Прокурор в арбитражном процессе не пользуется правом. Участие прокурора в арбитражном процессе

Главная / Суд

Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральская государственная юридическая академия

Институт юстиции

Кафедра прокурорской деятельности

Доклад по дисциплине: «Прокурорский надзор»

По теме: «Участие прокурора в арбитражном процессе»

Студента 4-го курса

Смирнова Михаила Григорьевича

Проверила: доцент, к.ю.н.

Потапова Лариса Валерьевна

Екатеринбург 2012

Введение

1.Участие прокурора в арбитражном процессе основные положения

Анализ некоторых положений Постановления Пленума ВАС от 23.03.2012 №15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе

Заключение

Список литературы

Введение

На сегодняшний день прокуратура остается одним из основных механизмов обеспечения соблюдения Конституции РФ, и провозглашенных ею прав и свобод человека и гражданина, принципов и основ законности и правопорядка. Сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация в нашей стране диктует необходимость такого вмешательства со стороны государства в целях оказания позитивного воздействия на сферу экономических правоотношений. Эту роль и выполняют органы прокуратуры, осуществляя обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Исполняя обязанность прокуратуры за соблюдением законов в экономической сфере (в частности: надзор за исполнением законодательства о собственности, законодательства о предпринимательстве, законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий, законодательства о банках и банковской деятельности, законодательства о налогах, земельного законодательства, инвестиционного законодательства и т.д.), работники прокуратуры обязаны осуществлять защиту прав граждан либо публичных интересов путем подачи искового заявления в порядке предусмотренным арбитражным законодательством.

Участие прокурора в арбитражном процессе является актуальной темой для изучения, в марте 2012 года вышло постановление Пленума Высшего Арбитражного суда «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», регламентирующих спорные вопросы, касающихся участия прокурора в арбитражном процессе.

В данной работе будут рассмотрены вопросы участия прокурора в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорных инстанций. Кроме того будет произведен краткий обзор вышеуказанного постановления Пленума ВАС.

1. Участие прокурора в арбитражном процессе основные положения

прокурор арбитражный конституция

Участие прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами, регулируется: разделом IV ФЗ «О прокуратуре РФ»; АПК РФ (ст. 52 и др.); федеральными законами; нормативными правовыми актами Генеральной прокуратуры; актами Высшего Арбитражного Суда РФ.

Правом направления обращения в арбитражный суд наделен ограниченный круг прокуроров: Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, прокуроры или заместители прокуроров субъектов Российской Федерации, а также приравненные к ним прокуроры и их заместители. Данный перечень является исчерпывающим; прокурору, который не вправе обращаться в арбитражный суд, отказывается в приеме заявления, при выявлении же этого факта в процессе разбирательства арбитражный суд прекращает производство по делу. Согласно п.18 Постановления Пленума ВАС от 23.03.2012 Полномочия прокурора на обращение в арбитражный суд (часть 2 статьи 52 АПК РФ) не могут быть переданы по доверенности иным лицам.

Прокурор участвует в деле на основании служебного удостоверения. Иные работники прокуратуры участвуют в деле на основании служебного удостоверения и доверенности, оформленной в соответствии с федеральным законом и подписанной прокурором.

Тем не менее, некоторые особенности данного направления надзора необходимо знать всем прокурорским работникам, поскольку Генеральный прокурор РФ возложил ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов исковых заявлений не только на подразделения прокуратур субъектов Российской Федерации, обеспечивающих участие прокурора в арбитражном процессе, но и на прокуроров районов (городов).

Участие прокурора в арбитражном процессе осуществляется путем реализации предоставленных ему законом прав как на обращение в арбитражный суд, так и на вступление в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

с заявлением об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Надо отметить, что арбитражному суду также подведомственно рассмотрение заявлений прокуроров о признании недействительными актов, адресованных конкретным лицам или группе лиц по мотивам противоречия их закону и нарушения ими прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан-предпринимателей;

с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации или доля участия муниципальных образований;

с иском о применении последствий недействительности сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации или доля участия муниципальных образований.

Положение прокурора в арбитражном процессе сходно с его процессуальным положением при участии в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции.

Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Вместе с тем положение прокурора в арбитражном процессе имеет свои особенности:

прокурор не обязан принимать предусмотренные законом для хозяйствующих субъектов меры к непосредственному урегулированию спора;

исковое заявление прокурора не оплачивается государственной пошлиной, а сам прокурор освобождается от обязанности по уплате судебных расходов;

к прокурору не может быть предъявлен встречный иск;

прокурор не может закончить процесс, заключив мировое соглашение.

Прокурор вправе отказаться от предъявленного им иска, однако это не лишает истца, если он участвует в деле, права требовать рассмотрения дела по существу.

При обращении в арбитражный суд в порядке части 1 статьи 52 АПК РФ, а также при обжаловании судебных актов прокурор обязан соблюдать требования к форме и содержанию обращений в арбитражные суды, предусмотренные Кодексом (статьи 125, 193, 199, 209, 263, 274, 294 АПК РФ).

Применительно к статье 125 АПК РФ прокурор в исковом или ином заявлении обязан обосновать наличие у него полномочий по обращению в арбитражный суд, а по делам, названным в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 АПК РФ, - указать публично-правовое образование, в интересах которого предъявляется иск, и уполномоченный орган, действующий от имени публично-правового образования. В случае несоблюдения этих требований арбитражный суд оставляет заявление без движения в соответствии со статьей 128 АПК РФ.

О значении рассматриваемой деятельности прокурора говорилось в предыдущей главе, теперь же уместно было бы сказать о факторах, приводящих к необходимости участия прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами. К ним относятся:

негативные социально-экономические последствия поспешной и хаотичной приватизации значительной части государственной собственности небольшой группой монополистов;

массовые уклонения субъектов предпринимательской деятельности от налогообложения;

несостоятельность политики отстранения государства от управления социально значимыми объектами государственной собственности, приведшей к росту социальной напряженности в обществе;

неполнота и противоречивость законодательного регулирования экономических отношений;

преувеличение роли рынка как стихийного регулятора экономических отношений и игнорирование социальных проблем общества;

отсутствие эффективного механизма, обеспечивающего защиту государственных и общественных интересов в деятельности контролирующих органов и др.

На мой взгляд, можно выделить случаи, когда участие прокурора в арбитражном процессе однозначно необходимо:

Когда есть объективные основания полагать, что реагирование в иной форме - внесение представления или принесение протеста - не повлечет своевременного и полного устранения нарушений законности.

Для предотвращения вреда государственным или публичным интересам путем принятия арбитражным судом по заявлению прокурора мер по обеспечению иска, если органы или должностные лица, допустившие нарушения закона, отказываются принять меры по добровольному устранению правонарушения и его последствий.

В случаях, когда прокурор не участвовал в рассмотрении дела в суде первой инстанции по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, он вправе вступить в дело при его рассмотрении судом апелляционной или кассационной инстанции, подать апелляционную или кассационную жалобу. Кроме того, согласно ст. 292 АПК РФ прокурор вправе подать представление о пересмотре судебных актов в порядке надзора по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Анализ некоторых положений Постановления Пленума ВАС от 23.03.2012 №15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе"

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд не только с исками (заявлениями), указанными в ст. 52 АПК РФ, но и, например, с требованием о ликвидации организации, неоднократно или грубо нарушившей исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, а также с требованием о сносе самовольной постройки в целях защиты публичных интересов. Если прокурор обращается с заявлением по делам, не предусмотренным федеральным законом, то суд прекращает производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Прокурор может заявить иск о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной госорганами, органами местного самоуправления, унитарными предприятиями, госучреждениями, а также организациями, в уставных капиталах (фондах) которых участвует государство. В этой ситуации начало течения срока исковой давности определяется по правилам гражданского законодательства, как если бы за судебной защитой обращалось само лицо, право которого нарушено.

Прокурор вправе оспаривать ненормативный правовой акт как не соответствующий закону, только если он нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Если же заявление будет предъявлено прокурором в интересах конкретного лица (лиц), в отношении которого акт принят, то суд прекращает производство по делу об оспаривании ненормативного правового акта. В таком случае заинтересованное лицо вправе самостоятельно обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Разъяснения Пленума ВАС РФ относительно оспаривания ненормативных правовых актов применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.

Заключение

В связи с вышесказанным, необходимо:

стремиться к высокому уровню эффективности прокурорской деятельности в рассматриваемой области;

совершенствовать законодательство о полномочиях прокуроров в арбитражном процессе;

укреплять правовые начала предпринимательства, обеспечивать реальный механизма защиты нарушенного права;

повышать уровень правовой грамотности субъектов предпринимательской деятельности с одной стороны и сотрудников прокуратуры с другой стороны;

изучать, анализировать и постепенно решать вопросы, возникающие в процессе осуществления арбитражного судопроизводства;

проводить грамотную, целесообразную и непротиворечивую законотворческую деятельность в рассматриваемой области и т.д.

В заключении необходимо сказать, что право на судебную защиту, является важнейшим механизмом отстаивания нарушенных прав в любом демократическом государстве. Поэтому государство и общество должны уделять огромное внимание такому институту, как участие прокурора в арбитражном судопроизводстве. Это должно выражаться в постоянном изучении и анализе практических и теоретических сторон вопроса, совершенствовании научного подхода к основным положениям и понятиям заданной темы. Это, на мой взгляд, во-первых, будет способствовать развитию юридической науки, во-вторых, постепенному решению возникающих проблем российского судопроизводства, и, в-третьих, о чем уже говорилось выше, повышению уровня правовой грамотности и правосознания граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Прокурорский надзор, Учебник/Винокуров Ю.Е. Москва 2006.

Денисова А. Пленум ВАС РФ разъяснил спорные вопросы об участии прокурора в арбитражном процессе // СПС КонсультантПлюс. 2012.

Трикс А.В. Справочник прокурора. Спб.: Питер Пресс, 2007.

А.А. Власов, В.М. Простова, Актуальные вопросы участия прокурора в арбитражном судопроизводстве. // Юрист // № 5, 2001 г., стр. 34.

Арбитражный процесс: Учебник, В.В. Ярков "Инфотропик Медиа", 2010

Федеральный закон «О прокуратуре» от 17.01.1992г. №2202-1

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002

Приказ Генпрокуратуры России от 25.05.2012 N 223 "Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе"

Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе"

Ряд направлений, по которым прокурорам следует предъявлять иски, отмечен в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 24 октября 1996 г. № 59 «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе». Участие прокуроров в арбитражном процессе в данном приказе рассматривается Генеральной прокуратурой РФ как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятельности. Поэтому предлагается использовать обращение с исками в арбитражные суды в целях оперативного и реального пресечения и устранения правонарушений, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и затрагивающих государственные и общественные интересы, а также для возмещения причиненного ущерба, привлечения виновных к установленной законом ответственности.

Согласно п. 2 данного приказа при решении вопросов о подготовке и предъявлении исков предлагается считать безусловно необходимым вмешательство прокурора для защиты государственных и общественных (публичных) интересов в случаях:

  • выявления правонарушений, для устранения которых законодательство обязывает прокурора обратиться с иском (по делам приватизации, несостоятельности);
  • занятия запрещенными видами деятельности либо занятия коммерческой деятельностью, на осуществление которой необходимо специальное разрешение (лицензия), когда оно отсутствует или просрочено;
  • наличия данных о недействительности оспоримых сделок и ничтожности сделок, не соответствующих требованиям закона, а также совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
  • нарушении природоохранительного законодательства, связанных с причинением ущерба здоровью людей и окружающей природной среде;
  • невыполнения обязательств в пользу государства, если это привело или могло привести к срыву крупных инвестиционных проектов , целевых программ;
  • несоответствия учредительных документов юридических лиц требованиям законодательства и нарушения установленного порядка их образования и государственной регистрации .

При подготовке исков в интересах предприятий, организаций и граждан-предпринимателей предлагается предъявлять подобные иски в первую очередь в защиту интересов государственных и муниципальных предприятий, в том числе федеральных казенных предприятий, когда они сами по объективным причинам не могли обратиться с иском либо такое обращение не последовало из-за недобросовестности руководителей и других должностных лиц . Иски в интересах иных юридических лиц следует предъявлять в случаях нарушения не только прав истцов, но и ущемления государственных и общественных (публичных) интересов (срывы выпуска социально значимой продукции, нарушение нормальной эксплуатации объектов транспорта энергетики, оборонного комплекса, медицинских, образовательных учреждений, создание предпосылок экологических катастроф, серьезных социальных конфликтов и др.).

В качестве субъектов, имеющих право обращаться с иском в арбитражные суды субъектов РФ, в ст. 41 АПК названы только прокуроры либо заместители прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры и их заместители. Согласно ст. 11 Федерального забавна «О прокуратуре в Российской Федерации» ряд специализированных прокуратур приравнен по статусу к прокуратурам субъектов РФ. В этой связи в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июня 1994 г. № С1-7/ОП-460 «О предъявлении специализированными прокуратурами исков в арбитражные суды» разъяснено, что Генеральный прокурор РФ может образовывать специализированные Прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей. Так, действующие в единой централизованной системе прокуратуры Российской Федерации органы военной прокуратуры относятся к категории специализированных прокуратур. Помимо военных прокуратур к специализированным прокуратурам, наделенным правами областных, относятся ряд природоохранных и транспортных прокуратур. Возглавляющие их прокуроры и их заместители пользуются правами прокуроров областей и их заместителей.

В то же время в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 июля 1993 г. № С-13/ОП-218 «Об исках прокуроров государств, входивших в СССР » разъяснено, что право прокуроров государств, входивших ранее в СССР, на предъявление исков в арбитражные суды Российской Федерации АПК не установлено. Такое право в отношении прокуроров стран– участниц СНГ не установлено и Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, подписанным в Киеве 20 марта 1992 г. В настоящее время до заключения соответствующих соглашений указанные иски не подлежат рассмотрению в арбитражных судах Российской Федерации. При поступлении исковых заявлений прокуроров государств, ранее входивших в СССР, в принятии их к рассмотрению следует отказывать, а по принятым исковым заявлениям прекращать производство по делам.

Порядок участия прокурора и ведения дела в арбитражном процессе

Порядок участия прокурора и ведения дела в арбитражном процессе. Заявление прокурора должно быть оформлено в соответствии с требованиями, установленными гл. 14 АПК; его копии и копии приложенных к нему документов должны быть направлены всем лицам, участвующим в деле. При этом прокурор должен отразить в заявлении не только фактические основания для возбуждения дела, но и правовые основания, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права. Заявление прокурора в суд должно быть исключительно мотивированным и обоснованным, так как составляется лицами, имеющими юридическое образование. Прокурор освобожден от возмещения каких-либо судебных расходов. В соответствии с ч. 2, 3 ст. 4 АПК прокурор имеет право обращаться в арбитражный суд без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров.

Необходимо соблюдать и другие общие правила обращения в арбитражный суд. Необходимо соблюдать все правила подведомственности, в том числе и связанные с субъектным составом участников спора. Так, если иск прокурора подается одновременно в защиту прав организации, то она должна быть наделена правами юридического лица. На прокуроре лежит бремя доказывания в арбитражном суде обоснованности его требований, поскольку такая обязанность возложена на него в силу состязательного характера процесса.

От имени прокуратур субъектов РФ в арбитражном процессе могут выступать различные должностные лица. Данное положение разъяснено в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1996 г. № С1-7/ОП-403 «О документах, подтверждающих полномочия прокуроров на участие в заседании арбитражного суда по рассмотрению дел, возбужденных по искам прокуроров». В заседании арбитражного суда субъекта РФ (в первой и апелляционной инстанциях) на основании служебного удостоверения могут участвовать прокурор субъекта РФ или его заместитель, предъявившие иск, старший помощник, помощник прокурора, старший прокурор, прокурор управления , отдела. Если прокурором предъявлен иск в арбитражный суд другого субъекта РФ, то указанный прокурор извещает соответствующего прокурора и уведомляет об этом арбитражный суд. На основании такого извещения и служебного удостоверения указанные выше прокуроры участвуют в заседании.

В заседании федерального арбитражного суда округа при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт, принятый по иску, предъявленному прокурором, участвуют прокурор, предъявивший иск, или прокурор субъекта РФ по месту нахождения федерального арбитражного суда округа, либо вышеуказанные работники этих прокуратур.

Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в арбитражном суде, характеризуется следующим. Обратившись в арбитражный суд с иском, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств , задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям , экспертам и т.д.

Если прокурор в ходе судебного разбирательства установит, что дело возбудил необоснованно, то он вправе отказаться от него. Однако такой отказ прокурора от поданного им иска не лишает заинтересованное лицо права требовать продолжения процесса. Согласно ч. 4 ст. 41 АПК отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истцa права требовать рассмотрения дела по существу. Только отказ самого истца (стороны в спорном материальном правоотношении) от иска, который предъявлен в его интересах прокурором, влечет оставление иска без рассмотрения (ч. 5 ст. 41 АПК).

Таким образом, прокурор является особым истцом. Он не участник спорного материального правоотношения. Поэтому к прокурору нe может быть предъявлен встречный иск, он не вправе заключить мировое соглашение, его отказ от иска не влечет прекращения производства по делу. У прокурора особый интерес к возбуждению дела, определяемый его должностным положением и необходимостью защиты публичноправовых интересов в арбитражном суде.

Прокурора - это довольно новое направление работы, которое обязано своим созданием системе специализированных судов, занимающихся разрешением экономических споров на областном, республиканском или краевом уровнях, а также городов Санкт-Петербурга и Москвы, федеральных округов. Данная мера выступает в качестве действенного средства для предупреждения правонарушений и укрепления законодательных основ в сфере экономики, защиты прав и интересов общественности, государства.

Задачи прокурора в арбитраже

Участие в арбитражном процессе прокурора подчинено процессу выполнения одной главной задачи - защита общественных и гос. интересов по основаниям и в тех формах, которые регламентированы нормами АПК РФ. Он - это лицо, имеющее исключительно процессуально-правовую заинтересованность в конечном результате. Прокурор всегда выступает в интересах третьих лиц, но только от своего имени. По сути, это один из видов защиты интересов публично-правового характера, наряду с таковой со стороны органов государства и местного самоуправления.

Не стоит забывать, что участие в арбитражном процессе прокурора и государственных органов подчиняется установленному в АПК РФ регламенту и происходит в строгом соответствии с ним. Надзорная функция в данном случае не осуществляется. Прокурор является лишь одним из числа остальных лиц, которые принимают участие в рассмотрении дела. Об этой особенности прямо сказано в ФЗ «О прокуратуре» (ст. 35): его полномочия определяются исключительно процессуальным законодательством.

Все ли прокуроры имеют подобные полномочия?

Необходимо иметь в виду, что участие в арбитражном процессе прокурора имеет некоторые особенности. Полномочиями на данную опцию обладают не все. Так, обращаться в Высший Арбитражный Суд с исковыми заявлениями может только генеральный прокурор страны, а также его заместители. На данный момент эту главную должность занимает Ю. Я. Чайка. Прокуроры субъектов РФ, и их заместители могут обращаться с исками в региональные арбитражные суды.

Какое место отведено в прокурору?

Участие в арбитражном процессе прокурора и иных органов регулируется нормами АПК РФ. Причем законодатель не определяет особой разницы между их статусами, выводя кого-то на первый план или наделяя преимуществами. Прокурор вместе с другими лицами, которые участвуют в деле, обладает равноценными правами и обязанностями, за исключением возможности заявлять надзорные протесты. Предполагается, что такое положение полностью удовлетворяет принцип равенства сторон в арбитражном процессе. В то же время оно ни в коей мере не создает преград для достижения поставленных перед сотрудниками прокуратуры благих целей и задач.

Законодатель расценивает прокурора в качестве полноценного отдельного субъекта арбитражного процесса. Если он обращается с иском в защиту интересов и прав государства или общества, то он несет те же обязанности, что и истец, а также пользуется аналогичными правами. Исключение составляет возможность подписания соглашения (мирового). Иными словами, прокурор в арбитражном процессе участвует в том же процессуальном статусе, что и стороны (ответчик и истец). Однако материальными правами обладает всегда только лицо, в интересах которого было инициировано дело. Процессуального истца нет только в том случае, если иск прокурора предъявлен в защиту так называемых неперсонифицированных интересов.

Существует две формы участия прокурора в арбитражном процессе, и обе они регламентированы статьей 52 АПК РФ.

Возбуждение дела

Преобладающая (ведущая) форма работы - это возбуждение дела по определенным основаниям, исчерпывающий список которых указан в АПК РФ, части первой ст. 52. В этом случае он принимает положение истца, действия которого нацелены на защиту интересов публично-правового характера. При этом он обладает теми же процессуальными правами и исполняет аналогичные обязанности. В том случае, когда прокурор принимает решение об отказе от предъявленного им иска, истец (если он участвует в процессе) не утрачивает права требовать рассмотрения дела по существу.

Вступление в дело в ходе арбитражного процесса

Обсуждая формы участия прокурора в арбитражном процессе, следует отметить, что второй вид появился сравнительно недавно. Он регламентирован АПК РФ в части пятой ст. 52. Согласно норме, прокурор может вступить в дело, которое рассматривает арбитражный суд, на любом этапе, с целью обеспечения его законности. При этом он будет обладать процессуальными обязанностями и правами истца, за исключением специальных, тех, что указаны в То есть определенные ограничения все же присутствуют. В этой ситуации прокурор фактически не является по делу истцом. Он просто вступает в арбитражный процесс уже начатый другим лицом.

Здесь наблюдается аналогия того, как осуществляется участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе (ст. 45, ч. 3 ГПК РФ), и можно говорить, по сути, о даче заключения по делу.

Виды исков прокурора

Как уже было сказано, свои полномочия по участию в арбитражных процессах прокуроры реализуют посредством подачи исковых заявлений согласно части первой статьи 52 АПК РФ. Они наделены правом обращаться со следующими видами исков:

  • Заявления об оспаривании актов, в том числе нормативно-правовых, органов гос. власти страны, самоуправления (местного), которые касаются законных интересов и прав граждан, организаций в поле экономической деятельности, в том числе в предпринимательской сфере.
  • Участие в деле прокурора в арбитражном процессе возможно при подаче сделок, которые совершены органами местного самоуправления, гос. власти РФ или субъектов страны, унитарными предприятиями (муниципальными или государственными), а также отдельной категорией юридических лиц, уставной капитал которых имеет свои особенности, недействительными.
  • Иски о применении последствий ничтожности Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор, аналогичен тому, что перечислен в предыдущем пункте.

Участие в арбитражном процессе прокурора: порядок действий при возбуждении дела

Исковое заявление прокурора должно быть оформлено в полном соответствии с требованиями, которые установлены главой тринадцатой АПК РФ. То есть копия документа и всех приложений к нему должна быть разослана всем лицам, принимающим участие в процессе. В своем заявлении прокурор указывает помимо конкретных обстоятельств и поводов, для возбуждения дела послуживших причиной, также правовые основания, то есть дает ссылки на конкретные нормы процессуального и материального права. Оно должно обладать исключительной обоснованностью и мотивированностью, как и подобает документу, составленному должностными лицами с юридическим образованием. При обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе не требуется уплаты каких-либо судебных расходов. Необходимо соблюдение и иных правил при обращении в арбитражный суд, в том числе не стоит забывать про принцип подсудности или состава (субъектного) участников спора.

Доказывание и процессуальные права

Именно на прокурора ложится так как арбитражный процесс имеет состязательный характер. Обратившись в суд с исковым заявлением, он первым дает пояснения по делу и существу требований, заявленных им. Кроме того, принимает участие в исследовании всех материалов, вещественных доказательств, места, имеет право задавать всем, без исключения, участникам вопросы, в том числе приглашенным экспертам и следователям.

Особенности участия в арбитражном процессе прокурора таковы, что если им будет установлено в ходе судопроизводства, что дело возбуждено необоснованно, то он вправе отказаться от него. Однако подобные действия не влияют на мнение истца. Он может потребовать продолжения процесса и рассмотрения дела по существу.

Подведя итог, можно сказать, что прокурор является не совсем обычным истцом, так как не участвует в материальном споре. Поэтому к нему нельзя предъявить встречное исковое заявление. Как уже было сказано выше, его отказ от иска не влечет прекращения по делу производства.

Порядок участия в деле, начатом другими лицами

Выше уже говорилось о том, что статья 52 АПК предоставляет право прокурору на вступление в рассматриваемое арбитражным судом дело на любой процессуальной стадии. Иными словами, он не ограничен временными рамками. Однако прокуроров сдерживает другой фактор - круг дел. Их исчерпывающий список можно найти в ч. 1 ст. 52 АПК. При подготовке дела к разбирательству в суде вопрос о вступлении в него тех или иных лиц, в том числе и прокурора, рассматривает судья, и АПК в данном случае не обязывает его извещать последнего о результатах. Данный момент многие юристы считают спорным. Уведомление надзорных органов о возбуждении дела иногда бывает целесообразным.

Задачи участия в арбитражном процессе прокурора в любом случае одни и те же, но процессуальное положение разное. В связи с тем, что он в данном случае в качестве истца не выступает, он наделяется общими обязанностями и правами. Таким образом, прокурор может вести ознакомление со всеми материалами дела, участвовать в разбирательстве и решении различного круга вопросов, собирать и представлять доказательства. Однако в отличие от предыдущей формы участия путем подачи иска, он не дает суду объяснений в качестве истца. И хотя вступление прокурора возможно на любом этапе, все же его «подключение» в самом конце будет практически нецелесообразным.

Обжалование решений

Логично, что участие в арбитражном процессе прокурора и других органов предусматривает и возможность обжалования судебных актов, в том числе и тех, что уже вступили в законную силу. В кассационной инстанции дело может быть пересмотрено только по жалобе определенного круга лиц. Он определен законом. Это те же лица, что имеют полномочия на подачу исковых заявлений.

Прокурорский протест

Участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе возможно путем подачи протеста в порядке надзора. Институт имеет свои особенности. Генеральный прокурор страны может предпринять этот шаг в отношении любого постановления или решения, за исключением того, что вынесено Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Заместители тоже наделены подобными полномочиями. Они могут подать протест на решения и постановления любого из всех арбитражных судов России за исключением Высшего.

Прокуроры субъектов страны подобными правами не наделены. Рассмотрением дел в порядке надзора занимается Президиум Высшего Арбитражного Суда страны, поэтому данную инстанцию можно расценивать как исключительную, а меры довольно редко используемыми.

Проблемы участия прокурора в арбитражном процессе

Правовое положение прокурора как участвующего в рассмотрении дела лица определяет АПК РФ. Пожалуй, самой важной формой его участия является инициирование судопроизводства, причем исчерпывающий перечень оснований для этого устанавливает законодатель. На практике такой детализированный список вызывает немалые трудности и, как следствие, влияет на эффективность работы органов прокуратуры. Остановимся на основных моментах противоречий вкратце.

Во-первых, участие в арбитражном судопроизводстве прокурора заключается главным образом в оспаривании сделок. Эти действия осуществляются в защиту государства, субъектов страны, органов самоуправления (местного) или коммерческих организаций, часть капитала которых принадлежит перечисленным лицам. В то же время согласно АПК РФ, ст. 52, прокурор не имеет права в процессе заявлять требование о признании на спорное имущество права собственности, он может только оспаривать сделки, причем в пределах сроков исковой давности. Он бессилен в тех случаях, когда гос. имущество является предметом нескольких последовательно осуществленных сделок.

Во-вторых, в отличие от искового производства, при рассмотрении дел, вытекающих из иных публичных отношений, деятельность прокурора нацелена на защиту интересов и прав граждан, компаний и иных лиц в предпринимательской сфере деятельности. Статья 192 АПК РФ позволяет ему обратиться с иском о признании каких-либо нормативно-правовых актов недействительными, при условии, что они в целом или в части не соответствуют закону или иным НПА, имеющим большую юр. силу. Одновременно арбитражное процессуальное законодательство, в отличие от гражданского, не допускает возможность защиты интересов неопределенного круга лиц прокурором.

На практике это выливается в следующее. Обнаружив несоответствие НПА в экономической сфере нормам законодательства и не имея возможности устранить их в порядке прокурорского реагирования, он обязан прежде, чем обратиться с иском в суд, найти лиц, чьи права в данном случае нарушаются. Это существенно усложняет работу и требует определенных временных затрат. Хотя общеизвестно, что каждый нормативно-правовой акт применяется неоднократно неопределенным кругом лиц, следовательно, издание незаконного НПА всегда априори нарушает их интересы. Столь неоптимистичное положение дел подтверждают и данные статистики. На практике поданные прокурорами заявления о признании НПА недействительными имеют малую эффективность, результаты подобных действий незначительны.

Большие затруднения также вызывает установленный для подачи заявления срок в три месяца. Его отсчет начинается с того момента, когда гражданин узнал о том, что его права в то или иной степени были нарушены. Практики в один голос говорят о невыполнимости данного требования. Прокуратура попросту не в состоянии обеспечить подобную защиту. Единственным вероятно возможным выходом из ситуации может быть увеличение установленного законодателем срока для подачи в суд заявлений.

Кроме того, для повышения эффективности работы многие практикующие юристы предлагают наделить прокуратуру дополнительными полномочиями. А именно: на подачу исков о признании материального права, недействительности его регистрации и об истребовании из незаконного владения имущества.

Подведя итог, можно сказать, что участие в арбитражном процессе прокурора, задачи и формы которого строго регламентированы, является довольно сложным теоретическим вопросом. Несовершенство законодательства на практике часто приводит к затруднениям, проволочкам и снижению результативности работы органов прокуратуры. Факт существования определенных противоречий в правовых нормах, регулирующих данный институт, осознают не только практики, но и теоретики. Однако каких-либо существенных изменений в ближайшее время не предвидится.

Прокурор в арбитражном процессе - это лицо, участвующее в деле, имеющее свой особый статус, порожденный специфическими особенностями деятельности прокуратуры и ее функциональной направленностью. Процессуальное положение прокурора и вытекающие из него правомочия обусловлены конституционной функцией прокуратуры осуществлять надзор за законностью.

Безусловно, принципы отправления правосудия исключают наделение прокурора властными полномочиями по отношению к арбитражному суду.

Более того, в силу тех же самых принципов суд управляет поведением всех участников процесса, в том числе и прокурора.

Действующий АПК РФ определил исчерпывающий перечень дел, в которых может принимать участие прокурор. При-чем все предусмотренные законом дела связаны с защитой интересов Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, организаций, в уставном капитале (фонде) которых есть доля уча стия го сударстве нно го или муниципального образования. Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время в ст. 52 АПК РФ не указывается на обязанность прокурора выступать в защиту государственных или общественных интересов, анализ категорий дел, по которым он вправе принимать участие в арбитражном процессе, свидетельствует о том, что фактически сохранена ранее действующая направленность деятельности прокуроров в арбитражном процессе.

В заседаниях арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут принимать участие в качестве лица, участвующего в деле на основании служебного удостоверения прокуроры субъектов Российской Федерации (и приравненные к ним прокуроры) и их заместители. Если прокурором предъявлен иск в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации, то этот прокурор извещает о предъявленном иске (заявлении) и необходимости участия в процессе прокурора соответствующего субъекта РФ (с направлением ему копий документов, предъявляемых в суд) и уведомляет об этом арбитражный суд. На основании такого извещения прокурор и иные перечисленные выше прокурорские работники субъекта РФ, где возбуждено арбитражное дело, участвуют в заседании арбитражного суда в качестве лиц, участвующих в деле. В заседании федерального арбитражного суда округа при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт, принятый по иску, предъявленному прокурором, принимают участие прокурор, предъявивший иск или прокурор субъекта РФ по месту нахождения федерального арбитражного суда округа или ранее указанные работники соответствующих прокуратур. В Высший Арбитражный суд может направить обращение только Генеральный прокурор или его заместители.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с целью возбуждения дела в следующих случаях (это исчерпывающий перечень):

1) Прокурор может инициировать возбуждение определенной категории дел, возникающих из административно- правовых и иных публичных правоотношений. В этих целях прокурор может подать:

заявления об оспаривании нормативных правовых актов,

заявления об оспаривании ненормативных правовых актов

органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление об оспаривании указанных выше нормативных правовых актов должно рассматриваться арбитражными судами в порядке, предусмотренном гл. 2 3 АПК РФ. Данное положение корреспондирует ч. 2 ст. 192 АПК РФ, в соответствии с которой прокурор, оспаривая нормативный правовой акт, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного акта недействующим в силу того, такой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы лиц в cфеpе пpедпpинимaтельcкoй или итой экoнoмичеcкoй деятельнocти.

Paccмoтpение зaявления пpoкypopa O6 ocпapивaнии не- нopмaтивныx пpaвoвыx aктoв opгaнoв гocyдapcтвеннoй влacти Poccийcкoй Федеpaции, opгaнoв гocyдapcтвеннoй влacти cyбъектoв Poccийcкoй Федеpaции, opгaнoв меcтнoгo caмoyп- paвления, зaтpaгивaющиx пpaвa и зaкoнные интеpеcы opraH зaций и aaH в cфеpе пpедпpинимaтельcкoй и итой это- мичеcкoй деятельнocти, пpoизвoдитcя в пopядке, ycтaнoвлен- нoм глaвoй 24 ARK PФ. B cooтветcтвии c ч. 2 cт. 198 ARK PФ, пpoкypop впpaве oбpaтитьcя в apбитpaжный cyд c зaявлением o пpизнaнии недейcтвительными ненopмaтивныx пpaвoвыx a тов, pешений и дейcтвий (бездейcтвий) гocyдapcтвенныx opra- нoв, opгaнoв меcтнoгo caмoyпpaвления, MHMX opгaнoв и дoлж- нocтныx лиц, еcли OH пoлaгaет, что ocпapивaемый ненopмa- тивный aкт, pешение и дейcтвие (бездейcтвия), не cooтветcтвy- ют зaкoнy или инoмy нopмaтивнoмy пpa вo вoмy aктy и rnpyma - ют пpaвa и зaкoнные интеpеcы гpaждaн, opгaнизaций и MHMX лиц в cфеpе пpедпpинимaтельcкoй и инoй экoнoмичеcкoй дея- тельсти, незaкoннo вoзлaгaют Ha ниx кaкие-либo oбязaннoc- ти, coздaют иные пpепятcтвия для ocyщеcтвления пpедпpини- мaтельcкo й и итой экo нoмичеcкo й деятель™ cти.

2) B нacтoящее вpемя пpoкypop фaктичеcки лишен вoз- мoжнocти вoзбyждaть делa иcкoвoгo пpoизвoдcтвa. Пpoкypop впpaве oбpaтитьcя в cyд лишь в двyx cлyчaяx:

c жм o пpизнaнии недействительными cделoк (кaк в cилy иx ничтoжнocти, тaк и в лу иx ocпopимocти)

c жм o пpименении пocледcтвий ничтoжныx cделoк, coвеpшенныx opгaнaми гocyдapcтвеннoй влacти Pocra cкoй Федеpaции, opгaнaми гocyдapcтвеннoй влacти cyбъектoв Poccийcкoй Федеpaции, opгaнaми местго caмoyпpaвления, гocyдapcтвенными и мyниципaльными yнитapными пpедпpиятиями, гocyдapcтвенными уеж- дениями, a тaeже юpидичеcкими лицaми, в ycтaвнoм т- питaле (фoнде) кoтopыx есть дoля yчacтия Poccийcкoй Федеpaции, дoля yчacтия cyбъектoв Poccийcкoй Федеpa- ции, дoля yчacтия мyниципaльныx oбpaзoвaний.

Из бyквaльнoгo тoлкoвaния зaкoнa, тpебoвaние o пpименении пocледcтвий недейcтвительнocти ничтожй cделки мoжет быть зaявленo пpoкypopoм кaк oднoвpеменнo c требованием о признанием недействительной ничтожной сделки, так и отдельно от него.

Инициировать возбуждение гражданских дел по указан-ным основаниям прокурор вправе лишь в случаях, когда соот-ветствующие сделки были совершены перечисленными субъектами. В иных случаях, в том числе и когда соответствующие сделки нарушают права или законные интересы перечисленных субъектов, но были совершены иными лицами, прокурор не вправе обращаться в суд.

3) В соответствии со ст. 223, 224 АПК РФ, ст. 6 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 35 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредит-ных организаций», прокурор имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

По указанным выше категориям дел, прокурор вправе не только возбудить процесс, но и вступить в него на любой стадии разбирательства, то есть может обратиться с протестами, возбуждающими апелляционное, кассационное и надзорное производство.

В соответствии с положениями АПК РФ, прокурор при предъявлении иска пользуется правами и несет обязанности истца. Причем каких-либо ограничений прав прокурора по предъявленному им иску в АПК РФ не содержится за исключением обязанности по уплате судебных расходов. Но, прокурор - самостоятельная фигура в процессе, он не является истцом. Следует признать недопустимыми содержащиеся в комментариях к АПК РФ выводы, со ссылкой на п. 4 ст. 52 АПК РФ, о возможности рассмотрения дела без истца. Такие выводы проти-воречат основополагающим принципам арбитражного процесса. Поэтому при обращении в суд прокурор должен указать лицо, подлежащее привлечению в дело в качестве истца. Согласие на возбуждение дела у истца не выясняется. К исковому заявлению прокурора предъявляются общие требования, предусмотренные в ст. 125 АПК РФ. Но наряду с обязанностью в заявлении указать на обстоятельства, обосновывающие исковые требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, прокурор должен указать на обстоятельства, дающие ему право на обращение в арбитражный суд и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

Истец по делу, возбужденному по инициативе прокурора, обладает всеми предусмотренными АПК РФ процессуальными правами и несет соответствующие процессуальные обязанности. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, отказ истца от иска, принятый судом, является основанием для прекращения производства по делу. Поэтому в тех случаях, когда истец отказывается от иска, предъявленного в его интересах проку-рором, и совершение такого действия не противоречит закону и не нарушает права иных лиц, то суд обязан прекратить производство по соответствующему делу.

Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу. Такое требование должно быть выражено в форме заявления или ходатайства, поданного в арбитражный суд, рассматривающий дело. В целях защиты прав и интересов истца в данном случае представляется более правильным соблюдение общей процедуры получения от истца согласия на прекращение производ-ства по делу на основании п. 4 ч. 1. ст. 150 АПК РФ. Если от истца не поступит безусловного заявления об отказе от иска, предъявленного прокурором в его пользу, то арбитражный суд должен продолжать рассмотрение дела по существу. Такая рекомендация связана с теми процессуальными последствиями, которые влечет за собой отказ прокурора от предъявленного иска. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, при повторном предъявлении истцом аналогичного иска, производство по делу подлежит прекра ще нию.

Эти же правила в силу указанных обстоятельств следует применять и при заявлении прокурором ходатайства о заключении мирового соглашения.

При возбуждении дел неискового производства прокурор пользуется всеми правами заявителя.

Возбудив арбитражное дело в суде, прокурор должен осуществлять действия по доказыванию законности и обоснованности заявленного требования. Прокурор на общих основаниях осуществляет доказательственную деятельность. Прокурор дает объяснения и участвует в судебных прениях первым, после него выступает лицо, в защиту интересов которого прокурор обратился в суд.

В соответствии с действующим законодательством (ч. 5 ст. 52 АПК РФ), прокурор вправе в целях обеспечения законности вступить в дело (не предъявляя самостоятельных требований), при рассмотрении арбитражным судом дел, по которым прокурор наделен правом предъявлять иски и заявления. Здесь прокурор так же является лицом, участвующим в деле со всеми принадлежащими ему правами, но занимает нейтральную позицию по отношению к сторонам спора. Прокурор вступает в дело на основании заявления. Волеизъявление арбитражного суда относительно вступления прокурора в процесс должно быть оформлено определением. Прокурор в рассматриваемых случаях должен активно участвовать в судебных заседаниях (задавать вопросы, исследовать доказательства и т.п.), но он не вправе участвовать в судебных прениях. Вся деятельность прокурора должна быть направлена на оказание помощи суду в выяснении действительных обстоятельств дела.

Еще по теме 8. Прокурор в арбитражном процессе:

  1. 1. Задачи и цели участия прокурора в арбитражном процессе
  2. 5. Порядок участия прокурора в случае возбуждения дела в арбитражном процессе
  3. 2.3. Участие в арбитражном процессе прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных субъектов, защищающих права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц
  4. Вопрос 18. Участие прокурора в гражданском процессе. Формы участия прокурора в гражданском процессе
  5. § 1. Понятие и состав субъектов арбитражного процессуального права. Арбитражный суд как участник арбитражного процесса

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство -



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация