверяется документами, выдаваемыми Министерством иностранных дел Республики Беларусь.
10.2.4 При выявлении факта правонарушения со стороны указанных лиц работник предлагает водителю присутствовать при составлении административного протокола по данному нарушению. Если водитель или кто-либо из пассажиров выражает нежелание присутствовать при составлении материалов, он записывает необходимые сведения о лице, совершившем правонарушение (обязательно номер дипкарты и номерной знак транспортного средства) и разрешает им уехать. В таких случаях составляется подробный рапорт, который по окончании смены передается по команде. (Глава 8 Наставления по ДПС ГАИ МВД Республики Беларусь. Приложение к приказу MB Ц Республики Беларусь от 18 апреля 1995 года №60.)

11. Действия инспектора ДПС на месте дорожно-транспортного происшествия.

11.1. О всяком, ставшем известном работнику ДПС ГАИ дорожно-транспортном происшествии, включая, когда оно совершено вне его поста или маршрута патрулирования, он докладывает в дежурную часть с

В последнее время в интернете стали все чаще появляться видеоролики, на которых водители спорят с сотрудниками ГАИ, отказываются передавать документы и выходить из автомобилей, ссылаясь на различные нормативные акты. Видеоблогеры учат, «как нужно правильно разговаривать с инспекторами, чтобы избежать поборов на дорогах». Замначальника ГАИ Гродненской области Александр Войтешко ответил на провокационные вопросы на тему, считается ли проверка документов допустимой причиной остановки автомобиля.

Со спора на тему «причина остановки» начинается большинство конфликтов с инспекторами, видео которых потом получают наибольшее распространение в сети. Пожалуй, самым популярным «антиГАИшным» видеоблогером Беларуси можно назвать пользователя Василия Телогрейкина, на его канале на данный момент насчитывается 7,2 тысячи подписчиков. Как он сам признался в одной из записей, вопрос инспектору о причине остановки является своеобразным тестом на грамотность и компетентность. В мировосприятии Телогрейкина сотрудник, ответивший «проверка документов», не знает закона, прав будет тот инспектор, который скажет «я вас подозреваю в...». Порой споры и стиль общения таких водителей приводят к конфликтам с применением силы. Самый громкий пример - сюжет, сделанный в Сморгони.

Можно ли снимать инспекторов?

Как пишет "АвтоГродно", представитель Госавтоинспекции в интервью «Радио Гродно» обратил внимание на вопрос законности съемки работы инспекторов и обнародования роликов в сети: «Ролики, которые начали появляться в интернете, в основном производят впечатление на молодых водителей 94-96 годов рождения, которые фактически нормативные документы в области организации и безопасности дорожного движения никогда не изучали и не знают, но почему-то, просмотрев эти ролики, начинают считать себя большими юристами и пытаются постоянно оспаривать любое действие сотрудника ГАИ, после чего безосновательно и незаконно публиковать уже свои видео в интернете. В соответствии с 34-й статьей Конституции РБ, фиксировать на фото- и видеоустройства все происходящее вокруг себя не запрещено. Деятельность милиции, в том числе и ГАИ, строится на гласной основе. Если сотрудник ГАИ во время административного процесса решит воспользоваться фото- или видеофиксацией, то он в обязательном порядке предупреждает об этом. Точно так же разрешено и гражданам. Однако здесь есть одно большое „НО“. Если вы без согласия на то сотрудника милиции, которого вы зафиксировали каким-либо фото/видеоустройством, опубликуете запись в сети и к ней появятся негативные комментарии, которые начнут оскорблять честь и достоинство сотрудника, то он имеет право, согласно все той же 34-й статье Конституции РБ, обратиться в суд для разбирательства. Такие случаи были, и суд оставался на стороне сотрудника, в результате чего были выплачены достаточно большие денежные средства».

Является ли проверка документов основанием для остановки?

- Многие считают, что если я еду по ПДД и у меня документы в порядке, то никто не имеет права меня остановить. И первый вопрос, который задают во всех подобных видеороликах, - «На каком основании, какова цель остановки?». Как правило, если нарушение не выявлено, то инспектор сообщает, что водитель остановлен для проверки документов. На что часто слышит ответ: «Такой причины нет, вы не имеете права меня останавливать». Давайте рассмотрим этот вопрос подробно. Сегодня водитель ТС, в соответствии с пунктом 9,1 ПДД, обязан останавливаться по требованиям сотрудника ГАИ. Водитель имеет право знать причину, по которой его остановили. Согласно статье 25 закона РБ об органах внутренних дел, сотрудники имеют право проверять у граждан (подчеркнем) при подозрении в совершении ими административных правонарушений документы, удостоверяющие личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль которых возложен на органы внутренних дел. Указанная норма применяется при подозрении. Но, в соответствии с положением о Госавтоинспекции, утвержденным постановлением Советом министров, ГАИ, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством, организует и осуществляет контроль за соблюдением ПДД. Пункт 12 главы 3 Правил указывает на то, что водитель должен иметь при себе определенный перечень документов. Проверка наличия этих документов и есть контроль выполнения ПДД водителями. Таким образом, инспектор ГАИ останавливает водителей для проверки документов обоснованно, руководствуясь постановлением Совмина.

Передавать ли документы, или достаточно показать?

- Почти во всех видеороликах основной посыл - это не «предъявлять документы инспектору ДПС». Законодателем в административном кодексе в статье 18.18 указано: «Отказ водителя от предъявления документов, предусмотренных ПДД, влечет ответственность». То есть если у водителя нет при себе документов либо он отказывается их предъявить инспектору, то наступает ответственность по статье 18.18. На этом этапе возникают многие конфликтные ситуации. Если водитель заявляет сотруднику ДПС, что отказывается предъявлять документы, то начинается административный процесс и водитель выплачивает штраф в размере до 2 базовых величин. Сейчас мы не говорим о том случае, когда водитель забыл документы. Но отдельные водители слегка приоткрывают окно автомобиля и показывают документы сотруднику ДПС через стекло, ошибочно считая, что этого достаточно. Согласно главе 3 пункту 12 ПДД РБ, водитель обязан иметь при себе и передать документы для проверки, если он их уже предъявил. И если водитель отказывается передавать документы, считая, что их достаточно лишь предъявлять, то наступает статья 23 часть 4 и ответственность в размере от 20 до 50 базовых величин. Причем это не самые плачевные последствия. Сотрудник ГАИ, как и любой сотрудник милиции, для пресечения неповиновения законному требованию должностного лица, ведущего административный процесс, имеет право применить физическую силу и специальные средства. Более того, сотрудники Госавтоинспекции имеют право разбить стекло и достать водителя из автомобиля за совершение правонарушения, связанного с неповиновением законному требованию должностного лица.

Обязательно ли выходить водителю из автомобиля?

- Инспектор ДПС, как и любой другой сотрудник милиции, который заподозрил вас в совершении правонарушения, либо если правонарушение совершено в виде неповиновения, может потребовать от вас выйти из автомобиля и при этом проговорить, что в настоящий момент вы задержаны за совершение административного правонарушения. Административное задержание длится не более трех часов, но может быть и до 72 часов, если за это правонарушение предусмотрены какие-либо ограничения, связанные с административным арестом к примеру. Местом ведения административного процесса может быть служебный автомобиль, поэтому нарушитель будет задержан и будет содержаться в служебном автомобиле до трех часов. И водитель обязан выйти. Если водитель отказывается выходить из своего автомобиля и отказывается проследовать в служебный, то это снова будет являться неповиновением требованию должностного лица. Предъявить и передать документы вы можете находясь в автомобиле. Конечно, если у инспектора ДПС возникнут подозрения, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, то он может потребовать от него выйти, и это будет абсолютно законно. Ведь сотрудник ДПС не может сесть к вам в автомобиль и провести освидетельствование у вас в машине. Если сотрудник ГАИ требует выйти из салона автомобиля пассажиров, то и они обязаны это сделать. Конечно, если это не связано с банальным неиспользованием ремня безопасности. В этом случае сотрудник ДПС составит административный протокол в служебном автомобиле и принесет его для подписи в автомобиль с нарушителем.

В большинстве случаев все же белорусские водители предпочитают экономить свое время на общение с инспекторами. «Никогда не понимал людей, которые разводят бадягу про причину остановки и т.п. завязывать беседу с сотрудниками на 10-15 минут, - пишет пользователь форума Onliner.by, зарегистрированный под ником jenya-2010 (орфография и пунктуация автора сохранены). - 40 секунд и двигайся дальше».

Правила проверки документов сотрудниками ГАИ у водителей и другие нюансы ПДД разъяснил заместитель начальника УГАИ Гродно Александр Войтешко в прямом эфире «Радио Гродно», сообщает AutoGrodno.by .

- Можно ли публиковать видео с сотрудниками ГАИ в интернете?

В соответствии с 34 статьей Конституции, фиксировать на фото- и видеоустройства все происходящее вокруг себя не запрещено. Деятельность милиции, в том числе и ГАИ, строится на гласной основе. Сегодня все заседания по рассмотрению административных дел, и так далее, проходят в открытом режиме.

Если же сотрудник ГАИ во время административного процесса решит воспользоваться фото- или видеофиксацией, то он в обязательном порядке предупреждает об этом. Точно так же разрешено и гражданам. И мы не запрещаем. Однако, здесь есть одно большое "но". Если вы, без согласия на то сотрудника милиции, которого вы зафиксировали каким-либо фото- видеоустройством, опубликуете запись в сети и к ней появятся негативные комментарии, которые начнут оскорблять честь и достоинство сотрудника, то он имеет право, согласно все той же 34 статье Конституции, обратиться в суд для разбирательств. И такие случаи были, суд оставался на стороне сотрудника, в результате чего были выплачены достаточно большие денежные средства.

Статья 34 Конституции. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

На каком основании сотрудник ГАИ может остановить водителя, у которого все в порядке: световые приборы работают и водитель ничего не нарушает?

Многие считают, что если я еду по ПДД и у меня документы в порядке, то никто не имеет права меня остановить. Как правило, если нарушение не выявлено, то инспектор сообщает, что водитель остановлен для проверки документов.

В соответствии с пунктом 9,1 ПДД водитель обязан останавливаться по требованиям сотрудника ГАИ. Водитель имеет право знать причину, по которой его остановили. Сотрудники органов внутренних дел имеют право проверять у граждан при подозрении в совершении ими административных правонарушений документы, удостоверяющие личность, а также документы, необходимые для проверки соблюдения ими правил, надзор и контроль которых возложен на органы внутренних дел.

Указанная норма применяется при подозрении. Но, в соответствии с положением о Госавтоинспекции, утвержденном постановлением Советом министров, ГАИ, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством, организует и осуществляет контроль за соблюдением правил дорожного движения.

Пункт 12 главы 3 ПДД указывает на то, что водитель должен иметь при себе определенный перечень документов , поэтому проверка наличия этих документов и есть контроль выполнения ПДД водителями. Таким образом, инспектор ГАИ останавливает водителей для проверки документов обоснованно.

- Может ли сотрудник ГАИ остановить автомобиль там, где знаками запрещена остановка и стоянка?

- Сотруднику ГАИ запрещается подавать водителю сигнал об остановке ТС в местах, где в соответствии с ПДД такая остановка и стоянка запрещена. Но, существует оговорка: за исключением случаев необходимости его остановки для предотвращения или устранения угрозы личной, общественной, национальной безопасности . Под этим подразумевается любое административное правонарушение.

То есть, если инспектор ДПС подозревает вас в совершении административного правонарушения, либо вы его уже совершили, и он это видел, то он имеет право остановить вас в любом месте, даже если это запрещено ПДД, для того, чтобы пресечь и прекратить дальнейшее противоправное поведение . Это может быть банальная тонировка, которая видна издалека, это может быть отсутствие номерного знака, это могут быть пересечение сплошных линий разметки и невыполнение требований дорожных знаков и так далее.

- Часто водители отказываются передавать в руки сотрудникам ДПС свои документы.

Статья 18.18. Кодекса об административных правонарушениях:

Управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе документа, подтверждающего право на управление транспортным средством данной категории, регистрационных или иных документов, предусмотренных законодательством, либо отказ от предъявления таких документов, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документа, подтверждающего право на управление транспортным средством соответствующей категории, - влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

В статье 18.18 КоАП указано: "отказ водителя от предъявления документов, предусмотренных ПДД, влечет ответственность". То есть, если у водителя нет при себе документов, либо он отказывается их предъявить инспектору, то наступает ответственность по этой статье.

Если водитель заявляет сотруднику ДПС, что отказывается предъявлять документы, то начинается административный процесс и водитель выплачивает штраф в размере до 2 базовых величин . Сейчас мы не говорим о том случае, когда водитель забыл документы. Но отдельные водители слегка приоткрывают окно автомобиля и показывают документы сотруднику ДПС через стекло, ошибочно считая, что этого достаточно. Согласно главе 3 пункту 12 ПДД, водитель обязан иметь при себе и передать документы для проверки, если он их уже предъявил. И если водитель отказывается передавать документы, считая, что их достаточно лишь предъявлять, то наступает ответственность по статье 23 часть 4 - штраф в размере от 20 до 50 базовых величин.

Сотрудник ГАИ, как и любой сотрудник милиции, для пресечения неповиновения законному требованию должностного лица, ведущего административный процесс, имеет право применить физическую силу и специальные средства. Более того, сотрудники Госавтоинспекции имеют право разбить стекло и достать водителя из автомобиля, за совершение правонарушения, связанного с неповиновением законному требованию должностного лица.

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, - влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин или административный арест.

- Выходить или не выходить водителю из автомобиля?

Инспектор ДПС, как и любой другой сотрудник милиции, который заподозрил вас в совершении правонарушения, либо если правонарушение совершено в виде неповиновения, может потребовать от вас выйти из автомобиля и при этом проговорить, что в настоящий момент вы задержаны за совершение административного правонарушения.

Административное задержание длится не более трех часов, но может быть и до 72 часов, если за это правонарушение предусмотрены какие-либо ограничения, связанные с административных арестом , к примеру. Местом ведения административного процесса может быть служебный автомобиль, поэтому нарушитель будет задержан и будет содержаться в служебном автомобиле до трех часов. И водитель обязан выйти. Если водитель отказывается выходить из своего автомобиля и отказывается проследовать в служебный, то это снова будет являться неповиновением требованию должностного лица.

- Предъявить и передать документы можно находясь в автомобиле?

Пожалуйста, предъявляйте и, впоследствии, передавайте документы, сидя в машине. Конечно, если у инспектора ДПС возникнут подозрения, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, то он может потребовать от него выйти и это будет абсолютно законно. Ведь сотрудник ДПС не может сесть к вам в автомобиль и провести освидетельствование у вас в машине.

- Обязаны ли выходить пассажиры?

Если сотрудник ГАИ требует выйти из салона автомобиля пассажиров, то и они обязаны это сделать. Конечно, если это не связано с банальным неиспользованием ремня безопасности. В этом случае, сотрудник ДПС составит административный протокол в служебном автомобиле и принесет его для подписи в автомобиль с нарушителем.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация