Что предмет контракта по 44 фз. Что является существенными условиями. Общий перечень существенных условий

Главная / Налоги

Существенное нарушение условий контракта по 44-ФЗ как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика, может привести к начислению штрафов и пени, а в конечном итоге к его расторжению. Для исполнителя это чревато включением в реестр недобросовестных поставщиков. Что понимают под нарушением условий контракта по 44-ФЗ и какая санкция за это грозит, расскажем далее.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ

Существенные условия контракта - это те пункты, при отсутствии которых документ считается недействительным. Их перечень содержится в ГК РФ. Сюда относятся цена, срок действия, период выполнения обязательств, предмет (наименование и количество), порядок оплаты, ответственность поставщика и заказчика. В Законе № 44-ФЗ дополнительно говорится о том, что в контракт стоимостью более 100 млн руб. и сроком исполнения больше 3 лет, необходимо внести график выполнения работ, оказания услуг или поставки товаров. В числе существенных условий также можно назвать возможность отказа в одностороннем порядке.

Существенные условия контракта в общем случае менять нельзя. Однако в исключительных случаях это разрешено. Например, если изменились условия финансирования из бюджета или заказчик может сэкономить, уменьшив стоимость контракта без изменения объема.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Нарушение условий контракта по 44-ФЗ может быть связано со сроками и качеством исполнения обязательств. В зависимости от этого будут начислены пени или штраф. Важно отличать невыполнение контракта по 44-ФЗ и существенное нарушение его положений. В соответствии с ГК РФ во втором случае речь идет о том, что убытки пострадавшей стороны контракта больше той выгоды, которую она могла бы получить.

Самое серьезное последствие несоблюдения пунктов контракта - это его расторжение. Возможны два варианта: односторонний отказ или обращение в суд. Первый способ можно использовать, если такое условие оговорено в самом контракте. Что делать, когда контракт нельзя исполнить - расторгать по соглашению сторон или идти в суд?

Что будет, если слова в контракте не соответствуют документации

В семи из десяти случаев плановых проверок УФАС находит, что у заказчиков не совпадают объявленные в извещении условия закупки с текстами контрактов. Контрольные органы сравнивают условия документации, заявки участников и тексты заключенных контрактов. Читайте в статье, что чаще всего не совпадает. А внизу смотрите, как с помощью допсоглашения можно исправить ситуацию до прихода контролеров, если в вашем контракте условия не совсем совпадают с объявленными.

Претензия на невыполнение условий договора: образец по 44-ФЗ

Первый шаг пострадавшей от нарушения обязательств стороны - это направление официального требования контрагенту. Это следует сделать тем способом, который согласован в контракте - обычной или электронной почтой, факсом и т.д. Лучше всего использовать тот вариант, который позволит подтвердить получение претензии адресатом.

Включите в претензию о невыполнении условий контракта по 44-ФЗ следующую информацию:

  • наименования сторон;
  • реквизиты контракта;
  • причины направления претензии с указанием конкретных фактов;
  • доказательства, ссылка на подтверждающие документы;
  • максимальный срок устранения недостатков (ответа на претензию);
  • уведомление о том, что сторона вправе обратиться в суд;
  • расчет пени или штрафа;
  • требование уплатить неустойку;
  • реквизиты;
  • перечень документов, приложенных для подтверждения правомерности требований.

От того, насколько корректно составите претензию, зависит, решите конфликт мирно или пойдете в суд. Унифицированной формы для претензии нет, как и универсального шаблона, – однотипных ситуаций мало. Мы выбрали часто повторяющиеся проблемы и подготовили шаблоны претензий , каждую ситуацию объяснили на примере – переделывать общий бланк под себя не придется. А чтобы разрешить спор между сторонами было еще проще, рассказали, какие формулировки для претензионного порядка включить в контракт.

Нарушение условий контракта по 44-ФЗ исполнителем

При неисполнении контракта по 44-ФЗ поставщиком заказчик обязан заявить об одностороннем отказе в следующих случаях:

  • поставщик сообщил ложные данные о себе, что стало причиной победы в закупке;
  • поставленная продукция не соответствует требованиям заказчика;
  • расторгнут государственный или инвестиционный контракт на поставку модернизированного товара.

В остальных случаях односторонний отказ - это право, а не обязанность заказчика. Например, в ст. 523 ГК РФ говорится, что решение об одностороннем отказе может последовать за поставкой товара плохого качества, недостатки которого невозможно быстро устранить, а также за срывом сроков поставки товара, предусмотренных контрактом.

Заказчик вправе принять такое решение в любой момент до сдачи результата. Закон обязывает его оплатить качественно исполненные обязательства. По желанию госучреждение может провести экспертизу, ее результаты пригодятся, если дело дойдет до суда. Однако в этом случае заказчик сможет принять решение о расторжении контракта, только если эксперт подтвердит существенное нарушение условий.

Рассмотрим, как действовать заказчику при одностороннем отказе по причине неисполнения контракта по 44-ФЗ поставщиком. После того как госучреждение приняло решение, оно должно оповестить о нем поставщика. Выберите такой способ уведомления, который позволит доказать факт получения письма. В течение трех дней решение размещается в ЕИС. Датой надлежащего уведомления признается день, когда заказчик получил подтверждение о вручении или об отсутствии поставщика по адресу. Альтернативный срок надлежащего уведомления - 30 дней с даты публикации решения в ЕИС.

Специально для подписчиков мы составили алгоритм из 4 шагов , который поможет отказаться от контракта без нарушений. Смотрите в блок-схеме, кому и когда вы должны сообщить о расторжении. А во второй части статьи читайте, как правильно уведомить поставщика о вашем решении.

Нарушение условий контракта по 44-ФЗ заказчиком

Поставщик может расторгнуть контракт со своей стороны, если заказчик не раз срывал сроки оплаты, отказывался от приемки без объяснения причин. Если основанием для одностороннего расторжения стало неисполнение контракта по 44-ФЗ заказчиком, поставщик направляет ему уведомление об отказе. Госучреждению дается 10 дней на устранение нарушений. В обратном случае контракт расторгается.

Зачастую подрядчики выясняют, что объем работ гораздо больше того, что прописал заказчик в документации. А иногда приходится остановить ремонт, чтобы не разрушить здание. В такой ситуации важно четко и грамотно выстроить свою позицию. Пойдете у заказчика на поводу и начнете работать сверх нормы - рискуете не только остаться без оплаты, но и потерять деньги, которые потратили на материалы. В этом деле подрядчик не растерялся и смог доказать заказчику и судьям , что не обязан работать бесплатно на объекте, который находился в аварийном состоянии. Знакомим с ценным опытом коллег, который пригодится в повседневной работе.

Ответственность

Сумма штрафа рассчитывается в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30 августа 2017 г. № 1042. Порядок расчета зависит от двух факторов: статуса нарушителя и цены контракта. Для заказчиков установлены фиксированные величины:

  • 1000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн. руб.;
  • 5000 - если цена составляет от 3 млн. руб. до 50 млн. руб.;
  • 10000 - при стоимости от 50 млн. руб. до 100 млн. руб.;
  • 100000 - если цена больше 100 млн. руб.

Для поставщика сумма штрафа рассчитывается как процент от цены контракта:

  • 10% от цены контракта - если она менее 3 млн. руб.;
  • 5% - если она находится в пределах 3-50 млн.;
  • 1% - при стоимости 50-100 млн. руб.;
  • 0,5% - 100-500 млн.;
  • 0,4% - 500 млн.-1 млрд. руб.;
  • 0,3 % от 1 млрд. руб. до 2 млрд. руб.;
  • 0,25 % от 2 млрд. руб. до 5 млрд.;
  • 0,2 % от 5 млрд. руб. до 10 млрд.;
  • 0,1 % - если цена более 10 млрд. руб.

С размером пени все проще. Для заказчика он составляет 1/300 ставки рефинансирования Банка России на момент уплаты. Эта сумма удерживается за каждый день просрочки.

Смотрите все штрафы на одной странице, чтобы вы знали, сколько взыскать с поставщика - нарушителя и сколько вы заплатите за собственную ошибку, если сами допустите нарушение по контракту.

Очень часто я рекомендую своим слушателям начинать изучение законодательства о контрактной системе не с Закона N 44-ФЗ, а с составов административных правонарушений, установленных в КоАП РФ за нарушения, связанные с Законом N 44-ФЗ. Так вот, если по теме статьи, то части 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ гласят:
- изменение условий контракта (в т.ч. увеличение цен товаров, работ, услуг), если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 руб.; на юридических лиц - 200 000 руб.;
- изменение условий контракта (в т.ч. увеличение цен товаров, работ, услуг), если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело:
- к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, либо
- к уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.
Санкции достаточно серьезные, особенно та из них, которая предполагает кратность штрафа относительно суммы перерасхода по контракту.
И все же на каждом семинаре у сотрудников контрактных служб, руководителей учреждений возникают одни и те же вопросы. Как быть, если заключен контракт на уборку снега, а снег не выпал? Если вскрыли крышу и утеплитель оказался в порядке, хотя был заложен в смете на замену, а вот балки сгнили, тогда как их как раз-таки в смете не было?.. И так далее - думаю, у многих есть вопросы в таком ключе. Так как же быть?
Существует много мнений по данному вопросу. Самый распространенный ответ - менять виды работ на новые, не предусмотренные контрактом, - нельзя! Но как же здравый смысл? А дух закона? Ведь не может быть, чтобы законодатель доводил ситуацию до абсурда!
Расторгать контракт по обоюдному согласию? Ну да, можно... А снег кто вывезет? А кто вернет время и деньги, часть которых уже "в фундаменте"? А если вторая сторона не согласна?
Заказчики как огня боятся внесения изменений в действующий контракт, хотя иногда это действительно необходимо для эффективного использования бюджетных средств. Вот и возникают прецеденты, когда по умолчанию делаются дополнительные работы, а потом через суд их стоимость взыскивается с заказчика, но при этом все стороны удовлетворены - цель закупки достигнута. Однако не всегда судебные инстанции принимают решения в пользу исполнителей по контракту при отсутствии дополнительного соглашения. И к этому подрядчики должны быть готовы.
Для начала предлагаю вниманию читателей официальную позицию федерального органа исполнительной власти РФ, непосредственно занимающегося вопросами разработки и совершенствования законодательства о контрактной системе (Минэкономразвития России).

Письмо Минэкономразвития России от 16.12.2016 N Д28и-3541

Вопрос: О закупке, при необходимости, видов работ или материалов, не предусмотренных контрактом.
В случае возникновения необходимости в видах работ или материалов, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Учитывая изложенное, при возникновении необходимости в видах работ или материалов, не предусмотренных контрактом, заказчик вправе осуществить такую закупку путем заключения отдельного контракта в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Письмо Минэкономразвития России от 21.09.2016 N Д28и-2476

Вопрос: Об увеличении (уменьшении) количества товара по контракту, заключенному на поставку нескольких позиций товара.
При закупке товаров различных видов госзаказчик вправе изменить количество любого из них. Также Минэкономразвития России считает, что в случае, когда контракт предусматривает поставку нескольких позиций товара, количество продукции в соответствии с Законом N 44-ФЗ можно изменить и по отдельной позиции. Цену контракта при этом нельзя увеличить более чем на 10%.
Закон N 44-ФЗ позволяет сторонам контракта уменьшить или увеличить указанное в нем количество товара не более чем на 10%. Такая возможность должна быть установлена в документации о закупке и контракте. Основываясь на этих нормах, ведомство делает вывод, что допустимо изменить количество товаров отдельного вида и при закупке продукции в ассортименте.
По вопросу об изменении контракта на закупку товаров разных видов Минэкономразвития России также указывало, что Закон N 44-ФЗ не запрещает в рамках контракта увеличить количество товаров одного вида и одновременно уменьшить число других.

Письмо Минэкономразвития России от 07.12.2016 N Д28и-3208


В случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10%.
В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом N 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Возможность заменять один вид работ на другой вид работы, который не предусмотрен контрактом, Законом N 44-ФЗ не установлена.

Письмо Минэкономразвития России от 09.09.2016 N ОГ-Д28-11035

Вопрос: Об изменении предусмотренных контрактом объема, вида работ и условий контракта в части замены материалов на другие.
В соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускаются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Таким образом, положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность при условии согласия заказчика изменить условия контракта в части замены материалов на другие только в случае, когда их качество, а также технические и функциональные характеристики улучшены по сравнению с указанными в контракте.

Безусловно, все эти выводы сделаны в строгом соответствии букве закона. Однако судебная система в силу своих полномочий рассматривает такие вопросы шире, основываясь на практике применения положений ГК РФ.
Цель данной статьи - проанализировать на примере судебной практики возможность законного изменения существенных условий контракта на этапе его исполнения.
В большинстве случаев необходимость во внесении изменений в контракт возникает при исполнении контрактов на выполнение работ или оказание услуг. Вполне закономерно, что и судебная практика по этому вопросу складывается в основном именно по такой категории контрактов.
По общему правилу Закон N 44-ФЗ запрещает изменять существенные условия заключенного контракта. В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 34 и 95 данного Закона. Статья 95 Закона N 44-ФЗ предполагает ряд исключений из действия запрета, установленного ч. 2 ст. 34, позволяя (а где-то и обязывая) изменять условия контракта в девяти случаях. Напомним, что это за случаи.
1. Снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта (подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Данное изменение допускается, только если соответствующая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом.
2. Увеличение либо уменьшение по предложению заказчика предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги не более чем на 10% (подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). При этом по соглашению сторон допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. Такое изменение должно осуществляться с учетом положений бюджетного законодательства РФ (т.е. при наличии лимитов бюджетных обязательств). Еще одно важное правило предусмотрено для случаев, когда предметом контракта является поставка товаров: цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на количество товара, предусмотренное в контракте.
Отметим, что, как и в предыдущем случае, данное изменение допускается, только если соответствующая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом. Все остальные случаи изменений не требуют для своей правомерной реализации обязательного закрепления в условиях документации и (или) в проекте контракта (контракте).
3. Если цена контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года, составляет либо превышает размер цены, установленный Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 (в общем случае - 10 млрд руб.), и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
4. Если цена контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ на срок не менее чем три года, составляет или превышает размер цены, установленный Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 (1 млрд руб.), и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (п. 3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
5. Если цена контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года, составляет или превышает размер цены, установленный Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 (500 млн руб.), и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации (п. 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
6. Изменение в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги (п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
7. Уменьшение ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ). При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
8. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина РФ, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией (п. 7 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
9. При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте (ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Исключением являются случаи, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона N 44-ФЗ (запреты, ограничения и условия допуска к участию в закупках иностранных товаров, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами).
Перечень носит закрытый характер, то есть по иным основаниям вносить изменения нельзя.
Самые распространенные случаи необходимости внесения изменений предусмотрены первыми двумя из перечисленных оснований. По этому принципу и подбиралась судебная практика.
По результатам изучения правоприменительной практики арбитражных судов различных инстанций, а также с учетом выводов Верховного Суда РФ, представляются интересными следующие выводы судейского сообщества.
При осуществлении проверок и выявления нарушений ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, БК РФ и, как следствие, применении штрафных санкций к должностным лицам заказчика или юридическим лицам контролеры обязаны доказать факт изменения существенных условий контракта при его исполнении, не подпадающий ни под один из перечисленных из случаев исключений; не требуется указания в документации о закупке и контракте на возможность изменения в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
При рассмотрении жалобы на действия заказчика антимонопольным органом был сделан вывод о несоответствии документации об электронном аукционе на поставку компьютерной техники для государственных нужд Республики Татарстан требованиям Закона N 44-ФЗ. Однако в рассматриваемом деле стороны не заключили государственного контракта, не приступили к его исполнению и соответственно не изменяли его условий. То есть оспариваемое нарушение может быть квалифицировано только на этапе исполнения контракта, а не на этапе обжалования документации или процедуры.
Кроме того, в Определении Верховного Суда РФ сделан еще один важный вывод: из анализа норм части 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что для случаев изменения условий контракта, предусмотренных пунктами 2 - 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, не требуется указания в документации о закупке и контракте на возможность изменения названных в данных пунктах условий контракта. Указание в документации о закупке и в контракте на возможность изменения условий контракта (предусмотренных подпунктами "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) является правом заказчика, отсутствие такового указания не свидетельствует о несоблюдении заказчиком и уполномоченным органом положений п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (Определение Верховного Суда РФ от 10.07.2015 N 306-КГ15-7199 по делу N А65-12892/2014).
Буквальное содержание статей 34 и 95 Закона N 44-ФЗ не предполагает императивного запрета на применение механизма увеличения объема оказываемых услуг и цены контракта для процедуры запроса котировок.
В спорной ситуации контролирующий орган субъекта в ходе проверки установил, что заказчиком по итогам проведения запроса котировок заключен контракт на оказание услуг по повышению квалификации медицинских работников на сумму 206 000 руб., при этом количество слушателей составляет 4 человека. Позднее заключено дополнительное соглашение, согласно которому цена контракта составила 209 000 руб., количество слушателей увеличено до 5 человек. Контрольным органом было установлено, что учреждение в нарушение требований статей 34 и 95 Закона N 44-ФЗ внесло в контракт изменения в части цены контракта и количества человек. Основания для вывода о совершении заказчиком правонарушения, приведенные представителем контрольного органа в судебном заседании, заключались в том, что положения п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не применимы для контрактов, заключенных путем проведения запроса котировок, поскольку возможность изменения условий контракта должна быть предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а при процедуре запроса котировок отсутствует такая документация.
Однако, изучив материалы дела, суд установил, что изменение объема услуг и цены контракта составило менее 10%, при этом в материалах проверки имелись процессуальные ошибки, а главное - Закон N 44-ФЗ не содержит запрета на внесение изменений в контракт, заключенный путем запроса котировок (Постановление Четырнадцатого ААС от 24.10.2016 по делу N А13-8648/2016).
Как показывает практика рассмотрения дел по нарушениям заказчиками ст. 95 Закона N 44-ФЗ, большинство спорных ситуаций возникает при расторжении контракта в одностороннем порядке со стороны заказчика в связи с существенным нарушением условий исполнения контракта подрядчиком, исполнителем или при рассмотрении исков со стороны подрядчика о понуждении внесения изменений в контракт. При этом подрядчики в свое оправдание приводят аргументы, что для надлежащего исполнения контракта необходимо было внести изменения в контракт, но заказчик отказал. Рассмотрим некоторые из них.
В удовлетворении иска о внесении изменений в муниципальный контракт в части увеличения стоимости строительных работ отказано, поскольку изменение курса иностранной валюты не является существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
По условиям контракта генеральный подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по объекту "Строительство городских канализационных сооружений в г. Мамоново Калининградской области". Цена контракта составила 296 566 291,99 руб. При этом в контракте были закреплены следующие условия:
- стоимость работ определена в соответствии с проектной и сметной документацией;
- стоимость контракта подлежит изменению только в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- превышение генеральным подрядчиком сметных объемов и стоимости работ оплачивается генеральным подрядчиком за свой счет;
- цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения объема выполняемых работ и иных условий контракта;
- генеральный подрядчик ознакомлен с документаций на выполнение работ по контракту и не имеет замечаний, увеличивающих цену контракта или объем работ.
Работы предусматривали в том числе и поставку дорогостоящего импортного оборудования, которое подрядчик приобрел у третьих лиц по цене, выше чем предполагал, по причине изменения курса рубля. В связи с существенным изменением стоимости оборудования, подлежащего установке на объекте, подрядчик письменно просил заказчика увеличить цену контракта на 67 767 702 руб. Поскольку соглашение об изменении цены контракта достигнуто не было, подрядчик обратился в суд.
Представители заказчика пояснили, что при рассмотрении вопроса об изменении цены муниципального контракта должны применяться специальные нормы, при этом ст. 95 Закона N 44-ФЗ не предусматривает возможности увеличить стоимость работ в связи с изменением курса иностранной валюты по отношению к рублю. Кроме того, расчеты по контракту осуществляются за счет бюджета, который формируется в валюте РФ и не зависит от изменений курса российского рубля к иностранным валютам.
Рассматривая данный спор, суды обратились к следующим положениям гражданского законодательства.
В силу п. 3 ст. 744 ГК РФ подрядчик вправе требовать пересмотра сметы в соответствии со ст. 450 ГК РФ если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%. При этом правила ст. 450 ГК РФ предусматривают возможность изменения договора либо по соглашению сторон, либо по решению суда.
Согласно ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Указанной статьей также установлено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. Такое основание, как изменение финансовых показателей (валютных курсов, индексов потребительских цен), не предполагает возможности изменения цены контракта. Инфляционные риски, связанные с изменением валютных курсов, которые возникают при исполнении контрактов с твердой ценой, относятся к коммерческим рискам подрядчика и не оцениваются как существенное изменение обстоятельств, влекущее для истца последствия, установленные в ст. 451 ГК РФ (Постановление Тринадцатого ААС от 25.04.2016 N 13АП-6646/2016).
Заслуживает внимания еще одно судебное Постановление по рассматриваемому вопросу.
Изменение заказчиком по договору подряда технической документации при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ, не свидетельствуют об изменении существенных условий контракта. Законодательство о контрактной системе связывает возможность изменения существенных условий контракта при его исполнении с увеличением или уменьшением объема работ не более чем на 10%.
Между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на реконструкцию и модернизацию детского сада. По условиям контракта стороны согласовали его предмет (объект реконструкции, содержание, виды и объем подлежащих выполнению работ), стоимость работ, а также начальный и конечный срок их выполнения. Финансовым контрольным органом было установлено, что заказчик в 2014 году при отсутствии дополнительного соглашения на изменение существенных условий муниципального контракта произвел оплату работ, которые не были предусмотрены конкурсной документацией (техническим заданием).
Судом было установлено, что согласно акту проверки при исполнении контракта подрядчиком не были выполнены отдельные виды работ. Общая стоимость невыполненных работ составила 334 477,29 руб. В то же время подрядчик выполнил дополнительные работы на вышеуказанную сумму. Поскольку подрядчиком были выполнены дополнительные работы, не вошедшие изначально в смету, составленную при проведении электронного аукциона, и не соответствующие техническому заданию, а информация об изменении вида работ не размещена в ЕИС, контрольный орган посчитал заказчика нарушившим п. 1 ст. 72 БК РФ и подп. "б" п. 1 ч. 1, ч. 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Однако суд встал на сторону заказчика, мотивировав свое решением следующим.
Согласно п. 1 ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.
Исходя из п. 1 ст. 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При этом п. 1 ст. 744 ГК РФ устанавливает, что заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.
В силу ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующем случае: если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10% (подп. "б" п. 1).
По мнению суда, в рассматриваемом случае заказчик реализовал свое право на внесение изменений в техническую документацию, предусмотренное ГК РФ. Корректировка технической документации была согласована с проектной организацией. На основании новых технических решений сторонами по контракту составлены и подписаны соответствующие локальные сметные расчеты. Выполненные работы не изменили характера предусмотренных в контракте работ и не повлекли за собой увеличения их стоимости, а также уменьшения объема работ более чем на 10%. Произведенные заказчиком расходы на оплату выполненных подрядчиком работ были направлены на исполнение обязательств по заключенному контракту. Соответствие произведенных на спорном объекте работ проектной документации подтверждено заключением Госжилстройтехинспекции.
Сама по себе корректировка технической документации не свидетельствует ни о нарушении заказчиком ст. 72 БК РФ и ст. 95 Закона N 44-ФЗ, ни об изменении существенных условий заключенного контракта (Постановление Одиннадцатого ААС от 28.03.2016 по делу N А49-11029/2015).

Безусловно, каждый случай, дошедший до суда, уникален, но автор надеется, что данная подборка позволит решить заказчикам и подрядчикам спорные ситуации, не доводя ситуацию до судебного разбирательства.

В Федеральном законе №44 понятие существенные условия контракта используется неоднократно. Однако его четкого, да и не четкого тоже, определения не дано. В связи с этим у заказчиков и поставщиков/исполнителей/подрядчиков возникает немало вопросов: что же это за условия, что именно непременно должно оставаться постоянным в тексте контракта. Ведь по закону существенные условия изменяются, в соответствии с частью 3 статьи 34, только в исключительных случаях, определенных статьей 95 44-ФЗ.

Что является существенными условиями

В Федеральном законе №44 и других правовых актах, связанных с государственными закупками, как таковое понятие существенных условия контракта отсутствует. Однако оно есть в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГКРФ).

Согласно пункту 2 статьи 432 указанного выше кодекса, существенными условиями может считаться та информация, которая должна быть включена в контракт в обязательном порядке (в рамках Федерального закона №44 она определена в статье 34). Кроме того, сюда же можно отнести те моменты, относительно которых по инициативе одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Для того чтобы между заказчиком и победителем закупки не возникало споров по поводу существенных условий, некоторые заранее вносят информацию о том, что к ним относить, в проект контракта. Такое решение является, по сути дела, оптимальным для обеих сторон и поможет в непредвиденных ситуациях избежать судебных урегулирований разногласий.

Какие условия контракта относятся к существенным

Тем не менее, что бы не было прописано в контракте, с существенными условиями все же стоит быть осторожнее. Логично было бы отнести к ним все, что определено как необходимое содержание, в соответствии со статьей 34 44-ФЗ. В общем случае, основываясь на нормах ГКРФ и Федерального закона №44 это будет следующая информация:

  • предмет контракта (наименование товара/услуги/работы) и его характеристики (описание, сметы на выполнение работ и так далее);
  • количество поставляемого товара/объем оказываемых услуг/объем выполняемых работ;
  • срок поставки товара/оказания услуг/выполнения работ, в случае если контракт предусматривает этапы - начало/окончание каждого из них;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты поставленного товара/оказанных услуг/выполненных работ;
  • ответственность каждой из сторон за нарушение условий контракта, в том числе размер штрафных санкций для заказчика и поставщика/исполнителя/подрядчика.

Разъяснения, касающиеся вопросов, связанных с существенными условиями контракта, даны Минэкономразвития России в письме №Д28и-2286 от 3 августа 2015 года.

Можно ли изменять существенные условия контракта и в каких случаях

Многие заказчики и поставщики/исполнители/подрядчики считают, что существенные условия контракта - это что-то незыблемое и изменять их нельзя ни при каких обстоятельствах после того, как аукцион прошел. На самом деле это не так. Есть ситуации, в которых можно вносить изменения в текст контракта, ели достигнуто соглашение между сторонами. Главное, чтобы такая возможность была прописана в документации и самом контракте, а все "правки" оформлены официально, с заключением дополнительного соглашения.

В 2015 и 2016 году, согласно части 1.1 статьи 95 44-ФЗ было позволено изменять практически все перечисленные выше условия. С 1 января 2017 года, если не будет внесено дополнительных изменений в закон, ситуация несколько ужесточается, придется ориентироваться только на случаи, описанные в части 1 статьи 95 Федерального закона №44. Их не так много и некоторые моменты, действительно, не будут подлежать изменению ни при каких условиях, даже если достигнуто соглашение сторон.

Часто возникает еще один вопрос - а можно ли изменить условия контракта при его подписании? Здесь ответ однозначный - нет. Проект должен в точности соответствовать тому, который был предложен в документации. Если стороны пришли к какому-то соглашению, то изменения вносить можно будет только после того, как контракт подписан.

Проще всего внести изменения в условия контракта еще до начала торгов - когда идет подача заявок. Здесь можно менять все. Главное - уложиться в соответствующие сроки, позволяющие вносить изменения в извещения и документацию о закупке.

Чем грозит нарушение существенных условий контракта

Нарушение сторонами существенных условий контракта грозит, в первую очередь, прописанными в нем штрафными санкциями. В некоторых случаях это может стать поводом для одностороннего расторжения или расторжения в судебном порядке.

Поставщики/исполнители/подрядчики, нарушившие существенные условия контракта (если этот факт официально зафиксирован) наверняка попадут в реестр недобросовестных поставщиков.

Может возникнуть еще одна ситуация. Вроде бы, условия изменены по соглашению сторон. Однако сделано это без законных оснований, в случае, не предусмотренных законом. В этом случае, если факт "всплывет" при проверке контролирующим органом, ответственность понесут обе стороны. Чаще всего это штраф, но может быть и более суровое наказание.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ

Существенные условия госконтракта


44-ФЗ не содержит четкое описание такого термина, однако можно воспользоваться положениями ст. 432 Гражданского кодекса. Существенные условия контракта по 44-ФЗ — это условия, которые необходимо включить в договор по требованию закона. Без них договор можно признать недействительным.

Контракт заключается в соответствии с извещением, документацией, заявкой и окончательным предложением победителя (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ). Таким образом, условия, которые указаны в этих документах, тоже можно считать существенными.

Виды существенных условий


Помимо сведений, которые указаны в извещении и документации (наименование и описание объекта закупки, количество, место, сроки доставки, выполнения работы или оказания услуги, источник финансирования, гарантийные обязательства, осуществление монтажа, наладки и другие) к существенным условиям относятся:

  1. Цена, как она определяется, формула расчета и максимальное значение (Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).
  2. Порядок и срок оплаты, приемки товара, работы или услуги.
  3. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
  4. Способ и размер обеспечения исполнения договора, а также срок возврата этих денег.
  5. При цене от 1 млрд. руб. для федеральных нужд и от 100 млн. руб. для нужд субъекта — обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех подрядчиках, которых он привлекает к исполнению контракта, если им отдается свыше 10% от общего объема работ. А также ответственность за нарушение этого требования.
  6. Банковское сопровождение только в банках, которые прошли предварительный отбор, применяется для госконтрактов стоимостью от 1 млрд. руб. для нужд субъекта, от 200 млн. руб. для муниципальных нужд (ПП от 20.09.2014 г. N 963).
  7. Сколько субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций можно привлечь. А также ответственность за непривлечение, если заказчик установил такое требование в документации.
  8. Возможность одностороннего отказа от исполнения.

Содержание отдельных видов договора определяются специальными актами. Например, Постановление от 18.08.2010 № 636 устанавливает требования к энергосервисному контракту, Постановление от 12 мая 2017 г. № 563 — на работы по одновременному проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Заказчик вправе не применять эти требования при заключении договора с единственным поставщиком.

Изменение существенных условий контракта по 44-ФЗ


Закон о контрактной системе позволяет внести изменения в существенные требования договора. Помните, что изменять их можно только на этапе исполнения, а не заключения договора. Случаи, когда можно внести изменения, определяет ст. 95. В контракте можно изменить:

  1. Снижение цены без изменения объемов.
  2. Увеличение или уменьшение количества товара, работ, услуг не более чем на 10%.
  3. Изменение регулируемых цен (тарифов) согласно актам РФ.
  4. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, которые связанны с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ.
  5. Улучшение качественных, технических и функциональных характеристик товара.

Уважительной причиной для корректировок будет считаться уменьшение ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств. Или ситуация, когда исполнение контракта без изменения невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.

Энциклопедия решений. Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ


Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ

Из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ прямо следует, что контракты, заключаемые в соответствии с этим Законом, в том числе государственные и муниципальные (см. п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), являются гражданско-правовыми договорами. Поэтому ко всем договорам (контрактам), заключаемым заказчиками, руководствующимися Законом N 44-ФЗ, применяются нормы Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем нормы Закона N 44-ФЗ являются специальными, а потому имеют приоритет над общими (см. определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 199-О). Соответственно, нормы Гражданского кодекса РФ применяются к контрактам, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено нормами этого Закона. Аналогичные разъяснения даны в ответе на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889.

Как следует из п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ, стороны договора свободны в определении его условий, за исключением случаев противоречия закону и случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными же условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Как видно из п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, предметом контрактов является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества). Также Закон N 44-ФЗ содержит требования к содержанию контракта, как сведенные в единую ст. 34 Закона N 44-ФЗ, так и вытекающие из иных общих норм этого Закона.

Следует учитывать, что ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ введено единое требование: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (далее - извещение) или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент), документацией о закупке (далее - документация), заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда в соответствии с этим Законом извещение или приглашение принять участие в определении контрагента, документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. Фактически это исключение касается только заключения контракта с единственным контрагентом. Это видно и из того, что указанное общее требование продублировано в нормах, касающихся заключения контрактов по итогам конкурентных способов закупки (процедур определения контрагента) (см. ч.ч. 1, 5 ст. 54, ч.ч. 2, 6 ст. 70, ч.ч. 11, 14 ст. 78, ч. 17 ст. 83, ч. 4 ст. 91 Закона N 44-ФЗ).

Заключение контракта с нарушением объявленных условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 1, 2 ст. 7.32 КоАП РФ.

Из п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, требующего обязательного включения в извещение (а в силу ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 6 ст. 83, ч. 2 ст. 85, ч. 1 ст. 87 Закона N 44-ФЗ - и в документацию) краткого изложения условий контракта, следует, что к существенным, в силу указания в законе, условиям любого контракта относятся:

Наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона N 44-ФЗ, которые предусматривают указание характеристик и идентифицирующих признаков объекта закупки;

Количество товара, являющегося предметом контракта, либо, как мы полагаем, объем работ или услуг, подлежащих выполнению или оказанию по контракту (подробнее аргументация изложена в отдельном материале);

Место доставки товара, являющегося предметом контракта, место выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта;

Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг;

Цена контракта (в норме указывается на начальную (максимальную) цену контракта, далее - НМЦК).

При этом положения ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ о заключении контракта на условиях, предусмотренных как извещением или приглашением принять участие в определении контрагента, документацией, так и заявкой, окончательным предложением участника закупки, по нашему мнению, касаются наименования и описания объекта закупки и цены контракта - положений, которые в принципе могут изменяться по сравнению с указанными в извещении и документации при любых конкурентных способах закупки (см. п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 3 ст. 66 и ч. 4 ст. 68, п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 73, п. 2 ч. 2 ст. 88 и ч. 3 ст. 90 Закона N 44-ФЗ). (Подробнее вопросы об определении объекта закупки и цены контракта рассмотрены в отдельных материалах).

Вышеуказанным п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ к условиям контракта отнесены также сведения об источнике финансирования. Однако, по нашему мнению, это является ошибкой юридической техники, поскольку таковые сведения не могут быть отнесены к условиям контракта. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Не относится к условиям контракта, но в силу ч. 1 ст. 23 Закона N 44-ФЗ обязательно включается в любой контракт, в том числе заключаемый с единственным контрагентом (см. письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N Д28и-623), информация об идентификационном коде закупке.

Кроме того, ст. 34 Закона N 44-ФЗ указывает на необходимость включения в любой контракт (за исключением указанных ниже) следующих обязательных условий:

О порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (ч.ч. 13, 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

О порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

Об ответственности заказчика и контрагента (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), фактически здесь речь идет о ряде условий - об ответственности заказчика и об ответственности контрагента, причем за разные нарушения условий контракта.

Внимание

Исключение установлено ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, согласно которой к контрактам с единственным контрагентом, заключаемым на основании п.п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 этого Закона, заказчиком могут не применяться требования ч.ч. 4 - 9, 11 - 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Также согласно ст. 34 Закона N 44-ФЗ некоторые условия обязательно включаются в отдельные категории контрактов:

Условие об обязанности контрагента предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших с ним договор или договоры, цена которого или общая цена которых превышает 10% цены контракта, включается в контракт НМЦК которого превышает размер, установленный Правительством РФ (ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

Условие о банковском сопровождении контракта включается в контракт в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 Закона N 44-ФЗ (ч. 26 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

Условие о сроках возврата заказчиком контрагенту денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта, однако из этого правила ч.ч. 2, 2.1 и 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ установлены исключения, в том числе случаи, когда требование об обеспечении контракта само по себе является условием договора, включаемым по усмотрению заказчика;

Дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки включается в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями ст. 19 Лесного кодекса РФ (ч. 28 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

По усмотрению заказчика в контракт включаются условия:

О гарантиях качества товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);

О возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Требования к содержанию этого условия вытекают из ч.ч. 8 - 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (ч. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Следует также иметь в виду существование типовых контрактов, типовых условий контрактов, которые на основании ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией "Росатом", Госкорпорацией "Роскосмос", размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством РФ (см. Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606).

Внимание

Согласно самой ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусмотренные ею типовые контракты, типовые условия контрактов не применяются в случаях, указанных в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

По нашему мнению, все вышеперечисленные требования должны применяться не только к контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но и к иным контрактам, на заключение которых распространяется действие Закона N 44-ФЗ по общему правилу: на аренду имущества, приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности и т.п. (см. отдельный материал по данному вопросу). Безусловно, что при этом ряд требований могут быть применены только с поправками, вытекающими из существа предмета соответствующего контракта.

Кроме того, в любом случае должны учитываться нормы Гражданского кодекса РФ, определяющие существенные условия отдельных видов договоров (например, применительно к договору лизинга (финансовой аренды) на это указывается в письме ФАС России от 14.07.2014 N АД/28082/14) и устанавливающие содержание тех или иных условий таких видов договоров. Напомним, что условия контракта не могут противоречить закону.

Информационный блок " Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки " - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.

При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Что является существенными условиями контракта (договора)?


Институт госзакупок

1.Учитывая, что понятие «существенные условия договора» в нормативной базе отсутствует, и принимая во внимание, что существенными условиями являются условия, которые названы, как необходимые (п.1.ст.432), существенными условиями договора возможно признать:

Предмет договора (в т.ч. виды и объемы работ) (п.1.ст.432 ГК РФ)

Начальный и конечный сроки выполнения работы (этапов работы) (п.1.ст.708 ГК РФ)

Цена работы или способы ее определения (п.1.ст.709 ГК РФ). В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. (п.3.ст.709 ГК РФ).

Срок и порядок оплаты (п.1.ст.711 ГК РФ)

Ответственность заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п.1 ст.432 ГК РФ).

Предмет договора (в т.ч. виды и объемы услуг) (п.1.ст.432, п.1.ст.779 ГК РФ).

Срок и порядок оплаты оказанных услуг (п.1.ст.781 ГК РФ)

Цена услуги или способы ее определения (п.1.ст.709, ст.783 ГК РФ). В случае, когда услуга оказывается в соответствии со сметой, составленной исполнителем, смета приобретает силу и становится частью договора оказания услуг с момента подтверждения ее заказчиком. (п.3.ст.709, ст.783 ГК РФ).

Начальный и конечный сроки оказания услуги (этапов оказания услуги) (п.1.ст.708, ст.783 ГК РФ).

Ответственность заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п.1 ст.432 ГК РФ).

Предмет договора (в т.ч. наименование и количество товара) (п.1.ст.432, п 3.ст.455, ст.465 ГК РФ)

Срок поставки (п.п.1.и.2.ст.457 ГК РФ)

Цена товара (п.1.ст.485 ГК РФ)

Порядок и срок оплаты (п.1 ст.486 ГК РФ)

Ответственность заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п.1 ст.432 ГК РФ).

Госзаказ: спрашивали - отвечаем: существенные условия контракта, установление конкретных ставок по пени, штрафам и другое


Уважаемые заказчики, вы помните, как наше управление штрафовало Вас за то, что на пени, штрафы в контрактах вы ссылались только на Постановление Правительства и искренне не понимали за что мы вас штрафуем.

В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным.

К данному выводу пришел суд кассационной инстанции, отказав заказчику во взыскании штрафа с исполнителя, который нарушил условия контракта.

Согласно заключенному контракту стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий. При этом конкретный размер штрафа, исчисляемый в том числе с учетом законодательства о контрактной системе, в контракте предусмотрен не был.

Суд также учел, что заказчик не доказал факт ненадлежащего исполнения контрагентом условий контракта.

Еще один актуальный вопрос: можно ли применить к контрактам по 44-ФЗ 425- ГК

В соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона N 44-ФЗ закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 44-ФЗ определение поставщика начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом N 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.

Таким образом, применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, в связи с тем что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.

Вопрос: что такое «существенные условия контракта по 44-ФЗ» и указание на источник финансирования - это существенное условие?

Закон N 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия "существенные условия контракта". Вместе с тем в статье 34 Закона N 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона N 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона N 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки содержит в том числе информацию об источнике финансирования.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона N 44-ФЗ и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, изменение источника финансирования в ходе исполнения контракта является существенным изменением.

Обязательные условия контракта (изменения в 44-ФЗ)

Условия контракта по Закону № 44-ФЗ. Обязательные условия контракта (изменения в 44-ФЗ). Как заключить контракт по правилам Закона № 44-ФЗ. Как включить НДФЛ в цену контракта.

Вопрос: Подскажите, с 01 июля 2018 года в ч. 13 ст.34 44-ФЗ появился пункт:"В контракт включаются обязательные условия:- об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком."1) Про какие налоги идет речь?2) Кто платит НДС в бюджет РФ, в случаях установленных ст. 161 НК РФ?

Ответ:

1) С 1 июля при заключении контракта учитывайте изменения в Закон № 44-ФЗ. По новым правилам размер оплаты уменьшайте на суммарную величину налогов, сборов и других платежей. Внести это условие в контракт - обязанность заказчика.

Специальных разъяснений по данному вопросу пока нет. Как и раньше, уменьшайте сумму к выплате для физлиц - на величину НДФЛ. Например, исполнитель по контракту - гражданин. Значит, в контракте пропишите условие о том, что вознаграждение уменьшите на сумму налогов (НДФЛ). Ведь когда учреждение выплачивает гражданину вознаграждение по контракту, оно налоговый агент по НДФЛ (пункт 1 приложения к .

2) Изменения в статье 34 закона 44-ФЗ не повлекли изменения налогового законодательства. То есть НДС рассчитывается и уплачивается в бюджет по прежним правилам.

Ситуации, в которых надо выполнять обязанности налоговых агентов по расчету и уплате НДС, перечислены в статье 161 НК. Там же приведены особенности расчета налоговой базы. В частности, для случаев, когда:

1. приобретены товары (работы, услуги) у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете;

2. арендовано государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления;

3. приобретено на территории России имущество казны (есть исключения);

4. реализовано на территории России имущество по решению суда (есть исключения);

5. реализовано на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, клады, скупленные и перешедшие к государству по наследству;

6. посредник участвует в расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете.

Выполнять функции налоговых агентов должны все российские организации и предприниматели. В том числе те, которые применяют специальные налоговые режимы ( , п. 4 ст. 346.26 , п. 4 ст. 346.1 НК РФ). А также те, кто использует освобождение от уплаты НДС в соответствии со статьей или .

Обоснование

Условия контракта по Закону № 44-ФЗ

В контракте укажите цену и разъясните, что она твердая на весь срок исполнения. Нулевые контрактызаключать нельзя (письма Минэкономразвития от 16.11.2015 № Д28и-3389 , от 09.10.2015 № ОГ-Д28-13071).

В контракте укажите единицу расценки, если сразу количество товаров, работ, услуг определить не можете. Например, по:

1. услугам связи;

2. работам по техобслуживанию или ремонту техники и оборудования;

3. юридическим, медицинским, образовательным услугам.

Полный перечень случаев, когда заказчик указывает в контракте цену за единицу, смотрите в пункте 2 статьи 42 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Этот перечень закрытый. Поэтому по другим закупкам указывайте цену всего контракта. Такие разъяснения дает Минэкономразвития в письме от 07.08.2015 № ОГ-Д28-10705 .

Также Правительство установило случаи, когда заказчик указывает в контракте ориентировочную цену либо формулу цены и максимальное значение цены:

1. услуги обязательного страхования;

2. агентские услуги, если по контракту вознаграждение агента зависит от результата поручения;

3. услуги по оценке недвижимости, если размер вознаграждения оценщика рассчитывается пропорционально оценочной стоимости объекта;

4. услуги кредита субъектам РФ или муниципальным образованиям, если процентная ставка по контракту - сумма ключевой ставки ЦБ и надбавка к ней;

5. товары у единственного поставщика в рамках гособоронзаказа, когда в контракте, помимо стоимости самой продукции, предполагается возмещение издержек поставщика;

6. топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин.

Условие о цене контракта сформулируйте так, чтобы исключить заказчику дополнительные расходы. Например, в цену контракта включите не только стоимость оборудования, но и расходы на транспортировку, страхование, обязательные платежи, установку и отладку этого оборудования и т. п.

В контракте вы вправе предусмотреть проценты за рассрочку платежа. Это не самостоятельное кредитное обязательство, которое для учреждений запрещено. Любая отсрочка или рассрочка оплаты - коммерческий кредит (). Поэтому цену по такому контракту сформируйте из двух составляющих:

1. оплата за товары, работы, услуги;

2. проценты за то, что поставщик использует деньги в период рассрочки.

Такие разъяснения приведены в письме Минфина от 17.02.2015 № 02-02-09/7180 .

Частые вопросы

По какой цене заключить контракт с победителем - неплательщиком НДС?

С неплательщиком НДС контракт заключите по цене, которую предложит победитель. Цену контрактана сумму НДС не уменьшайте. Вместо суммы налога поставьте прочерк. Приведем пример. Победитель предложил в заявке цену контракта 950 000 руб. без НДС - контракт заключите по этой стоимости. На сумму НДС ее не уменьшайте. Такие разъяснения даны в письмах Минфина от 02.11.2017 № 03-07-11/72354 , от 05.09.2014 № 03-11-11/44793 и Минэкономразвития от 25.07.2016 № Д28и-1924 .

Финансисты уточнили: условия контракта придется изменить, если изначально цена была без НДС, а в процессе работы правовое положение поставщика изменилось, и он стал платить налог. Тогда вконтракте пропишите, что сумма включает НДС. А конечную цену не меняйте. К примеру, в условииконтракта указали: «стоимость - 118 000 руб. без НДС». После того, как поставщик стал плательщиком налога, в контракте измените условие так: «стоимость - 118 000 руб. (в т. ч. НДС - 18 000 руб.)». Эти разъяснения из письма Минфина от 20.03.2016 № 02-02-15/17135 .

Нужно ли включить в цену контракта с гражданином НДФЛ и страховые взносы?

Сумму НДФЛ включите в цену контракта и удержите в момент выплаты гражданину. Страховые взносы в цену не включайте. Порядок расчетов пропишите в контракте.

Какие изменения в закупках учитывать с 1 июля 2018 года

Контракт

Дополнили обязательные сведения, которые необходимо включать в контракт с 1 июля 2018 года. Скорректировали правила отчетности по контрактам.

ДОПОЛНИЛИ ИНФОРМАЦИЮ, КОТОРУЮ ВКЛЮЧАЮТ В КОНТРАКТ

В контракт нужно вносить условие, по которому заказчик уменьшит сумму оплаты на налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, когда этого требует законодательство. Правило действует для физлиц, ИП и юрлиц, которые участвуют в закупке.

Правительство вправе установить порядок, в котором определяют минимальный срок исполнения контрагентом контракта.

Как заключить контракт по правилам Закона № 44-ФЗ

Ситуация: нужно ли в цену контракта на выполнение работ, услуг включать налоги и страховые взносы, которые заказчик начисляет на вознаграждение исполнителя. Исполнитель по контракту - гражданин - не ИП, частную практику не ведет

Сумму НДФЛ включите в цену контракта и удержите в момент выплаты гражданину. Страховые взносы в цену не включайте. Порядок расчетов желательно прописать в контракте. Теперь расскажем, как это сделать правильно.

Как включить НДФЛ в цену контракта

Исполнитель по контракту - гражданин. Значит, в контракте пропишите условие о том, что вознаграждение уменьшите на сумму налогов (ч. 13 ст. 34 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Налог в этом случае - НДФЛ. Ведь когда учреждение выплачивает гражданину вознаграждение по контракту, оно налоговый агент по НДФЛ. Значит налог в цену контракта включите, но удержите, когда будете выплачивать гражданину деньги за работу. Такую точку зрения поддерживает Минэкономразвития в пункте 1 приложения к письму от 30.09.2014 № Д28и-1889 .

Кстати, в проекте контракта вы можете не прописывать условие о том, что из вознаграждения удержите НДФЛ. Дело в том, что, пока проводите закупку, не знаете, кто победит - гражданин или организация. Об этом сказано в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 19.07.2017 № Ф05-9846/2017 .

Со страховыми взносами все иначе. Рассмотрим, как поступить заказчику, чтобы обезопасить себя от лишних расходов и претензий со стороны проверяющих.

Как прописать в контракте условие об уплате страховых взносов

В документации на закупку у гражданина пропишите условия о страховых взносах так. Цена, которую предложит гражданин - участник закупки, включает в себя общую сумму расходов по контракту: вознаграждение и страховые взносы. В этом случае контракт с гражданином - победителем закупки заключите по цене за минусом страховых взносов. База по взносам - сумма вознаграждения, которую указали в контракте. Если ценой контракта оставите общие затраты, то:

1) начислите страховые взносы на эту сумму;
2) выплатите исполнителю всю сумму как вознаграждение.

Бывает, что это условие заказчик в документацию не включил. Тогда самостоятельно увеличьте цену, которую предложит участник, на сумму страховых взносов. А контракт заключите по цене победителя. Для чего это необходимо. Когда заказчик заключает контракт с гражданином, у него возникает обязанность:

1. выплатить вознаграждение исполнителю;

2. перечислить страховые взносы.

Страховые взносы увеличивают затраты заказчика, то есть увеличивают стоимость конкретной услуги, работы. Поэтому учитывайте их, когда сопоставляете цену гражданина с ценами других участников. Также учитывайте эту особенность, когда рассчитываете цену контракта с единственным поставщиком (100 000 или 400 000 руб.).

Подведем итог. Цену в контракте пропишите с учетом НДФЛ, но без страховых взносов. НДФЛ удерживайте у гражданина, когда перечисляете деньги. Такой вывод подтверждает Минэкономразвития в пункте 1 приложения к письму от 30.09.2014 № Д28и-1889 и ФАС в письме от 21.10.2014 № АЦ/42516/14 .

Покажем на примере. По условиям документации в своей заявке участник указывает общие затраты по контракту: сумму вознаграждения и страховые взносы. Гражданин предлагает цену 127 100 руб. Из них 100 000 руб. - вознаграждение, а 27 100 руб.- страховые взносы (100 000 руб. * 22% (ПФР) + 5,1% (ФФОМС)). Комиссия использует эту цену, когда сравнивает заявку гражданина с другими заявками. По итогам закупки комиссия признает гражданина победителем. Заказчик заключает контракт по цене 100 000 руб., то есть без учета страховых взносов. На руки гражданин получает 87 000 руб., а 13 000 руб. НДФЛ заказчик удерживает и перечисляет в бюджет.

Совет: в контракте с гражданином справочно укажите, сколько выплатите на руки, какую сумму НДФЛ и страховых взносов перечислите в бюджет. Это поможет избежать разногласий с проверяющими. Дело в том, что отсутствие в контракте информации о таких платежах некоторые из них трактуют как нарушение.

Отвечает Станислав Котович,

заместитель директора правового департамента Минфина России

«Для каждой строки Баланса, показатель которой существенен, введите подстроки. В них укажите числовые значения, которые входят в состав укрупненных показателей типовой формы Баланса. Например, к строке 1150 «Основные средства» можно добавить отдельные строки и привести в них данные о стоимости зданий, машин и оборудования, если такая информация является существенной. Как определить уровень существенности показателей, читайте в рекомендации.»

В Федеральном законе №44 понятие существенные условия контракта используется неоднократно. Однако его четкого, да и не четкого тоже, определения не дано. В связи с этим у заказчиков и поставщиков/исполнителей/подрядчиков возникает немало вопросов: что же это за условия, что именно непременно должно оставаться постоянным в тексте контракта. Ведь по закону существенные условия изменяются, в соответствии с частью 3 статьи 34, только в исключительных случаях, определенных статьей 95 44-ФЗ.

Что является существенными условиями

В Федеральном законе №44 и других правовых актах, связанных с государственными закупками, как таковое понятие существенных условия контракта отсутствует. Однако оно есть в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГКРФ).

Согласно пункту 2 статьи 432 указанного выше кодекса, существенными условиями может считаться та информация, которая должна быть включена в контракт в обязательном порядке (в рамках Федерального закона №44 она определена в статье 34). Кроме того, сюда же можно отнести те моменты, относительно которых по инициативе одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Для того чтобы между заказчиком и победителем закупки не возникало споров по поводу существенных условий, некоторые заранее вносят информацию о том, что к ним относить, в проект контракта. Такое решение является, по сути дела, оптимальным для обеих сторон и поможет в непредвиденных ситуациях избежать судебных урегулирований разногласий.

Какие условия контракта относятся к существенным

Тем не менее, что бы не было прописано в контракте, с существенными условиями все же стоит быть осторожнее. Логично было бы отнести к ним все, что определено как необходимое содержание, в соответствии со статьей 34 44-ФЗ. В общем случае, основываясь на нормах ГКРФ и Федерального закона №44 это будет следующая информация:

  • предмет контракта (наименование товара/услуги/работы) и его характеристики (описание, сметы на выполнение работ и так далее);
  • количество поставляемого товара/объем оказываемых услуг/объем выполняемых работ;
  • срок поставки товара/оказания услуг/выполнения работ, в случае если контракт предусматривает этапы - начало/окончание каждого из них;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты поставленного товара/оказанных услуг/выполненных работ;
  • ответственность каждой из сторон за нарушение условий контракта, в том числе размер штрафных санкций для заказчика и поставщика/исполнителя/подрядчика.

Разъяснения, касающиеся вопросов, связанных с существенными условиями контракта, даны Минэкономразвития России в письме №Д28и-2286 от 3 августа 2015 года.

Можно ли изменять существенные условия контракта и в каких случаях

Многие заказчики и поставщики/исполнители/подрядчики считают, что существенные условия контракта - это что-то незыблемое и изменять их нельзя ни при каких обстоятельствах после того, как аукцион прошел. На самом деле это не так. Есть ситуации, в которых можно вносить изменения в текст контракта, ели достигнуто соглашение между сторонами. Главное, чтобы такая возможность была прописана в документации и самом контракте, а все "правки" оформлены официально, с заключением дополнительного соглашения.

В 2015 и 2016 году, согласно части 1.1 статьи 95 44-ФЗ было позволено изменять практически все перечисленные выше условия. С 1 января 2017 года, если не будет внесено дополнительных изменений в закон, ситуация несколько ужесточается, придется ориентироваться только на случаи, описанные в части 1 статьи 95 Федерального закона №44. Их не так много и некоторые моменты, действительно, не будут подлежать изменению ни при каких условиях, даже если достигнуто соглашение сторон.

Часто возникает еще один вопрос - а можно ли изменить условия контракта при его подписании? Здесь ответ однозначный - нет. Проект должен в точности соответствовать тому, который был предложен в документации. Если стороны пришли к какому-то соглашению, то изменения вносить можно будет только после того, как контракт подписан.

Проще всего внести изменения в условия контракта еще до начала торгов - когда идет подача заявок. Здесь можно менять все. Главное - уложиться в соответствующие сроки, позволяющие вносить изменения в извещения и документацию о закупке.

Чем грозит нарушение существенных условий контракта

Нарушение сторонами существенных условий контракта грозит, в первую очередь, прописанными в нем штрафными санкциями. В некоторых случаях это может стать поводом для одностороннего расторжения или расторжения в судебном порядке. Рейтинг 4.80 (15 Голосов)



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация