К преступлениям в сфере экономики относятся. Отдельные виды преступлений в сфере экономики

Главная / Квартира

Коммерческая деятельность, которая основана на финансовых махинациях, обмане с целью наживы, называется экономическим преступлением. Все виды преступлений в сфере экономики, ссылаясь на соответствующий раздел правовых норм законодательства РФ, можно считать умышленными. Таким образом, субъект правонарушения несет полную ответственность за свои действия.

Объекты и субъекты финансовых преступлений

Составляя общую картину экономического правонарушения, правоохранительные органы определяют его объективные и субъективные стороны. Объектами финансового преступления выступают следующие положения, которые характеризуют тип финансовой деятельности, тяжесть и масштабы последствий преступного деяния:
  • Действия физических или юридических лиц, компаний (махинации при получении кредитов – ст. 176 УК РФ; заключение сделок с помощью физического или психологичного давления – ст. 179 УК РФ; нарушение правил оборота драгметаллов – ст. 191 УК РФ).
  • Бездействие (невозврат иностранной валюты из-за границы – ст. 193 УК РФ; неуплата налогов – ст. 199 УК РФ).
  • Преступления против общественности (хищение в крупных или особо крупных размерах, нанесение финансового ущерба – ст. ст. 171, 172, 173, 176 УК РФ).
Субъективная сторона характеризуется умыслом, мотивом и целью преступления. Субъектом коммерческого преступления может выступать физлицо, которое достигло шестнадцатилетнего возраста.

Стоит заметить, что в некоторых случаях определяется еще и предмет финансового преступления (например, ценные документы – ст. 185 УК РФ; иностранная валюта – ст. 186 УК РФ; драгметаллы – ст. 191 УК РФ).

Виды экономических правонарушений

Экономические преступления можно разделить на категории, которые характеризуются определенными видами финансовой деятельности предпринимателя или компании:
  • Преступления, в основе которых лежит нарушение общепринятых принципов ведения предпринимательской или любой иной коммерческой деятельности (нелегальная банковская деятельность – ст. 172 УК РФ; противоправная предпринимательская деятельность – ст. 173 УК РФ; легализация финансовых средств, которые были получены другими лицами нелегитимным способом – ст. 174 УК РФ).
  • Преступления, которые осуществляются против интересов заимодавцев (неуплата задолженности – ст. 177 УК РФ; получение займа нелегальным способом – ст. 176 УК РФ).
  • Преступления, в основе которых лежит проявление монополизации и использование противозаконных методов для ведения конкуренции (разглашение банковских и финансовых тайн, которые были получены незаконным путём – ст. 183 УК РФ).
  • Преступления, которые основаны на махинациях оборота валюты и ценных бумаг (изготовление поддельных денежных средств и документов – ст. 186 УК РФ).
  • Таможенные преступления (неуплата таможенных платежей – ст. 194 УК РФ).
  • Преступления, связанные с налогообложением (неуплата налогов, страховых взносов – ст. 198 и ст. 199 УК РФ).
  • Преступления, в основе которых лежит деятельность против интересов общественности и прав потребителей (нарушение норм изготовления и использования государственных ярлыков – ст. 181 УК РФ).
В этом видео более подробно рассмотрены виды экономических преступлений, а также описаны основные положения по правонарушениям в данной области.

Расследование экономических преступлений

В наше время экономические преступления и махинации не являются редкостью. Этот факт можно объяснить тем, что коммерческая деятельность характеризуется постоянным оборотом денежных ресурсов. Именно это и привлекает злоумышленников. Расследованием преступлений в данной сфере занимается Отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП).

Финансовые преступления являются весьма трудным предметом для следственных разбирательств. Это связано с тем, что в основе экономических махинаций лежат сложные схемы присвоения и легализации чужого имущества. Правонарушители досконально изучают законодательную базу с целью поиска пробелов и неточностей в нормативных актах, чтобы использовать их для собственной корысти. Детектив, который занимается расследованием преступлений в данной сфере, должен быть хорошо подготовлен, а также иметь прямые связи с юристами и экономистами. При таком подходе можно увеличить процент успешных раскрытий.

Проблема обеспечения безопасности в экономической сфере весьма актуальна. Это обусловлено тем, что постоянно разрабатываются новые схемы махинаций. Таким образом, чтобы предотвратить нанесение масштабных финансовых ущербов государству и общественности, правоохранительные органы стараются раскрывать экономические преступления по горячим следам.

Примеры экономических преступлений

Уголовная ответственность за экономические правонарушения устанавливается судом в виде штрафов, лишения свободы. Объемы санкций, сроки лишения свободы назначаются также судом и зависят от степени тяжести преступления.

Для наглядного примера рассмотрим некоторые противозаконные деяния в экономической сфере, а также определим объемы ответственности, которую понесут субъекты данных преступлений:

  • Крюков Г.Д. принудил Сафронову А.Б. сделать дарственную земельного участка в 150 соток на его имя. В ходе следствия было выяснено, что правонарушитель действовал с применением физического и психологического насилия в отношении к пострадавшей. Ссылаясь на ч. 2 ст. 179 УК РФ, можно выяснить, что совершенное Крюковым преступление наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.
  • Петухов А.Л. занимался переработкой и сбытом ворованной древесины в крупном размере. После раскрытия данного преступления, правонарушитель был осужден по ч. 1 ст. 191.1 УК РФ и выплатил штраф в 300 тыс. руб.
  • Иванов Б.Д. и Скворцов Н.С. незаконно организовали в Москве клуб азартных игр. Данное преступление, в соответствии с ч. 2 ст. 171.2 УК РФ, подразумевает незаконную организацию и проведение азартных игр по предварительному сговору. Злоумышленники были осуждены на 4 года лишения свободы, а также выплатили штраф в размере 500 тыс. руб.
  • Антонов Ф.П., Колосова А.Д., Грибоедов И.Б. занимались сбытом ворованной бытовой техники. Подсудимые были осуждены по ч. 2 ст. 175 УК РФ и арестованы на 6 мес.

Современное российское уголовное законодательство представляет собой результат длительного процесса изменений в самой уголовно-правовой доктрине, а также в законодательстве и судебной практике. Эти преобразования диктовались, прежде всего, сложившимися условиями, в которых оказалась Россия в конце ХХ столетия (переход к новым социально-экономическим и политическим отношениям), потребностями наиболее эффективной защиты экономических отношений от преступных посягательств.

В различные исторические периоды в силу объективных и субъективных причин, возникающих на определенных этапах развития экономики, в уголовном законодательстве происходили перемены, касающиеся как вопросов преступности, так и наказуемости за совершение общественно опасных деяний. По мнению Ф.М. Решетникова , практически любые новые явления в экономической жизни государства имеют своим следствием возникновение новых форм имущественных преступлений. Переход в экономике на новые рыночные отношения также потребовал адекватного реагирования в сфере уголовного законодательства, в том числе законодательства, регулирующего ответственность за преступления в сфере экономики и экономической деятельности .

Итак, законодатель разделяет эти сферу и деятельность, используя при этом два вида отличных дефиниций.

Выясним, что же в уголовном праве понимается под этими определениями.

Преступления в сфере экономики - в уголовном праве РФ - вид преступлений, имеющих общий объект посягательства: имущественные и производственные отношения, экономические права граждан, юридических лиц, муниципальных и государственных образований, объединенных законодателем в разделе VIII УК РФ, который состоит из трех глав – подвидов преступлений в сфере экономики:

Гл. 21 "Преступления против собственности" : кража, мошенничество, грабеж и др.;

Гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" : незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов и др.;

Гл. 23 "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях»: Злоупотребление полномочиями ; Коммерческий подкуп и др.

Проведенный анализ уголовного законодательства показал, что значительным изменениям подвергались нормы, направленные на противодействие преступным посягательствам в сфере экономической деятельности, так как ее охрана всегда занимала важное место среди задач, формулируемых уголовно-правовой доктриной. Это связано с переосмыслением роли уголовного права в охране сферы экономики в условиях переходного к рынку периода, а также обусловлено изменением принципов государственно-правового регулирования отношений, складывающихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности, так как уголовное право призвано противодействовать преимущественно новым, ранее неизвестным общественно опасным формам экономического поведения.

Решая вопросы криминализации и декриминализации различных деяний в сфере экономической деятельности, законодатель при конструировании уголовно-правовых норм руководствовался следующими основными положениями:

* максимально ограничить государственное вмешательство в экономическую деятельность;

* создать нормативно-правовые гарантии защиты честного предпринимателя и обеспечить их реализацию;

* создать систему мер по противодействию криминальному, недобросовестному предпринимательству, причиняющему вред интересам граждан (потребителей), интересам других субъектов экономической деятельности (монополизм, недобросовестная конкуренция, обман кредиторов и др.) или интересам государства;

* определить государственные приоритеты в социально-экономической деятельности.

Уголовно-правовые нормы о преступлениях в сфере экономической деятельности можно рассматривать в качестве преемников аналогичных норм УК РСФСР 1960 года главы VI о хозяйственных преступлениях.

Результатом законодательного конструирования новой системы преступлений в сфере экономической деятельности явилось то, что ее образуют преимущественно неизвестные ранее отечественному уголовному законодательству составы преступлений.

Преступления в сфере экономической деятельности являются разновидностью экономических преступлений, основным объектом которых выступают отношения экономического характера. Понятие экономических преступлений до сих пор весьма спорно и по нему нет единства. В юридической литературе экономические преступления определены, как "общественно опасные деяния, посягающие на экономику, как совокупность производственных (экономических) отношений и причиняющие ей материальный ущерб".

Компротивистский анализ позволяет сделать вывод о практической невозможности четкого однозначного разграничения преступлений против собственности и так называемых экономических преступлений (хозяйственные по УК РСФСР 1960 г. и УК бывших союзных республик). Экономическими можно считать преступления, причиняющие вред экономическим отношениям, установленному порядку осуществления хозяйственной (коммерческой) деятельности. В этой связи в юридической литературе, особенно криминологической, даются различные определения экономическим преступлениям.

Трудности в определении экономических преступлений также заключаются и в том , что почти все они причиняют вред отношениям собственности. И в то же время преступления против собственности, совершаемые в сфере производства, предпринимательской деятельности, торговли, оказания иных услуг, одновременно нарушают и нормальный уклад экономических отношений. В советско-российской правовой литературе родовой объект хозяйственных преступлений формулировался хотя и по-разному, но по существу все определения сводились к так называемым интересам развития народного хозяйства, или иначе, к порядку народного хозяйствования, обеспечивающего нормальное функционирование хозяйственной деятельности социалистической экономики.

И даже в исследованиях последнего периода действия УК РСФСР родовым объектом этой группы преступлений называлось ведение и организация народного хозяйства. В рыночной экономике понятие нормальной хозяйственной деятельности означает следование законам и обычаям делового оборота в процессе предпринимательской деятельности. Главный же интерес предпринимательской деятельности заключается в систематическом получении прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ). Незаконное нарушение этого главного интереса и представляет собой экономическое правонарушение.

Для уяснения современных уголовно-правовых норм в сфере экономической деятельности, определения их места в системе уголовного законодательства, представляется необходимым обратиться к имеющемуся историческому опыту в области уголовного права. Материалы исследования уголовного законодательства начала ХХ века показывают, что уже тогда большое значение придавалось систематизации преступлений. И.Я. Фойницкий в этой связи отмечал: "Имея своим предметом отдельные преступные деяния, различные как по важности их для общежития, так и по внутренней их природе, Особенная часть обнимает огромное их число. Правильное распределение их необходимо как для законодателя в видах облегчения судебной практики, возможно более верного применения уголовного закона, так и для науки права в видах уразумения истинного существа преступных деяний. Система распределения их называется классификациею преступных деяний" .

В основу построения научной системы преступлений большинство дореволюционных российских юристов брали именно объект преступного посягательства, так как "классификация по объекту представляет интерес для Особенной части".

Уголовный кодекс РСФСР 1922 года деяния, которые, как принято ныне считать, совершаются в сфере экономической деятельности, рассматривал либо как преступления против порядка управления , либо как хозяйственные или имущественные преступления.

В статье 74 УК преступлением против порядка управления признавалось деяние, направленное к нарушению правильного функционирования подчиненных органов управления или народного хозяйства, сопряженное с сопротивлением или неповиновением законам Советской власти с препятствованием деятельности ее органов и иными действиями, вызывающими ослабление силы и авторитета власти.

Среди хозяйственных преступлений выделялись нормы о бесхозяйственном ведении лицами, стоящими во главе государственных учреждений или предприятий, порученного им дела, в результате чего не был выполнен производственный план или ухудшилось качество выпускаемых изделий или расточено имущество предприятий.

К числу имущественных преступлений , наряду с различными случаями похищения имущества, его вымогательства и уничтожения, относились различные виды фальсификаций.

Уголовный кодекс РСФСР 1926 года в основном сохранил подходы к решению вопросов об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, закрепленные в УК 1922 г. с учетом внесенных в него изменений.

В уголовно-правовой литературе 20-х годов оживленно дискутировались проблемы ответственности за экономические преступления. Известный криминалист А.А. Пионтковский выделял преступления, объектом которых являются экономические отношения. Исходя из многоукладности российской экономики 20-х годов, ученый классифицировал преступления, нарушающие экономические отношения, по различию тех экономических укладов, на которые посягают соответствующие преступления.

Он выделял, во-первых, составы преступлений, охватывающие посягательства лишь на определенные виды хозяйственных укладов:

а) посягательство на социалистические элементы экономики (бесхозяйственность, расхищение государственного и общественного имущества, нарушение государственных монополий, контрабанда, посягательства на кредитную и денежную систему, нарушение правил об охране и эксплуатации природных богатств);

б) составы преступлений, охватывающие посягательства на госкапиталистические элементы экономики (расточение арендатором переданных ему средств производства, неисполнение обязательств по договору, заключенному государственным или общественным учреждением или предприятием, злостное повышение цен на товары, ростовщичество, нарушение правил, регулирующих торговлю).

Во-вторых, А.А. Пионтковский определял также составы преступлений, охватывающие посягательства на различные виды экономических укладов. Одновременно с этим он выделял преступления, посягающие на интересы трудящихся, работающих по найму у государства, общественных организаций или частных лиц.

Оспаривая эту классификацию, профессор А.Н. Трайнин в системе экономических преступлений отмечал посягательства, направленные на противодействие хозяйственным и финансовым функциям власти, а также посягательства на интересы государства как хозяйствующего субъекта и посягательства на интересы трудящихся. Нарушения, связанные с противодействием хозяйственным функциям власти, он делил на:

1) посягательства на установленный властью порядок производства торговли и промыслов (спекуляция, нарушение правил о торговле, нарушение правил о производстве некоторых промыслов);

2) истребление и повреждение государственного и общественного имущества;

3) особо для Союза ССР опасное противодействие хозяйственным функциям власти (нарушение положений о монополии внешней торговли, контрабанда).

Противодействие финансовым функциям власти , по мнению автора, выражалось в налоговых деликтах, подделке денег, знаков оплаты, нарушении валютных правил. Что же касается посягательств на интересы государства как хозяйствующего субъекта, то к ним А.Н. Трайнин относил бесхозяйственность, расхищение и расточение государственного или общественного имущества, злонамеренное неисполнение договора.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 года создавался как кодекс социалистического государства, в котором не допускалось политического, идеологического и экономического плюрализма. В качестве приоритетных задач в нем определялись: охрана советского общественного и государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан, социалистического правопорядка от преступных посягательств. Одним из основных правоохраняемых объектов являлась система социалистического хозяйствования с главенством социалистической собственности, централизованным управлением экономикой на основе государственных плановых заданий, фактическим отсутствием конкуренции и административными способами решения хозяйственных проблем.

В Уголовный кодекс 1960 года законодатель традиционно включал главу "Хозяйственные преступления". Кроме того, как и в предыдущих кодексах, ряд составов преступлений, посягающих на порядок осуществления экономической деятельности, был предусмотрен в главе "Государственные преступления" среди так называемых иных государственных преступлений.

Анализируя составы хозяйственных преступлений по УК РСФСР 1960 года и по другим кодексам союзных республик, советские криминалисты достаточно единодушно утверждали, что родовым объектом хозяйственных преступлений является социалистическое хозяйство.


Так, по мнению Т.Л. Сергеевой , родовым объектом таких преступлений являлась "система, строй, порядок социалистических общественных отношений, возникающих и существующих в процессе социалистического хозяйствования, то есть социалистический порядок ведения советского хозяйства" .

Н.А. Беляев родовым объектом признавал "порядок хозяйствования, установленный Советским государством, обеспечивающий нормальное функционирование социалистического государства.

Ю.И. Ляпунов считал, что: "хозяйственное преступление в той или иной мере посягает на определенную область хозяйственной деятельности Советского государства и, в конечном счете, причиняет ущерб социалистической системе хозяйства" .

По заключению П.С. Тоболкина , родовым объектом хозяйственных преступлений являлись охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся в сфере производства, распределения и обмена товаров, обеспечивающие динамичное и пропорциональное развитие общественного производства и повышение его интенсификации.

Имеются и другие многочисленные высказывания ученых-юристов в отношении определения объекта хозяйственных преступлений как общественных отношений, складывающихся в системе социалистического хозяйствования.

По мнению В.И. Тюнина , определить место деяний, совершаемых в сфере экономической деятельности с позиции современного законодателя, совершенно невозможно без анализа системы преступлений как таковой, так как научные системы традиционно складывались и развивались под влиянием господствующих в обществе представлений общей теории государства и права и других наук мировоззренческого характера и практических шагов в законотворчестве.

По мнению академика В.Н. Кудрявцева , "анализ норм Особенной части приводит к выводу, что вся их совокупность не может рассматриваться как завершенная логическая система, построенная по одним и тем же правилам. Так как уголовное законодательство создавалось на протяжении длительного исторического времени и неоднократно изменялось, система норм Особенной части представляет собой довольно пеструю картину. Есть нормы, увязанные между собой в четкую систему. Разграничение (а значит, и классифицирование) между ними можно провести с достаточной четкостью. Различия между другими нормами не являются столь очевидными. Некоторые же нормы относятся к так называемым пересекающимся классам, их признаки совпадают между собой так, что разграничение подчас становится невозможным" .

При построении качественной и эффективной системы уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступлении в сфере экономической деятельности, необходимо определить саму систему этих преступлений, дать ее определение. Для этого целесообразно решить три основные задачи. Во-первых, необходимо определиться в том, что система норм, предусматривающих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности - это множество различных элементов (подсистем), в качестве которых выступает само преступление, которое в силу объективных и субъективных признаков является преступлением в сфере экономической деятельности. Во-вторых, сама уголовно-правовая норма, содержащая диспозицию и санкцию, чаще всего является бланкетной, поэтому существует неразрывная связь между нормами Общей и Особенной частей УК РФ и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в экономической и иной сферах. В-третьих, законодателю и правоприменителю следует принимать во внимание имеющуюся на настоящий момент научную информацию о названных элементах системы. В-четвертых, целесообразно определять системообразующие свойства или отношения, связывающие эти элементы в единую систему уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности.

Система преступлений в сфере экономической деятельности является сложной и специфичной, включает ряд подсистем, обладающих всеми признаками и свойствами самостоятельной системы. К примеру, системами второго порядка по отношению к системе преступлений в сфере экономической деятельности, если принять ее за систему первого порядка, являются система преступлений в налоговой сфере, построенная в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к системе. В свою очередь внутри каждой из названных подсистем или систем второго порядка можно выделить свои подсистемы.

Система норм, об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности является упорядоченной, поскольку для нее существенен порядок расположения составляющих ее элементов: во-первых, среди общей системы норм о преступлениях в сфере экономической деятельности сформированы подинституты - нормы об ответственности за незаконную предпринимательскую, банковскую, налоговую, монополистическую деятельность; во-вторых, особенности конструирования имеют санкции - в большинстве это преступления небольшой и средней тяжести, при определении наказания в виде лишения свободы указываются только верхние границы наказания. При законодательной сдержанности употребления больших сроков лишения свободы наказание в виде штрафа представлено довольно широко как основной и дополнительный вид наказания с перспективой использования в качестве альтернативы лишению свободы.

Проведенное исследование, касающееся места преступлений в сфере экономической деятельности в общей системе преступлений позволило сформулировать следующее определение: "Под системой преступлений в сфере экономической деятельности необходимо понимать логически определенный порядок расположения уголовно-правовых норм, направленных на охрану общественных отношений сферы экономической деятельности от противоправных посягательств".

1 См.: Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. - М., 1978. - С.117.

2 См.: Тюхтин В.С. Отражение, системы, кибернетика. Теория отражения в свете кибернетики и системного подхода. - М., 1972. - С. 11.

3. См.: Садовский В.Н. Основание общей теории систем. - М., 1974. - С.23.

4 См.: Сагатовский В.Н. Опыт построения категориального аппарата системного подхода // Философские науки. - 1976. - N 3. - С. 69.

5 См.: Коновалова С.И. Система наказаний в российском уголовном праве: Дис... канд. юрид. наук. - Рн/Д, 1997. - С. 87.

6 Баранов Ю. В. Декларация прав и свобод человека и гражданина России и уголовное право. Дис... канд. юрид. наук. - Казань, 1994. - С. 52.

7 См.: Решетников Ф.М. Буржуазное уголовное право - орудие защиты частной собственности. - М., 1982. - С. 19.

8 См.: Яцеленко Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности // Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. - М., 1996. - С. 142.

9 См.: Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности // Комментарий к УК РФ. - М., 1996. - С. 213.

10 См.: Проблемы методологии системного исследования. - М., 1970. - С. 14.

11 Медведев А.М. Экономические преступления: понятие и система // Государство и право. - 1992. - N 1. - С. 81.

12 См., например: Курс советского уголовного права (часть Особенная): В 5 т. - Л., 1978. - Т. 4. - С. 3; Курс советского уголовного права: В 6 т. - М., 1971. - Т. 5. - С. 387; Леонтьев Б. М. Ответственность за хозяйственные преступления. - М., 1963. - С. 7; Некипелов П.Т. Хозяйственные преступления по советскому уголовному праву: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. - Киев, 1967. - С. 5, 81.

13 См.: Головлев Ю.В. Ответственность за хозяйственные преступления в сфере торговли в условиях рыночной экономики: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 1993. - С. 7, 12.

14 Фойницкий А.Я. Курс уголовного права. Часть Особенная. Посягательства личные и имущественные. - СПб, 1912. - С. 2.

15 Немировский Э.Я. Основные начала уголовного права. - Одесса, 1917. - С. 168.

16 См.: Пионтковский А.А. Советское уголовное право. Особенная часть: В 6 т. - М.; Л., - 1928. - Т. 2. - С. 24 - 28.

17 См.: Трайнин А.Н. Уголовное право. Часть Особенная. Преступления против государства и социального порядка. Преступления против государства и социального порядка. - М., 1927. - С. 126.

18 См.: Там же. - С. 143 - 159.

19 См.: Там же. - С. 286.

20 См.: Волженкин Б.В. Экономические преступления. - СПб., 1999. - С. 23.

21 Сергеева Т.Л. К вопросу об объекте преступлений против социалистического хозяйства // Советское государство и право. - 1961. - N 2. - С. 77.

22 См.: Советское уголовное право. Часть Особенная / Под ред. М.Д. Шаргородского, Н.А. Беляева. - М., 1962. - С. 226; Курс советского уголовного права: В 5 т. - Л., 1978. - Т. 4. - С. 5.

23 Уголовное право. Часть Особенная / Под ред. Н.И. Загородникова и В.Ф. Кириченко. - М., 1968. - С. 301.

24 См.: Советское уголовное право. Часть Особенная / Отв. ред. М.И. Ковалев. - М., 1983. - С. 214.

25 См.: например, Леонтьев Б.М. Ответственность за хозяйственные преступления. - М., 1963. - С. 5; Коржанский Н.И. Квалификация следователем хозяйственных преступлений. - Волгоград, 1984. - С. 3; Таций В.Я. Ответственность за хозяйственные преступления. Объект и система. - Харьков, 1984. - С. 10; Гельфер М.А. Хозяйственные преступления. - М., 1988. - С. 6; и др.

26 См.: Тюнин В.И. Уголовное законодательство и экономическая деятельность (история и современность). - СПб., 2000. - С. 7.

27 Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. - М., 2001. - С. 126 - 127.

Под экономическими преступлениями принято понимать общественно опасные деяния, которые предполагают посягательство на финансово-экономические отношения, обеспечивающие процесс производство/реализации/потребления различных товаров и услуг. Большая часть преступлений в сфере экономике совершаются с целью подрыва деятельности той или иной компании и получения финансовой наживы.

Все преступления, которые, совершаются в экономической сфере в настоящее время, носят умышленный характер. Что же касается основных признаков таких нарушений закона, то при составлении общей картины преступных деяний, в обязательном порядке, выделяют их субъекты и объекты.

По своему содержанию все непосредственные объекты преступлений, совершаемых в , как правило, заключены в строгие рамки их родового объекта. Если рассматривать описания таких нарушений законодательства, предусмотренных специальным разделом правовых норм, то все преступления в сфере экономики подразумевают незаконное проникновение в одну из сторон экономического рынка государства: распределение товаров, их продажи, обмен и т.д. Помимо этого в качестве непосредственных объектов экономических преступлений часто выступают деловые отношения предпринимателей. В этом случае происходит незаконное внедрение в процесс сотрудничества двух или нескольких сторон с целью разрушения стабильной работы той или иной организации. Благодаря подрыву отношений преступники получают возможность манипулировать владельцами бизнеса и распоряжаться имуществом предприятия по своему усмотрению.


Все преступления, которые совершаются в сфере современной экономической деятельности, можно разделить на несколько основных видов:

1. Преступления, целью которых является осуществление процесса по внесению дисбаланса в общественные отношения, являющиеся гарантом качественной финансово-экономической деятельности. Эта группа состоит из 3 подгрупп:

– нарушения экономического закона, подразумевающие незаконное вмешательство в процесс формирования государственного бюджета и сбора налоговых, таможенных и страховых взносов. Нередки ситуации, когда злоумышленники пытаются внедрить свои правила в процедуру формирования золотого фонда (преступления в бюджетной сфере);

– нарушения экономического закона, подразумевающие незаконное вмешательство в часть финансовой сферы, специализирующейся на работе с ценными бумагами, наличными деньгами и иными платежными документами;

– нарушения экономического закона, подразумевающие незаконное вмешательство в кредитную область финансово-экономического рынка. Как правило, к таким преступлениям относят махинации, связанные с оформлением кредитов и их последующей невыплатой.

2. Преступления, целью которых является внесение дисбаланса в общественные отношения, защищающие права и интересы лиц занимающихся предпринимательской деятельности. Эта группа состоит из 2 подгрупп:

– нарушения устоявшихся экономических законов, подразумевающих незаконное вмешательство в частное и оказывающее негативное воздействие на ряд структур государственной власти;

– нарушения экономического закона, подразумевающие незаконное вмешательство лишь в отдельные части предпринимательской деятельности.

3. Преступления, целью которых является внесение дисбаланса в общественные отношения, являющиеся гарантом стабильного развития экономической деятельности в области качественного распределения материальных благ. Эта группа состоит из 2 подгрупп:

– нарушения экономического закона, подразумевающие процесс противоправного вторжения в сферу распределения собственности, а также оказывающие негативное воздействие на общественные отношения;

– нарушения экономического закона, подразумевающие незаконное вмешательство только в сферу распределения собственности.

4. Преступления, целью которых являются посягательства на экономическую деятельность, организованную целью получения различных материальных благ.

5. Преступления, целью которых являются посягательства на общественные отношения, выступающие гарантом внешнеэкономической деятельности.

Приведенная классификация предусматривает лишь частичное разделение экономических преступлений на виды. Тем не менее, ее применение считается оптимальным вариантом, так как позволяет более точно понять специфику каждой группы преступных деяний.

Комплекс мер по предотвращению правонарушений, связанных с подрывом экономики подразумевает качественную стабилизацию финансово-экономического рынка, восстановление социальной несправедливости и укрепление морально-этических принципов народа. Все специальные меры, разработанные государством для быстрого и эффективного предотвращения экономических преступлений, опытные эксперты предпочитают делить на две группы:

1. Общесоциальные меры.

Общесоциальные меры предупреждения преступлений в сфере экономики выстраиваются на основе проведения государством эффективной экономической политики, подразумевающей устранение влияния «теневой» экономики на финансово-экономический . Такой подход позволяет существенно снизить уровень риска возникновения экономических проблем и предотвратить распространение преступности, связанной с денежными махинациями.

В основе комплекса общесоциальных мер лежит качественный криминологический прогноз, использование результатов которого помогает предсказывать возможные криминогенные последствия той или иной области экономической политики, а также вырабатывать тактику и стратегию нейтрализации «теневого» рынка. Опытными экспертами разрабатываются нормативные правовые акты выступающие в роли способов борьбы с преступлениями в сфере экономики, что позволяет предотвратить возникновение очагов деятельности незаконно организованных предприятий и компаний.

Немаловажное значение для предотвращения экономических преступлений имеет и виктимологический аспект профилактической деятельности. Поскольку большая часть граждан не имеет достаточных знаний в области совершения финансово-экономических сделок, крайне важно вовремя донести до них важную информацию о существующих способах финансово-экономического мошенничества и помочь избежать различных неприятностей при подписании договоров, заключении контрактов купли/продажи и т.д.

На сегодняшний день опытными специалистами разработано большое количество общесоциальных мер, позволяющих предотвращать практически все виды экономических преступлений, однако нестабильное состояние современной экономики пока не позволяет использовать их в полном объеме. Тем не менее, активная работа в этом направлении продолжается, поэтому не исключено, что положительные результаты появятся уже в самое ближайшее время.

2. Криминологические меры

Использование криминологических мер направлено на частичную или полную нейтрализацию тех условий, которые способствуют возникновению незаконных формирований, занимающихся финансово-экономическими махинациями. Как правило, в криминологическую разработку берутся сомнительные предприятия и компании, а также граждане, профессиональная деятельность которых вызывает подозрение у сотрудников отдела борьбы с экономическими преступлениями

Криминологические меры предотвращений экономических преступлений применяются только на законных основаниях. Любой обыск, изъятие финансовой документации или налоговая проверка может быть проведена лишь при условии наличия разрешительных документов и в строго установленное время. Криминологические методы предотвращения считаются более эффективными, нежели общесоциальные и позволяют добиться качественных результатов в максимально сжатые сроки.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

§ 1. Криминологическая характеристика преступлений в сфере

экономической деятельности

Преступления в сфере экономической деятельности являются той частью корыстной преступности, которая непосредственно связана с экономическими отношениями общества. Эти преступления, получившие в статистических материалах название "преступления экономической направленности", посягают на собственность и другие экономические интересы государства, отдельных групп граждан (потребителей, партнеров, конкурентов), а также на порядок управления экономической деятельностью в целях извлечения наживы, зачастую в рамках и под прикрытием законной экономической деятельности.

Начало разработки представления о преступности в сфере экономической деятельности, в рыночной экономике было положено в 40-е годы прошлого века американским криминологом Эдвином Сатерлендом, который ввел в научный оборот понятие "беловоротничковой преступности" как преступности, представляющей совокупность преступлений, совершаемых высокопоставленными в сфере бизнеса лицами в процессе профессиональной деятельности в интересах как юридических лиц, так и в своих собственных.

Однако узость данного подхода, связанная с тем, что экономические преступления совершаются не только руководителями от имени и в интересах предприятия, но и другими лицами, неизбежно потребовала пересмотра такой трактовки понятия "беловоротничковой преступности".

Тенденция к расширению этого понятия проявлялась в двух взаимосвязанных аспектах:

расширение круга субъектов данных преступлений (к ним стали относить не только высших руководителей корпораций, но и других служащих, неизменным остался только признак совершения преступления в процессе профессиональной деятельности);

расширение перечня преступлений, относимых к экономическим, включение в него таких деяний, как уклонение от уплаты налогов, компьютерные и другие преступления, причиняющие вред экономике государства или ее отдельным отраслям, предпринимательской деятельности, а также экономическим интересам отдельных групп граждан.



В связи с реформированием экономики России, появлением новых форм собственности, развитием рыночных отношений, интеграцией страны в мировую экономику в отечественной криминологии подход к пониманию преступности в сфере экономической деятельности сблизился с определением этого явления в странах с развитой рыночной экономикой.

В современной криминологии под преступностью в сфере экономической деятельности (экономической преступностью) понимается совокупность корыстных преступлений экономической направленности, совершаемых в данной сфере на определенной территории за определенный период гражданами в процессе их профессиональной деятельности и посягающих на интересы участников экономических отношений, а также порядок управления экономикой.

В настоящее время эта преступность приобретает все большую общественную опасность, поскольку именно сфера экономики испытывает сегодня настоящий "шквал атак" со стороны представителей криминала.

В соответствии с действующим уголовным законодательством к преступлениям экономической направленности относятся прежде всего преступления, совершаемые непосредственно в сфере экономической деятельности (незаконное и ложное предпринимательство; незаконная банковская деятельность; незаконное получение кредита; легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем; фальшивомонетничество; контрабанда; фиктивное и преднамеренное банкротство; уклонение от уплаты налогов и сборов, таможенных платежей и др.), а также ряд иных преступлений, затрагивающих экономические интересы: часть преступлений против собственности (кража, мошенничество, присвоение и растрата); часть преступлений против интересов службы в коммерческих организациях (злоупотребление полномочиями, злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, коммерческий подкуп); часть преступлений против государственной службы и службы в органах местного самоуправления (злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки).

Как отмечалось выше, все эти преступления объединяют общность мотивации (корысть) и экономическая направленность, а также иные криминологические характеристики.

К числу этих характеристик в первую очередь относится значительный объем преступности, высокие темпы ее роста. Согласно официальным данным в России ежегодно выявляется от 300 до 375 тыс. преступлений экономической направленности, что составляет около 15% всех регистрируемых в стране преступлений. К уголовной ответственности за совершение этих преступлений привлекаются более 130 тыс. человек. Анализ статистических данных за последние годы свидетельствует о высоких темпах роста экономической преступности. Так, с конца 90-х годов до настоящего времени она выросла в 1,7 раза, а ее среднегодовой прирост составил свыше 15%. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе преступлений экономической направленности составляет более 50%. В то же время динамика преступлений, выявляемых в сфере экономической деятельности, характеризуется неравномерностью. Количество регистрируемых преступлений постоянно меняется. Однако, как показывают криминологические исследования, эти данные все в меньшей степени отражают реальные масштабы преступности данного вида.

Согласно многочисленным оценкам подобное положение обусловлено: во-первых, тем, что большинство преступлений в сфере экономической деятельности относится к группе высоколатентных; во-вторых, снижением уровня информированности правоохранительных органов о таких преступлениях и ослаблением деятельности, направленной на их выявление; в-третьих, тем, что экономическая преступность так или иначе затрагивает частный сектор, который любыми путями стремится не допустить к своей деятельности правоохранительные органы. Кроме того, большинство должностных корыстных злоупотреблений, опосредованно затрагивающих интересы общества, совершаемых элитой, близкими к ней кругами, не становится предметом уголовного преследования. Даже при самых явных формах противоправного корыстолюбия действует известное правило: если ты украл булку хлеба - пойдешь в тюрьму, а если железную дорогу - будешь сенатором.

Значительные коррективы при этом вносят процессы криминализации и декриминализации противоправных деяний в экономике. Появляются новые специфические виды и формы преступной деятельности, требующие адаптации к ним правоохранительной системы, что приводит к временному снижению уровня регистрируемой преступности в рассматриваемой сфере.

Вместе с тем реальные масштабы экономической преступности превратили ее в настоящее время в доминирующий фактор, который не только тормозит движение к рыночной экономике, но и может превратить страну в государство криминального типа.

Экономическая преступность охватывает различные виды преступной деятельности, проявляющейся в разнообразных сферах, что находит отражение в ее структуре. Так, доля преступлений против собственности составляет свыше 25%; преступлений в сфере экономической деятельности - 12,5%; преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях - около 3,5%; преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - свыше 6%.

Как показывает практика, небывалых масштабов достигли хищения в форме присвоения и растраты, взяточничество, фальшивомонетничество и контрабанда, незаконное предпринимательство и обман потребителей. Опасные организационные формы приобретает преступность в сфере обращения драгоценных металлов и природных драгоценных камней. Криминальное предпринимательство постепенно вытесняет честный бизнес во внешнеэкономической деятельности и на потребительском рынке.

Экономические преступления носят все более изощренный характер, маскируются под прогрессивные формы рыночной деятельности. Приметой времени стали проникновение общеуголовной преступности в экономику и ее трансформация в экономическую организованную преступность, что неизбежно приводит к нарушению нормального экономического развития государства. По различным оценкам, организованные преступные формирования установили контроль над 40 тыс. различных организаций с разнообразными формами собственности. В их числе 1,5 тыс. предприятий государственного сектора, 4 тыс. акционерных обществ, около 600 банков.

Криминологической особенностью данной преступности является также и постоянное расширение видов преступных посягательств в сфере экономики. Так, наряду с традиционными преступлениями широкое распространение получили такие новые виды экономических преступлений, как незаконное предпринимательство; легализация (отмывание) денежных средств; незаконные сделки с валютными ценностями и т.д.

При всем многообразии форм и видов преступлений экономической направленности особо следует выделить их совершение в следующих сферах: финансово-кредитной, внешнеэкономической, потребительского рынка, в области сделок с недвижимостью, а также уплаты налогов и иных платежей. Ежегодно в стране регистрируется около 70 тыс. преступлений в финансово-кредитной сфере, более 9 тыс. - во внешнеэкономической деятельности, более 45 тыс. - на потребительском рынке, свыше 3,5 тыс. преступлений, связанных с приватизацией.

Преступления в финансово-кредитной сфере занимают особое место в структуре экономической преступности вследствие аккумуляции в этой сфере колоссального количества денежных средств и из-за возможности получения преступниками за сравнительно короткий срок незаконной сверхприбыли. О высокой степени криминализации финансово-кредитной системы российской экономики и огромных масштабах причиняемого стране ущерба свидетельствуют данные Интерпола, согласно которым доходы организованной преступности в указанной сфере превышают доходы от иной преступной деятельности в целом, уступая лишь наркобизнесу. К основным формам экономической преступности в этой сфере относятся:

контроль со стороны организованной преступности коммерческих банков;

криминальные денежные расчеты;

коррумпированность банковской и кредитно-денежной системы, особенно связанной с деятельностью чековых и других аукционов и инвестиционных фондов;

бесконтрольное обналичивание денежных средств;

фальшивомонетничество, в результате которого в оборот выпускаются фальшивые деньги, валюта, ценные бумаги, банковские документы;

фиктивное и умышленное банкротство.

Небывалых масштабов достигли хищения денежных средств по подложным платежным документам, незаконное получение и нецелевое использование льготных кредитов, утечка капиталов в зарубежные банки, валютные спекуляции на бирже, отмывание преступно нажитых средств.

Активное проникновение криминальных структур в коммерческие предприятия (в том числе банки), массовые махинации с крупными денежными суммами крайне пагубно сказываются на состоянии экономики, приводят к тяжелым финансовым кризисам.

Во внешнеэкономической деятельности наряду с присвоением валютной выручки и денежных средств, взяточничеством при лицензировании и квотировании получили распространение махинации при экспорте стратегически важного сырья и других природных ресурсов. Преступные сообщества с помощью незаконно полученных или поддельных лицензионных и таможенных документов для легального вывоза грузов за границу создают надежные условия для контрабанды. По мнению сотрудников правоохранительных органов, таким образом в массовом порядке вывозятся цветные и редкоземельные металлы в страны СНГ с последующим перемещением в государства дальнего зарубежья. Кроме того, каналом получения сверхприбыли является ввоз в Россию различных товаров контрабандным путем. По имеющимся данным, только из-за этого государственная казна недополучает в виде неуплаты от 35 до 50% таможенных пошлин.

Сфера потребительского рынка характеризуется также резким обострением криминогенной обстановки. Как свидетельствует статистика, почти каждое пятое экономическое преступление связано с потребительским рынком. К таким преступлениям относятся в первую очередь недопущение, ограничение или устранение конкуренции, незаконное предпринимательство. Потребительский рынок, по оценкам сотрудников правоохранительных органов, сегодня полностью контролируется криминальными структурами, определяющими долю продаж, устанавливающими цены и собирающими "дань" как в виде доли от участия в капитале, так и в виде прямых платежей за право торговли.

Возможность приобретения недвижимости и основных средств производства, переходящих в результате приватизации из государственного или муниципального владения в частное, обусловливает повышенный интерес преступных элементов к этой деятельности. Экономическая преступность, связанная с недвижимостью, особенно расцветает в период резких изменений ценности денег, когда капитал направляется к объектам, сохраняющим и даже увеличивающим свою ценность.

Диапазон корыстных злоупотреблений в сфере сделок с недвижимостью достаточно широк. Это присвоение, мошенничество, взяточничество. Именно в этой сфере совершается наибольшее число злоупотреблений, связанных с переделом собственности. Существующая статистика - это лишь надводная часть айсберга. Реальную картину в сфере массовых нарушений в ходе приватизации представить достаточно сложно.

Налоговые преступления для государств с рыночной экономикой - явление типичное и имеющее массовый характер. Сегодня в России идет становление современной налоговой системы, налаживание работы органов, призванных контролировать поступления налоговых средств в бюджет. Наряду с этим организованный характер приобретает и уклонение от налогообложения, превращающееся в одно из направлений криминальной деятельности.

Несмотря на относительно небольшой удельный вес преступлений экономической направленности в общем числе зарегистрированных преступлений (около 15%), ущерб от их совершения многократно превышает совокупные материальные потери от общеуголовных преступлений и ежегодно достигает, по данным МВД России, более 60 млрд. рублей.

При анализе экономической преступности необходимо учитывать особо высокий уровень ее латентности. Реальные масштабы этой скрытой преступности несопоставимы с количеством зарегистрированных преступлений. Большинство экономических преступлений по разным причинам не находит отражения в официальной статистике - уровень их латентности находится в пределах 70 - 95%. Результаты специальных исследований свидетельствуют, что вся зарегистрированная экономическая преступность составляет не более трети от ее общего фактического массива.

В то же время уровень латентности преступлений экономической направленности существенно различается по отдельным ее видам. Например, сравнительно низкую латентность имеют преступления, связанные с изготовлением и сбытом поддельных денег и ценных бумаг, так как факты фальшивомонетничества выявляются в результате проведения проверок при расчете за товары либо при поступлении в кредитно-банковские учреждения.

Наиболее латентными являются: незаконное предпринимательство; преступления, связанные с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения; изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, взяточничество.

На значительной латентности преступлений в сфере экономической деятельности сказывается и пассивность населения. Так, выборочные исследования свидетельствуют, что около 80% опрошенных граждан ежегодно становятся потерпевшими от экономических преступлений, а 2,8% из них - два и более раза. Однако лишь каждый девятый потерпевший обратился в правоохранительные органы с заявлением о совершенном в отношении его преступлении.

Наиболее распространенными аргументами отказа граждан от обращения за помощью в правоохранительные органы стали:

недоверие определенной части населения этим органам;

нежелание иметь дело с их сотрудниками, так как бытует мнение, согласно которому сотрудники, получив заявление об экономическом преступлении, не станут заниматься розыском преступника;

длительность процессуальной процедуры, которую необходимо пройти потерпевшему или свидетелю.

Проблема латентности экономической преступности усугубляется и стремлением сотрудников правоохранительных органов искусственно улучшить показатели раскрываемости преступлений. С другой стороны, в ряде регионов страны на фоне низких показателей по борьбе с экономической преступностью отмечаются факты искусственного завышения количества выявленных преступлений экономической направленности путем необоснованной постановки на учет общеуголовных преступлений как экономических, регистрации одного длящегося преступления как ряда отдельных эпизодов преступной деятельности.

Такая ситуация ведет к искажению статистической картины экономической преступности, затрудняет объективную оценку ее действительных масштабов, выработку адекватных управленческих решений, а в итоге и эффективное противодействие ей.

Особая общественная опасность экономической преступности обусловливается как непосредственным ущербом, наносимым ею, так и тем, что совершение преступлений экономической направленности подрывает экономику страны, обеспечивает субъектам криминальных деяний достижение незаконного обогащения, как правило, средствами, которые не только не способствуют увеличению совокупного богатства в обществе (валового внутреннего продукта, национального дохода), но ведут к социально несправедливому его перераспределению. Другими словами, удовлетворение потребностей одних субъектов экономических отношений происходит за счет других субъектов этих отношений.

В центре криминальных интересов оказались практически все источники получения сверхприбыли. Наиболее интенсивное развитие экономическая преступность получила в ресурсодобывающих регионах страны (Татарстан, Якутия, Тюменская и Оренбургская области), в крупных промышленных центрах (Урал, Иркутская область, города Красноярск, Нижний Новгород, Тольятти), в приграничных регионах и свободных экономических зонах (Краснодарский край, Ингушетия, Калининград, Владивосток), а также в финансовых центрах России (города Москва, Санкт-Петербург).

Преступные посягательства оказывают значительное влияние на дестабилизацию банковской, внешнеэкономической, торговой деятельности, инвестиционный климат и производство.

Деятельность преступников направлена на изготовление и сбыт поддельных денег, фиктивных векселей, на незаконное получение и использование государственных целевых кредитов, которые, как правило, связаны с получением в коммерческих банках безвозвратных кредитов и ссуд с использованием фиктивных организаций и структур.

Следует также отметить, что преступность в сфере экономической деятельности наносит обществу не только больший материальный ущерб, чем общеуголовная преступность. Порой, в частности, в сфере потребительского рынка, возникает (или может возникнуть) серьезная угроза здоровью людей, а нередко - и самой их жизни. Так, смертность в результате отравлений суррогатами определяется цифрой в десятки тысяч человек. В основном это жертвы употребления фальсифицированных спиртных напитков. Ежегодно правоохранительными органами выявляется и ликвидируется около 1,5 тыс. подпольных производств по выпуску алкогольной продукции; из цехов и торговой сети изымается более 7 млн. бутылок винно-водочных изделий кустарного производства.

Кроме того, преступность в сфере экономической деятельности разрушает доверие людей к настоящему деловому миру, к честным предпринимателям.

Все указанные последствия имеют социальный смысл, поскольку связаны с нарушением прав граждан, которым в результате экономических преступлений наносится серьезный ущерб.

Общественная опасность экономических преступлений неизмеримо возрастает в связи с их совершением организованными преступными формированиями и фактическим сращиванием экономической и общеуголовной преступности. В настоящее время, по данным статистики, ежегодно около 10 тыс. преступлений экономической направленности совершаются организованными группами или преступными сообществами. Как правило, этими формированиями совершаются наиболее опасные, наносящие огромный вред экономике страны в целом и отдельным предприятиям и гражданам, в частности, особенно сложные для раскрытия изощренные экономические преступления.

Преступные группировки активно осуществляют свою деятельность в легальной экономике, осваивая наиболее прибыльные ее сферы: алюминиевую отрасль, нефте- и газодобычу и связанную с ней переработку и сбыт горюче-смазочных материалов, кредитно-финансовую сферу, производство и сбыт винно-водочной и табачной продукции, легковых автомобилей, аудио- и видеопродукции, сбыт угля, торговлю недвижимостью, добычу, переработку и сбыт ценных пород рыб и морепродуктов.

Проникая в различные сферы экономики, преступные сообщества стремятся не только к установлению контроля за деятельностью конкретных предприятий, но и к созданию собственных структур, способных занять лидирующее положение в инфраструктуре отдельных отраслей производства.

По данным МВД России, более четверти преступных сообществ (а в экономически развитых регионах - до половины) "отмывают" преступно нажитые капиталы через легальные коммерческие структуры путем приобретения недвижимости, контрольных пакетов акций предприятий, вложения средств в различные виды бизнеса.

Организованные преступные формирования быстро приспосабливаются к новым формам и методам различных видов предпринимательской деятельности. Они активно используют в преступных целях складывающуюся рыночную конъюнктуру, информационные технологии. Возрастает число преступлений, совершаемых в сфере высоких технологий, с использованием специальных познаний в сфере финансовой и экономической деятельности.

Следствием растущих масштабов экономической преступности является рост нелегальных доходов, что на фоне нехватки бюджетных средств приводит к недопустимому разрыву между величиной доходов дельцов теневого бизнеса и работников бюджетной сферы, пенсионеров, инвалидов. Доходы 10% наиболее обеспеченного населения превысили доходы 10% наименее обеспеченного населения более чем в 15 раз. Указанное обстоятельство приводит к нарастанию социальной напряженности в обществе и недоверию к государственным и властным институтам, расширению коррупции.

Наиболее пораженными коррупционными процессами оказались структуры государственной власти и управления, связанные с экономикой, реформированием отношений собственности, проведением земельной реформы, рассмотрением и решением вопросов финансирования, выделения централизованных кредитов, осуществления банковских операций, лицензирования и квотирования, импорта и экспорта, распределения фондов, создания и регистрации предприятий малого и среднего бизнеса.

Криминологическое значение для экономической преступности имеют и особенности личности соответствующего преступника.

Лица, совершающие эти преступления, отличаются высокой социальной приспособленностью, хорошей ориентацией в социальных и правовых нормах. Данный тип личности преступника характеризуют корыстная мотивация, стремление к наживе, роскоши, утилитарность, прагматизм, гипертрофированное представление о роли денег: "деньги решают все", "что нельзя купить за деньги, можно купить за большие деньги". Как правило, это мужчины и женщины, достигшие возраста 30 и более лет, имеющие высшее или среднее образование, работающие в государственных или частных экономических структурах.

Вершина "дерева целей" этих лиц формируется в соответствии с так называемой дихотомией целей экономического преступника - в своей противоправной деятельности типичный экономический преступник стремится к укреплению либо завоеванию как прочного экономического положения (за счет максимизации прибыли), так и высоких статусных позиций в обществе. Достижение сверхприбыли обеспечивается им за счет неприемлемого для легальной хозяйственной системы поведения - прямого нарушения уголовного, гражданского, налогового, таможенного и иного законодательства либо ухода от исполнения юридических обязанностей в условиях нестабильности, пробельности и противоречивости законодательства.

§ 2. Основные причины и условия совершения преступлений

в сфере экономической деятельности

Экономические преобразования в 90-х годах прошлого века, происходившие без должного правового, организационного и социального обеспечения, показали ошибочность расчета политической власти на самодостаточность рыночных механизмов для преодоления криминальных процессов в экономике страны.

1. Деструктивные тенденции в развитии рыночных отношений в экономике и социальной сфере:

а) экономически и социально немотивированный радикализм и непоследовательность в осуществлении реформ;

б) разрыв производственно-хозяйственных связей, падение производства и рост посредничества на пути товара от производителя к потребителю;

в) сохранение действия криминогенных факторов, присущих административно-командным методам в руководстве экономикой;

г) усиление дифференциации населения по уровню материального благосостояния;

д) отсутствие у большинства граждан навыков экономического поведения в условиях развития рыночных отношений, правовой нигилизм и юридическая неграмотность в отправлении хозяйственных операций;

е) целенаправленные действия преступного мира, преследующего в сфере экономики собственные корпоративные интересы.

2. Отсутствие реальной защищенности легитимных экономических отношений, отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики; либерализация правового регулирования предпринимательской деятельности и смягчение ответственности за правонарушения в данной сфере; бессистемное принятие правовых актов применительно к отдельным элементам экономической системы, в связи с чем упомянутые акты не только не соотносятся друг с другом, но иногда носят противоречивый характер.

3. Отсутствие эффективной системы государственного контроля за приватизацией, процессами перераспределения, движением капиталов, деятельностью хозяйствующих субъектов и т.д.

4. Недостатки в организации в экономических структурах документооборота и учета материальных ценностей, контроля за их использованием, ошибки в подборе, расстановке кадров и т.п.

5. Недостатки в деятельности правоохранительных органов, отставание организационно-управленческих мер реагирования на изменение криминогенной ситуации в сфере экономики.

На развитие экономической преступности существенное влияние оказало также то, что была сознательно допущена возможность использования криминально добытых средств в качестве одного из важных факторов ресурсного обеспечения экономических реформ. При этом во внимание не принималось, что капиталы, сформировавшиеся вне рамок действия законодательства и государственного контроля, даже после экономической амнистии и легализации имеют тенденцию "к уходу в тень".

Экономическая преступность во многом обусловлена возникновением именно "теневой" экономики и представляет собой ее форму, часть. "Теневая" экономика выступает важнейшим условием возникновения криминологически значимых дефектов экономической и правовой психологии людей.

Уже экономические преобразования начала 60-х годов прошлого столетия, не воплотившись в жизнь, способствовали разбалансированию и без того неустойчивой системы экономики. Осуществление крупномасштабных, но недостаточно обоснованных проектов освоения целинных земель и создания искусственных морей, резкое ослабление и без того слабого частного сектора на селе и многое другое породили целую серию негативных явлений в жизни общества. Приписки становились нормой в производстве, начался интенсивный отток в города сельского населения, часть которого превращалась в люмпенов и пополняла ряды бродяг, снижалась производительность труда во многих ведущих отраслях, увеличился дефицит товаров. Все это привело к росту количества хищений государственного имущества. Уже к середине 70-х годов специалистам были известны около 200 способов завладения государственной собственностью. Устойчивая дестабилизация в экономике, дефицит товаров народного потребления и продуктов питания закономерно приводили к созданию "теневого" рынка товаров и услуг. Появились подпольные цеха и даже фабрики по производству дефицитных товаров. Таким образом, параллельно официальной экономике создавалась и укреплялась скрытая от глаз "теневая" экономика.

В настоящее время, как показывают результаты криминологических исследований, "теневая" экономика расслоилась. Значительная часть "теневиков" перешла в сферу легального бизнеса, остальные специализируются на нелегальных формах (наркобизнесе, торговле оружием и т.п.). Сращивание "теневой" и легальной экономики порождает криминализацию всей экономической системы страны.

Анализ сегодняшней экономической ситуации свидетельствует, что говорить о начале стабилизации экономики преждевременно. Современный период характеризуется обострением повседневных проблем жизни и деятельности миллионов людей. Процесс разрушения хозяйственных связей, общий спад производства ведут к остановке предприятий, росту безработицы, резкому снижению уровня жизни людей. Финансовый кризис, проблемы межнациональных отношений являются теми объективными условиями, которые не могут не влиять на поведение людей, их психологию, мораль, принципы.

Всякий отрицательный факт, каждый недостаток в системе социального управления оказываются лазейкой для проникновения вредных обществу явлений. Недостатки, упущения, промахи не только ослабляют систему борьбы с преступностью, но одновременно цементируют основу преступности как негативного социального явления.

В результате неверной экономической политики в осуществлении радикальных реформ страна по ключевым показателям социально-экономического развития оказалась отброшенной назад на 25 - 30 лет. По данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве России, только за четыре первых года реформ объем промышленного производства сократился почти на 90%. В отраслях же наукоемкой промышленности, инвестиционном и сельскохозяйственном машиностроении, а также в производстве товаров народного потребления, ориентированных на рынок, уровень производства упал более чем в 10 раз.

Одновременно резко вырос объем "теневой" экономики. По данным Госкомстата России, за девяностые годы прошлого столетия доля "теневого" сектора экономики в ВВП страны выросла с 10 до 50%. В настоящее время на долю этого сектора экономики приходится от 25 до 40% всего ВВП страны.

Эти процессы повлияли на управляемость экономикой и повлекли за собой рост безработицы, снижение уровня материальной обеспеченности граждан.

Население оказалось лишенным собственности, накопленной в виде денежных сбережений, причем не только наличных, но и депонированных в учреждениях Сбербанка, гарантом сохранности которых выступало государство. Более 80% россиян оказались за чертой бедности. Показатели безработицы в России достигли 9 млн. человек (12,4% рабочей силы), 4,2 млн. человек (5,7% активного населения) имеют частичную занятость, т.е. армия полностью и частично безработных в стране составляет сейчас не менее 18%. При этом необходимо учитывать высокий уровень нерегистрируемой (скрытой) безработицы.

Обесценивание имевшихся у россиян сбережений, рост безработицы, снижение уровня оплаты труда (средняя заработная плата трудящихся страны, составлявшая по паритетному курсу в конце 80-х годов около 600 долл. США, к концу 90-х снизилась до 200), задолженности по заработной плате и социальным выплатам поставили значительную часть населения перед вопросом физического выживания. Поиск самостоятельного (без поддержки государства) решения материальных проблем неминуемо приводит часть населения в сферу "теневой" экономики.

Зарождающийся предпринимательский сектор оказался сориентированным главным образом на торговлю и посредничество, превратившись в надстройку над производящим материальные блага реальным сектором экономики, что способствовало деградации отечественной промышленности, которая без необходимых инвестиций и государственной поддержки была обречена на использование устаревших технологий.

Складывающиеся в этих условиях псевдорыночные экономические отношения привели к снижению привлекательности производительного труда в легальной экономике, оттоку инвестиций законопослушных агентов рынка, нарастанию социальной напряженности в обществе и, как следствие, к росту криминализации рассматриваемой сферы.

Решающим фактором роста криминальной активности в экономической сфере явилось стремление субъектов хозяйственной деятельности к достижению максимальной прибыли, которую в условиях высоких предпринимательских рисков (инфляция, неплатежи, высокие налоги, коррупция, мошенничество, рэкет и пр.) зачастую можно было достичь только с использованием противоправных методов. В результате в криминальные экономические отношения оказалась включенной значительная часть предпринимателей, составляющих до 20% трудоспособного населения.

Резкая поляризация общества на богатых и бедных в определенной степени стимулировала снижение духовно-нравственного потенциала общества. В результате в широких слоях общества стало стихийно утверждаться стремление к наживе любыми средствами, в том числе противоправными, получила широкое распространение ориентация на материальное благополучие, достигаемое любой ценой, и т.д.

Нанесение экономического ущерба юридическим и физическим лицам путем преступной деятельности называется экономическим преступлением. Противоправные действия могут происходить в различных отраслях народного хозяйства, задевать хозяйственную или экономическую деятельность предприятий или граждан.


Сфера экономики затрагивает государственные интересы, предпринимательские взаимоотношения, налоговые и личностные взаимоотношения. Знание основ законодательства и соблюдение правовых установок поможет заинтересованным лицам соблюсти интересы, не преступая закон.

Классификация экономических преступлений

Наглядными примерами подобных противоправных действий являются уклонение от налоговых выплат, сокрытие доходов, валютные махинации, . Важнейшей и определяющей составной частью преступления в экономической сфере является вред, наносимый хозяйственной деятельности предприятия или организации, индивидуальному предпринимателю.

Противоправные деяния в экономической сфере подразделяются на несколько основных видов:

  • преступления в бюджетной сфере, связанные с формированием таможенных, страховых, налоговых сборов;
  • махинации с ценными бумагами, платежными поручениями и наличными отчислениями;
  • кредитные и финансовые невыплаты путем присвоения и ;
  • незаконное вмешательство и обман в сфере предпринимательства;
  • нарушения в области распределения материальных и социальных субсидий и государственных дотаций;
  • экономические преступления в области внешнеэкономической деятельности.

Нарушение закона может быть произведено на любом этапе хозяйственной деятельности, чаще всего причастными являются руководители и материально ответственные лица.

Согласно главе 22 УК РФ, посвященной экономическим преступлениям, уголовное наказание, порой связанное с лишением свободы, сопряжено с материальным взысканием. Производится арест имущества преступника, конфискация в пользу государства является обязательной согласно определенному судом размеру ущерба.

Например, ст.177 “Злостное уклонение от уплаты кредиторской задолженности” относится к юридическим лицам и гражданам. Минимальным взысканием является 200 тыс. рублей, максимально данная статья предусматривает лишение свободы до двух лет. Решение суда по данному экономическому преступлению выносится при рассмотрении всех сопутствующих факторов и исковом заявлении кредитора.


Все преступления, классифицированные как экономические, являются умышленными. В настоящее время гл.22, посвященная преступлениям в сфере экономики, расширена до 35 статей и квалифицирует различные виды противоправных деяний, определяя наказание в зависимости от тяжести содеянного. Согласно закону, экономические статьи УК подразделяются на особо тяжкие, тяжкие, средние и наименее значительные. По особо тяжким, нанесшим значительный ущерб интересам государства, рассматривается три статьи, 24 состава относятся к легким нарушениям.

При рассмотрении и расследовании применяются юридические нормы иных кодексов, которые были нарушены преступниками. Это может быть налоговое, валютное, гражданское законодательства, позволяющие произвести определение по рассматриваемому вопросу. Сфера экономических отношений регулируется большим количеством подзаконных актов и динамично развивается, что создает дополнительные сложности при квалификации преступного деяния и определении наказания.

Ответственность за экономические преступления

По статистике в РФ ежегодно возбуждается более 3 млн подобных дел, до суда доходит менее половины. Такая разница связана со сложностью сбора и формирования доказательной базы. При этом большое количество статей гл.22 УК предусматривают арест и содержание обвиняемого в следственном изоляторе до окончания следствия. Введенные изменения в закон позволили значительно снизить процент задержания подозреваемых, в настоящее время под стражу заключают только по статье за особо крупный и крупный ущерб.


Незначительные проступки, например, работа без регистрации или лицензии, не являются уголовным, но административным нарушением. Вместе с тем, ужесточены наказания за валютные нарушения. Если раньше рассматриваемая сумма в 30 млн рублей позволяла квалифицировать дело как особо крупное, то теперь планка снижена до 6 млн рублей.

Ответственность за данные преступления начинается с 16 лет. При этом виновный может являться индивидуальным предпринимателем, официально оформленным руководящим работником, а также осуществляющим предпринимательскую деятельность без регистрации в налоговых органах. Законом предусмотрены сроки давности от двух лет за незначительные нарушения до 15 лет при тяжких экономических статьях.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация