Подписание и обнародование законопроекта это? Процедура принятия федеральных законов в россии

Главная / Бизнес

опубликование принятого закона в официальном печатном издании или доведение его содержания до адресата (государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан) иным способом. Различают поэтому официальное и неофициальное обнародование закона. Официальное обнародование закона состоит в объявлении от имени законодательной власти полного и точного текста принятого закона через его опубликование в официальном издании (например, в "Российской газете"), а в случае немедленного вступления в действие - по телевидению, радиовещанию, телетайпу, телефаксу, путем рассылки адресатам. Неофициальное обнародование закона - объявление текста закона в других печатных изданиях и средствах массовой информации путем изложения содержания принятого закона.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА

официальное доведение закона до всеобщего сведения компетентными органами и (или) должностными лицами.

Что касается федеральных законов (Ф. з.), обязанность их обнародования возложена на Президента РФ. Получив из Совета Федерации принятый закон. Президент РФ, если он не налагает на него вето, в течение 14 дней подписывает и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ). В такой же срок Президент подписывает и обнародует федеральные конституционные законы (Ф. к. з.), причем в отношении их он права вето не имеет.

Главным способом О. з. является опубликование текста закона в официальном издании государства, территориальной единицы или соответствующего органа. В соответствии с Федеральным законом О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 25 мая 1994 г. Ф. к. з., Ф. з. подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

Кроме того, Ф. к. з., Ф. з. могут быть опубликованы в других печатных изданиях, переданы по телевидению, радио, разосланы соответствующим органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания. Субъекты РФ предусматривают аналогичные правила для своих законов.

Ф. к. з., Ф. з. вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Таким образом, по общему правилу проходит 17 дней после дня подписания закона Президентом РФ и вступления его в силу. Причем не следует путать даты подписания закона и его вступления в силу с датой принятия закона. Датой принятия Ф. з. считается день его принятия Государственной Думой в окончательной редакции. В отношении даты принятия Ф. к. з. нет полной ясности. Согласно ст. 2 упомянутого Закона 1994 г., датой принятия Ф. к. з. считается день, когда он был одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Но поскольку каждая палата принимает Ф. к. з. не в один и тот же день, неясно, какой из них считать датой принятия закона. Поэтому основной является дата вступления закона в силу.

Неполное определение ↓

Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Президент РФ обладает правом вето, которое может быть преодолено парламентом. В соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ Президент РФ может в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонить его. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией и Регламентами палат порядке вновь рассматривают данный закон. Вето Президента будет преодолено, если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При таких обстоятельствах федеральный закон подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Необходимо обратить внимание на одно важное обстоятельство. Как должен поступить Президент РФ, если при рассмотрении закона были допущены нарушения процедуры, предусмотренной Конституцией? С одной стороны, у главы государства имеется возможность, подписав такой закон, обратиться в Конституционный Суд РФ с тем, чтобы тот проверил его конституционность по порядку принятия. Но, с другой стороны, зачем подписывать закон, принятый с явным нарушением процедуры принятия?

По этому поводу, на мой взгляд, обоснованное решение принял Конституционный Суд своим Постановлением от 6 апреля 1998 г. Собрание законодательства РФ. 1998. №16. Ст. 1879. В соответствии с данным Постановлением Президент РФ может возвратить парламентариям неподписанный им федеральный закон по мотиву неконституционности его принятия. Однако если при этом Совет Федерации и Государственная Дума не согласятся с таким мнением, Президент обязан подписать и обнародовать закон, что не препятствует ему в дальнейшем обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ федерального закона, в том числе и по порядку его принятия.

Одобренный обеими палатами Федерального Собрания федеральный конституционный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент обязан подписать в течение 14 дней и обнародовать.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы (обычные) подлежат официальному опубликованию в соответствии с Федеральным законом “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”. Международные договоры, которые ратифицированы парламентом, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Особого внимания заслуживает процедура принятия закона о федеральном бюджете. Бюджетные полномочия -- это одно из исторически первых полномочий парламента. Он, образно говоря, обязан своим возникновением необходимости финансового контроля за расходованием королем средств из государственной казны. В современных парламентах финансовые полномочия также продолжают оставаться одними из основных.

Особенностью принятия бюджета в современной российской правовой системе является то, что закон о федеральном бюджете как основной финансовый закон государства подлежит рассмотрению в первоочередном порядке, нижней палатой -- в четырех чтениях, причем, исключая возможность пропуска процедуры какого-либо из чтений (в отличие от иных обычных федеральных законов). Регламентированы и сроки между чтениями. Кроме того, Государственная Дума после отклонения законопроекта о федеральном бюджете может поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Порядок рассмотрения и принятия федерального закона о федеральном бюджете предусмотрен Бюджетным кодексом РФ. На стадии первого чтения обсуждается концепция закона о федеральном бюджете, основные его характеристики, направления бюджетной и налоговой политики, прогноз социально-экономического развития страны и др.

Во втором и третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов, вносятся поправки. При четвертом чтении законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается, т.е. четвертое чтение, как и третье, применительно к другим обычным федеральным законам, предназначено для того, чтобы депутаты имели возможность еще раз взвесить законопроект как с точки зрения его концепции, реальности и значения, так и оценить обоснованность внесенных поправок.

После этого процедура практически идентична той, которая предусмотрена для обычных федеральных законов. Закон о федеральном бюджете рассматривается Советом Федерации, который также может одобрить его или не одобрить, не внося изменений. В случае одобрения он направляется Советом Федерации Президенту РФ. Если же Совет Федерации не одобрит закон о федеральном бюджете, и Государственная Дума преодолеет вето верхней палаты, то закон направляется нижней палатой Президенту РФ для подписания и обнародования. В свою очередь, вето Президента РФ также, как и в ситуации с обычными федеральными законами, преодолевается в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 107 Конституции РФ.

Необходимо отметить, что законодательная процедура принятия законов в основном заявлена непосредственно в Конституции РФ. Поэтому в случае принятия новых федеральных законов, не представляющих собой поправки к Конституции, законодательная процедура существенных изменений не претерпит.

Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:

  • 1) преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов;
  • 2) повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

Несовершенство принятого закона обычно связывают с законотворческими ошибками. Замечено также: чем сложнее законодательная процедура, тем выше качество принятого закона, и, наоборот, упрощенный подход к ней порождает ошибки в законе. По сложившимся представлениям законотворческая ошибка - это результат несоблюдения законодательным органом общепринятых правил, стандартов и требований в области разработки и принятия законодательных актов.

По мнению ученых, они связаны с недостатками и упущениями, возникшими на стадии проектирования норм права, переводом имеющихся представлений о социальных и юридических закономерностях в систему нормативно - правовых установлении. Хотя проектирование любого закона и является творческим процессом, его результаты должны соответствовать определенным, достаточно формализованным критериям, в первую очередь - положениям Конституции РФ, федеральным законам и общепризнанным нормам международного права, а также правилам законодательной техники, формальной логики и современного русского литературного языка.

Отступление от правил законодательной техники, русского литературного языка и формальной логики при подготовке закона неизбежно порождает законотворческие ошибки, в результате которых возникают пробелы или противоречия, нечеткие или неясные правовые предписания и так далее. Закон, содержащий многочисленные законотворческие ошибки, породит ошибки при его исполнении. Обычно это законы, принятые в спешке, из популистских интересов или под давлением авторитетных политических деятелей.

Являясь официальным документом государства, закон должен быть написан особым стилем, призванным обеспечить точное и ясное закрепление воли государства в форме общеобязательных властных велений, предписаний. Законодательный текст "не доказывает, не объясняет, не убеждает, а властно предписывает субъектам права определенное поведение, формулирует требования, общеобязательные предписания" Язык закона / под ред. А.С. Пиголкина. М. 1990.

Президент Российской Федерации в одном из своих посланий Федеральному Собранию Российской Федерации так охарактеризовал законотворчество: «...принятые законы часто противоречат друг другу. Будучи принятыми - не исполняются. Постоянно подвергаются изменениям, иной раз - даже не вступив в силу» России надо быть сильной и конкурентоспособной. // «Российская газета», №71,19.04.2002..

Президент РФ

Председатель Правительства РФ

Председатель Совета Федерации РФ

Председатель Государственной Думы

А 52 . Какой из признаков не характеризует государство

1) политические партии

2) суверенитет

3) правоохранительные органы

4) публичная власть

А 53 . Что из перечисленного не является примером смешанной избирательной системы

1) Половина состава Государственной думы РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина – по пропорциональной.

2) Конгрессмены США избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное количество жителей.

3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% + 1 голос.

4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором - большинство относительное.

А 54. Оппозиционные политические партии

1) имеют большинство в законодательном собрании

2) определяют темпы экономического развития

3) выражают интересы определенных социальных групп

4) определяют состав правительства.

А 55. При характеристике человека как гражданина указывают на его

Семейное положение

Профессию

Партийность

Права и обязанности

А 56 . Кто является источником власти в демократической стране

2) передовой общественный класс

3) представители крупного бизнеса

4) интеллектуальная элита общества

А 57. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.

Б. Гражданин Российской Федерации не может быт лишен своего гражданства или права изменить его.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждений

4) оба суждения не верны

А 58 . Верны ли следующие суждения о политической системе?

Политическая система является механизмом

А. формирования политической власти

Б. осуществления политической власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждений

4) оба суждения не верны

А 59. Что из указанного связано с понятием «власть»?

3) социализация

4) урбанизация

А 60 . Политикой древние греки называли:

1) искусство ведения домашнего хозяйства

2) ораторское искусство

3) искусство управления государством



4) политический талант

Часть 2. Задания уровня В.

В 1 Восполните пробел в приведенной ниже схеме


В 2 . Восполните пробел в приведенной ниже схеме


Ответ_____________________________________

В 3 Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а б в г

В 4 Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).



а б в г д

В 5 Установите соответствие между: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

а б в г

В 6 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

« Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________(1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________(2), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________(3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________(4). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________(5) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________(6), отражающих интересы различных социальных групп.»

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) единство

Б) фракция

В) выборы

Г) движение

Е) социум

Ж) партия

З) группа

И) членство

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

В 7. Завершите фразу: «Институтом политической системы, отражающим весь существующий в обществе спектр политических интересов, выполняющим роль посредника между обществом и государством являются политические ____________»

В 8 . Вставьте пропущенное слово: « На общенациональный __________ выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни».

В 9. Вставьте пропущенное слово: « В обществе возникает борьба за __________ и за ее использование для проведения той или иной политики» .

В 10 . Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку.

Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.

Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого рядя.

Ответ _______________________________

В 11. Найдите в приведенном списке функции государства и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Выражение интересов страны на международной арене

2) Выдвижение кандидатов на выборах

3) Создание религиозных организаций.

4) Защита безопасности страны

5) Выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий

6) Осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти.

В 12. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В стране прошел второй тур президентских выборов. (2) Явка избирателей оказалась существенно ниже, чем в первом туре. (3) По-видимому, в обществе нарастает политический абсентеизм, избиратели теряют интерес к политической жизни. (4) Данная тенденция весьма негативно отражается на перспективах развития демократических устоев.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений.

Запишите под номером положенную букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Часть 3. Задания уровня С.

С 1 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.

С 2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийности.

С 3. Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве.

С 4 . Текст

« С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина … Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективных прав человека… Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей – эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства – защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.

Е.В. Лукашева.

1 Назовите принципы правового государства, приведенные автором

3 Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальным противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

4 Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.

Задания по выбору

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1 « Лучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии» (А.Смит).

2 « Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители». (Ш.-Л. Монтескье).

3 «Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь». (П. Буаст).

4 « Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, кода солгать, и знать время, когда промолчать».(Маркиза де Помпадур).

5 «Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан». (В.Гумбольт)

6. «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого.» (Б.Чичерин).

7. «Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов.» (Б.Кистяковский).

8. «Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности.» (Г.Б. де Мабли).

9. «Любое правительство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа». (Т. Джефферсон).

10. «Демократический строй далеко не везде и не всегда у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает.» (И.Ильин).

Ответы

Часть 1 Уровень А

№ задания ответ
А1
А 2
А 3
А 4
А 5
А 6
А 7
А 8
А 9
А 10
А 11
А 12
А 13
А 14
А 15
А 16
А 17
А 18
А 19
А 20
А 21
А 22
А 23
А 24
А 25
А 26
А 27
А 28
А 29
А 30
А 31
А 32
А 33
А 34
А 35
А 36
А 37
А 38
А 39
А 40
А 41
А 42
А 43
А 44
А 45
А 46
А 47
А 48
А 49
А 50
А 51
А 52
А 53
А 54
А 55
А 56
А 57
А 58
А 59
А 60

Часть 2 . Уровень В.

Часть 3. Уровень С.

В ответе могут быть указаны следующие позиции:

В современной РФ

1) имеет значительное количество политических партий и движений (например, СПС, «Яблоко», ЛДПР, КПРФ и мн.др.)

2) депутаты Государственной Думы избираются по спискам политических партий, образуя впоследствии парламентские фракции;

3) периодически проходят встречи Президента РФ и членов Правительства РФ с лидерами политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние политических партий и движений на принятие властных решений и определение направлений политического развития страны.

Возможны иные правильные позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например

Многопартийность – сосуществование на политической арене страны различных партий, соперничающих друг с другом в борьбе за власть;

2) два предложения с информацией о многопартийности, опирающиеся на обществоведческие знания, например:

- «Становление многопартийности является неотъемлемым условием развития современной демократии».

- «Многопартийность - одно из существенных проявлений политического плюрализма в современном обществе».

Могут быть составлены другие предложения.

В ответе могут быть названы следующие функции политической партии:

Представление общественных интересов

Участие в формировании политической элиты;

Разработка политических программ;

Участие в избирательных компаниях;

Организация массовых политических действий.

Могут быть названы и другие функции.

Текст

1) В ответе должны быть перечислены принципы:

Принцип неотъемлемых естественных прав человека;

Принцип связанности законодателя правами человека;

Принцип разделения властей;

Принцип взаимной ответственности государства и личности.

2) В ответе могут быть названы следующие условия:

Согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;

Уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;

Солидарность, объединение граждан вокруг общественных ценностей;

Человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур;

Человек освобожден от жестокой опеки государства.

3)

1) социальные противоречия и политическая борьба свидетельствуют, что в обществе нет условий, необходимых для существования правового государства;

отсутствуют общепризнанные ценности;

существует неуважение к праву;

отсутствует гражданская солидарность;

отсутствует доверие к государству;

отсутствует доверие граждан друг к другу;

2) социальная нестабильность заставляет государство использовать насильственные методы для ликвидации противоправных действий, что не способствует становлению и развитию партнерских отношений между государством и гражданами;

3) социальные противоречия и политическая борьба не дают государству возможности достигнуть главной цели правового государства – защитить права и свободы человека, обеспечить достоинство личности.

4) В ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечивающих контроль за действиями каждой из ветвей власти;

2) система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов. Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ;

3) разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конститу­цией РФ (ст. 107) Президент РФ, которому направлен федераль­ный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных за­конов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О по­рядке опубликования и вступления в силу федеральных конститу­ционных законов, федеральных законов, актов палат Федерально­го Собрания». В соответствии с ним на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституцион­ные законы и федеральные законы, которые официально опубли­кованы. Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней по­сле их подписания Президентом РФ. Федеральные конституцион­ные и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Рассматриваемая стадия законодательного процесса является завершающей, если Президент РФ подписал закон. Однако если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федераль­ного закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Феде­рации вновь рассматривают этот закон (ч. 3 ст. 107 Конститу­ции РФ).

По итогам рассмотрения принимается рекомендация принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ; согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия федерального закона; принять федеральный закон с учетом предложений Президента; создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Прези­денту, и при необходимости Совету Федерации, направить для рабо­ты в ней своих представителей; одобрить федеральный закон в ра­нее принятой редакции.

Если на голосование палаты поставлен вопрос об одобрении фе­дерального закона в ранее принятой Государственной Думой ре­дакции, решение в этом случае принимается большинством не ме­нее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый или одобренный в ранее принятой редакции феде­ральный закон в течение пяти дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.

При повторном рассмотрении Советом Федерации федераль­ный закон считается одобренным, если решение об этом было при­нято большинством не менее чем 3/3 голосов от общего числа чле­нов палаты.

Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с текстом постановления Совета Федерации об одобрении закона направляется Президенту РФ для подписания в течение семи дней и обнародования.


Определенной спецификой характеризуется принятие феде­ральных конституционных законов. Согласно ст. 108 Конститу­ции РФ, федеральный конституционный закон считается приня­тым, если он одобрен большинством не менее 1/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Таким образом, в отличие от обычных федеральных законов на федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента РФ не распростра­няется.

Законодательная деятельность палат Федерального Собрания планируется.

Еще одним видом актов, принимаемых палатами Федерально­го Собрания, являются постановления.

Совет Федерации и Государственная Дума принимают поста­новления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.

Государственная Дума и Совет Федерации вправе принимать заяв­ления и обращения, которые могут оформляться постановлением па­латы.

Постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа соответст­венно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ или регламентами палат, и подписываются председателями соответствующих палат.

По процедурным вопросам решение принимается большинст­вом голосов членов палаты, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен регламентами палат.

Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Феде­рального Собрания определяется Федеральным законом «О поряд­ке опубликования и вступления в силу федеральных конституци­онных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии с ним на территории Российской Феде­рации применяются только те акты палат Федерального Собра­ния, которые официально опубликованы.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновре­менно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

ТЕМА 23. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
И ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

1. Конституционно-правовой статус депутата Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Депутатский запрос, право обращения с запросом к члену Прави­тельства Российской Федерации. Право на безотлагательный прием долж­ностными лицами, на получение и распространение информации.

3. Досрочное прекращение полномочий депутата. Ответственность за нарушение конституционно-правового статуса депутата.

Статья 105-107 Конституции РФ определяют все особенности разработки и принятия федеральных законов. Структура принятия предполагает одобрение государственной думой и советом федераций. В обязательном порядке законопроект должен быть подписан президентом страны в течение 14 дней, после того, как тот или же иной законопроект получил одобрение со стороны совета федераций и государственной думы.

Кто именно обязан подписывать законы РФ?

Сразу же нужно сказать о структуре принятия законодательства:
  1. Законы изначально составляются опытными юристам и рассматриваются государственной думой. На данном этапе протекают всевозможные обсуждения, которые смогли бы сделать законодательство идеальным с той или же иной позиции. Не менее важный момент – соответствие созданного закона конституционным нормам и уже имеющемуся законодательству. В нашей стране законодательным органом считается именно государственная дума, поэтому, очень важно, чтобы на данном этапе, сразу же, были устранены определенные недостатки законопроекта;
  2. Депутаты в обязательном порядке производят голосование. Законопроект считается принятым в том случае, если за него отдало голоса более половины депутатов, далее, законопроект передается на рассмотрение совету федераций;
  3. Совет федераций также производит весьма детальное изучение законопроекта, производятся различные обсуждения и пр. Если законопроект не имеет никаких негативных аспектов, производится голосование, и он принимается. В тоже время, законопроект может быть возвращен депутатам на доработку;
  4. Если депутаты согласны с замечанием совета федераций, производится работа по доработке закона. Если же государственная дума не согласна с внесенными поправками, производится повторное голосование, и при наборе 2/3 голосов, законопроект считается принятым.
После всей вышеописанной структуры принятия, когда законопроект уже имеет статус принятого, он поступает к президенту нашей страны. Без подписи президента законопроект так и не увидит свет. Кроме всего прочего, президент имеет право наложить вето на закон.

Особенности обнародования

В течение 14 дней с момента принятия законопроекта, президент должен его подписать или же наложить на него вето. После подписи президента, в течение семи дней, данный законопроект должен быть обнародован. В соответствии с ФЗ т 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» текст документа, причем, в полном объеме, публикуется на специализированных федеральных сайтах, а также печатных изданиях. По истечению десяти дней, с момента обнародования, законопроект считается принятым. Впрочем, чаще всего дата вступления закона в силу, указывается в самом тексте законопроекта.


ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» от 29.12.2006г. N 255-ФЗ является...


Сразу же нужно обратить ваше внимание на то, что в нашей стране сводом законов принято называть кодексы. В прежние времена также были своды законов, который представляли собой...


ГК РФ указывает на то, что близкие родственники имеют право оспорить наследство по закону, а также наследство, которое передано наследодателю по закону. Оспаривание производится...


Вопрос весьма сложный. Законодательная база нашей страны весьма значительна. Конституция РФ – как основной закон, кодексы, федеральные законы, которых более 5 тыс., а также...



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация