Положение о служебном расследовании дтп. Взаимодействие со страховой компанией. Обеспечьте безопасность для пострадавших и участников движения

Главная / Авто

ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ РЕГУЛИРОВЩИКА

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Водитель транспортного средства обязан останавливаться по первому требованию регулировщика — лица, регулирующего дорожное движение.

Напомним, что к регулировщикам относятся:

  1. Работники ГИБДД;
  2. Сотрудники военной автомобильной инспекции (ВАИ);
  3. Работники дорожно-эксплуатационных служб во время проведения дорожных работ;
  4. Дежурные на железнодорожных переездах;
  5. Дежурные на паромных переправах.

Каждый регулировщик должен иметь форменную одежду. В арсенале каждого регулировщика должны быть и средства регулирования движения — полосатый жезл, диск с красным световозвращательным элементом, красный фонарь или флажок. Работники ГИБДД, помимо прочего, имеют и нагрудный жетон — специальный отличительный знак.

Кроме того, водители грузовых автомобилей и автобусов, которые осуществляют международные автомобильные перевозки, должны осуществлять остановку в контрольных пунктах, обозначенных знаком «Пункт контроля международных автомобильных перевозок» (), если этого потребуют работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

А отличить данных должностных лиц нетрудно: они должны быть облачены в форменную одежду и для остановки транспорта использовать диск с красным световозвращательным элементом (днем) или красным сигналом (ночью). Как и прочие регулировщики, данные должностные лица могут применять дополнительный сигнал-свисток для привлечения внимания водителей.

Все лица, наделенные правом остановки транспортных средств, обязаны по первому требованию водителя предъявлять свое служебное удостоверение.

ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ДТП

Пришло время поговорить о ДТП – дорожно-транспортном происшествии. Авторы этих строк искренне желают всем водителям НИКОГДА НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ теми знаниями, которые они сейчас получат. Но, к сожалению, неукоснительное соблюдение конкретным водителем ПДД не всегда является залогом безаварийной езды.

Спросите, почему? Потому что всегда есть «ДУРАК НА ДОРОГЕ», который чихать хотел на Правила, безопасность и чей-то приоритет.

Знаменитый российский принцип: «Не ты, так тебя!». Это про ДТП. Но… Обо всем по порядку.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Согласитесь, понятие не нуждается в комментариях. Можно сказать только одно — ПЕЧАЛЬНО!

Но смоделируем такую ситуацию: к сожалению, ДТП стало реальностью. И здесь от водителя требуется четкое соблюдение предписанной Правилами процедуры. Иными словами, зададимся вопросом: «Что делать в том случае, если Вы стали участником ДТП?»

Правила дают ответ на этот вопрос.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

1. Немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Во-первых, водитель должен незамедлительно остановить свое транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и вставить знак аварийной остановки на предписанном ПДД расстоянии (в населенных пунктах не менее 15 метров, а вне населенного пункта не менее 30 метров до места ДТП).

Согласитесь, «аварийка» и знак нужны не участникам ДТП, которые свое «дело» уже «сделали». Они необходимы для обеспечения безопасности других участников движения и для их своевременного информирования о препятствии, возникшем на их пути.

2. Принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия.

Во-вторых, водитель, причастный к ДТП, обязан принять все меры к тому, чтобы оказать первую помощь пострадавшим (при их наличии), вызвать машину «Скорой помощи». В случае необходимости следует отправить пострадавших в лечебное учреждение на попутном транспорте.

Однако бывает и так: случай экстренный, помощи ждать неоткуда, и водитель – участник ДТП – может доставить пострадавших только на своем транспортном средстве. Что делать? А Правила предусматривают подобную ситуацию.

Водитель должен в присутствии свидетелей зафиксировать на бумаге положение своего транспортного средства после ДТП, отразить следы и предметы, которые имеют отношение к ДТП, принять необходимые меры к организации объезда места ДТП и к сохранению вышеуказанных следов и предметов.

После этого водитель может смело везти пострадавших в лечебное учреждение. Прибыв к месту назначения, водитель обязан сообщить свою фамилию и регистрационный знак своего транспортного средства, предъявив при этом необходимые документы (например, водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства). После выполнения всех указанных процедур водитель должен вернуться к месту ДТП.

3. Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия.

В-третьих, на водителя налагается еще одна обязанность при ДТП. Представьте себе такую ситуацию: после ДТП движение по участку дороги невозможно, ибо транспортные средства участников ДТП исключают возможность проезда.

Что делать? Водитель обязан принять все возможные меры к тому, чтобы освободить проезжую часть.

А для реализации этого требования существует уже описанная нами немного ранее методика: водителю необходимо в присутствии свидетелей зафиксировать на бумаге положение своего транспортного средства после ДТП, отразить следы и предметы, имеющие отношение к ДТП, а также принять необходимые меры к организации объезда места ДТП и к сохранению следов и предметов, относящихся к ДТП.

4. Сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

В-четвертых, (заметьте! ТОЛЬКО В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ!), участникам ДТП предписывается сообщить о произошедшем в полицию и ожидать прибытия ее сотрудников, а также записать фамилии, адреса очевидцев ДТП.

Привет всем, это Кулик Илья! Обязанности водителя при ДТП довольно чётко прописаны в Правилах дорожного движения. Конечно, всем водителям нужно знать свои обязанности, ведь их выполнение обеспечивает безопасность для других участников движения, а несоблюдение правил усугубляет отрицательные последствия происшествия, и иногда очень серьёзно.

Наказание за несоблюдение обязанностей, предписанных ПДД – штраф в 1000 р. по ч.1 ст.12.27 КРФоАП. Исключение составляет покидание места аварии – за это правонарушение грозит лишение водительского удостоверения или арест.

А из-за несоблюдения требований, установленных страховыми компаниями, потерпевший лишится возможности получить возмещение, а виновнику грозит регресс от страховой.

Общие правила

Обязанности водитель, в том числе и выполняемые при ДТП изложены в главе 2 ПДД РФ. Конкретно аварийных ситуаций касаются пункты Правил 2.5, 2.6, 2.6.1.

Итак, что же обязан выполнить водитель, ставший участником дорожного происшествия?

Первые действия при аварии

Во-первых, он должен сразу же остановиться. Если же при контакте с другим участником движения ТС не двигалось или остановилось из-за удара, то передвигать его нельзя. В общем после столкновения до фиксации сложившейся ситуации автомобиль в идеале не должен перемещаться. А также запрещается передвигать любые предметы, относящиеся к случившемуся, например, выпавший груз, осколки стекла, отвалившееся детали и т. п.

Во-вторых, включается аварийная сигнализация. Кнопка включения в большинстве современных авто сделана крупной, заметной, и расположена на видном месте, чтобы у любого водителя не возникло трудностей с включением «аварийки» даже в шоковом состоянии, а также чтобы посторонний человек или даже ребёнок могли включить её, если владелец авто не сделает это, например, из-за ранения.

Установка знак аварийной остановки

Далее необходимо установить знак аварийной остановки. Согласно Правилам, этот знак выставляется на таком расстоянии от происшествия, при котором другие водители смогут своевременно при конкретных обстоятельствах узнать об опасности, то есть в разных ситуациях это может быть различное расстояние.

При этом в городе и других поселениях расстояние от аварии до знака должно быть не менее 15 м, а вне населённых пунктов – 30 метров. Чем хуже видимость, тем дальше надо ставить знак. Не стоит «экономить» на расстоянии при авариях на оживлённых трассах и дорогах, где авто едут с большой скоростью: ведь нужно время чтобы замедлиться.

Как правильно поставить знак аварийной остановки

Неправильная установка аварийного треугольника может привести к новому происшествию, зачастую имеющему более тяжёлые последствия, чем первоначальная авария, поэтому не ленитесь отнести знак подальше.

Стоить отметить некоторые ситуации, в которых иногда возникают вопросы, как правильно установить знак.

  • если ДТП произошло сразу за поворотом , то его следует установить перед поворотом.
  • когда авария случилась в начале спуска , ставить знак надо до пригорка, на подъёме. Так другие водители смогут заранее сбросить скорость.
  • если произошло столкновение на перекрёстке , а также когда автомобили участников аварии находятся в нескольких полосах, надо поставить два знака с обеих сторон от происшествия, чтобы водители, двигающиеся в разных направлениях, были одинаково предупреждены об опасности.

Если нет аварийного треугольника

В крайнем случае, если знака нет, его можно заменить любым другим предметом, желательно светящимся, светоотражающим или хотя бы ярким. Но установка заменителя знака, во-первых, является нарушением ПДД, во-вторых, всегда уступает по эффективности знаку, особенно в тёмное время суток и при пониженной видимости, а, следовательно, не обеспечивает должной безопасности.

Поэтому у каждого в машине обязательно должен быть аварийный треугольник, причём сам знак должен быть сделан качественно, быть устойчивым. Чем больше его размер, тем лучше.

Полезный совет. Чтобы обеспечить максимальную безопасность при нахождении на проезжей части, чего не избежать при оформлении аварии, наденьте светоотражающий жилет. Но ПДД России не обязывают делать это.

Будьте готовы к медосвидетельствованию!

Запрещено употреблять спиртосодержащие и, вообще, любые продукты и вещества, которые показывают опьянения, до прохождения медосвидетельствования после ДТП. Наказание за нарушение этого положения правил такое же, как и за нетрезвое вождение. Более того, человек, освидетельствование которого показало опьянение, признаётся совершившим аварию в пьяном виде, что влияет на виновность, а при наличии пострадавших и меру наказания.

Что делать при аварии без пострадавших

Сначала необходимо зафиксировать (лучше всего с использованием фото или видеозаписывающих устройств):

  • расположение транспортных средств и различных объектов , имеющих отношение к аварии, относительно друг друга, дорожной инфраструктуры. Желательно также снять общий план происшествия, чтобы можно было установить место аварии;
  • сами ТС (на фотографии или видеозаписи обязательно должны быть видны номера) и другие предметы;
  • повреждения автотранспортных средств крупным планом.

После этого водители обязаны переместить свои авто так, чтобы они не создавали помехи для других транспортных средств.

То есть передвигать авто не только можно, но и обязательно необходимо, если они стоят на дороге. А иначе могут и оштрафовать, за невыполнение обязанностей при ДТП.

Если водители имеют разногласия по обстоятельствам аварии

Если участники происшествия не могут сами определиться, кто виновен в совершении аварии, а также по повреждениям и другим обстоятельствам происшествия, они обязаны записать ФИО и контактную информацию, включая адрес, и сообщить об аварии в ГИБДД. Аналогично надо поступать, если оппонент ведёт себя неадекватно, агрессивно, находится в нетрезвом состоянии и т. п.

Сотрудник полиции, оценив ситуацию, сообщит вам, где будет оформляться ДТП. Возможны два варианта:

  • выезд инспекторов ДПС к месту происшествия;
  • участники происшествия самостоятельно приезжают в ближайшее подразделение автоинспекции.

При получении указаний действовать по второму варианту, необходимо зафиксировать происшествие, как указано в начале подзаголовка, если вы ещё не сделали этого, и отправляться по указанному сотрудниками автоинспекции адресу. Оставлением места аварии это считаться не будет. А дальше уже будет происходить совместно с сотрудниками ГАИ.

Если разногласий нет

Когда между водителями нет разночтений относительно сложившейся ситуации, они не обязаны сообщать о ДТП в полицию. Если хотите – можете позвонить, не хотите – только облегчите работу автоинспекторам и сэкономите своё время. Но, скорее всего, в ответ вы получите указание приехать на находящийся поблизости пост самостоятельно.

По совместной договорённости водители могут, не звоня в полицию:

  • доехать до ближайшего поста или подразделения ГИБДД для оформления документов там при участии автоинспектора. Наличие подтверждения происшествия, в том числе информация в виде фото или видео, обязательно;
  • заполнить , если в аварию попало не больше двух ТС, не считая прицепов. Фотографии происшествия и повреждений также очень пригодятся при действиях по этому варианту. Но не забывайте, что при этом максимальная компенсация составит 50 тыс. рублей. Исключение: Москва, Санкт-Петербург и их области – на их территории, при фиксации места ДТП при помощи ГЛОНАСС и при наличии фото и видеозаписей можно рассчитывать на обычную выплату, потолок для которой – 400 000 р.;
  • не оформлять официальных документов . Но составить или отсутствии претензий всё же стоит, во избежание неприятных последствий.

Во всех этих ситуациях можно спокойно уезжать с места инцидента, это разрешено Правилами. Но документы об аварии, хотя бы расписка, у вас должны остаться в любом случае.

Правила действия при происшествиях с человеческими жертвами

Когда случилось ДТП с пострадавшими действия будет несколько иными, но общие принципы те же. Главное отличие – вызов сотрудников ГИБДД обязателен.

В первую очередь – помощь пострадавшим

В первую очередь, если пострадали люди, водители, причастные к ним, должны оказать первую доврачебную помощь, вызвать «скорую помощь» и ДПС, если требуется, и спасателей.

Если ситуация требует экстренной доставки раненых в медучреждение, но врачи почему-либо не могут своевременно прибыть к местонахождению пострадавших, необходимо отправить раненых в близлежащее медучреждение на попутке.

Если же и попуток нет, водитель, ставший участником к аварии, может самостоятельно доставить в медицинскую организацию пострадавшего. В ней он должен сообщить свою фамилию, предъявить удостоверение личности или водительские права, а также свидетельство о регистрации на авто, после чего он обязан возвратиться на место столкновения.

Сохранение следов аварии

В случае крайней необходимости, если движение потока становится невозможным из-за пребывания ТС участников аварии на дороге, нужно освободить проезд, предварительно зафиксировав положение ТС, возникших при аварии следов, предметов, относящихся к аварии, как и при аварии, когда пострадавших нет.

Попавшие в аварию обязаны делать всё возможное для сохранения следов и предметов, имеющих отношение к аварии, обеспечить по возможности объезд аварии. То есть передвигать автомобили и другие предметы нужно по минимуму, чтобы только стал возможен проезд другого транспорта.

Как поступать, когда сбит пешеход

Это частный случай аварии, в которой пострадали люди. Поэтому основные правила поведения будут такими же. Основное отличие заключается в том, что, как правило, участвует только одно транспортное средство, а вторым участником становится пешеход.

Не покидайте место аварии даже из лучших побуждений

Очень часто водители допускают ошибку (обычно, если травмы у пешехода небольшие), когда самостоятельно отвозят пострадавшего в больницу. Понятно, что за этим стоит желание оказать помощь человеку, попавшему в беду, да ещё и по твоей вине. Но так делать неправильно.

В большинстве случаев бригада скорой помощи доберётся быстрее и сразу же сможет приступить к оказанию квалифицированной помощи, а водитель, без нужды отвёзший раненого в больницу, становится виновным в покидании места аварии.

Обеспечьте безопасность для пострадавших и участников движения

А также очень важно обеспечить предупреждение других автовладельцев об опасности на дороге и объезд места происшествия. Ведь, как правило, сбитый человек лежит на земле, что правильно, так при отсутствии специальных медицинских знаний передвигать раненого человека не следует, так как возможно усугубление травм при неосторожном перемещении.

И периодически случаются ситуации, когда на раненого, лежащего на дороге пешехода, наезжает попутное авто, водитель которого не заметил случившегося происшествия. Последствия, как правило, . Случается это и из-за халатности участников аварии, не обеспечивших правильно предупреждения об опасности на дороге других участников.

Взаимодействие со страховой компанией

Все автовладельцы обязаны страховать свою ответственность, так что практически у всех есть полис . Многие также страхуются и по или по . И так как ДТП – по этим страховкам, то страховщики имеют прямое отношение к авариям, в которые попадают их страхователи. Поэтому про них также нельзя забывать попавшим в аварию.

Что надо делать при аварии, если хотите получить выплату по «автогражданке»

Законодательство по ОСАГО требует, помимо исполнения обязанностей, установленными ПДД:

  • принимать меры для минимизации возможных убытков ;
  • зафиксировать ФИО и адреса свидетелей происшествия в Извещении о ДТП;
  • оформить документы о ДТП как полагается.

Водитель обязан предоставить другим участникам ДТП:

  • номер полиса ;
  • название компании-страховщика ;
  • адрес и телефон своей страховой организации (обычно указывается слева вверху на печати на полисе);
  • другую информацию о договоре страхования (то есть полисе).

Если водитель хочет, чтобы при оформлении документов о происшествии присутствовал представитель страховщика, он должен сообщить в страховую компанию о месте и времени оформления этих документов, а также обстоятельства происшествия, чтобы страховщик мог решить, а нужно ли вообще ему приезжать .

Водители, попавшие в аварию, обязаны заполнить Извещение о ДТП, причём независимо от того, оформляют сотрудники ГИБДД столкновение или нет.

Уведомление страховщика о наступившем страховом случае

Известить свою страховую потерпевший должен при первой возможности, то есть желательно это сделать сразу после происшествия.

В течение 5 дней после аварии участники происшествия должны доставить лично или направить по почте или другим способом, при котором можно будет подтвердить отправку, Извещение о ДТП, каждый водитель своему страховщику. Потерпевший при этом подаёт и заявление о получении страхового возмещения. Остальные документы, необходимые для получения компенсации, можно доставить и позже.

Виновник также должен направить свою часть Извещения в страховую. Но если он не сделает этого, когда аварии зафиксирована сотрудниками ГИБДД, то никаких последствий не будет. А вот если авария оформлялась без автоинспекторов, и в пятидневный срок причинитель вреда не направит Извещение своему страховщику, то ему грозит регрессное требование от СК, то есть ему придётся заплатить за весь ущерб, причинённый потерпевшему.

А также виновнику при Европротоколе нельзя до окончания пятнадцатидневного срока ремонтировать (утилизировать) своё авто, иначе – регресс.

Если у вас есть каско

Как действовать для получения выплаты по страховкам каско и ДСАГО, читайте в правилах своего страховщика, а также в договоре, потому что список и порядок действий может различаться в разных компаниях.

Обычно основным требованием также является извещение СК о случившемся, но в некоторых фирмах это надо сделать сразу при аварии, в некоторых – на уведомление страховщика о происшедшем отводится неделя.

Подведём итоги

  • никогда нельзя покидать место аварии;
  • когда в аварии есть пострадавшие , вызов сотрудников автоинспекции обязателен;
  • надо зафиксировать место происшествия и размещение объектов, относящихся к случившейся аварии;
  • со вниманием отнеситесь к обеспечению безопасности для попутного транспорта;
  • когда нет пострадавших и нет разногласий , звонить в ГИБДД необязательно;
  • страховые компании также предписывают , какие действия должен выполнить водитель при аварии, чтобы было можно получить страховку.

Заключение

Вот что обязан сделать каждый водитель при аварии. Выполнение этих правил обеспечивает уменьшение неприятных последствий аварии и облегчает компенсацию ущерба, возникшего из-за ДТП. Пожелаю, чтобы вам никогда не пришлось выполнять то, о чём написано в этой статье. Но знать, что необходимо при дорожном происшествии, надо.

Буду рад вашим комментариям. А также в форме для комментариев вы можете задать вопросы по теме статьи.

Видео-бонус: 5 случаев жести из-за видео игр . Увлечение виртуальным миром иногда приводит к курьёзным и неприятным ситуациям.

П.С.: Фотографии взял здесь: drive2.ru/r/landrover/1162130. На фото Land Rover Range Rover, а также Nissan Patrol и Porsche Cayenne.

Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».

1.2. Настоящее Положение определяет единый порядок, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в Организации.

1.3. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, анализ причин и условий, способствовавших возникновению дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

1.4. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:

  • обстоятельства, предшествующие происшествию;
  • причины происшествия;
  • влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно-транспортного происшествия;
  • последствия происшествия;
  • лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);
  • недостатки в работе Организации, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.

1.5. Служебное расследование проводится ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения в Организации всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим Организации, в срок до 5 суток.

ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПРИ СЛУЖЕБНОМ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

2.1. Водители и сотрудники Организации, чьи обязанности непосредственно связаны с управлением транспортными средствами, в случае участия в дорожно-транспортном происшествии, обязаны соблюсти порядок действий, предусмотренный пунктом 2.5. ПДД РФ, а также без промедления сообщать об этом в ГИБДД и в Транспортный отдел.

2.2. Сотрудники Транспортного отдела оказывают консультативную помощь сотрудникам, попавшим в ДТП. Разъясняют порядок обращения в ГИББ или органы МВД, страховую компанию.

2.3. Сотрудники Транспортного отдела регистрируют факт произошедшего ДТП в журнале учета дорожно-транспортных происшествий. ДТП с погибшими или раненными регистрируются в разделе № 1 журнала и подлежат ежемесячной сверке с территориальными органами внутренних дел. ДТП, повлекшие за собой только материальный и иной ущерб (без погибших и раненых) регистрируются в разделе № 2 журнала.

2.4. В случае необходимости возможен выезд сотрудника Транспортного отдела на место ДТП. Решение о необходимости выезда принимает Руководитель Транспортного отдела, в зависимости от тяжести ДТП, его последствий и при обоснованной необходимости организационной помощи сотруднику, попавшему в ДТП.

2.5. Должностные лица, в случае прибытия на место происшествия раньше работников ГИБДД, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению «вторичных происшествий» и выявлению очевидцев происшествия.

2.6. Должностные лица, производящие служебное расследование, в случае прибытия на место происшествия, с разрешения работников органов дознания или следствия должны:

  • осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства;
  • уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия.

Установить:

  • дату и точное время (местное) происшествия;
  • место происшествия;
  • в городе — улица, район;
  • категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями — принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу;
  • модель и государственный регистрационный знак транспортного средства;
  • число погибших и раненых (в том числе водителей, пешеходов, пассажиров);
  • техническое состояние транспортного средства;
  • характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;
  • кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж работы в Банке, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях-участниках происшествия);
  • состояние водителя: здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача);
  • на каком часу работы водителя произошло происшествие;
  • цель поездки;
  • вид перевозок;
  • по назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;
  • вид дорожно-транспортного происшествия;
  • погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);
  • освещенность: темное, светлое время суток, сумерки;
  • дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);
  • ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно-транспортного происшествия и снять с них копии;
  • зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомобиля и принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия; — осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортного средства, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.

2.7. При анализе происшествия необходимо:

  • выяснить обстоятельства и очевидные причины происшествия;
  • выяснить все нарушения, повлекшие за собой происшествие и причины, способствовавшие его возникновению. В отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии;
  • действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;
  • дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;
  • имеется ли причинная связь между возникновением происшествия и упущениями в работе по безопасности движения.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

3.1. По окончании служебного расследования комиссия составляет акт. (Приложение № 2)

3.2. Акт, должен содержать следующую информацию:

  • указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, их принадлежность, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия.
  • указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблюдался ли скоростной режим и маршрут движения и др.
  • указываются данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, а также наличии недостатков в обустройстве, оборудовании дороги.
  • указывается возраст водителя, стаж работы водителем в Организации, какое время работает на данной марке транспортного средства, его состояние здоровья в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГИБДД (если были, за что), участвовал ли ранее в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.
  • отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, о техническом обслуживании с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавшем в происшествии.
  • дается оценка работы, проводимой в целях предотвращения дорожно-транспортного происшествия и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.
  • указываются причины происшествия, по мнению комиссии, и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки.
  • Дата проведения разбора, количество и категория работников, присутствовавших при разборе.

К акту прилагаются:

  • Схема дорожно-транспортного происшествия (Приложение № 3);
  • фотографии места ДТП (при их наличии);
  • фотографии поврежденного автомобиля (при их наличии);
  • объяснительная записка водителя или сотрудника, управляющего автомобилям в момент ДТП
  • список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола и других данных (при их наличии).

РАЗБОР ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

4.1. Руководитель Транспортного отдела при возникновении происшествия с пострадавшими, в пятисуточный срок проводит разбор причин и обстоятельств, способствовавших его возникновению.

4.2. Причины происшествия, результаты разбора и принимаемые меры могут послужить причиной проведения специального инструктажа, в соответствии с Положением о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения с водителями и лицами, управляющими служебным транспортом.

Приложение № 1

Раздел 1. Сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел

Раздел 2. Сведения внутреннего характера, подлежащие выяснению в процессе проведения служебного расследования

Приложение № 2

служебного расследования дорожно-транспортного происшествия

Комиссия в составе:

Председателя: ____________________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

Члена комиссии № 1: ______________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

Члена комиссии № 2: ______________________________________________________

(Ф.И.О., должность)

Комиссия, назначенная приказом по Банку от «___» ___________ 201__ г., №________, обследовав место происшествия, ознакомившись с документами, осмотрев автомобиль, опросив участников ДТП и свидетелей, установила:

  1. Основная информация о ДТП
  2. Другие участники происшествия (транспорт)
  3. Пострадавшие:
  4. Водитель, управляющий транспортным средством
  5. Техническое состояние транспортного средства
  6. Описание обстоятельств происшествия
  7. Комиссия пришла к выводам
  8. Комиссия предлагает
  9. Приложения:
  10. Подписи комиссии

Председатель _______________________/___________________/

Член комиссии № 1 _______________________/___________________/

Член комиссии № 2 _______________________/___________________/

Приложение № 3

СХЕМА ДТП

акту служебного расследования дорожно-транспортного происшествия

№ ____ от «____» ___________________ 201 __ г.

Место дорожно-транспортного происшествия ________________________________________

Схему составил: ______________________________________________ / ________________ /

(должность Ф.И.О.) (подпись)

Участник ДТП: ________________________________________________ / ________________ /

(должность Ф.И.О.) (подпись)

Руководитель Транспортного отдела: ______________________________ / ________________ /

(должность Ф.И.О.) (подпись)

ДТП – это та часть правового поля, где сконцентрировано максимум обязанностей и минимум прав водителя. В соответствии с ПДД, дорожно-транспортным происшествием считается событие, возникшее в процессе движения транспортного средства и при котором ранены или погибли люди, причинены повреждения транспортным средствам, грузам, сооружениям или причинен другой материальный ущерб.

Так как по сложившейся традиции прав немного, то перед тем, как перемещаться по дорожному полотну, юристы рекомендуют изучить положения некоторых важных в водительском «ремесле» документов:

Статью 48 Конституции (о праве на юридическую помощь);
Статью 49 Конституции (презумпция невиновности – водитель невиновен до тех пор, пока вина не будет установлена в законном порядке);
Постановления Пленума ВС (о судебной практике);
Закон о милиции;
Закон «Об информации…»;
КоАП РФ;
ПДД.

Так как знание ПДД не спасет водителя от своевольного инспектора, то важно положение всех законодательных актов для защиты даже незначительно объема прав участника ДТП.

Права участника ДТП:

Право на юридическую помощь;
Право отказаться от дачи устных и письменных объяснений против себя, близких родственников и супругов (ст. 51 Конституции);
Право на свободный доступ к информации;
Право заявлять ходатайства (ст.24.4 КоАП);
Право на обжалование действий должностного лица.

Юридически грамотные действия и активность водителя – залог эффективной защиты прав участника ДТП. При этом необходимо учесть, что пассажиры являются свидетелями – лицами, которым известны обстоятельства дела (ст.25.6 КоАП), поэтому желательно приобщить их объяснения к материалам дела (заявить ходатайство). Ходатайства участника ДТП подлежат немедленному удовлетворению. Специалисты в области права рекомендуют заявлять ходатайства только в письменной форме, просить приобщить документ к материалам дела и указывать требование: если вынесено решение должностного лица отказать в удовлетворении ходатайства - выдать копию решения.

Обязанности участника ДТП:

Остановить автомобиль;
Включить световую сигнализацию («аварийку»);
Выставить спецзнак аварийной остановки;
Сообщить о ДТП в полицию и ждать прибытия сотрудников;
Вызвать Скорую помощь и принять меры к оказанию доврачебной помощи пострадавшим;
Записать контактные данные (Ф.И.О., адрес) очевидцев;
Запрещено: употреблять спиртное, одурманивающие, наркотические, психотропные вещества до освидетельствования.

К обязанностям участника ДТП относится обеспечение неприкосновенности любых предметов, относящихся к ДТП - их нельзя перемещать. Пострадавших в экстренных случаях можно отправить в лечебное учреждение. Обязанностью водителя является обеспечение исправного техсостояния автомобиля, поэтому рекомендуется снизить вероятность стать участником ДТП - завести привычку проверять железного друга перед выездом на предмет неисправностей.

Правила ПДД предусматривают освобождение проезжей части от автомобиля, которое необходимо обеспечить водителю ТС (самостоятельно, эвакуатором). Спорить с сотрудником милиции по вопросу оплаты услуг эвакуатора, если не удалось убрать автомобиль с дороги самостоятельно, не имеет смысла.

Участнику ДТП: полезный перечень прав

Поверхностный осмотр и игнорирование прав участников ДТП – основные нарушения, с которыми адвокаты сталкиваются на практике. Поэтому при составлении схемы места ДТП рекомендуется проявить максимальную бдительность: проверить графические изображения, описание проезжей части, ширину полос движения, наличие/отсутствие дорожной разметки и знаков, островков безопасности, ограждений, тротуаров, остановок, строений, зеленых насаждений.

Участнику ДТП рекомендуется подробно описать расположение осколков, поврежденных деталей, осыпи грязи, состояние дороги (мокрая, сухая), наличие разрытий, выбоин и приложить все замечания к схеме на обратной стороне, а также приложить к объяснению и протоколу допроса. Для участников ДТП законом предусмотрен полезный перечень прав, которые настойчиво ограничиваются сотрудниками ГИБДД:

Право использовать диктофон;
Проводить фото-, видеосъемку.

Запись разговора (при предъявлении обвинения, в процессе осмотра) законом не запрещена и любой гражданин-водитель может производить диктофонные записи. Категория "полезности" беспрецедентная: водитель сможет использовать видеосъемку и запись фрагментов разговора, а сотрудник ГИБДД - нет. В спорной ситуации - это дополнительный аргумент защиты участника ДТП.

Документами, которые можно использовать как доказательную базу в суде, являются: видеозаписи, киносъемка, фотофиксация, звукозаписи, информационные базы, банки данных. Инспектор же может использовать только те доказательства, которые получены на незначительном перечне технических средств и оборудования, предусмотренных законом (и это не мобильный телефон).

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

Немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

Принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

Сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

Комментарии Пункту 2.5 ПДД

В данном пункте достаточно подробно перечислены действия, которые должен предпринять водитель, причастный к ДТП. Причем эти действия должны выполняться именно в той последовательности, как это изложено в ПДД, и как можно быстрее.

1. Сразу же после ДТП вы обязаны:

Обездвижить своё транспортное средство;

Обозначить ТС, прибегнув к помощи аварийной световой сигнализации и знака аварийной остановки (знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности: не менее 15 м от ТС в населенных пунктах и 30 м - вне населенных пунктов).

Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию (в т.ч. осколки фар и стёкол).

2. После того, как транспортное средство обездвижено и обозначено в соответствии с ПДД, вы должны оказать все возможные меры помощи пострадавшим при их наличии. Вот тут в случае, если состояние пострадавших лиц тяжелое, а возможности доставить их в медицинское учреждение при помощи попутных транспортных средств не имеется, Правила обязывают водителя доставить туда пострадавших на собственном транспортном средстве. Предварительно водитель в присутствии свидетелей должен зафиксировать положение своего транспортного средства, а также относящихся к ДТП предметов. Сделать это можно, например, в специальном бланке извещения о ДТП, который выдается вместе с договором ОСАГО и включает в себя специальное поле для составления схемы ДТП. Желательно попросить кого-нибудь из свидетелей проследить за тем, чтобы оставшиеся на дороге предметы не были сдвинуты вплоть до вашего возвращения.

Законодательство предусматривает, что водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк извещения. Когда в аварии участвуют более двух автомобилей, извещение оформляют водители соприкоснувшихся машин.

Каждый из участников ДТП может заполнить свой бланк извещения с указанием причин, если в аварии участвуют более двух автомобилей и между водителями есть разногласия в оценке случившегося или если совместно оформить бланки невозможно (например, по состоянию здоровья водителей, в случае гибели или отказа одного из них от совместного заполнения бланка и т. д.). После заполнения бланка его подписывает каждый участник ДТП. Желательно также, чтобы бланк подписал прибывший на место ДТП инспектор ГИБДД.

3. Если положение транспортного средства делает невозможным движение других транспортных средств, Правила предписывают водителю освободить проезжую часть дороги. При этом водитель также должен в присутствии свидетелей зафиксировать положение своего транспортного средства, следов и предметов, относящихся к ДТП. Для фиксации следов ДТП рекомендуется каким-либо острым предметом отметить на дороге расположение колес в районе осей транспортного средства, чтобы потом можно было предельно точно установить его недавнее местонахождение. Рисовать мелом нежелательно, так как такие следы вскоре могут быть стерты проходящим мимо транспортом.

4. Если все перечисленные меры были приняты, можете вызвать сотрудников ГИБДД.

Примечание: водителем, причастным к ДТП, считается не только тот водитель, транспортное средство которого непосредственно участвовало в ДТП, но и водитель, чьи действия повлияли на развитие ситуации, приведшей к ДТП.

Наказания за нарушения 2.5 ПДД

За оставление места ДТП в нарушение установленных Правил водители транспортных средств несут административную ответственность по ст. 165 КоАП в виде наложения штрафа в размере от 3 до 5 МРОТ либо лишения права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет, либо исправительных работ от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в случае если по обстоятельствам дела применение этих мер будет признано недостаточным, - административного ареста.

Советы

Обращайте внимание на правильность составления протокола и схемы аварии, так как первичные документы имеют значительный "вес" при дальнейшем разборе происшествия в отделе ГИБДД. Конечно, можно будет дополнить написанное ранее, но исправить первичные документы вы уже не сможете.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация