Право социального обеспечения обеспечивает. Кто имеет право на социальное обеспечение? Понятие права социального обеспечения. Функции социального обеспечения

Главная / Земля

Право социального обеспечения - совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путём предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определённым законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение .

]Предмет права социального обеспечения

Предмет права социального обеспечения - это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения .

    Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме.

    Отношения по предоставлению различных социальных услуг.

    Процедурные и процессуальные отношения, связанные с реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения .

]Метод права социального обеспечения

Метод права социального обеспечения - это совокупность приёмов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приёмы регулирования, так и приёмы, специфичные для данной отрасли

    Сочетание императивного и диспозитивного способов правового регулирования при неизменном доминировании императивного, то есть носит предписывающий характер.

    Сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным (ст. 72 Конституции РФ). Договорное регулирование, как правило, не допускается. Вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. В настоящее время на федеральном уровне закрепляется определённый минимальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть снижен субъектами РФ. Обязательное социальное страхование регулируется только федеральным законодательством.

    Специфика юридических фактов (как правило, это события, не зависящие от воли людей) и санкций в праве социального обеспечения. Санкции правоограничивающие и восстановительные, а карательные не применяются. Восстановление ущерба в праве социального обеспечения производится в полном, а не ограниченном размере. Право социального обеспечения характеризуется фактическим отсутствием санкций какой-либо формы противоправного, несвоевременного или неполного предоставления гражданину социального обеспечения; а также общей неразвитостью института ответственности за нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения.

    Относительная автономность субъектов по отношению друг к другу.

    Абсолютный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение.

    Административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан .

]Функции права социального обеспечения

    Экономическая. Выравнивание личных доходов граждан путём предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Аккумуляция финансовых средств в целевых источниках.

    Производственная. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от её характера и размера вознаграждения за труд. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.

    Социально-реабилитационная. Способствует поддержанию социального статуса граждан путём предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Восстановление полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать.

    Политическая. Позволяет государству реализовывать основные направления социальной политики, а именно создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Демографическая. Система социального обеспечения воздействует на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости.

    Духовно-идеологическая.

    Защитная. Защита граждан в трудной жизненной ситуации .

]Принципы права социального обеспечения

    Всеобщность социального обеспечения. Равная возможность получения определённых видов социального обеспечения при наступлении оснований независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. Социальное обеспечение предоставляется как гражданам страны, так и иностранным гражданам (подданным), а равно и лицам без гражданства (апатридам).

    Предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью. Социальное обеспечение, предоставляемое работающим, бывшим работникам и их семьям, не исключает предоставления многих видов социального обеспечения, предусмотренных для каждого как члена общества. Исключение составляет социальная пенсия, установленная для каждого как члена общества. Она не может назначаться и выплачиваться наряду с трудовой пенсией.

    Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека. Каждый имеет право на достаточный жизненный уровень, который обеспечивается доходом не ниже соответствующего минимума, на первом этапе хотя бы прожиточного.

    Многообразие оснований и видов социального обеспечения. Основания: старость; инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребёнка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение и др. Виды: 1) Денежная форма обеспечения - пенсии, пособия, компенсационные выплаты; 2) Натуральная форма обеспечения - медицинская и лекарственная помощь, социальное обслуживание, различные льготы.

    Дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств. Специфика трудовой деятельности; местность, где она выполнялась или живёт человек; субъективные особенности человека и его семьи (пол, возраст, состояние здоровья, причины нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.); материальное положение.

    Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Гражданин имеет право на объединение для защиты своих интересов, на участие в управлении делами государства, на обращение в государственные органы .

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

    общеправовые , свойственные всем отраслям права;

    межотраслевые , отражающие общие черты нескольких отраслей права;

    отраслевые , характеризующие специфику конкретной отрасли;

    внутриотраслевые , касающиеся отдельных институтов отрасли.

К общеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др. Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Это так называемыемежотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения . В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность .

]Источники права социального обеспечения в России

Международные

    Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина»

    Всеобщая декларация прав человека 1948 года

    Конвенции и рекомендации международной организации труда (МОТ). Например, конвенция № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения, 1952 » 1952 года № 131 «О минимальной заработной плате, 1970 ».

Внутринациональное законодательство

    Конституция РФ

    Федеральные законы

    • От 16 июля 1999 года «Об основах обязательного социального страхования» .

      От 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании» .

      От 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» .

    Указы Президента

    Постановления Правительства. Они устанавливают порядок применения ФЗ по отдельным видам социального обеспечения, а также могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты

    • От 30 декабря 2006 года «Об утверждении положения о назначении выплаты пособий гражданам, имеющим детей» .

    Правовые акты федеральных органов исполнительной власти . Министерство здравоохранения и социального развития является центральным органом федеральной власти, осуществляющим реализацию единой государственной политики в области социальной защиты.

    Правовые акты субъектов РФ

    Правовые акты муниципальных образований

]Соотношение с другими отраслями права

Право социального обеспечения как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм , регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права . Основными отраслями, представляющими интерес в связи с данным вопросом, являются трудовое игражданское право .

]Соотношение с трудовым правом

Проблема взаимосвязи и взаимодействия трудового права и права социального обеспечения имеет давнюю историю. В советский период в литературе существовали различные точки зрения на соотношение этих отраслей. Как правило, дискуссии сводились к вопросу о самостоятельности права социального обеспечения и его обособленности по отношению к трудовому праву. Разграничивая трудовое право и право социального обеспечения, нужно иметь в виду следующие моменты:

    социально-обеспечительные правоотношения охватывают более широкий круг субъектов, как со стороны нуждающихся, так и со стороны органов социального обеспечения;

    субъектом трудового правоотношения не может выступать семья;

    правосубъектность как основание участия в социально-обеспечительном правоотношении не связана с достижением определённого возраста, а иногда связывается с фактом рождения, в то время как возраст работника как субъекта трудового правоотношения установлен в качестве общего правила в 16 лет;

    социально-обеспечительное правоотношение возникает на основе юридического состава, а трудовые правоотношения, как правило, на основе трудового договора;

    трудовое правоотношение в большинстве случаев служит предпосылкой возникновения только правоотношений по обязательному социальному страхованию, но не социальному обеспечению в целом;

    субъекты социально-обеспечительного правоотношения не определяют его содержания, так как права и обязанности закреплены непосредственно в законодательстве, в то время как субъекты трудового правоотношения вправе самостоятельно определить условия трудового договора;

    для социально-обеспечительного правоотношения, в отличие от трудового, не свойственно наличие отношения дисциплинарной власти и подчинения в отношении наёмного работника.

]Соотношение с гражданским правом

Право социального обеспечения следует отграничивать также от гражданского права с учетом следующих положений:

    для возникновения социально-обеспечительного правоотношения не требуется согласованного волеизъявления обеих сторон - достаточно волеизъявления гражданина, реализующего свои правомочия, определённые законодательством.

    субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объёме до достижения возраста гражданской дееспособности (восемнадцатилетнего возраста).

    социально-обеспечительные правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило, на основе отдельных юридических фактов (сделки, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью, смерть человека и другие).

]Характерные признаки права социального обеспечения

Таким образом, право социального обеспечения существенным образом отличается от иных отраслей права своими характерными признаками, которые выражаются:

    в отсутствии, как правило, между сторонами правоотношения отношений равенства или власти и подчинения;

    в преобладании императивных правил поведения и связанной с этим невозможностью в большинстве случаев диспозитивного регулирования;

    в основаниях возникновения (на основе сложного юридического состава при обязательном соблюдении установленных процедур);

    в специфике субъектного состава.

    Право социального обеспечения – самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат (в виде пенсий, пособий и компенсаций), медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

    Право социального обеспечения также рассматривается как учебная дисциплина и вид отраслевой юридической науки.

    Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

    Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В.С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

    Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

    Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

    Категорической оценки права социального обеспечения только как отрасли публичного либо только как отрасли частного права быть не может. В данной отрасли присутствуют начала того и другого.

Право социального обеспечения как отрасль права. Предмет и метод права социального обеспечения

Данная отрасль права, как и любая другая самостоятельная отрасль, имеет собственный предмет и метод правового регулирования.

Предмет права социального обеспечения – это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений: 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты); 2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан); 3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут. Это вспомогательные отношения, которые объективно необходимы для нормального функционирования материальных отношений.

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для данной отрасли.

Во-первых, специфика приемов регулирования обусловлена тем, что право социального обеспечения относится к числу публичных отраслей, поскольку отношения по социальному обеспечению носят распределительный характер, в связи с чем законодатель использует, главным образом, императивный способ их правового регулирования. Во-вторых, специфика приемов регулирования обусловлена тем, что Россия – федеративное государство и регулирование отношений в сфере социального обеспечения отнесено Конституцией РФ к совместной компетенции федерации и ее субъектов. Реализация этой компетенции выражается в сочетании централизованного с региональным и муниципальным способами установления прав и обязанностей субъектов. По мере экономической стабилизации все большее распространение получает и локальное нормативное регулирование. В-третьих, в приемах правового регулирования находят отражение и такие признаки, которые характерны только для данной отрасли права. К их числу относятся следующие: особое правовое положение сторон правоотношений, которое характеризуется их автономностью; специфика юридических фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение правоотношений по социальному обеспечению; абсолютный характер прав граждан как субъектов правоотношения; специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способов защиты нарушенного права.

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права сформировалось в середине 1970-х гг.

Учение о предмете и методе этой правовой отрасли разработал профессор B.C. Андреев.

Касаясь понятия «предмет права социального обеспечения», необходимо отметить, что оно неразрывно связано

с сущностью самого понятия «социальное обеспечение» и его содержанием. В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

По социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

Предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

Процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

«Ядро» предмета права социального обеспечения составляют отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

Основным видом общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения, являются

пенсионные. К пенсионным отношениям примыкают и тесно связанные с ними отношения, возникающие в связи

с выплатами различных пособий из внебюджетных фондов или государственного бюджета по социальному обслуживанию престарелых и нетрудоспособных.

Пенсионные отношения подразделяются на следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

Отношения по обеспечению пособиями подразделяются на следующие виды пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, по случаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет, на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужащих и др.

Отношения по обеспечению компенсационными выплатами включают компенсации лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающих вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; беженцам и вынужденным переселенцам; лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье, и др.

Отношения, связанные с предоставлением гражданам различных социальных услуг, включают отношения по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в стационарных и полустационарных учреждениях; срочное

социальное обслуживание, обслуживание на дому; социально-консультативную помощь; реабилитационные услуги для инвалидов; отношения по социальному обслуживанию семей, имеющих детей; по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных детских учреждениях; обслуживанию детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов; содержанию детей в детских дошкольных учреждениях.

В предмет права социального обеспечения включаются также отношения по медицинской помощи и лечению, подгруппой которых выступают отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечению, а также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Названные отношения и составляют в основном предмет права социального обеспечения.

Кроме того, в предмет

права социального обеспечения также включаются общественные отношения, связанные с процедурой проверки

фактов, т.е. процедурные и процессуальные отношения по разрешению споров, которые не входят в предмет процессуального права. Роль процедурных отношений настолько велика, что нарушение определенной процедуры может повлечь отказ в назначении того или иного вида обеспечения.

Группу процедурных отношений образуют две самостоятельные подгруппы:

1) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;

2) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т.д.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении пенсии, пособия, социальной услуги).

Предмет науки права социального обеспечения значительно шире, чем предмет отрасли права, так как наука изучает не только содержание правовых норм данной отрасли, но и дает понятия самой отрасли права, ее предмета, метода правового регулирования, содержит исторические аспекты развития отрасли, анализирует нормы по социальному обеспечению граждан в иностранных государствах.

Говоря о специфике способа правового регулирования общественных отношений социального обеспечения, нельзя не учитывать метод права социального обеспечения. Общеизвестно, что метод представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых государство обеспечивает нужное ему поведение участников правоотношений.

Метод правового регулирования общественных отношений - важнейший дифференцирующий критерий разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится в настоящее время на стадии научных дискуссий.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-

либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией: с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Отличительными признаками метода права социального обеспечения являются:

Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;

Отсутствие договорной основы при регулировании большинства отношений по социальному обеспечению, хотя

в настоящее время некоторые виды услуг могут оказываться в соответствии с договорами (например, по договору обязательного медицинского страхования);

Определение всех прав и обязанностей субъектов данных отношений законом и невозможность изменения их по соглашению сторон;

Применение специфических санкций к правонарушителям и способов защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Некоторые специалисты в этой области правоотношений выделяют и другие признаки метода права социального обеспечения.

По мнению Р.И. Ивановой, поддержанному рядом ведущих ученых, основным методом права социального обеспечения является социальная алиментация (алиментарность). В настоящее время под социальной алиментацией следует понимать способ предоставления материального обеспечения и социальных услуг за счет государственных внебюджетных фондов социального назначения или части государственного бюджета на справедливой основе бесплатно, независимо от трудовой деятельности и уплаты страховых взносов, безэквивалентно, но с учетом трудового (страхового) стажа либо возмездно и неэквивалентно, как правило, на договорной основе. 4.

Еще по теме Предмет и метод социального обеспечения.:

  1. ГЛАВА 2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Право социального обеспечения - самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и денежных выплат (в виде пенсий , пособий и компенсаций), медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Право социального обеспечения как отрасль права. Предмет и метод права социального обеспечения

Данная отрасль права, как и любая другая самостоятельная отрасль, имеет собственный предмет и метод правового регулирования.

Предмет права социального обеспечения - это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с распределением части валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения.

Предмет права социального обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений: 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты); 2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан); 3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут. Это вспомогательные отношения, которые объективно необходимы для нормального функционирования материальных отношений.

Метод права социального обеспечения - это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для данной отрасли.

Во-первых, специфика приемов регулирования обусловлена тем, что право социального обеспечения относится к числу публичных отраслей, поскольку отношения по социальному обеспечению носят распределительный характер, в связи с чем законодатель использует, главным образом, императивный способ их правового регулирования. Во-вторых, специфика приемов регулирования обусловлена тем, что Россия - федеративное государство и регулирование отношений в сфере социального обеспечения отнесено Конституцией РФ к совместной компетенции федерации и ее субъектов. Реализация этой компетенции выражается в сочетании централизованного с региональным и муниципальным способами установления прав и обязанностей субъектов. По мере экономической стабилизации все большее распространение получает и локальное нормативное регулирование. В-третьих, в приемах правового регулирования находят отражение и такие признаки, которые характерны только для данной отрасли права. К их числу относятся следующие: особое правовое положение сторон правоотношений, которое характеризуется их автономностью; специфика юридических фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение правоотношений по социальному обеспечению; абсолютный характер прав граждан как субъектов правоотношения; специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способов защиты нарушенного права.

Система права социального обеспечения

Система права социального обеспечения - это научно обоснованное распределение норм данной отрасли.

Право социального обеспечения, как и любая правовая отрасль, делится на общую и особенную части. В общую часть входят институты, которые содержат положения, «обслуживающие» практически все институты особенной части. Именно поэтому в общую часть входят нормы права , действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет права социального обеспечения.

Следует отметить, что право социального обеспечения является сравнительно молодой правовой отраслью, поэтому ее общая часть окончательно еще не сформирована. К сожалению, до сих пор она не имеет кодифицированного правового акта, закрепляющего основные положения всех институтов права социального обеспечения. На формирование общей части влияет и то обстоятельство, что развивающиеся рыночные отношения заставляют менять приемы и способы воздействия государства на отношения, входящие в предмет этой отрасли. Претерпевают изменения и принципы правового регулирования, пересматривается круг субъектов правоотношений, видов и форм социального обеспечения и т.д. К общей части относятся такие институты, как: субъекты права социального обеспечения, основания обеспечения, его виды, а также принципы права социального обеспечения. Особенная часть отрасли состоит из правовых институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. К ним относятся следующие институты: трудовой стаж, комплексные институты пенсионного обеспечения, пособий и компенсационных выплат, социального обслуживания, институт жалоб и споров по вопросам социального обеспечения; институт ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению.

Специфика институтов особенной части состоит в том, что ее институты в основном комплексные, т.е. состоящие из подинститутов. Так, институт пенсий делится на подинституты - группы норм, которые регулируют отдельные виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии.

Право социального обеспечения как научная дисциплина

Право социального обеспечения как научная дисциплина - это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений.

В предмет науки входит, прежде всего, сама отрасль права как система правовых норм. Наука также изучает и общественные отношения, регулируемые данной отраслью, историю возникновения и развития отрасли, метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению, а также опыт зарубежных стран в регулировании отношений по социальному обеспечению, международно-правовое регулирование социального обеспечения.

Право социального обеспечения как научная дисциплина в отличие от отрасли не имеет собственного метода научного познания. Она пользуется общим методом познания - диалектическим, а также использует методы научного познания, общие для правовых дисциплин: метод сравнительного правоведения, логический, исторический. Учитывая, что данная дисциплина изучает социальные явления, то она использует методы мониторинга, математического анализа и др.

Система научной дисциплины права социального обеспечения в основном совпадает с системой отрасли и состоит из общей и особенной частей. Однако общая часть научной дисциплины значительно шире общей части отрасли, так как содержит знания о понятии данной отрасли, ее предмете, методе, системе, принципах правового регулирования , источниках, правоотношениях по социальному обеспечению, истории развития отрасли. Особенная часть науки в основном совпадает с особенной частью отрасли, так как содержит знания о конкретных правовых институтах отрасли. В то же время особенная часть научной дисциплины включает в себя также знания о международно-правовом регулировании социального обеспечения и знания об опыте зарубежных стран в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению.

Среди социальных работников есть такое понятие как «молчаливая бедность». Так называют людей, которые не могут обеспечить себе достойное существование, но ни у кого не просят помощи. И зачастую этими людьми являются те, кто имеет право на социальное обеспечение, но не пользуется им. Чтобы выжить в этом мире, человек обязан знать свои права, поэтому в статье и поднимается вопрос о социальном обеспечении.

Что такое право на социальное обеспечение?

Социальное обеспечение - это государственная помощь, которая проявляется в виде выплат пенсий и пособий. Право на социальное обеспечение имеют граждане, достигшие пенсионного возраста, безработные, временно нетрудоспособные, потерявшие кормильца (сироты или полусироты до 18 лет, а также инвалиды 1-й и 2-й группы без обеих или одного из родителей), а также люди, чей ежемесячный доход ниже минимальной суммы, необходимой для проживания.

Перечень тех, кто имеет право на социальное обеспечение, можно найти в нормативных документах, таких как Европейская социальна хартия (статья 12), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 9) или в Конституции Российской Федерации (статья 39). Стоит отметить, что законы, касающиеся социального обеспечения граждан, закреплены в федеральном законодательстве, указах Президента и постановлениях правительства.

Согласно закону

Статья 39 Конституции Российской Федерации гласит, что получить защиту и помощь государства может:

  • Каждый гражданин РФ, достигший пенсионного возраста.
  • Граждане, воспитывающие детей, многодетные семьи.
  • Студенты и малолетние дети, сироты.
  • Малоимущие и безработные.
  • Инвалиды.
  • Ветераны ВОВ, ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС, военные.
  • Доноры.

Помощь семьям

В статье 7 и 38 Конституции указано, что государство должно обеспечивать поддержку семей, детства, материнства и отцовства. В законодательном акте, вступившем в силу 19 мая 1995 года, защищено право на социальное обеспечение для семей, имеющих детей. Предусмотрены такие разновидности пособий:

  • Разовая выплата при рождении ребенка.
  • Ежемесячная выплата на каждого ребенка в семье до 18 лет. В случае если ребенок не посещает учебное заведения, пособие перестают начислять в 16-летнем возрасте.
  • Выплаты беременным и роженицам, которые не подлежат государственному социальному страхованию. Они же получают право на ежемесячную выплату пособий на период декретного отпуска до достижения ребенком 1,5 лет.

Защита детей-сирот

С 21 декабря 1996 года вступил в силу закон о защите и поддержке детей, оставшихся без родителей. Согласно действующему законодательству, эта категория граждан может получить:

  1. Бесплатное образование.
  2. Повышенные стипендии.
  3. Бесплатный проезд в общественном транспорте, лечение и медицинское обслуживание.
  4. Путевки на базы отдыха.
  5. Жилую площадь вне очереди.
  6. Выплаты по безработице сроком на 6 месяцев в сумме средней заработной платы.

Все эти привилегии заканчиваются после достижения гражданами 23 лет, кроме получения жилья вне очереди.

Защита прав пенсионеров

Кто имеет право на социальное обеспечение? Конечно же, пенсионеры. Государство предоставляет людям пенсионного возраста скидки на оплату коммунальных услуг. Но только при условии, что оплата ЖКХ превышает 22% личного дохода. Пенсионеры не обязаны платить налоги на движимое и недвижимое имущество, вне зависимости от количества объектов собственности. Также гражданам пенсионного возраста положены льготы на землю и проезд в общественном транспорте. Пенсионеры обладают правом на налоговый вычет при покупке недвижимости, несмотря на то что они не уплачивают налоги.

Безработные и малоимущие

Право на социальное обеспечение в РФ имеют безработные, малоимущие и нетрудоспособные граждане. Как гласят строки закона «О занятости населения», пособие по безработице могут получить резиденты страны, обратившиеся в районные центры занятости, которые были официально признаны безработными. Им начисляются выплаты по безработице, стипендии на время переквалификации по направлению службы занятости. Также безработным полагается разовая материальная поддержка после окончания периода выплаты пособия.

Рассчитывать на государственную помощь могут семьи, чей суммарный ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. В законодательном акте «О государственной социальной помощи» указано, что эти семьи должны получать денежные пособия, гуманитарную помощь и льготы для поддержания нормальной жизнедеятельности всех членов семьи в обществе.

Нетрудоспособные граждане

Теми, кто имеет право на социальное обеспечение, являются также нетрудоспособные граждане. К ним относятся те люди, которые не могут получить трудовую пенсию, то есть ту, которую определяет стаж работы. К таким людям можно отнести инвалидов 1-й 2-й и 3-й группы, инвалидов детства, тех, кто достиг пенсионного возраста, но так и не заработал на трудовую пенсию. Кроме того, такое право имеют дети, которые стали инвалидами, не достигнув совершеннолетия, и потеряли одного или двух родителей, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.

После предоставления соответствующего пакета документов нетрудоспособные граждане (инвалиды) получают ежемесячные фиксированные выплаты, а также могут пользоваться льготами.

Военнослужащие

Особым сегментом военного права считается социальное обеспечение военнослужащих. Согласно действующему законодательству, в частности законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», лицами, имеющими право на социальное обеспечение, являются все военнослужащие. Все лица, которые задействованы или были задействованы в военной деятельности, должны получать социальное обеспечение, независимо от того, пребывают они в отставке, увольнении или на службе.

Служащие, которые находятся в отставке, имеют право на особый размер пенсионных выплат и другие льготы, предусмотренные законодательством. Таких людей можно считать гражданами с особым социальным статусом, ведь военнослужащие со своими семьями принадлежат к отдельной группе социального обеспечения.

Ветераны Великой Отечественной войны

Среди всех военнослужащих и участников боевых действий особое право на социальное обеспечение имеют ветераны Великой Отечественной войны. Социальная поддержка участников боевых действий началась еще во время ВОВ. Семьи тех, кто воевал на фронте, получали за них зарплату. Это позволило многим выжить во время голода. После завершения боевых действий солдатам, которые получили травму и стали инвалидами, начислялась пенсия.

Согласно нормативным документам, в ряды ветеранов Великой Отечественной войны входят:

  • Солдаты, принимавшие участие в боевых действиях во время ВОВ.
  • Работники военных объектов, что находились в зоне ведения боев.
  • Жители Ленинграда, находившиеся в городе во время его блокады.
  • Лица, работающие в тылу, и те, кого наградили медалями СССР за вклад во время войны.

Те, кого можно отнести к участникам ВОВ, делятся на 9 подгрупп, что значительно влияет на формы социальной помощь и ее объемы. Чтобы все было честно и справедливо, в первую очередь защищают инвалидов ВОВ, которым оказывают самую большую социальную поддержку. Такую же поддержку могут получить приравненные к инвалидам ВОВ лица. Например, те, кто был в плену, в концлагере или члены семей умерших ветеранов.

Государство также должно помогать детям войны. Ребенок войны - имеет ли он право на социальное обеспечение? Сегодня это нерешенная социальная проблема. Людей, которые родились в период Великой Отечественной войны или незадолго до ее начала, в России насчитывается 13 млн. Однако на законодательном, государственном уровне их статус не закреплен и все решают местные органы управления.

Сдавать кровь выгодно

Сегодня в России поощряется донорство крови и ее компонентов. Люди, которые готовы пожертвовать частью себя во имя блага больных, тоже имеют право на социальное обеспечение. Так, в день сдачи крови граждане получают бесплатное питание. В случае если в течение года человек безвозмездно сдал 2 допустимые нормы, он получает право на льготные путевки в санаторий.

Тот, кто сдавал кровь безвозмездно около 40 раз за год, получает награду «Почетного Донора России». Это позволяет получать оплачиваемый отпуск в любое время года, льготные путевки и первоочередную медицинскую помощь, а также ежегодную денежную выплату. В свою очередь, местное самоуправление может поддержать почетных доноров средствами, которые не указаны в законодательстве. Например, предоставить льготы на ЖКХ и т.д.

Кому полагается дополнительная премия

Помимо основных категорий лиц, нуждающихся в поддержке, существует и категория граждан, имеющих право на дополнительное социальное обеспечение. Помимо пенсионных льгот, эти люди имеют полное право на дополнительную ежемесячную выплату:

  • Ликвидаторы, инвалиды аварии на ЧАЭС.
  • Люди, победившие лучевую болезнь.
  • Дети людей, подвергшихся воздействию радиации на ЧАЭС.
  • Граждане, которые работают в подразделениях особого риска.
  • А также люди, что подверглись радиоактивному облучению на ПО «Маяк» или Семипалатинском полигоне.

Имеют право

Право на социальное обеспечение имеет каждый. И право это означает, что государство будет принимать непосредственное участие в жизни тех людей, которые не могут сами справиться с условиями жестокой реальности. Социальное обеспечение - самая важная конституционная форма защиты населения.

Но сегодня в законодательстве РФ все еще нет конкретных требований и нормативов по минимальному размеру обеспечения, это и снижает ценность права на социальное обеспечение. Проще говоря, граждане уверены: начисленная материальная помощь будет настолько мизерной, что не стоит тратить время и силы на ее оформление. Однако в стране поощряется добровольное социальное страхование, благотворительные фонды и другие негосударственные формы материального обеспечения людей. К тому же при начислении социальной помощи ее пытаются «подогнать» под минимальный прожиточный минимум.

Поэтому не стоит молчать о своей бедности и нужде. Нужно не только знать свои права, но и уметь пользоваться ими. Жизнь у человека всего одна и не стоит тратить все силы на то, чтобы поддерживать кое-как свое существование. Нужно отстаивать свои права, используя их в полной мере.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация