Требования предъявляемые к судьям верховного суда. Требования, предъявляемые к судьям

Главная / Земля

Защита прав и свобод человека – основополагающая миссия судебной власти. Согласно принципу разделения властей, прописанному в статье 10 Конституции РФ, судебная система является обособленной и самостоятельной, в сфере своей ответственности, ветвью государственной власти в России наравне с законодательной и исполнительной, что обеспечивает равновесие и взаимное их сдерживание. Только при соблюдении условия независимости суда могут быть обеспечены конституционные права и свободы граждан.

Общие положения

Закон РФ N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» был принят 26 июня 1992 года. Структура закона состоит из 22 статей и семи приложений. Рассмотрим подробнее:

  • Судьи как носители судебной власти, единство статуса;
  • Требования к действующим судьям и кандидатам на должность;
  • Медицинское освидетельствование претендентов;
  • Отбор кандидатов;
  • Порядок наделения полномочиями;
  • Полномочия председателей судов и их заместителей; порядок отстранения от должности;
  • Обязанности судей и их исполнение;
  • Принятие присяги;
  • Сведения о доходах, расходах, частной собственности и обязательствах имущественного характера судьи, супруга и детей (до 18 лет);
  • Гарантии независимости;
  • Недопустимость вмешательства;
  • Срок действия полномочий;
  • Несменяемость судьи;
  • Дисциплинарная ответственность;
  • Приостановление и прекращение полномочий, отставка;
  • Неприкосновенность судьи;
  • Материальное обеспечение;
  • Меры соцзащиты судей и их семей;
  • Дополнительное профессиональное образование;
  • Квалификационная аттестация;
  • Символы судебной власти;
  • Действие трудового законодательства РФ в отношении судей.

Приложения 1-4, включавшие сведения о доходах и имуществе судей, претендентов на должность и членов их семей, на настоящий момент утратили свою законную силу (с 2015 г.).

Также читайте: ФЗ 116 в последней редакции. Подробнее

Приложения 5-7 включают следующие положения:

  • О порядке сообщения информации о доходах, расходах и имуществе судей российским СМИ;
  • О размере ежемесячных премий и окладов судей Конституционного Суда РФ в процентном соотношении к окладу его председателя (ФЗ :);
  • О величине денежных премий и оклада судей различных квалификационных классов в %-ом соотношении к окладу председателя Верховного Суда РФ.

Статья 1 закона гласит, что судебная власть в России принадлежит только судьям (судам) и в некоторых случаях — привлекаемым к осуществлению правосудия гражданам (суд присяжных). Вторя Конституции России, закон в настоящей статье закрепляет следующие положения:

  • Судебная власть является самостоятельной, действует независимо от ветвей исполнительной и законодательной власти;
  • Судьи в своей работе подчиняются только положениям Конституции и никому не подотчетны;
  • Их решения и указания имеют обязательный статус абсолютно для всех.

О судебной системе в РФ читайте подробнее

В статье 2 закона говорится, что все судьи в России обладают единым статусом. Проще говоря, все они между собой равны по статусу вне зависимости от квалификационного класса. Существуют определенные особенности правового статуса отдельных категорий таких должностных лиц: судей военных судов, Конституционного Суда РФ (содержатся в соответствующих федеральных законах).

Права судей согласно закону 3132

Права, которые предоставляются судье по статусу, можно разделить на две категории: процессуальные, реализуемые в рамках профессиональной деятельности, и права в сфере материального и социального обеспечения.

Гарантии независимости прописаны в статье 9 закона о правовом статусе судей. Независимость реализуется посредством:

  • Предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия и запретом чьего бы то ни было вмешательства под угрозой ответственности;
  • Установленного порядка приостановления и прекращения полномочий, правом на отставку;
  • Неприкосновенностью. Рассмотрена в статье 16 закона о статусе судей в РФ и включает в себя неприкосновенность:

Судьи и их семьи состоят под особой защитой. Для обеспечения безопасности жизни и здоровья этих лиц, сохранности принадлежащего им имущества, органы внутренних дел обязаны предпринимать необходимые меры. Человек, обладающий таким статусом, имеет право на получение и ношение служебного огнестрельного оружия (ч. 2 статьи 9).

Осуществление мер по созданию условий, необходимых для беспрепятственной судебной деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также вопросы укомплектования кадрового состава, организационного и ресурсного обеспечения возложены на судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы в субъектах России (ч. 3 статьи 9 закона).

Федеральный закон 171 с последними изменениями на 2018 год читайте

Ни один нормативный акт России или субъекта РФ не может снизить или «урезать» спектр предоставляемых судейскому сообществу гарантий независимости, мер правовой защиты и социального обеспечения, предусмотренные настоящим законом (ч. 4 ст. 9). Распространяются они на всех судей Российской Федерации вне зависимости от статуса, занимаемого лицом в иерархии судебной системы.

Главное в деятельности судьи – осуществление правосудия. Реализация этой функции – исключительное достояние судов (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Всякое стороннее вмешательство в реализацию правосудия по закону наказуемо. Судья вправе не давать никаких комментариев по поводу рассмотренных или находящихся на рассмотрении дел (статья 10 настоящего закона).

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в закон о судебной системе и о статусе судей внесены были 5 декабря 2017 года. Коснулись они абзаца второго пункта 2 статьи 9. В данной статье прописано право на ношение и хранение служебного оружия.

Оружие выдается по заявлению и в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об оружии» «территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны» (в прежней редакции: «органами внутренних дел» ).

Рассмотрим подробнее положения отдельных статей закона, которых в последней редакции поправки не коснулись.

Статья 14 о прекращении полномочий. Возможные основания:

  • Письменное заявление об отставке (ст. 15);
  • Состояние здоровья, не позволяющее осуществлять полномочия;
  • Переход на другую работу и иные причины (указываются в заявлении);
  • Достижение предельного возраста для данной должности;
  • Выход из гражданства РФ, получение вида на жительство или гражданства другой страны;
  • Нарушение (совершенное в том числе членами семьи) запрета на открытие зарубежных счетов и хранение средств в иностранных банках;
  • Деятельность, не совместимая с должностью;
  • Переход на выборную должность (избрание президентом, депутатом, главой муниципального образования и др. — полный перечень содержится в подпункте 7.1. пункта 1 статьи 14);
  • Объявление обвинительного приговора или решения о принудительном лечении судьи;
  • Признание недееспособным, смерть;
  • Отказ от перевода при реорганизации суда;
  • Близкое родство или свойство (родственные связи супруга) с председателем суда;
  • Совершение серьезного дисциплинарного нарушения.

Если обвинительный приговор или решение квалификационной коллегии о прекращении полномочий было отменено, судья может быть восстановлен в статусе.

Статья 15 об отставке. Под отставкой подразумевается не увольнение, а почетный уход с должности. При этом за ними пожизненно закрепляются статус и гарантия личной неприкосновенности. С уходом в отставку лицо остается участником судейского сообщества. По собственному желанию можно уйти в отставку в любом возрасте (не только к пенсии).

При уходе в отставку положена выплата выходного пособия, рассчитываемого исходя из ежемесячного вознаграждения по последней должности за каждый полный отработанный год (но размером не менее чем за 6 месяцев) и компенсация на покупку проездных билетов на все виды городского, пригородного и местного общественного транспорта. Если судья прежде уходил в отставку, при расчете выходного пособия учитывается только срок, прошедший с момента возобновления деятельности.

Пенсия судье, пребывающему в отставке, выплачивается на общих основаниях. Если стаж работы на данной должности превышает 20-летний срок, по выбору выплачивается пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание величиной от 80% актуальной заработной платы для соответствующей должности, которое увеличивается на 1% за каждый год стажа свыше 20 лет. В итоге должно составлять не более 85 процентов.

Отставной судья, достигший возраста 55 лет (50 — для женщин), если его стаж работы составляет менее 20 лет, получает ежемесячное пожизненное содержание, исчисляемое пропорционально количеству полных проработанных в данной должности лет.

Если находящийся в отставке судья имеет инвалидность, полученную вследствие военной травмы, ему выплачивается пожизненное содержание и пенсия по инвалидности.

Основания для прекращения отставки:

  • Допущенные при исполнении полномочий нарушения, являющиеся основанием для дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий, даже если они были выявлены после ухода лица в отставку (согласно п. 6 статьи 12.1 настоящего закона, срок давности составляет 2 года, после чего привлечь к ответственности будет невозможно);
  • Нарушение установленных запретов и ограничений (указаны в пунктах 3,4 статьи 3);
  • Существенное нарушение, порочащее высокий статус судьи и подрывающее авторитет судебной власти;
  • Деятельность, несовместимая с данным статусом;
  • Вступивший в силу обвинительный приговор;
  • Смерть.

Решение о прекращении или приостановлении отставки по собственной инициативе лица выносится квалификационной коллегией. Может быть обжаловано (подробнее в ч. 7 ст. 15).

В случае прекращения отставки полагается пенсионное обеспечение, предусмотренное по закону.

Скачать действующую редакцию закона о статусе судей

Судебная система играет большую роль в установлении и поддержании баланса всех сфер государственной власти. Суды общей юрисдикции контролируют деятельность органов исполнительной власти, конституционные суды регулируют деятельность законодателя на предмет соответствия нормативно-правовой системы конституционным основам.

Статус судей в РФ

Судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлеченных в установленном законом порядке народных, присяжных и арбитражных заседателей, которые осуществляют правосудие в случаях, предусмотренных законом.

Судья - это лицо, наделенное в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ "О судебной системе РФ" полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Существенное значение имеет и другое понятие - статус судей в РФ.

Статус судей - это их правовое положение, закрепленное в Конституции РФ и законах Российской Федерации. Права и обязанности, составляющие правовое положение, судьи получают в силу занимаемого должностного положения.

Эти права и обязанности - исключительны по своему характеру, они даются судьям помимо общих гражданских прав и обязанностей. Таких прав нет у обычных граждан в повседневной жизни.

Статус судей - единый для всех судей вне зависимости от того, в каком суде они работают. Единые требования к судьям, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством являются важным условием единства судебной системы России. Хотя судьи различных ветвей судебной системы РФ имеют различную компетенцию и полномочия. Такие различия зависят от того, в каком суде работает судья, какова его должность, входит ли он в состав какого -либо органа судейского сообщества. Особенности правового положения по отношению к отдельным категориям судей определяются федеральным законами, а в случаях ими предусмотренными - законами субъектов РФ. Такие особенности предусмотрены в настоящее время по отношению к судьям военных судов, судьям Конституционного Суда РФ и к некоторым другим категориям судей.

Статус судей слагается из нескольких элементов:

1. Требования к кандидату на пост судьи и к лицу, назначенному судьей.

2. Порядок наделения судей полномочиями; порядок приостановления полномочий судей и освобождения их от должности.

3. Правила о невмешательстве в судебную деятельность.

4. Меры обеспечения неприкосновенности судей.

5. Меры материального и социального обспечения судей.

Требования, предъявляемые к судьям можно условно разделить на две группы:

Требования, предъявляемые к кандидату на пост судьи;

Требования, предъявляемые к лицу, назначенному судьей.

1. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи. Общие требования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в РФ" (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 г. № 135-ФЗ).

Общие конституционные требования:

Гражданство РФ;

Высшее юридическое образование;

Возраст - не менее 25 лет;

Стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Помимо данных требований, Закон РФ "О статусе судей в РФ" закрепляет следующие требования:

Отсутствие судимости или уголовного преследования в отношении кандидата на должность судьи;

Отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

Отсутствие заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи;

Сдача квалификационного экзамена;

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Любой гражданин, достигший установленного Законом РФ «О статусе судей в РФ» возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте.

Квалификационный экзамен на должность судьи принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей, которая утверждает персональный состав экзаменационной комиссии.

Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, предъявляемым законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, указанных и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к претендентам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный настоящим Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

По отношению к судьям вышестоящих судов устанавливаются более строгие требования по возрасту и стажу работы по юридической специальности. Соответственно: возраст - 30 (для судей судов среднего звена) и 35 (для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) лет; стаж - для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - не менее 10 лет.


Похожая информация.


Федеральный закон 3132-1 указывает, что судебная власть представляется судьями. В некоторых ситуациях отдельные функции и полномочия могут быть переданы представителям народа. Важнейшим аспектом является конституционное разделение судебной, исполнительной и законодательной ветвей власти. В данном законе соответствующее предписание имеется уже в первой статье.

Закон «О статусе судей в Российской Федерации» был принят 26 июня 1992 года. Он определяет независимость данной должности и отсутствие подотчетности. Судебная власть подчиняется лишь Конституции страны и ее законодательству. Ее предписания и решения являются обязательными к исполнению.

ФЗ 3132-1 структурно не разделяется на главы. Состоит он из 27 статей и 7 приложений. Статьи закона регулируют следующие аспекты:

  • основные понятия и принципы судебной власти, определение статуса судьи и его единства;
  • требования к должности и к ее кандидатам;
  • медицинское освидетельствование и процедура отбора кандидатов;
  • порядок наделения полномочиями, аналогичная процедура регламентируется и по статусу председателя суда и его заместителя;
  • присяга и исполнение обязанностей;
  • регулирование предоставления сведений о доходах и имуществе;
  • гарантии независимости судьи и недопустимость вмешательства в его деятельность, неприкосновенность;
  • срок полномочий по статусу и несменяемость должностного лица, дисциплинарная ответственность;
  • приостановление и прекращение полномочий, отставка;
  • материальное обеспечение и меры социальной защиты, как для должностного лица, так и для членов его семьи;
  • аттестация и дополнительное профессиональное образование.

Вместе с ключевыми статьями, регулирующими аспектами являются и приложения к Закону о судебной системе и о статусе судей в РФ. Приложения регламентируют следующие вопросы:

  • порядок предоставления сведений о доходах кандидата и его имуществе, принадлежащем по праву собственности, а также информации об имущественных обязательствах;
  • аналогичные сведения о супруге кандидата и несовершеннолетних детях;
  • предоставление подобной информации судьями, их супругами и детьми;
  • порядок предоставления сведений о доходах и имуществе общероссийским средствам массовой информации;
  • регулирование размеров должностного оклада.

Приложения 1-4, регулирующие предоставление сведений о доходах и имуществе, утратили силу с 1 января 2015 года . Вместо них форма, по которой оформляется соответствующая информация, утверждается Президентом РФ.

Действующее приложение 5 Федерального закона 3132-1 о статусе судей регулирует лишь порядок предоставления сведений в средства массовой информации. Приложения 6 и 7 предписывают процентное соотношение должностных окладов между различными категориями.

Закон о статусе судей 3132-1 постоянно дорабатывается в соответствии с актуализацией правовой базы. Последние изменения в редакцию документа были внесены в декабре 2016. Так есть закон о мировых судьях, ознакомиться с которым можно

Права судей

Закон о правовом статусе судей наделяет их следующими полномочиями :

  • право на самостоятельность и независимость в принятии решений;
  • возможность требовать исполнения постановлений и судебных предписаний;
  • право на получение документов и их копий , необходимых для осуществления правосудия;
  • право на неприкосновенность , в том числе частичную после снятия с себя полномочий;
  • право на материальное обеспечение и социальную защиту членов семьи;
  • возможность получения дополнительного профессионального образования и повышения квалификации.

Скачать 3132-1 ФЗ

Скачать Федеральный закон 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» можно . Текст представлен в последней редакции, с актуальными изменениями на 2017 год. Документ будет одинаково полезен как для лиц, вступающих в судебную должность, так и для юристов, изучающих правовую основу судебной ветви власти.

Изменения в Законе о статусе судей

Последние поправки в Закон о статусе судей РФ были внесены 28 декабря 2016 . Согласно изменениям был скорректирован подпункт 5.1 пункта 3 статьи 3 ФЗ 3132-1 , регулирующий требования к занимаемой должности. Согласно поправкам слова «финансовыми инструментами; » были заменены на развернутое определение с уточнением об иностранных источниках дохода и ссылкой на соответствующий закон.

В некоторые статьи поправки вносились в более ранний период. Статья 14 ФЗ 3132-1 «О статусе судей в РФ» регулирует прекращение полномочий. Последние изменения были внесены в 2013 году и коснулись следующих моментов:

  • введен подпункт 6.1 о нарушении должностным лицом, его супругом или несовершеннолетним ребенком запрета об открытии счета или хранении ценностей в иностранном банковском учреждении;
  • добавлен подпункт 13 о совершении дисциплинарного проступка, за которое налагается взыскание в виде досрочного лишения статуса и полномочий;
  • согласно нововведениям скорректирована редакция пункта 2 .

Статья 15 Федерального закона 3132-1 о статусе судей регулирует отставку судебного должностного лица. Последние поправки были внесены в июле 2013 и изменили редакцию пунктов 6, 7 и 8 об отмене отставки, соответствующем решении и прекращением на основании повторного избрания.

Ст 16 Закона о статусе судей регулирует их неприкосновенность. Изменения в статью последний раз вносились в марте 2014. По ним были исключены слова «Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, », формулировка «федерального арбитражного » была заменена на «арбитражного ».

Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон «О статусе судей Российской Федерации» дополнил эти требования следующим: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Эти требования закона достаточны для кандидатов на должность судей районных судов, военных судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Вышеуказанные требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими. В Конституции четко оговорено, что Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Минимальные и общие требования к кандидатам в судьи являются достаточными для низового звена Федеральной судебной системы, а также мировых судей. Но эти требования недостаточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих судов. Судьи этих, как и низовых, судов должны быть гражданами России, иметь высшее юридическое образование. В этой части к судьям различных звеньев общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей предъявляются одинаковые требования.

Некоторые другие требования к кандидатам в судьи различных звеньев - неодинаковые. Для кандидатов на должность вышестоящих судов установлены повышенные требования, что связано с большей сложностью осуществляемой ими работы.

Повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов может быть лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - 35 лет. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть лицо, достигшее 40 лет.

Более высокие требования предъявляются и к профессиональной подготовке. Судьей вышестоящих судов может стать лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации установлен стаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает такие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи:

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон) судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, а также лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда..

При соответствии требованиям, указанным выше, судьей Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях, с момента получения кандидатом на должность судьи высшего юридического образования;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

Как и в любом другом цивилизованном государстве, в России главенствует закон. Все без исключения граждане, должностные лица, государственные органы и организации обязаны соблюдать внутренние законы и международные договоры, признанные на территории стран. В случае их невыполнения следует наказание, обеспечением которого занимается судебная власть. В Российской Федерации единственными носителями такой власти являются судьи. Они обладают особой независимостью от любого вида власти и подчиняются исключительно закону. Однако судьи России должны соответствовать установленным требованиям.

Законодательная база

Основу законодательства, касающегося судей, составляет Конституция Российской Федерации. Второй по значимости нормативный акт - Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации». Именно эти законодательные акты определяют требования, предъявляемые к судьям, их права и обязанности, полномочия, порядок назначения на должность.

Конституционные требования к судьям РФ

Судебной власти посвящена 7 глава Конституции РФ. 119 статья определяет, что судьями могут стать люди, имеющие гражданство Российской Федерации, достигшие 25-летнего возраста, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее чем пять лет, а также высшее юридическое образование. В этой же статье указано, что федеральными законами могут быть установлены дополнительные требования.

Требования к судьям РФ нельзя назвать необоснованными. Чтобы вершить закон в стране, необходимо быть ее гражданином, иметь определенное образование как подтверждение получения необходимых знаний, особый опыт, как в профессии, так и в жизни.

Противоречивость в требованиях

Безусловно, это лишь обобщённые требования к судьям. Во-первых, понятие «стаж работы по юридической профессии» включает себя не все профессии этой многопрофильной отрасли. Речь идет о работе в прокуратуре, судебных органах, адвокатуре, юридических отделах общественных объединений, государственных органов, коммерческих организаций, научной и преподавательской деятельности, касающейся области права.

Во-вторых, несмотря на то что возраст судьи начинается от 25 лет, на практике судьями становятся гораздо позже. Связано это с тем, что начать юридическую деятельность для получения необходимого стажа и опыта сложно даже на последних курсах института. В возрасте 24-25 лет молодые люди заканчивают вуз, и только после этого начинают трудиться. В итоге судьями они становятся уже после 30-летнего возраста. К тому же, 25 лет - возраст, которому должны соответствовать кандидаты в мировые судьи, для вышестоящих судей установлен иной возраст. Для вышестоящего судьи это 30 лет, для судьи Верховного Суда - 35 лет.

В-третьих, аналогично возрасту, 5 лет в юридической профессии - стаж, относящийся исключительно к мировым судьям. Закон о статусе судей определяет 10-летний стаж, необходимый для того, чтобы стать судьей Верховного Суда.

Помимо основных требований, предъявляемых Конституцией к судьям РФ, предполагают, что лицо не будет признано ограниченно дееспособным или недееспособным вовсе, не будет состоять на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансере, а также не будет иметь заболеваний, способных препятствовать осуществлению судебной деятельности. Судья не должен также иметь гражданства иного государства, вида на жительство в другом государстве или постоянное место жительства за пределами России.

Судит достойный гражданин

В лице судьи люди должны видеть достойного члена общества, справедливого, честного. С хорошей репутацией. Именно поэтому в получении статуса судьи отказывают тем, кто совершал порочащие его поступки, был осужден, а значит, не получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Назначение судей не проходит без предварительного сбора информации о кандидатах на этот пост. Во внимание берут все: родителей, близких родственников, характеристики с работы, учебных заведений. Малы шансы стать судьей у тех, кто был уличен в получении и даче взятки.

Экзамен

Квалификационные требования к судьям предусматривают прохождение ими специального экзамена. Начинается все примерно так. Если в суде есть вакантная должность, то председатель сообщает об этом факте в квалификационную коллегию судей. Делает это он в течение десяти дней с момента открытия вакантной должности судьи. Коллегия объявляется открыто, при помощи средств массовой информации о наличии свободной вакансии судьи, а также сообщает место и время приема заявления желающих занять эту должность. Кандидаты обираются на конкурсной основе.

Для того чтобы проверить наличие необходимых умений, знаний и навыков, необходимых для судьи, формируют экзаменационную комиссию, которая проводит специальный экзамен с целью установления этих фактов. Право на сдачу этого экзамена имеет любой обратившийся, соответствующий установленным требованиям. Вместе с заявлением о желании занять должность и пройти экзамен он предоставляет подлинник удостоверения личности и принадлежности к гражданству (паспорт). Помимо этого - анкету, в которой указывает биографические сведения о себе, подлинники документов о наличии необходимого образования, документы, подтверждающие наличие необходимого стажа (к примеру, трудовую книжку), а также справку о прохождении медицинского осмотра, в ходе которого не было выявлено препятствующих судебной деятельности заболеваний.

От квалификационного экзамена освобождаются лица, имеющие ученую степень доктора юридических наук, кандидата юридических наук, и звание «Заслуженного юриста Российской Федерации».

Ограничения

Наряду с наделением гражданина судебной властью, приходит и множество ограничений. Так, судье запрещено избираться депутатом, быть арбитром и третейским судьей. Он не может вступать в любые движения и политические партии, равно как и выказывать свое личное мнение на их счет в публичной форме. Судья должен ко всем относиться одинаково и не отдавать предпочтение никому. Осуществлять предпринимательскую деятельность, занимать должности в любых государственных органах и, в целом, заниматься любой работой, кроме как творческой, научной, литературной и преподавательской, судья не вправе.

Судьям запрещается открывать или вообще иметь вклады и счета в иностранных банках, а также хранить в них, пусть и заработанные честным путем, деньги. Это же касается супругов и детей судей. Все иностранные финансовые инструменты запрещены. Это правило связано с тем, что иначе на судей России может быть оказано влияние из-за рубежа, что способно подорвать всю судебную систему страны.

Под запретом и любые высказывания на публику, касающиеся предмета рассматриваемого им в суде дела. До того как судебное решение вступит в силу, ему запрещено общаться по этому вопросу с журналистами, делать какие-то заявления. Судьи не могут получать за свою работу не предусмотренные законом вознаграждения, то есть ссуды, услуги, оплату отдыха и развлекательных программ, оплату транспортных расходов, любое иное вознаграждение. Это рассматривается как взятие взятки, что карается законом и влечет за собой лишение статуса судьи.

Требования к судьям предусматривают также, что во время осуществления своей судебной деятельности и даже во внеслужебное время человек не может совершать любых действий, способных умалить авторитет всей судебной власти, которую он представляет, в глазах общественности. В противном случае он может лишиться своего статуса.

Требования к судье Конституционного суда

Судьи Конституционного суда разбирают особо важные вопросы, касающиеся главного законодательного акта страны (Конституции РФ), а также международных договоров, споров между органами власти, субъектами. Именно поэтому требования к судьям конституционного суда более строгие, нежели к другим судьям.

Стать таким судьей может гражданин Российской Федерации, достигший 40-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и общий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. При этом его высокая квалификация и знания в области права должны быть признаны специальной судебной комиссий, а репутация быть в прямом смысле безупречной. Срок пребывания на должности конституционного судьи не установлен, по общей практике судьи уходят с этой должности по достижении предельного возраста пребывания - 70 лет.

Справедливость на первом месте

Нравственные требования к судьям законодательно не урегулированы, но при этом им уделяется особое значение. Судьи, как и вся судебная система в целом, должны быть справедливыми. Любой законопослушный член общества, переступая порог суда, надеется, что суд будет стоять исключительно на стороне правды, активно защищая ее всеми возможными способами. Особое значение справедливость приобретает в уголовных разбирательствах, когда дело касается важнейших благ человека, жизни, здоровья, моральных аспектов. В таких делах разбираются не просто проступки, преступления, и поэтому очень важно объективно разобраться в деле.

Обеспечение справедливости идет бок о бок с нравственными качествами судьи и его профессиональными навыками. Чтобы правильно применить закон, его необходимо хорошо знать и трактовать должным образом, чтобы установить с его помощью истину, нужно уметь смотреть вглубь проблемы. В справедливом суде виновные подвергаются заслуженному наказанию, невиновные оправдываются, а те, чьи права были нарушены, остаются удовлетворенными судебным решением.

Особая психология и склад личности

Даже если человек получил высшее юридическое образование, это не означает, что он имеет необходимые качества для того, чтобы быть судьёй. Помимо логики, аналитического склада ума, умения выделять наиболее существенные моменты из общего потока информации, иначе говоря, навыков, присущих всем юристам, он должен быть способен на:


Каким общество хочет видеть судью

В первую очередь, общество хочет видеть судью честным. Это важнейшее требование к его нравственному облику. Он должен быть искренен как со всеми остальными, так и с самим собой. Без этого невозможно обеспечение справедливости судебных решений. К сожалению, именно этого качества не хватает большинству судей. Сегодня в нашей стране это превратилось в одну огромную проблему. Люди приходят в суд, рассчитывая на справедливое решение, и в итоге разочаровываются во всей судебной системе. По конституции все люди равны перед законом, на практике, обладая большими средствами, можно подкупить судей. Честное исполнение своих обязательств судья обещает в момент дачи присяги, и поэтому должен беспрекословно этому следовать.

Далее по значимости его качеств следует повышенное чувство долга. Надевая на себя судейскую мантию, человек должен понимать, что он - это судебная власть, поэтому совершать ошибки ему непростительно. Люди идут в суд за защитой. Судья - это защитник всех граждан, обиженных, ущемлённых, незаконно осужденных. Деятельность судьи в этом смысле сильно сказывается на сплоченности населения. Не чувствуя защиты за своей спиной, люди не будут ценить свою страну. Страну, где преступники остаются безнаказанными, никто не пойдет защищать, и ради такой страны никто не захочет трудиться.

Общество также хочет видеть в качестве судьи авторитетного гражданина. Он должен заслужить всеобщее уважение, благодаря своим правильным поступкам, жизни, решениям, приговорам и постановлениям. Только тогда люди готовы присушиваться к тому, что говорит этот человек, и выполнять все его предписания. Мягкотелый человек, не способный усмирить зал, вряд ли достигнет высот в своей судебной деятельности.

С этим фактом и связаны столь обширные требования, которые предъявляются к судьям. Судья должен быть в лице общества достойным человеком. Таким он должен являться и по факту. Касается это абсолютно всех аспектов его жизни. Судья не может снять мантию после работы и отправится играть в подпольные азартные игры. Это ответственная должность, не терпящая никаких погрешностей.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация