Снятие с учета в качестве нуждающихся основания. Проверка данных гражданина для получения жилья социального найма. улучшение жилищных условий

Главная / Суд

1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2012 N 55-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

3. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

(часть 3 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

Комментарии к статье

1. Коммент. ст. регламентирует основания и порядок снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Гражданин, состоящий на жилищном учете, может отказаться от поддержки государственных органов или органов местного самоуправления в получении жилья из состава государственного или муниципального жилищного фонда путем подачи соответствующего заявления в орган, осуществивший его постановку на жилищный учет.

Орган, осуществивший постановку гражданина на жилищный учет, может снять гражданина с учета в связи с утратой оснований, дающих ему право на получение жилого помещения по договору социального найма. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, регламентированы ст.51 коммент. закона.

Состоящий на жилищном учете гражданин подлежит снятию с учета в связи с выездом для постоянного жительства в другое муниципальное образование. Исключение составляют случаи перемены места жительства в пределах городов Санкт-Петербурга и Москвы.

2. Обеспечение жильем по договору социального найма осуществляется из жилищных фондов конкретных, установленных законом, источников (жилищных фондов муниципальных образований, субъектов РФ и Российской Федерации).

Таким образом, решение законодателя о снятии очередника с жилищного учета в связи с его выездом для постоянного жительства за границы муниципального образования, в котором он состоит на жилищном учете и из состава жилищного фонда которого очередник подлежал бы обеспечению жильем, понятно и оправдано. Исключение составляют случаи перемены места жительства гражданина в пределах субъектов РФ - городов Санкт-Петербурга и Москвы, в которых основные вопросы в жилищной сфере находятся, как правило, в компетенции органов государственной власти данных субъектов РФ.

Другими основаниями для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях является оказание ему содействия в улучшении жилищных условий путем получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, а также предоставления ему земельного участка для строительства жилого дома (см. коммент. к ст.55).

3. Пунктом 6 коммент. ст. установлены такие основания для снятия с жилищного учета, как:

А) выявления в представленных гражданином документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет;

Б) неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

4. Недостоверность представленных гражданином в уполномоченный орган сведений для принятия на жилищный учет может быть определена как:

Ошибка;

Подлог.

Подлог осуществляется, как правило, путем изначального составления документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного по существу (интеллектуальный подлог), а также изменение изначально подлинного документа путем удаления части сведений и (или) дополнения его сведениями, не соответствующими действительности, в результате чего искажается оценка всей содержащейся в документе информации (материальный подлог). Способами материального подлога могут быть пометка другим числом, подчистка, вытравливание надписей и т.п.

Подлог - наказуемое деяние вплоть до несения уголовной ответственности.

Термин "неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет” может включать в себя как рассмотренные выше ошибку и подлог (служебный), так и иные, часто уголовно наказуемые действия, результатом которых явился факт принятия положительного решения о постановке гражданина на жилищный учет, например:

Получение взятки (денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя;

Халатность, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;

И другие.

5. Решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях принимается органом, принявшим решение и осуществившим ранее прием гражданина на жилищный учет, не позднее тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения, с обязательным обоснованием и ссылкой на обстоятельства, предусмотренные п.1 коммент. ст.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.


Комментарий к статье 56
Комментируемая статья устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Правоотношение, возникающее между гражданином и компетентным органом по поводу предоставления первому конкретного жилого помещения по договору социального найма, характеризуется юридическим равенством сторон: никто не может обязать гражданина встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При постановке на такой учет граждане вправе самостоятельно решить, вставать им на учет или нет. Исходя из этого они по своему усмотрению могут и отказаться от своего права состоять на учете. Поэтому п. 1 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает в качестве основания для снятия с учета случай подачи гражданами заявления о снятии их с учета.
Жилищный кодекс РФ не предъявляет специальных требований к такому заявлению, поэтому оно может быть составлено в свободной форме. При этом достаточно очевидно, что указанное заявление должно быть представлено в орган, где гражданин, обращающийся с просьбой о снятии его с учета в качестве нуждающегося, состоит на учете, и подписано данным гражданином, орган, осуществляющий учет, обязан удостовериться в том, что заявление подает надлежащее лицо.
Следует обратить внимание на то, что в отличие от ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, которая предусматривает возможность принятия на учет недееспособных граждан на основании заявлений о принятии их на учет, поданных их законными представителями, комментируемая статья не определяет заявительного порядка снятия таких граждан с учета. Поэтому законный представитель недееспособного гражданина, однажды подав заявление о постановке на учет такого гражданина, уже не сможет в дальнейшем по своему усмотрению снять его с учета, подав соответствующее заявление. Недееспособный гражданин может быть снят с учета только по инициативе органа, осуществляющего учет, в случае утраты таким гражданином оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо выявления иных обстоятельств, служащих в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи основанием для снятия с учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся.
Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта, и иные отдельные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта Федерации, при условии, что такие граждане по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ, являются нуждающимися в жилых помещениях (см. комментарий к ст. ст. 49, 51, 52 и 57 ЖК).
Пункт 2 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает основание для снятия с учета граждан в случае утраты ими права состоять на данном учете, т.е. когда граждане утрачивают свой статус, связанный с признанием их малоимущими или относящимися к особой названной в законе категории граждан либо нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Таким образом, основаниями для снятия граждан с учета могут стать следующие обстоятельства:
увеличение доходов, приходящихся на каждого члена семьи, состоящего на учете (к примеру, доходов, связанных с получаемых членами семьи по трудовым договорам выплат, предусмотренных системой оплаты труда, компенсаций, выплачиваемых государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей, выходных пособий, выплачиваемых при увольнении, компенсаций при выходе в отставку, заработной платы, сохраняемой на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, социальных выплат из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников (пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.п.)); увеличение доходов от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам), в том числе доходов от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов, плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); увеличение других доходов, связанных, к примеру, с оплатой работ по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством РФ, материальной помощью, оказываемой работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, авторскими вознаграждениями, получаемыми в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования, занятием предпринимательской деятельностью, включая увеличение доходов, полученных в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, доходов по акциям, принадлежащим членам семьи, и других доходов от их участия в управлении собственностью организации, увеличением процентов по их банковским вкладам, получением ими наследуемых и подаренных денежных средств и др.;
увеличение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, состоящих на учете, и подлежащего налогообложению (к примеру, в связи с изменением соотношения спроса и предложения на рынке стоимости недвижимого имущества, находящегося в собственности у членов семьи, получением в порядке наследования нового имущества и т.п.);
улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете: возникновение у них (т.е. у граждан, не являвшихся на момент постановки на учет членами семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в последующем вселившихся в жилое помещение как члены семьи указанного собственника или нанимателя) права самостоятельного пользования жилым помещением; увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи (к примеру, в связи с получением членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования либо в связи с выездом на другое место жительства или со смертью одного из членов семьи, в том числе больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, а также если приходящийся на каждого члена семьи, состоящего на учете, размер общей площади жилого помещения, которым он пользуется в качестве нанимателя такого помещения по договору социального найма либо члена семьи нанимателя такого помещения или в качестве собственника такого помещения либо члена семьи собственника, увеличился и превысил установленный в соответствующем муниципальном образовании размер учетной нормы площади жилого помещения).
Поскольку необходимым условием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом в конкретном населенном пункте по договору социального найма, является проживание гражданина в муниципальном образовании, на территории которого расположен данный населенный пункт (см. комментарий к ст. ст. 52 и 57 ЖК), то его выезд на место жительства в другое муниципальное образование влечет снятие его с учета. Такое основание для снятия с учета содержит п. 3 ч. 1 комментируемой статьи. Исключение составляют случаи изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга, учитывая особенности организации местного самоуправления в этих городах.
В целях определения оснований для снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, место жительства должно определяться бесспорно и однозначно по формальному признаку. Иначе на практике доказывание места фактического постоянного или преимущественного проживания как от граждан, так и от органов, осуществляющих такой учет, потребует немало времени и сил, увеличится документооборот, не удастся избежать ошибок, связанных с необоснованным снятием с учета, и т.п. Поэтому в правоприменительной практике сам по себе факт изменения места постоянного или преимущественного проживания гражданина, когда он не исполнил обязанность по уведомлению государства о своем новом месте жительства (не зарегистрировался по новому месту жительства), не дает основания к определению его места жительства в целях снятия его с учета в качестве нуждающегося. Формально у органа, осуществляющего учет, есть информация только о регистрации гражданина по предыдущему месту жительства, и данный орган не вправе по своему усмотрению, к примеру, исходя из сведений, полученных от соседей этого гражданина, снять его с учета. Основным доказательством места жительства гражданина для органа, осуществляющего учет, остается регистрация гражданина.
Учитывая сказанное, возникает вопрос: что считать местом жительства, когда гражданин имеет на праве собственности квартиру в городе, которой не пользуется, но зарегистрирован по ее адресу, и дом в сельской местности, где фактически проживает? На практике окажется, что факт проживания в сельском доме не будет иметь юридического значения (если только он не будет установлен в судебном порядке), причем даже в том случае, если гражданин зарегистрирован в этом доме по месту пребывания.
Кроме того, фактическое отсутствие гражданина в жилом помещении, по которому он зарегистрирован как по месту жительства (даже и достаточно продолжительный период), не обязательно означает изменение им места своего жительства. Это может быть связано с условиями и характером его работы, лечением, обучением, отдыхом и т.п. . В свою очередь, орган, осуществляющий учет, не имеет достаточных правомочий, чтобы оценить все обстоятельства отсутствия гражданина. Это может сделать только суд, поскольку только в судебном порядке могут быть объективно исследованы все обстоятельства, свидетельствующие о фактическом изменении места жительства гражданина. Поэтому в случае фактического изменения места жительства гражданина, когда он не регистрируется по новому месту жительства и сохраняется его регистрация по предыдущему месту жительства, данный гражданин может быть снят с регистрационного учета только на основании решения суда, подтверждающего фактическое изменение гражданином своего места жительства.
Даже в советский период существования института прописки по месту постоянного жительства для таких случаев в правоприменительной практике были выработаны специальные исключения. В частности, согласно п. п. 1 и 2 Постановления СМ СССР от 16 апреля 1988 г. N 477 "О гарантии жилищных прав граждан, временно отсутствующих в месте постоянного жительства по условиям и характеру работы" (СПП СССР. 1988. N 18. Ст. 54) граждане, временно отсутствовавшие в месте постоянного жительства по условиям и характеру работы, не подлежали снятию с учета по мотивам их выезда и обеспечивались жилой площадью независимо от наличия у этих граждан прописки в населенном пункте, где сохранялось за ними жилое помещение в течение всего времени выполнения данной работы. Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 2 "О практике применения судами жилищного законодательства" (Бюллетень ВС СССР. 1987. N 3. С. 8) при разрешении споров о расторжении договора найма ввиду выезда нанимателя и членов его семьи на постоянное жительство в другое место суд обязан был истребовать доказательства, свидетельствующие о поселении нанимателя в другом населенном пункте или в другом жилом помещении (документы о выписке из жилого помещения, об увольнении с работы и устройстве на работу по месту нового жительства, обеспечении жильем по новому месту работы и др.).
Таким образом, основным юридическим фактом, позволяющим установить изменение места жительства гражданина в целях снятия его с учета нуждающихся, является формальный признак - снятие с регистрационного учета по месту жительства в муниципальном образовании, в котором он состоял на учете в качестве нуждающегося, и его регистрация по новому месту жительства в другом муниципальном образовании (регистрация по месту пребывания в этом смысле значения не имеет).
Данная позиция находит свое подтверждение и в Определении Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 123-О. В частности, Конституционный Суд РФ отметил, что, регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. По мнению Конституционного Суда РФ, введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет в целях улучшения жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан, не может рассматриваться как не согласующееся с предписаниями ст. ст. 17, 19, 27 и 40 Конституции РФ. При этом место жительства гражданина, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 5 октября 2000 г. по жалобе гражданина А.М. Кушнарева на нарушение его конституционных прав положениями ст. 40.1 КЗоТ РФ и ст. 12 Закона РФ "О занятости населения", может быть установлено судом общей юрисдикции на основе юридических фактов, необязательно связанных с видом регистрации.
Определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. N 123-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аванова Александра Яковлевича на нарушение его конституционных прав положениями части 2 статьи 11 Закона города Москвы "Основы жилищной политики г. Москвы" // СЗ РФ. 2002. N 31. Ст. 3159.
Пункт 4 ч. 1 комментируемой статьи в виде основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусматривает случай получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Учитывая высокую стоимость жилых помещений и незначительных доходов большинства граждан, нуждающихся в жилье, в современных условиях такая финансовая помощь играет важную роль в обеспечении условий для решения жилищной проблемы данных граждан.
Основания, порядок и условия предоставления субсидий на приобретение и строительство жилья, а также категории граждан, которые имеют право на получение субсидий за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, конкретизированы нормативными актами субъектов Федерации.
См., например: Постановление правительства Москвы от 26 октября 2004 г. N 729-ПП "О предоставлении жителям города Москвы субсидий на строительство или приобретение жилища" // Вестник мэра и правительства Москвы. 2004. N 63.
Отдельным категориям граждан в решении их жилищной проблемы может быть оказана государством или муниципальным образованием помощь не только в виде предоставления им бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, но и в виде предоставления земельного участка для строительства жилого дома. Например, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы наделены правом бесплатного получения в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в размерах, устанавливаемых в соответствии с законодательством субъектов Федерации, но не менее 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности. Право на аналогичную льготу имеют также Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, с той лишь разницей, что размер площади предоставляемых бесплатно в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов составляет 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности.
См.: п. 4 ст. 5 Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 7. Ст. 247.
См.: п. 4 ст. 3 ФЗ от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" // СЗ РФ. 1997. N
Ст. 349.
Пункт 5 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает в качестве одного из оснований для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, получение гражданами от органов государственной власти или органов местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Согласно п. 6 ч. 1 комментируемой статьи граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при выявлении в представленных ими документах не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
В данном пункте предусмотрены два самостоятельных основания для снятия с учета.
Во-первых, снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, производится в случае, если основанием для принятия на учет послужили не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в представленных гражданами в орган, осуществляющий учет, документах. Имеются в виду не всякие сведения, а лишь такие, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке на такой учет, например, относительно численности членов семьи, размера и пригодности для проживания занимаемого жилого помещения, состояния здоровья граждан, получаемых доходов и т.п. При этом не имеет значения, явились ли неправильные сведения результатом ошибки или намеренного действия, есть ли в этом вина заявителя. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что граждане снимаются по такому основанию с учета только в том случае, если будет установлено, что действительно отсутствует состав всех необходимых условий для признания их права состоять на учете (к примеру, в представленных органу, осуществляющему учет, документах сведения об общей площади занимаемого жилого помещения не соответствуют действительной площади такого помещения, но это несоответствие не приводит к утрате какого-либо основания, по которому соответствующий гражданин был принят на учет).
Во-вторых, основанием для снятия с учета является случай, когда при отсутствии необходимых для этого оснований и условий гражданин был принят на учет вследствие неправомерных действий должностного лица (которое, например, неправильно оценило фактические обстоятельства при рассмотрении его заявления о постановке на учет).
Снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возможно лишь в случаях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи. Поэтому неправомерным является снятие с учета, например, по мотивам зачисления гражданина на учет желающих получить жилое помещение по договору коммерческого найма, безосновательного неоднократного отказа такого гражданина от предоставляемого ему жилого помещения в порядке очередности, отказа от получения земельного участка под строительство жилого дома и т.п.
Естественным основанием снятия с учета, не указанным в комментируемой статье, является смерть гражданина, состоящего на учете, так как с этим обстоятельством связано прекращение его правоспособности (ст. 17 ГК). При этом в случае смерти гражданина, состоящего на учете, члены его семьи, если они были приняты на учет как члены семьи данного гражданина, не могут быть сняты с учета по указанному мотиву. За ними в силу ст. 55 ЖК РФ сохраняется право состоять на учете, и они могут быть сняты с учета только по основаниям, указанным в ч. 1 комментируемой статьи.
Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом, на основании решения которого такие граждане были приняты на данный учет (см. комментарий к ст. 52 ЖК). При этом ЖК РФ устанавливает требование для указанного органа относительно сроков принятия им решений о снятии с учета. В частности, согласно ч. 2 комментируемой статьи данный орган должен принимать решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня выявления случаев, послуживших основанием для снятия с учета. Поэтому решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи. Указанные решения выдаются или направляются гражданам, в отношении которых они приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы этими гражданами в судебном порядке.
Следует обратить внимание на то, что рассматриваемые сроки исчисляются не календарными, а рабочими днями, т.е. течение срока приостанавливается на выходные и праздничные дни.
С учетом положений ст. 247 ГПК РФ обращение в суд гражданина, оспаривающего решение о снятии его с учета, осуществляется путем подачи заявления об оспаривании действий (решений), нарушающих права гражданина. В заявлении должно быть указано, какое решение и какого именно органа должно быть признано незаконным, какие права и свободы лица нарушены этим решением. К заявлению необходимо приложить копии представляемых документов, так как в силу ст. 257 ГПК РФ заявление рассматривается с участием должностного лица (руководителя органа) либо его представителя.
Заявление подается гражданином в районный суд общей юрисдикции. Оно может подаваться как самим гражданином, так и его представителем (чьи полномочия должны быть оформлены в соответствии с законом (ст. 53 ГПК)). Гражданин вправе подать заявление как в суд общей юрисдикции по месту нахождения органа, осуществляющего учет, чье решение обжалуется, так и по месту своего жительства (ст. 254 ГПК).
Срок для обращения в суд с заявлением установлен ст. 256 ГПК РФ и составляет три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права (в данном случае - со дня получения гражданином решения о снятии его с учета). Следует учитывать, что пропуск срока не является основанием для отказа в принятии судом заявления, а причины пропуска срока подлежат выяснению в судебном заседании. При этом срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом. Уважительными причинами могут быть любые обстоятельства, в том числе болезнь гражданина.

ЖК РФ содержит закрытый перечень, по которому граждан снимают с учета как нуждающихся в жилой площади. Помещения жилой площади даются государством по найму. Учет нуждающихся в жилье, постановка на учет возникает в силу закона и на основании паритета между сторонами правового отношения. Постановка нуждающихся в улучшении жилищных условий на учет обусловлена участием в этом процессе двух сторон. Одним участником выступает гражданин, другим - уполномоченный орган.

Причины снятия с учета нуждающихся в жилье

Жилищный кодекс предусматривает ряд причин, которые могут повлиять на снятие гражданина с учета. Такими основаниями считаются:

  • гражданин подает заявление о снятии с учета;
  • гражданин утратил основания, по которым его поставили на учет как нуждающегося в жилой площади;
  • переезд в иное образование муниципального уровня, исключая ситуации, когда это происходит в границах населенных пунктов, имеющих федеральное значение;
  • получение финансовой помощи из бюджета от государственных органов на покупку жилой площади: дома, квартиры;
  • порядок предоставления органами власти или местной администрации участка земли в целях возведения дома;
  • обнаружение в документации, представленной гражданином на учет по жилой площади, недостоверной информации, а также выявление незаконных действий сотрудников уполномоченного органа, принявших на учет граждан, нуждающихся в жилье.

Снятие с учета по инициативе заявителя

Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье регламентирован ЖК РФ. Собрав необходимый пакет документов, гражданин имеет право встать на соответствующий учет. Для лиц, нуждающихся в жилье или увеличении площади жилого помещения, алгоритм действий простой. Физическое лицо самостоятельно решает для себя, встать ему на учет по жилой площади или нет. Это его право, но не обязанность. В случае, если необходимость в жилом помещении социального найма по какой-либо причине отпала, то гражданин в праве написать заявление о снятии его с учета нуждающихся в жилье.

В заявлении должно быть отражено его желание сняться с учета по жилой площади. Строгой формы к заявлению снятия с учета по жилой площади ЖК РФ не предъявляет. Оно составляется в произвольной форме. Гражданин адресует заявление в орган, в котором он учтен в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Заявление подписывается гражданином для того, чтобы идентифицировать себя. Как и заявление о постановке на учет, просьба о снятии с учета рассматривается также уполномоченным органом.

ЖК РФ (норма 52) говорит о том, что граждане с отсутствием дееспособности в данном случае могут действовать через своего представителя, который от их имени пишет заявление в отношении проживания недееспособного в помещениях. Но ЖК РФ не назначает порядок отзыва заявления со стороны недееспособных по поводу снятия их с учета.

Поставить на учет недееспособных можно через представителя, а снять с учета доверенное лицо не имеет права. Выходом из этой ситуации выступает волевое действие уполномоченного органа, который осуществляет учет нуждающихся в жилой площади.

Но снятие с учета нуждающихся в жилье граждан с отсутствием недееспособности происходит уполномоченным органом только при отсутствии оснований к получению жилых помещений.

Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях означает, что на жилье по социальному найму могут претендовать малоимущие категории, признанные по закону. Встать на учет возможно при наличии нескольких предпосылок: но для того чтобы сделать этого, прежде всего, нужно получить статус малоимущего. Если гражданин утратил положение малоимущего, ему будет отказано в жилье. Основаниями к потере статуса могут служить:

  • увеличение цены имущества, которое выступает собственностью семейной пары с детьми, признанных в качестве малоимущих;
  • повышение доходов семьи, в расчете на каждого из ее членов и т.д.

Снятие с учета при смене места жительства

Условие, которое нужно для того, чтобы принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, это проживание человека в муниципальном образовании определенного населенного пункта. Выезд граждан за его пределы влечет за собой снятие их с учета нуждающихся в жилье.

Чтобы снять с учета граждан, которые нуждаются в улучшении условий проживания, порядок места жительства человека определяется по формальному признаку. В противном случае, вопрос, связанный с доказыванием места фактического проживания граждан на постоянной основе, потребует немалого количества времени и увеличится количество документов, необходимых для предоставления в уполномоченный орган. Кроме того, возникнут ошибки, обусловленные неправомерным снятием с учета. Исходя из этого, в практике при изменении места проживания гражданина, если он не выполнил обязанность по оповещению государственных органов о новом месте жительства, это не влечет снятия с учета. Главным доказательством для государственных органов является место его регистрации.

Естественное снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях

Это основание связано с летальным исходом стоящего на учете гражданина. Это обстоятельство, которое по ст. 17 ГК РФ, обуславливает окончание правосубъектности индивида. В случае его смерти, члены семьи покойного остаются на учете. Логично, что основание естественного снятия умершего человека, никак не может повлиять на желание остальных членов семьи получить квартиру.

Госорган решает, снимать ли гражданина с учета не позже тридцати дней с момента обнаружения обстоятельств, которые являются основаниями к этому действию. Решения в готовой форме о снятии с учета направляются или отдаются не позже трехдневного срока с момента создания.

Граждане вправе не согласиться с решением уполномоченных органов. Его можно обжаловать в судебном органе.

Субсидии для улучшения жилищных условий

На государственную помощь в жилье ориентирована программа «Жилище», принятая на период 2015-2020 г.г. В частности, в ней указано, что она ориентирована на оказание поддержки гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Государство оказывает помощь по обеспечению граждан жильем. В частности, государство действует с задачей улучшения жилищных условий в помещениях для категории молодых семей.

Данная программа направлена на формирование условий для создания сегмента рынка бюджетного, доступного жилья, увеличения объемов застроек, совершенствования строительной сферы в рамках мероприятий по поддержке строительства жилых помещений в регионах. Все это делается в целях улучшения жилищных условий граждан.

Одним из видов поддержки граждан со стороны государства в целях улучшения жилищных условий выступают субсидии. Существуют определенные правила, которые назначают порядок предоставления этих выплат населению для улучшения жилищных условий. Правила зафиксированы в постановлении высшего органа, принадлежащего к исполнительной ветви власти от 2009 года (№63). Субсидия может быть задействована в купле-продаже жилого помещения, направлена на улучшение жилищных условий гражданских служащих. Субсидия также используется как паевой взнос, но при условии того, что гражданин выступает членом жилищных или жилищно-строительных кооперативов.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Жилищный учёт.

Многодетная семья стоит на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заявителем при постановке на учет был отец. Распространяется ли статья 56 п.3 ЖК РФ на членов семьи заявителя? Может ли мать с детьми выехать на место жительства в другое муниципальное образование и вернуться через короткое время без снятия с жилищного учета?

Андрей 18.03.2019 20:17

Дубровина Светлана Борисовна 24.03.2019 09:45

Задать дополнительный вопрос

улучшение жилищных условий

учетная норма 10,5 кв.м., норма предоставления 15 кв.м. Очередники улучшили жилищные условия но менее действующей нормы предоставления. Правомерно ли снятие их с учета

сергей 25.02.2019 21:20

Дубровина Светлана Борисовна 12.03.2019 08:52

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 13.03.2019 10:00

Задать дополнительный вопрос

Снятие с учета

Афганец стоял на очереди на квартиру, умер. Был в разводе, на момент смерти было двое несовершеннолетних детей. У бывшей супруги жилплощади не было. Его сняли с учета после смерти. Правомерно? Как быть?

Ксения 15.01.2019 07:02

Добрый день!
Рекомендую обратиться по данному вопросу в районный отдел социального обеспечения: https://www.gosuslugi.ru/265932/1/info .
Интересующий Вас вопрос относится к компетенции этого ведомства.
По мере развития ситуации и получения ответа на Ваше обращение из органов социальной защиты, Вы сможете задать дополнительные, уточняющие вопросы.

Сайботалов Вадим Владимирович 15.01.2019 10:46

Задать дополнительный вопрос

Право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали (ст. 1183 ГК РФ).

Терехин Григорий Александрович 16.01.2019 07:51

Задать дополнительный вопрос

Сняли с регистрационного учёта.

Я состояла 30 лет в составе семьи матери +родились 2внука.прописаны там же.Главный наниматель-мать.Моя сестра инвалид с детства и мать инвалид. Им дали -(получение финансовой помощи из бюджета от государственных органов на покупку жилой площади: дома, квартиры;Как инвалидам.Они купили себе жильё.А мне и ребёнку достались 9кв.м.Там же,где и жили.Меня сняли с учёта на улучшение жил.условий.Сына сказали вообще не учитывают...А через пол года приняли документы,поставили заново на учёт малоимущих меня и сына.У сына инвалидность.Стоим теперь заново.Как доказать,что сняли незаконно?

Ольга 23.11.2018 22:03

Дубровина Светлана Борисовна 24.11.2018 10:57

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 25.11.2018 10:00

Задать дополнительный вопрос

Татьяна 31.10.2018 07:39

Добрый день! Согласно ст. 83 ЖК РФ расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае: невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев. То есть он не имеет право на предоставление жилья. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - «МИП».

Шафир Михаил Семенович 31.10.2018 12:23

Задать дополнительный вопрос

Да, все верно.

Дубровина Светлана Борисовна 30.11.2018 12:17

Задать дополнительный вопрос

НЕ ПРОЖИВАНИЕ В МЦНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Гражданин уже более 10 лет не живет в муниципальной квартире, т.к он уехал в другой город.Но прописка осталась за этим гражданином и договор социального найма.Сейчас дом стал аварийным и гражданин приехал и требует другую квартиру. Как быть гражданин за найм, содержание за квартиру не платил, бросил квартиру а сейчас он аварийщик. Что я должна ему предоставить квартиру.

Татьяна 31.10.2018 07:39

Добрый день! Согласно ст. 83 ЖК РФ р асторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае: невнесениянанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев. То есть он не имеет право на предоставление жилья. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - «МИП».

Шафир Михаил Семенович 31.10.2018 12:21

Задать дополнительный вопрос

Да, все верно.

Дубровина Светлана Борисовна 01.11.2018 12:21

Задать дополнительный вопрос

Снятие с учета в качестве нуждающихся

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, если гражданин, который поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2002 году, в настоящее время не значится зарегистрированным либо снятым с регистрационного учета по месту жительства (пребывания), можно ли его снять с учета и если да, до по какому основанию?

Маша 29.10.2018 11:40

Дубровина Светлана Борисовна 29.10.2018 12:20

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 30.10.2018 09:00

Задать дополнительный вопрос

снятие с учета

инвалид 1 группы, с 1992 года стоящего на очереди, ветеран Вооруженных сил,по состоянию здоровья, выписан в дом интернат, его сняли с учета на получения жилья, а как же семья?

Кузнецова Ольга Алексеевна 26.10.2018 08:33

о сроке восстановления на учет

Ситникова Валентина Михайловна 13.09.2018 10:09

Федорова Любовь Петровна 30.09.2018 14:06

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 01.10.2018 11:00

Задать дополнительный вопрос

О сроке восстановления на учет нуждающихся в жилом помещении

Молодую семью сняли с учета нуждающейся, через какое время ее можно поставить на учет, если у неё изменились условия проживания

Валентина Михайловна 13.09.2018 10:09

Добрый день! Если у Вас произошли изменения и ухудшились условия проживания, то встать на учет снова Вы сможете только через 5 лет.

Захарова Елена Александровна 17.09.2018 18:59

Задать дополнительный вопрос

Да, верно, согласен с коллегой. Хочу дополнить, что, к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся: изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок; обмен жилыми помещениями; невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке; изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака; вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов); выдел доли собственниками жилых помещений; отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

Мартынов Роман Валерьевич 18.09.2018 05:23

Задать дополнительный вопрос

Проверка данных гражданина

Гражданин стоит в очереди нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, сколько раз надо проверять его сведения чтоб он стоял в очереди. Спасибо

Татьяна 15.08.2018 15:12

Добрый день! Данные гражданина о его финансовом положении и условиях проживания, нуждающегося в улучшении жилищных условий и стоящего в очереди на получения жилья социального найма проверяются ежегодно. Если его положение изменится в лучшую сторону, гражданин лишается права на получение гос. помощи, и его исключают из очереди.

Федорова Любовь Петровна 30.09.2018 11:05

Задать дополнительный вопрос

Да, верно, согласен с коллегой

Царюк Владимир Ростиславович 01.10.2018 12:37

Задать дополнительный вопрос

Проверка данных гражданина для получения жилья социального найма

Гражданин стоит в очереди нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, сколько раз надо проверять его сведения, чтобы он стоял в очереди. Спасибо.

Татьяна 15.08.2018 15:12

Добрый день! Данные гражданина о его финансовом положении и условиях проживания, нуждающегося в улучшении жилищных условий и стоящего в очереди на получения жилья социального найма проверяются ежегодно. Если его положение изменится в лучшую сторону, гражданин лишается права на получение гос. помощи, и его исключают из очереди.

Дубровина Светлана Борисовна 04.09.2018 09:45

Задать дополнительный вопрос

Да, все верно, согласна с коллегой

Захарова Елена Александровна 05.09.2018 08:24

Задать дополнительный вопрос

Перерегистрация граждан

Татьяна 13.08.2018 10:26

Коханов Николай Игоревич

Задать дополнительный вопрос

Действительно, лучше написать письменный запрос в орган местного самоуправления.

Дубровина Светлана Борисовна 14.08.2018 00:00

Задать дополнительный вопрос

Перерегистрация граждан

Гражданин стоит в очереди на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма уже более 10 лет. как мне проверить что то изменилось у него за 10 лет или нет? В какой форме написать ему письмо.

Татьяна 13.08.2018 10:26

Добрый день! Для того чтобы получить соответствующую информацию вам нужно лично обратиться в администрацию района. Можете сделать это письменно. Для составления запроса Вы можете обратиться к нашему специалисту. Для получения 50 % скидки Вы должны указать промокод - "МИП".

Сазонов Сергей Владимирович 13.08.2018 15:43

Задать дополнительный вопрос

Действительно. Лучше всего написать письменный запрос, ссылаясь на положения Жилищного кодекса РФ.

Дубровина Светлана Борисовна 14.08.2018 00:00

Задать дополнительный вопрос

Снятие с учета

Комната площадью 10,46 кв.м в многонаселенной коммунальной квартире включена в перечень коммунальных квартир подлежащих расселению в рамках целевой программы Санкт-Петербурга. В 2017 году я с совершеннолетним сыном встала на очередь как нуждающиеся в улучшении жилищных условий по месту регистрации. Я и мой сын прописаны по адресу бывшего мужа, в браке не состою с 2009 года. Однако в 2016 году я приобрела двухкомнатную квартиру, площадью 49.8 кв.м под ипотеку. Могут ли меня с сыном или только меня снять с очереди как нуждающиеся в улучшении жилищных условий? Спасибо.

Ирина 05.07.2018 16:18

Добрый день, Ирина. Да, Вас могут снять с очереди, так как с момента приобретения своей квартиры вы больше не нуждаетесь в улучшении жилищных условий. Если вам необходима консультация по данному вопросу, приходите в офис, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - "МИП-8".

Сазонов Сергей Владимирович 30.08.2018 13:00

Задать дополнительный вопрос

Соглашусь с вышесказанным.

Колпакова Галина Юрьевна 31.08.2018 12:00

Задать дополнительный вопрос

Снятие с учета

Могут ли снять с учета граждан относящиеся к социально уязвимому слою населения, если они не отмечалась в течение 4 лет? Если да, то на каком основании?

Айжан 13.12.2017 14:24

Здравствуйте Айжан! Основания для снятия с учета, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, прописаны в ст. 56 ЖК РФ. Если Вашего основания в статье нет, то снятие с очереди не правомерно.

Федорова Любовь Петровна 13.12.2017 15:03

Задать дополнительный вопрос

Гульнара 10.10.2018 18:52

Если 2 гр инвалидности с детства сменилось на 3гр с детства могут ли снять с учета граждан, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда?

Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Среди указанных оснований снятия с учета, пожалуй, наиболее часто встречающееся в практике, это - утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Лица, поставленные на учет нуждающихся в жилье до 1 марта 2015 г., сохраняют право состоять на учете до получения жилья

Те граждане, которые были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие ЖК РФ, т.е. до 1 марта 2005 года по аналогичному основанию, подпадали под п. 1 статьи 29 ЖК РСФСР, согласно которому, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Согласно ч. 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации",

с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

2. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Таким образом, граждане, принятые на учет нуждающихся до 1 марта 2005 года продолжают состоять на данном учета если не отпало основание, которое давало им такое право.

Например, если гражданин в 2000 году поставлен на учет как обеспеченный жилой площадью на одного члена семьи менее 5 кв. м., то в 2010 году, вступив в брак и став единственным членом семьи собственника, имеющего квартиру площадью, например, 50 кв. м., будет снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку данный гражданин, с точки зрения законодателя более не нуждается в жилплощади. Если же, у гражданина из нашего примера ничего в жилищном вопросе не изменилось, он продолжает состоять в очереди нуждающихся до получения жилья

Расчет площади жилого помещения на одного члена семьи для целей постановки на учет нуждающихся, а равно для целей снятия с такого учета?

Для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, согласно ст. 51 ЖК РФ необходимо

либо не являться ни собственником жилого помещения, ни членом семьи собственника, ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя по договору социального найма,
либо
являться нанимателем жилого помещения по договорам социального найма;
являться членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
являться собственником жилого помещения;
являться членом семьи собственника жилого помещения;

при этом быть обеспеченным общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

Членами семьи как собственника, так и нанимателя по договору социального найма, согласно ст.ст. 69, 31 ЖК РФ , являются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Чтобы рассчитать площадь жилого помещения, приходящуюся на каждого члена семьи собственника или нанимателя необходимо сложить площади всех имеющихся в пользовании членов семьи жилых помещений (долей), и разделить на количество членов семьи.

Примеры из судебной практики:

ЖК РФ предусмотрен раздельный учет жилищных прав членов семьи. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. Лицо не может быть признано нуждающимся в жилых помещениях, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения

Е.Е. обратилась с иском к администрации о предоставлении жилого помещения на семью из трех человек, указывая, что признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет в очередь для внеочередного получения жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, с 02.10.2009 г. состоит в браке с Е.С., от брака имеют сына С.

Суд второй инстанции решение суда изменил, изложил резолютивную часть в следующей редакции: "Обязать администрацию за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Е.Е., на семью из 2 человек благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 24 кв. м".

При этому суд указал следующее. Возлагая обязанность по обеспечению Е.Е. жилым помещением с учетом всех членов ее семьи, суд первой инстанции не принял во внимание положения ст. 51 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. При этом в соответствие с ч. 2 указанной статьи предусмотрен раздельный учет жилищных прав членов семьи.

На основании изложенного, в соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ Е.С. не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения Е.В. и проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 39,5 кв. м, в силу чего он обеспечению жилым помещением не подлежит.

Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что обеспечение истца жилым помещением должно иметь место без учета ее малолетнего сына судебная коллегия считает несостоятельными.

Муж дочери заявительницы (снятой со всей семьей с учета нуждающихся) никогда не вселялся в жилое помещение заявительницы, имеет в собственности квартиру, приобретенную до вступления в брак, в связи с этим решение о снятии заявительницы с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении не является законным

Распоряжением главы управы района Вешняки г. Москвы от 02.11.2007 г. N В-Р-818 К. с семьей (муж, дочь, сын) снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для принятия указанного решения послужило наличие у мужа дочери заявительницы в собственности двухкомнатной квартиры с учетом площади которой, на каждого члена семьи К. приходится по 18,9 кв. м площади жилого помещения, что превышает учетную норму площади на человека, установленную законом.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что на каждого члена семьи К. (включая супруга дочери заявителя), с учетом суммарной площади двух жилых помещений приходится по 18,9 кв. м, что превышает учетную норму.

Из материалов дела следует, что муж дочери заявительницы никогда не вселялся в жилое помещение К., на улучшение жилищных условий не претендует, имеет в собственности квартиру, приобретенную до вступления в брак с В. в порядке наследования по завещанию 03.04.2000 г., что в силу положений ЖК РФ , не может быть основанием для снятия К. и ее семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При изложенных обстоятельствах являются ошибочным выводы судов о том, что оспариваемое заявителем распоряжение главы управы района Вешняки г. Москвы от 02.11.2007 г. N В-Р-818 является законным и обоснованным.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 36 Семейного кодекса РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

Таким образом, наличие у супруга дочери заявителя жилого помещения приобретенного до вступления в брак не является основанием для снятия с учета.

С учетом изложенного, вывод судебных инстанций о том, что решение о снятии К. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении принято с соблюдением установленного действующим жилищным законодательством порядка, в судебных постановлениях судом первой и второй инстанций не обоснован (Определение Верховного Суда РФ от 15.07.2009 N 5-В09-25)

При разрешении спора суд правильно разделил суммарную общую площадь жилых помещений на всех членов семьи. Суд правильно пришел к выводу о том, что истица не является нуждающейся в жилье. Довод о том, что площадь вновь построенного жилого дома не следует учитывать в связи с тем, что право собственности на него не зарегистрировано, является необоснованным

В. обратилась в суд с заявлением о признании постановления недействительным в части отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и просила обязать администрацию МО принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Заявительница указала, что проживает совместно с четырьмя родственниками в жилом доме общей площадью 58.8 кв.м., поэтому учетная норма площади жилого помещения составляет 11.76 кв.м. на одного человека при норме 15 кв.м.

В иске отказано по следующим основаниям.

Истица зарегистрирована и проживает вместе с сыном С., его женой и двумя детьми в жилом доме общей площадью 58.8. кв. м. Собственником указанного дома является сын С., который помимо данного дома имеет в собственности жилой дом № 4 общей площадью 46,9 кв.м., который считается принятым в эксплуатацию. Из материалов дела следует, что в указанном доме никто не зарегистрирован и не проживает.

Постановлением администрации МО установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования в размере 15 кв.м. общей площади на одного члена семьи.

Из материалов дела следует, что общая площадь жилого дома № 9 составляет 58.8 кв.м., общая площадь жилого дома № 4 составляет 46.9 кв.м. При разрешении спора суд правильно разделил суммарную общую площадь указанных жилых помещений на всех членов семьи - пять человек. В. приходится 21,14 кв.м., при норме 15 кв.м. Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что она не является нуждающейся в жилье.

Довод кассационной жалобы о том, что площадь вновь построенного жилого дома № 4 не следует учитывать в связи с тем, что право собственности на него не зарегистрировано, является необоснованным, поскольку в материалах дела имеется распоряжение администрации муниципального образования об утверждении акта приемки в эксплуатацию законченного строительством индивидуального жилого дома С. Срок регистрации права собственности С. на этот дом законом не установлен и зависит лишь от него (Кассационное определение Верховного Суда Республики Марий Эл от 17 июня 2010 года по делу № 33-812/2010)

В удовлетворении исковых требований о сохранении права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма и восстановлении очередности на улучшение жилищных условий отказано, т.к. у членов семьи истца по договору социального найма имеется квартира, кроме того, у супруги истца на праве собственности имеется 1/3 доля квартиры, Таким образом, на одного члена семьи приходится общей площади жилых помещений что более учетной нормы, утвержденной Постановлением Главы МО

З. В. П. обратился в суд с иском о сохранении права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма и восстановлении очередности на улучшение жилищных условий.

Указал, что проживает в квартире с женой З. А. А., дочерью З. К. 1992 г.р. и сыном З. Д. 2005 г.р., которые также прописаны в квартире. Общая площадь указанной квартиры составляет 36,5 кв.м., жилая – 24,4 кв.м. В квартире две комнаты. В данной квартире он и члены его семьи проживают по договору социального найма.

Согласно Постановлению Главы МО, учетная норма о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий установлена не более 10,5 кв.м. общей площади на одного человека.

Согласно договору о бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых квартир (приватизации) от 24.04.1992 года, супруге истца З. А. А. передана в собственность 1/3 доля квартиры, общей площадью 51,6 кв.м.

Администрация ГО обоснованно отказала истцу в признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». То обстоятельство, что в квартире истца зарегистрирована его бабушка, не влечет за собой признание истца и его супруги нуждающимися в улучшении жилищных условий

М. состоит в зарегистрированном браке с О. с 2007 года.

До регистрации брака ими было приобретено право собственности на объекты недвижимости. М. является собственником квартиры общей площадью 30,2 кв.м. О. на основании договора передачи квартиры в собственность приобретено право собственности на 1/5 долю квартиры общей площадью 61,3 кв.м. (доля О. составляет 12, 26 кв.м.).

Таким образом, на момент регистрации брака в собственности супругов М. и О. находилось общей жилой площади 42,28 кв.м.

В соответствии с решением городской думы МО от 26 августа 2005 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма обеспеченности жильем для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (учетную норма) не более 15 кв.м. общей площади на одного человека.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений, находящихся в собственности граждан.

Поэтому администрация ГО обоснованно принимает во внимание всю общую площадь жилых помещений, находящихся в собственности супругов М. и О.

Супруги М. и О. имеют в собственности более 15 кв.м. общей жилой площади в жилых помещениях каждый, поэтому они не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

То обстоятельство, что в квартире истца зарегистрирована его бабушка, не влечет за собой признание истца и его супруги нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Регистрация в квартире собственника других граждан, не влечет за собой признание собственника данной жилой площади, нуждающимся в улучшении жилищных условий (Решение Заречного районного суда Свердловской области от 2 сентября 2008 года)

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности

Г.П.М., обратился с иском к Администрации о признании недействительным постановления Главы городского округа о снятии с учёта граждан, нуждающихся в жилой площади, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, обязании восстановить Г.П.М. и Г.М.М., как семью из двух человек в очередь на получение муниципального жилья по договору социального найма.

Истцы в составе семьи из четырёх человек (Г.Т.В., Г.М.М., Г.П.М., Г.Д.М.) в 1990 году были приняты на учёт граждан, нуждающихся в жилой площади (проживали в квартире общей площадью 40,10 кв. м.).

После расторжения брака в 2005 году, Г.Т.В. и Г.Д.М. переехали на другое постоянное место жительства и были сняты с регистрационного учёта по прежнему адресу жительства. Квартира по адресу: ... дом 7, кв. 66 была приватизирована Г.П.М. и в неё были вселены и зарегистрированы его жена Г.И.В. и ребёнок Г.Д.П.

В иске отказано. Суд указал, что жена Г.П.М. Г.И.В. и их ребёнок Г.Д.П., зарегистрированные в квартире с февраля 2008 года, на учёте нуждающихся в жилых помещениях не стояли и по данному вопросу в Администрацию не обращались, следовательно, они не должны были учитываться при решении вопроса о сохранении на учёте Г.М.М., Г.П.М., как лиц, принятых на учёт до 01 марта 2005 года. Непосредственно площадь, оставшаяся в пользовании Г.М.М. и Г.П.М. составляет 20,05 кв.м., то есть, более, чем положено по норме (

Правила о сохранении за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 55 Жилищного кодекса РФ. Фактически данная статья гарантирует гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что они не могут быть произвольно лишены права состоять на указанном учете. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения по договорам социального найма либо выявлены основания для снятия их с учета, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях производится по правилам ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подача ими заявления о снятии с учета. Это может быть вызвано самыми разными причинами: обмен на большее помещение; выезд за границу на постоянное место жительства и др.;
2) утрата оснований, дающих право получить жилье по договору социального найма. Так, существенное улучшение материального статуса семьи может повлечь снятие с учета, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (ст. 49 ЖК РФ), исключает их из категории "малоимущие".
К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие члена семьи, обмен и т.п.).
В то же время получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, "коммерческого" найма не влекут снятия с учета; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (см. ст. 51 ЖК РФ);
3) выезд к новому месту жительства в другое муниципальное образование. Что касается перемены адреса в пределах городской черты Москвы и Санкт-Петербурга, то очередность на получение жилья сохраняется (если перемена места жительства не повлекла за собой улучшения жилищных условий, т.е. если не отпали основания для признания граждан нуждающимися в жилье);
4) получение гражданами бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставление гражданам в установленном порядке земельных участков для строительства жилого дома;
6) представление не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении (завышение числа членов семьи, проживающих на данной площади; искажение сведений о состоянии здоровья членов семьи; незаконное получение документа о праве на льготное обеспечение жильем и т.п.), а также в случае неправомерных действий должностных лиц.
Неправомерные действия должностных лиц выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно ЖК РФ постановке на учет для получения жилья.
Указанные шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях изложены в ч. 1 ст. 56 Кодекса в исчерпывающем перечне. Поэтому установление дополнительных оснований или изменение существующих возможно только путем внесения соответствующих изменений или дополнений в Кодекс.
В императивной норме ч. 2 ст. 56 Кодекса установлено, что решение о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть принято только тем органом, по решению которого соответствующие граждане были приняты на указанный учет (об этом см. ст. 52 Кодекса). Указанное решение должно быть принято не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Нетрудно заметить, что требования к содержанию решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также правила уведомления о принятых решениях соответствующих граждан подобны тем, которые предъявляются к решениям об отказе в принятии на такой учет, о которых говорилось выше (см. также ч. 2, 3 ст. 54 Кодекса).
Поскольку перечень, предусмотренный ст. 56, является закрытым, снятие с учета по иным основаниям недопустимо.
Исходя из вышеуказанного перечня оснований для снятия граждан с жилищного учета, можно сделать вывод, что факт изменения численности и состава семьи, не может стать причиной утраты Вами права состоять на жилищном учете.
По договору социального найма жилые помещения в доме муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади.
По договору социального найма жилые помещения могут также предоставляться гражданам во внеочередном порядке в случаях:
- разрушения жилья в результате стихийного бедствия;
- выселения граждан из домов (помещений), признанных в установленном порядке аварийными или грозящими обвалом;
- ликвидации квартиры коммунального заселения в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством;
- по решению суда;
- в иных случаях, установленных законодательством РФ и Московской области.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
По договору социального найма жилого помещения отдельным категориям граждан может предоставляться дополнительная площадь сверх установленной нормы предоставления в виде отдельной комнаты или в размере десяти квадратных метров. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен.
Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством РФ и Московской области.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается общая площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация