Нормативно-правовое обеспечение образования. Основные законодательные акты в сфере современного российского образования

Главная / Квартира

Законодательство РФ в области образования образуют нормативные правовые акты различной юридической силы. Оно включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования. Задачами законодательства РФ в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации содержит ряд важных положений для развития законодательства об образовании. Конституция Российской Федерации в ст. 43 гарантирует каждому: право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Предусматривается также, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование. Основное общее образование является обязательным. Родители или заменяющие их лица должны обеспечить достижение детьми данного образовательного ценза. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Право на образование является неотъемлемым элементом государственных гарантий в области социальной защиты населения, и государство, провозгласившее себя социальным, обязано обеспечить его реализацию.



Следующий уровень нормативных актов в системе образовательного законодательства - это федеральные законы . Центральное место в системе федеральных законов в рассматриваемой сфере занимает Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Он составляет основу образовательного законодательства РФ. Структура Закона включает в себя шесть глав, в которых последовательно закрепляются правовые основы образования, начиная с общих положений и системы образования и завершая международной деятельностью в данной сфере. Закон определяет структуру системы образования и ее основные элементы, устанавливает общие требования к содержанию образования, организации образовательного процесса, приему граждан в образовательные учреждения и общие принципы управления системой образования и ее финансового обеспечения, регламентирует правовое положение участников образовательного процесса и т.д. Закон обладает приоритетом по отношению к другим законам, регулирующим отношения в области образования. Все иные законы должны приниматься на его основе. Этот принцип в системе образовательного законодательства реализуется в полном объеме.

Кроме Закона РФ «Об образовании» на федеральном уровне были приняты еще два законодательных акта, специально направленных на регламентацию сферы образования. Один из них - Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Если Закон РФ «Об образовании» является общим, то Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - специальным, он призван на основе общих положений Закона РФ «Об образовании» регулировать сферу высшего и послевузовского профессионального образования с учетом специфики отношений, возникающих в ней.

Указанный Федеральный закон состоит из семи глав: «Общие положения», «Система высшего и послевузовского профессионального образования», «Субъекты учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования», «Управление системой высшего и послевузовского профессионального образования», «Экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования», «Международная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заведений», «Заключительные положения». Таким образом, оба закона имеют аналогичную структуру.

Еще один федеральный закон, важный для российского образования, - это Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования». В названной Федеральной программе зафиксированы основные направления модернизации образования в современных условиях.

В образовательное законодательство можно включить также другие федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы функционирования системы образования в целом либо ее отдельных элементов, в том числе кодексы, являющиеся основными источниками отраслей, нормы которых задействованы в правовом регулировании отношений в области образования (Гражданский, Трудовой, Семейный и другие кодексы). Отношения в области образования регулируются и другими законодательными актами.

Подзаконные нормативные акты.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ образование относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что определенные отношения могут регулироваться как федеральными законами, так и законами субъектов РФ. Федеральные законы в области образования призваны разграничивать компетенцию и ответственность федеральных и региональных органов государственной власти, регулировать в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ, вводить общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ. Законы субъектов РФ, регулирующие образовательные отношения, не могут противоречить федеральным законам или ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с ними.

В субъектах РФ образовательное законодательство развивается быстрыми темпами. В большинстве регионов приняты законы об образовании (Калининградская, Московская, Свердловская, Саратовская и другие области, республики Северная Осетия - Алания, Саха (Якутия) и др.). К сожалению, в большей части законы субъектов РФ дублируют положения Закона РФ «Об образовании». Но в содержании региональных законов встречаются нормы, направленные на реализацию и учет местных особенностей в развитии системы образования.

Поскольку в структуре системы образования значительное место занимают муниципальные образовательные учреждения, органы местного самоуправления также обладают некоторыми нормотворческими полномочиями в этой сфере. Они могут принимать нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции (например, об организации питания детей в общеобразовательных муниципальных учреждениях, о развитии системы дополнительного образования и т.д.).

Учет особенностей образовательных отношений, которые складываются в конкретных образовательных учреждениях, осуществляется путем принятия локальных нормативных актов, т.е. актов, которые принимаются непосредственно в данном учреждении (на общем собрании или конференции, на совете учреждения или его руководителем) и распространяются только на сотрудников данного учреждения и обучающихся в нем лиц. Примерами локальных нормативных актов образовательных учреждений могут служить правила внутреннего распорядка, графики учебного процесса, учебные планы, положения о стипендиальном обеспечении, об общежитиях и др. На локальном уровне заключаются также коллективные договоры, которые могут содержать нормы, непосредственно касающиеся образовательного процесса (например, о режиме работы преподавателей, о социальных гарантиях и прочих формах стимулирования их труда). Примером могут служить нормативные договоры, являющиеся источниками образовательного права. При разработке и принятии таких актов необходимо соблюдать пределы локального нормотворчества, не ухудшать положения субъектов образовательных отношений по сравнению с нормативными актами более высокого уровня.

1.3. Общее содержание проекта новой редакции Закона РФ «Об образовании».

В условиях глобализации, информационного и технологического бума образование во многом определяет личное благополучие граждан и общества в целом, возможность инновационного развития страны, становления "экономики знаний", повышения конкурентоспособности государства в мире. При этом наличие стабильного законодательства, обеспечивающего полноценное правовое регулирование общественных отношений в области образования, является необходимым условием эффективного функционирования и развития отечественной системы образования.

Совершенствование законодательных основ образования призвано сыграть важную роль в устранении ряда негативных социальных явлений, отмечаемых в настоящее время в сфере образования. Принятие законопроекта обеспечит комплексную реализацию норм Конституции Российской Федерации (статья 7), провозглашающих Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Будущий федеральный закон позволит сформировать эффективный механизм правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, направленных на реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, значительно укрепит защиту интересов личности в области образования.

Законопроект представляет собой нормативный правовой акт, регламентирующий отношения в сфере образования и выполняющий роль системообразующего (базового) акта в системе законодательства в области образования. Он направлен на реализацию положений статьи 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на образование.

Целью разработки законопроекта является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования, создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.

Действие норм законопроекта будет распространяться на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, органы государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, органы местного самоуправления и их должностных лиц, образовательные организации, а также иные организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Законопроектом также будут установлены новые права и обязанности субъектов системы образования, вытекающие из необходимости:

Отражения современных требований к образованию, направленных на удовлетворение объективных запросов общества и реальных секторов экономики, потребностей социально-экономического развития страны;
- создания условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование;

Повышения доступности образования и его качества;
- устранения пробелов и снятия противоречий, содержащихся в действующем законодательстве.

По проекту новой редакции Закона РФ «Об образовании» изменяется классификация высших учебных заведений, порядок поступления в вузы и техникумы, а частным школам гарантируется финансирование из бюджета.

Пока что проект Закона состоит из 20 глав. В них вошли общие положения из двух существующих сегодня законов: Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и появились новые. В частности изменилась система уровней образования. Наибольшие изменения коснулись системы профессионального образования. Исчезло понятие начального профобразования. Теперь учащимся предлагается только среднее и высшее профобразование.

Законопроект значительно расширяет возможности среднего профобразования – профессиональных лицеев и техникумов. Это касается и разработки обучающих программ, и инфраструктуры. По замыслу разработчиков принимать учащихся техникумы и лицеи будут без вступительных экзаменов. Но в тех учебных заведениях, которые предлагают творческие специальности или такие, которые требуют профессиональных навыков, вступительные испытания не отменяются.

Высшее образование будет состоять из «бакалавриата, магистратуры и подготовки специалистов и научно-педагогических кадров». Многие вузы сменят свой статус. Прежде всего это касается академий. В системе высшего образования будут действовать колледжи, институты и университеты, а название «академия» уйдет в прошлое. Колледж предлагает программы прикладного бакалавриата, институт – бакалавриата и специалитета, а университет – всех уровней, включая магистратуру и готовит научные кадры. По проекту вуз вправе предлагать слушателям программы профобразования, то есть техникума.

В проекте есть понятие экспериментальной и инновационной деятельности в образовании. Закреплено право образовательных учреждений на получение бессрочной лицензии. И оговорено: через год после ее получения Рособрнадзор может провести выездную проверку соблюдения всех требований. Аннулируется лицензия только по решению суда.

Что касается экономических вопросов, то в законопроекте подчеркивается: «Осуществление образовательной организацией приносящей доход деятельности не влечет за собой снижение нормативов финансирования образовательных услуг за счет средств бюджетов». Это значит, что финансирование детских садов, школ и вузов, в том числе и тех, которые станут автономными, не уменьшится. Школам государство обязуется возмещать расходы на обучение в рамках федерального стандарта.

Судя по всему, могут измениться правила поступления в вузы. Вместо привилегий при зачислении допускается возможность для льготников пройти дополнительную подготовку при вузах за счет средств государства. Это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, инвалиды 1 и 2 групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение. Без вступительных испытаний по-прежнему будут зачисляться олимпиадники, победители и призеры Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр. Предполагается, что данный проект Закона РФ «Об образовании» будет утвержден в декабре 2010 года.

В целом будущий закон станет важным фактором гармонизации социальных отношений в обществе и ускорения социально-экономического развития России. Принятие законопроекта создаст правовые условия, обеспечивающие превращение образования в движущую силу и ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики, повышения конкурентоспособности страны при одновременном сохранении юридических гарантий свободы и равного доступа к образованию, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей личности, повышения социального статуса педагога.

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра "Сколково", на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

9. На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе, а на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о статусе военнослужащих.

1.1. Конституция и Федеральные законы РФ об образовании.

Законодательство РФ в области образования включает в себя:

· Конституцию РФ

· Федеральный закон «Об образовании»

· другие законы, принимаемые в соответствии с законом «Об образовании»

· нормативные правовые акты РФ (в т.ч. постановление Правительства)

· законы и иные правовые акты субъектов РФ в области образования.

В Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г., образованию посвящена 43-я статья . Она лаконична, поэтому приведем ее полностью:

«1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно . Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.»

Ныне действующий закон РФ «Об образовании» № 12-ФЗ принят ГД 12.06.95 г., одобрен Советом Федерации 5.01.96 г. и подписан президентом 13.01.96 г.

Под образованием в данном Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) (см. преамбулу к Закону).

Федеральные законы в области образования:

· разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

· вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

В Статье 5 (пункте 3) закона «Об образовании» говорится: «Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые».

Внимательный слушатель заметил неоднозначность трактовки общедоступности и бесплатности Образования в п. 2 и 3 ст. 43 Конституции РФ и п.3 ст. 5 закона РФ «Об образовании».

В связи с этим следует отметить, что приступая к изучению данного курса необходимо разобраться прежде всего с терминологической базой, с основополагающими определениями, терминами, понятиями, которые используются в законодательстве об образовании памятуя о том, что разработчики законов не всегда представляют в Думу, Федеральный Совет и президенту на подпись качественно отработанные проекты.

Часть ошибок, противоречий, неоднозначностей устраняются в ходе их чтений в Думе и т.д., но значительное количество проходит до стадии утверждения. Мы об этих недостатках законодательной базы будем говорить по ходу изложения материала.

Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов (ГОС) различного уровня и направленности;

сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

ГОСы разрабатываются и уточняются не реже одного раза в 10 лет (ст 7 закона «Об образовании»), а ГОСы ВПО фактически 1 раз в 5-6 лет.

На основании ГОСов , в которых приводится обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы, разрабатываются соответствующиеобразовательные программы . ГОСы являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

общеобразовательные (основные и дополнительные) профессиональные (основные и дополнительные)

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы

направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Формы получения образования

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Типы образовательных учреждений:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования;

4) учреждения дополнительного образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Остановимся на понятии ступени образования . В ст. 14 п.2 закона «Об образовании» говорится: «Содержание образования должно обеспечивать … формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения ) картины мира».

В ст. 16 п.1 того же закона выделяются ступени образования :

· начального общего,

· основного общего,

· среднего (полного) общего,

· начального профессионального образования,

на которые осуществляется прием всех граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получениеобразования соответствующего уровня .

Таким образом из этих статей закона можно понять, что «ступени» и «уровни» образования здесь используются как синонимы.

В п.5. ст.27 закона «Об образовании» говорится: «В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы)

1) основное общее образование

2) среднее (полное) общее образование

3) начальное профессиональное образование

4) среднее профессиональное образование

5) высшее профессиональное образование

6) послевузовское профессиональное образование»

В этой статье уже не упоминается начальное общее образование (как в ст. 16). По-видимому, разработчики закона его рассматривают как ступень (уровень) образования, но ни как образовательный ценз.

Таким образом, если еще раз прочитать преамбулу к закону «Об образовании», п.5 статьи 27, и п.2 статьи 14 то можно сделать вывод, что образовательный уровень, ступень образования и, в какой то степени, образовательный ценз – синонимы.

Интересен присутствующим по-видимому будет и п.21 статьи 50 Закона «Об образовании»:

«Правом на отсрочку от призыва на военную службу на время обучения на дневном отделении в образовательном учреждении профессионального образования данного уровня (ступени) обладают обучающиеся, поступившие в образовательные учреждения следующего уровня (ступени)».

Одним из ключевых понятий закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» является понятие (не путать со ступенью образования из закона «Об образовании»).

Вот что сказано о них в статье 6:

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования :

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) " бакалавр";

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".

3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца (в соответствии с п.3 статьи 7 такое образование называется – незаконченное высшее. В этой же статье неполное высшее и незаконченное высшее также рассматриваются как ступени ВПО) .

4. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:

для получения квалификации (степени) "бакалавр", не менее чем четыре года;

для получения квалификации "дипломированный специалист" не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;

для получения квалификации (степени) "магистр" не мене чем шесть лет.

5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

6. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Сочетание в 6-й статье закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" пунктов 2, 5, 6 вызвало в последующей практике значительное количество недоразумений.

Во-первых, смешивались две совершенно разных системы образования: одноуровневая (одноступенчатая) в виде традиционной подготовки специалиста и двухуровневая (двухступенчатая) по направлению подготовки бакалавр – магистр.

Во-вторых, получалось, что студент мог последовательно получить три диплома о высшем профессиональном образовании бесплатно, хотя в пункте 4 статьи 2 этого закона отмечается, что "гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые".

Исправлять нечеткое изложение и восприятие ст.6 закона было вынуждено Министерство образования, которое, ссылаясь на этот закон (ст.2 п.4), затем на постановление Правительства РФ от 12.08.94 г. № 940 *) в своем письме от 03.08.2000 г. № 14-55-485/13 "Методические указания по формированию образовательных программ для лиц, продолжающих высшее профессиональное образование или получающих второе высшее профессиональное образование" устанавливало:

"2.1. Не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

    продолжение образования лиц, имеющих диплом бакалавра, в магистратуре;

    продолжение образования лиц, имеющих диплом бакалавра, по направлениям подготовки дипломированных специалистов или специальностям высшего профессионального образования.

2.2. Рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

    освоение программ двухлетней специализированной подготовки магистра лицами, имеющими диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;

    освоение основных образовательных программ подготовки бакалавра лицами, имеющими диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;

    освоение основных образовательных программ подготовки дипломированных специалистов лицами, имеющими диплом магистра;

    освоение основных образовательных программ подготовки бакалавра лицами, имеющими диплом магистра.

При этом срок обучения для лиц:

    имеющих диплом бакалавра – по специальности соответствующей направленности

    имеющих диплом специалиста – по программе специализированной подготовки магистра

без перерыва в обучении устанавливается не менее 1,5 лет".

*) В этом постановление было установлено, что образовательные программы ВПО, обеспечивающие подготовку специалистов со степенью (квалификацией) «магистр» или квалификацией «дипломированный специалист» являются программами одного (третьего) уровня (первый уровень – неполное высшее, второе – бакалавриат).

Виды, статус и наименование вузов.

В РФ устанавливаются следующие виды вузов: университет, академии, институт.

Университет – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации, научных, научно-педагогических работников;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования (нет широкого спектра) ;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки и культуры;

является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт – высшее учебное заведение, которое:

реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило , образовательные программы послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

5. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

6. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.

10.01 2003 г. Президент В.В. Путин подписал Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»».

Изменения и дополнения в основном касались порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий и хранения на бумажных и (или) магнитных носителях индивидуальных данных о результатах освоения обучающихся образовательных программ.

И перед тем как перейти ко второму вопросу, остановимся на понятиях «автономия вуза» и «академические свободы». В статье 3 закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» записано:

Под автономией высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.

Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы , в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.

Детализация законов осуществляется в рамках Постановлений правительства РФ, приказов и инструктивных писем Минобразования РФ.

1.2. Основные Постановления Правительства РФ в области образования

(см. сайт Минобразования РФ: http :// www . ed . gov . ru / min , а также сайт Методического отдела СПбГУ http :// umu . spbu . ru )

· от 15.06.2004 № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» , утвержденное постановлением Правительства РФ (в редакции Постановления Правительства РФ от 06.04.2005 №188)

· от 17.06.2004 № 288 "О Федеральном агентстве по образованию", утвержденное постановлением Правительства РФ

· от 17.06.2004 № 300 «Об утверждении Положения о федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» , утвержденное постановлением Правительства РФ

· от 5.04.2001 № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования(высшем учебном заведении)Российской Федерации"

· от 18.10.2000 № 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности"

· от 2.12.1999 № 1323 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации вуза»

· от 22.11.1997 № 1473 «Об утверждении перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается»

· от 5.04.1997 № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации»

С 1999 г. – Министерство было переименовано в Министерство образования, а указом Президента РФ В.В. Путиным от 9.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в редакции указа Президента РФ от 20.05.2004 № 649) создано Министерство образования и науки РФ.

· от 26.06.1995 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», утверждённое постановлением Правительства РФ

· от 24.10.1994 № 1185 «Об утверждении Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученый званий».

1.3. Порядок создания и регистрации вуза, лицензирование его деятельности, аттестации и аккредитации. Реорганизация и ликвидация вуза.

Все этапы жизнедеятельности вуза, описанные в законах РФ, можно представить в виде схемы, приведенной ниже.

Приведем основные выдержки из законов РФ, касающиеся организации деятельности вузов.

Российские законы о лицензировании, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

Закон РФ "Об образовании" (принят ГД 12.06.95г. и одобрен СФ 5.01.96г.)

Статья №33. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ:

    Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В регистрации образовательного учреждения не может быть отказано по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации, а также уклонение от нее могут быть обжалованы учредителем в суд. Исковое заявление учредителя подлежит рассмотрению в суде в месячный срок.

    Для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет:

а) заявление на регистрацию;

б) решение учредителя о создании образовательного учреждения или соответствующий договор учредителей;

в) устав образовательного учреждения;

г) документ об уплате государственной регистрационной пошлины.

    Уполномоченный орган в месячный срок производит регистрацию образовательного учреждения, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы, соответствующий государственный орган управления образованием.

    Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательного учреждения.

    Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).


Выберите документ из архива для просмотра:

1.08 МБ Учитель Учебные материалы Приложение часть 2.pdf

673.38 КБ Учитель Учебные материалы 1 часть (1).pdf

Задания для СР основы росс законодательства.docx

Библиотека
материалов

Задания для самостоятельной работы

по модулю 1. Основы Российского законодательства в области образования (12 ч.)

- Новикова Ирина Алексеевна , к.пед. н., зав кафедрой воспитательных систем (внеурочная деятельность, воспитательная работа): E-mail:

- Горбатова Ольга Николаевна , ст. преподаватель кафедры преподавания естественнонаучных дисциплин, ОБЖ и физической культуры (ФГОС, РП, проектная деятельность) E-mail:

- Рыбицкая Валентина Анатольевна , ст. преподаватель кафедры преподавания естественнонаучных дисциплин, ОБЖ и физической культуры (ФГОС, РП, проектная деятельность по учебному предмету «Физика») E-mail:

Вопросы куратору курсов повышения квалификации Фогель Наталье Борисовне Вы можете задавать по телефону 89619825652 (с 10-00 до 15.00 в рабочие дни), электронной почте:

Для оформления отчетной документации по курсам ПК Вам необходимо распечатать бланк согласия на обработку персональных данных (см. прикрепленный к письму файл), заполнить от руки в конце бланка ФИО (полностью), паспортные данные (серия, номер, кем выдан и дата выдачи), расписаться синей ручкой. Затем этот блак согласия отсканировать и отправить электронной почтой до 31.10.2015 на адрес : .

Для входа в курс Вы следуете инструкции, которая также прикреплена к письму.

Успешной Вам работы на наших курсах!

Ваш куратор: Фогель Наталья Борисовна, методист кафедры преподавания естественнонаучных дисциплин, ОБЖ и физической культуры.

Выбранный для просмотра документ Прил 1.docx

Библиотека
материалов

Приложение 1

Новое понимание метода проектов в образовании *

(из статьи В.С. Лазарева Новое понимание метода проектов в образовании //Педагогика. – 2011. -№ 10. с.3-11.)

Начнем с тех изменений, которые произошли в середине ХХ столетия в понимании проекта и проектирования. Разобраться в этом важно, поскольку нередко в образовательной практике, да и в теоретических изысканиях проектом называют то, что, по сути, им не является. Конечно, при желании реализацией проекта можно назвать любой продукт детского творчества, но от такого называния само действие проектированием не будет и пользы не принесет.

Изначально проект (от латинского projectus – брошенный вперед) трактовался как образ будущего результата, представленный в форме знаковой модели или уменьшенной натуральной копии будущего объекта (здания, сооружения, устройства). Однако значение термина «проект» сегодня понимается шире. Оно включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, все стадии его производства от зарождения идеи до ее воплощения в действительности.

Проект отличается от регулярно воспроизводимого процесса тем, что:

    он имеет единичный жизненный цикл (последовательность стадий производства чего-либо от начала до конца)

    он ориентирован на достижение четко определенной конечной цели;

    его продукт по-своему уникален, у него могут быть прототипы, аналоги, но вместе с тем он обладает каким-то только ему присущими особенностями;

    он имеет более высокую неопределенность в части своего исхода, поскольку прошлый опыт не может служить надежной основой для прогнозирования его последствий.

Всякий проект реализуется, когда есть потребность в чем-то новом или в усовершенствовании чего-то уже существующего. Другими словами, прежде чем начнет реализоваться проект, возникает актуальная потребность, нужда в чем-то. Но если мы знаем, как можно удовлетворить эту потребность, то проект не нужен. Нужно просто реализовать известный нам (стандартный) способ действий.

Проект нужен тогда, когда создается потребность в чем-то, но те, у кого эта потребность возникла, не знают, что и как нужно сделать, чтобы ее удовлетворить, В таком случае говорят, что существует проблема.

В широком смысле проект сегодня понимается как особый способ постановки и решения проблем. Особый – потому, что не каждая проблема решается проектным способом. Чтобы искать пищу в пустыне или в лесу, проект не нужен. Проектный способ решения проблем нужен тогда, когда плохо определен образ желаемого результата и его нужно спроектировать, когда возможно спланировать процесс достижения желаемого результата, когда существует возможность контролировать и регулировать ход спланированных действий.

Как и всякое сложное образование, проект состоит из компонентов, качества которых и связи между которыми определяют качество самого проекта. В состав проекта входят:

    проблема;

    цели проекта;

    план действий по достижению целей;

    механизм контроля и регулирования хода выполнения планов (механизм управления реализацией планов достижения целей);

    ресурсное обеспечение проекта;

    действия, обеспечивающие реализацию проекта;

    результаты реализации проекта;

    команда проекта*.

* В частном случае проект может реализовываться одним человеком.

Компоненты проекта разрабатываются, формируются и используются в ходе его выполнения.

Жизненный цикл проекта проходит стадии:

    постановки проблемы – проблематизации;

    разработки способа решения проблемы;

    планирования реализации решения;

    практической реализации проекта;

    завершения проекта.

Ставя проблему, определяют потребность в чем-то, чего пока не существует, или потребность в улучшении чего-то уже существующего. Наличие потребности в изменениях – необходимое, но недостаточное условие для начала реализации проекта. Нужно еще, чтобы существовали возможности для достижения требуемого. Поэтому при разработке проекта следует определить, что возможно сделать и какой соответствующий потребностям результат можно получить. Поскольку потребности не всегда совпадают с возможностями, цель будет реалистичной только при условии, что для ее достижения будут найдены соответствующие возможности.

Чтобы достичь цели, необходимо выполнить какие-то действия. Но прежде чем действия начнут выполняться, их нужно спланировать. План действий определяет, кто, что, когда, где должен сделать, каким должен быть желаемый результат. Решать сложные проблемы без хорошо продуманного плана – значит сильно увеличивать риск неудачи, особенно в тех случаях, когда проблема решается не одним человеком, а группой.

Выполнение всяких действий требует ресурсов: человеческих, материальных, технических, информационных, финансовых. Каким бы замечательным ни был план, он останется лишь замыслом, если для его выполнения не окажется достаточных средств, или исполнители не будут обладать нужной квалификацией, или не окажется нужных технических возможностей. Поэтому в процессе планирования необходимо решить, какие потребуются ресурсы, и определить из каких источников они будут получены.

Следующая за разработкой плана стадия проекта – его практическая реализация. Хорошо продуманный план – основа успеха проекта. Но даже хорошие планы не могут предусмотреть всего. Поэтому при практической реализации проекта необходимо контролировать, в какой мере фактический ход работ соответствует плану. Если они перестанут соответствовать, нужно решать, как изменить план, чтобы достичь его цели.

В настоящее время в системе проектирования существуют специальные средства. Позволяющие лучше анализировать проблемные ситуации, понимать суть проблемы, выявлять и оценивать возможности для ее решения, проектировать реалистичные цели, разрабатывать эффективные планы их достижения, оценивать риски и снижать их.

Таким образом, включить учащихся в проектированике значит включить их в деятельность по выявлению и решению проблем в каких-то сферах социальной действительности или же в собственной жизнедеятельности. Осуществляя это, они должны проходить все стадии жизненного цикла проекта, решая проектировочные задачи и оценивая их результаты; если этого не происходит, то имеет место псевдопроектирование.

Главным результатом включения учащихся в проектирование должно быть изменение в самих учащихся, они должны будут что-то узнать, чему-то научиться.

До недавнего времени российская школа была ориентирована на передачу учащимся готовых знаний. Она в лучшем случае формировала у них некую «картину мира», но не учила их изучать и понимать этот мир и, самое главное, не учила действовать в этом мире. Вследствие этого школьное образование все более входило в противоречие с потребностями развивающегося социума и самих детей. Суть его в том, что объем новых знаний, добытых человечеством, непрерывно возрастает. Увеличивается и скорость добывания новых знаний. Школа в таком темпе не может обновлять содержание своих образовательных программ и наращивать его объем. И если она сохраняет ориентацию на передачу готовых знаний, то неизбежно будет транслировать все более устаревающие знания о мире. Поэтому закономерно ставится задача учить школьников самим добывать знания, развивать их познавательные умения. Развитие способности учащихся познавать действительность безусловно важно, но этого совершенно не достаточно для их полноценного образования.

Чтобы быть эффективным субъектом своей жизнедеятельности, человеку необходимо не только иметь хорошую картину действительности, но и обладать развитой способностью к ориентации в этой действительности. Эту способность называют практическим интеллектом. Практический интеллект – это особый тип мышления, обеспечивающий человеку возможность адекватно понимать ситуации, возникающие в его жизни, ставить цели, планировать их достижение, принимать решения в ходе их выполнения, прогнозировать и оценивать их возможные последствия. Практический интеллект развивается у человека в течение всей его жизни. Однако развитие только на основе опыта не приводит к высокому уровню развития. Чтобы научиться ставить цели, разрабатывать планы их достижения, оценивать и принимать эффективные решения, необходимо включаться в решение практических задач и развивать соответствующие интеллектуальные умения. Наилучшие возможности для этого представляет проектная деятельность. В ней разработаны универсальные средства постановки и решения проблем. Включение в нее и освоение этих средств позволит учащимся развивать следующие жизненно важные умения:

    анализировать проблемные ситуации и ставить актуальные проблемы деятельности;

    проектировать цели;

    разрабатывать альтернативные варианты решения проблем и делать обоснованный выбор;

    планировать достижение целей;

    прогнозировать и оценивать последствия решений;

    эффективно работать в группе.

    (Из пособия В.В. Николиной География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2012)

    Первый этап – ценностно-ориентационный включает следующий алгоритм деятельности обучающихся: осознание замысла проекта и мотива предстоящей деятельности, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект. Ученикам предлагается самостоятельно принять решение о необходимости выполнения выбранного ими проекта. На данном этапе важно организовать деятельность по коллективному обсуждению проекта и его выполнению. В этой связи обучающимся предлагается высказать идеи по разработке проекта. На доске записываются все идеи школьников, ни одна из них не отвергается.

    Когда высказано достаточно много предложений, следует обобщить и классифицировать основные их направления. Чтобы выявит лучшую идею, ученики должны определить:

    Какая из идей наиболее значима (для общества, для себя лично, для природы и т.д.);

    Какая из идей не требует много времени для реализации;

    Какая из идей имеет реальную возможность воплотиться в жизнь.

    Определившись с идеей проекта, обучающиеся должны выявить проблемы, связанные с его реализацией. На данном этапе создается модель деятельности, определяются источники необходимой информации, выявляется значимость проектной работы, осуществляется планирование будущей деятельности. Большую роль играет направленность школьников на успех предстоящего дела. На данном этапе работы над проектом обучающиеся задают себе рефлексивные вопросы: почему, зачем, во имя чего мы создаём проект?

    Второй этап – конструктивный – включающий собственно проектирование. На этом этапе ученики, объединившись в группы по 4-5 человек или индивидуально, осуществляют планирование проектной деятельности. Они оговаривают вопросы, касающиеся сбора информации по проекту, выбирают форму реализации проекта (научный отчёт, доклад, графическая модель, карта, дневник и т.д.), выявляют заказчика проекта. Заказчиками проекта могут быть обучающиеся класса или школы, учителя, общественность микрорайона и т.д.

    При планировании деятельности важно не забывать о главной цели проекта, сроках его реализации и форме; учитывать наличие (или отсутствие) необходимой информации; придерживаться намеченных этапов работы.

    Для того чтобы у обучающихся формировалось умение планировать проектную деятельность, они должны заранее составить список вопросов, на которые хотели бы получить ответы. Это могут быть вопросы, раскрывающие особенности проекта, уточняющие какие-либо его нюансы, и любые другие вопросы, которые помогут правильно спланировать проектную деятельность.

    Необходимость планирования любого вида деятельности отмечали некоторые ученые. Ведь «при наличии плана работы… ребёнок с малых лет приучается к порядку, к самоконтролю… испытывает душевное удовлетворение, которое даёт хорошо выполненная работа». Планирование проектной деятельности формирует у обучающихся способность увидеть собственную работу в целом, а также предоставляет возможность трудиться в индивидуальном ритме.

    На данном этапе учитель оказывает обучающимся консультативную помощь. При этом ему следует организовать их деятельность таким образом, чтобы каждый школьник смог проявить себя. Нередко в роли консультантов выступают обучающиеся, которые в дальнейшем будут помогать исследовательским группам в решении тех задач или иных задач. Если возникает необходимость (и есть возможность), то в качестве консультантов привлекают учёных, специалистов.

    Поиск наилучшего варианта решения задач – важный аспект деятельности на данном этапе. Помощь учителя здесь может заключаться в подсказке нужных формулировок, которые позволяют обучающимся правильно выражать свои мысли. Кроме того, учитель даёт советы по организации поиска информации.

    По времени это самый продолжительный этап. На данном этапе учащиеся отвечают на вопросы: как и с помощью чего мы создаём проект?

    Третий этап – оценочно-рефлексивный, основу которого составляет самооценка и корректировка деятельности обучающихся. Содержанием этого выступает предмет индивидуальной или совместной деятельности.На основе оценочно-рефлексивной деятельности обучающиеся приходят к целостному осознанию и пониманию значимости проекта, критически относятся к себе и собственной деятельности. Кроме того, у обучающихся в процессе рефлексивного анализа формируются умения устанавливать последовательность выполнения проективных действий и осуществлять их контроль, видеть противоречия в изучаемых процессах и явлениях, вставать на позиции разных исследователей. Оценочно-рефлексивный этап важен и потому, что каждый из участников проекта как бы пропускает через себя полученную всей группой информацию, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации проекта.

    На данном этапе на основе рефлексии может проводиться корректировка проекта (учёт критических замечаний учителя, товарищей по группе). Обучающиеся продумывают, как можно улучшить проект, что удалось и что не получилось, каков вклад каждого участника в создание проекта. Проект оформляется, компонуется и готовится к презентации.

    Главнее вопросы, на которые отвечают обучающиеся на данном этапе: всё ли мы сумели сделать? Как сделать проект лучше?

    Четвёртый этап – презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация – результат общей и индивидуальной деятельности. На данном этапе проект окончательно оформляется в выбранной форме (научный отчёт, доклад, графическая модель, карта, дневник и т.д.). Защита проекта может проходить как в игровой форме (круглый стол, пресс-конференция, общественная экспертиза), так и в неигровой форме.

    Кроме того, обучающиеся описывают приёмы, с помощью которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретённые знания, умения, творческий потенциал.

    В презентации группового проекта должны принять участие все обучающиеся, создававшие его. Роли участников проекта могут быть расписаны заранее.

    Выступления участников проекта должны быть краткими, а их речь – свободной и уверенной. Для привлечения интереса к выступлению можно использовать различные наглядные средства: плакаты, слайды, карты, графики, а также включить в доклад цитаты, исторические факты, интересную информацию. Обучающиеся должны соблюдать регламент, придерживаться плана выступления.

    Обязательными элементами заключительного этапа презентации являются вопросы к разработчикам проекта и краткое обсуждение выступления.

    На презентативном этапе обучающиеся включаются в дискуссию, учатся конструктивно относиться к критике, признавать право на существование различных точек зрения на решение одной проблемы, осознают собственные достижения и выявляют нерешённые вопросы. Главным вопросом, на который обучающиеся отвечают на этапе презентации, является вопрос «Что получилось?».

    Как показывает практика, обязательной является консультация учителя на всех этапах проектной деятельности, в том числе и на завершающем этапе, когда к моменту сдачи проекта у обучающихся заметно возрастает напряжение. В этом случае школьникам целесообразно оказать содействие в выборе оптимального подхода к подготовке проекта для презентации. Можно посоветовать им рабочие материалы оформить в виде таблицы, схемы, картосхемы, графика. Особенно актуальным становится использование компьютерных программ, повышающих мотивацию обучающихся за счёт усиления их практической направленности.

    При работе над проектом у обучающихся формируются универсальные учебные действия и ценностные ориентации. На каждом этапе работы над проектом обучающиеся должны задавать ценностно-смысловые вопросы: зачем? Во имя чего? Что получилось в результате? И т.д. Рефлексия сопровождает каждый этап проектной деятельности.

    Реализация проекта на основе самостоятельной деятельности, включённость обучающихся в образовательное пространство, их взаимодействие друг с другом и учителем позволяют успешно формировать ценностные ориентации.

    * переработано составителем .

    Найдите материал к любому уроку,

Отношения в сфере образования согласно статье 4 Закона об образовании регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

В системе источников образовательного права особое место занимают международно-правовые акты универсального и регионального характера, а также международные договоры и соглашения.

Нормы, закрепляющие право человека на образование, содержатся в целом ряде международных актов универсального характера. Так, Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г., в ст. 26 провозглашает: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека, содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами».

Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., предусматривает признание всеми участвующими в нем государствами права на образование. Для осуществления этого права начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех.

Значительное число норм, касающихся образования, содержится в Конвенции о правах ребенка, которая была утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. В ст. 28 воспроизводятся основные обязательства государств по обеспечению доступности образования, по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школы.

Задачами законодательства РФ в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.



Конституция Российской Федерации содержит ряд важных положений для развития законодательства об образовании. Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ, является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования.

Следующий уровень нормативных актов в системе образовательного законодательства - это федеральные законы. Федеральные законы в области образования:

ƒ разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

ƒ регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

ƒ вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Центральное место в системе федеральных законов в рассматриваемой сфере занимает Закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он составляет основу образовательного законодательства РФ. Структура Закона представляется вполне логичной. Она включает в себя 15 глав, в которых последовательно закрепляются правовые основы образования, начиная с общих положений и системы образования и завершая международной деятельностью в данной сфере. Закон определяет структуру системы образования и ее основные элементы, устанавливает общие требования к содержанию образования, организации образовательного процесса, приему граждан в образовательные учреждения и общие принципы управления системой образования и ее финансового обеспечения, регламентирует правовое положение участников образовательного процесса и т.д. Закон обладает приоритетом по отношению к другим законам, регулирующим отношения в области образования. Все иные законы должны приниматься на его основе. Этот принцип в системе образовательного законодательства реализуется в полном объеме.

Кроме Закона РФ «Об образовании» на федеральном уровне действует и Федеральный государственный образовательный стандарт, так называемый ФГОС II поколения. Государственный образовательный стандарт - это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

· к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

· к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

· к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

ФГОС - качественно новый этап в развитии подходов к проектированию образования:

впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию

образования. В структуру ФГОС включены требования к условиям

реализации программ

В отличие от стандартов первого поколения нормируются:

· результаты образования

· структура основных образовательных программ

· условия и ресурсы реализации основных образовательных программ

· впервые основой и условием эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель

· впервые стандарт предусматривает внеурочную занятость

· впервые системообразующим компонентом ФГОС являются требования к результатам освоения ООП.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

1. формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

2. проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

3. активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

4. построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Подзаконные нормативные акты, регулирующие отношения в области образования, представлены указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Минобрнауки Российской Федерации.

Поскольку в структуре системы образования значительное место занимают муниципальные образовательные учреждения, органы местного самоуправления также обладают некоторыми нормотворческими полномочиями в этой сфере. Они могут принимать нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции (например, об организации питания детей в общеобразовательных муниципальных учреждениях, о развитии системы дополнительного образования и т.д.).

Учет особенностей образовательных отношений, которые складываются в конкретных образовательных учреждениях, осуществляется путем принятия локальных нормативных актов, т. е. актов, которые принимаются непосредственно в данном учреждении (на общем собрании или конференции, на совете учреждения или его руководителем) и распространяются только на сотрудников данного учреждения и обучающихся в нем лиц. Примерами локальных нормативных актов образовательных учреждений могут служить правила внутреннего распорядка, графики учебного процесса, учебные планы, положения о стипендиальном обеспечении, об общежитиях и др. На локальном уровне заключаются также коллективные договоры, которые могут содержать нормы, непосредственно касающиеся образовательного процесса (например, о режиме работы преподавателей, о социальных гарантиях и прочих формах стимулирования их труда).

Ядром отношений в образовательном праве является взаимодействие между его субъектами: образовательное учреждение - обучающийся; педагог - обучающийся; родители (осуществляющие семейное образование) - ребенок.

К ситуациям правового взаимодействия относятся, к примеру, основания и порядок исключения (отчисления) обучающегося из образовательной организации, правила организации образовательного процесса, проведения промежуточной и государственной итоговой аттестаций, обжалование решений и действий должностных лиц образовательной организации, нарушающих права, свободы и охраняемые законом интересы обучающихся. Эти взаимоотношения регулируются ст. 19 Закона РФ «Об образовании», уставом и локальными актами образовательного учреждения. Соблюдение законных прав участников образовательного процесса и выполнение ими своих обязанностей составляет основу защиты их чести и достоинства, базу для установления гуманитарных отношений.

Основным документом, обеспечивающим в нашей стране правовую защиту ребенка, является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Кроме того, права ребенка установлены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.

Нормативно-правовая база социального педагога

1. Конвенция ООН о правах ребенка 1995 года;

2. Российские документы федерального значения:

Конституция РФ,-Гражданский, Семейный, Уголовный кодексы,-трудовое законодательство,

Закон РФ «ОБ образовании» с изменениями и дополнениями,-Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»,-Закон «Об общественных объединениях»,

Закон «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений»,

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,

Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».-ведомственные документы «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования»;3. Значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы субъекта РФ, в котором он проживает и работает;4. Документы муниципальных образований (приказы, распоряжения и решения коллегии ведомственного органа управления);5. Внутриучрежденческие документы: Копия Устава образовательного учреждения, копия плана работы образовательного учреждения, должностная инструкция социального педагога.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация