Приложение 3 постановлению 3020 1. Объекты, относящиеся к муниципальной собственности. национального богатства страны

Главная / Авто

Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"


Судебная практика и законодательство - Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"


1. Правительству Российской Федерации и Совету Министров Бурятской ССР осуществить в установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 порядке разграничение государственной собственности на территории Бурятской ССР.


Подвальный вопрос
Редакция ТСЖ.ру, 28.12.2008 22:53

Одна из «заповедей» Жилищного кодекса: все общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам. В том числе и технические подвалы, где находятся коммуникации и инженерное оборудование. Однако на деле возвратить законным собственникам эти помещения, оказавшиеся в чужом владении после сделок купли-продажи, оказывается почти невозможно.

Обыкновенная история

ТСЖ «Ленинградка, 10» пытается вернуть свое кровное уже несколько лет. И безуспешно. Почему? В причинах попытались разобраться наши эксперты.

Товарищество в этом старом доме на Ленинградском проспекте создано год назад. Оно преобразовалось из некоммерческого партнерства с таким же названием, жители организовали его давно для защиты своих прав.

Председатель ТСЖ Станислав Прохоров рассказал:

– В 2002-м Департамент имущества города Москвы продал наш технический подвал площадью 282 кв. метра ООО «ЭМ-СТИЛ». В 2004-м (до вступления в силу Жилищного кодекса) была произведена регистрация прав. Но ведь еще раньше, в 1995-м начал действовать новый Гражданский кодекс, который законодательно закрепил за собственниками право на общую долевую собственность в доме.

За последние годы мы прошли все судебные инстанции – от районного до Верховного суда. И везде нам отказали. Жителям было о чем волноваться. В подвале произведена несанкционированная перепланировка, при этом повреждены несущие конструкции и фундамент. Без разрешения прорублен отдельный вход в подвал. Факты нарушений подтвердила Мосжилинспекция. Но владелец помещения козыряет перед жителями судебными решениями и выставляет их вон...

Председатель продемонстрировал папку с решениями судов. Хотелось разобраться, на чем же основывалась Фемида, вынося отказные вердикты.

Иск в Савеловский районный суд Москвы о признании недействительными договора купли-продажи и регистрации права собственности, а также о выселении незаконного приобретателя из подвала. Суд в обосновании решения сослался на постановление Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности...». Согласно этому документу жилой и нежилой фонд были переданы в собственность Москвы. А значит, город имел право распоряжаться, в том числе, и спорным подвалом. Между тем, согласно ст. 290 Гражданского кодекса, выходит, что собственникам квартир принадлежат общие помещения, несущие конструкции, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры. Однако суд истолковал эту норму так: подвал, дескать, не является техническим помещением, предназначенным для использования жильцами, таким как лестница, лифтовые холлы, коридоры. Значит, им и не принадлежит. А вот оборудование и запорная арматура в этом подвале – собственность жильцов, и препятствий к ее использованию нет. Еще аргумент: право собственности на помещение у ООО «ЭМ-СТИЛ» возникло до вступления в силу Жилищного кодекса.

Кассация в Мосгорсуд. Собственники пытались доказать, что оборудование, установленное в подвале, и сам подвал – неделимое общее имущество, что владелец лишил их доступа к коммуникациям. И факт в подтверждение – прорыв горячего водопровода. Кипятком успело залить квартиры на четырех этажах, потому что аварийной службе удалось попасть в подвал и перекрыть воду только после вмешательства префектуры. Мосгорсуд не нашел причин для отмены решения районного суда.

Такой же ответ собственники получили из Верховного суда РФ.

Все ссылаются на Постановление № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». 27 декабря 1991 года этот документ принял еще блаженной памяти Верховный Совет РФ. И это стародавнее постановление легко кладет на лопатки даже Жилищный кодекс!

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Лариса Денисова, генеральный директор Межрегиональной организации объединений домовладельцев:

– Похожие проблемы возникают во многих российских домах. В такой же ситуации оказались, к примеру, собственники старого дома в центре Новороссийска. Проектная документация 1964 года свидетельствует о том, что подвальные помещения предусматривались для размещения инженерных коммуникаций и кладовок, где хранится уголь (отдельно для каждой квартиры). Жильцы прошли законный путь досудебных разбирательств во всех инстанциях, подали иск – и уперлись в глухую стену. А тем временем арендатор, решив углубить на полметра пол своего бара, разобрал фундамент, разорил дренажную систему. На стенах дома появились трещины... Когда люди поняли, что деваться им некуда и их дом не сегодня-завтра начнет рушиться, они подогнали машину с гравием и засыпали самовольно прорубленный арендатором вход в подвал... А ведь им хотелось сделать все по закону!

В массовом порядке положительная судебная практика рассмотрения «подвальных дел» сложилась пока лишь в одном регионе – в Удмуртии. И то благодаря многолетним целенаправленным усилиям общественной организации. Первые решения появились в 2000 году, сегодня они идут чередой. Исковые требования общественники выстраивали по цепочке: 1) признать нежилые помещения, расположенные в подвале жилого дома, общей долевой собственностью; 2) признать истцов участниками общей долевой собственности на нежилое помещение; 3) признать недействительной госрегистрацию права муниципальной собственности на нежилое помещение; 4) признать ничтожной сделку купли-продажи нежилых помещений.

Можно ли использовать удмуртские дела как прецедент в суде? Да, можно. Гражданско-процессуальным кодексом предусмотрена возможность обжаловать решения суда на основании сложившейся судебной практики. Хотя понятно, что принятие решения такого рода – не обязанность суда, а только право.

Верховный суд Удмуртии сделал очень важный вывод: продажа помещений с коммуникациями – нарушение закона. Такие помещения не могут быть проданы самостоятельно, так как по проекту были предназначены для коммуникаций.

Как быть, если суды вопреки фактам и представленным доказательствам признают сделки с подвалами законными? Как говорят в народе, нужно действовать не мытьем, так катаньем. Используйте Постановление Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27.09.2003. Оно устанавливает порядок работы по организации обслуживания коммуникаций. К примеру, периодичность профилактических работ. Можно подать иск на обременение этого помещения обязанностью соблюдать режим обслуживания. Установите график осмотра коммуникаций слесарем, электриком. Проводите несколько раз в месяц ревизию электросетей с отключением электричества. Это методы не такие крайние, как засыпка гравием входа в подвал.

Виктор Дейнекин, эксперт:

– Для того чтобы добиться законного судебного решения, нужно обдумать последовательность шагов. Если заявить несколько требований сразу, у суда всегда найдется основание отказать. Если же предметом иска является только один вопрос, шансов выиграть дело больше. Разберитесь с тем, что вы оспариваете у ответчика, какие именно ваши права нарушены. И после этого начните последовательно реализовывать алгоритм действий, запаситесь подтверждающими документами.

Герман Ломтев, генеральный директор Российской жилищной федерации:

– Если говорить о Постановлении № 3020-1, то на момент выхода (в 1991 году) это был важный и позитивный документ. Исполкомы райсоветов не вписались в новую систему власти, и оказалось, что отвечать за жилье некому. Поэтому и было решено передать жилищные фонды городов, кроме домов ЖСК, новым органам власти.

Однако после этого постановления был принят Закон о приватизации, по которому граждане начали оформлять квартиры в собственность. Так что если считать Постановление № 3020-1 «непоколебимым и вечным», то и квартиры нельзя было приватизировать, ведь в составе домов они принадлежали администрации. Тем не менее появились миллионы собственников...

После приватизации с баланса города снимали только квартиру. Это дало повод людям думать, что они приватизируют лишь воздух в ней. Несмотря на то что новый Гражданский кодекс, по которому жилое помещение неразрывно связывалось с общим имуществом, был принят только в 1995 году, с момента начала приватизации в 1991-м при передаче квартиры методика расчета балансовой стоимости уже предусматривала включение в ее состав доли общего имущества дома. И, естественно, подразумевалось соответствующее списание этой доли (части крыши, лифта, подвала и т.п.) с баланса муниципалитета.

Пример ТСЖ «Ленинградка, 10» – классическая иллюстрация того, как решаются проблемы общего имущества в судах. Многие муниципалитеты держатся за Постановление № 3020-1, как за спасительную соломинку, потому что иных оснований удерживать подвалы нет. Очевидно, что оно давно стало кочкой, о которую то и дело разбивают носы собственники.

В июне 2007 года к председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву обратился заместитель председателя Комитета по законодательству Госдумы РФ Петр Шелищ. Он просил обобщить судебную практику по спорам о праве долевой собственности на общее имущество многоквартирных домов. Ему ответили, что этот вопрос рассматривается в Верховном суде в рамках изучения практики применения судами Жилищного кодекса, в частности главы 6, регулирующей отношения, связанные с общим имуществом в многоквартирном доме. Долго изучают. Недавно член Общественной палаты РФ Шелищ направил повторное письмо.

Ведь для решения проблемы вместо отмены постановления № 3020-1 достаточно было бы постановления пленума Верховного суда на сей счет. Собственникам нужно дать инструменты для защиты своих прав.

Лилия Позднякова | ИЦ "Квартирный ряд"

«О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О РАЗГРАНИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ,

ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНОЙ

ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, ГОРОДОВ МОСКВЫ И

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

(в ред. Постановлений ВС РФ от 23.05.1992 № 2824-1,

от 27.01.1993 № 4375-1, от 21.07.1993 № 5475-1 (ред. 24.12.1993),

от 10.09.1993 № 15-П)

Вся нормативная база с разъяснениями экспертов представлена в электронной системе «Управление многоквартирным домом»

Получите демодоступ на 3 дня и попробуйте нашу систему

Во исполнение требований Законов РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", с целью ускорения процессов приватизации Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

2. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

3. Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

4. Объекты, переданные в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), могут быть по решению их Верховных Советов, Советов народных депутатов переданы в муниципальную собственность административно-территориальных образований, входящих в их состав.

5. Оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

6. Передача объектов, указанных в пункте 3 настоящего Постановления, в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации. Правительство обязано принять окончательное решение в 3-месячный срок со дня регистрации предложений Верховных Советов, Советов народных депутатов указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Решение о передаче в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга предприятий, занимающих доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местном рынке товаров (работ, услуг), принимается Правительством Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

7. Передача объектов, указанных в пункте 4 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется на основании предложений нижестоящих Советов народных депутатов, подаваемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Вышестоящий Совет народных депутатов обязан рассмотреть эти предложения и принять окончательное решение в 2-х месячный срок со дня их регистрации в соответствующем комитете по управлению имуществом.

8. Если по истечении сроков, установленных в пунктах 6 и 7 настоящего Постановления, решения соответствующими органами не были приняты, предложения Верховных Советов, Советов народных депутатов считаются удовлетворенными. В этом случае принятие объектов в собственность оформляется решением Верховного Совета, Совета народных депутатов, внесшего предложения.

9. Право собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов на объекты, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Постановления, возникает с момента принятия решения о праве собственности в соответствии с пунктами 6, 7 или 8 настоящего Постановления.

10. Верховные Советы, Советы народных депутатов вправе передавать на договорных началах объекты (кроме указанных в Приложении 2 к настоящему Постановлению), находящиеся в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальной собственности городов, районов, в административное управление министерствам, ведомствам Российской Федерации.

Органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, органы местного самоуправления участвуют в решении вопросов регулирования деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Правительству Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Постановления до 1 января 1992 года разработать и утвердить Положение об определении пообъектного состава федеральной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности.

При подготовке указанного Положения исходить из необходимости сохранения технологического единства инженерных, учебных, лечебно-профилактических комплексов (систем), централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их безопасной эксплуатации, а также недопущения выведения из их состава объектов, не являющихся автономными по характеру их функционирования.

Предложения Верховных Советов, Советов народных депутатов о передаче объектов в государственную и муниципальную собственность национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований должны быть составлены в соответствии с требованиями указанного Положения.

12. Правительству Российской Федерации в 1 квартале 1992 года разработать и утвердить положение, определяющее порядок участия территориальных органов управления в регулировании деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности, и центральных органов государственного управления - в регулировании деятельности предприятий и объектов, передаваемых в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.

Постановлением Верховного Совета РФ от 21 июля 1993 г. № 5475-1 пункты 13 и 14 данного документа были исключены. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 подпункт "а" пункта 1 Постановления Верховного Совета РФ от 21 июля 1993 г. № 5475-1, исключавший пункты 13 и 14, признан утратившим силу.

13. Республики в составе Российской Федерации, края, области, автономная область, автономные округа, города, районы обязаны исполнять в отношении приватизации объектов, переданных в их собственность в соответствии с настоящим Постановлением, требования, устанавливаемые Государственной программой приватизации, другими актами Верховного Совета и Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и сроки представления органами государственного управления (местной администрации) указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований отчетов об исполнении этих требований.

(п. 13 в ред. Постановления ВС РФ от 21.07.1993 № 5475-1 (ред. 24.12.1993))

14. В случае неисполнения органами государственной власти и управления (местной администрации) национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований требований и особых условий приватизации, установленных указанными нормативными актами в отношении отдельных объектов или групп объектов, эти объекты (за исключением объектов, решения о приватизации которых вступили в законную силу) подлежат безусловному и безвозмездному изъятию в федеральную собственность в порядке, устанавливаемом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(п. 14 в ред. Постановления ВС РФ от 21.07.1993 № 5475-1 (ред. 24.12.1993))

15. Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может делегировать министерствам и ведомствам следующие полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий:

заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений,

утверждение уставов предприятий, организаций, учреждений,

заключение договоров аренды имущества и учредительных договоров - в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может делегировать свои полномочия органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации.

(п. 15 в ред. Постановления ВС РФ от 21.07.1993 № 5475-1)

16. Порядок разграничения государственной собственности, установленный настоящим Постановлением, не распространяется на объекты, ранее переданные в собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям"; на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций.

17. Настоящее Постановление не распространяется на объекты интеллектуальной собственности, а также на объекты, ранее созданные и содержавшиеся за счет средств государственного бюджета СССР и находящиеся за пределами территории Российской Федерации, правовой режим которых определяется другими законодательными актами Российской Федерации и международными соглашениями.

Приложение 1

к Постановлению ВС РФ

ОБЪЕКТЫ,

ОТНОСЯЩИЕСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

(в ред. Постановления ВС РФ от 27.01.1993 № 4375-1,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 10.09.1993 № 15-П)

I. Объекты, составляющие основу

национального богатства страны

1. Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.

2. Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования

федеральных органов власти и управления и решения

общероссийских задач

1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

5. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.

6. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.

7. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

8. Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации.

(п. 8 введен Постановлением ВС РФ от 27.01.1993 № 4375-1)

III. Объекты оборонного производства

1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.

2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

IV. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность

народного хозяйства России в целом и развитие

других отраслей народного хозяйства

1. Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Пункт 2 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 № 15-П в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

2. Предприятия топливно-энергетического комплекса.

Пункт 3 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 № 15-П в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

3. Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3.

4. Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации (кроме вошедших в Приложение 3).

5. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.

6. Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

7. Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

V. Прочие объекты

1. Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.

2. Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

Приложение 2

к Постановлению ВС РФ

ОБЪЕКТЫ,

ОТНОСЯЩИЕСЯ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, КОТОРЫЕ

МОГУТ ПЕРЕДАВАТЬСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЕВ,

ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ,

ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

1. Предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации занимающими доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местных рынках товаров (работ, услуг).

2. Крупнейшие предприятия народного хозяйства (со среднегодовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 года более 200 млн. рублей или численностью занятых более 10 тысяч человек).

3. Предприятия атомного и энергетического машиностроения.

4. Предприятия рыбопромысловой промышленности.

5. Зверосовхозы.

6. Государственные санаторно-курортные учреждения (не входящие в состав имущества предприятий), объекты гостиничного хозяйства, находящиеся в ведении центральных органов государственного управления Российской Федерации.

7. Учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, кроме указанных в Приложении 3 (не входящие в составе имущества предприятий).

8. Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений - указанные объединения.

9. Предприятия автомобильного транспорта (за исключением указанных в Приложении 3).

10. Предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений.

11. Предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства, находящиеся в ведении Министерства печати и массовой информации Российской Федерации.

12. Средние специальные и профессиональные учебные заведения.

13. Предприятия общереспубликанского значения в строительстве, производстве строительных материалов и конструкций.

14. Оптово-складские помещения, элеваторное хозяйство, холодильные установки, базы комплектации, имеющие общереспубликанское значение.

15. Предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Приложение 3

к Постановлению ВС РФ

ОБЪЕКТЫ,

ОТНОСЯЩИЕСЯ К МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

(в ред. Постановления ВС РФ от 23.05.1992 № 2824-1)

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов:

жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;

объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:

предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Об отнесении объектов к закрытой сети см. письмо Госкомимущества РФ от 16.07.1992 № АЧ-16/4490.

4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети, а также предприятий и организаций Министерства путей сообщения Российской Федерации, департаментов морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, связанных с обеспечением питания пассажиров в поездах, судах и рабочего снабжения).

Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1
"О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"
(с изменениями от 23 мая 1992 г., 27 января, 21 июля 1993 г.)

О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов РФ см. постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 784

О мерах по реализации положений настоящего постановления см. распоряжение Госкомимущества РФ от 27 января 1993 г. N 135-р

Во исполнение требований Законов РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", с целью ускорения процессов приватизации Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

В настоящее время действует Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"

1. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Независимо от передачи этих объектов в собственность указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, административное управление ими до момента приватизации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

2. Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

3. Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

4. Объекты, переданные в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), могут быть по решению их Верховных Советов, Советов народных депутатов переданы в муниципальную собственность административно-территориальных образований, входящих в их состав.

5. Оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

6. Передача объектов, указанных в пункте 3 настоящего Постановления, в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации. Правительство обязано принять окончательное решение в 3-месячный срок со дня регистрации предложений Верховных Советов, Советов народных депутатов указанных национально-государственных, национально- и административно - территориальных образований в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Решение о передаче в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга предприятий, занимающих доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местном рынке товаров (работ, услуг), принимается Правительством Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

7. Передача объектов, указанных в пункте 4 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется на основании предложений нижестоящих Советов народных депутатов, подаваемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Вышестоящий Совет народных депутатов обязан рассмотреть эти предложения и принять окончательное решение в 2-месячный срок со дня их регистрации в соответствующем комитете по управлению имуществом.

8. Если по истечении сроков, установленных в пунктах 6 и 7 настоящего Постановления, решения соответствующими органами не были приняты, предложения Верховных Советов, Советов народных депутатов считаются удовлетворенными. В этом случае принятие объектов в собственность оформляется решением Верховного Совета, Совета народных депутатов, внесшего предложения.

9. Право собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов на объекты, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Постановления, возникает с момента принятия решения о праве собственности в соответствии с пунктами 6 , 7 или 8 настоящего Постановления.

10. Верховные Советы, Советы народных депутатов вправе передавать на договорных началах объекты (кроме указанных в Приложении 2 к настоящему Постановлению), находящиеся в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальной собственности городов, районов, в административное управление министерствам, ведомствам Российской Федерации.

Органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, органы местного самоуправления участвуют в решении вопросов регулирования деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Правительству Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Постановления до 1 января 1992 года разработать и утвердить Положение об определении пообъектного состава федеральной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности.

При подготовке указанного Положения исходить из необходимости сохранения технологического единства инженерных, учебных, лечебно-профилактических комплексов (систем), централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их безопасной эксплуатации, а также недопущения выведения из их состава объектов, не являющихся автономными по характеру их функционирования.

Предложения Верховных Советов, Советов народных депутатов о передаче объектов в государственную и муниципальную собственность национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований должны быть составлены в соответствии с требованиями указанного Положения.

12. Правительству Российской Федерации в I квартале 1992 года разработать и утвердить положение, определяющее порядок участия территориальных органов управления в регулировании деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности, и центральных органов государственного управления - в регулировании деятельности предприятий и объектов, передаваемых в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность.

Постановлением ВС РФ от 21 июля 1993 г. N 5475-1 пункты 13-14 настоящего постановления были исключены

Согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 подпункт "а" пункта 1 постановления ВС РФ от 21 июля 1993 г. N 5475-1, исключавший пункты 13 и 14 настоящего постановления, утратил силу

13. Республики в составе Российской Федерации, края, области, автономная область, автономные округа, города районы обязаны исполнять в отношении приватизации объектов, переданных в их собственность в соответствии с настоящим Постановлением, требования, устанавливаемые Государственной программой приватизации, другими актами Верховного Совета и Президента Российской Федерации. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок и сроки представления органами государственного управления (местной администрации) указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований отчетов об исполнении этих требований.

14. В случае неисполнения органами государственной власти и управления (местной администрации) национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований требований и особых условий приватизации, установленных указанными нормативными актами в отношении отдельных объектов или групп объектов, эти объекты (за исключением объектов,решения о приватизации которых вступили в законную силу) подлежат безусловному и безвозмездному изъятию в федеральную собственность в порядке, устанавливаемом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением ВС РФ от 21 июля 1993 г. N 5475-1 пункт 15 настоящего постановления был изложен в новой редакции

см. текст пункта в предыдущей редакции

15. Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может делегировать министерствам и ведомствам следующие полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий:

заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений,

утверждение уставов предприятий, организаций и учреждений,

заключение договоров аренды имущества и учредительных договоров - в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации может делегировать свои полномочия органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в порядке, определенном Федеративным договором и законами Российской Федерации.

16. Порядок разграничения государственной собственности, установленный настоящим Постановлением, не распространяется на объекты, ранее переданные в собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, районов, в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям"; на объекты, ранее находившиеся в государственной собственности и отчужденные в законном порядке в собственность граждан и юридических лиц; на собственность иностранных государств и международных организаций.

17. Настоящее Постановление не распространяется на объекты интеллектуальной собственности, а также на объекты, ранее созданные и содержавшиеся за счет средств государственного бюджета СССР и находящиеся за пределами территории Российской Федерации, правовой режим которых определяется другими законодательными актами Российской Федерации и международными соглашениями.

Председатель Верховного Совета

Москва, Дом Советов России

Приложение 1

к Постановлению ВС РФ

Объекты,
относящиеся исключительно к федеральной собственности

I. Объекты, составляющие основу национального богатства страны

1. Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.

2. Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

3. Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации пункта 3 раздела I приложения 1 к настоящему постановлению см. распоряжение Правительства Москвы от 2 октября 2002 г. N 1468-РП

II. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач

1. Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

2. Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

4. Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

5. Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.

6. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.

7. Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

Постановлением ВС РФ от 27 января 1993 г. N 4375-1 раздел II приложения 1 к настоящему постановлению дополнен пунктом 8

8. Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации.

III. Объекты оборонного производства

1. Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.

2. Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

IV. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.

1. Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 сентября 1993 г. пункты 2 и 3 раздела IV приложения N 1 к настоящему постановлению в части отнесения к объектам исключительно федеральной собственности предприятий топливно-энергетического комплекса и предприятий и объектов электроэнергетики признаны не соответствующими частям второй и третьей статьи 11-1, пункту "г" части первой статьи 84-11 Конституции Российской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 года и Федеративному договору

2. Предприятия топливно-энергетического комплекса.

3. Предприятия и объекты электроэнергетики, за исключением вошедших в Приложение 3.

Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности пункта 4 раздела IV приложения N 1 к настоящему постановлению см. Определение Конституционного Суда РФ от 8 октября 1999 г. N 172-О

4. Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газофикации (кроме вошедших в Приложение 3 ).

5. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживющие их организации.

6. Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

7. Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

V. Прочие объекты

1. Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.

2. Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

Приложение 2

к Постановлению ВС РФ

Объекты,
относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга

1. Предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации занимающими доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местных рынках товаров (работ, услуг).

2. Крупнейшие предприятия народного хозяйства (со среднегодовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 года более 200 млн. рублей или численностью занятых более 10 тысяч человек).

3. Предприятия атомного и энергетического машиностроения.

4. Предприятия рыбопромысловой промышленности.

5. Зверосовхозы.

6. Государственные санаторно-курортные учреждения (не входящие в состав имущества предприятий), объекты гостиничного хозяйства, находящиеся в ведении центральных органов государственного управления Российской Федерации.

7. Учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, кроме указанных в Приложении 3 (не входящие в состав имущества предприятий).

8. Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений - указанные объединения.

9. Предприятия автомобильного транспорта (за исключением указанных в Приложении 3 ).

10. Предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений.

11. Предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства, находящиеся в ведении Министерства печати и массовой информации Российской Федерации.

12. Средние специальные и профессиональные учебные заведения.

13. Предприятия общереспубликанского значения в строительстве, производстве строительных материалов и конструкций.

14. Оптово-складские помещения, элеваторное хозяйство, холодильные установки, базы комплектации, имеющие общереспубликанское значение.

15. Предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Приложение 3

к Постановлению ВС РФ

Объекты, относящиеся к муниципальной собственности

Согласно Разъяснениям, утвержденным распоряжением Мингосимущества РФ от 23 апреля 1999 г. N 592-р, органы местного самоуправления подтверждают соответствие конкретных объектов требованиям приложения 3 настоящего постановления путем регистрации перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность, в порядке, установленном Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г, N 2265 и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов:

жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;

объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:

предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Пункт 4 приложения 3 был изменен Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 23 мая 1992 года N 2824-1 О внесении изменений в пункт 4 приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1

4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети а также предприятий и организаций Министерства путей сообщения Российской Федерации, департаментов морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, связанных с обеспечением питания пассажиров в поездах, судах и рабочего снабжения).

Арбитражный суд Ивановской области в составе: председательствующего Герасимова *.*. , судей: Торговой *.*. и Чижиковой *.*. , рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ивановской областной федерации профсоюзов на решение арбитражного суда Ивановской области от 10 февраля 2000 г. по делу N 1212/5к,

установил:

В арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением о признании недействительным постановления Главы администрации г. Иванова N 582-7 от 01.07.99 обратилась Ивановская областная федерация профсоюзов.

Решением арбитражного суда от 16.12.1999 по делу N 1212/5/к в удовлетворении исковых требований истцу было отказано. При рассмотрении дела суд пришел к выводу о принадлежности здания дома N 13 литер Б, Б2 по ул. Батурина г. Иванова к муниципальной собственности. Оспариваемый акт был принят Главой администрации г. Иванова в пределах предоставленных ему полномочий.

Не согласившись с данным судебным актом Ивановская областная федерация профсоюзов подала апелляционную жалобу. По мнению заявителя жалобы, при вынесении решения судом не были учтены следующие обстоятельства.

Спорное здание относится к спортивным сооружениям. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10.03.1960 “О передаче профсоюзам санаториев и домов отдыха“ спортивные сооружения передавались государственными организациями профсоюзам безвозмездно.

Согласно договору разграничения прав владения, пользования и распоряжения собственностью профсоюзов на территории Ивановской области между Советом ФНПР и Ивановским областным Советом профсоюзов спорное помещение по ул. Батурина, 13 литер Б, Б2 является собственностью Ивановской областной федерации профсоюзов. Спорное помещение ранее было передано заявителю в собственность и п. 16 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 на рассматриваемую ситуацию не распространялся.

Заявитель жалобы пользовался спорным зданием в течение 18 лет. В соответствии со ст. 234 Гражданского кодекса РФ профсоюзы приобрели право собственности на здание. Кроме того, доля муниципальной (государственной) собственности в помещении отсутствует, что подтверждается справкой Ивановского областного комитета по управлению имуществом от 21.02.1996 N 596.

Администрация города Иванова считает судебный акт правомерным и не подлежащим отмене.

Апелляционная жалоба рассмотрена апелляционной инстанцией арбитражного суда Ивановской области в отсутствии представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы.

Рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы, заслушав представителей ответчика апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения заявленной жалобы и отмены оспариваемого судебного акта исходя из следующих обстоятельств.

По решению исполкома Ивановского городского Совета депутатов трудящихся от 13.01.1967 N 7 здание дома N 13 литер Б, Б2 по ул. Батурина стоимостью 21,15 тыс. руб. было передано с баланса домоуправления N 4 Октябрьского района на баланс областного Совета ДСО “Труд“ безвозмездно. 01.07.99 Глава города Иванова издает постановление N 582-7 “О принятии в муниципальную собственность здания N 13 литер Б, Б2 по улице Батурина“. Данное постановление издано в соответствии с п. 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“. Согласно названного акта нежилой фонд переданный до принятия постановления в ведение (на баланс) другим юридическим лицам относится к объектам муниципальной собственности. С учетом изложенного Глава города Иванова обоснованно издал постановление о принятии спорного здания в муниципальную собственность.

Заявление истца о возникновении у него права собственности на спорное помещение в силу приобретательной давности не соответствует действительности. В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Доказательств регистрации за ним права собственности на спорное помещение учреждениями юстиции по регистрации прав истцом не представлено, судебных решений по данному вопросу не выносилось. Справка комитета по управлению государственным имуществом Администрации Ивановской области подтверждает факт отсутствия в имуществе спортивного зала государственной собственности.

На момент заключения между Советом ФНПР и Ивановским областным Советом профсоюзов соглашения о разделе собственности спорное помещение в силу указания закона являлось муниципальным. Упорядочение прав пользования данным помещением не изменяет его принадлежности к муниципальной собственности.

Оспариваемое заявителем жалобы судебное решение вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства и не подлежит изменению.

Руководствуясь ст. ст. 95, 155 - 157 АПК РФ,

постановил:Апелляционную жалобу Ивановской областной федерации профсоюзов от 10.02.2000 оставить без удовлетворения, а решение арбитражного суда Ивановской области от 16.12.1999 по делу N 1212/5к без изменения.

Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе отнести на заявителя жалобы.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация