Пространстве и по кругу лиц

Главная / Квартира

Действие во времени.

1. Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.

2. Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. В России, например, законодательные акты вступают в силу на всей ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти.

3. Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.

Действие в пространстве.

Пределы действия определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах гос. границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в ин. тер. водах, невоенные суда в открытом море и в ин. территориальных водах, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

Территориальные пределы действия нормативных актов отражают суверенитет гос. и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного гос. лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).

Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, нормативные акты членов федеративного государства действуют лишь на их территории; акты местных органов государства - на территории района, префектуры, города, земли и т.п.

Действие по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.



Искл: иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространятся на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе).

Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

ЧЕТВЕРНИН: !!! Считает неправильным то, что пишут во всех учебниках!!! (То, что применение права по кругу лиц – это кому адресован закон) «Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц» - это обозначение неких явлений на языке командной теории.Если изменить слово право на приказы, то все становитс ясно.

Во времени:

Следует различать момент вступления закона в силу и действие во времени норм этого закона.

Закон вступает в силу:

С момента времени в будущем (pro futuro), если это установлено в самом законе.

Нормы этого закона действуют с момента вступления закона в силу, но при этом применяются:

К отношениям, возникающим с момента вступления закона в силу;

К отношениям, возникшим до вступления закона в силу (смягчающий закон имеет

обратную силу, отягчающий - не имеет).

Закон утрачивает силу в четырех случаях:

Отмена его законодателем;

Издание нового закона по тому же предмету регулирования;

Истечение срока действия закона;

Признание его недействительным, утратившим силу (по решению компетентного суда).

В пространстве: Национальные нормативные акты действуют в пределах юрисдикции государства, издающего нормативные акты. Вместе с тем государство в определенных случаях должно применять нормативные акты другого государства, если это предусмотрено ратифицированным международным договором или вытекает из положений международного частного права.

Экстерриториальное действие нормативных актов регулируется международным правом. Территория дипломатического представительства государства за рубежом, принадлежащие представительству транспортные средства рассматриваются как часть территории этого государства.

Уголовный закон другой страны принимается во внимание, когда суд решает вопрос о выдаче

лица, обвиняемого этой стране в совершении преступления; например, если обвиняемому по закону другой страны грозит смертная казнь, а в стране суда смертная казнь не допускается, в выдаче будет отказано.

Договоры о взаимной правовой помощи могут предусматривать исполнение судебного решения по уголовному делу на территории другого государства, но только при условии признания

этого решения соответствующим органом и, в конечном счете, судом этого государства.

В сфере частного права, к «отношениям с иностранным элементом» суд может применить закон другой страны. Но иностранный закон не имеет прямого действия, суд применяет его в силу

закона своей страны.

Институт международного частного права (существующий в отдельной стране механизм принуждения к соблюдению договоров «с иностранным элементом») ограничивает применение актов другого государства так называемой оговоркой о публичном порядке. Для государств, принадлежащих к разным культурам, использование чужих стандартов не всегда желательно или возможно. Поэтому закон предусматривает возможность использования судом оговорки о публичном порядке.

По кругу лиц

Со времен советской доктрины искажается вопрос о действии права «по кругу лиц». По существу

такого вопроса нет, поскольку право - общеобязательно.

Здесь следует различать два вопроса - о действии нормативных актов “по кругу лиц” и об адресатах правовых норм. Что касается первого, то в действительности такого вопроса просто нет.

Ибо нормативные акты государства действуют не по “кругу лиц”, а по территориальному принципу. Они обязательны для всех лиц, находящихся на территории данного государства, за исключением тех, на кого распространяется принцип экстерриториальности. Что касается второго вопроса, то на него отвечает гипотеза правовой нормы.

Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц

Для правильного применения правовых норм необходимо точно определять пределы действия нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц, на которых они распространяются.

Действие нормативного акта во времени начинается, по общему правилу, с момента вступления его в силу.

Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.

Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Так, в России законодательные акты вступают в силу на всей территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти.

Нормативно-правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.

Установление точного срока вступления в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях:

если самим нормативно-правовым актом устанавливается его обратная сила;

если уголовные законы или акты административного законодательства смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяния.

Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

по истечении срока действия акта, когда такой срок был специально установлен;

в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее действующий;

на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного нормативного акта.

Действие в пространстве. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему. Так, нормативные акты членов федеративного государства действуют лишь на их территории; акты местных органов государства - на территории района, префектуры, города, земли и т.п. При федеративном государственном устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых норм одного государства на территории другого государства (например, при разрешении имущественных споров, вопросов о наследстве).

Действие по кругу лиц. Существует правило, согласно которому действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства дня защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе).

Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

Действие закона во времени

Действие закона во времени определяется временем начала действия и временем прекращения действия закона. Закон вступает в силу после официального опубликования. Федеральные конституционные законы, Федеральные законы вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самим законом (или специальным законом о его введении в действие) не установлен иной порядок вступления в силу (например, вступление в силу со дня официального опубликования или введение в действие с определенной даты, по истечении 30 дней со дня официального опубликования, возможно также установление различных сроков вступления в силу различных положений закона) (ФЗ РФ от 14.06.1994 № 5-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 22.10.2999 № 185-ФЗ) «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания».

По общему правилу закон обратной силы не имеет (не применяется к отношениям, возникшим до его вступления в силу). Согласно статье 54 Конституции РФ не имеют обратной силы законы, устанавливающие или отягчающие ответственность, а согласно статье 57 - устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков. Обратная сила закона (применение к отношениям, возникших до его вступления в силу), возможно лишь в порядке исключения, в случаях, установленных законом (в соответствии со статьей 54 Конституции РФ закон, устраняющий или смягчающий ответственность за правонарушение, имеет обратную силу).

По общему правилу в закон вносятся изменения, его действие приостанавливается, он признается утратившим силу (отменяется) законом того же вида. Действие закона или отдельных его положений может быть приостановлено законом. Закон (как и отдельные его положения) утрачивает силу (прекращает действие) по истечении установленного срока его действия, в связи с официальной отменой, а также в связи с изданием нового закона, заменяющего прежний (косвенная отмена), а также в связи с судебной отменой (законы, признанные неконституционными, утрачивают силу). В некоторых случаях возможно применение закона, утратившего силу, к отношениям, возникшим во время его действия (переживание закона).

Действие закона в пространстве

По общему правилу действие закона государства в пространстве распространяется на территории, на которую распространяется суверенитет и юрисдикция государства: на территории государства (территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними), на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне.

Действие закона государства, как правило, также распространяется на территории его дипломатических представительств, воинских частей, на суда и воздушные суда, приписанные к порту государства и находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве (а также на все военные и воздушные суда) в соответствии с нормами международного права. Применение иностранного права допускается в некоторых случаях. Действие закона субъекта РФ (несуверенного государства или государственного образования), как правило, распространяется на всю его территорию (возможны исключения по отдельным территориям или по кругу лиц). Действие норм закона в пространстве может быть ограничено, если это установлено самим законом или следует из его содержания, при этом сами законы действуют на всей территории РФ (например, Федеральные законы «О континентальном шельфе», «Об особой экономической зоне в Магаданской области»).

Действие закона по кругу лиц

По общему правилу действие закона государства распространяется на лиц, находящихся на его территории и территории, на которую распространяются его суверенитет и юрисдикция. Лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), находящиеся на территории РФ, обладают правами и свободами и несут обязанности (в том числе обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы) в соответствии с Конституцией РФ. Однако из этого правила есть масса исключений. Права, свободы и обязанности, связанные с гражданством (избирательное право, воинская обязанность), распространяются только на граждан РФ, даже находящихся за ее пределами. Под действие закона государства (государственного образования) подпадают его государственные органы и должностные лица при исполнении должностных обязанностей, независимо от их местонахождения (например, Президент РФ во время зарубежной поездки, а также органы государственной власти Московской области, расположенные на территории города Москвы). Некоторые законы (а также отдельные нормы) распространяют действие только на определенных лиц (например, многие нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих», Закона РФ «О статусе судей в РФ» адресованы военнослужащим и судьям соответственно). Некоторые законы не распространяются на лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью в соответствии с международными договорами.

Еще по теме 2.6. Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц:

  1. § 4. Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц
  2. Действие нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во времени, в пространстве и по кругу лиц
  3. § 2. Понятие и значение уголовного закона, его действие во времени и пространстве
  4. 2.2.3. Действие нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц
  5. Глава 2. Действие немецкого уголовного права во времени и пространстве (сфера действия) (Der Geltundsbereich des deutschen Strafrechts)
  • 5. Наличие системы права (право издавать законы).
  • 6. Гос-во имеет символы и атрибуты (герб, флаг, гимн).
  • 6. Государство и политические партии.
  • 7. Власть как признак государства. Отличие государственной власти от иных форм властвования.
  • 8. Понятие и классификация функций государства. Пределы государственного вмешательства в сферу гражданского общества.
  • 10. Формы государственного правления.
  • 11. Формы государственного устройства.
  • 12. Место и роль государства в политической системе общества.
  • 13. Типология государства. Множественность подходов.
  • 14. Политический режим.
  • 1. Демократический
  • 2. Антидемократический (авторитарный, тоталитарный, фашистский и др.)
  • 15. Политическая система общества: понятие и структура.
  • 16. Правовое государство: понятие, признаки.
  • 17. Соотношение и взаимосвязь государства и права.
  • 19. Соотношение права и закона.
  • 20. Легализация и легитимация государственной власти.
  • 21. Понятие правовой системы. Виды правовых систем современности.
  • 22.Деформация правосознания. Правовой нигилизм и пути его преодоления в рф.
  • 23.Принципы права: понятие, виды.
  • 24.Функции права: понятие, виды.
  • 26.Правотворчество: принципы, формы стадии.
  • 27. Нормативно- правовой акт. Понятие, виды.
  • 28. Сущность права. Назначение права в обществе.
  • 29. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  • 30. Систематизация нормативных актов и ее виды.
  • 31. Юридическая техника.
  • 32.Прававое регулирование: понятие, предмет стадии. Способы и типы правового регулирования.
  • 33. Механизм правового регулирования
  • 34.Соотношение права и морали.
  • 35.Механизм государства: понятие, значение, структура.
  • 36.Норма права: понятие, признаки, виды.
  • 37.Структура правовой нормы и способы её изложения в законе.
  • 38.Понятие правового отношения его структура.
  • 39.Правовой статус: понятие и структура. Виды правового статуса.
  • 40.Социологический и психологический подходы к понятию права.
  • 41,42.Субъективное право: понятие, структура, значение и юридическая обязанность.
  • 43.Юридические факты их классификация. Фактический состав.
  • 44,45.Реализация права: понятие виды. Применение права: понятие стадии.
  • 46.Пробелы в праве и пути их восполнения.
  • 47.Акты применения права: понятие, виды, структура. Требования к актам применения права.
  • 48,49.Толкование права: понятие, виды толкования по объему. Способы толкования.
  • 50. Виды толкования по субъектам.
  • 51.Правомерное поведение: понятие, виды, значение.
  • 52.Правонарушение, его состав. Виды правонарушений.
  • 53.Юридическая ответственность: понятие, основания и виды.
  • 54.Правовое сознание, его роль в правовом регулировании.
  • 55.Правовая культура: понятие, виды.
  • 56.Законность: понятие и принципы.
  • 57.Законность и правопорядок.
  • 58.Гарантии законности.
  • 59.Единство государственной власти и её разделения на «ветви».
  • 60.Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
  • 62. Государство и церковь(конфессии).
  • 16,63.Проблемы создания правового государства.
  • 64.Социальное государство и его функции.
  • 65.Государство и гражданское общество.
  • 66.Нормативистская теория.
  • 67.Юридические коллизии и их разрешение.
  • 68.Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  • 69.Тгп в системе юридических наук.
  • 70.Юридическая ответственность и иные меры государственного принуждения.
  • 29. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Определить действие НПА – значит установить с какого времени он вступил в силу и с какого времени прекратил свое существование.

    НПА может вступить в силу:

    Со дня принятия правотворческим органом

    По истечении установленного срока после его опубликования (зак-ны через10 дней, указы через 7)

    Со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие;

    С момента подписания (характерно для подзаконных актов);

    С даты фактического получения акта исполнителями (характерно для подзаконных актов);

    С даты утверждения (регистрации) акта.

    Установление точного времени вступл. в силу важно, т.к. лишь с этого момента, его предписания подлежат исполнению. Новый НПА распространяет свое влияние только на те отн-ния, которые возникают после его вступл. в силу.

    НПА утрачивают силу

    По истечении срока действия акта;

    В связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовавший акт

    На основании прямого указания компетентного органа о его отмене.

    Закон обратной силы не имеет (ретроактивность) (общее правило).

    Исключение:

    В самом законе говорится о том, что его нормы имеют обратную силу;

    Если закон смягчает или устраняет ответственность.

    Действие законов в пространстве (по территории)

    Пределы действия определяются территорией, на которую распространяется суверенная власть конкретного государства, либо территорией, указанной в самом законодательном акте районы Крайнего Севера и т.д.)

    Выделяются : - территориальное действие;- экстерриториальное действие (за пределами гос-ва)

    Территория гос-ва – это земная, водная поверхность, воздушн. пространство, недра в пределах госуд. границы, в том числе территор. вод, континентальных шельфов.

    Условная территория – это посольства, консульства, терр. воинских подраздел. дислоцируемых за границей, терр. гр. кораблей, салоны возд. судов наход. на нейтр. терр. и иных.

    Действие законов по кругу лиц

    Распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений в отношении официальных представителей других государств, дипломатов и других лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.

    Исключения :

    1. лица пользующиеся правом экстерриториальности, дипломатического иммунитета

    2. Иностранцы, лица без гражданства не могут быть субъектами некот. прав по законодат. страны пребывания.

    3. Гражданин одного гос-ва наход на территор. др. гос-ва и совершивший преступлен. м.б. привлечен к ответственности в стране пребывания и в стране гражданином кот. он является.

    4. Специальные субъекты права, на кот. кроме общих норм распростран. еще и спец. прав. нормы, кот. не имеют значения для всех др. граждан.

    30. Систематизация нормативных актов и ее виды.

    Систематизация НПА – это деятельность направленная на упорядочение, приведение действующих нормативно-правовых актов в единую, согласованную, цельную систему.

    Значение : В рез-те систематиз. устран. противоречия м/у правовыми нормами, отмен. или измен. устаревшие нормы и созд. новые более совершенные, отвеч. потребн. общественного развития.

    Виды систематизации законодательства: кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.

    Учет – это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии НПА, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необход. прав. информации в массиве актов взятых на учет.

    Учет осущ. практически всеми гос. органами и юр. лицами, для удовлетв. собств. портебн. а правовой информ, либо в коммерч. целях для обеспеч прав. инф. иных субъектов.

    Для быстрого находж. прав. инф. при учете созд. информац-поисковые системы, т.о. задачей учета явл. сбор и поддерж. НПА в сост. позволяющ. оперативно находить нужную прав. инф.

    Кодификация - форма систематизации, при которой происходит существенная внутренняя переработка нормативного материала, в результате чего создается принципиально новый акт.

    Признаки кодиф:

    1. кодифик. деят-тью заним. только компет. правотворч. органы

    2. В рез-те кодиф. созд. новый НПА включ. нормы существенно отлич. от ранее действовавших

    3. Кодиф. акт явл. сводным актом, т.к. в нем сводятся во едино нормы находивш. ранее в разл. актах, но регулир. одну и ту же сферу общ. отношений.

    4. Кодиф. акт явл. основным среди актов, кот. действ. в данной сфере общ. отношений. Он регулирует важную, значительную область общ. отношений.

    5. Рассчитан на длительное время действия.

    Виды: Основы законодательства; Кодексы; Уставы; Положения; Регламенты.

    Инкорпорация - форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания.

    Виды инкорпорационных актов

    Сборник;

    Собрания;

    Свод законов.

    Виды инкорпорации

    по субъекту:

    Официальная - издание компетентным органом сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменений и дополнений;

    Неофициальная - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, учеными, практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов.

    По способу упорядочения:

    Хронологическая - форма систематизации, при которой упорядочение производится по времени опубликования и вступления в законную силу НПА.

    Систематическая (предметная) - упорядочение действующих НПА по предметному признаку, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.

    Консолидация – множественность НА преодолевается путем их сведения в один укрупненный акт. Новый укр. Акт полностью заменяет вошедшие в него НА поскольку заново принимается компетентным правотворч. органом.

    Не меняется содержание правов. регулир. обществ. отношений. Все норм. установленые ранее принят. актов объед. в новом акте без изменений. В лучшем случае провод. их редакционная правка. Устраняются противоречия, повторы, длинноты фразы и т.д.

    Отличается от инкорп. конечным рез-м, т.е. появляется вновь созд. акт., акты утрачивают свою силу.

    В правоприменительной практике большое значение имеет действие нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    В ст.12 ТК РФ закрепляется положение, согласно которому закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Это же подтверждается ст. 424 ТК РФ, где указано, что Трудовой кодекс РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если же правоотношения возникли до введения в действие ТК РФ, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие.

    Время вступления в действие закона или иного нормативного правово-го акта, содержащего нормы трудового права, может определяться двумя способами. Во-первых, в законе или ином нормативном правовом акте ука-зывается день, с которого он вступает в силу. Так, в ст. 420 ТК РФ указаны сроки его введения в действие – с 1 февраля 2002 г. Во-вторых, нормативный правовой акт может вступать в действие автоматически по истечении опреде-

    Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с: истечением срока действия, вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

    В свою очередь, локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с: истечением срока действия, отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативный актом).

    Сфера действия нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, в пространстве зависит от вида соответствующего источ-ника трудового права.

    Федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты распространяют свою юридическую силу на всю территорию РФ, если в таких нормативных актах не ограничивается сфера их действия. Кроме того, они применяются на территории российских посольств, представительств, торговых судов и иных территориальных образований за рубежом.



    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ действуют на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Некоторые акты распространяются на определенные местности, не всегда совпадающие с территорией субъектов Российской Федерации, например, Крайний Север и приравненные к нему местности.

    Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.

    Локальные нормативные акты предназначены только для внутреннего использования у конкретного работодателя. Они отличаются наибольшей по сравнению с другими правовыми актами приближенностью к работнику. Как правило, посредством реализации локальных норм работник получает вознаграждение за труд, дополнительные по сравнению с законодательством льготы и преимущества, выплачиваемые за счет средств работодателя.

    В ст.11 ТК РФ содержится общее правило, согласно которому действие нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Если же отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми, то к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

    На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.



    На государственных и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными зако-нами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной службе и муниципальной службе.

    Законом перечисляются те категории лиц, на которых не распростра-няются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудо-вого права (если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; лица, если это установлено федеральным законом.

    2.3. Принципы трудового права: понятие и содержание

    Под принципами трудового права принято понимать выраженные в этой отрасли исходные начала и основные положения, определяющие его единство, сущность правового регулирования и общую направленность развития отрасли трудового права. Они тесно связаны с обеспечением основных прав человека в сфере труда и по сложившейся традиции формулируются применительно к этим правам.

    Наряду с предметом и методом принципы трудового права служат системообразующими элементами самостоятельной отрасли права. Выступая в качестве основы построения отрасли трудового права, принципы характеризуют не только сущность, но и содержание правовых норм, подчеркивают наиболее значимые их признаки: направленность на охрану труда, создание системы гарантий и льгот для работников, обеспечение участия представителей работников в формировании условий труда.

    Принципы трудового права обеспечивают единство отрасли, взаимосвязь и взаимосогласованность правовых норм. Они определяют внутреннее строение трудового права, взаимодействие его институтов и подинститутов; оказывают влияние на правоприменение, обеспечивают идеологическое единство правотворчества, правореализации и правопорядка в целом, служат ориентиром при толковании норм в процессе правоприменения.

    Принципы трудового права в некоторых случаях могут выступать в качестве специфического регулятора общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права. Это возможно в случаях пробелов в трудовом праве, отсутствия правовых норм, на основании которых судебный орган мог бы разрешить трудовой спор. В этом случае правоприменительный орган исходит из общих начал и смысла отраслевого законодательства, т.е. из его принципов.

    В настоящее время основные принципы трудового права выделены в отдельные статьи ТК РФ (ст. 2, 3, 4) и адресованы не только работнику, но и другим субъектам трудового права. К ним относятся:

    1. Принцип свободы труда, включая право на труд, соответствует Конституции РФ (ч. 1 ст. 37), провозгласившей свободу труда, право каждого заниматься любой трудовой деятельностью по своему выбору. Данный принцип несовместим с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными законом. Каждый гражданин (физическое лицо) также свободен в выборе профессии и рода деятельности. Принцип свободы труда дополняется отраслевым принципом свободы трудового договора, поскольку только его стороны вправе заключать, изменять и прекращать данный договор.

    2. Принцип запрещения дискриминации, означающий, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией те исключения, предпочтения, а также ограничения прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Если лица считают, что они подверглись дискриминации в сфере труда, то они вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с требованием об устранении дискриминации, о восстановлении нарушенных прав.

    3. Принцип запрещения принудительного труда, который определяется как выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке, в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития, в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

    К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного действия), в то время как в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

    Одновременно Трудовым кодексом РФ устанавливаются виды работ, которые не считаются принудительным трудом, в том числе работы, выпол-

    нение которых обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или замещающей ее альтернативной гражданской службе, введением чрезвычайного или военного положения и др.

    4. Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, соответствующий закрепленному Конституцией РФ праву на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Данный принцип нашел свое выражение в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 28.12.2016) «О занятости населения в Российской Федерации», иных нормативных правовых актах, регулирующих квотирование рабочих мест, организацию общественных работ и пр. В указанном законе определены направления государственной политики в области занятости, порядок разработки и реализации целевых программ, предусмотрены полномочия органов государственной службы занятости.

    5. Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, который основывается на положениях ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культур-ных правах (принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.) о праве каждого на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за работу в праздничные дни; на одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации.

    Указанные положения обеспечиваются такими установленными на федеральном уровне гарантиями, как продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, охрана труда. Они закреплены прежде всего в ТК РФ и действуют в отношении всех работников.

    Особенности условий труда отдельных категорий работников предусмотрены в разделе XII ТК РФ (например, особенности регулирования труда руководителя организации, лиц, работающих по совместительству, надомников и др.).

    6. Принцип равенства прав и возможностей работников, вытекающий из положений ст. 19 Конституции РФ. Все работники наделяются равными правами независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

    ТК РФ, другие законы, иные нормативные правовые акты устанавливают права и гарантии работников на определенном уровне, который не может снижаться по сравнению с трудовым законодательством. Например, нормальная продолжительность рабочего времени, установленная ст. 91 ТК РФ, не может превышать 40 часов в неделю, а ежегодный основной оплачиваемый отпуск, согласно ст. 115 ТК РФ, предоставляется работникам на минимальном уровне продолжительностью 28 календарных дней. Их изменения могут иметь место, если они более благоприятны по сравнению с предусмотренными законами, иными нормативными правовыми актами. Так, продолжительность рабочего времени может быть менее 40 часов в неделю, а ежегодный оплачиваемый отпуск более 28 календарных дней, например, в соответствии с коллективным договором (ч. 2 ст. 41 ТК РФ).

    7. Принцип обеспечения права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы. При этом справедливая заработная плата должна обеспечивать достойную жизнь работника и его семьи и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Данный принцип находит закрепление в нормах ТК РФ о системе основных государственных гарантий по оплате труда (ст. 130), об установлении минимального размера оплаты труда (ст. 133), о порядке, месте и сроках выплаты заработной платы (ст. 136), об ограничении удержаний из заработной платы (ст. 137).

    Справедливость заработной платы должна обеспечиваться соблюдени-ем условий (критериев) оплаты по труду. Как следует из ст. 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложнос-ти выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и макси-мальным размером не ограничивается (исключения из этого правила могут устанавливаться ТК РФ). При этом запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

    8. Принцип обеспечения равенства возможностей работников на про-движение по работе, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, который основывается на положениях Междуна-

    родного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ч. 2 и 3 ст. 19 Конституции РФ, запрещающей любые формы дискриминации и провозглашающей равенство прав и возможностей. Данный принцип находит развитие в нормах ТК РФ, в том числе в его разделе IX.

    9. Принцип обеспечения права работников и работодателей на объеди-нение для защиты своих прав и интересов. Он базируется на положениях Конвенции №87 Международной организации труда «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» (принятой в г. Сан-Франциско 09.07.1948 г. на 31-ой сессии Генеральной Ассамблеи МОТ) и Конституции РФ, закрепляющей право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30). Работники и работодатели создают либо вступают в объединения (организации) для защиты интересов, прав своих членов и с целью представительства интересов работников либо работодателей в сфере труда, включая систему социального партнерства.

    10. Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией. Данный принцип получил свое развитие в ТК РФ, в котором предусматривается участие работников в управлении организацией и формы такого участия, однако перечень последних не является исчерпывающим. Могут использоваться и иные формы, предусмотренные законами, соглашениями, коллективными договорами, учредительными документами, локальными нормативными актами. Тем самым в ТК РФ закрепляется как непосредственная форма участия работников, например, в общем собрании организации (конференции), так и участие работников в управлении организацией через своих представителей, как правило, через профсоюзы.

    11. Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Он выражается во многих нормах ТК РФ, посвященных источникам трудо-вого права, включая соглашения, коллективные договоры, локальные нор-мативные акты. На государственном (федеральном) уровне закрепляются определенные трудовые права и гарантии их реализации, условия труда работников. На коллективно-договорном уровне условия труда конкретизи-руются и дополняются; например, может повышаться уровень социально-бытовых льгот и гарантий, устанавливаемых в коллективных договорах и соглашениях.

    12. Принцип социального партнерства воплощен в нормах ТК РФ, посвященных взаимодействию социальных партнеров – работников (их представителей) и работодателей (их представителей) – на соответствующих уровнях, включая трехстороннее сотрудничество с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления.

    13. Принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работ-нику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Он реализуется при возмещении вреда, причиненного здоровью работника, на основании Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (в ред. от 28.12.2016). Порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании зафиксирован в ст. 184 ТК РФ.

    14. Принцип установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществлению государственного надзора и контроля за их соблюдением воплощен во многих нормах институтов Особенной части трудового права. К государственным гарантиям прав работодателей относятся правила регулирования внутреннего трудового распорядка организации (ст. 189, 190 ТК РФ) и возможность привлечения работника к дисциплинарной ответственности вплоть до его увольнения (ст. 192–195 ТК РФ), правила о материальной ответственности работника перед работодателем (ст. 238–250 ТК РФ).

    15. Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его прав и свобод, отраженный в нормах ТК РФ, направленных, прежде всего, на защиту работника как более экономически и социально слабой стороны трудового договора. Данный принцип соответствует ст. 45 Конституции РФ, гарантирующей государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России, что не исключает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Указанный принцип проявляется в обеспечении права работника на судебную защиту и права на коллективную защиту прав работников путем разрешения коллективных трудовых споров, а также обеспечения права работника на защиту государством его прав и свобод путем осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением его прав.

    16. Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку. Он базируется на положениях ч. 4 ст. 37 Конституции РФ о праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федераль-ным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Данный принцип нашел закрепление в нормах ТК РФ о порядке рассмотрения инди-видуальных трудовых споров (ст. 381–397) и о порядке разрешения коллективных трудовых споров, включая проведение забастовки как способа разрешения спора (ст. 398–418).

    17. Принцип обязанности сторон трудового договора соблюдать усло-вия трудового договора, включая право работодателя требовать от работни-

    ков выполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам и соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Работник, вступивший в трудовое отношение на основе трудового договора, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка и бережно относиться к имуществу работодателя, выполнять иные трудовые обязанности (ч. 2 ст. 21, ст. 56 ТК РФ). Работодатель наделен правом требо-вать от работника надлежащего исполнения его обязанностей. В случае ви-новного неисполнения или ненадлежащего исполнения работником своих обязанностей работодатель вправе привлекать его к дисциплинарной и (или) материальной ответственности. Работник вправе требовать от работодателя выполнения его обязанностей, соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ч. 2 ст.22, 212 ТК РФ). При неисполнении этих обязанностей работодателем работник может обратиться в суд за защитой нарушенного права либо в федеральную инспекцию труда, а в установленных случаях – прибегнуть к самозащите трудовых прав.

    18. Принцип обеспечения права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (гл. 58 ТК РФ). Профсоюзный (общественный) контроль во всех организациях осуществляют профессиональные союзы, их органы и профсоюзные инспекции труда. Работодатели не имеют права препятствовать правовым и техническим инспекторам труда при осуществлении ими своих полномочий и в недельный срок с момента получения требования профсоюзов обязаны сообщить профсоюзному органу о принятых мерах (ст. 370 ТК РФ).

    19. Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности, основанный на конституцион-ном положении (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ) о достоинстве личности, охра-

    няемом государством. Данный принцип воплощается в нормах ТК РФ, гаран-тирующих защиту достоинства работника в период трудовой деятельности. Нормы ТК РФ обеспечивают защиту персональных данных работника (ст. 85–90), компенсацию причиненного ему морального вреда (ст. 237) и возме-щение материального ущерба в случаях, установленных ТК РФ (ст. 234–236).

    20. Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхова-ние работников, нашедший свое закрепление в нормах Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхова-ния» (ред. от 03.07.2016), других законах, иных нормативных правовых актах. В частности, в указанном законе устанавливаются правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также определяется порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, предусмотренных данным законом.

    Также в ТК РФ закреплены гарантии работникам при временной нетрудоспособности (ст. 183), гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве либо профессиональном заболевании (ст. 184).

    Контрольные вопросы по теме

    1. Что представляет собой источник трудового права?

    2. Чем обусловлена вертикальная структура источников трудового права?

    3. Какую юридическую силу в трудовом праве имеют конвенции Международной организации труда?

    4. Каковы важнейшие принципы трудового права?

    5. Что означает запрещение дискриминации в сфере труда?

    СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация