Взаимодействие следователя с органами оперативно розыскной деятельности. Правовые основы взаимодействия следователя и органов дознания при расследовании преступлений. Организационно-правовые формы взаимодействия

Главная / Бизнес

Расследование любого уголовного дела напрямую зависит от результатов и качества взаимодействия следователя с органами дознания, осуществляющими ОРД, более того полное и качественное расследование невозможно без согласованной работы данных органов.

Совместная или согласованная деятельность в определенной мере может носить процессуальный, оперативнорозыскной, административный и организационно-управленческий характер. Многочисленные задачи взаимодействия носят конкретный характер на соответствующих, относительно самостоятельных этапах при раскрытии и расследовании.

Следователю принадлежит руководящая и организующая роль во взаимодействии. Следователь несет полную ответственность за результаты расследования и соблюдение его сроков, законность и обоснованность всех принимаемых в ходе расследования процессуальных и тактических решений. Только следователь обладает всей полнотой информации о состоянии расследования и об имеющихся в уголовном деле доказательствах, и только он в состоянии однозначно определить объем и сроки необходимых мероприятий. Следователь является инициатором взаимодействия и осуществляет его на плановой основе.

Взаимодействие следователя с субъектами, осуществляющими ОРД, и использование результатов ОРД это основанная на правовых актах совместная, согласованная, планируемая деятельность, базирующаяся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей друг друга и осуществляемая в целях успешного раскрытия, расследования и предотвращения преступлений. На основании анализа научной литературы по соответствующей тематике основными принципами взаимодействия можно признать:

Принцип законности;

Принцип организации взаимодействия;

Принцип разграничения компетенций;

Принцип организующей роли следователя в организации и осуществлении взаимодействия на всех этапах досудебного производства;

Принцип планирования взаимодействия;

Принцип согласованного комплексного использования сил и средств;

Принцип сохранения тайны оперативно-разыскных и следственных сведений;

Принцип взаимного регулярного обмена информацией между взаимодействующими субъектами;

Принцип взаимного уважения и помощи при решении вопросов, предусматривающих взаимный интерес, а также поддержания атмосферы доверия;

К наиболее важным и необходимым признакам эффективного взаимодействия следователей и органов, осуществляющих ОРД, по мнению Н.А. Аме- ницкой, можно отнести следующие: «единство объекта воздействия (преступности); единство цели и общность задач; правовая регламентация взаимодействия; разграничение компетенций при взаимодействии; взаимная заинтересованность в достижении целей; практическая потребность во взаимодействии; согласованность или совместность действий; самостоятельность субъектов в выборе сил и средств; оказание взаимной помощи и содействия во взаимодействии; взаимное информирование о ходе и результатах взаимодействия; совместная ответственность за установленные правила и результаты взаимодей-

На стадии доследственной проверки материалов о преступлении инициатива во взаимодействии, как правило, исходит от оперативного сотрудника. Однако от начала планирования расследования следователь принимает решение о привлечении представителей других заинтересованных служб к сотрудничеству, о чем информирует соответствующих руководителей, которые определяют степень интенсивности мероприятий, нагрузку и конкретные направления предстоящих мероприятий. Однако независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответственность за предупреждение преступлений, а за их раскрытие- отвечает солидарно со следователем.

Сегодня насущной проблемой совместной деятельности следователя и оперативных подразделений является формальность и шаблонность при планировании расследования, которая в свою очередь влечет за собой формальность и шаблонность исполнения этих планов. Проблема является наиболее острой в подразделениях с высокой рабочей нагрузкой. В некоторых следственных подразделениях нагрузка может составлять десятки дел на одного следователя (дознавателя). Также к проблемам можно отнести слабое знание положений приказа МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд».

При расследовании преступлений, совершенных на объектах транспорта, как справедливо отмечает О.В. Цуканова, «... взаимодействие осуществляется преимущественно с органами транспортной полиции одного отдела либо, при необходимости, расположенными на интересующей удаленной территории. Такая практика сложилась в связи с особенностями расследования преступлений на транспорте, о которых территориальные органы полиции, как правило, не осведомлены либо имеют поверхностное представление. Поэтому в случае, когда у следователя есть возможность выбора взаимодействия с территориальным или транспортным отделом полиции, предпочтение отдается транспортному. Следует также учесть, что значительная и характерная часть преступлений совершается в движении, в перевозочном процессе, что требует специфических

приемов и методов их пресечения, раскрытия и расследования» .

Оперативные службы транспортной полиции также имеют свою специфику работы, часто значительно отличающуюся от работы аналогичных подразделений территориальных отделов полиции. Так, например, только в транспортной полиции имеется подразделение ОБППГ - отдел по борьбе с преступными посягательствами на грузы, перевозимые железнодорожным транспортом.

Практика свидетельствует, что при расследовании хищений грузов возникают существенные проблемы при взаимодействии лиц, осуществляющих предварительное расследование, с оперативными подразделениями. Поручения, направляемые следователем (дознавателем) по уголовным делам, выполняются формально. Сотрудники оперативных подразделений ограничиваются написанием рапортов о проведении ОРМ, которые не привели к положительным результатам, с их стороны отсутствует какие-либо предложения, подлежащие внесению в планы расследования.

Вместе с тем при расследовании хищений груза из подвижного состава железнодорожного транспорта взаимодействие лица, осуществляющего предварительное расследование, и сотрудников оперативных подразделений, при правильной организации приводит к быстрому и качественному расследованию уголовных дел. В рамках данного взаимодействия можно выделить две формы взаимодействия уголовно-процессуальную и организационную.

К уголовно-процессуальной относится:

Выполнение поручений следователя, дознавателя (производство опера-

тивно-розыскных мероприятий и следственных действий);

Содействие следователю, дознавателю при производстве следственных действий;

Осуществление розыска лица, совершившего преступление;

Взаимодействие в составе следственной группы.

К организационной форме взаимодействия относится:

Ознакомление следователя с материалами предварительной проверки, находящимися у сотрудника оперативного подразделения до возбуждения уголовного дела, в целях совместного обсуждения мер для их реализации;

Совместное планирование следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий;

обмен информацией о результатах расследования и проведения оперативно-розыскных мероприятий;

оперативное сопровождение расследования уголовного дела;

Проведение руководством ОВД совместных совещаний с участием представителей подразделений, осуществляющих предварительное расследование, и БППГ, на которых будут обсуждаться результаты расследования, качество материалов предварительной проверки, состояние обмена информацией, качество выполнения поручений. О.В. Цуканова организационные формы обозначает организационно-подготовительными (организационно-техническими)

действиями.

Для установления места совершения преступления, в случае его несовпадения с местом обнаружения хищения, следует обеспечить взаимодействие с ОВД на транспорте, находящимися на маршруте следования грузового состава, а также территориальными органами, путем информирования линейных и территориальных органов внутренних дел по маршруту следования груза об обстоятельствах совершенного хищения и приметах похищенного груза.

Основные требования к организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел при осуществлении ими полномочий по раскрытию и расследованию преступлений устанавливаются соответствующим ведомствен-

ным правовым актом.

Организация расследования в целом, в том числе и взаимодействия, является обязанностью следователя, так как он осуществляет доказывание по уголовному делу и устанавливает истинные обстоятельства произошедшего. Согласованность действий при расследовании преступления заключается в процессуальном подчинении оперативных работников следователю, своевременном обмене информацией и соблюдении дисциплины. Всю информацию, собранную в ходе оперативно-розыскной деятельности, орган дознания обязан предоставить следователю, который решает вопрос о ее относимости.

Взаимодействие подразделений органов внутренних дел, в том числе и транспортных, при осуществлении ими полномочий по раскрытию и расследованию преступлений осуществляется путем создания следственнооперативных групп при руководящей роли следователя (дознавателя); привлечения к деятельности следственной группы сотрудников оперативных подразделений; совместного обсуждения оперативно-служебных документов, содержащих результаты оперативно-розыскной деятельности, планирования, подготовки ОРМ и оценки их результатов; оперативного сопровождения расследования преступлений с момента возбуждения уголовного дела до завершения судебного разбирательства.

Результаты ОРМ при соблюдении ряда требований могут использоваться при доказывании (ст. 89 УПК РФ) . В связи с тем, что результаты ОРД не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам, органы, осуществляющие ОРД, предоставляют следователю предметы и документы для приобщения к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств в

установленном порядке.

Для получения статуса доказательства результаты ОРД должны: содержать информацию, устанавливающую обстоятельства, подлежащие доказыванию; ссылаться на источник получения данной информации; содержать данные, дающие возможность в процессуальных условиях проверить сформи-

рованные на их основе доказательства.

Взаимодействие с оперативными службами необходимо тогда когда информация о преступлении была получена в ходе оперативно-розыскной деятельности; лицо, подозреваемое в совершении преступления, не установлено; проводится розыск лица, подозреваемого (обвиняемого) в преступлении; обвиняемый пытается помешать ходу расследования.

При расследовании содержание и объем оперативных и оперативнорозыскных мероприятий определяется характером преступления, следственной ситуацией и другими факторами. Сотрудничество следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, необходимо, так как сочетание различных средств получения информации повышает эффективность

расследования.

Безусловно нельзя не упомянуть и о вопросах организации взаимодействия. Следует согласиться, что она (организация) «...предполагает, прежде всего: постановку проблемы и формулирование задач по ее разрешению; опре- деление сил, средств и методов, которые будут задействованы; разработку возможного совместного плана взаимодействия (чаще всего на стадии предварительного расследования); определение способов и средств связи, обмена информацией; осуществление контроля за ходом и результатом взаимодействия; подведение итогов деятельности взаимодействующих субъектов» . При надлежащей организации взаимодействия общность цели порождает обоюдную заинтересованность в ее достижении, которая в первую очередь должна исходить от руководителей ОВД, также оперативного подразделения и следственного органа.

Еще одним актуальным аспектом взаимодействия является совместная деятельность по раскрытию преступлений прошлых лет, которую следует считать приоритетным направлением в деятельности всех правоохранительных органов. Актуально это и в отношении преступлений, совершаемых на объектах транспорта. Последние, как правило, являются длящимися или многоэпизод- ными, а раскрыть их «по горячим следам» и даже на протяжении отчетного года не всегда удается. В то же время в их совершение вовлечено множество людей, находящихся между собой в сложной системе связей (исполнители, скупщики похищенного имущества и т.п.), являющихся зачастую участниками организованных преступных групп и сообществ. Взаимодействие открывает дополнительные возможности для раскрытия преступлений даже по истечении достаточно длительного времени после их совершения, а значит, по всем преступлениям такого рода сотрудники органов внутренних дел на транспорте должны продолжать работу.

В заключение следует согласиться с рядом авторов, что в деятельности служб по противодействию преступлениям на транспорте не все си гладко в вопросах взаимодействия. Так, не изжита практика выезда на места происшествий следственно-оперативных групп не в полном составе, нередки осмотры мест происшествий без участия специалиста; до прибытия дежурной следственно-оперативной группы сотрудниками ППСП и ведомственной военизированной охраны не всегда обеспечивается охрана места происшествия, не принимаются меры к выявлению свидетелей, установлению обстоятельств преступления в целях принятия незамедлительных мер по информированию нарядов, задействованных в системе единой дислокации, и их ориентированию на поиск и задержание преступников; отсутствует действенный контроль со стороны руководителей за работой следственно-оперативных групп, за качеством подготовки материалов доследственной проверки; исполнение поручений сотрудниками оперативных подразделений зачастую осуществляется формально без указания конкретной информации о проделанной работе, контроль со стороны руководителей за данным направлением деятельности ослаблен; неэффективно используются возможности криминалистических, розыскных и экспертно-криминалистических учетов при расследовании преступлений; неполнота производства следственных действий по преступлениям, совершенным в условиях неочевидности, как следствие, отмена прокурорами решений о при-

остановлении следствия и дознания.

Полагаем, что данные факты должны быть искоренены в деятельности по раскрытию, расследованию и предотвращению преступлений против собственности, совершаемых на транспорте, прекращена практика формирования и направления дежурных следственно-оперативных групп на места происшествий не в полном составе; кроме того, нужна своевременная системная отработка по криминалистическим, розыскным, экспертно-криминалистическим учетам лиц, подозреваемых в совершении преступлений, изымаемых предметов и оружия; повышение качества и полноты выполнения комплекса мероприятий по раскрытию преступлений в течение дежурных суток, в том числе в рамках работы СОГ, в том числе принятие в течение дежурных суток исчерпывающих мер по исследованию и закреплению доказательств противоправных деяний; исключение фактов принятия решений об отказе в возбуждении уголовных дел по формальным основаниям при наличии неисследованных обстоятельств; повышение профессионального уровня сотрудников, входящих в состав следственно-оперативных групп, организация практических занятий с приглашением руководителей экспертно-криминалистических подразделений и представителей прокуратуры.

Отправным моментом в организации работы оперативных подразделений по расследованию преступлений против собственности, совершаемых на транспорте, являются выводы, основанные на анализе оперативной обстановки на участке, где было совершено преступление. Ключевым моментом в деятельности оперативных подразделений транспортной полиции является работа с агентурным аппаратом.

На первый план встает надлежащая организация режима работы оперативных подразделений транспортной полиции в соответствующей оперативной обстановке, зональная специализация оперативного состава, укрепление взаимодействия с сопредельными подразделениями транспортной полиции, территориальными органами внутренних дел, подразделениями уголовноисполнительной инспекции системы УФСИН России.

Успешное раскрытие преступлений против собственности, совершаемых на транспорте, требует активной работы оперативных работников на первоначальном этапе, высокого мастерства в анализе исходных данных. В процессе работы по раскрытию преступлений, важной является работа над комплексным и дифференцированным подходом к использованию тактических приемов и средств оперативно-розыскной деятельности.

Практика создания СОГ для расследования конкретных уголовных дел показывает, что предусмотренные законом методы и формы сотрудничества работают только при творческом подходе, направленном на конечный результат - выявление и изобличение лиц, совершивших преступление.

Быстрое и полное раскрытие многих преступлений и решение иных задач расследования, как показывает следственный опыт, обычно невозможно без четко согласованных и совместных действий следователей и оперативно-розыскных работников органов дознания. Весьма важно тактически и методически правильно налаженное их сотрудничество при раскрытии убийств, изнасилований, взяточничества, крупных хищений и краж государственного и иного чужого имущества, иных преступлений в сфере экономики и разбойных нападений. Особенно же такое сотрудничество необходимо при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами.

Совместная деятельность следственных органов и оперативно-розыскных подразделений органов дознания при расследовании преступлений получила в криминалистике и следственной практике название «взаимодействие». Совокупность же приемов и способов такого взаимодействия составляет один из важных элементов тактического и методического арсенала расследования преступлений.

Несмотря на то, что в понятийном аппарате уголовно-процессуального закона и Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – закон об ОРД) отсутствует термин «взаимодействие», необходимость согласованных действий следователей и оперативно-розыскных органов МВД, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и др., именуемая в криминалистической теории и практике взаимодействием, вытекает из смысла и содержания этих законов (ст. 3, 109, 118, 119, 127, 196 и 197 УПК, ст. 7 закона об ОРД). Взаимодействие следователей с оперативно-розыскными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законом и законом об ОРД в РФ осуществляется главным образом в процессе предварительного следствия. Однако оно возможно и до возбуждения уголовного дела, и после приостановления предварительного следствия.

Необходимость взаимодействия в процессе предварительного расследования возникает, как правило, тогда, когда после проведения необходимых следственных действий преступление остается нераскрытым или раскрыто не полностью, когда не выявлены или не разысканы все участники преступления, не установлены существенные обстоятельства дела, не проверены важные версии, имеются трудности в отыскании доказательств и проведении отдельных следственных действий.

На стадии возбуждения уголовного дела взаимодействие направлено на получение недостающих для возбуждения дела материалов и их проверку. После приостановления предварительного расследования взаимодействие связано с решением задач по розыску необнаруженного или скрывшегося от следствия преступника.

Оперативно-розыскные меры соответствующих служб милиции, безопасности и налоговой полиции в рамках взаимодействия и вне него, носят непроцессуальный, преимущественно поисково-справочный, наблюдательно-обследовательский и разведывательный характер, осуществляются специальными негласными и гласными методами и средствами и имеют своей целью своевременное обнаружение преступлений и лиц, их совершивших, орудий преступления, похищенного имущества, выявление фактических данных, важных для следственной ориентации в сути происшедшего и его деталях, обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений, а также розыск лиц, совершивших преступления и скрывающихся от органов следствия.



Порядок их производства регламентирован не уголовно-процессуальным законом, а разработанными на основе закона об ОРД ведомственными нормативными актами МВД, ФСБ, налоговой полиции и др. Содержание методов и средств этой специальной деятельности изучается и разрабатывается не криминалистикой, а теорией оперативно-розыскной деятельности. Проведение специальных оперативных мер относится к исключительной компетенции оперативно-розыскных органов. Следователи в силу своего процессуального положения не наделены правом их проведения и участия в них. В то же время их участие невозможно и из-за особой специфики этой деятельности, требующей соответствующей подготовки. Но это, естественно, не ограничивает право следователя самостоятельно осуществлять необходимые розыскные действия неспециального характера, направленные на поиск неизвестных и известных следователю лиц и предметов.

Вместе с тем УПК и закон об ОРД наделили следователя достаточно широкими правомочиями, позволяющим ему давать поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий указанным органам, требовать от оперативно-розыскных органов содействия в проведении и отдельных следственных действий. Такие поручения и требования (в письменном виде) являются обязательными для этих органов. Закон «О милиции» обязывает органы милиции исполнять соответствующие поручения и указания следователя (ст. 10). Тем самым следователи имеют возможность активно и широко использовать оперативно-розыскные возможности органов МВД, ФСБ, налоговой полиции и других органов дознания для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

При этом следственная и оперативно-розыскная деятельность чаще всего протекают параллельно (последовательно или одновременно). В связи с этим именно надлежащее организованное взаимодействие обеспечивает согласованность усилий и единство действий следователя и оперативно-розыскных органов в деле раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Причем это взаимодействие, предполагая общее планово-организационное руководство следователя, в то же время не имеет в виду служебного соподчинения взаимодействующих органов и слияния процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. В процессе взаимодействия следователь и оперативно-розыскной орган действуют в строгом и точном соответствии с общим планом совместных действий, с их служебной компетенцией, выполняют только свои функции.

Под взаимодействием следователей с оперативно-розыскными органами следует понимать основанную на законе и согласованную по всем принципиальным условиям деятельность указанных лиц и органов, направленную на раскрытие преступлений и решение всех остальных задач их расследования и предупреждения.

Взаимодействие может быть разовым, эпизодическим (связанным лишь с выполнением поручений следователя по отдельным эпизодам дела) и постоянным (осуществляемым на протяжении всего расследования по делу). Постоянный вид взаимодействия чаще всего возможен лишь в рамках расследования, осуществляемого следственно-оперативной группой.


Основные формы взаимодействия чаще всего сводятся к следующему:

1) своевременному взаимному обмену между субъектами взаимодействия информацией, представляющей следственный и оперативно-розыскной интерес для решения совместных задач;

2) обнаружению оперативно-розыскным органом по горячим следам преступления, требующего предварительного расследования, немедленному возбуждению уголовного дела и началу дознания по нему, своевременной передаче дела следователю и дальнейшим совместным действиям по этому делу;

3) содействию следователю при проведении отдельных следственных действий и криминалистических операций;

4) своевременному, полному и четкому выполнению письменных поручений и требований следователя о производстве оперативно- розыскных мероприятий и отдельных следственных действий;

5) совместному составлению планов расследования и оперативно-розыскных мероприятий по делу (или согласованию этих планов) для наилучшего решения задач раскрытия и расследования;

6) совместной деятельности в рамках постоянно или временно действующих следственных и оперативно-розыскных групп и следственных бригад (временно или постоянно действующих);

7) совместной разработке мер пресечения начавшегося и предупреждения готовящегося преступления и профилактических мер специального криминалистического характера по защите различного рода объектов от преступного посягательства;

8) совместному межведомственному обслуживанию и оценке результатов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по расследуемому преступлению, по которому осуществляется взаимодействие, и принятию совместных решений по результатам проведенного обсуждения.

Организация и тактика осуществления ОРМ согласно ст. 12 настоящего закона отнесены к государственной тайне, поэтому нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику ОРМ, издаются с грифами "секретно" и "совершенно секретно", а их содержание в открытой печати не публикуется (см. комментарий к ст. 12). Доступ к таким нормативным актам имеют только сотрудники и руководители оперативных аппаратов, а также иные должностные лица государственных органов исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор за ОРД и имеющие соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (см. комментарий к ст. 20-22).

Некоторые вопросы, связанные с осуществлением ОРД, регламентируются в нормативных актах несекретного характера. К числу таковых можно, например, отнести Инструкцию об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий - утверждена совместным приказом ФСБ, МВД, СВР, ФСО, ФПС, ФСНП и ГТК России от 19 июня 1996 г.;

Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд - утверждена совместным приказом МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН и Минобороны России от 17 апреля 2007 г. и некоторые другие нормативные акты.

Собранные в ходе оперативно- розыскные деятельности сведения не являются доказательствами по уголовному делу. Потому что пока следователь не проведет оценку этих док-в.

Однако указанные сведения носят ориентирующий характер. Оперативно-розыскная деятельность помогает следователю. Следователь оценивает эти док-ва и предоаствляет их как док-ва по угодному делу. Док вами они будут являться будут являться только после того как следователь вынесет постановление о Признании имеющися сведений, материалов объектов и документов доказательствами по делу. С этого момента указаные документы приобщены к матрииалам уголовног дела.

Тогда в соответствии со ст 218 УПК адвокат имеет право от фотографировать эту парку доков, они не являются секретными,

Тогда сразу возникает право на защиту у подозреваемого/обвиняемого и он может говорить о том, что следователь незаконно приобщили и имеет право требовать исключить какое-то док-во.

Первоначальной стадией любого процесса выявления чего (кого)-либо является поиск. Его осуществление в ОРД образует особый вид (форму), именуемый на практике оперативным поиском. Как было отмечено в предыдущих главах, поиск является первой стадией оперативно-розыскного процесса.

Необходимо различать поиск как элемент (стадия) любой познавательной деятельности и как систему организации, имеющую свою особую правовую природу, основания и принципы организации.

Содержание поиска составляют знания субъектами признаков, присущих выявляемым объектам. В юридической литературе принята следующая классификация поисковых признаков: а) признаки, присущие действиям лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, сбывающих, скупающих имущество, добытое преступным путем, а также характеризующих антиобщественный образ жизни изучаемых лиц; б) признаки, присущие психологическому состоянию лиц, совершающих общественно опасные деяния: в) родовые признаки, характеризующие внешность лиц, совершающих преступления, в том числе разыскиваемых и без вести пропавших; г) признаки, присущие имуществу, добытому преступным путем, орудиям преступления и разыскиваемому имуществу; д) ситуационные признаки, характеризующие сочетание различных негативных обстоятельств, условий, создающих определенную обстановку, положение. Каждая из перечисленных групп признаков может быть реализована применительно к специфике действий лиц, совершающих те или иные виды преступлений. В соответствии с этим и условиями, в которых совершаются противоправные деяния, определяется тактика распознания искомых объектов.

Воспринимаемые объекты различаются путем сличения в памяти субъектов известных им признаков с признаками изучаемых объектов. Познание при этом осуществляется по схеме «да - нет». Поиск осуществляется путем проведения ОРМ, предусмотренных ст. 6 ФЗ об ОРД, личным сыском должностными лицами ОРО, либо другими должностными лицами и специалистами, а также гражданами на гласной и негласной основе привлекаемыми к осуществлению поиска. При этом могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства.

Разновидность поисковой деятельности - информационный поиск, т.е. наведение справок с помощью информационных систем. Фактические данные, полученные в процессе осуществления поиска, отражаются в соответствующих документах. Их документирование является средством сохранения и обеспечения последующего их собирания в целях выявления искомых объектов.

Эффективность раскрытия, расследования и предотвращения преступлений в значительной степени зависит от слаженности, согласованности в деятельности следователя и органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Оперативники обеспечивают следователя дополнительной информацией.

Разнообразие возникающих в практике расследования преступлений ситуаций, требующих взаимодействия следователя и органа ОРД, целесообразно соотносить с тем этапом расследования, на котором возникает необходимость в осуществлении такого взаимодействия: в стадии возбуждения уголовного дела, в стадии предварительного следствия, по приостановленному уголовному делу. Однако в процессуальной литературе бытует и другое мнение: "взаимодействие является необходимым и целесообразным лишь при решении основной задачи предварительного следствия, итоги которого выражаются в постановлении следователя о привлечении виновного лица к уголовной ответственности. Осуществление же взаимодействия для решения последующих задач предварительного следствия влечет за собой нерациональное использование оперативно-розыскных мер и времени сотрудников оперативных аппаратов". С таким мнением трудно согласиться. Хотя следует отметить, что следователь не связан обязанностью непременно реализовать свое право использовать возможности органа дознания при расследовании каждого уголовного дела. Это он делает в случае необходимости. Применительно к уголовным делам приостановленным, в случае, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия или когда место его нахождения не установлено по иным причинам, следователь может самостоятельно принимать меры к установлению местонахождения разыскиваемого лица, либо поручает розыск органу ОРД.

Взаимодействие следователя с ОРД протекает в определенных формах. Они могут быть процессуальными и непроцессуальными. И.Ф. Герасимов называет процессуальные формы основными формами взаимодействия органов следствия и органов ОРД, так как они придают взаимодействию правовой характер. Однако они неизбежно порождают различные организационные и тактические связи и взаимоотношения, которые по своему назначению способствуют более рациональному и эффективному практическому использованию процессуальных форм. Поэтому можно считать, что организационно - тактические формы взаимодействия выполняют вспомогательную роль по отношению к процессуальным. В криминалистической и процессуальной литературе имеется несколько работ, авторы которых не выделяют отдельно непроцессуальные формы и рассматривают их вместе с процессуальными. По этому поводу И.Ф. Герасимов отметил, что "не совсем верно уравнивать формы взаимодействия, предусмотренные законом, с формами, возникающими и сложившимися в практической деятельности, но не регулируемыми нормами права" Герасимов И.Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений. Свердловск, 1995.

А.Н. Балашов, аналогично И.Ф. Герасимову, в качестве основания деления форм взаимодействия следователя и органа дознания на процессуальные и непроцессуальные, рассматривает закрепление их нормами уголовно-процессуального закона. По его мнению, если в результате согласованной деятельности выполняются действия, порядок которых регламентирован процессуальными нормами, то такая форма взаимодействия является процессуальной. Если кем-либо из субъектов взаимодействия выполняются непроцессуальные действия, эту форму взаимодействия следует отнести к организационным. Так, выполнение органом дознания по поручению следователя розыскных действий является процессуальной формой взаимодействия, поскольку осуществляется согласно нормам уголовно-процессуального закона, а выполнение оперативных действий, порядок которых не регламентирован УПК, относится к непроцессуальным формам взаимодействия" Балашов А.Н. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений. Дисс. … канд. юрид. наук. М., 1973.

Данную точку зрения поддерживает Н.А. Патов. Он считает, что разграничение форм взаимодействия имеет важное практическое значение ибо "нарушение процессуальных форм взаимодействия, то есть отступление от норм процессуального закона, регламентирующих эти формы, может привести к невозможности использования в уголовном процессе полученных данных, отрицательно сказаться на законности и обоснованности принимаемых решений. Отступление от организационных форм, хотя и может причинить ущерб интересам, но оно не сопряжено с процессуально - правовыми последствиями" Патов Н.А. Процессуальные и организационные основы производства по уголовным делам, приостановленным в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Дисс. … канд. юрид. наук. М., 1997..

По уголовным делам, приостановленным производством в случае, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся, или когда место его нахождения не установлено по иным причинам, единственной процессуальной формой взаимодействия является поручение следователем органу ОРД розыска подозреваемого или обвиняемого, местонахождение которого неизвестно, на основании вынесенного им постановления об объявлении розыска.

К непроцессуальным формам взаимодействия относятся: совместное изучение и анализ результатов по делу, выработка розыскных версий, совместное планирование розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения разыскиваемого лица; систематический обмен информацией следователя и органа дознания в процессе работы по приостановленному уголовному делу устной или письменной информацией, в том числе данными, полученными в ходе оперативно-розыскной деятельности; внесение изменений в ранее разработанный план с учетом полученной новой информацией; организация взаимодействия с другими правоохранительными органами и привлечение общественности.

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что по приостановленным в связи с розыском подозреваемого, обвиняемого уголовным делам имеют место в основном непроцессуальные формы взаимодействия. Так, приостановив уголовное дело, следователь совместно с органом дознания должен изучить уголовное дело, приостановленное производством, ознакомиться с исходными данными о личности разыскиваемого подозреваемого или обвиняемого, его приметах, образовании, прежних местах работы и жительства, родственных и иных связях. На основе имеющейся в деле информации следователь и сотрудник органа ОРД выдвигают розыскные версии: "о возможных местах нахождения обвиняемого, вероятном маршруте движения скрывшегося обвиняемого, предполагаемом месте укрытия обвиняемого, о месте и времени возможного появления обвиняемого. Фактические данные для выдвижения розыскных версий можно получить из процессуальных источников, от общественности, из различных источников, к которым относятся слухи, анонимные письма, телефонные звонки и т.д. При выдвижении розыскных версий желательно учитывать такие обстоятельств, как типичные места, где могут скрываться разыскиваемые, каким образом им удается получать фиктивные документы, как они добывают средства к существованию, поддерживают ли связь с родственниками или знакомыми. Учет таких обстоятельств может значительно облегчить розыск лиц, совершивших преступления Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2004, Закирова Э.Ф., аспирантка кафедры уголовного процесса Удмуртского государственного университета.

Содержание розыскных версий находит свое отражение в совместных планах следователя и сотрудника ОРД. Совместное планирование розыскных и оперативно - розыскных мероприятий следователем и органом ОРД уже давно высоко оценивается учеными - процессуалистами. По мнению И.Ф. Герасимова совместное планирование "является наиболее совершенной формой взаимодействия, помогает обеспечить хорошую согласованность и четкое разграничение обязанностей при совместной деятельности следователя и органа дознания" Герасимов И.Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений. Свердловск, 1995. При составлении планов необходимо принимать в расчет и помощь других органов, тем более, что розыск подозреваемых или обвиняемых осуществляется по существу различными органами дознания, территориально отстоящими друг от друга на значительном расстоянии (8, с. 88). В ходе проведения розыскных и оперативно-розыскных мероприятий совместное обсуждение и составление плана следователем и органом ОРД может иметь место не один, а несколько раз, в зависимости от возникающей в ходе следствия ситуации и категории розыска. При этом большое значение имеет систематический обмен информацией между следователем и сотрудником органа ОРД Гайтынов В.Г., Рязанов В.Д., Федотов Г.И. Взаимодействие следователей с оперативными аппаратами в процессе раскрытия и расследования преступлений. - М., 1994..

Содействие в розыске подозреваемого, обвиняемого может оказать и общественность. Взаимодействие следователя с общественностью в розыске лица, совершившего преступление, осуществляется в преследовании преступника по горячим следам, задержании и доставлении его к следователю, в совместном, под руководством следователя, проведении розыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения разыскиваемого, а также в участии различного рода мероприятиях, преследующих цель установления и задержания лица, совершившего преступление Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2004, Закирова Э.Ф., аспирантка кафедры уголовного процесса Удмуртского государственного университета.

Оперативно-розыскная деятельность – это непроцес­суальные гласные и негласные мероприятия уполномо­ченных законом органов, направленные на получение ориентирующей информации. Эта информация исполь­зуется в расследовании. Оперативно-розыскная деятель­ность (ОРД) направлена также на обнаружение интере­сующих объектов (человека, вещи и др.). ОРД – сочета­ние различных действий. Перечень мероприятий преду­смотрен действующим Законом РФ об ОРД.

В расследовании задачами ОРД являются:

а) выявление, пресечение, раскрытие преступлений, установление лиц, их совершивших;

б) розыск лиц, скрывшихся от следствия, суда, нака­зания;

в) розыск лиц, без вести пропавших.

Отдельные оперативно-розыскные мероприятия, за­трагивающие тайну переписки, телефонных и иных пе­реговоров, телеграфных сообщений, право на неприкос­новенность жилища, допускаются с санкций суда.

Законом предусмотрены следующие виды оператив­но-розыскных мероприятий:

Опрос граждан;

Наведение справок;

Наблюдение;

Сбор образцов для сравнительного исследования;

Исследование предметов и документов;

Отождествление личности;

Обследование зданий, сооружений, участков мест­ности и иных объектов;

Контроль почтовых отправлений;

Прослушивание телефонных и иных линий связи;

Снятие информации с технических каналов связи;

Оперативный эксперимент.

Субъектами ОРД являются оперативные и иные ра­ботники органов, осуществляющих оперативно-розыск­ную деятельность, а также граждане, сотрудничающие с этими органами на конфиденциальной основе.

От оперативно-розыскных мероприятий надо отли­чать розыскные действия гласного характера: засады, преследование по горячим следам (в том числе и с розы­скной собакой), прочесывание местности, блокирование, патрулирование и др.

Результаты ОРД могут исследоваться процессуаль­ным путем и становиться доказательствами.

Организация следующего за первоначальным этапом расследования представляет собой деятельность по каче­ственному совершенствованию структуры расследования, выполнению всех намеченных целей, по руководству процессом расследования. По значительному числу расследований следователь взаимодействует с органами доз­нания. Взаимодействие осуществляется на разных этапах расследования.

Оперативные работники милиции участвуют в совме­стном планировании, обсуждении материалов дела, оп­ределении направления расследования, в производстве следственных действий, собирают ориентирующую информацию, выполняют по поручению организационно-­подготовительную работу по созданию условий для след­ственных действий (подбор понятых, технических по­мощников и др.), оказывают содействие следователю (охрана места происшествия, поддержание порядка на месте следственного действия и т.п.). Параллельно со следственным действием работники милиции могут осуществлять различные оперативно-розыскные мероприя­тия.


Иные работники милиции выполняют изложенные действия, кроме оперативно-розыскных.

Специалисты и эксперты оказывают помощь следо­вателю в использовании научно-технических средств, в выяснении интересующих следователя вопросов, в обна­ружении, фиксации и изъятии следов и вещественных доказательств. Активность участия специалиста в след­ственном действии во многом зависит от следователя. Следователю необходимо планировать вопросы, которые он намерен выяснить с помощью специалиста, и в ходе действия всесторонне исследовать эти вопросы.

Под взаимодействием в широком плане надо пони­мать согласованную деятельность следователя и иных участников расследования, направленную на достижение целей расследования.

Согласованность – одно из существенных свойств взаимодействия. Согласованность означает определяемую следователем последовательность следственных действий и оператив­но-розыскных мероприятий при выяснении одного или нескольких взаимосвязанных обстоятельств, при обмене информацией и использовании результатов этих дейст­вий в последующем расследовании.

Практическая потребность во взаимодействии обу­словлена необходимостью производства в ограниченный срок нескольких следственных и иных действий, уста­новления лица, совершившего преступление, нейтрализации, противодействия преступника и других лиц; не­обходимостью согласования различных действий, на­правленных на достижение одной цели. Основная цель взаимодействия – быстрый и качественный сбор доказа­тельств, практическое обеспечение всесторонности, объ­ективности и полноты расследования.

Успех взаимодействия зависит от того, насколько полно мобилизованы возможности органа дознания для выявления источников доказательств и выполнения иных поручений следователя, насколько активен сам следователь, насколько согласованно осуществляются намеченные действия при условии руководящей роли следователя.

Успеху взаимодействия способствует соблюдение принципов организации и принципов самого взаимодей­ствия. К числу последних относятся: руководящая роль следователя; комплексное использование сил, средств и методов; выделение компетенции следователя и иных участников взаимодействия с обоснованным разделением функций; самостоятельность работников дознания и иных участников взаимодействия в решении специальных вопросов, являющихся предметом их деятельности.

Общее условие плодотворного взаимодействия – уста­новление делового контакта с участниками расследова­ния. Под деловым контактом надо понимать связь сле­дователя с руководством органа внутренних дел и его подразделений, работниками этих органов, непосредст­венно участвующими в расследовании, иными участни­ками расследования. Связь выражается в получении ин­формации и обмене ею, в готовности дать необходимую информацию, получить и использовать ее, в готовности, желании постоянно использовать возможности участни­ков расследования. Для участников расследования дело­вой контакт означает постоянную готовность оказывать активное содействие следователю, выполнять его пору­чения и указания, давать свои советы, рекомендации по отдельным вопросам расследования.

Для установления именно такого контакта, прежде всего, необходимо, чтобы участники расследования знали цели расследования и задачи, стоящие непосредственно перед каждым из них. Достигается это путем мобилиза­ции их возможностей (беседы следователя, руководите­лей органа дознания и его подразделений, совещания, инструктажи). Особое значение в установлении делового контакта имеет дисциплинированность участников взаи­модействия. Речь идет не только о соблюдении трудовой дисциплины и не столько об этом, ибо сие подразумева­ется как обязательное. Имеется в виду строгое соблюде­ние процессуальной дисциплины, тех прав и обязанно­стей, которые предоставлены каждому участнику рас­следования действующим законодательством. Основное в процессуальной дисциплине – это строгое выполнение требований уголовно-процессуального закона, точное, оперативное и полное выполнение поручений, указаний и распоряжений следователя. Ведущая роль в поддержа­нии такой дисциплины принадлежит следователю. По­мощь ему в этом должны оказывать руководитель след­ственного подразделения, начальник органа внутренних дел и прокурор.

Теорией и практикой расследования выработаны ос­новные формы взаимодействия:

Участие оперативных работников, специалистов и иных субъектов взаимодействия в следственных дейст­виях;

Совместное планирование расследования, тактиче­ских операций и следственных действий;

Участие в расследовании в составе следственно­ оперативной группы;

Содействие следователю в производстве отдельных следственных действий;

Производство в исключительных случаях следст­венных действий по поручению следователя;

Совместные совещания, обсуждение вопросов рас­следования, обмен информацией.

Совместное планирование осуществляется по слож­ным и особо сложным расследованиям. План расследо­вания уголовного дела должен быть единым. Составляет его на начальном этапе следователь. Это вытекает из его руководящей роли в расследовании. Совместное плани­рование – второй этап работы над планом, т. е. уточне­ние составленного следователем плана на основе данных, которыми он обменивается с работниками милиции. На совещании, в котором участ­вуют следователь, оперативные и другие работники ми­лиции, работающие по делу, обсуждаются имеющиеся доказательства и иная информация, выдвигаются след­ственные версии, После обсуждения следователь прини­мает их к проверке или отклоняет. Совещание служит формой обмена информацией и мнениями. Следователю важно создавать на нем деловую обстановку, вни­мательно, заинтересованно и доброжелательно относить­ся к любым предложениям работников милиции. Глав­ное – выяснить все точки зрения, обсудить их и принять оптимальное решение.

Обычно такое совещание проводится после первона­чальных неотложных следственных действий.

Возможен и иной вариант совместного планирова­ния. Следователь самостоятельно составляет план рас­следования до делу, затем встречается с оперативными работниками, знакомит их с планом, предлагает выска­зать свое мнение, а также сообщить свои предложения или план оперативно-розыскных мероприятий по делу (если он составлен). После этого следователь вносит в план дополнения и изменения.

Совместное планирование тактических операций бо­лее детально. Оно включает не только общий замысел, но и тактические варианты осуществления, последова­тельность, взаимосвязь следственных действий и опера­тивно-розыскных мероприятий. Особое значение имеет планирование связи и обмена информацией между уча­стниками тактической операции.

Совместное планирование следственных действий – явление редкое. Чаще всего это – допрос, обыск. Опера­тивный работник помогает следователю наметить кон­кретные формы реализации имеющейся информации.

Участие оперативного работника в следственном действии объясняется чаще всего сложностью этого действия. Оно имеет несколько видов:

а) Оперативный работник по поручению и под кон­тролем следователя фактически выполняет часть следст­венного действия. Чаще это происходит при производст­ве объемных следственных действий, когда следователь физически не в состоянии выполнить все действия лич­но, а интересы дела требуют быстрого его производства. Например, при производстве обыска возникает необхо­димость исследования большой квартиры или дома с дворовыми постройками, садом, огородом. В таком слу­чае следователь может, разделив объект обыска по секторам, поручить производство обыска в каком-либо сек­торе оперативному работнику, после чего, выслушав доклад этого работника, обыскивает этот сектор по уз­лам, а не сплошным методом. Таким образом, следст­венное действие производит следователь, но в нем участ­вует и оперативный работник. Личный обыск лица про­тивоположного пола фактически осуществляется не сле­дователем, а оперативным или иным работником мили­ции.

б) Оперативный работник полиции участвует в про­изводстве следственного действия по плану (наблюдает за обыскиваемыми, охраняет их и т. д.). Он может со­вместно со следователем исследовать материальную обстановку места происшествия, участвовать в допросе и т. д.

в) Оперативный работник практически не участвует в производстве следственного действия, а присутствует при осуществлении части или всего действия. Цель та­кого присутствия – не только оказание содействия следователю, но и получение информации о содержании действия для последующих оперативно-розыскных ме­роприятий. Как правило, оперативный работник, полу­чив информацию, по заданию следователя или по собст­венной инициативе начинает выяснять интересующие обстоятельства путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Содействие следователю в производстве следствен­ных и иных действий – необходимый элемент организа­ции этих действий. Многие следственные действия осу­ществляются с большим числом участников. В ходе их производства, возможны вспомогательные простые, а также обеспечивающие действия. Содействие – это обес­печение, помощь, выполнение вспомогательных дейст­вий, носящих инфраструктурный характер в системе следственного действия. Это помощь в подготовке и про­ведении следственных действий или иных процессуаль­ных действий. Содействие может осуществляться и в ор­ганизационно-подготовительных действиях, хотя об этом прямо и не указано в законе. Подготовка чаще всего выражается в охране места происшествия или другого следственного действия, в вызове (приглашении) участ­ников действия, иногда подборе их (например, опозна­ваемых), транспортном обеспечении и др. Содействие в ходе производства следственного действия может выра­жаться в охране некоторых участников действия, огра­ждении места действия, техническом содействии в ис­следовании места, препятствовании контактам между свидетелями по одному и тому же делу, подборе попут­ного транспорта для направления трупа в морг и др.

Поручения органу дознания о производстве отдель­ных следственных действий даются в редких случаях. Происходит это чаще всего при необходимости одновре­менного производства (параллельность организации) нескольких следственных действий (например, групповой обыск). Оперативному работнику поручается производст­во следственного действия, не требующего досконального знания всех материалов уголовного дела. Нередко это дело связано с реализацией розыскных действий по де­лу. Поручая проведение какого-либо следственного дей­ствия, следователь должен дать хотя бы краткий инст­руктаж с указанием цели, процессуальных особенностей следственного действия, общий план его производства. Возможны указания и на тактику производства. Пору­чения должны даваться обязательно в письменном виде. Следователь не может поручать работнику полиции про­изводство следственных действий, связанных с приняти­ем ответственных решений по делу (допрос обвиняемого, осмотр места происшествия в присутствии следователя и ДР.).

Производство следственного действия оперативным работником может быть обусловлено и тактическими со­ображениями.

В сложных расследованиях необходимо обсуждение хода и промежуточных результатов. Совещания с этой целью должен проводить следователь. Он как руководи­тель и основной исполнитель расследования располагает всей собранной информацией, знает, какие обстоятельст­ва требуют выяснения, на что надо обратить внимание. Совещание может проводить также и руководитель след­ственного аппарата или прокурор. В нем участвуют ра­ботники милиции, работающие по делу, может участво­вать руководство отдела внутренних дел. В ходе совеща­ния анализируется собранная информация, определяется следственная ситуация, дается оценка проделанному, в том числе и качеству выполнения поручений и указаний следователя, намечаются согласованные действия, их тактика. Следователь уточняет цели следственных дей­ствий и тактических операций, участие в них оператив­ных работников, характер содействия. Он дает поруче­ния органу дознания. Особое значение совещание приоб­ретает в тех случаях, когда расследование заходит в ту­пик, не дает положительных результатов, когда ощуща­ется усталость участников и падает их активность. В этот момент важна мобилизация сил с целью создания (поддержания) готовности к активному функционирова­нию. Совещания важны и в случаях необходимости кри­тического анализа проделанного, взгляда со стороны.

Взаимодействие осуществляется в одной из перечис­ленных форм по значительному количеству расследова­ний. Каждая форма взаимодействия имеет некоторые особенности, поэтому следователь должен определить конкретные задачи каждого акта взаимодействия. По­мимо названных форм, наибольшее распространение имеет согласованное выяснение одного и того же обстоя­тельства следственным и розыскным путем. Для установления обстоятельств дела оперативно-розыскным пу­тем следователь дает органу дознания поручения в письменном виде. В пору­чении ставится цель, конкретные вопросы, которые необходимо выяснить, срок исполнения. Неконкретность поручения вызывает у оперативного работника негатив­ное отношение к его выполнению. Поручение адресуется начальнику отдела внутренних дел или начальнику под­разделения уголовного розыска и др. Следователь может дать поручение определенному работнику, который дей­ствует самостоятельно, проявляя разумную инициативу. Следователь вправе указать и методы производства кон­кретного следственного или гласного розыскного дейст­вия. Перед выполнением сложного поручения желатель­но, чтобы следователь побеседовал с работником. Сооб­щение о результатах выполнения задания дается в пись­менном виде, в результате чего утрачивается часть ин­формации, так как оперативный работник оценивает ее, руководствуясь своим пониманием ее значимости. По­этому необходима беседа следователя с оперативным ра­ботником, в Ходе который выясняются возможности, пу­ти, способы реализации полученной информации и др. Следователь обязан не разглашать сведения об оператив­но-розыскных действиях, строго выполнять существую­щие на этот счет правила.

Следственно-оперативная группа – временное объ­единение следователя (следователей), оперативных и иных работников органов внутренних дел, создаваемое для сложного или особо сложного расследования. В нее могут включаться специалисты как временные участ­ники.

Сложные и особо сложные расследования характери­зуются производством большого количества неотложных следственных действий в ограниченный промежуток времени. В условиях присущей таким расследованиям информационной недостаточности необходимы оператив­но-розыскные действия для выявления источников дока­зательств. Поручения и указания следователя могут иметь систематический характер, а сотрудничество про­текать в условиях постоянного делового контакта. По­этому возникает необходимость образования единых групп во главе со следователем, что улучшает вза­имодействие следователя и иных участников расследова­ния, а также координацию их действий.

Уголовно-процессуальный закон предусматривает расследование сложных дел группой следователей. На практике в группу включают оперативных работников, так как в этом имеется явная потребность. Этой форме сотрудничества отдают предпочтение большинство сле­дователей и работников органа дознания.

Следственно-оперативная группа (СОГ) не может быть ни чем иным как процессуальным объединением. Участ­ники группы процессуально подчинены следователю. Они сохраняют самостоятельность лишь в выборе мето­дов поручаемых им действий, да и то не всех.

Необходимое условие существования группы – нали­чие общей задачи. СОГ может создаваться для производ­ства первоначальных следственных действий, для уста­новления лица, совершившего преступление, или для всего расследования в целом.

Руководитель СОГ – следователь. Инициатива в оп­ределении персонального состава группы может исхо­дить от него. В ходе расследования состав группы может уточняться, изменяться устным или письменным распоряжением лица, создавшего группу. Расформировывает­ся группа устным распоряжением этого лица. В СОГ может быть один или несколько (до нескольких десят­ков) следователей. В последнем случае один из них яв­ляется старшим группы.

Постоянные участники СОГ – следователь, оператив­ные работники, участковый инспектор; временные уча­стники (на период производства определенных следст­венных действий) – специалисты, ревизоры. С момента создания группы все ее участники процессуально, а зна­чит, в пределах расследования и фактически, подчинены следователю. Все поручения, указания, распоряжения следователя обязательны для них. Они могут даваться следователем как в письменной, так и в устной форме. Письменная форма не обязательна, ибо работники доз­нания в данном случае по приказу руководителя органа дознания работают в пределах поставленной задачи и подчинены следователю. Задача ставится в постановле­нии о создании группы и конкретизируется на совеща­нии группы сразу же после ее образования. Именно не­посредственная процессуальная подчиненность в преде­лах расследования отличает работу СОГ от обычного взаимодействия следователя с работниками дознания в иных ранее рассмотренных формах.

Сложность взаимодействия и всей организации рас­следования в целом заключается еще и в том, что следо­ватель и иные его участники не составляют коллектив. Это предполагает определенную коррекцию, согласова­ние целей конкретного акта расследования с целями и задачами органов, к которым принадлежат участники расследования, устранение противоречий, предупрежде­ние возможных недоразумений и конфликтов. Сплочен­ность участников расследования создается путем согла­сованности их интересов, обмена информацией, сочета­ния личностных качеств, совместного обучения следова­теля и работников полиции до акта расследования.

От взаимодействия отличается сходный с ним, но другой элемент организации – координация. Координа­ция характеризуется большой общностью задач, на дос­тижение которых направлены действия участников рас­следования, и общей согласованностью этих действий. Согласование действий по месту, времени в расследова­нии немыслимо без подчинения субъектов этих действий единому замыслу (плану), без единого руководства со стороны следователя. Поэтому в расследовании коорди­нация, как правило, осуществляется в сочетании со взаимодействием.

Координация включает определение круга лиц, уча­ствующих в расследовании, их функций, периода и способа обмена информацией, корректирование планов по результатам деятельности. По сравнению со взаимодей­ствием координация – более общее организующее начало для участников расследования. Она тесно связана с кон­тролем и учетом действий в расследовании.

Координация и взаимодействие с работниками поли­ции особо важна в проведении тактической операции по выяснению причастности определенного лица к совер­шению преступления и его изобличению. Очевидна сложность и ответственность этой операции.

Организация тактической операции заключается, прежде всего, в формировании конкретных целей опера­ции, в установлении согласованности всех взаимосвя­занных действий и практическом обеспечении следст­венных действий.

В период выявления подозреваемого, его задержания и позднее может осуществляться противодействие заин­тересованных лиц, выражающееся в даче ложных пока­заний, заявлении о ложных оправдательных обстоятель­ствах, оказании влияния на свидетелей, потерпевших, а иногда и на следователя, в том числе и путем угроз, шантажа и др. Организация борьбы с противодействием состоит в маневре силами и средствами, в использовании как процессуальных, так и непроцессуальных средств. С. Белкин рекомендует следующие методы борьбы с про­тиводействием: концентрация доказательств или на­правленных действий в решающем столкновении с уче­том уязвимых мест противодействующей стороны; раз­дробление сил и средств этой стороны; использование сил и средств противодействующей стороны в своих це­лях; создание неблагоприятных условий для противодей­ствующей стороны; создание резервов сил и средств; ук­лонение от столкновения в невыгодных условиях; угроза нежелательными для противной стороны действиями; сокрытие своей информации; применение новых прие­мов, не известных противной стороне; косвенное внуше­ние, воздействие на эмоциональную сферу противодейст­вующего лица. Применение этих методов предполагает обмен информацией, согласованность действий, сочета­ние непроцессуальных действий со следственными. Сле­дователь должен предвидеть возможность противодейст­вия подозреваемого, обвиняемого и иных заинтере­сованных лиц и быть готовым к организации перечис­ленных приемов. Разумеется, их применение возможно только при условии строгого соблюдения процессуально­го закона и требований морали и этики. Следует проверять не только оправдательные данные, заявленные са­мим подозреваемым, обвиняемым, но и любые оправдательные сведения, независимо от их источника. Это одно из условий для реализации принципов всесторонности, объективности и полноты расследования.

Перед вынесением постановления о привлечении в качестве обвиняемого следователю необходимо осмыс­лить и оценить собранные доказательства, знать точную формулировку уголовного закона, руководящих поста­новлений судебных органов. В этот период, равно как и в другие периоды расследования, необходима самоподго­товка следователя (ознакомление с нормативным мате­риалом, научно-практическим комментарием, рекомен­дациями, обобщенной следственной и судебной практи­кой). Благодаря ей в памяти следователя освежаются известные ему факты, знания, восполняются пробелы. Все это способствует принятию юридически грамотных решений.

В особо сложных расследованиях участвуют несколь­ко следователей – бригада или группа. Они работают, как правило, длительное время, расследуя многоэпизодные дела. Организация работы группы осуществляется по правилам деятельности СОГ. Особенность состоит в том, что расследование уголовного дела производится чаще по частям. Деление расследования на части (по эпизодам преступной деятельности, по времени, по кру­гу лиц) происходит на начальном этапе, в период фор­мирования его структуры. Руководитель группы намеча­ет общее направление расследования, осуществляя общее руководство им. Как известно, руководство в рассле­довании – это и процессуальный контроль, предпола­гающий право отмены постановлений других следовате­лей. Без такого права или права представления об отме­не прокурору группа не может быть организованной как единое целое. В рас­следовании возникают ситуации, когда производство од­ного сложного, объемного следственного действия за­труднительно для одного следователя, а потому не всегда рационально. На практике в таких случаях нередко в следственном действии участвуют два следователя. На­пример, существует мнение, что осмотр места происше­ствия должны производить два и только два человека. Уголовно-процессуальный закон не предусматривает та­кой формы, но прямо и не запрещает ее. Полагаем, что это разновидность расследования дела группой следова­телей, но не всего дела, а лишь части, одного следственного действия. Организационная сторона выражается в совместном планировании, в определении целей, струк­туры действия с дальнейшим выполнением намеченного по частям. Старшим является следователь, расследую­щий уголовное дело. Он руководит следственным дей­ствием, составляет протокол.

Итак, взаимодействие – это сочетание возможностей процессуальных и непроцессуальных действий для повышения эффективности согласованной деятельности следователя и оперативных работников по уголовному делу.

Взаимодействие является важным этапом организации расследования.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация