10 дней с момента опубликования. Законодательный процесс в рф. Законная сила решения

Главная / Квартира

В предыдущей статье мы ответили на «базовые» вопросы, связанные с локальными нормативными актами, которые принимает работодатель (см. « »). А в сегодняшнем материале мы расскажем о том, как определить, когда локальный акт вступает в силу, то есть становится обязательным для всех работников и работодателя. При этом отдельно остановимся на таком важнейшем акте, как правила внутреннего трудового распорядка.

Общие правила вступления в силу

Порядок вступления в силу локальных нормативных актов, издаваемых работодателем, определяется ч. 7 ст. 12 Трудового кодекса. В этой норме говорится, что локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Как видим, общее правило вступления локального акта в силу достаточно просто: это либо дата утверждения акта работодателем (то есть дата, которая стоит на приказе или распоряжении, которым утвержден локальный акт), или другая дата, прямо указанная работодателем в самом акте. При этом работодатель не может распространить действие локальных актов на отношения, возникшие до даты их утверждения. Это прямо следует из уже приведенных положений ч. 7 ст. 12 ТК РФ о том, что локальный акт применяется к отношениям, правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Кроме того, данный вывод также подтверждается ч. 3 ст. 12 ТК РФ, где сказано, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. А в силу ст. 8 ТК РФ, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не подлежат применению.

Поэтому даже если организация включит в локальный акт положение о том, что его действие распространяется на отношения, возникшие до даты утверждения, то в этой части локальный акт будет противоречить ч. 3 ст. 12 ТК РФ. А это означает, что такая норма просто не будет применяться.

Как дата ознакомления работника с актом влияет на вступление акта в силу

Еще один момент, который нужно учитывать работодателю при утверждении и внесении изменений в локальные акты, касается правила, которое установлено ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Оно гласит: работники должны быть ознакомлены под подпись со всеми локальными нормативными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Будет ли локальный акт применяться в отношении работника до того, как работник подпишет лист ознакомления с актом? Или работодателю при разработке локальных актов нужно закладывать временной лаг для ознакомления работников с изданным документом?

Сам Трудовой кодекс не содержит нормы о том, что локальный нормативный акт не применяется в отношении сотрудника до момента его ознакомления с положениями данного локального акта. А судебная практика прямо подтверждает обратное — акты вступают в силу вне зависимости от даты ознакомления с ними того или иного сотрудника (определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.08.10 № 11564; апелляционные определения Архангельского областного суда от 04.07.13 № 33-3933/2013, Московского городского суда от 20.06.12 № 11-6193, Челябинского областного суда от 30.09.2013 № 11-10255/2013).

Получается, что ознакомление работника с локальным актом носит чисто технический характер и на дату вступления самого локального акта в силу никак не влияет. Документ вступает в силу одновременно во всей организации (или у ИП) и сразу применяется ко всем работникам, если, конечно, работодатель сам не установила какие-то особые правила по вступлению документа в силу.

Заметим, что все сказанное выше касается не только принятия новых локальных актов, но и внесения изменений в уже действующие документы, а также отмены актов. Ведь в и для внесения изменений, и для отмены работодателю необходимо издать соответствующий документ — приказ или распоряжение, которые по своей сути также будут локальным актом (см. « »). А значит, будут подчиняться приведенным выше правилам вступления в силу.

Особенности для правил внутреннего трудового распорядка (ПВТР)

Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), согласно ст. 189 Трудового кодекса, являются локальным нормативным актом. Но при этом ПВТР — особенный локальный акт. Порядку утверждения ПВТР посвящена отдельная статья — ст. 190 ТК РФ. Однако отдельных положений, которые регулируют порядок вступления Правил в силу, в этой статье нет. А значит, в этой части ПВТР подчиняются общим правилам вступления в силу локальных актов. То есть новые ПВТР, равно как и новая редакция уже имеющихся в организации Правил, начинают применяться с момента, указанного в приказе об их утверждении, или о внесении соответствующих изменений в ПВТР, а если таковой не указан, то с момента издания самого приказа.

Однако правила внутреннего трудового распорядка стоят в ряду локальных актов особняком. Ведь, согласно ст. 189 ТК РФ, они регулируют основные права, обязанности сторон трудового договора, режим работы, время отдыха и прочие существенные моменты трудовых отношений между работниками и работодателем. Это значит, что в некоторых случаях утверждение или внесение изменений в ПВТР может влечь изменение условий трудовых договоров, заключенных с сотрудниками. Например, такое может происходить при внесении в ПВТР изменений в части режима рабочего времени, либо в части условий оплаты труда. Соответственно, в этом случае потребуется внесение изменений в трудовые договоры. Ведь в этой ситуации именно трудовой договор будет иметь приоритет актом (см. « »). Это означает следующее. Принимая решение о сроке вступления в силу ПВТР (изменений в них), которые входят в противоречие с трудовыми договорами, работодателю необходимо «закладывать» время, необходимое на внесение изменений в трудовые договоры.

Что касается внесения соответствующих изменений в трудовой договор, то нужно помнить общее правило: такие изменения вносятся по соглашению сторон в порядке, предусмотренном ст. 72 ТК РФ. Соответственно, обновленная редакция ПВТР будет применяться с даты, согласованной сторонами, и указанной в дополнительном соглашении к трудовому договору. Значит, в большинстве случаев дату вступления в силу ПВТР (или изменений к ним) можно сделать единой, чтобы не получилось, что одни работники уже трудятся по новой редакции Правил, а другие еще руководствуются старой.

Если же внесение изменений в ПВТР связано с изменением организационных или технологических условий производства (работы), то работодатель получает право изменить условия трудового договора в одностороннем порядке, как это предусмотрено ст. 74 ТК РФ. Здесь нужно помнить, что об изменениях работников необходимо уведомить в письменной форме не позднее, чем за два месяца. До момента истечения указанного срока к данным работникам новые Правила применяться не могут, даже если они официально вступят в силу.

В заключение отметим, что в некоторых случаях корректировка трудовых договоров может потребоваться не только при издании (внесение изменений) ПВТР, но и в случае с другими локальными актами. Изменения необходимы, если нормы локального акта будут затрагивать положения, ранее зафиксированные в трудовом договоре (например, такое может быть при утверждении положения о премировании или об оплате труда). Поэтому при создании, изменении, или отмене локальных актов следует проверять, не вступают ли акты в противоречие с действующими трудовыми договорами.

Вопрос, когда вступают законы РФ в силу , имеет весьма конкретизированный ответ. В данной статье, мы с вами рассмотрим особенности принятия закона и узнаем, когда он становится активным, то есть, юридически приобретает законную силу.

Когда имен вступают законы РФ в силу?

Сразу же нужно отметить, что на территории страны принимаются различные виды законодательств, которые могут своеобразно видоизменять и дополнять уже существующие нормативно-правовые базы. Таким образом, существует четко отработанная структура принятия законодательства, и она является обязательной, что позволяет все новые законы несколько раз проверять и перепроверять. Такой подход в действительности обеспечивает идеальные аспекты защиты интересов граждан и самого государства, на основании имеющихся конституционных норм.
  1. По существующему законодательству нашей страны, датой принятия закона считается день, когда его приняла государственная дума в окончательной редакции. То есть, в данном случае, дата принятия официально ставиться на документе после собрания государственной думы.
  2. Если же речь идет о федеральном конституционном законе, то датой его принятия считается день, когда документ был одобрен советом федерации.
Обратим ваше внимание на то, что после принятия законодательства советом федераций и государственной думой, также на документе должна быть поставлена подпись президента. И в течение семи дней, после того, как президент примет закон, он должен быть опубликован в общедоступных источниках и на специализированных федеральных сайтах.

Что же касается вступления в законную силу, то все законы, которые были приняты и опубликованы в четко определенных изданиях, по истечению десяти дней с момента публикации, приобретают законную силу по всей территории страны одновременно. Если же самими законами и актами установлены другие даты вступления в законную силу, то опираться нужно на указанную информацию. Например, в законодательстве, опубликованном в печатном издании, может быть указано, что оно вступает в законную силу с четко определенной даты.

Особенности принятия законодательства

В нашей стране законодательная база считается полной и совершенной. Тем не менее, определенные процессуальные ошибки все равно выявляются, как и выявляются определенные неточности и несоответствия конституционным нормам и стандартам. Так что, система пересмотра законодательной базы изначально формируется на работе конституционного суда. Именно он наделен силой пересматривать все федеральные законы. Что же касается вопроса создания законодательства, то тут все протекает по четко отработанной структуре, и никаких неточностей процесса быть не может, так как все в данном вопросе курируется вышестоящими инстанциями.

P.S. Если Вам требуется сходить на прием к гинекологу - кликните по ссылке www.remedy-kazan.ru .


Казалось бы, наличие законов изначально определяет особенности поведения человека в обществе. Изначально вся законодательная база составляется для того, чтобы защитить интересы и...


Процесс принятия закона имеет массу особенностей. Изначально приглашаются юристы, которые помогают правильно разработать законодательную базу. Далее, начинается процесс...


Вопрос, сколько законов в России является не совсем корректным. Все дело в том, что под понятие законов попадают многие нормативно-правовые документы, и посчитать их будет...


Вопрос из чего состоит закон, весьма многогранный. Начнем с того, что закон – основа правового государства. В нашей стране существует весьма значительное количество законов,...

Большинство нормативных правовых актов вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении установленного количества дней после дня их официального опубликования. Именно с подсчетом этих дней, а также с определением даты первой официальной публикации нормативного акта и возникает больше всего проблем.

Таблица. Порядок вступления в силу некоторых видов

нормативных правовых актов

Вид нормативного правового
акта
Порядок вступления
в силу
Официальный источник
опубликования
Федеральные
конституционные законы
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 10 дней после
дня их официального
опубликования
(ст. 6 Закона N 5-ФЗ)
«Российская газета»,
«Парламентская
газета»,
Собрание
законодательства
Российской Федерации
или размещение
на официальном
интернет-портале
правовой информации
www.pravo.gov.ru
(ст. 4 Закона
N 5-ФЗ)
Федеральные законы
Акты палат Федерального
Собрания
Акты законодательства
о налогах (за исключением
актов, вносящих изменения
в НК РФ в части
установления новых
налогов)
Вступают в силу не ранее
чем по истечении одного
месяца со дня их
официального
опубликования и не ранее
1-го числа очередного
налогового периода по
соответствующему налогу
(абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ)
Акты законодательства
о сборах (за исключением
актов, вносящих изменения
в НК РФ в части
установления новых сборов)
Вступают в силу не ранее
чем по истечении одного
месяца со дня их
официального
опубликования (абз. 2
п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы,
вносящие изменения в НК РФ
в части установления
новых налогов или сборов
Вступают в силу не ранее
1 января года, следующего
за годом их принятия,
но не ранее одного месяца
со дня их официального
опубликования (абз. 3
п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы
о федеральном бюджете
Вступают в силу с
1 января и действуют
по 31 декабря
соответствующего
финансового года, если
иное не предусмотрено
Бюджетным кодексом или
самим законом о бюджете
(п. 1 ст. 5 Бюджетного
кодекса)
Акты законодательства
о таможенном деле
Вступают в силу не ранее
чем по истечении 30 дней
после дня их официального
опубликования, если иное
не установлено таможенным
законодательством
Таможенного союза (п. 3
ст. 6 Федерального закона
от 27.11.2010 N 311-ФЗ
«О таможенном
регулировании в
Российской Федерации»)
Указы и распоряжения
Президента РФ, имеющие
нормативный характер
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 7 дней после
дня их первого
официального
опубликования (абз. 1
п. 5 Указа N 763)
«Российская газета»,
Собрание
законодательства
Российской Федерации
или размещение
на официальном
интернет-портале
правовой информации
www.pravo.gov.ru
(п. п. 2 и 2.1 Указа
N 763)
Иные указы и распоряжения
Президента РФ (в том числе
акты, содержащие сведения,
составляющие
государственную тайну, или
сведения конфиденциального
характера)
Вступают в силу со дня
их подписания (абз. 2
п. 5 Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 1 Указа N 763)
Постановления и
распоряжения Правительства
РФ, затрагивающие права,
свободы и обязанности
человека и гражданина,
устанавливающие правовой
статус федеральных органов
исполнительной власти,
а также организаций
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 7 дней после
дня их первого
официального
опубликования (абз. 1
п. 6 Указа N 763)
«Российская газета»
или Собрание
законодательства
Российской Федерации
(п. 2 Указа N 763)
Иные постановления и
распоряжения Правительства
РФ (в том числе акты,
содержащие сведения,
составляющие
государственную тайну,
или сведения
конфиденциального
характера)
Вступают в силу со дня
их подписания (абз. 2
п. 6 Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 1 Указа N 763)
Приказы, распоряжения и
иные нормативные правовые
акты федеральных органов
исполнительной власти
(министерств РФ,
федеральных служб,
агентств и других
ведомств), признанные
Минюстом России
не нуждающимися
в государственной
регистрации
Вступают в силу
в порядке, определяемом
самим федеральным органом
исполнительной власти,
который утвердил этот
нормативный акт (абз. 5
п. 17 Правил подготовки
нормативных правовых
актов федеральных органов
исполнительной власти
и их государственной
регистрации,
утв. Постановлением
Правительства РФ
от 13.08.1997 N 1009)
Порядок их
официального
опубликования
устанавливается
самим федеральным
органом
исполнительной
власти, который
утвердил этот
нормативный акт
(абз. 5 п. 17
Правил подготовки
нормативных правовых
актов федеральных
органов
исполнительной
власти и их
государственной
регистрации)
Приказы, распоряжения
и иные нормативные акты
федеральных органов
исполнительной власти,
прошедшие государственную
регистрацию в Минюсте
России и затрагивающие
права, свободы и
обязанности человека
и гражданина,
устанавливающие правовой
статус организаций или
имеющие межведомственный
характер
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ
по истечении 10 дней
после дня их официального
опубликования (абз. 1
п. 12 Указа N 763)
«Российская газета»
или Бюллетень
нормативных актов
федеральных органов
исполнительной
власти (п. 9 Указа
N 763)
Приказы, распоряжения и
иные нормативные правовые
акты федеральных органов
исполнительной власти,
прошедшие государственную
регистрацию в Минюсте
России, но содержащие
сведения, составляющие
государственную тайну,
или сведения
конфиденциального
характера, не подлежащие
в связи с этим
официальному опубликованию
Вступают в силу со дня
их государственной
регистрации в Минюсте
России и присвоения им
номера (абз. 2 п. 12
Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 8 Указа N 763)
———————————
<*> Приведенный в таблице порядок применяется, если в самом
нормативном правовом акте не установлена точная дата, с которой он
начинает действовать, либо не указан другой порядок вступления этого акта
в силу (ст. 6 Закона N 5-ФЗ, п. п. 7 и Указа N 763).

Кроме того, в тексте самих нормативных актов могут использоваться различные формулировки, касающиеся сроков вступления их в силу. Например, может быть указано, что документ вступает в силу со дня или после дня его официального опубликования либо через определенный срок или по истечении какого-то периода. На первый взгляд разницы между этими фразами нет. Но это не так. Ведь в зависимости от того, какая именно формулировка использована, дата вступления в силу нормативного акта определяется по-разному.

Размещение некоторых видов нормативных актов

на специальном интернет-портале теперь приравнивается

Все законы подлежат официальному опубликованию для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Неопубликованные законы не применяются и не влекут правовых последствий. Также не подлежат применению любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не были опубликованы официально.

Официальным опубликованием для большинства нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ, далее — Закон N 5-ФЗ, и п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763, далее — Указ N 763).

В отношении актов палат Федерального Собрания, федеральных и федеральных конституционных законов официальным также является их размещение в «Парламентской газете» (ст. 4 Закона N 5-ФЗ).

Начиная с 10 ноября 2011 г. появился еще один официальный источник опубликования — размещение текста нормативного акта на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (см. врезку ниже). Но этот ресурс считается местом официальной публикации лишь для федеральных и федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания, а также указов и распоряжений Президента РФ (ст. 4 Закона N 5-ФЗ, п. 2.1 Указа Президента РФ от 05.04.1994 N 662 и п. 2.1 Указа N 763).

Алгоритм действий. Как узнать дату размещения документа на официальном интернет-портале

Чтобы найти, когда именно нормативный акт был размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, необходимо:

— на главной странице этого сайта с помощью меню в верхней части экрана открыть раздел «Опубликование»;

— в открывшемся окне в подменю выбрать подраздел «Поиск»;

— указать в карточке поиска известные реквизиты интересующего нормативного акта (достаточно, например, ввести только его номер) и нажать кнопку «Найти». В карточке можно также выбрать, как выводить результаты поиска, в частности указать количество документов, информация о которых отображается на экране (10, 30, 100 или 200 штук), параметры их сортировки (по дате подписания или опубликования, виду документа, принявшему органу, номеру и др.) и упорядочивания (по возрастанию или убыванию).

Под карточкой поиска появится список найденных документов с их полными реквизитами, ссылка на текст документа (файл в формате PDF), дата и номер его опубликования на сайте.

Вместе с тем на указанном интернет-портале могут размещаться и иные нормативные правовые акты, например постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, в частности Минфина и ФНС России (абз. 3 ст. 9.1 Закона N 5-ФЗ). Но это не считается их официальной публикацией.

Отметим, что появление нового источника официального опубликования снимает многие проблемы, связанные с определением даты вступления в силу нормативного акта. Ведь, как правило, документ на интернет-портале размещается раньше, чем в печатных изданиях. Поэтому больше не должно возникать сложностей с определением даты его первой официальной публикации, даже если документ будет опубликован еще и в «Российской газете», и в Собрании законодательства Российской Федерации, но в разные дни.

Однако это положительное изменение распространяется только на федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания, а также указы и распоряжения Президента РФ. Для остальных нормативных актов проблема с определением даты их первой официальной публикации по-прежнему остается актуальной.

Если документ размещен в нескольких официальных источниках

в разные дни, дату его первой публикации

можно определять по-разному

Нередко один и тот же новый нормативный акт публикуется сразу в нескольких печатных изданиях, причем обычно в разные дни. Как в этом случае определять дату его первой официальной публикации?

Указанный вопрос очень актуален, ведь «Российская газета» выходит каждый день, кроме субботы и воскресенья, а Собрание законодательства Российской Федерации и «Парламентская газета» — раз в неделю по понедельникам и пятницам соответственно. Причем на Собрании законодательства Российской Федерации ставится дата подписания номера в печать, она и считается датой его выхода. На еженедельнике же «Парламентская газета» указывается интервал дат, например 20 — 26 июля 2012 г. Проанализировав судебную практику, можно выделить два варианта.

Исходя из того, когда издание фактически доходит до читателей. Конституционный Суд РФ еще в 1996 г. указал, что дату первой публикации нормативного акта следует определять с учетом того, в какой момент то или иное печатное издание, в котором он размещен, реально доходит до адресатов, то есть читателей и подписчиков (п. 6 мотивировочной части Постановления КС РФ от 24.10.1996 N 17-П). Ведь цель официальной публикации как раз и заключается в обнародовании нормативного акта для всеобщего сведения.

Очевидно, что в момент подписания еженедельника в печать эта цель не может быть достигнута, поскольку издание поступит в розничную продажу или будет доставлено по подписке значительно позже.

Таким образом, если документ сначала был размещен в Собрании законодательства Российской Федерации, а в течение нескольких дней после этого опубликован в «Российской газете», датой первой его официальной публикации следует считать дату размещения именно в «Российской газете».

Аналогичные разъяснения, касающиеся даты вступления в силу конкретных нормативных актов, содержатся в Письмах ФСС РФ от 03.10.2006 N 02-18/06-10588 и Минздравсоцразвития России от 25.07.2006 N 1556-12 . Такими же принципами руководствовались Президиум ВАС РФ и Конституционный Суд РФ при определении даты первой публикации конкретных федеральных законов (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 11263/06 и Определение КС РФ от 01.12.1999 N 218-О).

Аналогичным образом рассуждает и большинство арбитражных судов (Постановления ФАС Уральского от 04.08.2011 N Ф09-4592/11 и от 02.03.2011 N Ф09-638/11-С1 , Западно-Сибирского от 28.12.2011 N А03-6749/2011 и от 28.11.2006 N Ф04-7774/2006(28627-А03-9) , Московского от 06.12.2010 N КА-А40/15328-10 , Северо-Кавказского от 22.11.2010 N А32-7082/2010 и от 23.03.2009 N А32-1067/2008-12/24 , Поволжского от 03.06.2008 N А65-28895/07-СА3-43 и от 25.03.2008 N А65-29468/2007-СА3-43 , Дальневосточного от 18.12.2007 N Ф03-А37/07-1/5517 и от 08.11.2006, 01.11.2006 N Ф03-А73/06-2/3955 , Северо-Западного от 16.11.2007 N А56-59517/2005 округов).

Однако в подобной ситуации необходимо учитывать разницу между датами выхода «Российской газеты» и Собрания законодательства Российской Федерации или «Парламентской газеты». Так, если разница в датах составляет более семи дней, датой первой официальной публикации нормативного акта безопаснее считать дату размещения его в Собрании законодательства Российской Федерации или «Парламентской газете», а не в «Российской газете». Ведь при такой значительной разнице в датах неизвестно, какое из указанных изданий дошло до своих адресатов раньше.

Формально, исходя из норм Закона N 5-ФЗ и Указа N 763. Суды некоторых федеральных округов подходят к определению даты первой официальной публикации нормативного акта достаточно формально. Они исходят из того, какое из печатных изданий, в которых был размещен нормативный акт, имеет наиболее раннюю дату.

В тех случаях, когда таким источником опубликования оказалось Собрание законодательства Российской Федерации, суды определяют дату вступления в силу нормативного акта, взяв за точку отсчета дату его размещения именно в этом издании (Постановления ФАС Московского от 09.08.2012 N А40-111323/11-149-715 , Северо-Кавказского от 25.05.2005 N Ф08-2159/05-882А и Восточно-Сибирского от 12.05.2005 N А74-3716/04-Ф02-2008/05-С2 округов). И это даже несмотря на то, что в рассмотренных делах разница в датах публикации нормативного акта в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации составляла всего один-два дня.

Аналогичным образом поступили Пленум Верховного Суда РФ и Пленум ВАС РФ, решая вопрос о начале действия конкретного федерального конституционного закона (п. 2 совместного Постановления от 04.02.2010 N 3/2).

Ключевым словом во фразе о вступлении нормативного акта

в силу является предлог «с» или «после»

По общим правилам федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (ст. 6 Закона N 5-ФЗ). Большинство постановлений и распоряжений Правительства РФ, указов и распоряжений Президента РФ начинают действовать по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. п. 5 и Указа N 763).

Во всех приведенных формулировках использована фраза: «После дня официального опубликования». Вместе с тем в самом нормативном акте может быть предусмотрен иной порядок вступления его в силу. Нередко в этом случае указывается, что документ вступает в силу:

— по истечении определенного количества дней, месяцев или иного периода со дня или после дня его официального опубликования;

— через определенный период со дня или после дня его официального опубликования.

Казалось бы, формулировки практически одинаковые. Но все-таки в зависимости от того, какая именно фраза использована в документе, дата его вступления в силу определяется по-разному.

Документ вступает в силу со дня (после дня) его опубликования. Допустим, в нормативном акте указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Это означает, что он начинает действовать непосредственно в день его первой официальной публикации.

Если же в документе использована фраза: «После дня официального опубликования», то он вступит в силу на следующий день после даты его первой официальной публикации.

Аналогичным образом определяется дата начала действия документа, который вступает в силу по истечении определенного периода со дня или после дня его официального опубликования. Если указана фраза: «Со дня опубликования», то датой, от которой отсчитывается установленный срок, является день его первой официальной публикации. То есть день опубликования также включается в расчет.

Примечание. Если в порядке вступления нормативного акта в силу использована фраза: «Со дня опубликования», то отправной точкой для подсчета срока, когда он начнет действовать, является день его официального опубликования.

Например, в тексте федерального закона указано, что он вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования. Предположим, что текст федерального закона размещен на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru 10 сентября 2012 г. Значит, эта дата является началом 30-дневного срока, по истечении которого закон вступит в силу. Указанный срок истечет 9 октября 2012 г. Следовательно, федеральный закон начнет действовать с 10 октября 2012 г.

Если в нормативном акте использована фраза: «После дня опубликования», то срок, по окончании которого он вступит в силу, исчисляется со дня, следующего за днем его официальной публикации.

Так, если изменить формулировку в рассмотренном примере, то началом течения 30-дневного срока будет считаться следующий день после размещения текста федерального закона на официальном интернет-портале, то есть 11 сентября 2012 г. Установленный 30-дневный срок истечет в этом случае на день позже — 10 октября 2012 г. Значит, федеральный закон вступит в силу с 11 октября 2012 г.

Однако некоторые специалисты считают, что независимо от использованного в формулировке предлога первым днем для отсчета соответствующего срока всегда считается следующий день после даты официальной публикации нормативного акта. Ведь течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало (ст. 191 ГК РФ и п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Именно такой подход применил, например, Пленум ВАС РФ при определении даты вступления в силу Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Постановление от 08.04.2003 N 4).

Кроме того, в отношении нормативных правовых актов г. Москвы установлено, что день официального опубликования документа не учитывается при подсчете срока, по истечении которого он вступает в силу (п. 2 ст. 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 «О правовых актах города Москвы»). Однако в федеральном законодательстве аналогичной нормы не предусмотрено. Поэтому при подсчете срока, по истечении которого тот или иной документ федерального уровня вступает в силу, целесообразно исходить из специфики русского языка и учитывать смысловую нагрузку предлога, использованного в формулировке.

Документ вступает в силу по истечении (через) определенного срока после его опубликования. Чаще всего в тексте нормативных актов указывается, что они вступают в силу по истечении какого-то срока со дня или после дня официального опубликования. Но бывает и так, что используется такая формулировка: «Через определенный период», то есть через один или три месяца либо через год или даже несколько лет после опубликования.

Для определения последнего дня такого срока неважно, какая из этих фраз использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период». Однако сложности возникают, если срок, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, установлен в месяцах или годах.

Примечание. Для определения последнего дня срока, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, не имеет значения, какая из возможных формулировок использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период».

Документ вступает в силу по истечении нескольких месяцев или лет со дня (после дня) его опубликования. Нередко не только организации или налоговики, но даже и арбитражные суды по-разному исчисляют сроки, установленные в месяцах или годах. Чтобы разобраться с этим вопросом, обратимся к нормам гражданского и налогового законодательства.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание установленного срока приходится на месяц, в котором нет такого числа, например на февраль, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 3 ст. 192 ГК РФ и п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192 ГК РФ и п. 3 ст. 6.1 НК РФ). При этом годом, за исключением календарного года, признается любой период времени, состоящий из 12 следующих подряд месяцев.

Предположим, в федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования. Его текст был размещен на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru 14 сентября 2012 г. Значит, он вступит в силу в такое же число третьего по счету месяца, то есть 14 декабря 2012 г.

Отметим, что если бы в этом федеральном законе было указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования, то он бы начал действовать на день позже, то есть с 15 декабря 2012 г.

Однако Минфин России в похожей ситуации пришел к иному выводу. Специалисты этого ведомства разъяснили некоторые вопросы, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ <1> . В тексте самого Закона оговорено, что одна из его статей вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона был опубликован в «Российской газете» 22 июля 2009 г. Значит, в соответствии с нормами Гражданского РФ и др. Поскольку эти поправки затронули многие компании, часто возникал вопрос о дате вступления их в силу.

Не обошлось без разногласий и с определением даты, с которой начал действовать сам Федеральный закон от 19.07.2009 N 205-ФЗ. Подробнее об этом читайте во врезке ниже.

Случай из практики. Перипетии с датой вступления в силу одного Федерального закона

Вайтман Е.В. Как не ошибиться при определении даты вступления в силу нормативного акта // Российский налоговый курьер. 2012. N 19. С. 80 — 88.

В 2019 году, вступят в силу многие поправки и новые законодательные акты. Часть из них будет являться дополнением к ныне действующему Семейному кодексу. Упор сделают на новую концепцию семейной политики. Последнюю внедряют в государстве, действие которой рассчитано вплоть до 2025 года. Итоги этого года покажут, насколько эффективными окажутся предпринятые меры, но уже сейчас можно говорить о некоторых нюансах, прошедших проверку временем и успешностью исполнения.

Вводимая концепция будет способствовать ужесточению мер, предпринимаемых по отношению к злостным неплательщикам алиментов. Детей, которые не получают или недополучают алиментные выплаты, государство возьмет под личную опеку, то есть задействуют все доступные силы, чтобы в принципе исключить подобные случаи недоплат или невыплат. Но это не единственные обещания правящего государственного аппарата.

Не единожды в 2016 году обсуждались варианты воздействия на должников по алиментам, и это помогло выработать не только стратегию преобразований, но и опробовать предлагаемые нововведения на жителях Москвы, Московской области и республики Бурятия. Поэтому стоит ознакомиться с тем, что можно назвать «законом об алиментах в новой, измененной версии».

Что именно будет изменено

Одним из главных новшеств можно считать создание специального фонда. Он станет пополняться из Федерального или регионального, бюджета. Принципы его работы схожи с ПФР, то есть он обеспечит ежемесячную выплату алиментов, вне зависимости от того, платит ли обязанный к этому родитель или нет. Далее денежные средства будут взыскивать уже в пользу государства, а значит, к должнику станут применять более суровые методы воздействия. Эта мера должна увеличить поток денежных средств, поступающий от ответчиков по делам об алиментах, и направлять их по прямому назначению.

Второе глобальное решение касается увеличения минимальных сумм алиментов. Возможно, его не успеют реализовать именно в 2018, но все-таки ответчикам уже необходимо морально готовиться к тому, что вместо 7-8 тысяч (средний показатель по РФ), им в скором времени придется платить почти 15 тысяч на ребенка.

Выплаты должны будут продолжаться не только до достижения ребенком совершеннолетия. В случае если он поступит в ВУЗ, отцов обяжут платить до 23 лет включительно, что поможет максимальному количеству детей получить образование, не отрываясь от учебы для заработка средств насущных.

Это основные позиции, на которых государство хочет утвердиться для сохранения материального обеспечения и спокойствия маленьких граждан. Но есть еще много законопроектов, которые можно назвать уточняющими и дополняющими в этой сфере. Перейдем к их обсуждению.

Специальные отделы

Не так давно на территории государства стала функционировать ФССП, служба, главной функцией которой обозначено взимание материальных средств с обязанных к выплатам должников. Получив хорошие результаты по итогам работы, было принято решение, что стоит озаботиться созданием спецотделов, приставы в которых будут заниматься исключительно алиментными отношениями, то есть взысканиями сумм строго в определенной сфере. Специалисты станут узкоспециализированы, но за счет увеличения штата депутаты рассчитывают навести больший порядок и контролировать процесс выплат более тщательно.

Приставам дали еще больше полномочий, что позволяет им разыскивать неплательщиков с помощью банков, МВД, работодателей и даже социальных сетей. Если долги по алиментным выплатам у отдельно взятых граждан превысят отметку в 10 тыс. рублей, пристав может наложить своеобразное вето на пересечение границы государства. Правомерным действием будет считаться и привлечение неплательщиков к уголовной ответственности. Это воздействие более серьезного уровня, так как лишить должника свободы реально на срок до 12 месяцев, что может повлечь потерю рабочего места, запрет на выезд, отказ в занимаемой высокой руководящей должности.

Новое подразделение ФССП уже начало успешно функционировать в столице, а с 2019 подобные отделы распространятся по всей территории России. Поскольку приставы подразделений будут освобождены от исполнения по другим исполнительным производствам, велика вероятность более тщательной проверки необходимой информации и взаимодействия с должниками и с заявителями.

Не заплатишь – не поедешь

Задолженность по алиментным выплатам, которая будет превышать 10 тыс. рублей, позволит приставам временно конфисковать права. Конечно, не в буквальном смысле, просто они смогут внести эту информацию в банк данных, и любой инспектор службы ГИБДД сделает это за них. Постановление о временном лишении водительских прав, не будет касаться только нескольких категорий неплательщиков, а именно:

  • тех, кто имеет инвалидность;
  • для кого вождение автомобиля – это единственный способ заработка и дохода;
  • тех, кто проживает в местностях, относящихся к труднодоступным;
  • граждан, которым их персональное средство передвижения нужно, чтобы отвозить детей в школу и дошкольные учреждения.

В случае если должника поймают без прав на дороге, к нему применят штрафные санкции (от 2,5 до 30 тысяч рублей). Права вернут, как только задолженность по алиментам будет погашена.

Круговая информационная порука

На самом деле, не только прав на вождение автомобиля способны лишить неплательщиков. Отталкиваясь от финансовой планки, о которой говорилось ранее (10 тыс. рублей), должникам будут отказывать в предоставлении разного рода госуслуг. Например, станет проблематично получить загранпаспорт, сдать экзамен на получение водительского удостоверения в ГИБДД, расписаться в ЗАГСе. Конечно, это нововведение требует более тесного информационного сотрудничества между различными государственными структурами и подразделениями. Но работа в этом направлении ведется ускоренными темпами.

Помимо таких технических подходов к решению проблем с неплательщиками, особую роль отведут и реализации программы по отказу в содержании престарелых родителей. Естественно, что применят ее к гражданам, ранее игнорировавшим свои обязанности в отношении своих несовершеннолетних детей. Такой моральный взаимозачет признан справедливым, и поэтому пенсионеры лет через 20 не смогут обязать своих детей собственным содержанием.

Банки тоже готовы сотрудничать с приставами, и в случае предоставления им информации о задолженности клиента по алиментам, будут отказывать в проведении денежных операций, а также перестанут давать кредиты лицам, о которых появятся данные подобного негативного характера.

Только при взаимодействии всех госструктур можно надеяться на реализацию программы, утвержденную правительством и направленную на перспективу.

Юридический нонсенс

Много мер воздействия будет в распоряжении уполномоченных и компетентных лиц по отношению к тем, кого обвиняют в неуплате. Но при реализации программ не обошлось без казусов. К ним можно отнести решение об индексации, которой ежегодно подвергают алименты, выплачиваемые на основании среднего показателя прожиточного минимума. В каждом регионе перерасчет сделают исходя из местных особенностей, но принимая во внимание установленный правительством процент ежегодной инфляции.

В 2019 году индексация установлена на уровне 4 процентов. Но именно эти проценты не позволят при перерасчете удержать на должном уровне прожиточный минимум для детей, получающих алименты. Как известно, экспертами по экономическим вопросам, выдвинуто предположение, что инфляция превысит 12%-ный порог. Соответственно, индексация на низком уровне не увеличит, а уменьшит выплаты детям, что противоречит статьям в СК. Следуя букве закона, тем не менее, придется его нарушить, что и создает правовую дилемму.

Итог

В заключение можно добавить, что матерей-одиночек также будут поощрять – им позволят участвовать в государственных программах, приравняв к статусу молодых семей. Это позволит купить себе и ребенку жилье на льготных условиях.

Есть законодательные положения, которые в 2019 останутся без изменений. Это назначение к выплатам фиксированных сумм, признание сожительствующих граждан и их браков наравне с зарегистрированными в ЗАГСе, что позволяет претендовать на выплату алиментов, а также многое другое.

За первые несколько лет система нововведений должна будет показать, насколько эффективно ее применение. Гражданам же предстоит оценить преимущества и неудобства. Мы же констатируем, что для детей сделано все максимально возможное, в условиях кризиса.

Многих автовладельцев волнуют вопросы «когда вступил в силу закон о пересдаче на права после лишения?» и «нужно ли сдавать экзамены при лишении за двойную сплошную, а также уезд с места ДТП?». Еще в начале 2013 года для того, чтобы получить удостоверение после лишения, достаточно было предоставить в Госавтоинспекцию пакет документации по истечение установленного срока.

Но 01.09.13 года вступил в силу законопроект, согласно которому граждане, лишенные права управления транспортными средствами, обязаны пересдавать ПДД. Это требование коснулось лишь тех автолюбителей, в отношении которых постановление было вынесено и вступило в законную силу после 31.08.2013 (например, если автовладельцу выдали документ, вступающий 30.08.13, то сдавать экзамены ему будет не нужно).

Получение ВУ состоит из нескольких этапов:

  1. Сдача экзамена в Госавтоинспекции на знания ПДД;
  2. Оплата штрафов (если таковые имеются);
  3. Подготовка документов.

Лишь при соблюдении всех вышеперечисленных этапов, автовладелец вновь получит возможность управлять транспортным средством.

Перечень документов для сдачи ПДД

Перед экзаменом автовладельцу необходимо подготовить следующий пакет документации:

  • Паспорт;
  • Квитанцию об оплате госпошлины (реквизиты можно получить в отделении Госавтоинспекции);
  • Копию постановления, вынесенного судом, в котором было принято решение лишать водителя специального права (важно, чтобы данный документ был вступивший в законную силу — отметку можно поставить на судебном участке, осуществлявшем рассмотрение);
  • Справку о сдаче ВУ в ГИБДД (с датой, когда документ был передан в уполномоченный орган);
  • Медицинскую справку.

Как проходит экзамен

После того, как прошла половина срока после лишения прав (к примеру, если суд решил лишить на 2 года, сдать экзамен можно ) автолюбитель вправе обратиться в ГИБДД, приложив необходимый пакет документов и записаться на сдачу экзамена. В случае несдачи, повторная попытка дается не ранее, чем через 7 дней — именно поэтому, даже автовладельцу, имеющему большой водительский стаж рекомендуется лишний раз перечитать ПДД.

Кроме того, при каждой попытке необходимо оплачивать госпошлину в размере 4,5 тыс. рублей — это также важно учесть.

Но, даже если гражданин сдал теорию раньше, ВУ он сможет воспользоваться только по истечение срока, указанного в постановлении мирового судьи. Раньше получить права нельзя.

Обязательный экзамен по теории незначительно отличается от того, который проходят при первоначальном получении ВУ — единственное различие в перечне вопросов, содержащихся в билетах. Автолюбителю предлагается ответить только на вопросы, касающиеся ПДД. К примеру, на вопросы, связанные с оказанием первой помощи, отвечать не требуется.

Экзамен в ГИБДД проводится в форме теста. Автолюбителям дается 20 вопросов, на которые они должны ответить в течение 20 минут.

Если водитель допускает 3 и более ошибок — ему потребуется повторная пересдача (которая также является платной). В противном случае (даже если срок успел выйти), сесть за руль гражданин не сможет.

Когда необходимо пересдавать после лишения

Так нужно ли проходить тестирование в любом случае или существуют исключения? Важно знать, что пересдача ПДД после лишения нужна далеко не всегда, а только в следующих случаях:

  • Водителем были нарушены правила эксплуатации тракторов, а также строительных машин и оборудования;
  • Автолюбитель привлекался за езду в состоянии опьянения (в данном случае неважно — алкогольное, н/о либо токсическое);
  • Когда автовладелец отказался от прохождения освидетельствования;
  • Если водитель пренебрег запретом употребления алкоголя либо наркотических веществ после ДТП, участником которого он являлся.

В остальных случаях возврат прав после лишения осуществляется без проверки знаний ПДД — по стандартной схеме.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация