Лица без гражданства: кто такие апатриды, и какие у них права. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в рф

Главная / Земля

Мы часто даём советы, как подать прошение о выдаче вида на жительство, тобосноваться в новой стране на легальных основаниях. Но ситуация бывает такова, что приходиться покидать родной дом без документов, срочно, спасая себя и близких. А можно однажды проснуться в другой стране. Кто носит статус «лицо без гражданства»? Какие бумаги могут подтвердить это состояние? Читайте об этом в нашей статье.док

Возможно, вам покажется странным, как существовать, не являясь гражданином никакой страны. Есть и особое название для этой категории людей – апатриды – люди без отечества. До революции, до 1917 года, каждый человек, проживающий в Российской империи и при этом не являющийся гражданином другой страны, автоматически считался подданным императора, россиянином.

Этот порядок сохранялся долгое время. Закон о гражданстве, принятый Сталиным в 1938 году, изменил ситуацию. Впервые было введено понятие «лицо без гражданства». Стремясь оградить страну от внешнего влияния, государство признавало апатридами людей, которые проживали в Советском Союзе, не являясь гражданами, и не имели бумаг, подтверждающих факт присвоения иностранного гражданства. Эта формулировка сохранилась и в последующих законах, регламентирующих положение о статусе гражданина.

Кто такой человек без гражданства

В словарях это определение трактуется с некоторыми вариациями. Пожалуй, самой точной является формулировка, закреплённая Федеральным законом от 2002 года «О правовом положении граждан в РФ».

Лицо без гражданства – это физическое лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, не имеющее доказательств о присвоении гражданства или гражданства другого иностранного государства.

По существующей терминологии «иностранцем» называется гражданин другого государства, прибывший из-за границы. Даже если он проживает на территории России, он не утрачивает своего гражданства. Чтобы законно пребывать в РФ, иностранец обязан оформить разрешение на проживание, временное или постоянное.

Апатрид, или человек без гражданства, не может предъявить никакого документа, подтверждающего его принадлежность какому – либо государству. При этом по факту эти люди проживают в стране, иногда с рождения, но в силу передела границ или преследований по этнической принадлежности не могут подтвердить статус гражданина.

К сожалению, такие случаи не так уж и редки. Напомним, что после армяно – азербайджанского конфликта в начале девяностых годов семьи армян и турок – месхетинцев, перебравшихся в Россию, не получили гражданства, а СССР, как государство, исчезло с политической карты. В итоге и сами переселенцы, и их дети, постоянно проживая в РФ, являются апатридами и не могут предоставить гражданского паспорта.

Сложная ситуация сложилась и в странах Балтики. Русские, не решившиеся стать гражданами Латвии или Эстонии, и не подавшие бумаги на присвоение российского гражданства, стали проживающими без документов, лицами с ограниченными правами, хотя место жительства они не меняли. Есть даже термин – «неграждане Латвии». Интересно, что этот статус предполагает большие права и свободы, чем отсутствие гражданской принадлежности в принципе.

Статус апатрида получают и жители непризнанных государств – жители Приднестровья, не определившиеся с гражданской принадлежностью в пользу России, Молдавии или Украины. Есть подобные проблемы и в странах Европы и Азии.

Как становятся людьми без отечества

Обстоятельства порой бывают сильнее нас. Иногда людьми без гражданства становятся при рождении, иногда в силу политических перемен. Основные причины отсутствия статуса гражданина таковы:

  1. Рождение ребенка от родителей, потерявших гражданство – апатридов. Сложности с оформлением бумаг, иногда незнание законов страны постоянного проживания мешают людям пройти необходимые формальности.
  2. Сознательное решение отказаться от присвоения гражданского статуса. Чаще встречается при переделе территории. В этом случае паспорт несуществующего государства изымают, и люди продолжают жить без бумаг до тех пор, пока не оформят новое гражданство.
  3. Лишение гражданства тех лиц, которые представляют угрозу безопасности страны. Они депортируются или высылаются за пределы государства.
  4. Признание брака или иного юридического соглашения фиктивным и лишение гражданских прав по судебному решению.
  5. Исчезновение государства с политической карты в результате распада. Вновь образованные республики принимают новые законы и выдают паспорта. Но всегда находятся люди, которые по разным причинам не переоформляют гражданский статус и годами живут со старым паспортом уже не существующей страны.

Обратите внимание, что по существующим международным соглашениям беженцы не являются лицами без гражданства. Но этот статус нужно подтвердить.

Права и обязанности апатридов

По законам России, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, имеют те же права и обязанности, что и россияне, но с исключениями. В частности, они не имеют избирательного права, не могут служить в армии, не могут занимать государственные посты. Ещё одно ограничение – невозможность иметь доступ к государственной тайне и участвовать в политических организациях и объединениях.

В остальном же апатриды ничем не отличаются от обычных людей. Они вправе свободно перемещаться по территории РФ, устраиваться на работу, поступать в учебные заведения, обращаться за бесплатной медицинской помощью.

В качестве удостоверения личности человека без гражданской принадлежности признаётся:

  • Официальной бумагой, выданной в иной стране, подтверждающий личность владельца. Необходимо, чтобы он признавался в России в соответствии с международными соглашениями.
  • Разрешение на временное проживание.

  • Постоянный или временный вид на жительство.

  • Иные виды удостоверений личности, признаваемые Россией.

При всей лояльности российских властей долгое пребывание в статусе человека без определённой гражданской принадлежности считается нежелательным. Ничто не препятствует бывшим гражданам СССР обращаться в соответствующие органы с просьбой о присвоении гражданского статуса. Предусмотрены льготы по срокам оформления, существуют упрощенные схемы подачи бумаг.

Прошение о гражданстве

Подать прошение о присвоении гражданства можно даже тем, кто находится за границами России. Для этого следует обратиться в Консульство. Если дети «неграждан» родились уже в РФ, они получают статус гражданина по рождению.

В соответствии с новыми поправками к закону «О гражданстве», разрешено подавать бумаги на присвоение статуса гражданина РФ без вида на жительство тем, кто проживает на территории России с 2002 года. Причем это могут сделать даже те люди, кто утратил паспорт и совсем не имеет удостоверения личности.

В соответствии с ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания в РФ, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в РФ, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию РФ, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.

Право назначения административного выдворения принадлежит районному судье, а в случае совершения административного правонарушения при въезде на территорию РФ – должностным лицам пограничных органов и войск.

Предусмотрев такое наказание для иностранных граждан и лиц без гражданства, законодатель, судя по всему, не учел, что эта категория лиц может находиться в браке с гражданами РФ, иметь детей, являющихся гражданами РФ.

Применение указанного наказания может противоречить положению ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), согласно которой каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Прокуратурой Амурской области в рамках надзора за исполнением миграционного законодательства систематически анализируется законность судебных постановлений о привлечении к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства.

К примеру, Постановлением судьи Завитинского районного суда от 27 апреля 2015 г. Ч. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ.

Заместитель прокурора Амурской области в Амурский областной суд направил протест в порядке ст. 30.12 КоАП с требованием отменить Постановление Завитинского районного суда от 27 апреля 2015 г., как вынесенное с существенным нарушением норм материального права.

Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В ходе производства по делу с момента составления протокола об административном правонарушении Ч. заявлял, что на территории РФ он проживает с 1993 г. совместно с С., с которой состоит в незарегистрированных брачных отношениях, у него на иждивении семь совместных детей, которые являются гражданами РФ.

Этим доводам Ч. Завитинский районный суд оценки не дал.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. N 4-П и Постановлением Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 83-АД15-5 устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.

С учетом конкретных обстоятельств дела назначение Ч. административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Постановлением заместителя председателя Амурского областного суда от 14 декабря 2015 г. решение Завитинского районного суда Амурской области от 27 апреля 2015 г. о привлечении к административной ответственности Ч. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП, отменено, протест заместителя прокурора области удовлетворен, дело направлено на новое рассмотрение в Завитинский районный суд.

Постановлением судьи Завитинского районного суда от 11 января 2016 г. Ч. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 тыс. руб.

Иностранный гражданин (или лицо без гражданства), подвергшийся административному выдворению из РФ, сможет вернуться обратно не раньше чем через пять лет, что является серьезным вмешательством со стороны государства в осуществление права на уважение семейной жизни.

Таким образом, при мониторинге судебных постановлений о привлечении к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства с применением административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства: находится ли иностранный гражданин в браке с гражданами РФ, есть ли у иностранного гражданина дети, являющиеся гражданами РФ.

Статьей 4.5 КоАП для административных правонарушений, выразившихся в нарушении иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан, правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан (в том числе иностранных работников), установлен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности (1 год со дня совершения административного правонарушения) по сравнению с основной массой правонарушений (2 месяца).

Как следует из ч. 2 ст. 4.5 КоАП, в случае, если совершенное правонарушение является длящимся, сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, т.е. с того дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, а также уклоняющийся от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, является незаконно находящимся на территории РФ и несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Значительное число иностранцев работает в коммерческих организациях у индивидуальных предпринимателей, некоторые из них с просроченной визой. Указанные лица нарушают установленный законом режим пребывания в РФ.

Так, 3 марта 2015 г. в с. Поздеевка Ромненского района Амурской области при проверке миграционного законодательства установлено, что гражданка Грузии З., временно пребывающая в с. Поздеевка, не выехала из РФ по истечении срока визы до 24 июля 2007 г.

Постановлением судьи Ромненского районного суда от 24 апреля 2015 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП в отношении З., прекращено.

Судья пришел к неверному выводу о том, что поскольку срок визы истек 24 июля 2007 г., то срок привлечения к административной ответственности необходимо исчислять с 25 июля 2007 г.

Заместитель прокурора Амурской области в Амурский областной суд 19 ноября 2015 г. направил протест в порядке ст. 30.12 КоАП с требованием отменить Постановление Ромненского районного суда от 24 апреля 2015 г., как вынесенное с существенным нарушением норм материального права.

Суд не учел, что согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, т.е. с того дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Постановлением заместителя председателя Амурского областного суда от 14 декабря 2015 г. решение Ромненского районного суда от 24 апреля 2015 г. о привлечении к административной ответственности З. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП, отменено, протест заместителя прокурора области удовлетворен, дело направлено на новое рассмотрение в Ромненский районный суд.

Постановлением судьи Ромненского районного суда от 2 февраля 2016 г. З. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 2 тыс. руб.

Анализ норм права позволяет прийти к выводу о том, что в случае, если иностранный гражданин не выехал за пределы территории РФ по истечении установленного законом срока, его действия образуют состав административного правонарушения, объективная сторона которого выражается в пребывании такого лица на территории РФ без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, поскольку виза либо миграционная карта по истечении срока их действия не могут считаться документами, подтверждающими законность пребывания иностранного гражданина на территории России.

С учетом того что выдворение – наказание, предусмотренное за нарушение установленных правил поведения, оно применяется при условии доказанности вины иностранного гражданина в совершении правонарушения. Несмотря на то что КоАП возлагает обязанность по доказыванию вины на государственный орган, у иностранного гражданина есть возможность представить доказательства своей невиновности, просить суд не применять к нему выдворение в силу наличия исключительных обстоятельств, как правило, связанных с личной жизнью.

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

Юридический факультет

Предмет «Конституционное право России»

Контрольная работа

« Правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ»

Санкт-Петербург, 2010 г.


Введение

3. Основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Заключение

Список использованной литературы


Введение

12 декабря 1993 г. российский народ на Референдуме принял Конституцию России . Одним из основных её положения является положение о том, что Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Государства, в соответствии с действующими международно-правовыми актами, в своей законодательной и правоприменительной практике должны гарантировать соблюдение прав и свобод граждан. Такой подход следует распространять на все категории лиц, которые находятся в пределах юрисдикции государства. Свобода внешнеэкономической деятельности для российских предпринимателей и открытость отечественной экономики для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства, развитие деловых связей и туризма - все это привело к резкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в нашей стране. Таким образом, в связи с развитием международных отношений проблема правового регламентирования сроков пребывания и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства приобретает для России все большую актуальность.

Данная работа посвящена исследованию правового института конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Объектом данного исследования является конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Предметом данного исследования являются правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации. Итак, цель данной работы – исследовать правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.


1. Понятие и основа правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на нормах Конституции РФ и состоит из ФЗ от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ФЗ от 15 августа 1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» , иных законодательных актов. Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Наряду с законодательными актами, действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Лица, находящиеся на территории того или иного государства, в зависимости от наличия или отсутствия гражданства государства пребывания, могут относиться к одной из следующих категорий: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства (апатрид). Гражданами называются физические лица, имеющие устойчивую правовую связь с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей .

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» даёт следующие определения понятиям "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства". Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В целях Закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан (п.2 ст.2 Закона).

Различие между иностранцами и лицами без гражданства в основном состоит в том, что иностранцы имеют юридическую связь с отечественным государством и это государство несет определенную ответственность за своего гражданина и обязано в случае возникновения необходимости прийти к нему на помощь. Что же касается лиц без гражданства, то единственным защитником их прав и свобод является государство места их пребывания.

Я уже подчеркивала, что правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами РФ. Ратифицированные международные акты являются базисом национального законодательства РФ. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Прежде всего, необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.), наряду с Декларацией это следующие акты: - Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) ; - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) ; - Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) и другие.

2. Порядок въезда, временного пребывания и выезда из РФ

Основные положения режима въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства в настоящее время определяются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». В статье 24 данного закона указано, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. В данном случае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий орган. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год. От этого порядка следует отличать временное проживание иностранца в РФ. Такое разрешение иностранцу выдается сроком на три года (но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством РФ) . В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство (с 14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятся в вид на жительство родителей). Он дает право на постоянное проживание в РФ. Вид на жительство выдается на 5 лет и может неоднократно продлеваться . Иностранные граждане, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд в РФ и выезд из РФ на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых РФ в этом качестве и виде на жительство. Лица без гражданства, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд РФ и выезд из РФ на основании вида на жительство .

Иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в порядке, установленном федеральным законом, на территории РФ беженцами, могут выезжать из РФ, и въезжать в РФ на основании проездного документа беженца .

Иностранец может быть приглашен в РФ любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения и трудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаются федеральным органом исполнительной власти.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в РФ обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта заполняется на каждого иностранного гражданина независимо от возраста.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания. При выезде из РФ иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в РФ и отметку о его выезде из РФ .

Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд через названную территорию иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории РФ.

Субъекты административного права, имеющие установленный законом и административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административных правоотношений, тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Наличие у иностранных граждан и лиц без гражданства административно- правовой правосубъектности и факт участия в административно-правовых отношениях является очень важным, поскольку участие иностранных граждан и лиц без гражданства в административных правонарушениях является предпосылкой возникновения других правоотношений.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется в первую очередь Конституцией РФ 1993 года, в частности статьями 27, 62, 63; международными договорами РФ; Федеральным законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002г. Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в России» от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3032;; Федеральном законом Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.07.2006, N 30, ст. 3285.»; постановлениями Правительства РФ и иными нормативно правовыми актами.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства представляет собой совокупность их прав и обязанностей, закрепленных нормами права и гарантированных государством. Что касается содержания правового статуса иностранных граждан, то в структурном плане оно представлено правами, обязанностями и гарантиями их реализации.

В соответствии с Законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002г №115-ФЗ иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство -- безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство -- безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства.

Вопрос о безгражданственности лиц представляет собой аномалию для любого государства, и в этой связи все государства, в том числе и Российская Федерация, стремятся ограничить число безгражданственных лиц путем заключения специальных международных соглашений и принятия эффективных внутригосударственных законов. В частности Закон РСФСР «О гражданстве» 1991г. уже содержал ряд положений, имеющих целью сократить число безгражданственных лиц, которые нашли отражение также в Законе РФ «О гражданстве» от 31.05.2002 N 62-ФЗ. Установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ. Согласно ст. 6 Закона, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

Данный вопрос регулируется рядом таких международных актов как Конвенция ООН «О статусе апатридов» 1954 г. и Конвенция ООН «О сокращении безгражданства» 1961 г. В соответствии со статьей 1 Конвенции ООН «О сокращении безгражданства» 1961 г. «любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом». Конвенция «О статусе апатридов» устанавливает, что в Договорившихся государствах должны соблюдаться основы правового статуса апатридов, которые, в общем, совпадают с правовым статусом иностранцев («Кроме тех случаев, когда апатридам на основании настоящей Конвенции предоставляется более благоприятное правовое положение, Договаривающееся государство будет предоставлять им положение, которым вообще пользуются иностранцы»), а в случаях нарушения прав и свобод «каждый апатрид имеет право свободного обращения в суды на территории всех Договорившихся стран», при этом в Конвенции под термином «апатрид» подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона. При этом ее положения не распространяются:

  • 1) на лиц, которые в настоящее время пользуются защитой или помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев;
  • 2) на лиц, за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают права и обязательства, связанные с гражданством этой страны;
  • 3) на лиц, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они:
    • а) совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
    • б) совершили тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того, как они были допущены в эту страну;
    • в) виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Необходимо заметить, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства различается, например, в вопросах дипломатической защиты. Вместе с тем в большинстве случаев иностранные граждане и лица без гражданства с точки зрения права для государства одинаковы, что подтверждается законодательной и правоприменительной практикой.

Что касается действующего российского законодательства, то оно неоднократно изменялось. Наиболее кардинальное изменение произошло в июле 2006 года в связи с приятием Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Очевидно, что ряд новелл обусловлен стремлением устранить пробелы миграционного законодательства. Тем не менее, в данном разделе законодательства по сей день сохраняются противоречия.

Рассмотрим некоторые из этих противоречий. В ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Доктрина сформулировала иной подход к определению лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации. Значительная часть определений обращает внимание на фактическое положение лица (не имеет гражданства России и является гражданином другого государства) Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Старилов Ю.Н. Административное право М. Норма, 2005. - 800 с.. Законодательное определение более формализовано и адаптировано к практике органов государственной администрации. Иностранное гражданство здесь устанавливается «доказательствами», под которыми следует понимать признаваемый в России документ, подтверждающий личность иностранца и содержащий ссылку на его государственную принадлежность (чаще всего это паспорт).

Нормативная дефиниция позволяет должностным лицам органов внутренних дел, миграционных органов определять статус лица, не являющегося гражданином России, лишь по наличию у него соответствующих документов. Возникает вопрос: а если они утрачены? Теряется ли статус иностранца в период между выявлением беспаспортного гражданина и подтверждением его правового положения через заграничное представительство государства его гражданства? Думается, что статус лица без гражданства в этом случае презюмироваться не должен. Ведь материальная основа его иностранного гражданства сохраняется (государство не отказывается от своих граждан, утративших соответствующие документы). Российские органы все равно обращаются к властям государства его гражданства, которые оказывают правовую помощь своему гражданину, восстанавливая утраченные документы. В этом смысле более точным представляется определение иностранного гражданина, данное в ст. 3 ФЗ «О гражданстве»: это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Следует отметить, что законы о гражданстве и правовом положении иностранных граждан были приняты практически в одно время, поэтому имеющееся между ними расхождение свидетельствует об их недостаточной согласованности. Понятие иностранного гражданина должно формулироваться исходя из фактической основы его статуса, поэтому определение ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» нуждается в изменении.

Различия в правовом положении имеются не только между гражданами и иностранными гражданами (лицами без гражданства), но и между разными категориями иностранных граждан Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2013г.. Основной является классификация иностранных граждан в зависимости от времени их нахождения на территории Российской Федерации. Различают иностранных граждан:

  • · Временно пребывающих в Российской Федерации;
  • · Временно проживающих на территории Российский Федерации;
  • · Постоянно проживающих на территории.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Основанием для выдачи иностранному гражданину (лицу без гражданства) визы либо основанием для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем поучения визы, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию. Приглашение на въезд в РФ выдается Министерством иностранных дел РФ либо Министерством внутренних дел РФ или ее территориальным органом. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина (лица без гражданства) в целях обучения в образовательном учреждении выдается территориальным органом Министерства внутренних дел по ходатайству образовательного учреждения. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган. Квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан Понизова Е.В. Правовые основы режима пребывания иностранных граждан на территории РФ // Административно-правовой статус гражданина. М., 2010г..

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, который не может превышать девяносто суток для иностранных граждан прибывших в Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, когда иностранный гражданин заключил трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Федерального закона (продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год), и случаев предусмотренных Федеральным законом.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть продлен либо сокращен федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции или его территориальными органами в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию Шерстобоев О.Н. Законодательство о правовом положении иностранных граждан // Российский юридический журнал. 2008, № 5..

Срок временного пребывания отдельных категорий временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан может быть увеличен до ста восьмидесяти суток или сокращен как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание. Под понятием разрешение на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

  • 1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;
  • 2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;
  • 3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;
  • 4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;
  • 5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;
  • 6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;
  • 7) являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию
  • 8) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Этот же Федеральный закон предусматривает в статье 7 основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2013г. При этом временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации. Так, если работодатель - организация, расположенная на территории одного субъекта РФ, привлекает и использует иностранных работников, то направление работодателем таких работников на объект в другой субъект РФ будет признано административным правонарушением по ст. 18.15 КоАП РФ, если только профессии (должности) этих работников не включены в приложение № 1 Приказа Минздравсоцразвития России от 17.09.2007 № 607. Если же профессии работников соответствуют этому приказу, то административная ответственность по ст. 18.15 КоАП РФ на работодателя наложена быть не может.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство. Под понятием вид на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину по его заявлению в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований, при условии, что иностранный гражданин проживал в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание и обратился с заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. При этом постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2013..

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждаются Правительством Российской Федерации, а в статье 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» устанавливаются основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на активную миграционную политику Российского государства и достаточно подробное законодательное регулирование в этой сфере, в настоящее время остаются неразрешенными вопросы, касающиеся административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Так, нет полной согласованности в Федеральных законах, регулирующих статус указанных лиц, в частности в вопросе понятия иностранного гражданина и лица без гражданства. Это говорит о том, что законодательство в данной сфере по-прежнему нуждается в доработке. Представляется необходимым внесение в Федеральный закон «О правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, касающихся определения понятия иностранного гражданина. По нашему мнению формулировка должна быть изменена на следующую: «Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства». Это позволит избежать разночтения и неоднозначные толкования закона.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация