Вступил в силу и находится. Когда необходимо пересдавать после лишения. Что изменилось для интернет-пользователей

Главная / Бизнес

Судебный процесс

Статья 209 ГПК РФ определяет момент, в который принятое постановление суда набирает законную силу. После вынесения судебного решения устанавливается срок времени, в течение которого можно осуществить процесс подачи апелляционной жалобы.

В основном срок составляет не более 30 дней, на основании этого устанавливается, что только по истечению данного срока, решение суда приобретает законную силу.

Когда решение суда вступает в законную силу?

  1. Существует правило, которое определяет, что после осуществления процедуры принятия решения, суд обязательно должен осуществить процедуру оглашения результативной части и указать на то, в течение какого времени дается возможность подачи жалобы, то есть, устанавливается срок, после которого решение приобретет законную силу;
  2. Нужно сразу же обратить ваше внимание на то, что как правило, устанавливается период для оспаривания принятого решения в течение 30 дней;
  3. Также определяется, что есть некоторые решения суда, которые сразу же могут быть исполнены специализированной федеральной службой. Например, решение суда об истребовании алиментов и пр.;
  4. Также устанавливается, что если речь идет о судебном приказе, то есть возможность его отменить в период до семи дней с момента, когда человек получит данный приказ на руки;
  5. Устанавливается, что пока решение суда не приобрело юридической силы, оно не может быть применено к исполнению.

То есть, становится понятно, что после вынесения решения, как правило, в течение 30 дней оно еще не приобретает законной силы. А значит, оно не может быть исполнено.

Законная сила решения

Определенные решения суда должны быть исполнены сразу же. Например, решение суда по взысканию алиментов. В данном случае, на основании решения осуществляется процесс открытия исполнительного производства, и специалисты начинают свою работу с должником. В том случае, когда решение суда еще не приобрело юридической силы, оно не может быть осуществлено. То есть, на основании данного решения невозможно открыть исполнительное производство. Если на протяжении установленного периода времени, человек подал на апелляционное рассмотрение дела, то в данном случае формируется отсутствие возможности реализации решения суда. Юридическую силу определение суда первой инстанции приобретет только в том случае, когда суд второй инстанции оставит его без каких-либо исправлений. Пока будет осуществляться процесс ведения дела в суде второй инстанции, то решение которое принял суд первой инстанции однозначно не может быть реализовано и не может приобрести законной юридической силы. В случае отмены постановления суда первой инстанции, при его повторном рассмотрении, тогда оно не может быть реализовано и на его основании нельзя будет открыть исполнительное производство, так как данное решение уже будет незаконным.В ТЕМУ!

Новая редакция Ст. 209 ГПК РФ

1. Решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы.

В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.

2. После вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

3. В случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей.

Комментарий к Статье 209 ГПК РФ

1. Законная сила судебного решения понимается как особое его качество, которое заключается в том, что решение становится обязательным как для участвующих в деле лиц, так и для самого суда, вынесшего решение, а также для всех граждан, организаций, должностных лиц, хотя они в деле не участвовали <1>.
———————————
<1> Зейдер Б.Н. Судебное решение по гражданскому делу. М., 1966. С. 113.

Проблема законной силы судебного решения включает в себя три группы вопросов: о моменте вступления решения в законную силу, о правовых последствиях вступления решения в законную силу (или иначе — о свойствах законной силы решения) и о пределах действия законной силы решения.

Момент вступления решения в законную силу определен единообразно для решений всех судов общей юрисдикции, т.е. решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

При подаче апелляционной жалобы на решение суда оно вступает в законную силу после рассмотрения этой жалобы, если обжалуемое решение судьи не отменено. В случае, когда апелляционным определением решение суда отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.

Вступление решения в законную силу влечет определенные правовые последствия, которые заключаются в том, что решение приобретает ряд новых свойств, таких, как обязательность, неопровержимость, исключительность, преюдициальность, исполнимость.

Обязательность можно признать основным свойством законной силы судебного решения (см. комментарий к ст. 13). Обязательность имеет три адресата, т.е. решение становится обязательным: во-первых, для лиц, участвующих в деле, во-вторых, для не участвующих в деле лиц в рамках спорного правоотношения, в-третьих, для самого суда, вынесшего решение (изменять решение сам суд уже не может).

Неопровержимость как свойство вступившего в законную силу судебного решения означает невозможность обжалования решения в апелляционном порядке.

Однако в случае восстановления пропущенного по уважительным причинам срока на апелляционное обжалование и принесения соответствующей жалобы либо представления прокурора решение, хотя оно и вступило в законную силу, может быть пересмотрено судом второй инстанции (см.

Определение КС РФ от 04.06.2009 N 848-О-П).

2. Исключительность выражается в том, что вступившее в законную силу судебное решение исключает возможность для сторон и других участвующих в деле лиц, их правопреемников вновь заявлять в суде те же требования, на том же основании. В связи с чем в п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 N 23 дополнительно разъясняется, что исходя из смысла ч. 2 и 3 ст. 61, ч. 2 ст. 209 ГПК РФ лица, не участвовавшие в деле, по которому судом общей юрисдикции или арбитражным судом вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать обстоятельства, установленные этими судебными актами. В указанном случае суд выносит решение на основе исследованных в судебном заседании доказательств.

Преюдициальность как свойство законной силы судебного решения означает, что стороны и другие участвующие в деле лица не могут оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения. Эти факты и правоотношения становятся преюдициально установленными, т.е. предрешенными.

Свойство исполнимости (т.е. возможности принудительного исполнения) приобретается решениями об удовлетворении исков о присуждении. По общему правилу решения по искам о признании, о преобразовании и по искам об отказе в удовлетворении таких правовых последствий не влекут.

Пределы действия законной силы судебного решения рассматриваются в двух аспектах: как объективные и субъективные пределы. Объективные пределы действия законной силы судебного решения очерчиваются предметом судебного разбирательства, т.е. спорного правоотношения с учетом изменения иска, если иск был изменен истцом. Субъективные пределы законной силы судебного решения определяются тем, что судебное решение действует только в отношении определенного круга лиц (за исключением решений по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части), а именно в отношении участвующих в деле лиц и их правопреемников.

3. Кроме того, в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей.

Другой комментарий к Ст. 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. С момента вступления решения суда в законную силу оно наделяется процессуальным законом определенными свойствами (качествами).

Момент вступления решения суда в законную силу зависит от использования либо неиспользования лицами, участвующими в деле, своего права на обжалование принятых по делу судебных решений.

По общему правилу решение суда вступает в законную силу по истечении 10-дневного срока его обжалования, который начинает течь с момента принятия судебного решения в окончательной форме.

При отмене судебного решения вышестоящей апелляционной или кассационной инстанцией обжалованное решение суда в законную силу не вступает.

В случае подачи апелляционной или кассационной жалобы решение суда первой инстанции, если оно не отменено, вступает в законную силу с момента вынесения определения или нового решения судом апелляционной или кассационной инстанции, которым изменяется или заменяется обжалуемое решение суда.

Заочное решение вступает в законную силу по правилам комментируемой статьи, однако следует учитывать, что ответчик вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене данного решения в течение семи дней после вручения ему копии этого решения. Кроме того, заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке, заочное решение мирового судьи — в апелляционном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, — в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления (см. ст. ст. 237, 244 ГПК).

Судебный приказ имеет силу решения, если должник не использовал свое право на возражение против заявленного требования или его части и не уведомил об этом суд в течение 10 дней со дня его получения (см.

ст. ст. 128, 129 ГПК).

Судебный приказ вступает в законную силу после его вынесения и обжалованию не подлежит (ст. 130 ГПК).

Коллегиальное рассмотрение в качестве общего правила предусматривается также в апелляционном порядке с 1 января 2012 г. (ст. 1 Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»).

2. С моментом вступления судебного решения в законную силу связано наделение его правовыми свойствами (качествами) неопровержимости, исключительности, обязательности и исполнимости.

Вступившее в законную силу судебное решение не может быть отменено или изменено судом, его постановившим, и судом апелляционной инстанции.

Кроме того, заинтересованное лицо (лица) не может обратиться в суд с иском, жалобой, заявлением по делу между теми же сторонами или их правопреемниками о том же предмете и основанных на тех же обстоятельствах (основания иска), если имеется вступившее в законную силу решение или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон (п. 2 ч. 1 ст. 134 ГПК). Закон также не допускает оспаривания в другом гражданском процессе установленных ранее судом фактов и правоотношений.

Вступившее в законную силу решение суда является обязательным для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также всех физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

К лицам, не исполняющим судебное решение, применяются меры ответственности, предусмотренные законом (ч. 3 ст. 13 ГПК).

3. Решение суда может быть вынесено по длящимся правоотношениям. Чаще всего это связано с установлением периодических платежей по выплате алиментов, пожизненных платежей в возмещение ущерба здоровью и т.п.

Если после вступления в законную силу решения, которым с ответчика присуждены периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или на их продолжительность, каждая сторона вправе путем предъявления нового иска требовать изменения размера и сроков платежей.


В соответствии с частями 1 и 3 ст. 108 ГПК РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
При исчислении процессуальных сроков следует учитывать, что в случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день. Например: решение вынесено 27 января 2016 года, месячный срок для обжалования заканчивается 27 февраля (последний день для подачи жалобы), однако это суббота. Следовательно, понедельник – 29 февраля будет являться последним днем для подачи жалобы, а 1 марта 2016 года решение уже вступает в законную силу. При этом под нерабочими днями понимаются выходные дни и праздничные дни, установленные в соответствии со ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации. В случае совпадения выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Дата вступления решения суда в законную силу, как правильно считать

Вопрос о вступлении в силу решения суда очень важен для сторон гражданского производства. В рамках данной статьи, мы хотели бы наглядно на примерах продемонстрировать, как правильно в соответствии с законодательством рассчитать дату вступления в законную силу решения суда по гражданским делам. Как правило, неверное исчисление момента (даты) вступления в законную силу решения суда, влечет для сторон негативные правовые последствия, одно из которых выражается в форме лишения возможности реализовать свое право на апелляционное обжалование.
Вступление в силу решения суда напрямую зависит от истечения процессуального срока на апелляционное обжалование. По общему правилу апелляционная жалоба, может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. По истечению месяца, в случае не поступления апелляционной жалобы, решение суда вступает в законную силу. Вместе с тем, по некоторым категориям гражданских дел предусмотрен сокращенный срок вступления решения суда в законную силу. Он составляет 10 календарных дней.
В соответствии с частями 1 и 3 ст. 108 ГПК РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Например: дата изготовления мотивированного решения суда первой инстанции 15 февраля 2016 года. Следовательно, течение месячного срока на его апелляционное обжалование началось в тот же день – с 15 февраля 2016 года. Месячный срок для обжалования судебного постановления заканчивается в соответствующее число последнего месяца срока – 15 марта 2016 года. (последний день для подачи жалобы). В законную силу данное судебное решение вступает (в случае отсутствия жалобы) – 16 марта 2016 года.
При исчислении процессуальных сроков следует учитывать, что в случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день. Например: решение вынесено 27 января 2016 года, месячный срок для обжалования заканчивается 27 февраля (последний день для подачи жалобы), однако это суббота. Следовательно, понедельник – 29 февраля будет являться последним днем для подачи жалобы, а 1 марта 2016 года решение уже вступает в законную силу. При этом под нерабочими днями понимаются выходные дни и праздничные дни, установленные в соответствии со ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации.

В случае совпадения выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.
При подаче апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.
Немедленному исполнению подлежит также судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума (ст. 211 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившее в законную силу решение обязательно для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
по матриалам сети интернет.

Многих автовладельцев волнуют вопросы «когда вступил в силу закон о пересдаче на права после лишения?» и «нужно ли сдавать экзамены при лишении за двойную сплошную, а также уезд с места ДТП?». Еще в начале 2013 года для того, чтобы получить удостоверение после лишения, достаточно было предоставить в Госавтоинспекцию пакет документации по истечение установленного срока.

Но 01.09.13 года вступил в силу законопроект, согласно которому граждане, лишенные права управления транспортными средствами, обязаны пересдавать ПДД. Это требование коснулось лишь тех автолюбителей, в отношении которых постановление было вынесено и вступило в законную силу после 31.08.2013 (например, если автовладельцу выдали документ, вступающий 30.08.13, то сдавать экзамены ему будет не нужно).

Получение ВУ состоит из нескольких этапов:

  1. Сдача экзамена в Госавтоинспекции на знания ПДД;
  2. Оплата штрафов (если таковые имеются);
  3. Подготовка документов.

Лишь при соблюдении всех вышеперечисленных этапов, автовладелец вновь получит возможность управлять транспортным средством.

Перечень документов для сдачи ПДД

Перед экзаменом автовладельцу необходимо подготовить следующий пакет документации:

  • Паспорт;
  • Квитанцию об оплате госпошлины (реквизиты можно получить в отделении Госавтоинспекции);
  • Копию постановления, вынесенного судом, в котором было принято решение лишать водителя специального права (важно, чтобы данный документ был вступивший в законную силу — отметку можно поставить на судебном участке, осуществлявшем рассмотрение);
  • Справку о сдаче ВУ в ГИБДД (с датой, когда документ был передан в уполномоченный орган);
  • Медицинскую справку.

Как проходит экзамен

После того, как прошла половина срока после лишения прав (к примеру, если суд решил лишить на 2 года, сдать экзамен можно ) автолюбитель вправе обратиться в ГИБДД, приложив необходимый пакет документов и записаться на сдачу экзамена. В случае несдачи, повторная попытка дается не ранее, чем через 7 дней — именно поэтому, даже автовладельцу, имеющему большой водительский стаж рекомендуется лишний раз перечитать ПДД.

Кроме того, при каждой попытке необходимо оплачивать госпошлину в размере 4,5 тыс. рублей — это также важно учесть.

Но, даже если гражданин сдал теорию раньше, ВУ он сможет воспользоваться только по истечение срока, указанного в постановлении мирового судьи. Раньше получить права нельзя.

Обязательный экзамен по теории незначительно отличается от того, который проходят при первоначальном получении ВУ — единственное различие в перечне вопросов, содержащихся в билетах. Автолюбителю предлагается ответить только на вопросы, касающиеся ПДД. К примеру, на вопросы, связанные с оказанием первой помощи, отвечать не требуется.

Экзамен в ГИБДД проводится в форме теста. Автолюбителям дается 20 вопросов, на которые они должны ответить в течение 20 минут.

Если водитель допускает 3 и более ошибок — ему потребуется повторная пересдача (которая также является платной). В противном случае (даже если срок успел выйти), сесть за руль гражданин не сможет.

Когда необходимо пересдавать после лишения

Так нужно ли проходить тестирование в любом случае или существуют исключения? Важно знать, что пересдача ПДД после лишения нужна далеко не всегда, а только в следующих случаях:

  • Водителем были нарушены правила эксплуатации тракторов, а также строительных машин и оборудования;
  • Автолюбитель привлекался за езду в состоянии опьянения (в данном случае неважно — алкогольное, н/о либо токсическое);
  • Когда автовладелец отказался от прохождения освидетельствования;
  • Если водитель пренебрег запретом употребления алкоголя либо наркотических веществ после ДТП, участником которого он являлся.

В остальных случаях возврат прав после лишения осуществляется без проверки знаний ПДД — по стандартной схеме.

С момента наступления какого события закон вступает в силу

Вступлению в силу федеральных законов предшествует наступление определенных условий:

  • принятие их Госдумой;
  • подписание главой государства;
  • официальная публикация.

Чтобы понять, с какого момента можно применять нормативный правовой акт (НПА), необходимо проверить, когда закон вступает в силу и в каком порядке ее приобретает:

В первом случае федеральный закон будет иметь силу по истечении 10 дней со дня опубликования в изданиях, признанных официальными источниками. Их перечень дан в ст. 4 закона «О порядке опубликования…» от 14.06.1994 № 5-ФЗ (далее — закон № 5). Это:

  • Собрание законодательства РФ;
  • «Российская газета»;
  • «Парламентская газета».

Другой источник, где может быть размещен новый закон, — специальный интернет-ресурс «Официальный интернет-портал правовой информации» .

Опубликование и вступление в силу НПА

Требование об обязательной публикации нового принятого Госдумой федерального закона обусловлено ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, которая прямо запрещает применять законы, официально не опубликованные для всеобщего сведения. Об этом же гласит ст. 1 закона № 5.

ВАЖНО! Федеральные законы вступают в силу с момента публикации их текста, который должен быть размещен на официальных ресурсах только в полном объеме. Усеченная или сокращенная публикация нового НПА не будет основанием для его вступления в силу.

Специальный порядок вступления в силу, как правило, довольно прост для определения времени, с которого начинает действовать нормативный акт. Так, если в тексте нового закона указана конкретная дата, с которой закон подлежит применению, то с этой даты он и обретет силу. Также будет несложно определить начало применения закона, если в нем расписан порядок его вступления в силу. Но и при установлении специального порядка могут возникнуть затруднения с определением даты отсчета, как и в общем порядке.

Сложности в определении даты публикации

Одним из оснований противоречий в определении даты, когда федеральный закон вступил в силу, может быть публикация нового НПА сразу в нескольких источниках.

Учитывая то, что «Российская газета» издается ежедневно, а журнал «Собрание законодательства РФ» — только раз в неделю, может возникнуть следующий вопрос. Дата выхода газеты соответствует дате ее поступления в продажу, а дата, проставленная на журнале, не соответствует, так как является датой поступления в печать, в продажу он попадает значительно позже. По какому источнику определять вступление в силу нового закона, если раньше он напечатан в журнале?

Однозначный ответ на этот вопрос был дан в постановлении Конституционного суда РФ от 24.10.1996 № 17-П, смысл которого в том, что дата, указанная на журнале «Собрание законодательства РФ», не может быть принята для отсчета срока на вступление закона в силу ввиду того, что эта дата не является днем обнародования документа и адресаты в этот день реально не могут ознакомиться с текстом нового НПА.

Дни публикации закона в «Российской газете» и «Парламентской газете» обычно совпадают.

***

Опубликование и вступление в силу федеральных законов тесно взаимосвязано: при отсутствии первого второе невозможно. Однако даже публикация не всегда является гарантией вступления в силу закона, если для этого предусмотрены какие-либо специальные условия.

В 2019 году, вступят в силу многие поправки и новые законодательные акты. Часть из них будет являться дополнением к ныне действующему Семейному кодексу. Упор сделают на новую концепцию семейной политики. Последнюю внедряют в государстве, действие которой рассчитано вплоть до 2025 года. Итоги этого года покажут, насколько эффективными окажутся предпринятые меры, но уже сейчас можно говорить о некоторых нюансах, прошедших проверку временем и успешностью исполнения.

Вводимая концепция будет способствовать ужесточению мер, предпринимаемых по отношению к злостным неплательщикам алиментов. Детей, которые не получают или недополучают алиментные выплаты, государство возьмет под личную опеку, то есть задействуют все доступные силы, чтобы в принципе исключить подобные случаи недоплат или невыплат. Но это не единственные обещания правящего государственного аппарата.

Не единожды в 2016 году обсуждались варианты воздействия на должников по алиментам, и это помогло выработать не только стратегию преобразований, но и опробовать предлагаемые нововведения на жителях Москвы, Московской области и республики Бурятия. Поэтому стоит ознакомиться с тем, что можно назвать «законом об алиментах в новой, измененной версии».

Что именно будет изменено

Одним из главных новшеств можно считать создание специального фонда. Он станет пополняться из Федерального или регионального, бюджета. Принципы его работы схожи с ПФР, то есть он обеспечит ежемесячную выплату алиментов, вне зависимости от того, платит ли обязанный к этому родитель или нет. Далее денежные средства будут взыскивать уже в пользу государства, а значит, к должнику станут применять более суровые методы воздействия. Эта мера должна увеличить поток денежных средств, поступающий от ответчиков по делам об алиментах, и направлять их по прямому назначению.

Второе глобальное решение касается увеличения минимальных сумм алиментов. Возможно, его не успеют реализовать именно в 2018, но все-таки ответчикам уже необходимо морально готовиться к тому, что вместо 7-8 тысяч (средний показатель по РФ), им в скором времени придется платить почти 15 тысяч на ребенка.

Выплаты должны будут продолжаться не только до достижения ребенком совершеннолетия. В случае если он поступит в ВУЗ, отцов обяжут платить до 23 лет включительно, что поможет максимальному количеству детей получить образование, не отрываясь от учебы для заработка средств насущных.

Это основные позиции, на которых государство хочет утвердиться для сохранения материального обеспечения и спокойствия маленьких граждан. Но есть еще много законопроектов, которые можно назвать уточняющими и дополняющими в этой сфере. Перейдем к их обсуждению.

Специальные отделы

Не так давно на территории государства стала функционировать ФССП, служба, главной функцией которой обозначено взимание материальных средств с обязанных к выплатам должников. Получив хорошие результаты по итогам работы, было принято решение, что стоит озаботиться созданием спецотделов, приставы в которых будут заниматься исключительно алиментными отношениями, то есть взысканиями сумм строго в определенной сфере. Специалисты станут узкоспециализированы, но за счет увеличения штата депутаты рассчитывают навести больший порядок и контролировать процесс выплат более тщательно.

Приставам дали еще больше полномочий, что позволяет им разыскивать неплательщиков с помощью банков, МВД, работодателей и даже социальных сетей. Если долги по алиментным выплатам у отдельно взятых граждан превысят отметку в 10 тыс. рублей, пристав может наложить своеобразное вето на пересечение границы государства. Правомерным действием будет считаться и привлечение неплательщиков к уголовной ответственности. Это воздействие более серьезного уровня, так как лишить должника свободы реально на срок до 12 месяцев, что может повлечь потерю рабочего места, запрет на выезд, отказ в занимаемой высокой руководящей должности.

Новое подразделение ФССП уже начало успешно функционировать в столице, а с 2019 подобные отделы распространятся по всей территории России. Поскольку приставы подразделений будут освобождены от исполнения по другим исполнительным производствам, велика вероятность более тщательной проверки необходимой информации и взаимодействия с должниками и с заявителями.

Не заплатишь – не поедешь

Задолженность по алиментным выплатам, которая будет превышать 10 тыс. рублей, позволит приставам временно конфисковать права. Конечно, не в буквальном смысле, просто они смогут внести эту информацию в банк данных, и любой инспектор службы ГИБДД сделает это за них. Постановление о временном лишении водительских прав, не будет касаться только нескольких категорий неплательщиков, а именно:

  • тех, кто имеет инвалидность;
  • для кого вождение автомобиля – это единственный способ заработка и дохода;
  • тех, кто проживает в местностях, относящихся к труднодоступным;
  • граждан, которым их персональное средство передвижения нужно, чтобы отвозить детей в школу и дошкольные учреждения.

В случае если должника поймают без прав на дороге, к нему применят штрафные санкции (от 2,5 до 30 тысяч рублей). Права вернут, как только задолженность по алиментам будет погашена.

Круговая информационная порука

На самом деле, не только прав на вождение автомобиля способны лишить неплательщиков. Отталкиваясь от финансовой планки, о которой говорилось ранее (10 тыс. рублей), должникам будут отказывать в предоставлении разного рода госуслуг. Например, станет проблематично получить загранпаспорт, сдать экзамен на получение водительского удостоверения в ГИБДД, расписаться в ЗАГСе. Конечно, это нововведение требует более тесного информационного сотрудничества между различными государственными структурами и подразделениями. Но работа в этом направлении ведется ускоренными темпами.

Помимо таких технических подходов к решению проблем с неплательщиками, особую роль отведут и реализации программы по отказу в содержании престарелых родителей. Естественно, что применят ее к гражданам, ранее игнорировавшим свои обязанности в отношении своих несовершеннолетних детей. Такой моральный взаимозачет признан справедливым, и поэтому пенсионеры лет через 20 не смогут обязать своих детей собственным содержанием.

Банки тоже готовы сотрудничать с приставами, и в случае предоставления им информации о задолженности клиента по алиментам, будут отказывать в проведении денежных операций, а также перестанут давать кредиты лицам, о которых появятся данные подобного негативного характера.

Только при взаимодействии всех госструктур можно надеяться на реализацию программы, утвержденную правительством и направленную на перспективу.

Юридический нонсенс

Много мер воздействия будет в распоряжении уполномоченных и компетентных лиц по отношению к тем, кого обвиняют в неуплате. Но при реализации программ не обошлось без казусов. К ним можно отнести решение об индексации, которой ежегодно подвергают алименты, выплачиваемые на основании среднего показателя прожиточного минимума. В каждом регионе перерасчет сделают исходя из местных особенностей, но принимая во внимание установленный правительством процент ежегодной инфляции.

В 2019 году индексация установлена на уровне 4 процентов. Но именно эти проценты не позволят при перерасчете удержать на должном уровне прожиточный минимум для детей, получающих алименты. Как известно, экспертами по экономическим вопросам, выдвинуто предположение, что инфляция превысит 12%-ный порог. Соответственно, индексация на низком уровне не увеличит, а уменьшит выплаты детям, что противоречит статьям в СК. Следуя букве закона, тем не менее, придется его нарушить, что и создает правовую дилемму.

Итог

В заключение можно добавить, что матерей-одиночек также будут поощрять – им позволят участвовать в государственных программах, приравняв к статусу молодых семей. Это позволит купить себе и ребенку жилье на льготных условиях.

Есть законодательные положения, которые в 2019 останутся без изменений. Это назначение к выплатам фиксированных сумм, признание сожительствующих граждан и их браков наравне с зарегистрированными в ЗАГСе, что позволяет претендовать на выплату алиментов, а также многое другое.

За первые несколько лет система нововведений должна будет показать, насколько эффективно ее применение. Гражданам же предстоит оценить преимущества и неудобства. Мы же констатируем, что для детей сделано все максимально возможное, в условиях кризиса.

Большинство нормативных правовых актов вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении установленного количества дней после дня их официального опубликования. Именно с подсчетом этих дней, а также с определением даты первой официальной публикации нормативного акта и возникает больше всего проблем.

Таблица. Порядок вступления в силу некоторых видов

нормативных правовых актов

Вид нормативного правового
акта
Порядок вступления
в силу
Официальный источник
опубликования
Федеральные
конституционные законы
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 10 дней после
дня их официального
опубликования
(ст. 6 Закона N 5-ФЗ)
«Российская газета»,
«Парламентская
газета»,
Собрание
законодательства
Российской Федерации
или размещение
на официальном
интернет-портале
правовой информации
www.pravo.gov.ru
(ст. 4 Закона
N 5-ФЗ)
Федеральные законы
Акты палат Федерального
Собрания
Акты законодательства
о налогах (за исключением
актов, вносящих изменения
в НК РФ в части
установления новых
налогов)
Вступают в силу не ранее
чем по истечении одного
месяца со дня их
официального
опубликования и не ранее
1-го числа очередного
налогового периода по
соответствующему налогу
(абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ)
Акты законодательства
о сборах (за исключением
актов, вносящих изменения
в НК РФ в части
установления новых сборов)
Вступают в силу не ранее
чем по истечении одного
месяца со дня их
официального
опубликования (абз. 2
п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы,
вносящие изменения в НК РФ
в части установления
новых налогов или сборов
Вступают в силу не ранее
1 января года, следующего
за годом их принятия,
но не ранее одного месяца
со дня их официального
опубликования (абз. 3
п. 1 ст. 5 НК РФ)
Федеральные законы
о федеральном бюджете
Вступают в силу с
1 января и действуют
по 31 декабря
соответствующего
финансового года, если
иное не предусмотрено
Бюджетным кодексом или
самим законом о бюджете
(п. 1 ст. 5 Бюджетного
кодекса)
Акты законодательства
о таможенном деле
Вступают в силу не ранее
чем по истечении 30 дней
после дня их официального
опубликования, если иное
не установлено таможенным
законодательством
Таможенного союза (п. 3
ст. 6 Федерального закона
от 27.11.2010 N 311-ФЗ
«О таможенном
регулировании в
Российской Федерации»)
Указы и распоряжения
Президента РФ, имеющие
нормативный характер
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 7 дней после
дня их первого
официального
опубликования (абз. 1
п. 5 Указа N 763)
«Российская газета»,
Собрание
законодательства
Российской Федерации
или размещение
на официальном
интернет-портале
правовой информации
www.pravo.gov.ru
(п. п. 2 и 2.1 Указа
N 763)
Иные указы и распоряжения
Президента РФ (в том числе
акты, содержащие сведения,
составляющие
государственную тайну, или
сведения конфиденциального
характера)
Вступают в силу со дня
их подписания (абз. 2
п. 5 Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 1 Указа N 763)
Постановления и
распоряжения Правительства
РФ, затрагивающие права,
свободы и обязанности
человека и гражданина,
устанавливающие правовой
статус федеральных органов
исполнительной власти,
а также организаций
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ по
истечении 7 дней после
дня их первого
официального
опубликования (абз. 1
п. 6 Указа N 763)
«Российская газета»
или Собрание
законодательства
Российской Федерации
(п. 2 Указа N 763)
Иные постановления и
распоряжения Правительства
РФ (в том числе акты,
содержащие сведения,
составляющие
государственную тайну,
или сведения
конфиденциального
характера)
Вступают в силу со дня
их подписания (абз. 2
п. 6 Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 1 Указа N 763)
Приказы, распоряжения и
иные нормативные правовые
акты федеральных органов
исполнительной власти
(министерств РФ,
федеральных служб,
агентств и других
ведомств), признанные
Минюстом России
не нуждающимися
в государственной
регистрации
Вступают в силу
в порядке, определяемом
самим федеральным органом
исполнительной власти,
который утвердил этот
нормативный акт (абз. 5
п. 17 Правил подготовки
нормативных правовых
актов федеральных органов
исполнительной власти
и их государственной
регистрации,
утв. Постановлением
Правительства РФ
от 13.08.1997 N 1009)
Порядок их
официального
опубликования
устанавливается
самим федеральным
органом
исполнительной
власти, который
утвердил этот
нормативный акт
(абз. 5 п. 17
Правил подготовки
нормативных правовых
актов федеральных
органов
исполнительной
власти и их
государственной
регистрации)
Приказы, распоряжения
и иные нормативные акты
федеральных органов
исполнительной власти,
прошедшие государственную
регистрацию в Минюсте
России и затрагивающие
права, свободы и
обязанности человека
и гражданина,
устанавливающие правовой
статус организаций или
имеющие межведомственный
характер
Вступают в силу
одновременно на всей
территории РФ
по истечении 10 дней
после дня их официального
опубликования (абз. 1
п. 12 Указа N 763)
«Российская газета»
или Бюллетень
нормативных актов
федеральных органов
исполнительной
власти (п. 9 Указа
N 763)
Приказы, распоряжения и
иные нормативные правовые
акты федеральных органов
исполнительной власти,
прошедшие государственную
регистрацию в Минюсте
России, но содержащие
сведения, составляющие
государственную тайну,
или сведения
конфиденциального
характера, не подлежащие
в связи с этим
официальному опубликованию
Вступают в силу со дня
их государственной
регистрации в Минюсте
России и присвоения им
номера (абз. 2 п. 12
Указа N 763)
Не подлежат
официальному
опубликованию
(п. 8 Указа N 763)
———————————
<*> Приведенный в таблице порядок применяется, если в самом
нормативном правовом акте не установлена точная дата, с которой он
начинает действовать, либо не указан другой порядок вступления этого акта
в силу (ст. 6 Закона N 5-ФЗ, п. п. 7 и Указа N 763).

Кроме того, в тексте самих нормативных актов могут использоваться различные формулировки, касающиеся сроков вступления их в силу. Например, может быть указано, что документ вступает в силу со дня или после дня его официального опубликования либо через определенный срок или по истечении какого-то периода. На первый взгляд разницы между этими фразами нет. Но это не так. Ведь в зависимости от того, какая именно формулировка использована, дата вступления в силу нормативного акта определяется по-разному.

Размещение некоторых видов нормативных актов

на специальном интернет-портале теперь приравнивается

Все законы подлежат официальному опубликованию для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Неопубликованные законы не применяются и не влекут правовых последствий. Также не подлежат применению любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не были опубликованы официально.

Официальным опубликованием для большинства нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ, далее — Закон N 5-ФЗ, и п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763, далее — Указ N 763).

В отношении актов палат Федерального Собрания, федеральных и федеральных конституционных законов официальным также является их размещение в «Парламентской газете» (ст. 4 Закона N 5-ФЗ).

Начиная с 10 ноября 2011 г. появился еще один официальный источник опубликования — размещение текста нормативного акта на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (см. врезку ниже). Но этот ресурс считается местом официальной публикации лишь для федеральных и федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания, а также указов и распоряжений Президента РФ (ст. 4 Закона N 5-ФЗ, п. 2.1 Указа Президента РФ от 05.04.1994 N 662 и п. 2.1 Указа N 763).

Алгоритм действий. Как узнать дату размещения документа на официальном интернет-портале

Чтобы найти, когда именно нормативный акт был размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, необходимо:

— на главной странице этого сайта с помощью меню в верхней части экрана открыть раздел «Опубликование»;

— в открывшемся окне в подменю выбрать подраздел «Поиск»;

— указать в карточке поиска известные реквизиты интересующего нормативного акта (достаточно, например, ввести только его номер) и нажать кнопку «Найти». В карточке можно также выбрать, как выводить результаты поиска, в частности указать количество документов, информация о которых отображается на экране (10, 30, 100 или 200 штук), параметры их сортировки (по дате подписания или опубликования, виду документа, принявшему органу, номеру и др.) и упорядочивания (по возрастанию или убыванию).

Под карточкой поиска появится список найденных документов с их полными реквизитами, ссылка на текст документа (файл в формате PDF), дата и номер его опубликования на сайте.

Вместе с тем на указанном интернет-портале могут размещаться и иные нормативные правовые акты, например постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы министерств и ведомств, в частности Минфина и ФНС России (абз. 3 ст. 9.1 Закона N 5-ФЗ). Но это не считается их официальной публикацией.

Отметим, что появление нового источника официального опубликования снимает многие проблемы, связанные с определением даты вступления в силу нормативного акта. Ведь, как правило, документ на интернет-портале размещается раньше, чем в печатных изданиях. Поэтому больше не должно возникать сложностей с определением даты его первой официальной публикации, даже если документ будет опубликован еще и в «Российской газете», и в Собрании законодательства Российской Федерации, но в разные дни.

Однако это положительное изменение распространяется только на федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания, а также указы и распоряжения Президента РФ. Для остальных нормативных актов проблема с определением даты их первой официальной публикации по-прежнему остается актуальной.

Если документ размещен в нескольких официальных источниках

в разные дни, дату его первой публикации

можно определять по-разному

Нередко один и тот же новый нормативный акт публикуется сразу в нескольких печатных изданиях, причем обычно в разные дни. Как в этом случае определять дату его первой официальной публикации?

Указанный вопрос очень актуален, ведь «Российская газета» выходит каждый день, кроме субботы и воскресенья, а Собрание законодательства Российской Федерации и «Парламентская газета» — раз в неделю по понедельникам и пятницам соответственно. Причем на Собрании законодательства Российской Федерации ставится дата подписания номера в печать, она и считается датой его выхода. На еженедельнике же «Парламентская газета» указывается интервал дат, например 20 — 26 июля 2012 г. Проанализировав судебную практику, можно выделить два варианта.

Исходя из того, когда издание фактически доходит до читателей. Конституционный Суд РФ еще в 1996 г. указал, что дату первой публикации нормативного акта следует определять с учетом того, в какой момент то или иное печатное издание, в котором он размещен, реально доходит до адресатов, то есть читателей и подписчиков (п. 6 мотивировочной части Постановления КС РФ от 24.10.1996 N 17-П). Ведь цель официальной публикации как раз и заключается в обнародовании нормативного акта для всеобщего сведения.

Очевидно, что в момент подписания еженедельника в печать эта цель не может быть достигнута, поскольку издание поступит в розничную продажу или будет доставлено по подписке значительно позже.

Таким образом, если документ сначала был размещен в Собрании законодательства Российской Федерации, а в течение нескольких дней после этого опубликован в «Российской газете», датой первой его официальной публикации следует считать дату размещения именно в «Российской газете».

Аналогичные разъяснения, касающиеся даты вступления в силу конкретных нормативных актов, содержатся в Письмах ФСС РФ от 03.10.2006 N 02-18/06-10588 и Минздравсоцразвития России от 25.07.2006 N 1556-12 . Такими же принципами руководствовались Президиум ВАС РФ и Конституционный Суд РФ при определении даты первой публикации конкретных федеральных законов (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 11263/06 и Определение КС РФ от 01.12.1999 N 218-О).

Аналогичным образом рассуждает и большинство арбитражных судов (Постановления ФАС Уральского от 04.08.2011 N Ф09-4592/11 и от 02.03.2011 N Ф09-638/11-С1 , Западно-Сибирского от 28.12.2011 N А03-6749/2011 и от 28.11.2006 N Ф04-7774/2006(28627-А03-9) , Московского от 06.12.2010 N КА-А40/15328-10 , Северо-Кавказского от 22.11.2010 N А32-7082/2010 и от 23.03.2009 N А32-1067/2008-12/24 , Поволжского от 03.06.2008 N А65-28895/07-СА3-43 и от 25.03.2008 N А65-29468/2007-СА3-43 , Дальневосточного от 18.12.2007 N Ф03-А37/07-1/5517 и от 08.11.2006, 01.11.2006 N Ф03-А73/06-2/3955 , Северо-Западного от 16.11.2007 N А56-59517/2005 округов).

Однако в подобной ситуации необходимо учитывать разницу между датами выхода «Российской газеты» и Собрания законодательства Российской Федерации или «Парламентской газеты». Так, если разница в датах составляет более семи дней, датой первой официальной публикации нормативного акта безопаснее считать дату размещения его в Собрании законодательства Российской Федерации или «Парламентской газете», а не в «Российской газете». Ведь при такой значительной разнице в датах неизвестно, какое из указанных изданий дошло до своих адресатов раньше.

Формально, исходя из норм Закона N 5-ФЗ и Указа N 763. Суды некоторых федеральных округов подходят к определению даты первой официальной публикации нормативного акта достаточно формально. Они исходят из того, какое из печатных изданий, в которых был размещен нормативный акт, имеет наиболее раннюю дату.

В тех случаях, когда таким источником опубликования оказалось Собрание законодательства Российской Федерации, суды определяют дату вступления в силу нормативного акта, взяв за точку отсчета дату его размещения именно в этом издании (Постановления ФАС Московского от 09.08.2012 N А40-111323/11-149-715 , Северо-Кавказского от 25.05.2005 N Ф08-2159/05-882А и Восточно-Сибирского от 12.05.2005 N А74-3716/04-Ф02-2008/05-С2 округов). И это даже несмотря на то, что в рассмотренных делах разница в датах публикации нормативного акта в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации составляла всего один-два дня.

Аналогичным образом поступили Пленум Верховного Суда РФ и Пленум ВАС РФ, решая вопрос о начале действия конкретного федерального конституционного закона (п. 2 совместного Постановления от 04.02.2010 N 3/2).

Ключевым словом во фразе о вступлении нормативного акта

в силу является предлог «с» или «после»

По общим правилам федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (ст. 6 Закона N 5-ФЗ). Большинство постановлений и распоряжений Правительства РФ, указов и распоряжений Президента РФ начинают действовать по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. п. 5 и Указа N 763).

Во всех приведенных формулировках использована фраза: «После дня официального опубликования». Вместе с тем в самом нормативном акте может быть предусмотрен иной порядок вступления его в силу. Нередко в этом случае указывается, что документ вступает в силу:

— по истечении определенного количества дней, месяцев или иного периода со дня или после дня его официального опубликования;

— через определенный период со дня или после дня его официального опубликования.

Казалось бы, формулировки практически одинаковые. Но все-таки в зависимости от того, какая именно фраза использована в документе, дата его вступления в силу определяется по-разному.

Документ вступает в силу со дня (после дня) его опубликования. Допустим, в нормативном акте указано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Это означает, что он начинает действовать непосредственно в день его первой официальной публикации.

Если же в документе использована фраза: «После дня официального опубликования», то он вступит в силу на следующий день после даты его первой официальной публикации.

Аналогичным образом определяется дата начала действия документа, который вступает в силу по истечении определенного периода со дня или после дня его официального опубликования. Если указана фраза: «Со дня опубликования», то датой, от которой отсчитывается установленный срок, является день его первой официальной публикации. То есть день опубликования также включается в расчет.

Примечание. Если в порядке вступления нормативного акта в силу использована фраза: «Со дня опубликования», то отправной точкой для подсчета срока, когда он начнет действовать, является день его официального опубликования.

Например, в тексте федерального закона указано, что он вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования. Предположим, что текст федерального закона размещен на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru 10 сентября 2012 г. Значит, эта дата является началом 30-дневного срока, по истечении которого закон вступит в силу. Указанный срок истечет 9 октября 2012 г. Следовательно, федеральный закон начнет действовать с 10 октября 2012 г.

Если в нормативном акте использована фраза: «После дня опубликования», то срок, по окончании которого он вступит в силу, исчисляется со дня, следующего за днем его официальной публикации.

Так, если изменить формулировку в рассмотренном примере, то началом течения 30-дневного срока будет считаться следующий день после размещения текста федерального закона на официальном интернет-портале, то есть 11 сентября 2012 г. Установленный 30-дневный срок истечет в этом случае на день позже — 10 октября 2012 г. Значит, федеральный закон вступит в силу с 11 октября 2012 г.

Однако некоторые специалисты считают, что независимо от использованного в формулировке предлога первым днем для отсчета соответствующего срока всегда считается следующий день после даты официальной публикации нормативного акта. Ведь течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало (ст. 191 ГК РФ и п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Именно такой подход применил, например, Пленум ВАС РФ при определении даты вступления в силу Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Постановление от 08.04.2003 N 4).

Кроме того, в отношении нормативных правовых актов г. Москвы установлено, что день официального опубликования документа не учитывается при подсчете срока, по истечении которого он вступает в силу (п. 2 ст. 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 «О правовых актах города Москвы»). Однако в федеральном законодательстве аналогичной нормы не предусмотрено. Поэтому при подсчете срока, по истечении которого тот или иной документ федерального уровня вступает в силу, целесообразно исходить из специфики русского языка и учитывать смысловую нагрузку предлога, использованного в формулировке.

Документ вступает в силу по истечении (через) определенного срока после его опубликования. Чаще всего в тексте нормативных актов указывается, что они вступают в силу по истечении какого-то срока со дня или после дня официального опубликования. Но бывает и так, что используется такая формулировка: «Через определенный период», то есть через один или три месяца либо через год или даже несколько лет после опубликования.

Для определения последнего дня такого срока неважно, какая из этих фраз использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период». Однако сложности возникают, если срок, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, установлен в месяцах или годах.

Примечание. Для определения последнего дня срока, по окончании которого нормативный акт вступает в силу, не имеет значения, какая из возможных формулировок использована — «По истечении определенного срока» или «Через определенный период».

Документ вступает в силу по истечении нескольких месяцев или лет со дня (после дня) его опубликования. Нередко не только организации или налоговики, но даже и арбитражные суды по-разному исчисляют сроки, установленные в месяцах или годах. Чтобы разобраться с этим вопросом, обратимся к нормам гражданского и налогового законодательства.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание установленного срока приходится на месяц, в котором нет такого числа, например на февраль, то срок истекает в последний день этого месяца (п. 3 ст. 192 ГК РФ и п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192 ГК РФ и п. 3 ст. 6.1 НК РФ). При этом годом, за исключением календарного года, признается любой период времени, состоящий из 12 следующих подряд месяцев.

Предположим, в федеральном законе указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования. Его текст был размещен на официальном интернет-портале www.pravo.gov.ru 14 сентября 2012 г. Значит, он вступит в силу в такое же число третьего по счету месяца, то есть 14 декабря 2012 г.

Отметим, что если бы в этом федеральном законе было указано, что он вступает в силу по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования, то он бы начал действовать на день позже, то есть с 15 декабря 2012 г.

Однако Минфин России в похожей ситуации пришел к иному выводу. Специалисты этого ведомства разъяснили некоторые вопросы, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ <1> . В тексте самого Закона оговорено, что одна из его статей вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Текст Федерального закона был опубликован в «Российской газете» 22 июля 2009 г. Значит, в соответствии с нормами Гражданского РФ и др. Поскольку эти поправки затронули многие компании, часто возникал вопрос о дате вступления их в силу.

Не обошлось без разногласий и с определением даты, с которой начал действовать сам Федеральный закон от 19.07.2009 N 205-ФЗ. Подробнее об этом читайте во врезке ниже.

Случай из практики. Перипетии с датой вступления в силу одного Федерального закона

Вайтман Е.В. Как не ошибиться при определении даты вступления в силу нормативного акта // Российский налоговый курьер. 2012. N 19. С. 80 — 88.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация