Конституция и конституционализм исходные начала конституционализма. Введение в конституционализм зарубежных стран. Классификация конституций Писаные

Главная / Налоги

Конституционализм – доктрина, связанная с принятием и действием конституции как особого документа, регулирующая особую группу общественных отношений, власти и человека.

Элементы:

1. Демократичный способ разработки и принятия конституции.

2. Высшая юридическая сила конституции; конституционный нормоконтроль.

3. роль конституции как юридического, политического и идеологического документа.

4. Переход от инструментальных к социальным конституциям.

5. Почитания связанности государства и общества правом и законом.

7. Участие народа в осуществлении власти\

Позитивные проявления реализации доктрины и конституционализма в России:

1. Факт формирования важнейших конституционных принципов.

2. Новации в законодательстве, произведенные под влиянием Конституции.

3. Сформировавшаяся практика конституционного правосудия.

4. Прямое (непосредственное) действие Конституции РФ.

5. Стабильность конституции.

6. Признание и гарантирование государством естественных прав человека

7. Формирование независимой судебной власти.

Проблема Российского конституционализма:

1. проблемы российского федерализма (фиктивность федерализма);

2. Взаимоотношение и порядок формирования ряда федеральных органов власти (совет федерации, взаимоотношения президента РФ и исполнительной власти);

3. Неконституционная правоприменительная практика;

4. Внутренняя противоречивость отдельных положений Конституции РФ;

5. Дискреционные положения Президента РФ;

6. Неконституционные нормотворчество субъектов РФ;

7. Отсутствие полноценного механизма реализации конституции прав и свобод;

Конституционно-судебный контроль.

Понятия и модели судебного конституционного контроля.

Виды судебного конституционного контроля.

Конституционный суд РФ в системе органов государственной власти. Состав, порядок формирования суда.

Компетенции КС РФ

Понятие правовых позиций Конституционного суда.

Понятие и модели судебного конституционного контроля.

Правовая охрана конституции - это совокупность средств и способов, с помощью которых должно достигаться строгое соблюдение режима конституционной законности, соответствие конституции всех других правовых актов, принимаемых государственными органами, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных правовых актов, а также их отдельные нормы.

Элементы правовой охраны конституции:

1) Реализация конституционных норм.

2) Требование точного соответствия всех нормативных актов Конституции.

3) Наличие системы гарантий.

Элементы контроля:

1) Выявление правонарушения.

2) Правовая квалификация правонарушения.

3) Принятие властного решения.

Различие конституционного контроля и конституционного надзора:

Критерии

Конституционный надзор

Конституционный контроль

Юридическая сила решений

Субъект, осуществляющий надзор, не может самостоятельно отменить неконституционный акт.

Решения субъекта, осуществляющего контроль, как правило, влечет прекращение действия проверяемого неконституционного акта.

Окончательность решения

Может быть оспорено в вышестоящую инстанцию иди суд.

Или подлежит утверждению другим органом (как правило, это парламент государства).

Обжалованию не подлежит, носит, как правило, окончательный характер.

Характеристика полномочий субъекта осуществления

Свойственно большинству правоохранительных органов и, как правило, не является для таких органов единственным видом деятельности.

Осуществляется либо судами (как правило, конституционными судами), для которых эта деятельность является специализированной.

Конституционный контроль – это проверка на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов и должностных лиц принципам и нормам конституции (Н.В. Витрук).

Модели конституционного контроля:

1) Американская модель. Возникла в 1803 году в США, когда Верховным Суд США по делу Мэдисон против Мэрби.

Конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции.

Отсутствует специализированный орган конституционного контроля.

Особенность американской модели – конституционный контроль осуществляется судами общей юрисдикции при осуществлении судопроизводства по конкретным уголовным, административный и гражданским делам.

2) Европейская модель. Возникла в 1920 году в Австрии.

Существует специализированный орган конституционного контроля, как правило, это конституционный суд.

Суды общей и иной неконституционной юрисдикции конституционный контроль не осуществляют.

Решения конституционных судов являются общеобязательными, т.е. обязательны для всех субъектов права.

Особенности европейской модели – это конституционный контроль осуществляется специализированным органом (конституционный суд, конституционны совет) в рамках специальной процедуры.

Первые кодифицированные конституции современного типа Конституция США от 17 сентября 1787 г. Конституция Франции от 3 сентября 1791 г.

Употребления слова «конституция» Конституция – от лат. constitutio: 1) устанавливаю, установление 2) устройство, устроение

4. Формальный подход к определению конституции Георг Еллинек (XIX в.): «Конституция государства обнимает совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимоотношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти» .

5. Формальный подход к определению конституции Распространенное учебное определение: Конституция – это акт (совокупность актов), который обладает высшей юридической силой и закрепляет (устанавливает) основы организации и жизнедеятельности общества и государства: права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, форму правления, территориальную организацию государства, систему органов публичной власти, основы их компетенции, государственную символику и столицу.

6. Сущностный подход к определению конституции Конституция – это такой порядок отношений в государстве, при котором гарантируется минимальная неотъемлемая свобода индивида и необходимое ради нее устройство публичной политической власти (разделение властей)

9. Конституция во втором понимании (формализация общественного договора) Ж. -Ж. Руссо: «Раз ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными и поскольку сила не создает никакого права, то выходит, что основою любой законной власти среди людей могут быть только соглашения» . Но не всякое соглашение допустимо: «Отказаться от своей свободы – это значит отречься от своего человеческого достоинства, от прав человеческой природы, даже от ее обязанностей. Невозможно никакое возмещение для того, кто от всего отказывается» . «Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде. Такова основная задача, которую разрешает Общественный договор» .

10. Определение конституционализма Лежащая в основе конституции идея и реализуемая посредством её практика ограничения государственной власти в целях обеспечения равной возможности каждому человеку обладать правами, пользоваться ими и защищать их. *** «Конституционализм – это ограничение государственной власти в интересах общественного спокойствия. Он стремится охладить текущие страсти, не угрожая эффективности управления» – А. Шайо

12. Конституционный строй – это «способ организации политической власти (государственной, прежде всего), основанной на системе ценностей, ядром которых являются идеи конституционализма» (Васильева, Виноградов, Мазаев)

14. Классификация конституций По типу оформления: Писаные Консолидированные (конституция = один документ) Неписаные Неконсолидированные (конституция = несколько документов)

15. Классификация конституций Писаные (неконсолидированные): Первая группа Ни один из конституционных актов не выделяется как акт с названием «конституция» Вторая группа Есть акт с названием «конституция» , но наряду с нею есть и акты, имеющие равное конституционное значение

16. Классификация конституций По способу принятия: Учредительное собрание Конституционное собрание, конвент (напр. Филадельфийский конвент) Парламент (напр. Билль о правах 1689 г.) Референдум Октроированные (дарованные) – Основные государственные законы 1906 г. Принятые чрезвычайными органами.

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ (1905 -1993 гг.) Манифест 17 октября 1905 г. Об усовершенствовании государственного порядка Манифест 6 августа 1905 года Об учреждении Государственной Думы Основные Государственные законы Российской Империи 1906 г. Конституция РСФСР – 10 июля 1918 г. Конституция СССР 1924 г. (РСФСР – 1925) Конституция СССР 1936 г. (РСФСР – 1937) Конституция СССР 1977 г. (РСФСР 1978 г.) Конституция РФ 1993 г.

2. Основные Государственные законы Российской Империи 1906 г. Структура: Глава первая. О существе Верховной самодержавной власти Глава вторая. О порядке наследия Престола Глава третья. О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке (правительство здесь в смысле – правление) Глава четвертая. О вступлении на Престол и присяге подданства Глава пятая. О священном короновании и миропомазании Глава шестая. О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе Глава седьмая. О Вере Глава восьмая. О правах и обязанностях российских поданных Глава девятая. О Законах («Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и восприять силу без утверждения Государя Императора») Глава десятая. О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий («Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами») Глава одиннадцатая. О совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями

Основные Государственные законы Российской Империи 1906 г. Форма правления – близко к дуалистической монархии Глава государства – император. Формирует правительство, участвует в законодательной деятельности (право абсолютного вето, принимает законы в период после роспуска Думы, но избранная Дума должна их утвердить). Право роспуска Думы в любой момент. Двухпалатный парламент (Гос. Дума и Гос. Совет) Суды

Отставка Императора 2 марта 1917 г. Отказ передать престол сыну Отказ Вел. Кн. Михаила Александровича воспринять власть Передача власти Государственной Думе Образование Временного правительства (кн. Г. Е. Львов) до созыва Учредительного собрания и определения им судьбы России

Наступление большевиков Отставка кн. Львова Премьер А. Ф. Керенский Провал попытки ген. Корнилова отвести угрозу анархии 25 октября – II Съезд Советов и приуроченный к нему переворот. Свержение Временного правительства

5. Конституция РСФСР (5 Всероссийский съезд Советов – 10 июля 1918 г.) Основные положения Система власти Декларация прав трудящегося Всероссийский съезд рабочих, и эксплуатируемого народа (глубокомысленная пародия на Декларацию прав 1789 г.) Неравное избирательное право Лишение избирательных прав «эксплуататорских классов и их пособников» полицейских, священнослужителей и проч. Полная национализация, отказ платить по «царским» займам Диктатура пролетариата как этап к отмиранию всякой госвласти крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов Всероссийский Центральный исполнительный комитет Совет народных комиссаров Местные Советы и съезды Советов Введение федеративного устройства

6. Конституция СССР 1924 г. В союзных республиках конституции приняты в 1925 г. Декларация об образовании союза советских социалистических республик 6. О Совете народных комиссаров союза советских социалистических республик Договор об образовании союза советских социалистических республик: 7. О Верховном суде союза советских социалистических республик 1. О предметах ведения верховных органов власти союза советских социалистических республик 8. О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических Республик 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве 9. Об Объединенном государственном политическом управлении (ОГПУ) 3. О съезде Советов союза советских социалистических республик 10. О союзных республиках (основы организации власти в ССР) 4. О Центральном исполнительном комитете союза советских социалистических республик 11. О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик Нет главы о правовом положении личности. Неравное избирательное право. Сохранение лишенцев, хотя о них впрямую не говорится. 5. О Президиуме Центрального исполнительного комитета Союза Советских Социалистических Республик

7. Конституция СССР 1936 г. В союзных республиках практически ее копии приняты в 1937 г. Система власти: Верховный совет СССР Его постоянно действующий орган – Президиум ВС СССР Совет министров Перечень наркоматов (министерств с 1952 г.) Верховный суд Прокуратура Основные особенности Глава о правах и обязанностях граждан. Но политические права оговариваются условиями: «в интересах социалистического строительства» Равное избирательное право Исчезают «лишенцы»

8. Конституция СССР 1977 г. (РСФСР 1978 г.). Основные особенности: Появляется большая преамбула в связи с новой идеологической установкой, что построено «общенародное социалистическое государство» Система власти остается прежней Советы переименованы из «советов депутатов трудящихся» в «советы народных депутатов» Официально закреплен принцип «демократического централизма» (ст. 3) Закреплено ведущее место КПСС (ст. 6) Изъят перечень министерств Провозглашено право обжаловать решения чиновников (не было подкреплено законодательно)

10. Эрозия «республики Советов» в РСФСР после 1990 г. 12 июня 1990 г. – Декларация о государственном суверенитете РСФСР: РСФСР есть суверенное государство; полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР; верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории; Всем гражданам РСФСР гарантируются права и свободы, в т. ч. предусмотренные общепризнанными нормами международного права РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами (плюрализм); Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства; Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора.

11. Эрозия «республики Советов» в РСФСР после 1990 г. (продолжение) Введение в Конституцию должности Президента Изменение ст. 3 (вместо демцентрализма) и ст. 6 (фактически многопартийность) 12 июня 1991 г. – выборы первого Президента РСФСР (РФ) Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. (фактически полностью вошла в текст нынешней Конституции РФ) Крушение власти КПСС после путча 19 -21 августа 1991 г. Столкновение двух систем власти – разделения властей с полновластием Советов 1993 год: Указ Президента РФ № 1400, мятеж 2 октября и подавление 3 -4 октября 12 декабря 1993 г. – принятие Конституции России всенародным голосованием. Формирование Парламента на основе Положения, изданного Президентом РФ

12. Структура Конституции РФ РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ГЛАВА 6. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ГЛАВА 8. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ГЛАВА 9. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

13. Конституционные ценности (природа Конституции РФ) Мировоззренческие: Россия – часть евроатлантической (христианской) цивилизации Человек, его права и свободы – высшая ценность (ст. 2) Светский характер государственности (ст. 14) Открытый характер государства (Преамбула, ст. 15)

14. Конституционные ценности (природа Конституции РФ) Социальные: Равноправие. Отсутствие сословности, преград для социальной мобильности Защита слабого и поощрение самостоятельности и самодеятельности Достойная жизнь – каждому.

15. Конституционные ценности (природа Конституции РФ) Политические: Идеологический плюрализм (идейная и творческая свобода) Политический плюрализм (многопартийность) Приверженность демократии

16. Конституционные ценности (природа Конституции РФ) Правовые: Приверженность правовому характеру государственности = сила права выше права силы

18. Юридические свойства конституции Верховенство и высшая юридическая сила (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15) : неуклонное соблюдение (выполнение) конституционных норм всеми, независимо от правового статуса; связанность всех действий и решений Конституцией (смысл правового государства); следование органов государственной власти идеям (ценностям) Конституции РФ Федеральные законы и подзаконные правовые акты должны соответствовать Конституции РФ конституционные акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральной Конституции

21. Юридические свойства конституции Особый порядок принятия и пересмотра: 1. Полный пересмотр (новая Конституция, новая редакция) 2. Внесение поправок 3. «Техническое» изменение текста (не пересмотр)

3. Понятие формы правления Способ замещения должности главы государства и система взаимоотношений между высшими органами государственной власти

4. Виды форм правления В первом смысле различаются от того: кому принадлежит суверенитет (формальный критерий) каков правовой статус главы государства (фактический критерий) Монархия. Республика

5. Монархия Форма правления, при которой: пост главы государства замещается, как правило, по наследству; глава государства не имеет срока полномочий; глава государства не подлежит политической, а часто и юридической ответственности; как правило, обладает сакральной легитимностью.

6. Республика Форма правления, в которой: должность главы государства (президента) замещается путем избрания его всем народом или представителями народа; срок полномочий главы государства ограничен; глава государства подлежит политической ответственности.

7. Виды форм правления Во втором смысле различаются от того, каков характер взаимоотношений между главой государства и высшими органами государственной власти Во избежание путаницы – лучше говорить система (модель) власти: 1. 2. 3. Парламентская Президентская Смешанная

8. Парламентская форма (включает республики и монархии) Глава государства избирается парламентом (монархи – наследуют) Правительство полностью ответственно и подотчетно парламенту Глава государства формально: может иметь право роспуска одной или двух палат назначает Премьера и министров Существует институт недоверия правительству Большинство европейских стран

9. Президентская система Президент избирается народом Президент - глава исполнительной власти Нет института роспуска парламента Правительство ответственно перед Президентом Нет института недоверия правительству США

Смешанная (полупрезидентская) форма Глава государства: избирается народом формирует правительство совместно с парламентом участвует в контроле за деятельностью правительства конфликт с парламентом по поводу правительства может быть вынесен на суд народа (досрочный роспуск парламента). Но повторный роспуск невозможен – придется принять решение выгодное вновь избранному парламенту Парламент законы принимаются не по всем вопросам может выразить резолюцию порицания Правительству импичсент Правительство институт контрасигнатуры принимают регламенарные акты Франция

11. Политический режим Совокупность институтов и принципов формирования, выявления и представления интересов и ценностей, существующих в данном обществе Виды: демократический, авторитарный; тоталитарный

12. Конституционные принципы политической системы в России Прямое волеизъявление (выборы, референдум) и система народного представительства (ст. 3) Свобода выражения мнений и свобода политической деятельности. Идеологический и политический плюрализм (ст. 13, 29 -32) Разделение властей, включая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10) Недопустимость вмешательства в чужую компетенцию и присвоения властных полномочий (ст. 3, ч. 4) Политическая конкуренция (ст. 13)

16. Нормативная схема системы сдержек и противовесов в России Дума: блокирует назначение Председателя Правительства выражает недоверие Правительству Совет Федерации: – блокирует законы, принимаемые Думой – блокирует указы о ЧП и некоторые другие решения Президента Президент: отклоняет закон распускает Думу Правительство: вносит вопрос о доверии подает в отставку Суды: признают не соответствующим Конституции закон или указ Президента признают не соответствующим закону правительственный, ведомственный акт

17. Гражданское общество Сфера обменных отношений, в которых участвуют свободные автономные индивиды (их объединения), преследующие свои частные цели и интересы

Рассмотрению понятия и сущности Конституции России важно изучить такое явление, как конституционализм, который предваряет и обеспечивает действие и развитие Конституции.

Существует несколько подходов к понятию и содержанию конституционализма. В узком смысле под конституционализмом понимают систему представлений и идей о развитом демократическом государственном строе, основанном на конституции. В широком смысле конституционализм представляет ряд взаимосвязанных элементов: конституционные идеи; конституционное законодательство; конституционную практику; реализацию и охрану конституции.

Конституционные идеи . Они лежат в основе всего представления о конституционализме. В современном обществе существуют разные представления об этих идеях. Но в любом случае эти идеи должны быть направлены на поиск и оценку справедливой модели общества. И эта модель должна отвечать двум основным критериям: народность государственной власти (вся власть от народа) и свобода личности как высшая ценность.

Конституционное законодательство (нормативно-правовой фундамент) состоит из нескольких частей:

1) конституции государства. Конституция одновременно является основным источником всей системы права и источником закрепления важнейших принципов организации общества: политических, правовых, социальных, нравственных, духовных;

2) конституционно-правовых институтов, которые могут быть закреплены как в конституции, так и в иных нормативных правовых актах или решениях судов;

3) правовой системы страны, которая создана и применяется в соответствии с конституцией государства.

Политический режим . Политический режим характеризует конституционализм со стороны фактического осуществления положений конституции. Если способы и методы осуществления государственной власти не соответствуют демократическим принципам, которые закреплены в конституции, или соответствуют им, но само общество их не поддерживает, то отношения конституционализма в таком случае не складываются.

Механизм защиты конституции . Конституционализм основан на том, что конституция связывает государство, общество и личность определенными правилами. Она распространяет свою высшую юридическую силу на все государственные органы, общественные организации и всех граждан. Особая значимость конституции для общества обусловливает ее повышенную охрану и защиту. Этой охраной занимаются и органы государства, и организации гражданского общества. Никто помимо народа и в конституционных рамках не может решать вопросы принадлежности государственной власти .

Конституционализм может рассматриваться как: система идей; политический процесс по поводу конституционных вопросов; цель (установление определенного механизма власти); политико-юридическая реальность; юридический результат; средство разрешения политических кризисов; тип правовой системы страны; тип конституционного строя – либеральный или государственнический .

Таким образом, конституционализм является комплексным образованием и имеет несколько аспектов: идейно-теоретический; нормативно-правовой; функциональный (практика, охрана); духовно-нравственный.

Доктрина конституционализма включает в себя набор основных представлений о сути идей конституционализма. Содержание этого перечня динамично. Первоначально эта доктрина имела ограниченный характер. Суть ее заключалась в наличии конституционных рамок государственной власти, а также устройстве этой власти в интересах общества и свободной личности. К началу Первой мировой войны содержание конституционализма расширилось, в него стали включать такие элементы, как: необходимость конституции для государства; принятие ее представительным органом; демократическая система управления (включая принцип разделения властей); независимый суд; местное самоуправление.

Развитие постиндустриального общества увеличило число социальных элементов в современной политике, что обусловило широкий подход к конституционализму.

К наиболее значимым конституционным ценностям можно отнести:

– наличие конституции как средства ограничения власти государства, установления границ государственной власти, связанность этой власти законом, правом;

– участие народа в осуществлении государственной власти, в т. ч. непосредственно;

– свобода и достоинство личности как важнейшей ценности общественного строя;

– правильная организация системы органов государственной власти, при которой не допускается монополизация власти одним лицом или одним органом;

– наличие представительных органов государственной власти и развитая избирательная система, выборность органов государственной власти;

– наличие реальных средств защиты закрепленных основных прав и свобод личности, политического и идеологического плюрализма и др.;

– наличие общественного сознания, построенного на том, что положения конституции и практика их реализации действительно направлены на достижение лучшей модели справедливого общества .

Конституционализм характеризуется наличием системы ценностей по справедливому устройству общества, где организация государственного и общественного строя учреждена и основана на конституции как основном законе, где четко определены границы и принципы взаимоотношений общества, государства и личности, где основной ценностью является свобода личности и обеспечение основных прав и свобод человека.

Понятие российского конституционализма связывается с вопросом о его происхождении. Первая точка зрения основана на том, что доктрина конституционализма полностью заимствована у западноевропейской цивилизации. Поэтому реальное осуществление идей этой концепции требует полного переустройства нашей политико-правовой и духовной среды под западные стандарты. Вторая точка зрения основана на том, что идеи конституционализма имеют корни в историческом прошлом России и следует ориентироваться на традиции и ценности российской социально-политической среды. Третья точка зрения является синтетической, интеграционной. Она основана на том, что конституционализм имеет набор универсальных принципов, общих для демократических стран, и ряд уникальных особенностей нашей страны, нашей политической реальности.

Не может быть никаких международных требований, предъявляемых к организации демократического порядка осуществления государственной власти. Такие требования противоречили бы не только идее суверенного государства, но и самой идее конституционализма, основанной на идее народного суверенитета

1.Понятие конституции. Конституция в любом современном государстве - это нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, обязательный признак национальной государственности, юридический фундамент, на котором держится государственная и общественная жизнь, основной источник правовой системы государства.

Конституция регулирует общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью государственной власти; с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина; с взаимоотношениями между государством и личностью, между государством и местным самоуправлением граждан. Она является своеобразной юридической моделью устройства общества, важнейшим условием обеспечения стабильного существования институтов государства, законности и правопорядка.

Ее регулирующая роль охватывает не только организацию, государства, но и негосударственные сферы - здравоохранение, экологию, образование, культуру, социально-экономические отношения.

Конституция - явление конкретно-историческое, она возникла на определенном этапе развития человеческого общества. Появление идеи конституции было подготовлено созданием определенной социально-политической базы, специфической "конституционной" идеологии определенных социальных сил.

Сам лозунг "конституция" впервые возник в процессе борьбы буржуазии против феодализма и означал требование правового закрепления организации государственной власти и способов ее осуществления.

Правда, термин "конституция" (в переводе с латинского означает "установление, учреждение, упорядочение") возник в Древнем Риме - так назывались нормативные акты императоров, но идеи конституции в формальном смысле как единого высшего юридического акта, регулирующего важнейшие отношения и институты общественной и государственной жизни, до начала XYIII в. не было. Имевшиеся в средние века хартии (например, английская "Великая хартия вольностей", 1215 г.) представляли собой своеобразные юридические сделки между двумя сторонами, противостоящими друг другу в борьбе за власть и феодальные привилегии. Речь в них шла скорее о договоре, чем о законе, не только по форме, но и во многом по содержанию, в котором основное место занимали отношения господства и подчинения, неравенства, привилегии. Господствующие классы феодального общества, располагавшие неограниченной властью, меньше всего заботились о том, чтобы вводить для этой власти какие-либо правовые формы, ибо это означало бы ограничение власти. Идея закона, обладающего высшей юридической силой в государстве, была несовместима, в частности, с идеей абсолютной монархии.



В несвязанности монархической власти законами и заключалась сущность абсолютизма.

Требование конституции появляется в программе буржуазии, укрепившей к середине XYIII в. свои экономические позиции в обществе и рвущейся к политическому господству. В конституционных нормах буржуазия видела определенную гарантию стабильности будущего, угодного ей государственного и общественного строя. Так, экономическая потребность, классовые интересы буржуазии обусловили выдвижение идеи конституции как определенной части системы права, наделенной высшей юридической силой.

Первыми конституциями в собственном смысле слова были американская 1787 г. и французская 1791 г. В эту же эпоху возникает и институционализируется понятие конституционализма, которое истолковывалось как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодально-аристократической тирании.

Теоретики того времени учили, что конституция не только ограничивает пределы государственной власти, но и устанавливает процедуры осуществления властных функций. Иными словами, устанавливалась юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина-собственника (большой вклад в становление теории конституционализма внесли Ш.Л. Монтескье, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк, Б. Франклин, Т. Пейн, И. Кант, Г. Гегель и др.).

Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господства права) были исторически прогрессивным явлением.

С тех пор "прошло много времени, и может показаться, что угроза для свободы со стороны государства вроде бы исчезла. Но это не так, хотя за прошедшие два столетия демократическое устройство общества значительно окрепло. Не следует забывать, что в 20-40 годах XX столетия во многих странах, в том числе Западной и Восточной Европы, пышно расцвел тоталитаризм, являющийся своеобразным аналогом неограниченного абсолютизма.

Вообще-то тенденция злоупотребления властью объективно присуща любому государству - даже самому демократическому. Поэтому любое цивилизованное общество нуждается в конституции и формировании в обществе режима ее неуклонного соблюдения. Противоречие "государство - конституция" неизбежно, но оно не представляет опасности, если общество находит в себе силы для его преодоления без насилия, на основе общественного консенсуса.

Демократическое государство - всегда конституционное государство, но не всякое государство, имеющее конституцию, может быть отнесено к числу конституционных и демократических.

Исторический опыт многих развитых государств доказывает непреходящую ценность Конституции как базы для формирования государственно-правовой системы, соответствующей принципам демократии. Например, Конституция США, принятая более 200 лет назад, отнюдь не стала архаизмом. Конституционные принципы разделения властей, приоритет федерального законодательства, билль о правах и другие немногочисленные поправки сделали ее вполне современным законом, идеи которого заимствовали многие страны в своей конституционной практике.

При этом необходимо иметь в виду, что незыблемость конституционного строя заключается не в том, что текст Конституции должен быть неприкосновенен, Нормы Основного Закона могут быть изменены, но они должны быть обусловлены, объективной необходимостью, востребованы практикой, общественного и государственного строительства.

В отличие от текущего законодательства, конституция всегда более консервативна, но именно это дает необходимую правовую устойчивость и стабильность, четкие ориентиры для развития государства и общества в настоящем и будущем Соодонбеков С.С., Укушев М.К. Конституционное права КР. Общая и особенная часть. Б. 1999 г. с. 65.

Итак, конституция- это система нормативных правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных правовых актах - основном законе, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях.

Различают конституцию в материальном смысле и конституцию в формальном смысле. Конституция в материальном смыслепредставляет собой писаный акт, который, прежде всего, провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, а равно определяет основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения.

Однако в материальном смысле термин "конституция" употребляется редко. Гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле, т.е. о законе, обладающем высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Различаются также понятия юридической и фактической конституций. Юридическая конституция, в материальном или формальном смысле, - это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая же конституция - это реально существующая в данном обществе. Например, в Конституции Кыргызской Республики 1993 г. содержится статья 1 12, устанавливающая, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Однако реальность такова, что эта норма пока остается частично декларативной, так как органы исполнительной власти и местного самоуправления, суды, хозяйствующие субъекты, должностные лица, граждане не всегда руководствуются требованиями Конституции, Или другой пример: статья 30 Конституции Кыргызской Республики гласит, что граждане имеют право на забастовку, а порядок и условия проведения забастовок определяются законом, фактически же регламентация права на забастовку специальным законом по состоянию на 1 января 1999 г. отсутствует.

Расхождение между фактической и юридической конституциями свидетельствует, что часть норм юридической конституции может стать фиктивной.В этом случае возникает необходимость приведения фактической конституции в соответствие с предписаниями юридической конституции.

Фиктивность конституции обычно характерна для стран с авторитарным и, особенно, тоталитарным политическими режимами. Юридические конституции в таких странах содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике, ибо включаются только для того, чтобы скрыть антидемократическую сущность режима.

Характерным в этом отношении был пример СССР, где в конституциях провозглашалась власть народа, осуществляемая через представительные органы (статья 2 Конституции СССР 1977 г.), а на практике власть принадлежала аппарату КПСС. Такое положение закреплялось нормой статьи 6 Конституции СССР, где указывалось, что КПСС является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, всех государственных и общественных организаций.

Не случайно в СССР не существовало ни конституционной, ни административной юстиции, а общая юстиция (суды) Конституцию непосредственно не применяла, ибо власть не была заинтересована в последовательной реализации демократических конституционных норм. В результате Конституция СССР находилась в подвешенном состоянии: текущее законодательство, акты исполнительной и судебной власти не сопрягались с основным законом, который таким образом оставался только актом идеологическим и политическим, но не выполнял своего главного предназначения.

Высшая юридическая силаконституции проявляется в том, что, во-первых, ее нормы всегда имеют приоритет перед положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти. Во-вторых, законы или подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре. В-третьих, все без исключения правовые нормы должны соответствовать по существу или, во всяком случае не противоречить нормам основного закона. Любой акт, противоречащий конституции либо по существу, либо по форме, должен быть признан недействительным.

Верховенство Конституции Кыргызской Республики обеспечивается ее собственными нормами. Так, статья 12 устанавливает, что Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие; на основе Конституции принимаются законы и другие нормативные акты.

2. Социально-политическая сущность конституции. Любая конституция, наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что действительная конституция страны - это фактическое соотношение сил, существующих в стране; писанная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил" Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.: Молот, 1905.С.33-34.. Конституция - это своего рода общественный договор, в котором согласованы интересы различных частей общества. Каждая часть общества: общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность - защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок.

В итоге применения в отдельности или комплексно вышеперечисленных и некоторых иных методов обструкции, "живая" конституция может оказаться достаточно далекой от текста и смысла ранее принятого конституционного документа.

Социальные функции конституции. Функции конституции - различные проявления ее назначения, они отражают роль основного закона в политике, жизни общества, осуществлении задач государства.

Первая функция конституции * - юридическая. Как отмечалось, конституция - это основной закон (т.е. закон законов). Она -главный источник права государства, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений.

Принятие конституции народом(избирательным корпусом) складывается из двух этапов: разработка проекта специальным конституционным комитетом (учредительным собранием) и окончательное его одобрение референдумом (плебисцитом) - голосованием граждан (избирателей). Референдумами были приняты конституции Франции (1958 г.), Египта (1971 г.), Российской Федерации (1993г.), Казахстана (1995 г.). Беларуси (1996 г.) и др.

Способ принятия конституции имеет большое значение, так как от него в значительной степени зависит само содержание основного закона.

3.Конституционный контроль. Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Из этого принципа вытекает концепция конституционного контроля, в соответствии с которой правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции; в противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной (не соответствующей конституции и потому не.действующей, ее действие отменяется). Эта задача, как правило, возлагается на специальный институт конституционного контроля, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия конституции.

Применяются следующие формы конституционного контроля: предварительный и последующий.

Конституционный контроль называется предварительным, когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу. Как правило, такой контроль осуществляют конституционные советы, к которым обращается глава государства, правительство или определенная группа депутатов с просьбой о проверке конституционности принятого закона до его подписания главой государства (применяется, например, во Франции, Швеции).

При последующем конституционном контроле спор о конституционности того или иного нормативного правового акта рассматривается специализированными судами лишь после того, как этот акт вступил в законную силу (Германия, Кыргызстан, Россия, США и др.).

Законы и иные нормативные правовые акты, признанные неконституционными, либо сразу аннулируются, либо запрещаются к публикации и, следовательно, не вступают в силу, либо, они остаются в сводах законов, но не могут применяться судами, государственными и иными органами, гражданами.

Как правило, решения органов конституционного контроля являются окончательными и обжалованию не подлежат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституции все чаще регулируют основы экономических отношений, и тем самым конституционное право определяет основы гражданского и коммерческого (торгового) права. Подобным образом конституционное право устанавливает исходные принципы финансового, трудового, уголовного, процессуального и других отраслей права соответствующей страны.

Центральное место конституционного права и правовых системах государств, не следует понимать в том смысле, что включает, объединяет все отрасли права. Оно устанавливает лишь их важнейшие принципы, с которыми и согласуются многочисленные нормы, составляющие ту или иную отрасль права. Конституционное право определяет также порядок принятия и изменения отраслевых правовых норм.

Социально-политическая сущность Конституции Кыргызской Республики 1993 г. заключается в том, что она представляет собой отражение соотношения политических сил, политических интересов различных частей общества, существовавших в период после объявления независимости республики. Конституция 1993 г. - это своего рода общественный договор, достигнутый в результате компромисса социальных интересов, от крайне националистических, с одной стороны, и интернационалистических - с другой.

В Конституции 1993 г. (здесь и далее речь идет о редакции Конституции от 5 мая 1993 г.) содержится 97 статей, в Конституции 1978 г. - 172 статьи. Структурно Конституция 1993 г. делится только на главы и разделы. Главная отличительная особенность Конституции 1993 г. - ее деидеологизация. В статье 8 Конституции подчеркивается, что в Кыргызской Республике не допускается "слияние государственных и партийных институтов, а также подчинение государственной деятельности партийным программам и решениям". Теоретически Конституция 1993 г. опирается на идеи правового государства, общечеловеческие ценности и принципы.

Конституция Кыргызской Республики 1993 г. имеет следующую структуру: преамбула, глава 1 "Кыргызская Республика" (разделы "Общие принципы", "Устройство и деятельность государства"); глава 11 "Граждане" (разделы "Гражданство", "Права и свободы человека", "Права и обязанности гражданина"); глава 111 "Президент" (разделы "Избрание Президента", "Полномочия Президента"); глава 4 "Жогорку Кенеш" (разделы "Избрание Жогорку Кенеша", "Полномочия Жогорку Кенеша", "Законодательная деятельность Жогорку Кенеша"); глава 5 "Исполнительная власть" (разделы "Правительство", "Местная государственная администрация"); глава 6 "Суды и правосудие"; глава 7 "Местное самоуправление"; глава 8 "Порядок изменения и дополнения Конституции Кыргызской Республики".

Закон Кыргызской Республики "О введении в действие Конституции Кыргызской Республики" от 5 мая 1993 г. отрегулировал некоторые особенности ввода в действие новой Конституции. Так, в статье 2 Закона было указано, что "Верховный Совет Республики Кыргызстан сохраняет свой порядок деятельности и осуществляет полномочия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, предусмотренные настоящей Конституцией". Такие же правила распространялись на Президента, Правительство, суды Кыргызской Республики.

Одной из важнейших особенностей Конституции 1993 г. являлось законодательное закрепление права частной собственности (за исключением на землю). Статья 19 Конституции устанавливает, что "частная собственность признается и гарантируется в Кыргызской Республике как неотъемлемое, право человека...").

Конституция закрепила, что государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Этим Конституция 1993 г. отличается от своих предшественниц, которые опиралась на принципы всевластия Советов.

Особенностью Конституции 1993 г. является то, что она закрепляет многопартийную систему (статья 8), в то время как ранее в обществе безраздельно господствовала одна единственная - Коммунистическая партия Советского Союза

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Конституционное право зарубежных стан. Уч. пособ. М. 2003 г.

3. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988, с.

4. Арабаев А.А. Конституционное развитие Кыргызстана. Б: 1998;

5. Баглай М.В. Конституционное право РФ / Учебник для юридических факультетов вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 1998.

6. Лассаль Ф. Сущность конституции. Что же дальше? СПб.: Молот, 1905..

7. Ракимбаев Р.. Конституционное право КР. Б. 2003 г.

8. Соодонбеков С.С., Укушев М.К. Конституционное права КР. Общая и особенная часть. Б. 1999 г.

Впервые термин конституционализм появился в США когда принималась конституция 1787 г. Основатели Конституции обозначали им верховенство писаной конституции над издаваемыми законами и иными правовыми актами.

В современной научной литературе используются различные подходы к определению конституционализма.

1 подход определяет конституционализм - государственное правление, ограниченное конституцией;

2 подход видит в конституционализме учение о конституции как основном законе государства и общества

В широком смысле Конституционализм есть идеал, к которому должно стремиться общество в своем развитии.

Вообще Основу конституционализма составляют:

идея господства права в обществе;

признание прав и свобод человека высшей ценностью;

участие народа в осуществление власти;

государственная защита прав личности.

Совокупность принципов, определяющих взаимоотношения между обществом и властью отражает понятия конституционализма.

Это такие принципы как:

1. принцип суверенитета народа . «Мы, Народ… устанавливаем и учреждаем эту Конституцию». Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народовластие предполагает, что общество реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь таким образом удовлетворения общих и не противоречащих им

2. принцип господства права означает, что все государственные органы и должностные лица – это всего лишь толкователи и исполнители конституции и так же как и все должны подчиняться Закону.

3. принцип разделения властей предполагает независимость трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все три ветви власти, функционируя автономно друг от друга, обладают механизмами взаимного контроля и уравновешивания в процессе их взаимодействия. Разделив полномочия государства между тремя независимыми ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной, творцы Конституции исключили возможность монополизации одной ветвью двух остальных

4. принцип плюрализма предполагает многообразие субъектов экономической, политической и культурной жизни общества. Многочисленные "заинтересованные группы", в том числе политические партии, движения и государственные органы, в процессе взаимодействия сталкиваются, конкурируют и уравновешивают друг друга на основе демократического порядка, соблюдение которого, обусловленное консенсусом, является важным условием плюрализма. Содержание принципа плюрализма можно кратко выразить как единство в многообразии. Наличие в обществе плюрализма предотвращает монополизацию власти в одних руках.

5. принцип федерализма . С точки зрения конституционализма принцип федерализма обычно рассматривается как разграничение государственной власти по вертикали – между центральными (федеральными) органами и региональными органами власти. Как и разделение власти между ветвями правления по горизонтали, принцип федерализма используется в конституционном государстве как средство, препятствующее монополизации и злоупотреблению власти.

Исходя из этого можно подвести итоги и определить конституционализм как систему идей, которые отвечают принципам демократического развития государства, организации в нем власти и взаимоотношений последней с гражданами.

В стране может быть конституция, но может не быть конституционализма, и наоборот. К примеру, Великобритания не имеет конституции и конституционного суда, строгого провозглашения теории разделения властей и т.д., но есть практика конституционализма. В то время как, некоторые республики бывшего СССР имеют весь набор конституционных ценностей, вплоть до конституционного суда или комитета конституционного надзора, однако говорить о развитом конституционализме преждевременно.

Российский конституционализм (конституционное право) прошел 3 этапа развития и находится на четвертом:

создание предпосылок конституционализма (конституционного права) до Октябрьской социалистической революции 1917г.;

действие тоталитарного социалистического конституционного (государственного) права 1917г-конец 80-х годов;

процесс демонтажа тоталитарного права и переход к демократическому конституционному праву конец 80-х годов-1993 год;

создание современного конституционного права на основе Конституции 1993 года.

Развитие деятельности государства в рамках конституционных норм на основе демократических выборов, использование принципа разделения властей, признание прав человека сформировало нормативную модель конституционного государства . Суть конституционного государства заключается в том что при наличии в государстве конституции, она должна признавать гарантировать и закреплять права человека и гражданина, существование разделения властей, наличие конституционной защиты


2. Конституция: возникновение, понятие, сущность.

Термин «конституция» (от латинского «constituio» - установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.

В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

Первая Конституция появилась в 1787 г. в США.

В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт или совокупность НПА, обладающих высшей юридической силой и регулирующих взаимоотношения человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.

Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.

Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

1) согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;

2) теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;

3) школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы – это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;

4) согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Конституция как нормативный акт принимается в виде письменного документа, изданного в особом, как правило, усложненном порядке, нежели иные законы страны. Однако основной закон может быть не только письменным, в этом случае говорят о «неписаной» конституции (Великобритания).

Сущность конституции – ограничение вмешательства государства в дела общества и личности с помощью права.

Форма конституции - это способ организации конституционных норм.

По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.

Рассмотренные выше конституции наука конституционного права относит к числу писаных.

Наряду с писаными встречаются так называемые «неписаные» (частично писаные) конституции. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании, состоящую из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (конституционных соглашений).

Структура конституции - это строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей.

Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, устройство государственной власти, порядок изменения и пересмотра конституции.

В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм,

Что касается содержания , то обязательными элементами являются:

институт прав и свобод человека и гражданина

институт государственного устройства;

систему государственных органов;

государственную символику;

механизм защиты конституции.

Основными социальными чертами конституции являются легитимность, реальность, стабильность.

Свойства конституции.

Юридические свойства конституции - это те качественные характеристики, которые отличают конституцию от актов текущего законодательства. К ним относятся:

1. Конституция - Основной закон государства. Любая конституция является законом и обладает всеми признаками закона. Но в отличие от других законов, конституция - это такой закон, который принимается или непосредственно народом на референдуме, или высшим представительным органом государственной власти и закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства. Вот почему по своему значению конституция является основным законом государства, или, иначе говоря, главным законом государства.

2. Юридическое верховенство конституции. Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Ни один закон или иной нормативный акт, противоречащий нормам конституции, не имеет юридической силы. Этот принцип нашел свое закрепление в в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., которая гласит: "Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ".

3. Конституция - база текущего законодательства . Закрепляя главные, базовые общественные отношения, Конституция РФ является правовой основой для всего текущего законодательства. Абсолютное большинство норм конституции являются отправными, исходными для текущего отраслевого законодательства - гражданского, административного, уголовного и т. д. И в этом состоит одно из важнейших свойств конституции. А в тексте конкретных статей конституции содержатся предписания законодателю, каким требованиям должно отвечать отраслевое текущее законодательство, развивающее положения конституции.

4. Прямое действие конституции . В Конституции РФ 1993 г. есть прямой ответ: нормы этой конституции имеют прямое действие. В ст. 18 Конституции РФ говорится: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими", а ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закрепляет прямое действие всех норм конституции.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч.2 ст.15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Прямое действием конституции означает, что каждый гражданин, считающий нарушенными свои права, может обратиться в суд за их защитой, ссылаясь при этом на соответствующую статью Конституции РФ, и суд в этом случае не может отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на отсутствие нормы права, закрепленной в законе или другом нормативном акте, конкретизирующем конституционную норму.

Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной "с определенной долей условности". Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

5. Правовая охрана конституции. В последнее время в юридической литературе сделана попытка обосновать появление относительно новых понятий для российского конституционного права - охрана и защита Конституции РФ. Оба эти понятия - охрана и защита Конституции РФ - объединены общим объектом и целью, которая состоит в обеспечении реальности и выполнимости Основного закона. Методы достижения поставленных задач и, соответственно, содержание охраны Конституции РФ и защиты Конституции РФ различны.

Охрана Конституции РФ понимается как комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных правонарушений.

Защита Конституции РФ - это устранение конкретных нарушений конституционных норм. Если охрана Конституции РФ направлена в будущее, на предупреждение конституционных правонарушений, то защита Конституции РФ начинается лишь при совершении конституционного правонарушения.

6. Особый порядок изменения конституции . Самое стабильное общество не может развиваться без борьбы идей, которая при определенных условиях приводит к качественно новой конституционной доктрине. Борьба за власть закономерна, но она не может происходить как в рамках конституционного поля, так и вне его. В последнем случае правомерно ставить вопрос о захвате власти, государственном перевороте, в результате чего на свет может появиться незаконная конституция.

Что касается действующей российской Конституции, то она может быть отнесена к числу безусловно "жестких", в результате чего неоднократные попытки некоторых депутатов Государственной Думы внести в Конституцию поправки оказались безуспешными.

Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

Функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Социальная – является тем социальным компромиссом, которого достигло общество (общественным договором).

Учредительная – обладает учредительной властью, устанавливая государственно-правовые институты и отношения.


6. Конституционное развитие и конституционные реформы: вопросы теории.

С принятием в 1993 г. новой Конституции РФ конституционная реформа не завершилась, а перешла в другую стадию, началось принятие новых ФКЗ и ФЗ, дополняющих и развивающих конституционные положения. Были созданы такие новые конституционно-правовые институты, как, напр., институт Уполномоченного по правам человека в РФ.

Конституционная реформа состоит в последовательности политико-правовых решений и действий государственной власти, направленных на приведение писаных норм юридического высшего закона страны в соответствие с той реальной ситуацией, которая диктуется потребностями общественного развития и правосознания.

1 Конституция1918 г.

Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата.

2 Конституция1925 г.

Причина – образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР

3 Конституция1937 г.

Причина – вследствии принятия Конституции СССР 1936 г. Вступление страны в новый этап ее развития – социализм победил окончательно.

4 Конституция1978 г.

Отразила этап развития социализма. Понятие трудящиеся заменено на народ, который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР.

5 Конституция1993 г.– см. ниже.


Похожая информация.




© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация