М. Баглай. Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В
21. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Е.Ю. Бархатова. – М.: Проспект, 2014. – 174 с.
22. Бородин В.В. Конституционный суд Российской Федерации – «квази» правотворческий орган / В.В. Бородин // Мир политики и социологии. – 2016. – № 2. – С. 74-81.
23. Бочкарёва Ю.В. Состояние и пути совершенствования судебной системы Российской Федерации / Ю.В. Бочкарева // В сборнике: Проблемы правопонимания и правоприменения в прошлом, настоящем и будущем цивилизации сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2016. – С. 97-99.
24. Волкова И.И. Судебная система Российской Федерации: конституционное регулирование и задачи реформирования / И.И. Волкова // В сборнике: Проблемы эффективности государственной власти: внешние и внутренние факторы динамичного развития России материалы 2-ой межрегиональной научно-практической конференции. – 2016. – С. 45-50.
25. Каракотов Н.В. Судебная система Российской Федерации – эволюция в конституционных рамках / Н.В. Каракотов // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 4-2. – С. 187-189.
26. Лисовина Т.С. Специализация судебной системы Российской Федерации / Т.С. Лисовина // В сборнике: Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной деятельности и национальной безопасности материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 305-310.
27. Сидорова Е.А. Место конституционных (уставных) судов субъектов в судебной системе Российской Федерации / Е.А. Сидорова // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. – 2016. – № 5. – С. 91-97.
28. Тонян М.Н. Конституционный суд Российской Федерации как элемент судебной системы Российской Федерации / М.Н. Тонян // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 3-1 (67). – С. 254-256.
29. Данные с официального сайта Суда по интеллектуальным правам Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipc.arbitr.ru/node/13545
Бочкарёва Ю.В. Состояние и пути совершенствования судебной системы Российской Федерации // В сборнике: Проблемы правопонимания и правоприменения в прошлом, настоящем и будущем цивилизации сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2016. – С. 97.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 1997. – N 1. – Ст. 1.
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 1994. – N 13. – Ст. 1447.
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 15.02.2016) "О Верховном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2014. – N 6. – Ст. 550.
Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О мировых судьях в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 1998. – N 51. – Ст. 6270.
Волкова И.И. Судебная система Российской Федерации: конституционное регулирование и задачи реформирования // В сборнике: Проблемы эффективности государственной власти: внешние и внутренние факторы динамичного развития России материалы 2-ой межрегиональной научно-практической конференции. – 2016. – С. 45.
Бочкарёва Ю.В. Состояние и пути совершенствования судебной системы Российской Федерации // В сборнике: Проблемы правопонимания и правоприменения в прошлом, настоящем и будущем цивилизации сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2016. – С. 98.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 30. – Ст. 3012.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 46. – Ст. 4532.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – N 52 (ч.1). – Ст. 4921.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 1 (ч.1). – Ст. 1.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – N 10. – Ст. 1391.
Каракотов Н.В. Судебная система Российской Федерации – эволюция в конституционных рамках // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 4-2. – С. 188.
Лисовина Т.С. Специализация судебной системы Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной деятельности и национальной безопасности материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 308.
Лисовина Т.С. Специализация судебной системы Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной деятельности и национальной безопасности материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 309.
Бочкарёва Ю.В. Состояние и пути совершенствования судебной системы Российской Федерации // В сборнике: Проблемы правопонимания и правоприменения в прошлом, настоящем и будущем цивилизации сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2016. – С. 99.
Тонян М.Н. Конституционный суд Российской Федерации как элемент судебной системы Российской Федерации // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 3-1 (67). – С. 254.
Бородин В.В. Конституционный суд Российской Федерации – «квази» правотворческий орган // Мир политики и социологии. – 2016. – № 2. – С. 76.
Тонян М.Н. Конституционный суд Российской Федерации как элемент судебной системы Российской Федерации // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 3-1 (67). – С. 255.
Павлушина А.А. Гражданская судебная юрисдикция: проблема компетентного суда //Актуальные проблемы развития науки гражданского права и гражданского процесса в России и зарубежных странах. Великий Новгород. – 2011. – Т. 1. – С. 287.
Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О военных судах Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 1999. – N 26. – Ст. 3170.
Данные с официального сайта Суда по интеллектуальным правам Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipc.arbitr.ru/node/13545
Андросова Е.В. Место и роль специализированного арбитражного суда в судебной системе Российской Федерации // Научный альманах. – 2016. – № 3-4 (17). – С. 18.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 N 491-О "По запросу Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. –2006. – N 2.
Определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 N 103-О "По запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" // Российская газета. – 2003. – N 82.
Сидорова Е.А. Место конституционных (уставных) судов субъектов в судебной системе Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. – 2016. – № 5. – С. 96.
Речит коренным интересам как народов республик, так и их титульной нации.
В период «парада суверенитетов», т. е. до принятия Конституции РФ в 1993 г., ряд республик – Татарстан, Саха (Якутия), Башкортостан, Тува и др. – закрепили в своих конституциях статус суверенного государства, субъекта международного права. Татарстан не упоминая о вхождении в состав Российской Федерации, в то же время закрепил свое положение как государство, «ассоциированное с Российской Федерацией». В основе такого подхода лежало необоснованное предположение, будто Российская Федерация является объединением, получившим полномочия из рук независимых республик, что противоречит историческим фактам, ибо автономии, из которых выросли республики, были созданы Российским государством. Республики, как и другие субъекты Федерации, равноправны только между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, но они не равноправны с самой Федерацией. В договорах, которые республики, как края и области, заключают с Федерацией, речь идет о разграничении предметов ведения и полномочий, а не о разделе суверенитета или территории Российской Федерации Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составлять единое конституционное пространство, основанное на общих принципах. Отступления от федеральной Конституции особенно недопустимы, когда они ведут к вторжению в предметы ведения и полномочия федеральных органов, нарушают принцип равноправия граждан России независимо от национальности и места проживания, принцип разделения властей.
С пониманием государственной природы республик тесно связан вопрос о правовом статусе их территорий. Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее согласия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская Федерация, что, однако, не всегда обеспечивает быстрое и эффективное разрешение территориальных споров. Такой спор, например, несколько лет не затихает в отношениях между Республикой Северная Осетия – Алания и Республикой Ингушетия. Для определения границ между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой Правительством РФ (постановлением от 16 марта 1996 г.) создана Государственная комиссия, действующая на основе утвержденного Положения
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. С. 325
Преувеличенное представление о суверенитете подталкивает некоторые республики к провозглашению своей собственности на землю, недра и природные богатства, для чего нет правовых оснований. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Республика Саха (Якутия) закрепила в Конституции положение о своей территории как «исконной земле традиционного расселения ее коренных народов», хотя трудно себе представить, как на огромных просторах в 3,1 млн. кв. км могли утвердиться «коренные народы», которых и сейчас насчитывается не более 1 млн. человек. Произвольно определенные в советское время границы некоторых республик ныне рассматриваются в республиках как якобы сложившиеся исторически.
Между тем происходившая в то время частая перекройка границ носила чисто административное значение, в результате чего, например, в территорию нынешней Чеченской Республики были включены районы из соседнего Ставропольского края. Территорию республик, следовательно, можно рассматривать только во взаимосвязи с их пребыванием в составе Российской Федерации. Вместе с тем должно быть, безусловно, признано, что закрепленная за ними территория является пространственным пределом их власти, на эту территорию не может распространяться власть других субъектов Федерации.
Неправомерны и претензии многих республик на приоритет (верховенство) своих законов над федеральными. Закрепление в конституционных актах республик такого рода положений противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и ведет к ослаблению конституционной законности и охраны прав человека.
Крупный государственный деятель, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки и заслуженный юрист РФ. В феврале 1995 г. М. В. Баглай был избран судьей Конституционного Суда РФ, с 1997 но 2003 гг. замещал должность его председателя. В 1993 г. был введен в состав Конституционного совещания, разработавшего проект нынешней Конституции РФ. По его инициативе в Конституционном совещании была представлена идея социального государства, которая затем в редакции ст. 7 Конституции РФ стала конституционной нормой. Принципиально прозвучало его выступление «Социальное государство: понятие и функции» на международном научном конгрессе «Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ» в апреле 1994 г.
Автор ряда монографий и научных статей на темы зарубежного государственного права и отечественного конституционного права. В 1994 г. вышла его монография «Дорога к свободе», учебник «Конституционное право Российской Федерации» выдержал множество изданий. Достоинство научно-методологической концепции учебника заключается в том, что М. В. Баглай предлагает не традиционную, а свою, достаточно новаторскую логику изложения проблематики государственного права, анализирует споры ученых по поводу понятийного аппарата, проводит сравнительный анализ различных конституционных теорий. Особое внимание уделяет проблематике социальных прав человека и гражданина, социальной защиты малоимущих и обездоленных.
Социальное государство предполагает социальную солидарность, когда по общему согласию богатые платят за бедных, здоровые - за больных, трудоспособные берут на себя расходы на содержание нетрудоспособных. Но при этом это не «всеобщий собес», распределяющий блага нуждающимся или тем, кто выдает себя за нуждающихся. Социальное государство - созидатель высокоэффективного и в меру справедливого социального рыночного хозяйства, источник сильной социальной политики, механизм правовой защиты и социальной поддержки уязвимых слоев населения.
Резюмируя сказанное, можно констатировать, что социальное государство - эго правовое демократическое государство , высшей ценностью которого является человек. Это государство, которое создает и гарантирует необходимые условия для достойной жизни и свободного развития человека , всесторонней самореализации творческого потенциала каждого. Его базовые ценности - гуманизм, законность, семья, свобода, социальная справедливость, социальная солидарность, социальная ответственность, достойный труд, моральный долг, негативное отношение к коррупции и бюрократизму.
В юридической науке пока не сложилось единого мнения относительно признаков и приоритетов социального государства. Ученым еще предстоит определиться, где та черта (критерии), за которой государство может считаться поистине социальным. Тем не менее многое уже устоялось и может быть представлено в качестве его основных характеристик.
- 1) это государство, для которого высшей ценностью является человек , его жизнь и личное достоинство. Анализируя этот признак, мы исходим из базового положения демократического правового государства о том, что народ - первооснова и первоисточник власти, главный носитель суверенитета и источник коллективных и личных прав и обязанностей. Человек, его благополучие и процветание, интересы, основные права и свободы социальным государством рассматриваются в качестве важнейшей обязанности и цели государства, а если это требуется, то и властного вмешательства в частную жизнь. Одновременно, кстати, эти права и свободы являются пределом такого вмешательства ;
- 2) внутренняя и внешняя политика социального государства направлена на защиту праву свобод и законных интересов человека и гражданинау всех тех, кто честно живет, плодотворно трудится, искренне заботится не только о своем, но и об общем благе. Речь прежде всего идет о правах и гарантиях на свободу и неприкосновенность личности и частной жизни, на труд, свободное предпринимательство, социальную защиту семьи, материнства и детства, социальное обеспечение, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование, благоприятную экологическую среду.
Без социальных прав все остальные права становятся бесполезными. Эффективно действовать они могут только вместе , причем при наличии: а) социально ориентированного бизнеса; б) сильной государственной политики социального партнерства; в) оптимальных социальных нормативов, стандартов и тарифов; г) эффективного механизма социальных страховых отчислений и налогообложения; д) эффективного механизма производства и предоставления качественных государственных и муниципальных услуг;
- 3) каждое государственно-управленческое решение социального государства, каждый принимаемый закон или подзаконный акт носит правовой характер. Обосновывая это положение в качестве одного из ведущих признаков социального государства, мы исходим из того, что неправовое государство социальным быть не может в принципе. Правовое и социальное государство - не антитезы, а единство, сформировавшееся в результате длительного исторического развития государственных систем, признающих приоритет прав и свобод человека и гражданина . Правовые и социальные начала, исторически эволюционируя, не только дополняют и уравновешивают друг друга, но и наполняют понятие государства высоким гуманистическим содержанием;
- 4) социальное государство может быть эффективным лишь при условии, если оно инновационно ориентировано , если не только поспевает за научно-техническим прогрессом, но и его предвосхищает и стимулирует. В условиях усиливающегося дефицита естественных ресурсов, а сейчас еще и резко активизировавшейся политики сдерживания и экономических санкций, успешно реализовать социально значимые программы можно лишь при условии самой активной поддержки экономических, техникотехнологических, структурно-управленческих, информационных и иных инноваций;
- 5) социальное государство, реализуя свои управленческие полномочия, обеспечивает социальную ориентацию не только государственного, но и частного секторов экономики. В условиях социального государства «рыночная экономика и бизнес не могут не быть социально ориентированными » х и социально ответственными. Любой хозяйствующий субъект своими налогами активно участвует в финансировании социальной сферы и реализации конкретных социальных программ, обеспечивает людей рабочими местами, оплачивает труд своих работников, занимается спонсорством, благотворительностью и меценатством. Не говоря уже о производстве качественной продукции и услуг для потребителей, создании новых рабочих мест, инвестициях в жилищное строительство, здравоохранение, профессиональное образование и туристически-рекреационную сферу;
- 6) социальное государство проводит активную социальную политику в соответствии с международными социальными стандартами, национальным законодательством и реальными возможностями страны. Направленность такой политики хорошо известна - высокие социальные стандарты, эффективная система социальной защиты и социального обеспечения, стабильность социальной структуры и духовно-нравственных устоев общества. Предмет приоритетного управляющего воздействия - трудовые отношения, социальное партнерство, миграционная стратегия, ЖКХ, инвестиции в человека, здравоохранение, физическая культура и спорт, демография;
- 7) социальное государство основано на взаимной ответственности власти , общества , бизнеса и гражданина. Социальная ответственность означает, что государственные органы, государственные корпорации, органы местного самоуправления всей своей юридической, политической и управленческой деятельностью несут ответственность за реализацию принятых социальных программ, обеспечивают эффективное функционирование отраслей социальной инфраструктуры, контролируют соблюдение социальных стандартов. В свою очередь частный сектор и персонально каждый человек несут свою часть ответственности в части соблюдения законов
и других правовых норм, добросовестном отношении к труду на каждом рабочем месте, передачи части своих доходов (в виде налогов и фиксированных платежей) на общественные и социальные нужды. Перед близкими ответственность гражданина выражается в носильной заботе о материальном достатке членов семьи, воспитании подрастающего поколения и содержании престарелых родителей;
8) социальное государство заботится о сохранении природы, оздоровлении окружающей среды и укреплении экологической безопасности. Все проблемы качества жизни и здоровья людей решаются не за счет истощения и загрязнения природных ресурсов, возрастания техногенной опасности производства, а на основе сохранения природных систем. В том числе путем сдерживания необузданных аппетитов капитала, поддержания сбалансированной целостности и развития народно-хозяйственного комплекса на основе равноправного доступа к природным ресурсам как ныне живущих, так и будущих поколений.
Задачи социального государства вытекают из его целей и могут быть представлены следующим образом:
- 1) производство общественных благ, по качеству и количеству достаточных для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека, а значит, «его сохранения и развития»;
- 2) приумножение жилого фонда, повышение качества и доступности услуг жилищного комплекса и коммунальной службы, оптимизация ипотечного кредитования;
- 3) нейтрализация негативных последствий рыночной стихии и частнопредпринимательской деятельности, прежде всего безработицы и коррупции;
- 4) повышение эффективности системы социальной защиты, социального страхования и пенсионного обеспечения, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
- 5) совершенствование действующих и поиск новых форм благотворительности и социальной помощи, включая сети социального торгового обслуживания;
- 6) противодействие бюрократизму и безответственности.
Ученые говорят также о критериях социального государства. Их можно представить следующим образом:
- а) уровень и соотношение доходов и расходов населения;
- б) уровень гарантированности социальных прав и свобод человека и гражданина;
- в) доля ВВП, направляемая на развитие социальной сферы и удовлетворение социальных потребностей населения;
- г) базовые демографические показатели, прежде всего продолжительность жизни, соотношение рождаемости и смертности;
- д) гарантированность социально согласованных стандартов достойной жизни, прежде всего стандарта достойного труда и достойного пенсионного обеспечения;
- е) степень социальной ориентированности и социальной ответственности бизнеса;
- ж) качественные характеристики социальной инфраструктуры, в том числе качество и количество больниц, поликлиник, дошкольных и общих образовательных учреждений, баз отдыха и т.д.
Перечисленные критерии являются важнейшим управленческим инструментом гармонизации общественных и частных интересов, непременным условием проведения сильной социальной политики.
К числу ведущих субъектов государственного управления с полномочиями социальной направленности относятся:
- а) глава государства и соответствующие структуры его администрации;
- б) федеральное правительство;
- в) министерства и подведомственные им службы, агентства, фонды и специализированные учреждения;
- г) службы социального обеспечения и социальной защиты;
- д) уполномоченные по правам человека;
- е) органы государственного надзора и судебного контроля;
- ж) соответствующие органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления.
Особую роль играют фонды пенсионного обеспечения, социального страхования, обязательного медицинского страхования, поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Трудно переоценить также роль профсоюзов, общественных палат, социально ориентированных неправительственных некоммерческих организаций, церкви, благотворительных и других общественных организаций.
Указанные структуры в пределах своих статусных полномочий и материально-финансовых возможностей добиваются реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, защищают людей всеми находящимися в их распоряжении средствами. Особо значима правозащитная и социально-защитная деятельность профессиональных союзов.
В последние годы заметно активизировалась деятельность социально ориентированных неправительственных некоммерческих организаций (далее - СО НКО), усиливается их правовая, материально-финансовая, информационно-аналитическая и образовательная поддержка со стороны государства. Это стало возможным после подписания распоряжения Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 1054-р о Концепции содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации и целого пакета федеральных законов, позитивно влияющих на формирование благоприятных условий для работы СО НКО. Заметным общественным событием стал состоявшийся в декабре 2015 г. VI съезд некоммерческих организаций России.
Основные функции НКО : проблемы правозащитной деятельности и взаимодействия гражданского общества с властями; реализация социально значимых проектов и социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения; содействие в преодолении последствий экологических, техногенных или иных катастроф; охрана окружающей среды и защита животного мира; участие в общественном контроле; охрана и содержание объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное и природоохранное значение; оказание юридической помощи нуждающимся; пропаганда здорового образа жизни, содействие развитию физической культуры и спорта.
Формы поддержки СО НКО со стороны государства тоже самые разные: гранты и субсидии; льготы по налогам и сборам; благоприятные условия для участия НКО в государственных и муниципальных закупках; государственные заказы; образовательная и информационно-консультационная поддержка. Ключевым инструментом такой поддержки является Программа поддержки СО НКО См.: Лукашева Е. А. Права человека и социальное государство // Общая теория правчеловека. М.: Норма, 1996. С. 115.
Конституционное право Российской Федерации - Баглай М.В - Учебник - 2007 - 6 - е издание
Настоящий учебник, представляющий собой шестое, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических наук.
В нем освещаются институты конституционного права, которое формируется и развивается после принятия Конституции РФ 1993 г. Читатель получит знания обо всех новых законах, регулирующих права и свободы граждан, механизм государственной власти. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора углубить теоретические знания по всем вопросам, а также ввести в учебный процесс практику Конституционного Суда РФ.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и других гуманитарных вузов и факультетов и всех тех, кто интересуется вопросами российского конституционного права.
Содержание
Предисловие
Раздел I. Основы теории конституционного права
Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права как отрасли права
§ 1. Понятие и роль
§ 2. Предмет
§ 3. Конституционное право или государственное право? Спор о терминах
§ 4. Социальная природа российского конституционного права
§ 5. Конституционно-правовые отношения и нормы
§ 6. Конституционное право и политическая система
Глава 2. Источники и система конституционного права
§ 1. Источники
§ 2. Система конституционного права
§ 3. Коллизии в конституционном праве
§ 4. Ответственность в конституционном праве
Глава 3. Исторические этапы развития конституционного права России и науки о нем
§ 1. Дореволюционное конституционное (государственное) право
§ 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право
§ 3. Демократическое конституционное право
Раздел II. Конституция
Глава 4. Основы конституционной теории
§ 1. Конституция и государство
§ 2. Определение конституции и ее содержание
§ 3. Прямое действие конституции
§ 4. Виды конституций
§ 5. Конституции в федеративном государстве
§ 6. Соблюдение и охрана конституции
§ 7. Толкование конституции
Глава 5. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года
§ 1. Необходимость смены Конституции
§ 2. Конституционная комиссия
§ 3. Конституционное совещание
§ 4. Развитие конституционного кризиса
§ 5. Референдум и выборы 12 декабря 1993 года
§ 6. Конституционное развитие после принятия Конституции
Раздел III. Основы конституционного строя
Глава 6. Гуманистические основы конституционного строя
§ 1. Понятие конституционного строя
§ 2. Человек, его права и свободы - высшая ценность
§ 3. Суверенитет народа
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства
§ 1. Демократическое государство
§ 2. Федеративное государство
§ 3. Правовое государство
§ 4. Социальное государство
§ 5. Светское государство
§ 6. Республиканская форма правления
Глава 8. Основы организации государственной власти и местного самоуправления
§ 1. Суверенитет Российской Федерации
§ 2. Разделение властей
§ 3. Органы государственной власти
§ 4. Местное самоуправление
Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя
§ 1. Принципы рыночной экономики
§ 2. Собственность
§ 3. Земля и другие природные ресурсы
§ 4. Идеологическое и политическое многообразие
§ 5. Общественные объединения
Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина
Глава 10. Общие положения
§ 1. Учение о свободе
§ 2. Природа конституционных прав и свобод
§ 3. Права человека и права гражданина: в чем отличие? 183
§ 4. Международно-правовой базис прав человека
§ 5. Классификация прав и свобод
§ 6. Ограничения прав и свобод
§ 7. Равенство и равноправие
Глава 11. Личные права и свободы
§ 1. Право на жизнь
§ 2. Достоинство личности
§ 3. Право на свободу и личную неприкосновенность
§ 4. Право на частную жизнь
§ 5. Неприкосновенность жилища
§ 6. Национальная принадлежность
§ 7. Свобода передвижений и места жительства
§ 8. Свобода совести и вероисповедания
§ 9. Свобода мысли и слова
Глава 12. Политические права и свободы
§ 1. Свобода печати и информации
§ 2. Право на объединение
§ 3. Право на мирные собрания и публичные манифестации
§ 4. Право участвовать в управлении делами государства
§ 5. Право избирать и быть избранными
§ 6. Равный доступ к государственной службе
§ 7. Право участвовать в отправлении правосудия
§ 8. Право обращений
Глава 13. Экономические, социальные и культурные права
§ 1. Право на экономическую деятельность
§ 2. Право частной собственности
§ 3. Трудовые права и свободы
§ 4. Защита материнства, детства и семьи
§ 5. Право на социальное обеспечение
§ 6. Право на жилище
§ 7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
§ 8. Право на образование
§ 9. Свобода творчества
§ 10. Право на участие в культурной жизни
Глава 14. Конституционные гарантии прав и свобод
I. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина
§ 1. Защита прав и свобод - обязанность государства
§ 2. Самозащита прав и свобод
§ 3. Судебная защита
§ 4. Международная защита
§ 5. Возмещение вреда
§ 6. Неотменяемость прав и свобод
§ 7. Возраст
II. Конституционные гарантии правосудия
§ 1. Гарантии подсудности
§ 2. Право на юридическую помощь
§ 3. Презумпция невиновности
§ 4. Запрет повторного осуждения
§ 5. Недействительность незаконно полученных доказательств
§ 6. Право на пересмотр приговора
§ 7. Гарантия от самообвинения
§ 8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью
§ 9. Запрет обратной силы закона
Глава 15. Конституционные обязанности человека и гражданина
§ 1. Равенство обязанностей
§ 2. Соблюдение Конституции и законов
§ 3. Уважение прав и свобод других лиц
§ 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях
§ 5. Получение основного общего образования
§ 6. Забота о памятниках истории и культуры
§ 7. Уплата налогов и сборов
§ 8. Сохранение природы и окружающей среды
§ 9. Защита Отечества
Глава 16. Гражданство
§ 1. Понятие гражданства
§ 2. Двойное гражданство
§ 3. Гражданство и брак
§ 4. Приобретение гражданства
§ 5. Прекращение гражданства
§ 6. Государственные органы по делам гражданства
§ 7. Правовое положение иностранцев
§ 8. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
§ 9. Право на политическое убежище. Экстрадиция
Раздел V. Федеративное устройство
Глава 17. Общие положения
§ 1. Понятие и формы государственного устройства
§ 2. Исторические этапы российского федерализма
§ 3. Общая характеристика современного российского федерализма
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
§ 1. Состав субъектов Федерации
§ 2. Территория Российской Федерации
§ 3. Государственный язык
§ 4. Таможенная, денежная и налоговая системы
§ 5. Предметы ведения Российской Федерации
§ 6. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов
§ 7. Правовая система Российской Федерации
§ 8. Организация исполнительной власти. Федеральные округа
§ 9. Единая судебная власть и прокуратура
§ 10. Основания для федерального вмешательства в права субъектов Федерации
§ 11. Участие в межгосударственных объединениях. Содружество Независимых Государств
§ 12. Государственные символы и столица
Глава 19. Субъекты Российской Федерации
§ 1. Правовой статус субъектов Российской Федерации
§ 2. Особенности правового статуса республик
§ 3. Особенности правового статуса автономий
Раздел VI. О р г а н ы государственной в л а с т и в Российской Ф е д е р а ц и и
Глава 20. Общая характеристика органов государственной власти
§ 1. Понятие органа государственной власти
§ 2. Классификация органов государственной власти
§ 3. Федеральные органы государственной власти с особым статусом
Глава 21. Избирательная система и референдум Российской Федерации
§ 1. Значение выборов в демократическом государстве
§ 2. Понятие избирательной системы и избирательного права
§ 3. Система правовых актов о выборах и референдуме
§ 4. Принципы избирательного права (избирательной системы)
§ 5, Международно-правовые стандарты
§ 6. Проведение выборов (избирательный процесс)
§ 7. Референдум
§ 8. Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации
Глава 22. Президент Российской Федерации
§ 1. Положение Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти
§ 2. Порядок избрания Президента Российской Федерации. Прекращение его обязанностей
§ 3. Полномочия Президента Российской Федерации
Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации
§ 1. Исторические корни принципа народного представительства
§ 2. Федеральное Собрание в системе органов государственной власти Российской Федерации
§ 3. Структура Федерального Собрания. Состав палат
§ 4. Порядок выборов депутатов Государственной Думы
§ 5. Формирование Совета Федерации
§ 6. Внутренняя организация палат. Регламенты
§ 7. Компетенция Федерального Собрания
§ 8. Порядок принятия федеральных законов
§ 9. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
Глава 24. Правительство Российской Федерации
§ 1. Общая характеристика роли исполнительной власти
§ 2. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти
§ 3. Состав, формирование и отставка Правительства Российской Федерации
§ 4. Компетенция Правительства Российской Федерации
§ 5. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации
§ 6. Акты, издаваемые Правительством Российской Федерации
Глава 25. Судебная власть
§ 1. Общая характеристика организации и функций судебной власти
§ 2. Конституционно-правовой статус судей
§ 3. Конституционный Суд Российской Федерации
§ 4. Верховный Суд Российской Федерации
§ 5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
§ 6. Прокуратура Российской Федерации
Глава 26. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
§ 1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов Российской Федерации
§ 2. Органы исполнительной власти
§ 3. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации
§ 4. Органы судебной власти
Раздел VII. Местное самоуправление
Глава 27. Организация местного самоуправления
§ 1. Конституционно-правовые основы
§ 2. Органы и должностные лица местного самоуправления
§ 3. Формы прямого волеизъявления граждан
§ 4. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
§ 5. Гарантии местного самоуправления
§ 6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
Раздел VIII. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
Глава 28. Общие положения
§ 1. Теоретические основы учредительной власти, правомочной изменять конституцию
§ 2. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации
§ 3. Изменение состава Российской Федерации и наименований субъектов Российской Федерации
n1.doc
М.В. Баглай
Конституционное право
Российской Федерации
Учебник для юридических вузов и факультетов
Издательская группа НОРМА-Инфра-М
Москва, 1998
ББК 67.99(2)01
Б 14 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации .
Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 752 с.
ISBN 5-89123-126-3
ISBN 5-86225-537-0
Настоящий учебник, написанный известным российским ученым, Заслуженным деятелем науки Российской Федерации, профессором, доктором юридических наук, освещает институты нового конституционного права, которое формируется после принятия Конституции РФ 1993 г. Читатель получает знания о всех новых законах, реализующих права и свободы граждан, механизм государственной власти. Отличительной чертой данного учебника является стремление автора углубить теоретические знания по всем вопросам, а также ввести в учебный процесс практику Конституционного Суда Российской Федерации.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и других гуманитарных вузов и факультетов и всех тех, кто интересуется вопросами российского конституционного права.
ISBN 5-89123-126-3 © М.В. Баглай, 1998
ISBN 5-86225-537-0 © Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998
Стр.
Предисловие 8
Раздел I. Основы теории конституционного права 10
Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права как отрасли права 10
§ 1. Понятие и роль 10
§ 2. Предмет 11
§ 3. Конституционное право или государственное право? Спор о терминах 13
§ 4. Социальная природа российского конституционного права 13
§ 5. Конституционно-правовые отношения и нормы 14
§ 6. Конституционное право и политическая система 17
Глава 2. Источники и система конституционного права 19
§ 1. Источники 19
§ 2. Система конституционного права 26
§ 3. Коллизии в конституционном праве 27
§ 4. Ответственность в конституционном праве 28
Глава 3. Исторические этапы развития конституционного права России и науки о нем 30
§ 1. Дореволюционное конституционное (государственное) право 30
§ 2. Тоталитарное конституционное (государственное) право 35
§ 3. Демократическое конституционное право 43
Раздел II. Конституция 46
Глава 4. Основы конституционной теории 46
§ 1. Конституция и государство 46
§ 2. Определение конституции и ее содержание 48
§ 3. Прямое действие конституции 51
§ 4. Виды конституций 52
§ 5. Конституции в федеративном государстве 53
§ 6. Соблюдение и охрана конституции 56
Глава 5. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. 59
§ 1. Необходимость смены Конституции 59
§ 2. Конституционная комиссия 61
§ 3. Конституционное совещание 62
§ 4. Развитие конституционного кризиса 63
§ 6. Конституционное развитие после принятия Конституции 66
Раздел III. Основы конституционного строя 69
Глава 6. Гуманистические основы конституционного строя 69
§ 1. Понятие конституционного строя 69
§ 2. Человек, его права и свободы - высшая ценность 70
§ 3. Суверенитет народа 72
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 77
§ 1. Демократическое государство 77
§ 2. Федеративное государство 78
§ 3. Правовое государство 80
§ 4. Социальное государство 82
§ 5. Светское государство 83
§ 6. Республиканская форма правления 84
Глава 8. Основы организации государственной власти и местного самоуправления 86
§ 1. Суверенитет Российской Федерации 86
§ 2. Разделение властей 89
§ 3. Органы государственной власти 91
§ 4. Местное самоуправление 92
Глава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 94
§ 1. Принципы рыночной экономики 94
§ 2. Собственность 96
§ 3. Земля и другие природные ресурсы 98
§ 4. Идеологическое и политическое многообразие 99
§ 5. Общественные объединения 103
Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина 105
Глава 10. Общие положения 105
§ 1. Учение о свободе 105
§ 2. Природа конституционных прав и свобод 106
§ 3. Права человека и права гражданина: в чем отличие? 108
§ 4. Международно-правовой базис прав человека 109
§ 5. Классификация прав и свобод 111
§ 6. Ограничения прав и свобод 111
§ 7. Равенство и равноправие 114
Глава 11. Личные права и свободы 118
§ 1. Право на жизнь 118
§ 2. Достоинство личности 119
§ 3. Право на свободу и личную неприкосновенность 120
§ 4. Право на частную жизнь 122
§ 5. Неприкосновенность жилища 123
§ 6. Национальная принадлежность 124
§ 7. Свобода передвижений и места жительства 125
§ 8. Свобода совести и вероисповедания 129
§ 9. Свобода мысли и слова 131
Глава 12. Политические права и свободы 133
§ 1. Свобода печати и информации 133
§ 2. Право на объединение 136
§ 3. Право на мирные собрания и публичные манифестации 139
§ 4. Право участвовать в управлении делами государства 141
§ 5. Право избирать и быть избранными 141
§ 6. Равный доступ к государственной службе 142
§ 7. Право участвовать в отправлении правосудия 142
§ 8. Право обращений 143
Глава 13. Экономические, социальные и культурные права 145
§ 1. Право на экономическую деятельность 146
§ 2. Право частной собственности 149
§ 3. Трудовые права и свободы 153
§ 4. Защита материнства, детства и семьи 155
§ 5. Право на социальное обеспечение 157
§ 6. Право на жилище 159
§ 7. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь 160
§ 8. Право на образование 161
§ 9. Свобода творчества 162
§ 10. Право на участие в культурной жизни 163
Глава 14. Конституционные гарантии прав и свобод 164
I. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина 164
§ 1. Защита прав и свобод - обязанность государства 164
§ 2. Самозащита прав и свобод 165
§ 3. Судебная защита 165
§ 4. Международная защита 166
§ 5. Возмещение вреда 166
§ 6. Неотменяемость прав и свобод 167
§ 7. Возраст 167
II. Конституционные гарантии правосудия 168
§ 1. Гарантии подсудности 168
§ 2. Право на юридическую помощь 168
§ 3. Презумпция невиновности 169
§ 5. Недействительность незаконно полученных доказательств 170
§ 6. Право на пересмотр приговора 170
§ 7. Гарантия от самообвинения 170
§ 8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью 170
Глава 15. Конституционные обязанности человека и гражданина 172
§ 1. Равенство обязанностей 172
§ 2. Соблюдение Конституции и законов 172
§ 3. Уважение прав и свобод других лиц 172
§ 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях 173
§ 5. Получение основного общего образования 173
§ 6. Забота о памятниках истории и культуры 173
§ 7. Уплата налогов и сборов 174
§ 8. Сохранение природы и окружающей среды 174
§ 9. Защита Отечества 174
Глава 16. Гражданство 177
§ 1. Понятие гражданства 177
§ 2. Двойное гражданство 178
§ 3. Гражданство и брак 179
§ 4. Приобретение гражданства 180
§ 5. Прекращение гражданства 182
§ 6. Государственные органы по делам гражданства 183
§ 7. Правовое положение иностранцев 184
§ 8. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев 185
§ 9. Право на политическое убежище 187
Раздел V. Федеративное устройство 188
Глава 17. Общие положения 188
§ 1. Понятие и формы государственного устройства 188
§ 2. Исторические этапы российского федерализма 190
§ 3. Общая характеристика современного российского федерализма 193
Глава 18. Конституционно-правовой статус Российской Федерации 194
§ 1. Состав субъектов Федерации 194
§ 2. Территория Российской Федерации 195
§ 3. Государственный язык 196
§ 4. Таможенная, денежная и налоговая системы 197
§ 5. Предметы ведения Российской Федерации 197
§ 6. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов 199
§ 7. Правовая система Российской Федерации 200
§ 8. Организация исполнительной власти 201
§ 9. Единая судебная власть и прокуратура 202
§ 10. Основания для федерального вмешательства в права субъектов Федерации 202
§ 11. Участие в межгосударственных объединениях. Содружество Независимых Государств 204
§ 12. Государственные символы 206
Глава 19. Субъекты Российской Федерации 207
§ 1. Правовой статус субъектов РФ 207
§ 2. Особенности правового статуса республик 212
§ 3. Особенности правового статуса автономий 214
Раздел VI. Органы государственной власти в Российской Федерации 217
Глава 20. Общая характеристика органов государственной власти 217
§ 1. Понятие органа государственной власти 217
§ 2. Классификация органов государственной власти 219
§ 3. Федеральные органы государственной власти с особым статусом 221
Глава 21. Избирательная система и референдум Российской Федерации 224
§ 1. Значение выборов в демократическом государстве 224
§ 2. Понятие избирательной системы и избирательного права 225
§ 3. Система правовых актов о выборах и референдуме 226
§ 4. Принципы избирательного права (избирательной системы) 227
§ 5. Международно-правовые стандарты 230
§ 6. Проведение выборов (избирательный процесс) 231
§ 7. Референдум 243
§ 8. Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации 249
Глава 22. Президент Российской Федерации 253
§ 1. Положение Президента РФ в системе органов государственной власти 253
§ 2. Порядок избрания Президента РФ. Прекращение его обязанностей 258
§ 3. Полномочия Президента РФ 263
Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 275
§ 1. Исторические корни принципа народного представительства 275
§ 2. Федеральное Собрание в системе органов государственной власти Российской Федерации 276
§ 3. Структура Федерального Собрания. Состав палат 279
§ 4. Порядок выборов депутатов Государственной Думы 281
§ 5. Формирование Совета Федерации 288
§ 6. Внутренняя организация палат. Регламенты 290
§ 7. Компетенция Федерального Собрания 305
§ 8. Порядок принятия федеральных законов 329
§ 9. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации 343
Глава 24. Правительство Российской Федерации 355
§ 1. Общая характеристика роли исполнительной власти 355
§ 2. Правительство Российской Федерации в системе органов государственной власти 356
§ 3. Состав, формирование и отставка Правительства РФ 360
§ 4. Компетенция Правительства РФ 368
§ 5. Порядок деятельности Правительства РФ 372
§ 6. Акты, издаваемые Правительством РФ 377
§ 7. Ведущие министерства и ведомства 379
Глава 25. Судебная власть 392
§ 1. Общая характеристика организации и функций судебной власти 392
§ 2. Конституционно-правовой статус судей 399
§ 3. Конституционный Суд Российской Федерации 403
§ 4. Верховный Суд Российской Федерации 414
§ 5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 417
§ 6. Прокуратура Российской Федерации 421
Глава 26. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации 428
§ 1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов РФ 428
§ 2. Органы исполнительной власти 433
§ 3. Органы законодательной власти субъектов РФ 443
§ 4. Органы судебной власти 449
Раздел VII. Местное самоуправление 452
Глава 27. Организация местного самоуправления 452
§ 1. Конституционно-правовые основы 452
§ 2. Органы и должностные лица местного самоуправления 458
§ 3. Формы прямого волеизъявления граждан 460
§ 4. Финансово-экономическая основа местного самоуправления 462
§ 5. Гарантии местного самоуправления 464
§ 6. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления 465
Раздел VIII. Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ 467
Глава 28. Общие положения 467
§ 1. Теоретические основы учредительной власти, правомочной изменять конституцию 467
§ 2. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ 469
§ 3. Изменение состава Российской Федерации и наименований субъектов РФ 471
Предисловие
Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающего приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.
Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит "войти в политику" и почувствовать дыхание истории. Исходя из этой необходимости, автор излагает материал в тесной - явной или скрытой - связи с политическими реалиями нашего времени, без чего конституционное право выглядит как сухая догма.
Как учебная дисциплина конституционное право России только складывается. Кафедры и преподаватели различных вузов выдвигают собственные программы и руководствуются своими теоретическими подходами. Это имеет положительное значение, ибо расширяет веер предложений для студентов и порождает импульсы для общего развития конституционно-правовой науки. Автор настоящего учебника исходит из факта создания в России нового конституционного права, опирающегося на принципы демократического правового и социального государства. Такой подход исключает марксистско-ленинскую трактовку государства как "машины классового господства". Конституционное право в нашей стране воспринимает многие категории дореволюционного российского права и в то же время - опыт развития передовых демократических государств мира. Поэтому, по возможности, автор ведет повествование в сравнительно-правовом плане, знакомит студентов с господствующими представлениями, сложившимися в мировой теории.
Разрабатывая концепцию данного учебника, автор пришел к выводу о необходимости вести преподавание курса конституционного права России с учетом двух важных факторов. Во-первых, в связи с коренным изменением характера и природы конституционного права на первое место в нем вышла регламентация прав и свобод человека, а следовательно, изложение этих прав и свобод должно осуществляться в учебнике не в общем плане, а конкретно и подробно, т. е. с характеристикой каждого конституционного права. Такой подход, помимо его прямого прагматического значения, призван помочь студентам в понимании того, что механизм государства при всей его важности все же вторичен, ибо призван в первую очередь охранять и обеспечивать права и свободы граждан.
Во-вторых, учебник должен учить не только общим категориям и понятиям конституционного права, но и самому этому праву. А следовательно, студент должен получать из него знание законов и других источников конституционного права. Автору известно, что не все преподаватели конституционного права разделяют такой подход к курсу и учебнику, но уверен, что любознательные студенты его одобрят. Учебник вообще рассчитан на углубленное изучение конституционного права России, на творческое усвоение этой сложной науки. Этому в значительной степени призвано способствовать изучение введенной в учебник судебной практики, т. е. постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, в огромной степени влияющих на конституционно-правовую динамику.
При написании учебника автор учитывал, что курс конституционного права читается в вузах после курса теории государства и права. Это позволяет уйти от рассмотрения многих общетеоретических вопросов права, хотя они и тесно связаны с конституционным правом. Эта связь, столь важная для формирования юридического мировоззрения, должна быть понята, если, разумеется, теория государства и права преподавалась с демократических позиций.
Автор написал основную часть этого учебника еще в 1994 г. Эта часть вошла в учебник, изданный в 1996 г. совместно с проф. Б. Н. Габричидзе. В нынешнем, переработанном издании все главы написаны автором самостоятельно с учетом новых правовых актов, принятых в последнее время. Законодательство и другие источники даны в учебнике по состоянию на 15 сентября 1997 г.
Раздел I. Основы теории конституционного права
Глава 1. Понятие, роль и предмет конституционного права как отрасли права
§ 1. Понятие и роль
Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл конституционного права.
Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование (не обязательно исторически, но логически последовательно) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения соприкасаются не только с индивидуальными проявлениями свободы человека, но и с коллективными действиями людей через политические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда острый интерес к развитию конституционного права со стороны самых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институтов и норм. Это особенно свойственно нынешнему положению в России, когда происходит трудный, подчас мучительный переход от тоталитаризма к свободному гражданскому обществу.
Как и любая отрасль права, конституционное право имеет свой предмет. Уяснение его необходимо для того, чтобы выявить специфику правового регулирования, а значит -составить понятие о содержании, назначении и целях данной отрасли права, ее отличии от других отраслей. Определение предмета конституционного права требует большой точности, поскольку в этой отрасли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть как раз максимально ограниченной, имея только самый необходимый набор полномочий в интересах людей.
Это, однако, не означает, что государство должно быть организовано как можно проще, примитивнее. В результате длительного исторического процесса цивилизованное сообщество осознало, что организация власти требует разумного распределения ее по вертикали и горизонтали, создания многих сложных институтов - демократических представительных органов народовластия, эффективной, хотя и подчиненной закону, исполнительной власти, независимого суда, местного самоуправления, четких принципов взаимодействия между ними. Ничего более ценного, чем это взаимодействие многочисленных звеньев государственной власти, человечество не придумало, твердо отвергнув существовавшую на определенном историческом этапе в ряде стран абсолютную и тоталитарную власть. В то же время общество повсеместно столкнулось с) тяжелой проблемой, свойственной даже демократической Системе власти, - ее бюрократизацией и злоупотреблениями должностных лиц. Эти и многие другие сложные проблемы организации государственной власти постоянно находятся в центре внимания конституционного права, которое определяет своеобразные "правила игры" в политике и государстве и подчиняет власть народному волеизъявлению.
В тоталитарном обществе роль конституционного права ограничивается формальным, застывшим существованием, она ничтожна, ибо вся реальная власть находится в одних руках и осуществляется диктаторскими приемами. Но в демократическом государстве это право непрерывно развивается, испытывая влияние политической динамики и влияя на эту динамику. Это особенно характерно для современной России, в которой происходит переход общества от тоталитаризма к демократии. Конституционное право здесь, будучи само объектом реформ, создает необходимые условия для гражданского мира и согласия, сдерживая борьбу за власть различных политических, в том числе и экстремистских, и реставраторских сил в рамках цивилизованных правил поведения. Роль этой отрасли права постоянно возрастает также потому, что в российском обществе еще не сложились общепризнанные стереотипы политической культуры и политической этики, недостаточно развиты механизмы формирования и выявления общественного мнения.
Конституционное право - юридическая основа демократии, ее закрепление и мера. Демократия - широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное право призвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, поскольку современная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.
Некоторые институты конституционного права как бы непосредственно выражают народовластие, и тогда даже употребляются термины "представительная демократия", "парламентская демократия", "политическая демократия". Демократической сущностью проникнуты и другие институты - институт основных прав и свобод граждан, принципы судопроизводства, основы федерализма и т. д. В демократическом государстве конституционное право создает специальные гарантии против опасности сползания к тоталитаризму; определенные нормы и институты, регулирующие, например, правовое положение средств массовой информации, прямо направлены против использования СМИ в антидемократических целях.
§ 2. Предмет
Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:
А) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством);
Б) устройства государства и государственной власти (властеотношения).
А) Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых складываются правовой статус человека, его основные права и свободы. В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степени отвечает этому пониманию.
Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей человека - по отношению к другим людям и к государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы предупредить злоупотребления ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гарантии, оно учреждает такое государство, которое, не превращаясь в "ночного сторожа" свободы, берет на себя обязанность создать условия для благополучия людей; в сущности, этому подчинено все устройство государственной власти.
Некоторые российские ученые полагают, что предметом конституционного права являются "отношения человека с обществом", "закрепление основ общественного строя", установление "принципов гражданского общества". Эти подходы являются скорее данью традиции со времен, когда в условиях тоталитаризма признавалось государственное руководство обществом. Но в подлинно гражданском обществе, которое сейчас складывается в России, это становится невозможным: гражданское общество независимо от государства и стоит над ним, оно строится на признании свободы и инициативы человека и объединений людей как в политической, так ив экономической областях.
Право регулирует только небольшую часть общественных отношений, в то время как большая их часть является предметом саморегуляции на основе морали и общественной самоорганизации.
Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация экономики, политическая система, социальные отношения и т. д. Демократическое государство не может устанавливать социалистический или капиталистический общественный строй, т. е. поддаваться тому или иному идеологическому давлению, поскольку в любом случае это будет навязыванием желания одной части населения другой. Иное дело, что государственная политика может иметь ту или иную социально-экономическую направленность в зависимости от того, какие политические силы окажутся у власти в результате свободных выборов. Но и при таких условиях конституционным путем нельзя ликвидировать или изменить права и свободы граждан.
В вопросе о регулировании конституционным правом "основ общественного строя" зарубежная правовая мысль весьма неоднородна. В странах, где действуют старые конституционные акты (США, Великобритания и др.), на подобного рода "основы" нет и намека, а потому, вероятно, и в науке, следующей по пути либерализма, почти не встречаются рассуждения по этому поводу. Общественный строй здесь если и определяется, то категориями свободы, демократии, справедливости, прав человека и соответствующими функциями государства.
Но в странах, где конституции принимались после второй мировой войны и под сильным нажимом левых сил (Франция, Италия, Португалия и др.) в текстах основных законов появились разделы об "экономическом строе", "социально-этических отношениях" и т. д. Они, однако, никак не поколебали институт естественных прав и свобод человека и сводятся к определению экономических и социальных функций государства (содействовать образованию, охране здоровья, создавать условия для благосостояния людей и т. д.). Это, следовательно, все та же сфера взаимоотношений человека и государства с безусловным приоритетом свободы человека и установлением пределов обязанностей государства.
Модель нового российского конституционного права в рассматриваемом вопросе занимает как бы промежуточное положение. Из Конституции 1993 г. изъят (в отличие от предыдущей Конституции) раздел об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и социальные функции государства, подчиненные главной цели: охране и содействию реализации прав и свобод человека. Это объясняется тем, что Конституция создавалась под сильным влиянием идей социального либерализма и социал-демократии. Таким образом, из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять принципы гражданского общества. Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям. Собственно же гражданское общество в главном остается свободным от государственного регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизненных идеалов и собственных путей к счастью.
В нынешний, переходный период гражданское общество в России еще не утвердилось, и у населения нет навыков свободы, инициативы и самоорганизации, поэтому по инерции сохраняется большая регулирующая роль государства в обществе. Но со временем, если реформы будут успешно продолжаться и общество трансформируется в подлинно гражданское, роль государства будет коренным образом меняться в сторону ее снижения, правовое регулирование в ряде сфер общественной жизни уступит место саморегулированию и инициативе свободных людей.
Б) Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти и управления, но и регламентацию широкого круга отношений между ними. Органы государственной власти и управления, несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должны составлять единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе. Конституционное право составляет исходную точку развития властно-правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государственных органов, но при отсутствии внутреннего единства способно породить разлад в их действиях, конституционные кризисы и хаос в государственной жизни.
Эта системообразующая функция конституционного права- требует от него четкого закрепления объема полномочий, задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции, форм деятельности и т. д.
§ 3. Конституционное право или государственное право? Спор о терминах
Как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой нами отрасли права используются оба эти термина. Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще всего в традиции. В США и Франции, например, используется термин "конституционное право", а в Германии, тоже демократическом правовом государстве, - "государственное право". В России в дореволюционный период использовались оба названия, хотя собственно конституции в стране не было, что вызывало спор о терминах. После 1917 г. название "государственное право" стало более распространенным, скорее всего, из-за малозначительной и формальной роли социалистических конституций и тотального огосударствления общественной жизни.
В современных условиях большинство российских исследователей склоняются к замене традиционного названия на "конституционное право". В этом видят своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии.
§ 4. Социальная природа российского конституционного права
Марксистская теория государства, долгие годы господствовавшая в нашей стране, навязывала классовое понимание государства и права, считая сущностью конституционного права закрепление диктатуры или "ведущей роли" одного класса. Тоталитарное государство таковым и было. Но демократическое государство не может быть классовым, ибо демократия и классовые привилегии несовместимы. Поэтому в наше время стало бессмысленным выявлять "классовую сущность" конституционного (государственного) права, как это делалось марксистско-ленинской наукой в тоталитарный период. В нынешнем российском обществе, постепенно приобретающем черты современной цивилизации, существуют различные классы, и все граждане, независимо от социального положения, пользуются равными правами и возможностями.
Поэтому природа конституционного права, как и всего российского права в целом, состоит в социальном плюрализме, т. е. в возможности для всех классов и слоев общества в равной мере участвовать в формировании органов государства и влиять на его политику. Это влияние оказывается на основе конституционно-правовых институтов, через средства массовой информации, политические права, общественные объединения и лоббистские организации. Конституционное право закрепляет права этих объединений граждан, создавая условия для постоянного контроля общественностью деятельности государственных органов, что в сочетании с демократическими правилами их избрания должно исключить возможность использования власти в эгоистических интересах отдельных социальных групп или слоев.
Социальный плюрализм, следовательно, есть антипод классовому пониманию сущности государства и права, насаждавшемуся марксизмом-ленинизмом. Новое понимание социальной природы конституционного права соответствует теории правового государства, общепризнанным принципам демократии. Наше общество возвращается к такому пониманию государства, которое представляет собой своеобразный общественный договор между людьми. Этот договор наделяет государственную власть определенными полномочиями по принуждению к соблюдению норм права, но требует от государства не забывать, что эти полномочия оно получило от людей и обязано осуществлять их в интересах людей. Только народ может быть источником власти - с этой простой, но возвышенной истины и начинается конституционное право каждой демократической страны.
Реалистический подход к выявлению социальной природы конституционного права весьма важен для уяснения роли этой отрасли права как регулятора социальных и политических отношений в обществе. Эта роль не сводится к подавлению социальной, экономической или политической борьбы в обществе, как это свойственно тоталитарному государству. Классы, социальные группы и слои, а также их объединения, реализуя свою свободу, вправе сами определять свои социальные позиции и свое социальное поведение в рамках конституционной законности. Но эти рамки надо установить, что как раз и является одной из функций конституционного права. Социально-регулятивная роль этой отрасли права состоит в том, чтобы не допустить насильственного захвата власти каким-либо экономически сильным или социально активным классом, группой или слоем населения, злоупотреблений средствами массовой информации со стороны разного рода экстремистов, пропаганды насилия, войны, аморальных идей.
Роль социального регулятора крайне сложна, поскольку конституционное право строится на принципах равноправия всех людей, закрепления их свободы независимо от классов и социальных слоев. Но именно эта роль присуща конституционному праву, заложена в его основные принципы и нормы. Оставаясь бесклассовым, оно регулирует отношения между классами и социальными слоями, предлагая им цивилизованную правовую основу социального мира и согласия, исключающую необходимость прибегать к насилию и взаимоистреблению.
§ 5. Конституционно-правовые отношения и нормы
Как уже отмечалось, в сферу конституционного права попадает только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объему эти отношения весьма важны. Более того, оставаясь только частью гражданского общества, государство постоянно расширяет свое вмешательство в общественную жизнь. Это происходит не только из-за политических устремлений оказывающихся у власти тех или иных общественных сил, но и по причине объективно обусловленного усложнения экономических, политических и социальных отношений, возникновения все новых препятствий на пути общественного прогресса (рост преступности, падение нравов и духовности, угроза экологической катастрофы, опасности, связанные со злоупотреблениями научно-техническими открытиями, и др.).
Отсюда усиливающийся соблазн решать общественные проблемы авторитарными методами, тенденция сползания к тоталитаризму, тем более что в нынешнем российском обществе существуют откровенно антидемократические политические силы. Конституционное право должно быть непреодолимой преградой для этих тенденций, ни при каких условиях не утрачивая своего главного назначения: охранять свободу людей, создавая определенный общественный порядок и условия для их благополучия.
Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.
Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции Российской Федерации: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Ясно, что эта норма не порождает конкретного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как самое общее указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отношению к власти, и в этом - высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.
Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за нарушение предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимоотношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органа конституционной юстиции.
Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Собственно, они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права. Главным из субъектов конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без оного. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих отношениях, обладая правом потребовать от государства через соответствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для определенных лиц может дополняться специальной правосубъектностью.
Люди выступают субъектами конституционных правоотношений не только индивидуально, но и через свои добровольно созданные объединения: политические партии, общественные организации, собрания избирателей и др.
Субъектом выступает народ, например, когда проводится всенародное голосование или формулируется источник принятия Конституции: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации...". Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого понятия. В прошлом тоталитарные режимы постоянно вводили в свои конституционные документы термин "народ", изображая себя выразителями его интересов, а на деле проводя массовые репрессии и нарушения прав.
Далее, субъектами выступают государства: Российская Федерация, республики, входящие в Россию, а также субъекты Федерации (особенности их правового положения будут рассмотрены в последующих разделах), т. е. края, области, города федерального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д. Таким образом, субъектами являются главы государств (Федерации и республик), главы правительств, парламенты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотношения с народом.
Со спецификой конституционных правоотношений неразрывно связана и специфика конституционно-правовых норм. Выше говорилось о том, что ряд этих норм представляют собой нормы-декларации. Но большинство из них содержит конкретные общеобязательные правила поведения и предполагает или прямо указывает на возможность принудительного обеспечения. В них часто можно выделить обычные структурные элементы всякой правовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это затрудняет технико-нормативистский анализ многих конституционных правоотношений, заставляя юристов логически выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких норм. Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими нормами правоотношения не приводят к конфликтам или достаточно надежно обеспечиваются нормами политической морали.
Как и в других отраслях права, по характеру предписания конституционно-правовые нормы бывают:
императивными, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конституции РФ): "Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия";
диспозитивными, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ): "Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации...". Или (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ): "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации".
Некоторые авторы работ по конституционному праву рассматривают связывание и дозволение как проявление различных приемов и способов правового воздействия на общественные отношения, совокупность которых образует метод конституционно-правового регулирования. Но для такого вывода нет достаточных оснований, поскольку обязывание и дозволение свойственны нормам практически всех отраслей права и, следовательно, никакой специфики конституционного права не выражают. А это лишает смысла и вывод о якобы специальном методе конституционно-правового регулирования.
Можно провести, как это делают некоторые исследователи, разграничение норм конституционного права по различным другим критериям (по содержанию, территории действия и др.), но такая классификация лишь в небольшой степени способствует выявлению внутренней структуры права или воли законодателя в связи с ясным закреплением этой воли в самой норме.
Группа правовых норм, объединенных известной общностью конкретной цели или сферы регулирования, образует правовой институт. Такими институтами, например, являются личные права и свободы граждан, избирательное право, парламент и т. д. Понятие правового института не может быть очень четким, поскольку границы между институтами условны и весьма подвижны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов. Например, норма ст. 111 Конституции РФ: "Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы" является обязательной принадлежностью института президентских прерогатив, института парламентских полномочий и института исполнительной власти. Следовательно, правовой институт в большей мере операционалистское понятие, хотя и основан на объективно существующей внутренней структуре права.
§ 6. Конституционное право и политическая система
Эти два понятия тесно связаны между собой. Государство - составная часть политической системы, в которую входят также политические институты и учреждения (партии, общественные организации с политическими целями, группы давления). Государственные органы формируются и функционируют в тесном взаимодействии с другими компонентами политической системы, поскольку эта система выражает политические отношения в обществе, связанные с властью (ее достижением, удержанием или использованием).
Конституционное право и политическая система - это не одно и то же. Правовые отношения - только часть политических отношений, однако часть центральная. Институт гражданских прав и свобод, например, создает решающее условие для деятельности политических организаций, их борьбы за власть. Право устанавливает механизм власти, в рамках которого выражают себя основные политические силы. Наконец, через нормы конституционного права реализуется определенный общественный консенсус, в котором заинтересованы все конструктивные субъекты политических отношений. Легитимность власти нужна всем, кто всерьез думает о ее завоевании.
Но конституционное право все же не дает полного ответа на вопрос о том, кто и как правит в той или иной стране. Нормы этого права сами по себе как бы безжизненны, они оживают только тогда, когда входят в соприкосновение с политической динамикой. О некоторых правовых нормах участники политических баталий иногда не вспоминают годами, но когда возникает острая политическая ситуация, забытая норма играет спасительную роль, удерживая стороны от внеправовых приемов. Довольно часто в истории бывало и так, что политический режим превращал конституционное право в пустую формальность. Поэтому изучение конституционного права должно дополняться изучением политической системы во всей ее сложности, т. е. науки политологии.
Понятия государственного строя и политической системы часто синтезируют в понятие "политический строй". Это не юридическое понятие, оно может использоваться только в публицистике.
Важнейший элемент конституционного права - форма правления. Хотя она далеко не безразлична для участников политических отношений, все же не отражает конкретных методов и способов отправления власти, которые в своей совокупности образуют политический режим. В стране могут быть все атрибуты демократической государственности: провозглашенные права и свободы, парламент, президент, ответственное правительство, но если политический режим представляет собой грубую диктатуру, то демократические институты превращаются в фикцию. Формы правления, таким образом, будь то парламентская республика или парламентарная монархия, президентская республика или конституционная монархия, сами по себе не свидетельствуют о большей или меньшей демократии.
Об этом также не свидетельствует политическая система, которая может строиться и на многопартийности, и на традициях политической культуры и т. д., но по существу только обслуживать фактическую диктатуру. Только однопартийная политическая система всегда и безусловно антидемократична.
Известны три основных вида политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный.
Демократический режим характеризуется соблюдением конституционной законности, наличием реальной возможности для всех граждан пользоваться своими правами и свободами во всей их полноте, многопартийностью, свободной прессой, отсутствием узаконенной дискриминации, независимым правосудием и т. д.
Демократический режим способствует превращению конституционного права в прочный каркас общественного порядка и реальную гарантию развития политической динамики без применения насилия.
Авторитарный режим подчиняет конституционный механизм принятия государственных решений олигархии, концентрирует власть в руках фактического диктатора, расширяет исполнительную власть, делая ее бесконтрольной и неподотчетной. Устанавливается контроль за поведением всех слоев населения, гражданские права и свободы сводятся на нет. В этом случае конституционный порядок сменяется неограниченным чрезвычайным или военным положением, режим опирается на вооруженные силы.
Тоталитарный режим сопровождается грубыми репрессиями, контролем над мыслями, полной ликвидацией оппозиции и свободной прессы. Сверхцентрализация власти порождает вождизм, фактическую ликвидацию парламентских учреждений и независимого суда. Конституционное "право" при таком режиме лишь оформляет диктатуру одной партии.
Указанные три основных вида политического режима не являются исчерпывающими, и существует множество промежуточных видов. Но в любом случае они оказывают большое влияние на конституционное право, определяя степень реальности его норм.
Политическая система тесно взаимодействует с избирательной, которая устанавливается конституционным правом. Как правило, избирательная система приспосабливается к партийной системе (двух-, многопартийной), отказывая в поддержке малым партиям, создавая скрытые привилегии для крупных, закрепляя возможность для заключения межпартийных блоков на выборах и т. д. Но избирательная система не только сама приспосабливается, но и оказывает влияние на партийную систему, заставляя порой малые партии покидать политическую арену из-за бесперспективности проведения своих кандидатов в представительные органы. Конституционное право регулирует определенные стороны деятельности политических партий и общественных организаций, например, их финансы.
Наконец, характер политической системы накладывает отпечаток на внутреннюю организацию парламентов, правительств, местных органов государственной власти. Конституционное право, кроме того, регулирует деятельность лоббистских организаций в парламентах.
Существуют и другие формы взаимодействия конституционного права с политической системой, они в немалой степени определяют политическую динамику в каждой стране, объясняют причину глубокой заинтересованности всех политических сил в развитии конституционного права.