Три типа жалоб людских. Административная жалоба: понятие, виды, образец. На решение суда

Главная / Квартира

Подавать жалобы на действия или деятельность должностного лица или организации – одно из прав, гарантированных гражданам Конституцией. Причем в зависимости от спорной ситуации жалоба может быть подана до подачи искового заявления или административного иска, одновременно с ним или во время рассмотрения дела.

На сайте представлены примеры жалоб и рекомендации по их составлению различной тематики. От жалоб в государственный орган до жалобы на почту, на детский сад, на страховую организацию и др. В отличие от досудебных претензий, обязательность жалобы законом не предусмотрена. Вместе с тем подача такого документа может не только разрешить возникший индивидуальный спор, но и повлиять на практику применения законов или осуществления профессиональной деятельности.

Жалоба, как инструмент досудебного урегулирования спора

Для чего нужны жалобы? С одной стороны, подача жалобы обычно связана с намерением разобраться в сложившейся ситуации и помочь заявителю. С другой, применить меры воздействия к нарушителю – работнику или должностному лицу.

Подача жалобы в письменной форме обязывает адресата жалобы дать ответ относительно всех поставленных в документе вопросов. Жалобу можно использовать как инструмент подготовки искового заявления – за подачей жалобы в прокуратуру, в Роспотребнадзор, иные государственные органы обязательно последует ответ с разъяснением законодательства.

Копия жалобы и ответ на нее в случае обращения в суд в дальнейшем станут приложением к иску и могут быть использованы в качестве доказательств по гражданскому делу. Бездействие или действия должностных лиц, чье поведение стало основанием подачи жалобы, могут быть обжалованы в суд путем подачи административного иска.

Подача и рассмотрение жалобы

Для составления жалобы выберите интересующую Вас тематику и подготовьте доказательства. Любая жалоба должна быть обоснована, поэтому ссылки на нормативно-правовые акты будут актуальными. При затруднениях в подборе нормативных документов можно получить консультацию юриста на сайте.

Сейчас практически в любые инстанции жалобу можно подать в электронном виде, заполнив форму на сайте адресата документа. В любом случае рекомендуем придерживаться шаблонов приведенных примеров для рассмотрения жалобы по существу. Формальное рассмотрение жалобы, нарушения порядка и сроков рассмотрения могут повлечь привлечь ответственных должностных лиц к административной ответственности.

В общем виде организационно-правовые гарантии соблюдения прав и свобод граждан можно подразделять на два вида: судебные и внесудебные. В соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г. (в части, не противоречащей Закону и Конституции РФ), некоторыми другими нормативно-правовыми актами обеспечивается механизм реализации обращений граждан.

Основными видами обращений граждан в современных условиях являются предложения, заявления и жалобы. Они различаются по следующим признакам. - Предложение - привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их исправления, или устранения;- Заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с нарушением;- Жалоба обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или нарушенного права или законного интереса гражданина (граждан).

Характерно, что в одном и том же обращении могут содержаться все указанные позиции в их различном сочетании. Законодательство позволяет различать:

  • а) общее право жалобы, которым обладают все граждане
  • б) специальное право жалобы, предоставленное лицам, как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства и т.п. Специальное право закрепляется законодательством, наделяющим граждан специальной правосубъектностью, например, после подписания трудового договора (контракта), контракта на военную службу гражданин именуется "работником", "контрактником" и т.д., приобретая права и обязанности в соответствии с заключенным договором. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, именуется в законодательстве не гражданином, а "лицом", в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевшим. Ибо постановление может быть вынесено как в отношении гражданина, так и должностного лица, водителя автотранспорта, сантехника, сварщика, механизатора и т.д.

Общее право жалобы, которым наделяются все граждане без исключения, реализуемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть подразделено на два вида:

Общее право на административное обжалование (далее административная жалоба) реализуется в порядке определенном отчасти Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г., отчасти Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 15 ноября 1995 г. В соответствии с названным Указом могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица: могут быть обжалованы самые разнообразные случаи. Например, отказ в выдаче визы на выезд за границу, решения общих собраний общественных объединений, ВАК (Всероссийской аттестационной комиссии) в защите диссертации и т.д. Не ограничен и круг лиц, могущих подать жалобу. По смыслу Закона РФ от 27 апреля 1993 г. жалоба подлежит рассмотрению в срок до одного месяца. Жалоба подается в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинен орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, на действия которого подана жалоба. Необходимо отметить, что с 1988 г. рассмотрение анонимных жалоб не производится. Закон от 27 апреля 1993 г. распространяется и в отношении государственных служащих. Обжалованию подлежат действия (решения) в том числе и предоставление информации, ставшей основанием для совершения действий, в результате которых:

  • а) нарушены права и свободы граждан;
  • б) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав;
  • в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин, имеет право обжаловать не только действие, но и бездействие вышеуказанных лиц. Законом предусмотрено, что не могут быть обжалованы действия (решения), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда (например, в 1995 г. Конституционный Суд по жалобе граждан РФ указал, что отсутствие свыше 6 месяцев на занимаемой муниципальной жилплощади не может быть основанием для лишения человека права проживать на указанной жилплощади. Таким образом была фактически отменена ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР, на основании которой граждане, в отношении которых вступил в силу приговор суда, лишающий их свободы на срок свыше 6 месяцев, подлежали выписке и лишению жилья. Не могут быть обжалованы действия и решения, в отношении которых законодателем предусмотрен иной порядок судебного обжалования. Вышеупомянутый Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Другими словами, гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд, либо к вышестоящему органу в порядке подчиненности. Орган (должностное лицо) обязано рассмотреть жалобу в месячный срок. Существует альтернативная подсудность - гражданин может подать жалобу либо в суд по месту жительства, либо по месту, либо по месту нахождения органа (должностного лица), нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в определенные сроки: в течении 3-х месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; одного месяца со дня отказа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности, либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос и об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих суд определяет меру ответственности данного служащего, вплоть до увольнения. По смыслу Закона жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение.

При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменить это решение вообще. Такое право Законом не предусмотрено. Например гражданин Минин В.Ю. пожаловался на неправомерные действия коллегиального органа - Правительства РФ. Суть дела состояла в том, что в Постановлении Правительства "Об утверждении правил сдачи экзаменов и выдачи водительских удостоверений" содержалась норма, по которой похищенное водительское удостоверение невозможно было восстановить без сдачи экзаменов. Истец возражал на том основании, что указанное Постановление противоречит Конституции страны (ст. 55), в соответствии с которой права и свободы гражданина могут быть ограничены только Федеральным Законом; а само Постановление противоречило Федеральному закону "О безопасности дорожного движения". В соответствии с этим В.Ю. Минин просил признать Постановление Правительства РФ незаконным. Рассмотрев дело по существу Верховный Суд РФ пришел к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению на том основании, что "Правительство РФ фактически ограничивает права граждан, которые принадлежат им в соответствии со ст. 27 ФЗ "О безопасности дорожного движения", как уже получившими право управления транспортными средствами в результате сдачи квалификационных экзаменов и выполнения требований закона. Законом не предусмотрена обязанность граждан сдавать экзамены в случае выдачи водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного)". Рядовой гражданин оспорил постановление высшего органа исполнительной власти - Правительства РФ, на равных с представителями Правительства отстаивал в судебном заседании свою позицию, и его аргументы были признаны судом более весомыми, чем возражения правительственной стороны. Правительство беспрекословно подчинилось решению суда и внесло необходимые изменения в свое Постановление.

Нормативные правовые акты, нарушающие права и свободы граждан могут быть признаны недействительными в соответствии со ст. 191-197, 239 ГПК РСФСР. Общее право граждан на судебное обжалование закреплено не только законодательными актами о жалобах и реализуется не только судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией РФ Конституционный Суд РФ по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и по запросам судов проверяет конституционность самого закона, применяемого в конкретном деле. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными утрачивают силу. Нормативные акты не могут быть обжалованы в арбитражном суде. Следует отметить, что законы или иные нормативные акты РФ, издаются во многих субъектах Федерации. Так, из 89 субъектов Федерации их Уставы (Конституции) только в двух случаях соответствовали российской Конституции; из 44 тысяч правовых актов субъектов РФ, поступивших в Министерство юстиции РФ, менее половины соответствует Конституции страны. Например, в Ивановской области в 1997 г. был принят Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которым вводилась административная ответственность в отношении граждан и юридических лиц за действие (бездействие), не предусмотренные КоАП РСФСР. Одновременно этим же законом органам гражданской обороны неоправданно предоставлялось право наложения административных взысканий. Данное положение Закона было отменено по требованию прокурора области. Глава администрации поселка Светлополянск Самарской области обязал всех граждан, проживающих в поселке, предоставить справки о прохождении медосмотра, флюорографии и анализов на СПИД. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании нормативных актов противоречащими закону" даны разъяснения о том, какие акты носят нормативный характер, что отличает их от индивидуальных нормативных актов.

К нормативным актам относятся акты, устанавливающие правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Требование о признании незаконным оспариваемого акта, отвечающего признакам нормативного, вне зависимости от того, кем оно было заявлено (физическим или юридическим лицом, или гражданином, имеющим статус индивидуального предпринимателя), рассматривается в суде общей юрисдикции, а не в арбитражном.

Примером данного положения может являться обжалование индивидуальным частным предпринимателем определения Оренбургского областного суда о прекращении производства по жалобе на распоряжение заместителя главы администрации Оренбургской области "О налогообложении". Прекращая производство по делу областной суд исходил из того, что дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила из текста обжалуемого распоряжения его нормативный характер и отменила данное определение на том основании, что данный документ не относится к числу актов, указанных в ст. 22 АПК РФ. Судебная коллегия признала, что заявленное требование частного предпринимателя подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Российской Конституцией предусмотрено наличие института Уполномоченного по правам человека, который рассматривает жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, в которых гражданами усматривается нарушение их прав. Порядок рассмотрения таких жалоб специфичен. Он рассматривает жалобу только в том случае, если заявитель уже обжаловал соответствующее решение в судебном или административном порядке, но не согласен с решением, принятым по жалобе. Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод, или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Существуют определенные реквизиты жалобы, которые должны быть учтены при ее составлении и подаче. Уполномоченный, получив жалобу, вправе принять ее к рассмотрению, передать жалобу органу или должностному лицу, имеющему право разрешить жалобу, отказать в принятии жалобы. Надо сказать, что этот институт является абсолютно новым и когда его возглавлял С.А. Ковалев, то о деятельности этого института много писали в средствах массовой информации и юридических изданиях; с назначением на этот пост А.Н. Миронова информация прекратилась, во всяком случае, никаких отчетов о деятельности Уполномоченного по правам человека за последние 2 года найти не удалось. Уполномоченный, выявив нарушение прав и свобод гражданина, принимает меры к их восстановлению. Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации, закрепляются, главным образом, законодательством об обращениях, в том числе и жалобах граждан, а также некоторыми другими законодательными актами. Причем, речь идет именно о гражданах страны. Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса гражданина, как лица, выполняющего те или иные социальные функции, являющегося участником трудовых, юрисдикционных отношений. Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Он установлен гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным кодексами, законодательством о труде, об административных правонарушениях, нормативными актами, устанавливающими особенности дисциплинарной ответственности определенных категорий лиц и т.д.Как исключение специальное право обжалование военнослужащих закреплено Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.93 г. Военнослужащие вправе на основании этого Закона обращаться в военные суды с жалобами на действия органов военного управления и воинских должностных лиц, что еще несколько лет назад казалось невозможным. Подавляющая часть таких жалоб связана с несвоевременной выплатой зарплаты, т.е. денежного и вещевого довольствия, с отказами органов местного самоуправления в предоставлении жилья и других положенных льгот. Например, группа военных пенсионеров обратилась в суд, чтобы обжаловать Постановление Правительства РФ от 12.07.1996 г. №790 "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ст.ст. 15 и 23 Закона РФ "О статусе военнослужащих". Согласно этому Постановлению право военнослужащих на 50% скидку на пользование квартирным телефоном должно было реализовываться путем возмещения им этих расходов воинскими частями или военными комиссариатами.

В процессе судебного разбирательства Верховным Судом РФ было установлено, что данные льготы являются непосредственно действующими на всей территории РФ и должны финансироваться их бюджета. Специальное право жалобы часто находится вне сферы административного права, но в некоторых случаях бывают исключения. Например, военнослужащий имеет право обжаловать действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы в порядке подчиненности и в военный суд в порядке, установленном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Специальное право жалобы не поглощает собой общего права обжалования. Внесудебное обжалование не лишает гражданина конституционного права на судебную защиту его прав и свобод. Однако реальное осуществление права жалобы затруднено для граждан сильной бюрократизацией в их разрешении и отсутствием неотвратимой ответственности виновных в этом лиц, сложностью судебных процедур и получением доказательств в подтверждение законности и обоснованности жалоб, неизбежной потерей значительного количества времени и денег (пошлина, плата за справки, копии справок и решений и т.д.).

По форме поступления: по почте; на личном приеме; через уполномоченное лицо; через органы власти; через средства массовой информации; от других органов, учреждений, организаций.

По признаку поступления: первичная; повторная; дублетна; неоднократная; массовая.

По типу: телеграмма; письмо; устная.

По категориям авторов жалоб (обращений): участник войны; дети войны; инвалид Великой Отечественной войны; инвалид войны; участник боевых действий, ветеран труда, инвалид i группы; инвалид II группы; инвалид III группы; ребенок-инвалид; одинокая мать; мать-героиня; многодетная семья; лицо, пострадавшее от Чернобыльской катастрофы; участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; Герой; Герой Советского Союза; Герой Социалистического Труда; ребенок; другие категории.

По социальному положению авторов жалоб (обращений): пенсионер; рабочий; крестьянин; работник бюджетной сферы; государственный служащий; военнослужащий; предприниматель; безработный; ученик, студент; служитель религиозной организации; лицо, лишенное свободы; лицо, свобода которого ограничена; другие.

По результатам рассмотрения: решено положительно; отказано в удовлетворении; даны разъяснения.

По форме жалобы можно классифицировать на: административную жалобу; исковое заявление.

Жалоба и административный иск - это специфические формы обращения физических и юридических лиц, через которые они выражают собственное недовольство действиями или бездействием, решениями публичных органов управления и их должностных лиц. Административный иск (исковое заявление) во многом схож с административной жалобой, но сходство это внешнее. В административной жалобе исковое элемент находится в латентной форме. Подача административной жалобы не делает гражданина стороной, не оговаривает его участия в административном процессе. "Жалобщик, - как справедливо отмечал М. Д. Загряцков, - не имеет признаки стороны в споре о праве, он остается лицом, которое просит" 1 . Такое положение в правовых отношениях имеет характер вертикали. Гражданин ждет решения по своей жалобе "сверху". Подача иска в административный суд влечет возникновение оригинальных управленческих отношений: они являются правоохранительными и одновременно - горизонтальными, в них субъекты (гражданин-истец и должностное лицо - ответчик) противостоят друг другу как равные стороны. Истец не ожидает "милости" сверху, а получает решение независимого и объективного органа. Физическое или юридическое лицо, недовольное действиями (бездействием) или решениями публичной администрации, принимает личное участие в процессе как сторона. Право административного иска является правом гражданина на судебную защиту в случаях нарушения его субъективного права в области публичного управления.

Надо остановиться на терминах "жалоба" и "обжалования", поскольку в теоретической литературе и на практике эти сроки часто употребляют как синонимичные.

Впервые недоразумения относительно этих сроков вызвал законодатель, который в Конституции СССР 1977 года использовал выражение не "право на жалобу", а "право на обжалование".

Понятие жалобы было определено выше, а обжалование - это установленный нормами права последовательный порядок действий по подаче жалобы в публичной администрации (суда) и ее должностных лиц (судей), которые уполномочены решать административно-правовой спор (в пределах установленной компетенции) в целях охраны субъективных прав и интересов, которые нарушены или могут быть нарушении решениями, действиями или бездействием властного субъекта административно-правовых отношений.

то Есть обжалование - это деятельность по реализации публичной жалобы. Порядок реализации жалобы зависит от того, к какому органа (должностного лица) обращается лицо. Соответственно, обращение лица к публичному органа управления регламентируется законодательством об обращениях граждан, другими нормативно-правовыми актами отраслевого направления, которые определяют процедуры рассмотрения положительных дел управленческого и сервисного характера.

Обращение субъекта в административный суд с исковым заявлением тянет административно-процессуальный рассмотрение первого требованиям судебного процесса.

Таким образом, рассмотрение и разрешение жалоб физических и юридических лиц осуществляется публичной администрацией в определенном, регламентированной правовыми нормами порядке - в отдельном административно-процедурном производстве.

1. - по локусу (по субъектной направленности) жалобы клиента (например, клиентка жалуется на плохое поведение своего ребёнка, а скрытое содержание жалобы направлено на отца ребёнка, который не занимается его воспитанием);

2. - по самодиагнозу клиента (например, свои личностные нарушения (трудности, сложности) клиент объясняет собственными ошибками, а его мимика, жесты указывают на другие, внешние, социальные причины проблем));

3. - по истоку проблемы клиента в его личном психологическом понимании, что, конечно, может быть совсем не объективным (например, клиентом открыто заявляется, – «не знаю» или «не могу», при этом скрыто – «не умею» или «не хочу»);

4. - по запросу клиента, который так же может быть «двойственным» (например, явное содержание – просьба женщины о помощи: «Что делать, если муж мне изменяет?», скрытое содержание – просьба об оказании влияния (прямого или косвенного) на её мужа в собственных интересах: «Помогите мне его удержать»)).

Подтекст жалобы клиента открыто не экспонируется (не проявляется, не отображается) психологом-консультантом клиенту на первой-второй встрече, иначе это может разрушить устанавливающийся (установившийся) психологический контакт между клиентом и консультантом. В дальнейшем, (на последующих психоконсультативных встречах), скрытое содержание жалобы клиента психологом-консультантом открыто (но корректно!) предъявляется клиенту (обсуждается, осмысливается совместно с клиентом). Этот процесс должен происходить максимально корректно, постепенно, мягко, – так, чтобы не активизировать психологические защиты клиента (отрицание, вытеснение, подавление, замещение).

Скрытое содержание жалобы клиента – это недоговорённое клиентом (потаённое и/или латентное) содержание его психологической проблемы. Содержательный подтекст жалобы клиентаможет быть неосознанным и/или вытесненным. При анализе подтекста жалобы клиента , психологу-консультантунеобходимо особо обратить своё профессиональное внимание на следующее :

1 . Отношение клиента к тому лицу, о котором идёт речь в жалобе клиента. В этом случае, «текст» жалобы клиента может быть проинтерпретирован в терминах эмоциональных отношений: симпатии–антипатии, уважения–неуважения, близости–отдалённости. Консультант анализирует то, совпадают ли декларируемые (и демонстрируемые) клиентом чувства с его истинным эмоциональным отношением к тому человеку, на которого он жалуется. Этот анализ производится по ходу консультирования, путём включённого, систематического, стандартизированного наблюдения (СМОТРИТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ № 7) за невербальными (неречевыми) и вербальными (речевыми) проявлениями клиента по отношению к субъекту (психологическому «объекту») его жалобы. Анализируется логическое соответствие выказываемого («предъявляемого») отношения клиента к «предмету» («объекту») его жалобы (как правило, – к вполне определённому физическому лицу), к его личностным внешним психологическим проявлениям (подвергается пристальному анализу вышеописанный «маскируемый» подтекст жалобы клиента);


2 . Отношение клиента к консультированию : деловое, рентное, игровое (Бодалёв А.А., Столин В.В.) или «смешанное» (с элементами, например, каких-либо двух видов «отношений»). Итак, по А.А. Бодалёву и В.В. Столину , существует три базовыхвида отношения клиентов к психологическому консультированию :

1. Деловая ориентация (деловое отношение) клиента :

а) адекватная ориентация, – клиент искренне заинтересован в изменении своей ситуации (в решении своей проблемы), клиент не сомневается в профессиональной компетентности психолога-консультанта, готов сотрудничать с психологом, он доверяет учреждению (психологическому центру) в которое обратился, ожидает помощи, возможной в его ситуации, не переоценивает вероятный эффект помощи;

б) неадекватная ориентация, – клиент явно преувеличивает (неадекватно воспринимает) возможности психолога-консультанта («Вы маг и волшебник, только Вы можете мне во всём и сразу помочь»).

2. Рентная ориентация (рентное отношение) клиента :

а) тип клиента: «обаятельный рантье», – откровенность клиента, испытываемые им страдания и невзгоды, его обаяние, симпатия и доверие к консультанту – это тот некий психологический капитал, на (за) который клиент неизбежно получит (ожидает обязательно получить) определённые «проценты» в виде, во-первых, «переложения» своей ответственности за консультирование «на плечи» консультанта, и, так же, в виде других подобного рода психологических выгод (т.н. психологический феномен «вторичной выгоды»);

б) тип клиента «требовательный рантье», – клиент хочет получить «причитающийся» ему некий социально-психологический «процент» с (от) самой клиентской позиции посетителя (обслуживаемого) психологической консультации. Клиент получает положительные эмоции от того, что о нём «заботятся», оказывают ему внимание, персонально и направленно осуществляют психологическую помощь именно ему и т.д.

3. Игровая ориентация (игровое отношение) клиента .

Клиент только внешне заинтересован в изменении своей жизненной ситуации, что выражается, прежде всего, в контексте взаимодействия клиента с консультантом («Посмотрим, такой ли Вы специалист, каким Вы представляетесь (кажетесь, выглядите, позиционируетесь и т.п.)»)). Доказательства компетентности консультанта клиент принимает (воспринимает, оценивает) с заметным оживлением, но при этом клиент выдвигает всё новые и новые «экзаменационные вопросы». Клиент всячески внешне усиливает (подчёркивает) трудность (трудности) и субъективную безнадёжность своей проблемы (якобы – своё отчаяние), – хотя реально этого не чувствует (не «имеет» в форме глубоких переживаний). Таким образом, клиент как бы социально-психологически «играет в консультирование». Возможно, для того, чтобы просто получить т.н. «релакс» (психологически расслабиться, снять эмоциональное напряжение) и не более того, так как такой клиент относится к консультированию не серьёзно. «Игра» в консультирование... Вероятно, – с целью снятия личностной тревожности по поводу (из-за) своей проблемы и/или из-за того, чтобы показать («предъявить») обеспокоенным родным, что он «работает и растёт над собой» и т.п.

Здесь столь подробно проанализирован этап «исповеди», потому, что он является, с позиций профессиональной оценки, наиболее сложным и комплексным .

Итак, после того, как психолог-консультант досконально проверит свои консультативные гипотезы и, весьма вероятно, найдёт основные причины, лежащие в основе социально-психологических проблем клиента (попутно выявив его психологические особенности), логично перейти собственно (в «узком» смысле) к анализу и интерпретации проблемных «клиентских» вопросов. Это, – уже самое непосредственное начало следующего, третьего этапа (содержательного периода, информационной стадии, глобальной психоконсультационной фазы) всего целостного процесса психологического консультирования.

Каждая административная жалоба скрывает в себе единичные проблемы и элементы недовольства конкретных личностей. Чтобы жалобу приняли и проверили, необходимо поработать над грамотным ее составлением. В этой статье будет рассказано о том, как правильно оформить заявление, куда обратиться с жалобой и как следует действовать во время ее рассмотрения.

Понятие административной жалобы

Существует два вида жалоб: судебная и административная. В первую группу входят заявления, направляемые в различные судебные органы: гражданские, уголовные, арбитражные или конституционные. К остальным относятся, как уже понятно, административные.

Административная жалоба делится на два основных вида: общую и специальную. Самыми распространенными являются именно общие жалобы. Их чаще всего подают обычные граждане, желающие добиться справедливости при помощи суда. Защита прав, восстановление нарушенных законных интересов или свобод - все это относится к административным жалобам общего типа. Специальные жалобы, напротив, подаются только отдельными категориями граждан. Это могут быть военные, государственные или судебные служащие и пр.

Любая жалоба административного типа имеет одну важнейшую черту: неограниченность во времени и поводе для ее подачи. Абсолютно любой гражданин России может стать инициатором дела об административном правонарушении.

Виды административных жалоб

Стоит отметить, что административная жалоба не является исковым заявлением. Она обладает совсем другими юридическими свойствами, а отличается в первую очередь порядком рассмотрения и подается как в лично, так и путем направления коллективных заявлений.

Существуют две формы жалоб административного типа:

  • письменные - поданные при помощи телеграммы, факса, почтовой связи, электронных или сетевых ресурсов;
  • устные - поданные по телефону, на публичных мероприятиях, путем индивидуального обращения на личном приеме.

Вопрос о том, куда обратиться с жалобой, всегда зависит от типа заявления.

Требования к административной жалобе

Конституционное право является основой для возможности подавать административные жалобы любым лицам, находящимся на территории Российской Федерации. Причем сделать это могут не только граждане России, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако всегда стоит учитывать полномочия того или иного должностного лица или государственного органа. Более того, административная жалоба не должна нарушать права и свободы третьих лиц. Это следует учитывать так же, как и другие требования к описываемым заявлениям.

Они перечислены в Федеральном законе "Опорядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В нем говорится, что заявление должно быть подано либо в электронном, либо в письменном виде. А к обращению желательно приложить дополнительные материалы, подтверждающие факты, изложенные в тексте.

Административная жалоба, образецкоторой мы предлагаем в нашей статье, должна содержать соответствующие данные об органе или лице, которым направляется бумага. А суть проблемы следует излагать кратко.

Административная жалоба: общая характеристика

Помимо требований, представленный Федеральный закон закрепляет некоторые принципы жалобы административного типа. В частности, стоит выделить следующее:

  1. Жалоба может быть подана в любом возрасте (ограничением является лишь административная дееспособность, которую человек получает в полном объеме к 18 годам).
  2. Срок для реализации прав на подачу жалобы российским законодательством не устанавливается.
  3. Устанавливается так называемая социальная потребность - когда жалоба подается лишь в вышестоящие инстанции для обжалования чьих-либо действий.

Стоит также отметить существование прямого запрета на передачу названного документа тому лицу, чьи действия подлежат обжалованию.

Основные отличия административной жалобы

Следует выделить некоторые особенности административной жалобы общего типа. Так, рассматриваемый документ всегда является свидетельством о наличии какого-то правового спора. Предъявляются особые требования к процессуальной форме рассмотрения подобного обращения. Процедура жалобы всегда продвигается в том же направлении, что и классическое судебное рассмотрение.

При подаче административной жалобы всегда следует учитывать ее точную и детальную подведомственность. То есть нужно обращать внимание на различные аспекты государственного подчинения. Так, законодательство не регулирует некоторые ситуации, когда органы находятся в двойном подчинении.

Само инициирование гражданского спора предполагает довольно длительный механизм регистрации, направления и передачи всего процесса по жалобе. Так что к делу нужно быть готовым. Для жалобы должны определяться специальные формы и виды решений, а также основания для их вынесения. Должна быть определена и процедура исполнения решения.

В конечном счете складывается довольно интересная ситуация. Получается, что весь институт административной жалобы, а также любой административный орган представляется крайне непрактичным и неэффективным. На это указывают как специалисты, так и обычные граждане.

О необходимости административной жалобы

Почему административный орган вообще должен существовать? На то существует некоторое количество причин, которые будут перечислены далее. В частности, необходимо отметить следующее:

  • административная жалоба, в отличие от жалобы судебной, обладает простотой и почти полным отсутствием затратности;
  • жалоба может представлять собой средство осуществления контроля руководителей государственных органов за выполнением функций своими подчиненными;
  • с ее помощью возможно рассмотрение вопросов о целесообразности принимаемых властями решений.

Названных выше факторов вполне достаточно для того, чтобы утверждать, что нужными и полезными являются положения, прописанные в ФЗ "Опорядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Специальный вид жалобы

Как уже было сказано выше, жалоба по делу об административном правонарушении делится на два вида: общую и специальную. Что представляет собой специальная жалоба? Основным ее отличием от общей является регулирование отдельными нормативными актами. Довольно часто случаются ситуации, при которых рассмотрение жалобы общего типа бывает неэффективным. Если дело действительно сложное, то оптимальным вариантом будет составление специального заявления. Это может касаться дел, связанных с финансами, судопроизводством, властными структурами и т. д.

Специальная жалоба не может быть подана кем угодно. Имеют на это право лишь определенные лица, являющиеся, как правило, участниками соответствующих правоотношений. Заявление подается в строго указанную инстанцию, а рассмотрение проходит в специально установленные сроки.

Стадии производства административной жалобы

Производство по общим административным жалобам состоит из четырех основных стадий.

Первый этап представляет собой так называемую первичную обработку. В соответствующий орган поступает официальная жалоба. Задача работников - зарегистрировать документ. Сделать это необходимо в пятидневный срок. Руководитель должен определить лиц, которые будут работать с поступившей жалобой, либо бумага направится в другую инстанцию.

Второй стадией является проверка жалобы. Работникам нужно грамотно проанализировать ситуацию, собрать и проверить всю необходимую информацию. Как правило, для проверки образуются специальные комиссии. В них могут входить различные активисты, специалисты или эксперты. Проверка должна проводиться с использованием законных средств и методов: беседы с людьми, работа с документами, различные обследования и т. д. При этом человек, подавший жалобу, имеет возможность лично знакомиться с ходом расследования, а также вносить определенные поправки.

Принятие решения по жалобе

Третьей стадией в рассмотрении жалобы административного типа является принятие решения. Это, можно сказать, центральный момент во всем процессе. Принятие решений является основным элементом в административном производстве. Это всегда подведение итогов проделанной работы, а также установление точных сроков принятия.

Как правило, на принятие решения в административном производстве уходит один месяц. В некоторых особенно сложных случаях срок может быть продлен. Если же жалобы, не требующие дополнительной проверки и изучения, решаются безотлагательно, то устанавливается срок в 15 дней. В результате должно быть принято одно из следующих решений: об отказе в удовлетворении заявления (как правило, отказ связан с недостаточной обоснованностью жалобы или с различными нарушениями), о частичном удовлетворении или о полном удовлетворении заявления.

Решение по жалобе по административному делу исполняется на четвертой стадии производства. Заявителю выносится мотивированный ответ, а соответствующее должностное лицо принимает все необходимые меры для восстановления нарушенных прав и свобод человека.

Пример жалобы

Вопрос о том, куда обратиться с жалобой об административном правонарушении, зависит от конкретных фактов нарушений и требований по восстановлению прав. То же касается и формы заявления. Жалоба в соответствующую государственную инспекцию начинается со слов о том, кто является отправителем и получателем.

В правом верхнем углу составляется "шапка" жалобы. Указывается полное наименование органа, в который поступает заявление, его адрес и контактные данные. Ниже пишется имя человека (или имена группы лиц), который подает заявление. После шапки следует написать название документа: "Жалоба". А ниже подробно изложить суть проблемы. При этом указываются конкретные факты нарушения прав и все известные данные о нарушителях. К жалобе должны прикладываться дополнительные материалы, доказывающие факт правонарушения. В конце документа ставятся подпись и дата.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация