Соотношение публичности и диспозитивности в уголовном судопроизводстве. Публичность и диспозитивность в уголовном процессе. О соотношении диспозитивности и публичности в уголовном процессе

Главная / Налоги

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Актуальные проблемы социального обслуживания

Введение

Актуальность темы исследования данной курсовой работы определяется тем, что в обществе существуют определенные категория граждан, которые в силу ряда объективных причин нуждаются в помощи со стороны других лиц. В любом социальном государстве руководство страны заботится о таких людях, организует систему социального обслуживания для таких категорий граждан.

Социальное обслуживание незащищенных категорий граждан представляет собой одну из самых основных функций и задач любого государства. Во много развитие страны определяется именно уровнем того, насколько полноценно в нем организована система социального обслуживания таких категорий граждан как инвалиды, пенсионеры и иные нуждающиеся в заботе и внимании со стороны категории людей.

Социально обслуживание в России сталкивается с весьма значительными проблемами.

Исходя из того, что социального обслуживание людей представляет собой важную задачу общества и государства, данная тема представляется весьма важно и актуальной для изучения в рамках данной курсовой работы по праву социального обеспечения.

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, касающихся актуальных проблем социального обслуживания.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели, необходимо решить следующие задачи:

Дать характеристику сущности, целям и задачам социального обслуживания населения;

Рассмотреть систему социального обслуживания населения, ее принципы, функции, виды и формы деятельности;

Рассмотреть основные проблемы социального обслуживания в современной России;

Описать вопросы организации социального обслуживания в Ростовской области.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на подпункты, заключения и списка использованной литературы.

1. Общая характеристика социального обслуживания

социальный обслуживание население

1.1 Характеристика сущности, целей и задач социального обслуж и вания населения

Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования/ М.Н. Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012

В Федеральном законе от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации. При этом принципиально важными являются следующие моменты: - во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;

Во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально - экономическую, морально - психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 90-х годов; - в-третьих, цели социального обслуживания в современной России должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различных категорий населения. Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании. Основываясь на концепции системных потребностей социально - экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и цели этой сферы.

Это системные функции гуманности, к которым относятся:

а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. б) обеспечение поддержания выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования/ М.Н. Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012

1.2 Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности

Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

Помощь должна носить реинтегрирующий характер;

При оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;

Социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;

Получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;

Механизмы социальной помощи включаются тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные). Система помощи клиенту в системе социального обслуживания:

а) функция социальной помощи, которая включает

Выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

Профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

Надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

Организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

Консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

Участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

Подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

Родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

Социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;

Медика - социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

Предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

Распространение среди населения медика - психологических, педагогических и иных знаний;

Изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

Участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

Формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

Социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально - бытового, социально - медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

Консультативная помощь по вопросам социально - бытового и социально - медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально - правовой защиты;

Реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Социальное обслуживается базируется на принципах:

Равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;

Доступности;

Добровольности;

Содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

Адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

Гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

Профилактической направленности;

Законности и учета международных стандартов. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы;

Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности;

Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности;

Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам. Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

В заключение первой главы данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Научная литература достаточно редко использует такое понятие как «социальное обслуживание населения». Как считают некоторые ученые, в современных условиях социальное облуживание представляет собой одно из направлений социальное работы. Таким образом, социальное обслуживание представляется как организационная форма, характеризующая упомянутый вид деятельности. Социально обслуживание можно рассматривать как систему, включающую в себя определенные способы на основе которых осуществляется социальная гуманистическая деятельности, которая направлена на решение вопросов социальной реабилитации отдельных личностей, их адаптации, а также семей и человеческого общества в целом. Исходя из сказанного, можно характеризовать социальное обслуживание как процесс, заключающийся в предоставлении тех или иных определенных услуг социального характера, которые служат для того, чтобы удовлетворить потребности, которые необходимы для нормального развития тех людей, которые находятся в зависимости от помощи других лиц.

Реализации социального обслуживания происходит через социальные службы. Социальная служба представляет собой основное понятие, включенное в круг вопрос обеспечения социального обслуживания. Социальную службу можно рассматривать в качестве системы, которая включает в себя государственные и негосударственные структуры, которыми осуществляется социальная работа. Данные структуры имеют в состав специализированные учреждения, которые оказывают социальные услуги, а также органы, управляющие этими учреждениями.

В качестве инструмента социальной работы социальной службой организуется деятельность, направленная на социальную помощь и социальную защиту населения.

2. Характеристика современных проблем социального обслуживания

2.1 Проблемы социального обслуживания в современной России

Социальное обслуживание - это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания.

Немало существует проблем в сфере социального обслуживания пенсионеров:

с одной стороны, медленно развивается платное социальное обслуживание, а с другой - существует опасность абсолютизации платных услуг, по сравнению с объемом платных услуг доля бесплатных услуг сокращается;

острой остается проблема очередности на получение мест в учреждениях (около 12 тысяч человек нуждаются в получении социальных услуг в условиях стационара и около 100 тысяч человек - в нестационарных условиях);

недостаточно развита сеть хосписов, в том числе хосписов на дому;

актуальной является проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Вместе с тем в ближайший период востребованность социальных услуг пожилыми гражданами, прежде всего, по объективным причинам будет возрастать;

работа действующих учреждений социального обслуживания нуждается в значительном улучшении, в пополнении специалистами, в совершенствовании правовой и улучшении материально-технической базы;

требует должного внимания проблема переподготовки и повышения квалификации специалистов и обслуживающего персонала в учреждениях социального обслуживания нового типа.

Для улучшения социального положения пенсионеров, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, планируется строительство и реконструкция указанных учреждений. В качестве ключевых объектов выбраны геронтологические центры, дома-интернаты общего типа, подлежащие перепрофилированию в геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры, а также стационарные учреждения.

Еще одной очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с пожилыми людьми, является отсутствие информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт. Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2012

Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.

В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, безработица, малообеспеченность.

Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования.

Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.

Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.

Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций и др.).

Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры.

Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах. Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2012

В области защиты инвалидов - одной из самых уязвимых категорий, необходимы:

увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации;

увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве;

оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.

В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию. Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2012

В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся, уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.

2.2 Организация социального обслуживания в Ростовской области

К полномочиям Правительства Ростовской области в сфере социального обслуживания относятся:

Правовое регулирование и организация социального обслуживания в Ростовской области в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Утверждение государственных программ Ростовской области в сфере социального обслуживания и контроль за их исполнением;

Определение органа государственной власти, уполномоченного на осуществление предусмотренных настоящим Областным законом полномочий в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный орган Ростовской области в сфере социального обслуживания);

Утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области в связи с реализацией полномочий Ростовской области в сфере социального обслуживания граждан;

Утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;

Установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

Утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении уполномоченного органа Ростовской области в сфере социального обслуживания (далее - организация социального обслуживания Ростовской области), нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями;

Утверждение норм питания в организациях социального обслуживания Ростовской области;

Утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

Утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания;

Установление порядка реализации государственных программ Ростовской области в сфере социального обслуживания, в том числе инвестиционных программ;

Организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания граждан в Ростовской области в соответствии с федеральными и областными законами;

Утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания граждан в Ростовской области;

Установление порядка принятия граждан из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, на социальное обслуживание в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием граждан;

Определение размера и порядка выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг;

Определение иных обстоятельств, которые признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Правительство Ростовской области осуществляет иные полномочия в сфере социального обслуживания, отнесенные Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к ведению и полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Областным законом, другими областными законами, нормативными правовыми актами Губернатора Ростовской области или Правительства Ростовской области. Областной закон от 03 сентября 2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области»

К полномочиям уполномоченного органа Ростовской области в сфере социального обслуживания относятся:

Организация социального обслуживания в Ростовской области в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Разработка и реализация государственных программ Ростовской области в сфере социального обслуживания;

Координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания граждан, в Ростовской области;

Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

Формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;

Обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»);

Ведение учета и отчетности в сфере социального обслуживания в Ростовской области;

Разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания граждан;

Оказание содействия гражданам, общественным и иным организациям в осуществлении общественного контроля в сфере социального обслуживания;

Разработка и апробация методик и технологий в сфере социального обслуживания;

Утверждение порядка расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, для организаций социального обслуживания в Ростовской области;

Организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг.

Уполномоченный орган Ростовской области в сфере социального обслуживания осуществляет иные полномочия в сфере социального обслуживания, отнесенные Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление предусмотренных Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» полномочий в сфере социального обслуживания, если иное не установлено настоящим Областным законом, другими областными законами, нормативными правовыми актами Губернатора Ростовской области или Правительства Ростовской области. Областной закон от 03 сентября 2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области»

В завершение второй главы курсовой работы можно сделать вывод о том, что в России существует ряд достаточно острых проблем, связанных с социальным обслуживанием населения.

Прежде всего данные проблемы связаны с тем, что финансирование данной области со стороны государства не обеспечивает потребности таких категорий социально незащищенных граждан как инвалиды и пенсионеры. Решение данных проблем возможно при стимулировании благотворительности, чтобы переложить часть вопросов социального обслуживание населения с плеч государства на частные организации. Чтобы стимулировать развитие благотворительности необходимо принять соответствующее законодательство, которое давало бы льготы организациям, занимающимся благотворительность в сфере социального обслуживания нуждающихся в этом лиц.

Заключение

Научная литература достаточно редко использует такое понятие как «социальное обслуживание населения». Как считают некоторые ученые, в современных условиях социальное облуживание представляет собой одно из направлений социальное работы. Таким образом, социальное обслуживание представляется как организационная форма, характеризующая упомянутый вид деятельности. Социально обслуживание можно рассматривать как систему, включающую в себя определенные способы на основе которых осуществляется социальная гуманистическая деятельности, которая направлена на решение вопросов социальной реабилитации отдельных личностей, их адаптации, а также семей и человеческого общества в целом. Исходя из сказанного, можно характеризовать социальное обслуживание как процесс, заключающийся в предоставлении тех или иных определенных услуг социального характера, которые служат для того, чтобы удовлетворить потребности, которые необходимы для нормального развития тех людей, которые находятся в зависимости от помощи других лиц.

Реализации социального обслуживания происходит через социальные службы. Социальная служба представляет собой основное понятие, включенное в круг вопрос обеспечения социального обслуживания. Социальную службу можно рассматривать в качестве системы, которая включает в себя государственные и негосударственные структуры, которыми осуществляется социальная работа. Данные структуры имеют в состав специализированные учреждения, которые оказывают социальные услуги, а также органы, управляющие этими учреждениями.

В качестве инструмента социальной работы социальной службой организуется деятельность, направленная на социальную помощь и социальную защиту населения.

В России существует ряд достаточно острых проблем, связанных с социальным обслуживанием населения.

Прежде всего, данные проблемы связаны с тем, что финансирование данной области со стороны государства не обеспечивает потребности таких категорий социально незащищенных граждан как инвалиды и пенсионеры. Решение данных проблем возможно при стимулировании благотворительности, чтобы переложить часть вопросов социального обслуживание населения с плеч государства на частные организации. Чтобы стимулировать развитие благотворительности необходимо принять соответствующее законодательство, которое давало бы льготы организациям, занимающимся благотворительность в сфере социального обслуживания нуждающихся в этом лиц.

Законодательство в Ростовской области в сфере социального обслуживания базируется на федеральном законодательстве в данной области. Правительство области и губернатор уделяют повышенное внимание обеспечению социального обслуживания для лиц, которые в этом нуждаются.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

2. Областной закон от 03 сентября 2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области»

3. Баркер Р. «Словарь по социальной работе». - Москва. 2013 г.

4. Ерусланова Р.И. "Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. Учебное пособие" Издательство: Дашков и К., 2012.

5. Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, 2012;

6. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования/ М.Н. Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012

7. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

8. Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2012.

9. Хижный Н. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. Издательство: ИНИОН РАН, 2013.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль видов социального обслуживания, значение их в отрасли социального обслуживания. Функции и принципы социального обслуживания. Порядок и условия оказания социальных услуг. Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

    Понятие, принципы, цели и задачи социального обслуживания населения. Виды и специфика деятельности учреждений социального обслуживания населения в Российской Федерации. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, пенсионеров и инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2013

    Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, пенсионеров. Социальное обслуживание инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2008

    Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды. Специфика деятельности учреждений социального обслуживания. Разработка программы коррекционной работы по повышению уровня социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2015

    Сущность социального обслуживания, нормативно-правовые основы его организации. Состояние организации социального обслуживания сельского населения в Татарстане. Организация социального обслуживания сельского населения в Нижнекамском муниципальном районе.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2010

    Сущность и основные компоненты социального обслуживания. История становления и современное состояние социального обслуживания населения в России и Ярославле. Определение направлений развития учреждений социального обслуживания населения в данном городе.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2012

    Понятие и принципы социального обслуживания. Характеристика и специфика социального обслуживания в специализированных медицинских учреждениях: описание полустационарного и стационарного обслуживания, условия его предоставления гражданам государства.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2010

    Изучение особенностей социального обслуживания населения в Республике Беларусь. Реализация программы развития и оптимизации сети учреждений социального обслуживания. Система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости и в случае болезни.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2013

    Понятие социального обслуживания. Системная функция коррекции работы механизмов саморегуляции и самоорганизации общества. Функции государственных социальных служб. Специфика деятельности учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2013

    Государственная и муниципальная социальная политика в РФ; принципы и функции систем социальной защиты в Западной Европе. Рекомендации по улучшению деятельности МБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Баганского р-на Новосибирской обл.

Право на социальное обслуживание – это объективная необходимость для тех граждан, которые нуждаются в социальном обслуживании, которые попали в трудную жизненную ситуацию. В России проживает достаточно большое количество человек, которые по разным причинам не могут сами себя обслуживать и ограничены в жизнедеятельности.

Статистика сообщает о том, что здоровье граждан ухудшается, появляется много стареющих и нетрудоспособных людей, существует безработица и малообеспеченность населения.

Проблема старения населения характера не только для Российской Федерации, но и для значительного числа стран мира. Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли в населении пожилых людей.

Поэтому государство обязано брать на себя обязательства, чтобы способствовать сохранению и продлению полноценной жизни каждого человека, признавать свой долг перед ним и поддерживать его социальную, трудовую, образовательную и творческую активность. Для осуществления полномасштабных функций социальной помощи, поддержки и социального обеспечения в Российской Федерации действует система социальной защиты.

К сожалению, на данный момент в России качество и уровень социального обслуживания находятся не в лучшем состоянии. Вопросы реализации государственной политики в социальной сфере в настоящее время приобрели особую актуальность. Переход к социально ориентированной политике требует создания эффективной и развитой системы оказания социальной защиты населения. Поэтому социальной политикой делается, прежде всего, акцент на проблемы социального обеспечения и обслуживания людей пожилого возраста, поддержку инвалидов и семей с детьми. Как отмечают, в нашей стране существует «тенденция к увеличению в составе населения числа лиц пожилого возраста и инвалидов. Это сопровождается ухудшением состояния их здоровья и ограничениями в самообслуживании. Потребность в различных видах реабилитационного обслуживания испытывают 80% нетрудоспособных пожилых людей и инвалидов. Более 30% нуждаются в постоянной посторонней помощи и социально-медицинских услугах». В процессе старения человеческого организма у человека появляется риск приобрести хронические заболевания, в любой момент может понадобиться медицинская, реабилитационная помощь, уход другого человека. У пожилых людей часто встречаются проблемы не только по медицинской части, но также и психологические нарушения и проблемы социального характера. Социальные проблемы связаны, как правило, с невысоким и даже крайне низким материальным уровнем жизни, невозможностью купить все необходимые (часто дорогостоящие) лекарства и медицинское оборудование, обратиться за платной медицинской помощью и т.д. А предоставляемые государством пособия и льготы не могут решить всех материальных проблем таких старых нуждающихся людей. Психологические же проблемы в основном появляются из-за того, что пожилые люди, вышедшие на пенсию и прекратившие трудовую деятельность, начинают испытывать нехватку общения и чувство одиночества, ненужности. Потребность в посторонней, в том числе медицинской помощи у пожилых лиц в несколько раз выше, чем у лиц трудоспособного возраста. Находясь в одиночестве дома, пожилые люди не всегда могут самостоятельно справиться с проблемами по здоровью. Пожилые больные нуждаются в длительной поддерживающей терапии и постороннем уходе, в медико-социальной помощи. Если говорить о медико-социальной помощи, то она представляет собой комплекс мероприятий медицинского, социального, психологического, педагогического, реабилитационного и юридического характера, проводимый на государственном и региональном уровнях и направлена на удовлетворение основных потребностей социально уязвимой категории граждан (граждане пожилого возраста, а также люди с ограниченными возможностями - инвалиды). Данная помощь предоставляется стационарными учреждения, как сферы здравоохранения, так и сферы социального обслуживания граждан. Она направлена на обеспечение лечебных мероприятий и ухода с целью восстановления и поддержания здоровья и способностей к самообслуживанию. Помимо государственных учреждений и организаций существуют и коммерческие, платные учреждения (частные дома-интернаты) для проживания пожилых людей и инвалидов, которые испытывают потребность в медико-социальном обслуживании. И в государственных, и в частных организациях, оказывающих нуждающимся гражданам медико-социальное обслуживание, все предоставляемые услуги должны быть направлены на удовлетворение широкого перечня потребностей их пациентов: комфортное проживание, полноценное питание, профессиональная медицинская помощь, оздоровительно-реабилитационные процедуры, психологическая поддержка. Но далеко не все учреждения обладают достаточными возможностями, чтобы удовлетворить потребности в медико-социальной помощи всех обратившихся граждан.

Ведь непрекращающийся рост пожилого населения увеличивает нагрузку на службы системы здравоохранения и социальные службы, но нехватка финансовых средств приводит к проблемам в оказании медико-социальной помощи престарелым людям и инвалидам

Существует неразрывная связь между качеством оказания медицинских услуг и уровнем социального обслуживания. И организации, оказывающие социальное обслуживание, и их сотрудники должны всячески способствовать улучшению медицинского обслуживания, медико-социальной помощи и для этого проводить различные мероприятия, направленные на должное функционирование данных социальных организаций.

Наблюдаются негативные явления, происходящие в области социального обслуживания: снижение динамики развития учреждений социального обслуживания; невысокое качество современного состояния этого сектора; неудовлетворительное социально-экономическое положение работников социальных служб; недостаточное финансовое, материально-техническое, кадровое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания. Как уже говорилось, среди серьезных причин, по которым не всегда достигается цель реабилитации инвалидов и других испытывающих в этом потребность лиц, присутствуют проблемы отсутствия профессионализма в работе медперсонала, не разработанность реабилитационных техник и прочее. Поэтому для успешной реабилитации необходимо учитывать комплекс медицинских, социально-психологических, профессиональных аспектов, а также личностные особенности пациентов. Также одним из решений проблем организации и деятельности стационарного социального обслуживания населения по реабилитации инвалидов является оптимизация структуры учреждений, реконструкция действующих и строительство новых зданий.

Необходимо расширение новых перспективных типов учреждений социального обслуживания: домов-интернатов малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Реформирование системы социального обслуживания населения должно быть направлено на принятие мер по преодолению дефицита мест в стационарных социальных учреждениях путем перемещения этих учреждений из неблагополучных в экологическом отношении местностей и создания в них приемлемых условий для проживания.

Таким образом, обеспечение доступной медицинской помощи для пожилых людей и инвалидов невозможно без создания разветвленной системы специализированных реабилитационных учреждений. А социальные программы на всех уровнях остаются действенным инструментом реагирования на проблемы пожилого населения.

Итак, на состояние системы социального обслуживания влияет совокупность различных факторов. Одна из важнейших причин – экономическая. Экономический фактор выражается в недостатке финансирования, спонсирования сферы социального обслуживания. Это в свою очередь отражается на эффективности оказания социальных услуг населению, приводит к недоступности социального обслуживания для некоторых категорий граждан. Из-за дефицита выделяемых в данную сферу средств происходит отток трудовых, зачастую высокопрофессиональных, кадров – социальных работников, оказывающих соответствующие услуги.

Оборудование и техническое оснащение многих организаций и учреждений социального обслуживания также находится в упадке.

Одним из важных толчков к изменению сложившейся социальной напряженности и социальной действительности будет развитие и функционирование системы негосударственного социального обслуживания, поддержка и усиление роли профсоюзов, общественных фондов, благотворительных организаций и т.д.

1

Настоящая статья посвящена исследованию опыта и перспектив внедрения инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому (на примере ГБУ СО «Изобильненский центр социального обслуживания населения» Ставропольского края). Был проведен опрос 20 работников учреждения системы социальной защиты и 53 клиента. Основными проблемами, с которыми сталкиваются граждане пожилого возраста и инвалиды, являются: состояние здоровья, материальные трудности, социально-бытовые проблемы и одиночество. В статье проанализирован и опыт и перспективы внедрения инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.

социальное обслуживание на дому

граждане пожилого возраста

социальные услуги

инновационные технологии

1. Макарова Е.О. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в сфере услуг социального обслуживания населения // Социальное обслуживание. – 2015. – № 2. – С. 26–39.

2. Малахин И.А. Чудакова Ю.В. Опыт организации социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 12–4(40). – С. 97–100.

3. Официальная статистика. Население. Территориальный органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. [Электронный ресурс] http://stavstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/stavstat/ru/statistics/population.

4. Рожина С.В. Современные подходы к предоставлению социальных услуг в комплексном центре социального обслуживания населения (на опыте работы МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Валуйки и Валуйского района» Белгородской области) // Социальное обслуживание. – 2015. – № 1. – С. 23–28.

5. Савченко В.В. Проблема неравенства ресурсов инвестирования семьи в развитие человеческого капитала в современной России // Региональная экономика. – 2012. – № 321. – С. 40–46

6. Хорева О.О., Муравьева В.Н., Ульянченко И.И., Савченко В.В. Состояние стоматологического здоровья граждан пожилого возраста, проживающих в геронтологических учреждениях социальной защиты населения Ставропольского края // Медицинский вестник Северного Кавказа. – 2014. – № 4 (36). – С. 366–368.

Современная демографическая ситуация в Ставропольском крае характеризуется динамичным увеличением доли граждан пожилого возраста в общей численности населения края. На 1 января 2014 года численность лиц старше трудоспособного возраста по Ставропольскому краю составила 25,5 % процента от численности всего населения Ставропольского края. Помимо этого, наблюдается увеличение доли граждан пожилого возраста старше 80 лет, и в дальнейшем их количество будет увеличиваться .

Такая тенденция в обществе предъявляет высокие требования к принятию согласованных стратегических решений на всех уровнях управления, направленных на защиту прав и интересов граждан пожилого возраста, созданию комфортных условий для жизни старшего поколения, повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов, поддержанию активного долголетия, преодолению психологического дискофорта, связанного с ощущением беспомощности и одиночества .

У пожилых людей в современном мире появляются новые социальные потребности, что обуславливает необходимость внедрения инноваций в социальную сферу как ведущий инструмент повышения качества их жизни . Самой распространённой формой социального обслуживания пожилых людей и инвалидов является надомное обслуживание.

Цель исследования: анализ опыта и перспектив внедрения инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому.

Материалы и методы исследования

В ходе оценки был проанализирован опыт деятельности Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Изобильненский центр социального обслуживания населения» Ставропольского края. С целью изучения удовлетворенности качеством оказания социальных услуг и анализа потребностей внедрений инноваций в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому был проведен социологический опрос. В исследовании приняли участие 20 работников учреждения системы социальной защиты и 53 клиента.

Результаты исследования и их обсуждения

В Изобильненском центре социального обслуживания населения функционируют 14 отделений социального обслуживания населения на дому, которые охватывают 28 населенных пунктов района. Основными клиентами Изобильненского центра социального обслуживания являются граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в сельской местности. В сельской местности расположено 11 отделений социального обслуживания на дому. Во 2 квартале 2015 года отделения социального обслуживания дому оказали услуги 1 410 человек. Основную долю обслуживаемых составили женщины, они составляют 82 % от общего числа обслуживаемых. По итогам 2 квартала 2015 года бесплатную помощь получили - 6,6 % клиентов, с частичной оплатой 78,7 %, с полной оплатой - 14,7 %. Численность лиц, ожидающих очереди для принятия на обслуживание в отделения составляет 5 человек.

85 % опрошенных нами клиентов полностью удовлетворены качеством оказания социальной помощи, 12,5 % отметили, что удовлетворены в большей степени да, чем нет, и лишь 2,5 % отметили, что больше нет, чем да.

88 % опрошенных в целом удовлетворены разнообразием предоставляемых социальных услуг

Самой актуальной проблемой для граждан пожилого возраста и инвалидов является состояние здоровья. Состояние здоровья беспокоит 93,3 % опрошенных, материальные трудности испытывают 53,3 % опрошенных, с социально-бытовыми проблемами сталкиваются 33,3 % опрошенных (рис. 1).

Рис. 1. Наиболее значимые проблемы клиентов отделений социального обслуживания на дому

Самыми востребованными социальными услугами для клиентов отделений социального обслуживания на дому являются социально бытовые услуги. Более 91 % клиентов отделений социального обслуживания на дому являются получателями именно социально-бытовых услуг (приготовление пищи, доставка продуктов питания, хозяйственных принадлежностей, лекарств, организация ремонта и уборки помещений). 19,5 % клиентов являются получателями социально-психологических услуг, 16,8 % - социально-медицинских, а 12 % - социально-правовых услуг.

В ходе исследования оценивалась потребность в дополнительных социальных услугах, которые хотелось бы получать гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому. Более 50 % граждан испытывают по потребность в предоставлении медицинских услуг на дому (установка капельниц, выполнение уколов, предоставление физиологических процедур и др.). 34 % опрошенных испытывают потребность в предоставлении услуг социального такси. Ограничение жизнедеятельность большинства клиентов отделений социального обслуживания на дому приводит к актуальности предоставления парикмахерских услуг, а также услуг мастера по маникюру и педикюру на дому. Потребность в повышении разнообразия услуг по организации конструктивного досуга испытывают 15 % опрошенных. 10 % граждан пожилого возраста нуждаются в получении квалифицированной консультаций юриста на дому (рис. 2).

Рис. 2. Дополнительные виды социальных услуг, в которых испытывают потребность клиенты отделения социального обслуживания на дому

Согласно результатам проведенного исследования не менее актуальной проблемой является и повышение информированности граждан пожилого возраста и инвалидов о перечне услуг, предоставляемых пожилым гражданам и инвалидам учреждениями социального обслуживания на дому. Большая часть респондентов 56,4 % отметили, что узнали о возможности получения социальных услуг из блажащего окружения (родственники, знакомые, соседи), 34,5 % получили информацию о возможности получения социальных услуг на дому от специалистов учреждения. Остальные отметили другие источники получения информации: органы муниципальной власти, медицинские учреждения, средства массовой информации.

В центре активно развиваются инновационные формы социальной поддержки граждан.

Услуга «Домашний помощник» направлена на оказание одиноким (одинокопроживающим) вдовам участников и инвалидов Великой Отечественной войны в выполнении трудоемкой домашней работы. Данный вид услуг оказывает социальный работник мужчина. Каждый обратившийся в центр сможет получить помощь специалиста в мелком ремонте, ремонте электрики, сантехники, сборке мебели и т.д.

Услуга «Санаторий на дому» направлена на максимальное восстановление здоровья и способности к самообслуживанию пожилых людей в комфортных и привычных для них условиях. Терапия включает комплекс услуг для улучшения самочувствия, повышения иммунитета, а также просветительскую работу с пациентами по санитарной гигиене и диетологии. Программа по улучшению качества жизни пенсионеров полностью ориентирована на их потребности и включает в себя десятидневный реабилитационный курс. В перечень услуг входит обследование врача и назначение процедур с проведением мониторинга состояния здоровья. При этом учитывается диагноз основного и сопутствующего заболевания, общее самочувствие клиента. Затем составляется индивидуальный план реабилитации, включающий магнитотерапию, рефлексотерапию на аппаратах «ДЕНАС», ингаляции, водные процедуры, витаминотерапию и др.

Услуга «Сиделка». Услуги сиделок оказываются гражданам, утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, нуждающимся в постоянном или временном уходе в привычной для них социальной среде.

В целях совершенствования оказания паллиативной помощи особую актуальность приобретает развитие социальный услуги «хоспис на дому». Целью оказания данной услуги является оказание квалифицированной комплексной социально-медицинской помощи гражданам в терминальной стадии любого хронического заболевания (онкология, рассеянный склероз, хронические неспецифические заболевания бронхо-легочной и сердечно-сосудистой системы и другие). Содержание данной услуги предполагает оказание не только социальных услуг квалицированного ухода за тяжело бальными людьми, но и предоставление психологической помощи членам семьи, обучения их навыкам общего ухода за больными.

Из опыта ряда развитых стран хорошо известна модель фостерной (приемной, замещающей) семьи пожилых людей в семьи с условием оплаты государством предоставляемых услуг. Пожилой человек входит в приемную семью с целью получения необходимо ухода, решения проблемы одиночества, получение чувства полезности для окружающих. С другой стороны семья, готовая принять пожилого человека и обеспечить ему требуемую поддержку получает определённое вознаграждение. В основе отношений между сторонами лежит принцип «отсроченной оплаты» предоставленных пожилому человеку услуг, которые получает приемная семья (переход права собственности на движимое и недвижимое имущество. Развитие института приемной семьи для пожилых людей позволяет решить проблемы социальной защищенности пожилых людей в обществе, снижение развитие социальной активности граждан и гражданской позиции.

Выводы

В целом клиенты стационарного отделения социального обслуживания на дому удовлетворены качеством и разнообразием предоставляемых услуг. Наиболее востребованными услугами, являются услуги социально-бытового характера, приготовление пищи, доставка продуктов питания, хозяйственных принадлежностей, лекарств, организация ремонта и уборки помещений. Самыми основными проблемами, с которыми сталкиваются граждане пожилого возраста и инвалиды - это состояние здоровья, материальные трудности, социально-бытовые проблемы и одиночество.

Среди дополнительных услуг, в которых нуждаются клиенты отделения социального обслуживания на дому, самыми актуальными являются медицинские услуги, предоставления автотранспорта, «услуга парикмахер на дому», организация культурных и досуговых мероприятий.

В центре активно внедряются инновационные технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: услуги «домашний помощник», «санаторий на дому», «сиделка». Перспективным является внедрение таких инновационных технологии как «хоспис на дому», модель приемной фостерной семьи.

Одним из условий внедрения инновации в систему социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому является расширения степени участия негосударственного сектора (некоммерческих организаций и частного бизнеса) в оказании социальных услуг населению. Это позволит развивать конкуренцию и в результате формировать более гибкую сферу социальных услуг, снижать стоимость предоставляемых услуг, уменьшать долю бюджетных средств при финансировании государственных учреждений.

Библиографическая ссылка

Бородина О.Д., Савченко В.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НА ДОМУ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-2. – С. 321-324;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8575 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Соотношение общественных и личных интересов, отношение государства к личности выражаются в категориях публичности и диспозитивности. Публичность - правовой принцип, в соответствии с которым должностные лица и органы государства обязаны действовать от его имени и в его интересах. В случаях коллизии интересов государства и личности отдается предпочтение первым. Диспозитивность как принцип права, наоборот, предоставляет гражданам возможность по собственному усмотрению распоряжаться своим материальным или процессуальным правом, не прибегая к содействию государства.

В уголовном процессе преобладает принцип публичности (деятельности государства по раскрытию преступлений, установлению виновных или реабилитации невиновных).

Принцип публичности – это основополагающее уголовно-процессуальное начало, в соответствии с которым субъекты, ведущие производство по уголовному делу, обязаны совершать процессуальные действия и принимать процессуальные решения в силу возложенных на них должностных полномочий, независимо от усмотрения отдельных лиц и организаций, самостоятельно обеспечивая возникновение уголовного дела, его развитие и разрешение по существу, действуя от имени государства в публичных интересах достижения целей уголовного судопроизводства и решения задач, поставленных уголовно-процессуальным законодательством.

Принцип публичности находит отражение в подавляющем большинстве уголовно-процессуальных норм за отдельными незначительными исключениями.

Формами проявления принципа публичности на начальном этапе производства по уголовному делу являются обязанности должностных лиц возбуждения уголовного дела и осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения признаков преступления.



Публично-правовой характер проявляется в надзорных судебных инстанциях, которые рассматривают дела в ревизионном порядке за пределами требований, изложенных в жалобах и представлениях, а также в отношении лиц, которые жалоб не подавали и которых не касаются надзорные представления. Публичность просматривается также в положениях, согласно которым защитник в принудительном порядке назначается лицу, обладающему физическими недостатками, или лицу, обвиняемому в совершении преступления, за которое может быть применена смертная казнь. Эти лица способны к принятию самостоятельного решения о том, нужен ли им адвокат или они намерены осуществлять защиту самостоятельно.

Публичные начала в УПК РСФСР были более развиты, нежели в УПК РФ. Так, руководствуясь публичным интересом, судьи были вправе (особенно при рассмотрении дела в отсутствие прокурора) в соответствии с принципом публичности задавать подсудимым изобличающие вопросы; допрашивать подсудимых, потерпевших, свидетелей до того, как они будут допрошены сторонами; возбуждать уголовного дела, применять меры пресечения (включая заключение под стражу) в отношении новых лиц, которым обвинение не предъявлено; могли продолжить судебное следствие и вынести обвинительный приговор при отказе прокурора от обвинения. Исходя из принципа публичности, председатели вышестоящих судов приносили в порядке надзора протесты на оправдательные приговоры, мягкость наказания и юридической квалификации деяния. Данные полномочия были несовместимы с выполняемой ими функцией правосудия и искажали природу судебной деятельности (правосудие несовместимо с обвинением, эти функции расчленены). С принятием УПК РФ судьи были лишены указанных прав.

Противоположное публичности начало диспозитивности проявляется в уголовном процессе в виде отдельных исключений и только в деятельности частных лиц. Необходимым признаком уголовно-процессуальной диспозитивности является наличие у частного субъекта возможности своим волеизъявлением (независимо от усмотрения государственно-властного субъекта) предопределять возникновение и завершение производства по делу. Т.е. элементы диспозитивности усматриваются в том, что уголовные дела частного обвинения возбуждаются только по заявлению потерпевшего и подлежат прекращению в случае примирения потерпевшего с обвиняемым до удаления суда в совещательную комнату. Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, но прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. Во всех этих случаях частный интерес потерпевшего признается более значимым, чем раскрытие преступления и наказание виновного.

Однако закон существенно ограничивает диспозитивное начало уголовного процесса, допуская возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного обвинения по усмотрению прокурора, если он считает, что дело имеет особое общественное значение или потерпевший не в состоянии защищать свои права и законные интересы в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам. В этих случаях дело носит публично-правовой характер.

Диспозитивность в уголовном процессе проявляется и в том, что при рассмотрении судом гражданского иска должны применяться некоторые правила гражданского процесса, если иное не предусмотрено УПК РФ. В рамках уголовно-процессуальной процедуры возможны: отказ от иска и признание иска, которые должны влечь прекращение производства по иску при рассмотрении судом уголовного дела; перенос рассмотрения иска в суд, действующий в порядке гражданского судопроизводства; мировое соглашение сторон.

Идея диспозитивности лежит в основе и таких процессуальных гарантий обвиняемого, как выбор между рассмотрением дела судом, которому оно подсудно, и вышестоящим судом; выбор между рассмотрением уголовного дела судом присяжных и коллегий из трех профессиональных судей; выбор между полным и сокращенным судебным разбирательством (особым порядком).


Тема 2

ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ.

ВОПРОСЫ:

Понятие и система принципов уголовного процесса.

Характеристика отдельных принципов уголовного процесса.

Процессуальные сроки. Процессуальные издержки.

ВОПРОС 1

Слово «принцип» произошло от латинского principium – основа, начало.

В науке уголовного процесса приемлемой считается точка зрения, что принципы уголовного процесса – это основополагающие, руководящие начала, имеющие нормативно-правовой характер . Они отражают наиболее существенные стороны уголовного судопроизводства, его задачи, характер и систему процессуальных форм, стадий и институтов, обеспечивающие справедливое отправление правосудия по уголовным делам, эффективную защиту личности, интересов от преступных посягательств.

В системе процессуального права принципы занимают главенствующее место, всегда являются первичными нормами, не выводимыми друг из друга и охватывающими остальные нормы, в которых конкретизируется содержание принципов, и которые подчинены этим принципам. Таким образом, принципы придают глубокое единство механизму уголовно-процессуального воздействия.

Принципы уголовного процесса действуют на всех его стадиях, или на некоторых из них, в зависимости от задач, решаемых на данной стадии. Принципы судебного разбирательства одновременно являются принципами правосудия.

Принципы отражают закономерности общественной и государственной жизни и по своему содержанию объективны. Вместе с тем, они являют собой волевой акт государства, продукт сознательного творчества законодателя, и по форме юридического выражения субъективны. В этом единстве объективного и субъективного проявляется природа принципов.

Принципы адресуются человеку и гражданину и соответствующим государственным органам.

Так как принципы носят властно-повелительный характер, содержат обязательные предписания, то их выполнение обеспечивается всем арсеналом правовых средств.

Соотношение диспозитивности и публичности всегда являлось дискуссионным вопросом отечественной науки уголовно-процессуального права.

Существует множество определений принципа публичности уголовного судопроизводства, однако, все они сводятся к положениям о том, что, во-первых, уголовно-процессуальная деятельность осуществляется от имени государства, во-вторых, данная деятельность направлена на защиту государственных и общественных интересов, в-третьих, уголовный процесс возникает в каждом случае обнаружения соответствующих признаков преступления, в-четвертых, рассмотрение и разрешение уголовных дел осуществляется специально уполномоченными органами и должностными лицами, в-пятых, волеизъявление лица, пострадавшего от преступления, не учитывается при решении вопроса о начале уголовного судопроизводства.

По мнению Строговича М.С., принцип публичности выражается в том, что в процессе осуществления уголовного правосудия суд, прокурор и следователь не могут отказаться от исполнения действий, которые являются необходимыми для правильного разрешения дела Строгович, М. С. Основные вопросы советской социалистической законности / М. С. Строгович. - М.: Наука, 2013. - 252 с.. В свою очередь Чельцов М.А. Чельцов М.А. уголовный процесс. М., 2001. С 133 , видел сущность публичности процесса в том, что рассмотрение и разрешение уголовного дела производится соответствующими органами государственной власти в публичных интересах на основе их должностных полномочий, причем независимо от воли и желания иных участников процесса, отстаивающих в деле какой-либо иной, помимо публичного, интерес.

Публичность традиционно рассматривалась наукой уголовно-процессуальной наукой как доминирующая в рамках осуществления уголовного правосудия, поскольку целенаправленная деятельность государственных органов в уголовном процессе объясняется, прежде всего, той социально значимой ролью, которую выполняют указанные органы в регулировании общественных отношений, а также защите правопорядка. Согласно позиции Фойницкого И.Я. , право наказания обуславливает право государства на деятельность, задачей которой является осуществление карательной власти Штоль Д.С. Отдельные проявления диспозитивности уголовного процесса и особенности их закрепления в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 7. - С. 104-107. Подобной же позиции придерживаются и другие авторы, отмечая, что реализация публичности состоит не столько в ужесточении уголовной репрессии, сколько в надежной гарантии неотвратимости ответственности, при этом, законодатель наделяет государство в лице уполномоченных органов и лиц широкими полномочиями по осуществлению уголовного судопроизводства, независимо от инициативы иных участников процесса.

Отметим, что публичность напрямую не закреплена в главе 2 УПК РФ, посвященной принципам уголовного судопроизводства, однако это не означает, что публичность не свойственна уголовному процессу. Напротив, как указывалось ранее, публичность является доминирующим началом в рамках уголовного правосудия. Его сущность отражена в части 2 статьи 21 УПК РФ, в соответствии с которой, уголовное преследование от имени государства осуществляется соответствующими органами и должностными лицами, которые в каждом случае обнаружения признаков преступления обязаны принять предусмотренные УПК РФ меры по установлению, как самого события преступления, так и лица или лиц, виновных в его совершении. Кроме того, должностные лица, осуществляющие уголовное преследование, помимо указанных действий, должны принять все зависящие от них меры к полному, объективному, всестороннему исследованию обстоятельств дела с той целью, чтобы виновный понес справедливое наказание, а ошибочно обвиненный был реабилитирован.

Д.С. Штоль полагает правильным отразить в главе 2 УПК РФ не только принцип диспозитивности, как это указывалось ранее, но и принцип публичности, причем обоснованным является объединение данных руководящих принципов в одной статье уголовно-процессуального закона в следующем виде: «Часть. 1. Уголовное преследование от имени государства осуществляется соответствующими органами и должностными лицами, которые в каждом случае обнаружения признаков преступления обязаны принять предусмотренные меры по установлению, как самого события преступления, так и лица или лиц, виновных в его совершении. Часть. 2. Участникам уголовного процесса, отстаивающим в деле свой личный или представляемый интерес, а также иным заинтересованным лицам предоставлена свобода распоряжения материальными и процессуальными правами, реализация которых, обуславливает возникновение, изменение или прекращение уголовно-процессуальных отношений» Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник для вузов/ Т. Ю. Вилкова, М. И. Воронин 2013. с. 857-859..

Среди ученых не выработано единое мнение относительно соотношения и взаимодействия публичности и диспозитивности. Так, Шамардин А.А. , полагает, что уголовный процесс представляет собой соединение публичного и частного права, причем, с одной стороны, в нем присутствуют диспозитивность и состязательные начала, а с другой - защита нарушенных частных интересов возможна благодаря механизму уголовно-процессуального права, который обеспечивает быструю и эффективную защиту прав человека государством путем вынесения соответствующих судебных решений. Взаимодействие частных и публичных начал в праве основываются на диалектическом законе единства и борьбы противоположностей. Седаш Е.А. Частное начало в российском уголовном процессе. Саратов, 2010. С.2 Диспозитивность в определенном смысле сталкивается с публичностью в тех случаях, когда осуществляется выбор между предоставлением права потерпевшему защитить нарушенное преступлением право в суде, и передачей инициативы возбуждения уголовного дела государственным органам. При этом, диспозитивность и публичность не являются непримиримыми противоположностями.

Касаткина С.А. , подробно исследовавшая соотношение публичного и диспозитивного начала в уголовном судопроизводстве, а также установившая в качестве одной из задач своей работы раскрытие конкретных форм их проявления, классифицирует отдельные субъективные права, составляющие содержание указанных начал, исходя из осуществления различных уголовно-процессуальных функций, среди которых выделяются: обвинение, защита и суд Касаткина С. О соотношении публичных и личных интересов в российском уголовном процессе // Уголовное право. - 2011. - № 3. - С. 65-67..

Масленникова Л.Н. диспозитивность рассматривает как принцип, ограничивающий принцип публичности Масленникова Л.Н. Публичное и диспозитивное начала в уголовном судопроизводстве России. 2000. С.186-187.. По мнению Божьева В.П. , диспозитивность противоречит публичности, поскольку деятельность органов государственной власти и должностных лиц регулируется при помощи императивного метода правового регулирования, и эти субъекты не обладают свободой в распоряжении своими полномочиями Уголовный процесс: учеб. / под ред. В. П. Божьева. - 3-е изд., М.: Спарк, 2012. С. 84.. Кроме того, существует точка зрения, в соответствии с которой публичность и диспозитивность по своей юридической природе являются взаимодействующими друг с другом началами, а именно, диспозитивность помогает публичности, во-первых, раскрыть преступление, изобличить и привлечь к уголовной ответственности виновных а, во-вторых, освобождать от необоснованного наказания невиновных.

Разумеется, каждый автор имеет право на собственный взгляд на любую из проблем уголовного процесса, однако заметим, что речь идет не просто о каких-то отдельных процессуальных институтах, а об основополагающих понятиях, определяющих, по большому счету, тип уголовного процесса.

Ну а прежде чем раскрывать содержание публичности и диспозитивности отметим, что наиболее рациональным представляется рассмотрение этих явлений как элементов единого принципа «сочетания публичных и частных начал в уголовном судопроизводстве». Этот принцип в 2003 году исследовала профессор МГЮА Гуськова А. П. Гуськова А.П. О перспективном развитии принципа сочетания публичных и частных начал в уголовном судопроизводстве // Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: год правоприменения и преподавания: материалы науч.-практич. конф. - М., 2014. - С. 78.. Так, отмечала она, в ст. 6 УПК РФ заложен принцип сочетания публичных и частных начал, обеспечивающий возникновение и развитие уголовного судопроизводства по инициативе сторон, функционирование независимого и беспристрастного суда, создающего необходимые условия для осуществления сторонами их прав, не подменяя стороны в их процессуальной деятельности, обеспечивающего равноправие и состязательность сторон в доказывании.

Публичность в уголовном судопроизводстве тесно взаимосвязана с его диспозитивными началами. Сочетание основ публичности и диспозитивности в уголовном судопроизводстве позволяет потерпевшему и его представителям участвовать в уголовном преследовании по любым категориям дел, т.е. участвовать в процессуальной деятельности по установлению события преступления и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, которым потерпевшему причинен ущерб. Рогова О.И. Пределы проявления диспозитивности в уголовном судопроизводстве. Томск, 2004. С. 13

Исходя из этого представляется, что необходим разумный подход в соотношении публичных и частных начал в уголовно-процессуальной деятельности, дисбаланс же может привести и к тому, что суд снова примет на себя функцию обвинения. Принцип публичности, долгое время считавшийся основополагающим в науке уголовного процесса, наделяющий государственные органы властными полномочиями, в том числе и по принятию решений о начале, движении и судьбе уголовного дела, сейчас, как думается, нельзя признать доминирующим. Радует тот факт, что на такой позиции стоит достаточно много авторов. Так, Шамардин А.А. пишет: «…гипертрофированная публичность превращается в тотальное огосударствление процесса, подмену интересов гражданского общества интересами государства. В концентрированном виде эту концепцию публичности выражала ст. 2 УПК РСФСР…» Шестакова С.Д. Состязательность уголовного процесса. СПб., 2011. С. 119 - 120..

Итак, формула публичности имеет следующую сущность. «Государственные органы, ведущие уголовный процесс, осуществляют свою деятельность по достижению цели уголовного процесса в силу возложенных на них государством обязанностей. Позиции сторон учитываются, однако их голос, за исключением случаев прямо предусмотренных уголовно-процессуальным законом (возбуждения уголовного дела частного и частно-публичного обвинения, например, - совещательный, консультативный» Диспозитивность и ее отдельные проявления в уголовном процессе Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.2011 - Уголовный процесс, криминалистика

и судебная экспертиза; Оперативно-розыскная деятельность / Д. С. Штоль; Науч. рук. О. И. Куленко. -Челябинск, 2011. - 34 с..

Тенденции развития уголовно-процессуального законодательства сводятся к усилению роли диспозитивного начала. В частности, это проявляется в решении вопроса о возбуждении уголовного дела, в увеличении форм и субъектов досудебного производства и в перераспределении их распространенности, в появлении дел по уголовному иску и в некоторых других случаях.

Диспозитивность возможна только в состязательном уголовном процессе. Но сама по себе, в обособленном виде диспозитивность лишает смысла наличие властеотношений в уголовном процессе. Это заранее неверный подход ее абсолютизировать, поэтому диспозитивность обособленно не существует и не может существовать в силу публичного характера уголовного процесса и всей уголовно-правовой сферы в целом. А если она не может существовать самостоятельно, в этом случае мы говорим о соотношении публичности и диспозитивности в уголовном процессе. И проблему ставим именно в таком ключе.

Ну и, наконец, нельзя не отметить иной подход на соотношение публичности и диспозитивности в уголовном судопроизводстве и ее место в системе. Так, авторский коллектив учебника «Уголовно-процессуальное право: актуальные проблемы теории и практики» под редакцией Лазаревой В.А. и Тарасова А. А. представляют проблему соотношения публичного и диспозитивного, носящей глобальный характер, касающийся практически любого частного исследования. «Соотношение публичного и диспозитивного начал в уголовном процессе, - пишут они, - это ключевая проблема уголовно-процессуальной науки. К определению этого соотношения сводятся практически все теоретические и практические проблемы реформирования системы уголовного судопроизводства в любой стране, не позволяет рассматривать сочетание публичного и частного начал в уголовном процессе как отдельный его принцип. Скорее всего, это сочетание есть сердцевина всей системы принципов судопроизводства. Любой из принципов, образующих эту систему, в той или иной мере отражает соотношение (сочетание) частноправового и публично-правового элементов, а система принципов в целом - соотношение этих же элементов (начал) во всей системе уголовного судопроизводства данной страны. Так, например, принцип презумпции невиновности выражает баланс частного интереса лица, привлекаемого к уголовной ответственности и не понуждаемого в связи с этим доказывать свою невиновность, и публичного (общественного и государственного одновременно) интереса, состоящего в допустимости наказания только действительно виновных в совершении преступлений» Лазарев В.А., Холоденко В.Д. Возбуждение уголовного дела в системе уголовно-процессуальной деятельности. - Саратов, 2011. - С. 27.

Наличие взаимодействия и взаимовлияния диспозитивности и публичности признает также и Пономаренко С.С Пономаренко, С. С. Диспозитивные начала в российском уголовном судопроизводстве: / С. С. Пономаренко. -Оренбург, 2010. - 156 с.. , указывая, в частности, что публичность выступает в качестве ведущего принципа розыскной формы процесса, диспозитивность играет такую же роль в состязательной форме, при этом смешанному процессу характерно сочетание публичности и диспозитивности, которые, являясь с одной стороны антиподами, с другой стороны своим единством и взаимодействием обеспечивают наилучшую защиту прав и законных интересов: Масленникова Л.Н. Публичное и диспозитивное начала в уголовном судопроизводстве России. 2000. С.181-182.. В любом случае, в действующем уголовно-процессуальном законодательстве существуют четко обозначенные пределы действия указанных принципов, что обуславливает отсутствие противоречий между ними, кроме того, публичность и диспозитивность фактически взаимно устанавливают пределы реализации друг друга. Придерживаясь указанных концепций, полагаем, что они являются наиболее обоснованными, поскольку в точности отражают современное состояние отечественного уголовно-процессуального права.

Таким образом, диспозитивность, сохраняя свою сущностную основу и наполняясь специфическим чертами отрасли уголовно-процессуального права, оказывает большое влияние всю процедуру осуществления уголовного правосудия. Более того, состояние современного уголовного процесса обязывает признать диспозитивное начало в качестве одного из руководящих положений, что предполагает его обязательное включение в текст действующего уголовно-процессуального закона в главу, посвященную принципам уголовного судопроизводства. Александров А.С. Диспозитивность в уголовном процессе. Нижний Новгород, 2005. С.34.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация