Что значит дать квалификацию преступления. Понятие и значение квалификации преступлений. Теории и основы квалификации преступлений

Главная / Бизнес

Военный коммунизм представляет собой политику, проводившуюся на территории Советского государства в условиях гражданской войны. Пик военного коммунизма пришелся на 1919-1921 года. Ведение коммунистической политики было направлено на создание коммунистического общества так называемыми левыми коммунистами.

Существует несколько причин перехода большевиков к такой политике. Некоторые из историков считают, что это была попытка ввести коммунизм командным методом. Однако же, впоследствии оказалось, что попытка не была удачной. Другие из историков считают, что военный коммунизм был всего лишь временной мерой, и правительство не рассматривало такую политику для ее применения на практике и в будущем после окончания гражданской войны.

Период военного коммунизма продлился относительно недолго. Военный коммунизма был прекращен 14 марта 1921 года. В это время Советским государством был взят курс на НЭП.

Основа военного коммунизма

Политика военного коммунизма характеризовалась одной отличительной чертой – национализацией всех возможных отраслей хозяйства. Приход большевиков к власти стал отправной точкой для ведения политики национализации. «земель, недр, вод и лесов» была объявлена в день Петроградского переворота.

Национализация банков

Во время проведения Октябрьской революции одним из первых действий, которое совершили большевики, стал вооруженный захват Государственного банка. С этого началась экономическая политика военного коммунизма под руководством большевиков.

Через некоторое время банковское дело стало считаться государственной монополией. Из банков, подвергнувшихся монополии, были конфискованы денежные средства местного населения. Конфискации подверглись средства, которые были нажиты «нечестным нетрудовым путем». Что касается конфискованных средств, то это были не только денежные банкноты, но и слиты золота, а также серебра. проводилась в том случае, если вклад был больше 5000 рублей на человека. Впоследствии владелец счетов банков-монополий могли получить не более 500 рублей в месяц со своего счета. Однако же, не конфискованный остаток быстро поглощала – получить свои их владельцами с банковских счетов считалось практически невозможным.

Бегство капитала и национализация промышленности

«Бегство капитала» из России активизировалось летом 1917 года. Иностранные предпринимателями были первыми, кто сбежал из России. Они искали здесь более дешевую рабочую силу, нежели у себя на родине. Однако же, после Февральской революции нажиться на дешевой силе практически не представлялось возможным. Трудовой день был четко установлен, при этом велась борьба за повышение заработной платы, что было бы не совсем выгодно для иностранных предпринимателей.

Отечественным промышленникам также пришлось прибегнуть к бегству, потому что ситуация в стране была нестабильной, и бежали для того, чтобы можно было бы полноценно заниматься своей рабочей деятельностью.

Национализация предприятий имела не только политические причины. Министр торговли и промышленности считал, что постоянные конфликты с рабочей силой, которая в свою очередь на постоянной основе проводила митинги и забастовки, нуждались в каком-либо адекватном разрешении. После проведенного Октябрьского переворота большевиков настигли те же проблемы с рабочей силой, что и раньше. Естественно, что ни о какой передаче фабрик рабочим речь не шла.

Ликинская мануфактура А. В. Смирнова стала одной из первых фабрик, которая была национализирована большевиками. Меньше, нежели за полгода (с ноября по март 1917-1918) были национализированы более чем 836 промышленных предприятий. Со 2 мая 1918 года активно начала проводиться национализация сахарной промышленности. С 20 июня этого же года началась национализация нефтяной промышленности. Осенью 1918 года Советское государство успело национализировать 9542 предприятия.

Капиталистическая собственность национализировалась довольно просто – путем безвозмездных конфискаций. Уже в апреле следующего года практически не осталось ни одного предприятия, которое не было бы национализированным. Постепенно национализация дошла и до средних предприятий. Управление производствами подвергались жестокой национализации со стороны правительства. Высший совет народного хозяйства стал главенствующим органом в управлении над централизованными предприятиями. Экономическая политика военного коммунизма, предпринятая по отношению к национализации предприятий, практически не принесла положительного эффекта, так как большая часть рабочих перестали трудиться на благо Советского государства и выехали за рубеж.

Контроль над торговлею и промышленностью

Контроль над торговлей и промышленностью пришелся на декабрь 1917 года. Меньше чем через полгода после того, как военный коммунизм стал основным способом ведения политики в Советском государстве, торговля и промышленность были объявлены государственной монополией. Произошла национализация торгового флота. При этом судоходные предприятия, торговые дома и другое имущество частных предпринимателей в торговом флоте было объявлено собственностью государства.

Введение принудительной трудовой повинности

Для «нетрудовых классов» было принято решение ввести принудительную трудовую повинность. Согласно принятому кодексу законов о труде в 1918 году для всех граждан РСФСР была установлена принудительная трудовая повинность. Со следующего года для граждан был запрещен самовольный переход с одного рабочего места на другое, при этом прогулы строго карались. На всех предприятиях была установлена строгая дисциплина, над которой постоянно держали контроль руководители. В выходные и праздники труд перестал оплачиваться, что в свою очередь привело к массовому недовольству в рабочих слоях.

В 1920 году был принят закон «О порядке всеобщей трудовой повинности», согласно которому работоспособное население привлекалось к выполнению различных работ на благо страны. Наличие постоянного рабочего места значения в данном случае никакого не имело. Повинность должны были выполнять все.

Введение пайка и продовольственная диктатура

Большевиками было принято решение продолжать придерживаться хлебной монополии, которая была принята еще Временным правительством. Частная торговля хлебной продукцией была официально запрещена вышедшим Декретом о государственной монополии хлеба. В мае 1918 народные комиссары на местах должны были самостоятельно вести борьбу с гражданами, которые укрывали запасы хлеба. Для ведения полноценной борьбы с укрытием и спекуляцией хлебными запасами народные комиссары были наделены дополнительными полномочиями со стороны правительства.

Ведение продовольственной диктатуры имело свою цель – централизовать заготовку и распределение продовольствия среди населения. Еще одной целью ведения продовольственной диктатуры была борьба с мошенничеством кулаков.

Наркомпрод имел ничем не ограниченные полномочия в методах и способах заготовки продовольствия, которая проводилась в период существования такого понятия как политика военного коммунизма. Согласно декрету от 13 мая 1918 года была установлена норма потребления на каждого человека продуктов питания в год. За основу декрета были взяты нормы потребления продовольствия, введенные еще Временным правительством в 1917 году.

Если же количество хлеба на одного человека превышало указанные в декрете нормы, он должен был сдавать его государству. Передача проводилась по назначенным государством ценам. После чего правительство могло распоряжаться хлебной продукцией на свое усмотрение.

Для контроля над продовольственной диктатурой была создана Продовольственно-реквизиционная армия Наркомпрода РСФСР. В 1918 году было принято постановление о введение для четырех классов населения продовольственного пайка. Изначально пайком могли воспользоваться только лишь жители Петрограда. Спустя месяц – жители Москвы. Впоследствии возможность получать продовольственный паек распространилась на все государство. После того, как были введены карточки на получение продовольственного пайка, все другие способы и системы получения продуктов питания были отменены. Параллельно с этим был введен запрет на частное .

Вследствие того, что все миры для поддержания продовольственной диктатуры были принято во время гражданской войны в стране, на деле они не поддерживались так строго, как это было указано в документах, подтверждающих введение различных декретов. Далеко не все регионы были под контролем большевиков. Соответственно, что на этой территории ни о каком выполнении их указов речь идти не могла.

В то же время далеко не во всех регионах, которые были в подчинении у большевиков, также была возможность выполнять указы правительства, так как местная власть не знала о существовании различных указов и декретов. Из-за того, что связь между регионами практически не поддерживалась, местная власть не могла получить указания о ведении продовольственной или какой-либо другой политики. Им приходилось действовать на свое усмотрение.

До сих пор далеко не все историки могут объяснить суть военного коммунизма. Был ли он действительно экономической политикой, сказать невозможно. Возможно, что это были всего лишь меры большевиков, для того чтобы одержать победу в стране.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Внутренняя политика Советского правительства летом 1918 в начале 1921 г. получила название "военный коммунизм".

Причины : введениее продовольственной диктатуры и военно-политического нажима; нарушение традиционных экономических связей между городом и деревней,

Сущность : национализация всех средств производства, внедрение централизованного управления, уравнительное распределение продуктов, принудительный труд и политическая диктатура большевистской партии. 28 июня 1918 г. предписывалась ускоренная национализация крупных и средних предприятий. Весной 1918 г. была установлена государственная монополия внешней торговли. 11 января 1919 г. продразверстка была введена на хлеб. К 1920 г. она распространилась на картофель, овощи и др.

Итоги : Политика "военного коммунизма" привела к уничтожению товарно-денежных отношений. Ограничивалась продажа продовольствия и промышленных товаров и введена уравнительная система оплаты труда среди рабочих.

В 1918 г. была введена трудовая повинность для представителей бывших эксплуататорских классов, а в 1920 г. всеобщая трудовая повинность. Натурализация оплаты труда привела к бесплатному предоставлению жилья, коммунальных, транспортных, почтовых и телеграфных услуг. В политической сфере установилась безраздельная диктатура РКП(б). Независимость потеряли профсоюзы, поставленные под партийный и государственный контроль. Они перестали быть защитниками интересов рабочих. Запрещалось стачечное движение.

Не соблюдалась провозглашенная свобода слова и печати. В феврале 1918 г. была восстановлена смертная казнь. Политика "военного коммунизма" не только не вывела Россию из экономической разрухи, но и усугубила ее. Нарушение рыночных отношений вызвало развал финансов, сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве. Население городов голодало. Однако централизация управления страной позволила большевикам мобилизовать все ресурсы и удержать власть в ходе гражданской войны.

К началу 1920-х в результате проведения политики военного коммунизма в условиях гражданской войны в стране разразился социально-экономический и политический кризис. После окончания гражданской войны страна оказалась в тяжелейшем положении, столкнулась с глубоким экономическим и политическим кризисом. В результате почти семи лет войны Россия потеряла более четверти своих национальных богатств. Особенно крупный урон понесла промышленность.

Объем ее валовой продукции уменьшился в 7 раз. Запасы сырья и материалов к 1920 году были в основном исчерпаны. По сравнению с 1913 годом валовое производство крупной промышленности сократилось почти на 13%, а мелкой более чем на 44%. Огромные разрушения были нанесены транспорту. В 1920 г объем перевозок железных дорог составил 20% по отношению к довоенному. Ухудшилось положение в сельском хозяйстве. Сократились посевные площади, урожайность, валовые сборы зерновых, производство продуктов животноводства. Сельское хозяйство все более приобрело потребительский характер, его товарность упала в 2,5 раза.


Произошло резкое падения жизненного уровня и труда рабочих. В результате закрытия многих предприятий продолжался процесс деклассирования пролетариата. Огромные лишения привели к тому, что с осени 1920 года в среде рабочего класса стало усиливаться недовольство. Положение осложнялось начавшейся демобилизацией Красной Армии. По мере того, как фронты гражданской войны отступали к границам страны, крестьянство начало все более активно выступать против продразверстки, которая реализовывалась насильственными методами с помощью продотрядов.

Партийное руководство стало искать пути выхода из создавшейся ситуации. Зимой 1920-1921 в руководстве партии возникла так называемая "дискуссия о профсоюзах". Дискуссия была крайне запутанной, лишь краем задевала реальный кризис в стране, т.н.м. в ЦК РКП (б) появились фракции со своими взглядами на роль профсоюзов по окончании гражданской войны. Застрельщиком этой дискуссии стал Троцкий Л.Д. Он и его сторонники предложили и дальше "завинчивать гайки" в обществе вводя армейские порядки.

"Рабочая оппозиция" (Шляпников А.Г., Медведев, Коллонтай А.М.) рассматривала профсоюзы как высшую форму организации пролетариата, требовала передачи профсоюзам права руководства народным хозяйством. Группа "демократического централизма" (Сапронов, Осинский В.В. и др.) выступала против руководящей роли РКП (б) в Советах и профсоюзах, а внутри партии требовала свободы фракций и группировок. Ленин В.И. и его сторонники составили свою платформу, определившую профсоюзы как школу управления, школу хозяйничанья, школу коммунизма. В ходе дискуссии борьба развернулась и по другим вопросам политики партии в послевоенный период: об отношении рабочего класса к крестьянству, о подходе партии к массам вообще в условиях мирного социалистического строительства.

Новая экономическая политика (НЭП) — экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. Была принята весной 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразверстки продналогом в деревне, использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

НЭП позволил быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами. Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы). Сталин и его окружение взяли курс на принудительное изъятие хлеба и насильственную коллективизацию деревни. Проводились репрессии против управленческих кадров (Шахтинское дело, процесс Промпартии и др.). К началу 1930-х годов НЭП был фактически свёрнут.

В основе политики военного коммунизма лежала задача уничтожения рыночных и товарно-денежных отношений (т.е. частной собственности), замена их централизованным производством и распределением.

Для проведения этого плана необходима была система, способная довести волю центра до самых отдаленных уголков огромной державы. В этой системе все должно быть взято на учет и поставлено под контроль (потоки сырья и ресурсов, готовой продукции). Ленин считал, что «военный коммунизм» станет последней ступенью перед социализмом.

2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил о введении военного положения, руководство страной перешло к Совету Рабочей и Крестьянской Обороны во главе с В.И. Лениным. Фронтами командовал Реввоенсовет, возглавляемый Л.Д. Троцким.

Тяжелое положение на фронтах и в экономике страны подтолкнули власти ввести ряд чрезвычайных мер, определяемых как военный коммунизм.

В советском варианте он включал в себя продразверстку (запрещалась частная торговля хлебом, излишки и запасы насильственно изымались), начало создания колхозов и совхозов, национализацию промышленности, запрещение частной торговли, введение всеобщей трудовой повинности, централизации управления.

К февралю 1918 г. в собственность государства перешли предприятия, принадлежавшие царской семье, российской казне и частникам. В дальнейшем была проведена хаотичная национализация мелких промышленных предприятий, а затем целых отраслей промышленности.

Хотя в царской России доля государственной (казенной) собственности была всегда традиционно велика, централизация производства и распределения прошла довольно болезненно.

Крестьяне и значительная часть рабочих были настроены против большевиков. И с 1917 по 1921 гг. они принимали антибольшевистские резолюции и активно участвовали в вооруженных антиправительственных выступлениях.

Большевикам предстояло создать такую политико-экономическую систему, которая могла дать рабочим минимальные возможности для проживания и одновременно поставила бы их в жесткую зависимость от властей и администрации. Именно с этой целью проводилась политика сверхцентрализации экономики. В дальнейшем коммунизм отождествлялся с централизацией.

Несмотря на «Декрет о земле» (земля передавалась крестьянам), шла национализация земли, полученной крестьянами в ходе столыпинской реформы.

Фактическая национализация земли и введение уравнительного землепользования, запрет арендовать и покупать землю и расширять запашку привел к ужасающему падению уровня аграрного производства. В результате начался голод, ставший причиной смерти тысяч людей.

В период «военного коммунизма», после подавления антибольшевистского выступления левых эсеров, был осуществлен переход к однопартийной системе.

Научное обоснование большевиками исторического процесса как непримиримой классовой борьбы привел к политике «красного Teppopa» причиной введения которого стала серия покушении на руководителей партии.

Его сущность лежала в последовательном уничтожении по принципу «кто не с нами, тот против нас». В список попали интеллигенция, офицерство, дворяне, священники, зажиточное крестьянство.

Основным методом «красного террора» стали внесудебные расстрелы, санкционированные и проводимые ВЧК. Политика «красного террора» позволила большевикам укрепить свою власть, уничтожить противников и тех, кто проявлял недовольство.

Политика военного коммунизма усугубила экономическую разруху, привела к неоправданной гибели огромного числа невинных людей.

Когда закончилась Октябрьская революция, большевиками стали воплощаться в жизнь их самые смелые идеи. Гражданская война и истощение стратегических ресурсов вынудили новую власть к принятию экстренных мер, направленных на обеспечение своего дальнейшего существования. Комплекс этих мероприятий получил название «военный коммунизм».

Осенью 1917 года большевиками была захвачена власть в Петрограде и уничтожены все высшие органы правления старой власти. Большевики руководствовались идеями, которые были мало согласованы с привычным жизненным укладом России.

  • Причины военного коммунизма
  • Черты военного коммунизма
  • Политика военного коммунизма
  • Итоги военного коммунизма

Причины военного коммунизма

Каковы же предпосылки и причины возникновения военного коммунизма в России? Поскольку большевики понимали, что они не смогут победить тех, кто выступал против советской власти, они приняли решение вынудить все подвластные им регионы быстро и четко исполнять их указы, централизовать свою власть в новой системе, поставить всё на учет и контроль.

В сентябре 1918 года ЦИК объявил в стране военное положение. Из-за тяжелого экономического положения страны власть приняла решение ввести новую политику военного коммунизма под командованием Ленина. Новая политика была направлена на поддержку и перенастройку экономики государства.

В качестве основной силы сопротивления, выказывавшей своё недовольство действиями большевиков, выступали рабочие и крестьянские классы, поэтому новой экономической системой было принято решение обеспечить эти классы правом на труд, но при условии, что они будут находиться в четкой зависимости от государства.

В чем же суть политики военного коммунизма? Суть заключалась в подготовке страны к новому, коммунистическому строю, ориентацию на который взяла новая власть.

Черты военного коммунизма

Военный коммунизм, процветающий в России в 1917-1920 годы, представлял собой такую организацию общества, в которой тыл подчинялся армии.

Еще до того как большевики пришли к власти, они говорили о том, что банковская система страны и крупная частная собственность являются порочными и несправедливыми. После захвата власти Ленин, чтобы иметь возможность поддерживать свою власть, реквизировал все средства банков и частников.

На законодательном уровне политика военного коммунизма в России начала своё существование с декабря 1917 года .

Несколькими декретами Совета Народных Комиссаров была установлена монополия правительства на стратегически важные сферы жизни. Среди основных характерных черт военного коммунизма следует выделить:

  • Крайнюю степень централизованного управления экономикой государства.
  • Тотальное уравнительство, при котором все слои населения имели одинаковое количество товаров и благ.
  • Национализацию всей промышленности.
  • Запрет на частную торговлю.
  • Государственную монополизацию сельских хозяйств.
  • Милитаризацию труда и ориентацию на военную промышленность.

Так, политика военного коммунизма предполагала, опираясь на эти принципы, создать новую модель государства, в котором отсутствуют как богатые, так и бедные. Все граждане этого нового государства должны быть равны и получать ровно то количество благ, которое необходимо им для нормального существования.

Видео о военном коммунизме в России:

Политика военного коммунизма

Главная цель политики военного коммунизма - полностью уничтожить товарно-денежные отношение и предпринимательство. Большинство реформ, проведённых в этот период времени, были направлены именно на достижение этих целей.

В первую очередь, большевики стали собственниками всего царского имущества, в том числе денег и драгоценностей. Затем последовала ликвидация частных банков, денег, золота, драгоценностей, частных крупных вкладов и остальных пережитков прежней жизни, которые перекочевали также к государству. Кроме того, новое правительство установило норму выдачи денег для вкладчиков, не превышающую 500 рублей в месяц.

К мероприятиям политики военного коммунизма относится и национализация промышленности страны. Изначально государством были национализированы промышленные предприятия, которым грозило разорение, чтобы их спасти, поскольку во время революции огромное количество владельцев производств и заводов вынуждено было бежать из страны. Но со временем новая власть приступила к национализации всей промышленности, даже мелкой.

Для политики военного коммунизма характерно введение всеобщей трудовой повинности с целью поднятия экономики. Согласно ей, на всё население была наложена обязанность отрабатывать 8-часовые рабочие дни, а бездельники карались на законодательном уровне. Когда российская армия была выведена из Первой мировой войны, несколько отрядов солдат преобразовались в трудовые отряды.

Кроме того, новое правительство ввело так называемую продовольственную диктатуру, согласно которой процесс раздачи необходимых товаров и хлеба народу контролировали государственные органы. С этой целью государство установило нормы душевного потребления.

Таким образом, политика военного коммунизма была направлена на глобальные преобразования всех сфер жизни страны. Новое правительство выполнило поставленные перед собой задачи:

  • Ликвидировало частные банки и вклады.
  • Национализировало промышленность.
  • Ввело монополию на внешнюю торговлю.
  • Принудило к трудовой повинности.
  • Ввело продовольственную диктатуру и продразвёрстку.

Политике военного коммунизма соответствует лозунг «Вся власть Советам!».

Видео о политике военного коммунизма:

Итоги военного коммунизма

Несмотря на то что большевиками был проведён ряд реформ и преобразований, итоги военного коммунизма свелись к обычной политике террора, уничтожавшей тех, кто выступал против большевиков. Главный орган, осуществляющий в тот период планирование экономики и проведение реформ – Совет народного хозяйства – в конечном итоге не смог решить свои экономические задачи. Россия пребывала в еще большем хаосе. Экономика, вместо того чтобы перестраиваться, разваливалась еще быстрее.

Впоследствии политики военного коммунизма в стране появилась новая политика - НЭП, целью которой было снятие социальной напряженности, укрепление социальной базы советской власти союзом рабочих и крестьян, предотвращение дальнейшего усугубления разрухи, выход из кризиса, восстановление хозяйств, ликвидация международной изолированности.

А что Вы знаете о военном коммунизме? Согласны ли Вы с политикой этого режима? Поделитесь своим мнением в комментариях .

Конспект лекции

По теме № 1. Понятие и значение квалификации преступлений

Рассматриваемые вопросы:

  1. Понятие квалификации преступлений.
  2. Значение квалификации преступлений.
  3. Методологические основы квалификации.

Вопрос № 1. Понятие квалификации преступлений.

Важное место в практическом применении уголовного закона занимает квалификация преступлений. Квалифицировать (от лат. qualis - качество) - относить некоторое явление по его качественным признакам, свойствам к какому-либо разряду, виду, категории. Понятие “квалификация преступлений” тесно связано с вопросами применения нормы права, оценки общественно опасного деяния, привлечением к уголовной ответственности, освобождением от уголовной ответственности и наказания, решением вопросов избрания конкретного вида и размера наказания и т.д. Как показывает следственная и судебная практика, в среднем около 50% ошибок непосредственно связано с неправильной квалификацией, то есть с ошибочным применением норм материального права (уголовного закона). Неправильная оценка дознавателем, следователем, прокурором или судьей факта жизненной реальности может вызвать применение к невиновному лицу мер уголовного наказания или уголовно-процессуального принуждения, характеризующихся существенным ограничением свободы личности.

Квалификация преступления - это «установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаки состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой» .

Отмеченное определение является общепризнанным в теории отечественного уголовного права и представляет собой основу для развернутого раскрытия содержания понятия квалификации преступления.

Словосочетания «квалификация преступления» и «квалификация преступлений», различающиеся по написанию слова «преступление» в единственном и множественном числе, употребляются в настоящее время в юридической литературе как синонимы.

Квалификация преступления - это понятие, слагаемое из совокупности четырех компонентов.

Первый состоит в том, что квалификация преступления представляет собой правовую оценку именно преступного деяния, то есть деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом, хотя бы одного.

Второй компонент квалификации преступления - признаки совершенного деяния.

Третий компонент квалификации преступления - признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом.

Четвертый компонент квалификации преступления - это установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками, составляющими ее второй и третий компоненты .

Квалификация преступления представляет собой, с одной стороны, процесс и, с другой - результат .

В качестве процесса выступают, во-первых, выявление фактических признаков совершенного деяния, во-вторых, выбор уголовно-правовых норм, в первую очередь нормы Особенной части УК РФ, и при бланкетной последней - других (не уголовных) законов и (иных) нормативных правовых актов, на которые в ней сделаны ссылки, и в которых содержатся признаки состава преступления, и, в-третьих, мыслительные операции субъекта квалификации преступлений по сопоставлению того и другого. Данный процесс расчленяется на указанные составные части лишь теоретически. В действительности же в сознании субъекта квалификации преступлений все эти части переплетаются друг с другом, органически взаимосвязаны между собой и весь процесс протекает слитно, как единый.

Квалификация преступления, как результат, следует учитывать, что фактические признаки совершенного деяния соответствуют признакам состава преступления, предусмотренного уголовным законом, а также, если диспозиция статьи особенной части этого закона является бланкетной, еще и другими законами и (или) иными нормативными правовым актами, ссылки на которые содержатся в указанной диспозиции, и юридическое закрепление данного вывода.

Принято в юридической литературе различать такие виды квалификации преступлений: официальная (легальная) и неофициальная (доктринальная).

Неофициальная (доктринальная) квалификация - соответствующая правовая оценка преступного деяния, даваемая отдельными гражданами: научными работниками, авторами журнальных статей, монографий, учебников, учебных пособий, студентами, изучающими те или иные конкретные уголовные дела и т.д.» .

Официальная квалификация преступления рассматривается по конкретному уголовному делу и выполняется лицами, специально уполномоченными на это государством. Представляется необходимым указать еще и на такой ее признак, как закрепленность ее в документе, предусмотренном уголовно-процессуальном законодательстве: постановлении о возбуждении уголовного дела, постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого, обвинительном заключении, приговоре и т.д.

Представляется возможным указать, что такими учеными как Гаухманом Л.Д., Корнеевой А.В., Куриновым Б.А., Рарогом А.И. в своих трудах не указывается, что первоначальная квалификация указывается уже при приеме и регистрации преступления, по результатам которого принимается решение в порядке статей 140-145 УПК РФ. Вместе с тем, именно на этапе уполномоченным должностным лицом - органом дознания, дознавателем, следователем, заместителем руководителя следственного отдела, руководителем следственного отдела принимается решение о квалификации деяния, указанного в процессуальном поводе (статья 140 УПК РФ). Эта «первоначальная квалификация» указывается в соответствующем документе строгой отчетности (КРСП-книга регистрации сообщений о преступлении, предусмотрена приказом Председателя СК РФ № 75 от 14.03.2012 года, КУСП-книга учета сообщений о преступлениях, предусмотрена приказом МВД РФ
№ 333 от 2010 года), а затем учитывается в статистической отчетности.

Всякая иная квалификация преступления, которая не характеризуемая совокупностью трех названных признаков, является неофициальной квалификацией преступления.

Только официальная квалификация имеет юридическую силу и влечет конкретные юридические последствия. Доктринальная квалификация лишь выражает мнение ученых и других лиц по вопросам квалификации преступлений, она не имеет процессуального оформления и не влечет юридических последствий.

Уголовная политика может изменяться и без определенного законодательного закрепления. В сфере уголовной политики правоприменение имеет самостоятельное значение. Как и при текущем уголовно-правовом регулировании посредством правоприменения, осуществляется динамическое корректирование с учетом сложившейся криминальной ситуации и открывшихся новых социальных и организационных обстоятельств. Можно согласиться с Т.В. Кленовой, считающей, что «правоприменение составляет отдельное направление уголовной политики с внутренними источниками развития, закономерностями и особенностями . Правоприменительные органы, принимая решения по уголовным делам с учетом новой парадигмы, все более ориентируются не только на УК РФ, но и на праворазъяснительную практику Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, Верховного Суда РФ, когда в результате толкования статьи уголовного закона изменяются пределы ее применения и принимаются решения, способные служить прецедентом при рассмотрении уголовных дел .

Учитывая значение праворазъяснительной практики названных судов, в научной литературе компонентами уголовной политики, и как следствие квалификации стали признаваться правовые позиции этих судов. О том, что правовые позиции представляют самостоятельное явление в юридической практике, пишут, в частности, Н.А. Власенко и А.В. Гринева: «Именно эти позиции являются определяющими в правовом регулировании, и не только с точки зрения достижения правового эффекта, но и правообразующего влияния» .

Важное значение имеет легальная квалификация преступлений, которая дается высшим судебным органом РФ - Верховным Судом РФ в лице его Президиума, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии в решениях по уголовным делам, рассмотренным в кассационном и надзорном порядке, с опубликованием своей позиции в официальном издании - Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации. Не будучи источником прецедентного права, которого в России нет, и не имея характера обязательного предписания нижестоящим судам, такие публикации имеют огромное значение для правильного и единообразного применения уголовного закона в наиболее сложных случаях .

Автором по опыту службы на прокурорско-следственных должностях отмечается именно практическое значение разъяснений отмеченных в Постановлениях пленумов верховных судов РФ, РСФСР и бывшего СССР (не утративших силу).

Так, в частности Пленум Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. в Постановлении N 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» применяет следующие конструкции: «постановляет дать судам следующие разъяснения…», « разъяснить судам, что под половым сношением следует понимать совершение полового акта между мужчиной и женщиной..», «обратить внимание судов на необходимость выяснять по каждому делу об изнасиловании УК РФ) и насильственных действиях сексуального характера УК РФ), имелись ли насилие или угроза его применения в отношении потерпевшего лица (потерпевшей или потерпевшего) или других лиц, а также в чем конкретно выражались насилие либо угроза его применения…».

«Покушение на изнасилование или на совершение насильственных действий сексуального характера следует ОТГРАНИЧИВАТЬ от добровольного отказа от совершения указанных действий, исключающего уголовную ответственность лица УК РФ)…», «содеянное им независимо от мотивов отказа квалифицируется по фактически совершенным действиям при условии, что они содержат состав иного преступления…», «содеянное следует рассматривать как единое продолжаемое преступление, подлежащее квалификации по соответствующим частям статьи 131 или статьи 132 УК РФ...».

Положениями ст. 19 Федерального конституционного закона «О Судебной системе» от 31.12.1996 № 1 - ФКЗ определено, что Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Судебные органы, рассматриваемые разъяснения применяют на практики исходя из статуса Верховного Суда РФ как вышестоящей инстанции, практически не допуская отклонений.

Изложенное свидетельствует, что эти разъяснения являются ничем иным как руководством к действию при квалификации преступлений (во множественном числе), эта своеобразные формулы, правила квалификации конкретных преступлений, которые применяются на этапе процесса квалификации конкретного рассматриваемого преступления.

В зависимости от результата, полученного при квалификации, ее можно подразделить на позитивную и негативную . Под позитивной понимается квалификация, в результате которой установлено, деяние лица содержит состав преступления. Квалификация является негативной, если не установлено тождество фактических признаков совершенного деяния и признаков состава преступления .

Квалификация, понимаемая как оценка качества деяния, может завершиться выводом как о том, что содеянное подпадает под одну из статей уголовного закона, так и о том, что содеянное не является преступлением в силу различных обстоятельств: малозначительности (части 2 статьи 14 УК РФ); в связи с наличием обстоятельств, исключающих преступность деяния (статьи 37-42 УК РФ). Вывод может состоять в том, что в содеянном содержаться признаки приготовления к преступлению небольшой или средней тяжести, которые в силу части 2 статьи 30 УК РФ не влекут уголовной ответственности, или же о том, что содеянное представляет собой покушение на преступление, от которого лицо добровольно отказалось и в связи с этим не подлежит уголовной ответственности (статья 31 УК РФ). В связи с изложенным в литературе высказано мнение о том, что правомерно говорить о квалификации в широком смысле, т.е. об уголовно-правовой оценке деяния до установления его преступного характера, и о квалификации в узком смысле, т.е. о квалификации деяния именно как преступления .

В практической деятельности имеет значение такие виды квалификации как «первичная квалификация» при приеме, регистрации и разрешении сообщения о преступлении, «квалификация на досудебной стадии» применяемая при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, при предъявлении обвинения, при разрешении уголовного дела по существу (вынесения постановления о прекращении уголовного дела, либо о направлении уголовного дела с обвинительным заключением (актом) или о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, принятие прокурором решений в соответствии с положениями статей 221, 226, 439 УПК РФ, «квалификация в суде» с учетом принятых решений органами правосудия по первой инстанции, аппеляционной, кассационной, надзорными инстанциями. Безусловно окончательной является «квалификация в суде», она достигается посредством предложенного «метода последовательных приближений (Метод РР)» (Рывкин С.Ю. Диссертация «Особенности расследования и предупреждения убийств, совершенных военнослужащими» Волгоград. 2005.), автор считает возможным характеризовать данный вид квалификаций как «цепочка квалификаций (РР)». Именно эта цепочка РР отражает эволюцию квалификации в практической деятельности.

В зависимости от точности соотнесения признаков преступления и признаков состава преступления возможны два вида квалификации - правильная и неправильная .

Правильная квалификация - такая, при которой признаки преступления, имеющие значения для квалификации, полностью совпадают с признаками состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой. Определение понятия квалификации, ранее приведенное и принадлежащее В.Н. Кудрявцеву, таким образом, является определением правильной квалификации. Неправильной же является такая, при которой признаки преступления, имеющие значение для квалификации, не полностью совпадают с признаками состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой .

По происхождению квалификация преступлений бывает ошибочной и объективно-неправильной. Ошибочной квалификация преступления будет тогда, когда она зависит от самого субъекта квалификации, т.е. допущенное им установление и закрепление в соответствующим уголовно-процессуальном документе предусмотренности выявленного деяния составу преступления, которым на самом деле, данное деяние не охватывается. Объективно неправильной называется квалификация, которая является неправильной из-за изменений уголовного законодательства, которые происходят уже после уголовно-правовой оценки деяния .

Цель квалификации состоит в правовой оценке факта жизненной реальности, установлении при этом нормы права, ему соответствующей. Такой вывод обусловлен тем, что правовая норма отыскивается только лишь для того, что бы в последствии на ее основе дать оценку факту жизненной реальности, так как он является главенствующим, его оценка и является окончательным этапом, целью квалификации.

Гаухман Л.Д., отметил, что квалификация преступления - это осуществляемое лицом, специально уполномоченным для этого государством (работником органа дознания, следователем, прокурором, судьей), сопоставление, сравнение и в конечном итоге совмещение, с одной стороны, признаков совершенного деяния, содержащихся в фактических обстоятельствах, отраженных в материалах уголовного дела, и с другой - всей совокупности признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законом, а при бланкетной диспозиции статьи особенной части УК РФ-еще и другим законом и (или) иным нормативным правовым актом, и юридическое закрепление такого совмещения в документе, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, путем указания на соответствующую статью Особенной части УК РФ, а при неоконченном преступлении - еще и на статью 30 и при соучастии в преступлении - статьи 33 этого УК .

В свою очередь определение квалификации преступления, сформулировала и Корнеева А.В. , указав, что квалификация преступлений - логический процесс установления признаков состава преступления в общественно-опасном поведении лица и результат этого процесса, т.е. закрепление в процессуальных документах следствия и суда на уголовный закон, подлежащий применению.

Нам видится, что для практического применения понятия квалификации преступления, последнее следует определить как деятельность по установлению признаков состава преступления в совершенном деянии и отражению в процессуальных документах с учетом норм уголовного закона.

Вопрос 2. Значение квалификации преступлений.

Квалификация преступления имеет общесоциальное и уголовно-правовое значение. Общесоциальное значение квалификации преступлений заключается в том, что она, характеризуя состояние социально-правовой системы, с одной стороны, составляет фундамент обеспечения законности в государстве в целом и, с другой - занимает центральное место в формировании правового государства.

Уголовно-правовое значение квалификации преступлений многообразно и проявляется в ряде моментов. Выделяя основные и определяющие из них, необходимо констатировать, что правильная и точная квалификация преступлений: 1) обеспечивает соблюдение законности при осуществлении правосудия; 2) выражает социально-политическую и юридическую оценку совершенного деяния; 3) гарантирует права и законные интересы виновного, способствуя индивидуализации уголовной ответственности и наказания в точном соответствии с нормами Особенной и Общей частей УК РФ; 4) предопределяет законное и обоснованное применение институтов и норм Общей части уголовного законодательства регламентирующих освобождение от уголовной ответственности и от наказания, погашение судимости; 5) обуславливает процессуальный порядок расследования преступлений, установленный уголовно-процессуальным законодательством и 6) позволяет правильно охарактеризовать состояние, структуру и динамику преступности и выработать эффективные меры борьбы с ней.

Точная квалификация преступлений обеспечивает соблюдение правоохранительными органами исполнительной власти и судом законности как конституционного принципа и вытекающих из него принципов уголовного права. В качестве конституционного принципа законность провозглашена в части 2 статьи 15 Конституции РФ, где закреплено, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и закона».

Важнейшее общее положение, в котором наиболее ярко и рельефно высвечивается уголовно-правовое значение точной квалификации преступлений, это положение, установленное статьей 8 УК РФ, где предусмотрено, что «основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом». Выражая социально-политическую и юридическую оценку совершенного деяния, точная квалификация преступления, является основанием для отрицательной оценки государством и обществом совершенного деяния как преступного с учетом его тяжести и степени общественной опасности; фиксирует содержание нарушенных общественных отношений и причинение вреда обеспечиваемым ими социальным ценностям, характер и направленность содеянного, форму вины и т.д.; определяет соответствие фактических признаков совершенного преступления признакам состава преступления, предусмотренного конкретной статьей Особенной части УК РФ, а при неоконченном преступлении или преступлении, совершенном в соучастии не исполнителем - еще и статьей 30 или ст. 33 этого УК.

При точной квалификации преступления гарантируются права и законные интересы виновного посредством индивидуализации уголовной ответственности и наказания, а также вытекающих из этого правовых последствий, поскольку обеспечивается применение, во-первых, той статьи Особенной части УК РФ, которая соответствует совершенному деянию, во-вторых, норм Общей части этого УК, регламентирующих возможность привлечения к уголовной ответственности за приготовление к преступлению, назначение наказания с учетом степени общественной опасности конкретно содеянного и личности виновного, в частности, более мелкого наказания, чем предусмотрено законом за данное преступлений, условного осуждения и т.д.

Точной квалификацией преступлений предопределяется законное и обоснованное освобождение от уголовной ответственности и от наказания и погашение судимости, предусмотренные статьями Общей части УК РФ .

Правильная квалификация преступления обуславливает процессуальный порядок расследования преступлений, предусмотренный уголовно-процессуальным законом, то есть форму расследования или производства по уголовному делу, подсудность, порядок судопроизводства, объем прав обвиняемого и иные процессуальные последствия. Уголовно-правовое значение точной квалификации преступлений состоит и в том, что она позволяет правильно отразить в статистическое отчетности состояние, структуру и динамику преступности, создает предпосылки для выявления тенденций последней и разработки наиболее эффективных мер борьбы с ней и с отдельными видами преступлений, в частности, посредством совершенствования уголовного законодательства .

Правильная квалификация преступления позволяет избежать ошибок, как в рамках предварительного расследования и служит гарантом от постановления ошибочного, неправосудного приговора. Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод о том, что по тяжести вредных последствий для правосознания граждан ошибка квалификации находится на втором месте после полного оправдания виновного и осуждения невиновного.

Вопрос 3. Методологические основы квалификации.

Отмечая тот факт, что квалификация преступлений разрабатывается на основании теории права и формулируется в законе, тем не менее, основа квалификации обеспечивается методологическими предпосылками, в частности философскими основами.

В основе квалификации преступлений лежат философские категории единичного конкретного и абстрактного, особенного и всеобщего, абсолютной и относительной истины.

Единичное, особенное и общее как философские категории выражают объективные связи мира и ступени их познания. Общее реально существует, но не само по себе, не самостоятельно, а в конкретных, единичных явлениях. В повседневной практической деятельности человека любой объект, с которым он соприкасается, выступает перед ним как единичное. Затем обнаруживается, что ряд объектов имеет повторяющиеся признаки, что позволяет их объединить в определенные классы или группы, которые по отношению к каждому из единичных объектов выступают как особенное. Другие же объекты обнаруживают черты, присущие им всем без исключения, - это общее. Философской категории единичного отвечает понятие конкретного преступления: А. совершил вооруженное нападение на Б. в целях завладения принадлежащей ему автомашиной. Единичное преступление характеризуется бесчисленной совокупностью присущих ему признаков. В уголовном деле нет возможности достигнуть максимальной полноты описания единичного преступления. Правоприменителя интересуют такие признаки конкретного общественно опасного деяния, которые имеют уголовно-правовое, криминологическое, процессуальное или иное юридическое значение. Определенные признаки конкретного преступления не входят в предмет доказывания по уголовному делу. Например, наименование дерева у дома, из которого совершено хищение чужого имущества. В уголовном судопроизводстве для исследования преступления из всей этой совокупности выбираются только те, на которые прямо указывает закон. В статье 73 УПК говорится, что при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: 1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); 2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; 3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; 4) характер и размер вреда, причиненного преступлением; 5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; 6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания; 8) обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со ст. 104.1 УК, обладает признаками, указанными в этой статье. Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления .

Применительно, к конкретному преступлению Кудрявцев В.Н. выделяет четыре категории признаков преступления:

1) «все» признаки данного деяния.

2) признаки имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела.

3) признаки, имеющие уголовно-правовое значение.

4) признаки, имеющие значение для квалификации преступления.

Академик В.Н. Кудрявцев обоснованно предлагает рассматривать соотношения единоличного, особенного и общего применительно к триаде: конкретное преступление - преступление, описанное в норме Особенной части УК, - общее понятие преступления. Под общим в философии понимается объективно существующая повторяемость черт. Свойств, признаков единичных предметов и явлений объективной действительности, сходство отношений, связей между ними. В общем понятии отражается закономерность, свойственная объективной действительности. Общее понятие представляет собой некую абстракцию. Справедливо Кудрявцевым В.Н. указывается, что общее реально существует, но не само по себе, не самостоятельно, а в конкретных, единичных явлениях, а также обобщается, что закрепленные в правовой норме признаки деянии могут встретиться в реальной действительности не сами по себе, а лишь как признаки конкретных преступлений. Не бывает, например, вымогательства, как такового, но есть случаи вымогательств, совершаемых в различных условиях места и времени.

Квалификация преступления отвечает задачам правосудия по уголовным делам, если она истинна, т.е. если представления и выводы правоприменителя адекватно отражают объективную реальность. Эти представления и выводы касаются: а) содержания нормы уголовного права, подлежащей применению в данном конкретном случае; б) характера связи между фактическими обстоятельствами и уголовно-правовой нормой. Если квалификатор составил правильное представление о содержании соответствующей уголовно-правовой нормы и о соотношении между этой нормой и деянием, инкриминируемым обвиняемому, можно утверждать, что в результате квалификации преступления установлена объективная истина, если же нет, то квалификация будет ложной.

Истинность уголовно-правовой квалификации находится в жесткой зависимости от истинности итоговых выводов по уголовному делу относительно фактических обстоятельств преступления. Согласно данному правилу недостоверные фактические обстоятельства уголовного дела отбрасываются и уголовно-правовой оценке не подлежат, а в процесс квалификации включаются лишь те факты, существование которых не вызывает сомнения. Если согласно экспертному заключению тайно похищенная вещь стоит не менее 90 тысяч рублей и не более четверти миллиона рублей, деяние следует квалифицировать, очевидно, по ч. 1 или ч. 2 ст. 158 УК по признаку причинения гражданину значительного ущерба (п. "в"), а не по п. "в" ч. 3 ст. 158 УК, так как кража, совершенная в крупном размере, признается лишь в том случае, если сумма похищенного имущества превышает 250 тысяч рублей (ч. 4 примечания к ст. 158 УК). Представляется возможным согласиться с мнением Кудрявцева В.Н. о том, что познание фактов объективной действительности при квалификации преступлений ограничено. Оно очерчено рамками состава преступления. Вместе с тем, мало подвести содеянное под признаки уголовно-правовой нормы, необходимо еще индивидуализировать ответственность, установить смягчающие и отягчающие обстоятельства, выявить причины и условия способствующие преступлению. При таком отношении к познанию истины по уголовному делу может быть достигнуто наиболее полное соответствие представление об объективной действительности, а следовательно истинная, правильная квалификация преступления.

Философские категории, лежащие в основе правильного применения закона, воплощаются в практической деятельности дознавателя, следователя, прокурора, судьи в конкретные правовые институты, понятия и приемы. Мыслительная деятельность юриста, квалифицирующего совершенное преступление, является по своей форме логической. Значение логики для квалификации преступления, несомненно. Нет никакой другой области общественной жизни, где нарушение законов логики, построение неправильных умозаключений, приведение ложных аргументов могли бы причинить столь существенный вред, как в области права. Логичность рассуждений, строгое соблюдение законов правильного мышления при расследовании и разрешении дела - элементарное и необходимое требование для каждого юриста.

Знание науки логики для разрешения проблем уголовного права и процесса, в то числе и вопросов квалификации преступлений, обусловлено объективной природой логических законов.

Г.А. Левицкий справедливо пишет, что квалификация преступления - это итог сложного процесса познания, «успешность которого находится также в прямой зависимости от знания и соблюдения законов логики» . В практической работе следователя, дознавателя, прокурора и судьи законы и правила логики применяются обычно безотчетно, неосознанно. При квалификации преступления, как и в любой другой области мыслительной деятельности, используются самые различные логические правила, категории и приемы. Важная роль принадлежит, например, таким категориям, как понятие и суждение. Наибольшее значение при квалификации имеет логическая категория дедуктивного умозаключения (Дедуктивными называются умозаключения, в которых с необходимостью выводится заключение от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности, от общих положений к частным случаям» . В каждом случае применения уголовного закона правоприменитель сталкивается с двумя суждениями. Первое из них дано законодателем и заключено в содержании нормы. Например, ст. 158 УК РФ устанавливает, что кража есть тайное хищение чужого имущества. Это высказывание представляет собою так называемое общеутвердительное суждение, поскольку в нем указываются признаки всех без исключения краж. Для того, чтобы правовая норма могла быть использована при квалификации, она должна быть мысленно выражена в форме общеутвердительного суждения. Например, диспозиция ст. 106 (Убийство матерью новорожденного ребенка») не раскрывает понятие «убийство». Для этого надо обратиться к предыдущей статье 105, которая разъясняет, что под убийством понимается «умышленное причинение смерти другому человеку». Такое сравнительное толкование закона требуется и в других случаях, когда надо получить развернутое суждение о требованиях законодательной нормы.

Второе суждение высказывается по данному конкретному делу в результате анализа всех обстоятельств содеянного. Например, на основании расследования какого-то происшедшего события вправе заявить: 18 сентября 2012 года А. тайно похитил надувную лодку, принадлежащую С.». Это суждение является единично-утвердительным, ибо в нем указываются признаки только данного преступления.

На основе двух этих суждениях можно построить умозаключение, форма которого вполне определенна. Это - простой категорический силлогизм: «Тайное хищение имущества есть кража (ст. 158 УК РФ). А. тайно похитил имущество, принадлежащее С. Следовательно, А. совершил кражу (ст. 158 УК РФ). Вывод, полученный в результате построения этого силлогизма, также представляет собой единично-утвердительное суждение (Логика. М., 1956. С. 22). При квалификации используются и другие формы умозаключений, например разделительно-категорический силлогизм. Предполагая, что действия данного преступника образуют либо кражу, либо грабеж, выясняются разграничительные признаки между этими составами преступлений, уточняются обстоятельства конкретного случая и приходят к тому или иному определенному выводу. Часто применяется отрицательный модус категорического силлогизма, в котором признаки того или иного преступления отвергаются.

В мыслительной деятельности дознавателя, следователя, прокурора, судьи сложные силлогизмы часто используются с большими сокращениями - «Грабеж есть открытое хищение имущества. Преступник похитил имущество. Имущество было похищено открыто. Следовательно, в действиях преступника имеются все признаки грабежа. Грабеж предусмотрен ст. 161 УК РФ. Следовательно, действия преступника подпадают под ст. 161 УК РФ». Соблюдение правил построения умозаключений в процессе квалификации имеет важное практическое значение. Как показывает практика, основная масса ошибок, допускаемых при квалификации, обусловлена тем, что либо поверхностно анализируются фактические обстоятельства дела, либо не вполне правильно понимается содержание соответствующей уголовно-правовой нормы. В частности по данным Я.М. Брайнина из общего количества дел, прекращенных за отсутствием состава преступления, свыше 70% составляют дела, по которым были недостаточно исследованы фактические обстоятельства или была дана их неправильная оценка .

Ошибок, связанных с нарушением правил построения самого умозаключения, при получении вывода о квалификации встречается значительно меньше. Главная трудность при квалификации заключается не в том, чтобы из двух готовых посылок сделать вывод, а в том, чтобы решить, какие именно посылки должны быть взяты для построения умозаключения. Сущность трудностей при квалификации заключается главным образом в том, чтобы правильно определить какая именно норма подлежит применению, т.е. - с логической точки зрения - найти большую посылку умозаключения. После отыскания такой посылки умозаключение о квалификации будет построено. Задача квалификации, по сути решается одновременно с построением умозаключения. Для того чтобы подобрать правовую норму, которая дает правильный вывод о квалификации, необходимо последовательно осуществить ряд логических операций. При подборе уголовно-правовой нормы производится сравнение имеющихся в законодательстве норм с фактическими обстоятельствами дела. Совершенное преступление мысленно расчленяется на отдельные признаки. Затем каждый из этих признаков сопоставляется в определенной последовательности с обобщенными признаками, содержащимися в одной или нескольких правовых нормах. В то же время производится разграничение между признаками смежных составов преступлений .

Выявление «подходящей» нормы происходит постепенно, с помощью «метода РР»; оно завершается установлением того, что содеянное по всем признакам соответствует данной норме и не соответствует другим нормам хотя бы по одному признаку.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация