Нарушение порядка составления протокола. Составление протокола административного правонарушения: обязательные реквизиты

Главная / Суд

Согласно российскому законодательству, гражданин имеет право обжаловать составленный на него документ или протокол только в том случае, если он ущемляет права и интересы гражданина, а также возлагает га гражданина дополнительные обязанности, которые никто не имеет права на него возлагать, или же лишает гражданина каких-либо прав, положенных ему по закону. Поскольку административный протокол является доказательством вины гражданина в совершении какого-либо административного проступка, процедуры его оспаривания в российском законодательстве нет, но гражданин может превратить составленный на него административный протокол из неоспоримого доказательства его вины в простую бумажку, не таящую в себе для него никаких плохих последствий. О том, как это сделать, мы и поговорим в данной статье.

1. Чтобы впоследствии протокол об административном правонарушении не был использован против гражданина, при его составлении необходимо проследить, чтобы в документ было вписано как можно меньше обстоятельств, доказывающих вину гражданина в содеянном, и как можно больше доказательств невиновности задержанного.

2. При начале составления административного протокола уполномоченным лицом необходимо включить камеру, продемонстрировав её составителю протокола, и отдать ему все требуемые документы, назвав при этом перечень изымаемых документов и точное время их изъятия. По российскому законодательству протокол должен быть составлен немедленно после изъятия документов, и если уполномоченное лицо намеренно будет затягивать с составлением документа, впоследствии этот факт можно будет использовать как защиту в суде.

3. После того, как уполномоченное лицо завершит оформление протокола, необходимо громко (так, чтобы было слышно на камере или диктофоне) спросить у него, точно ли завершено оформление документа, и если будет получен утвердительный ответ, гражданину будет необходимо внимательно ознакомиться с текстом протокола и попытаться выявить несоответствия и неточности, допущенные при составлении документа. Не лишним будет также и фиксировать все действия уполномоченного лица на видеокамеру – вполне возможно, при составлении протокола им будут допущены грубые процессуальные нарушения, которые впоследствии можно будет использовать как доказательство невиновности гражданина.

4. При обнаружении неточностей и несоответствий в документе гражданин имеет право потребовать от уполномоченного лица немедленного их исправления. Если погрешности всё-таки не обнаружатся, можно попробовать обратить внимание на пункт «Свидетели» - если у гражданина есть свидетели, которых он сможет впоследствии привлечь на свою сторону и которые по законодательству не являются заинтересованными в споре лицами, их необходимо обязательно включить в протокол, если же свидетелей правонарушения не было, нужно не забыть поставить в этом разделе протокола прочерк.

5. Если уполномоченное лицо при составлении протокола не потрудилось объяснить гражданину его права и обязанности, гражданин имеет право поставить в графе «Разъяснение прав и обязанностей» отметку «Не согласен». Как правило, даже этой отметки бывает вполне достаточно, чтобы успешно оспорить правильность составления протокола об административном нарушении.

6. В поле для объяснений гражданину, обвиняемому в совершении правонарушения, нужно написать следующее: «Правонарушения не было, с обвинением не согласен». Данная отметка гарантирует, что впоследствии в протокол уполномоченным лицом не будут внесены изменения, утяжеляющие вину обвиняемого гражданина. Поскольку протокол об административном правонарушении является не самостоятельным документом, а всего лишь доказательством по делу, порядка обжалования протокола об административном правонарушении в российском законодательстве нет (можно обжаловать только факты включения в протокол пунктов, которые, по мнению гражданина, не могут являться доказательствами его вины), вместо этого гражданин имеет право обжаловать постановление суда или отрицательное решение суда по жалобе на ранее вынесенное постановление.

Протокол об административном правонарушении признаётся недействительным в следующих случаях:

Если уполномоченное лицо, составлявшее протокол, производило заполнение документа на своём рабочем месте, без выезда на место совершения правонарушения;

Если уполномоченное лицо при составлении протокола нарушает права гражданина, в отношении которого составляется протокол;

Если уполномоченное лицо при составлении протокола допускает грубые фактические ошибки, факт которых можно легко доказать в суде.

Если гражданин при составлении уполномоченным лицом протокола заметил, что заполняющий документ человек допустил какие-либо ошибки или нарушил права гражданина, в отношении которого составляется документ, он не должен обращать на это внимание уполномоченного лица, а должен зафиксировать факт этих ошибок на диктофон или видеокамеру - съёмка видеокамерой или запись на диктофон может быть принята судом в качестве доказательства недействительности протокола об административном правонарушении.

Если вы не согласны с вменяемым вам в вину правонарушением, ни о каком постановлении-квитанции не может идти речь, инспектор должен составить протокол об административном правонарушении и копию передать вам, чтобы вы могли его обжаловать. Выявление административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет. Выявление административного правонарушения, не влекущего предупреждения, совершенного сержантом, старшиной, солдатом, матросом, проходящими военную службу по призыву, либо курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования до заключения с ним контракта о прохождении военной службы.

Основание для составления протокола об административном правонарушении

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки. 4. в 9.00 на пр. Ленина ХХХ, управляя автомобилем Бентли гос. номер Х ХХХ ХХ 150 совершила правонарушение, - передала управление автомобилем гражданке Петровой Петруне Сергеевне, находящейся в состоянии алкогольного опьянения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 (исправлено, изначально была написана единица, подписью должностного лица, составившего протокол не удостоверено) статьи 14.8 КоАП РФ, п.п.

Основания составления протокола об административном правонарушении являются

Является ли составление протокола об административном правонарушении обязательным? Согласно части 2 статьи 634 Кодекса «Об административных правонарушениях», основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения. Частью 3 статьи 634 Кодекса «Об административных правонарушениях», дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о совершении административного правонарушения или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 635 Кодекса «Об административных правонарушениях», протокол о совершении административного правонарушения составляется уполномоченным на то должностным лицом.

Составление протокола об административном правонарушении

Информация о получении экземпляра протокола удостоверяется не только подписью, но и проставлением даты вручения. Ошибки в протоколе об административном правонарушении Ошибки, допущенные в протоколе об административном правонарушении при оформлении, по своей значимости можно разделить на существенные и несущественные.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недочетом документа является отсутствие в протоколе информации, упомянутой в ст. 28.2 ч. 2 КоАП (п. 4 Постановления). Это значит, что в протоколе об административном правонарушении должны быть заполнены все графы и записана вся информация, о которой упоминалось выше.

Процедура составления протокола гибдд об административном правонарушении

Инфо

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. В этом случае копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Основания для составления протокола об административном правонарушении

Обязан ли водитель садиться в машину ДПС для составления протокола? Инспектор может предложить водителю выйти из автотранспортного средства в следующих случаях (Приказ МВД №664 от 23.08.2017 г.):

  • выявление признаков опьянения у водителя или болезненного состояния;
  • чтобы провести личный досмотр, осмотр, досмотр автомобиля и груза;
  • выполнить сверку номеров, узлов ТС со сведениями в регистрационных документах;
  • для участия водителя в процессуальных действиях, для оказания помощи;
  • при необходимости устранения технической неисправности автомобиля;
  • если поведение водителя создает угрозу безопасности инспектора.

Также документ регламентирует, что водитель может сесть в патрульную машину или пройти в служебное помещение, если его присутствие требуется для оформления процессуальных документов.

Основания и порядок составления протокола об административном правонарушении

Важно

Если лицо, в отношении которого составляется протокол, при этом событии не присутствует, ему высылается экземпляр протокола по почте. Законом отведено на это 3 дня. Срок составления протокола об административном правонарушении Сроки составления протокола об административном правонарушении можно разбить на 3 группы, в зависимости от ситуации.


Протокол об административном правонарушении может быть составлен:

Сразу же, то есть в момент обнаружения нарушения закона, протокол пишется тогда, когда все нужные сведения для заполнения бланка протокола и прояснения обстоятельств случившегося установлены. Если нужно выяснить еще какую-то информацию, закон предусматривает возможность составить протокол в течение 2 дней с момента установленного нарушения.

На основании чего составляется протокол об административном правонарушении

Информация о потерпевших и свидетелях по делу, если таковые есть (фамилии, инициалы, паспортные данные, адреса проживания). Данные о совершенном правонарушении (дата, место совершения, суть произошедшего).
Ссылка на статью закона, который был нарушен. Пояснения человека или представителя организации по делу. Иные сведения, призванные помочь всесторонне рассмотреть дело. Написание протокола об административных правонарушениях предполагает дачу разъяснений физическому лицу или представителю организации о правах и обязанностях нарушителя, установленных административным законодательством. Основанием применения административного задержания является только совершение лицом административного правонарушения.
Административное задержание вправе осуществлять уполномоченные должностные лица, перечень которых указан в ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ.

Назначение наказания без протокола Протокол не составляется в следующих случаях:

  • наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения административного правонарушения, и водитель соглашается со своей виной;
  • нарушение зафиксировали камеры фиксации, которые работают в автоматическом режиме.

Протокол - документ, составленный уполномоченным должностным лицом, в котором отображают событие правонарушения. Водитель должен следить за тем, что все требования составления протокола были соблюдены.

Внимание

Обычно составляется незамедлительно, а также в течение двух суток или после окончания административного расследования. Составление протокола - подготовка к рассмотрению дела, и автомобилист должен внимательно прочитать, какие сведения в протокол внес инспектор ГИБДД.

В целях автоматизированной обработки его содержания органами внутренних дел может использоваться рекомендуемый образец (приложение N 6 к Административному регламенту). 111. В случае участия понятых в производстве по делу об административном правонарушении запись об этом с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, телефона, сведений о документе, удостоверяющем личность, делается в соответствующем протоколе.


В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Замечания понятого подлежат занесению в протокол. (в ред.

Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780) (см. текст в предыдущей редакции) 112. В случае применения специальных технических средств, их показания отражаются в протоколе об административном правонарушении.

Различного рода нарушения действующего законодательства приводят к разработке и применению наказаний. Одной из мер воздействия на правонарушителей является штрафная санкция. Сумму взысканий определяет административная комиссия по результатам рассмотрения протокола, составленного на нарушителя. Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на эти действия лицом. О том, как правильно составить указанный документ, в какие сроки оформляется процедура и какие необходимо принимать меры, если правонарушитель отказывается от составления протокола, расскажет статья.

Законодательные моменты

Протокол об административном правонарушении составляется на основании правил, закрепленных в Кодексе об административных правонарушениях, в статье под номером 28.2. Данный кодекс закреплен Федеральным законом № 195 от 30 декабря 2001 года. Статья полностью раскрывает, как правильно составляется данный документ и его основную суть.

Что такое административное правонарушение?

Сюда относят все противоправные действия физических или юридических лиц, в результате которых налагается административная ответственность. В виде наказания на нарушителей налагаются штрафные санкции.

Чаще всего мы слышим о таких протоколах во время нарушения правил дорожного движения или в процессе неприменения мер, установленных правилами благоустройства. Законодательство устанавливает широкий спектр нарушений, по результатам которых налагаются штрафные санкции.

Какие сведения содержит документ?

Протокол об административном правонарушении составляется лицом, уполномоченным на это постановлением или распоряжением. Документ должен содержать в себе следующие данные:

  1. Место и число его составления (день, месяц, год).
  2. В протоколе полностью указываются инициалы (фамилия, имя и отчество) уполномоченного лица для составления документа и его должность.
  3. Если протокол составляется на физическое лицо, то в нем указываются его данные по паспорту (имя, фамилия, отчество, регистрация и реквизиты документа), а также адрес проживания по факту.
  4. Если протокол составляется на юридическое лицо, то указывается адрес регистрации организации и данные на руководство.
  5. В протоколе прописывается информация о потерпевших, а также свидетелях по данному административному правонарушению, если такие будут присутствовать на месте составления протокола (фамилия, имя, отчество, адреса проживания, паспортные данные и контактные телефоны). В этой строке указанные лица ставят свои подписи.
  6. Документ содержит информацию о сути произошедшего правонарушения. Обязательно указывается дата, время и место совершения противоправного поступка. При этом дата составления протокола и дата совершения административного преступления должны совпадать. Административный протокол составляется по месту совершения правонарушения.
  7. В документе обязательно должна быть указана ссылка на статью административного кодекса, которая была нарушена.
  8. Также в документе имеется строка для объяснений человека или руководителя (представителя) организации, нарушивших законодательно установленные правила. Это обязательное мероприятие, если протокол об административном правонарушении составляется в присутствии нарушителей закона.
  9. В протоколе могут иметься и другие сведения, способствующие полному и всестороннему рассмотрению данного правонарушения по административному делу.

В документе прописаны права для правонарушителей, которые в обязательном порядке зачитываются вслух перед проставлением подписей. Для подтверждения противоправных действий к протоколу могут прилагаться фото- и видеоматериалы, для этого в документе необходимо указать, на какую аппаратуру были записаны данные материалы.

Правила подписания документа об административных правонарушениях

Протокол об административном правонарушении составляется лицом, уполномоченным на составление данных материалов, при этом перед подписанием документа физические или юридические лица в лице их представителей должны быть ознакомлены с составленным протоколом. Если указанные граждане и руководитель (представитель) предприятия или организации будут не согласны с данными протокола, они могут оставить свои разъяснения о несогласии по сути текста. Данные объяснения приобщаются к документу.

Полностью заверенным административный протокол считается в том случае, если все подписи поставлены. При этом протокол содержит подписи не только правонарушителей, но и уполномоченных работников о составлении протокола. Если нарушившие закон граждане или представители юридического лица не хотят подписывать административный документ, то в нем делается запись о том, что от подписи эти лица отказались. В этом случае данная запись должна быть заверена подписями двух свидетелей, присутствовавших при отказе.

Составление документа без присутствия правонарушителя

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно на месте выявления противоправных действий, но если вдруг нарушившего закон гражданина или руководителя юридического лица не оказывается на месте составления материалов, то уполномоченное лицо вправе оформить документ без присутствия виновных лиц.

Если административный протокол составлен в присутствии правонарушителя, то ему вручается копия данного документа, при этом в нём делается отметка о том, что копия протокола была вручена, и ставится подпись нарушителя. Копия документа также направляется потерпевшим лицам, если таковые имеются.

Где составляется протокол об административном правонарушении, если ответчик по делу отсутствует? Уполномоченное на составление административных протоколов лицо вправе составить документ в месте, указанном в уведомлении, направленном нарушителю. Если ответчик не прибыл на место составления документа, то копия протокола направляется заказным письмом с уведомлением ему по почте.

Законодательно на эту процедуру отведено три дня. При этом если гражданин получил данное письмо, о чём свидетельствует его подпись в уведомлении, то дело можно передавать на рассмотрение в административную комиссию, по результатам которой назначается определенное наказание в виде штрафа или предупреждения.

Сроки составления документа по административному правонарушению

Сроки составления документов по административному делу делятся на три группы. Всё зависит от произошедшей ситуации. Протокол административного правонарушения составляется либо в день совершения преступления, либо в течение двух дней или же после проведения административного расследования.

Если у уполномоченного на составление данного документа лица на момент обнаружения противоправных действий имеются все необходимые для заполнения бланка сведения, а также составление протокола проводится в присутствии правонарушителя, то протокол составляется незамедлительно.

Если для составления документа отсутствует какая-либо информация, то законодательно закреплено, что протокол об административном правонарушении составляется в срок до двух дней с момента выявленного нарушения. Во время проведения административного расследования протокол составляется по итогам данного мероприятия.

Когда проводят административное расследование?

Это расследование проводят только в том случае, когда необходимую информацию для составления документа можно получить в результате проведения соответствующих процедур и экспертиз, которые могут занять много времени.

Законодательно закреплено, что в процессе данного расследования протокол об административном правонарушении составляется в течение 30 дней. Конечно, существуют ситуации, в результате которых срок проведения административного расследования можно продлить. Эти возможности раскрыты в пункте пятом статьи 28.7 административного кодекса Российской Федерации. При этом оговорено, что может продлиться на срок до полугода.

Пример составления документа об административном правонарушении

Как правильно составляется протокол об административном правонарушении? Единого бланка для составления этого документа по всем административным правонарушениям не существует. Каждый государственный или муниципальный орган имеет свои разработанные образцы. Однако по содержанию информации эти протоколы не отличаются.

В самом верху страницы, по ее центру, прописывается название документа. Ниже, в правом углу, указывается место составления протокола, а в левом углу - дата его оформления. Рядом с названием проставляется номер по порядку. Это необходимо для дальнейшей регистрации документа в журнале составления протоколов.

Далее записываются данные о должности, фамилии, имени и отчестве сотрудника или специалиста, направленного для составления данного документа. Ниже указывается информация о гражданине-правонарушителе. При заполнении сведений на физическое лицо указывают полностью фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес не только места регистрации, но и места проживания по факту, сведения о работе, о семейном положении, о среднем заработке, месте работы, образовании, указывается телефон. Кроме того, в протоколе приводится информация о том, есть ли у данного гражданина подопечные лица.

Если протокол составляется на юридическое лицо, то в обязательном порядке указывается почтовый и юридический адрес организации, ее государственный регистрационный номер, инициалы руководителя или представителя данного юридического лица. При этом для представителей также указываются реквизиты документа, удостоверяющего данное их положение. Обычно в качестве представителя указывается руководство данной организации, а в качестве документа используют приказ, постановление или распоряжение о вступлении в должность данных граждан.

Основное полотно документа отводится на описание сути произошедшего правонарушения. Если необходимо для составления документа наличие двух свидетелей, то ниже вписываются их инициалы, паспортные данные, места их проживания и номера телефонов. Ниже отводится место для внесения объяснений от правонарушителя. В некоторых случаях данные разъяснения могут быть написаны отдельно и приобщены к протоколу.

Далее идет информация о подписях. В том месте, где указана информация о том, что правонарушитель отказывается от объяснений, ставятся подписи двух свидетелей и пишется, что от подписи гражданин или представитель юридического лица отказывается.

В конце документа размещается информация о том, что копия протокола вручена ответчику, при этом данную информацию он должен заверить своей подписью. Если же он отказался от передачи ему второго экземпляра протокола, то в данной графе двое свидетелей пишут о том, что он не взял копию протокола, и ставят свои подписи. Также здесь указывается дата вручения этого документа, если правонарушитель не отказался от вручения ему второго экземпляра.

Примерный бланк административного документа можно посмотреть на фото ниже.

Какие ошибки могут допускать уполномоченные лица при составлении протокола?

Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на это лицом, которое, как и любые люди, может совершать ошибки при составлении документов. Их при составлении административного протокола можно разделить на значительные и незначительные. Существенным является то, что данный административный документ должен быть заполнен полностью, в него должна быть внесена вся информация, которая прописывалась выше.

Протокол составляется на месте административного правонарушения. В обязательном порядке, если протокол составлялся в присутствии правонарушителя, в нем должна стоять подпись ответчика о том, что он был ознакомлен со своими правами. Если административный протокол был составлен в отсутствие правонарушителя и при этом ему не была сообщена должным образом информация о том, что протокол на него составлен, то эти действия будут являться противоправными вплоть до отмены данного протокола и прекращения производства по данному делу.

Не допускаются любые исправления в протоколе. Если же таковые имеются, то они должны быть заверены подписью уполномоченного на составление протокола лица и подписью нарушителя, который удостоверяет, что он видел данное исправление и с ним согласен.

К незначительным ошибкам можно отнести то, что в протоколе отсутствуют некоторые информационные моменты, которые будут разобраны на административной комиссии. Также к незначительным нарушениям относят составление документов в отсутствие ответчика, но только в том случае, если он будет уведомлен в установленные законом сроки о составлении на него данного документа.

Лицо, уполномоченное на составление протокола, должно заранее уведомить правонарушителя о дате и месте составления административного документа. Если правонарушитель без уважительной причины не явился на место составления протокола, то это также не будет являться существенной ошибкой в составлении его.

Незначительными ошибками являются и орфографические неточности в оформлении информации, исключением, конечно же, является написание фамилии, имени и отчества. Здесь орфографические ошибки недопустимы.

Всегда ли составляется протокол об административном правонарушении?

Иногда при совершении противоправного деяния протокол может и не составляться. Это происходит в том случае, если данное нарушение не несет за собой опасности для общества и если это противоправное действие не предусматривает наказание в виде штрафа.

Кодексом об административных правонарушениях закреплено, что протокол не составляется в том случае, если сразу на месте выявления нарушения назначается штраф или выписывается предупреждение. При этом следует выносить постановление по делу об административном нарушении. Один экземпляр постановления отдается на руки нарушителю сразу на месте. Если он отказывается от его принятия, то данный документ направляется по почте заказным письмом с уведомлением. В случае несогласия нарушителя с данным постановлением протокол всё-таки следует составить и приложить к вынесенному постановлению.

Протокол об административном правонарушении составляется на всех нарушителей законодательства, чьи действия подпадают под статьи со штрафными санкциями. В других случаях уполномоченными лицами государственных и муниципальных органов власти выдаются предупреждения.

Добрый день, уважаемый читатель.

Протокол об административном правонарушении - это процессуальный документ, который может быть составлен сотрудником ГИБДД при выявлении нарушения правил дорожного движения.

142. Основаниями составления протокола об административном правонарушении являются:

  • выявление административного правонарушения в случае, если рассмотрение дела о данном административном правонарушении не находится в компетенции сотрудника;
  • оспаривание лицом, в отношении которого в соответствии с частью 1 статьи 28.6 Кодекса возбуждено дело об административном правонарушении, наличия события административного правонарушения и (или) назначенного ему административного наказания либо отказ от соответствующей подписи в постановлении по делу об административном правонарушении;
  • выявление административного правонарушения, совершенного несовершеннолетним, достигшим возраста шестнадцати лет;
  • выявление административного правонарушения, не влекущего предупреждения, совершенного сержантом, старшиной, солдатом, матросом, проходящими военную службу по призыву, либо курсантом военного образовательного учреждения профессионального образования до заключения с ним контракта о прохождении военной службы.

Протокол должен быть составлен в следующих случаях:

1. Если дело о нарушении правил дорожного движения не может быть рассмотрено сотрудником полиции. Например, дела по нарушениям, предусматривающим , рассматриваются только судьями. Соответственно, они требуют обязательного составления протокола.

2. Несогласие водителя с нарушением . Это еще одна популярная ситуация. Если водитель не согласен с инспектором, то вместо постановления (либо вместе с ним) составляется протокол.

Важное отличие протокола от - наличие поля "объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело". В протоколе Вы можете указать собственное видение ситуации. При этом нужно использовать ссылки на пункты правил дорожного движения и других нормативных правовых документов.

Поскольку итоговое решение о наложении наказания будет приниматься именно на основании протокола, нужно внимательно заполнить поле "объяснение лица".

3. Нарушение ПДД несовершеннолетним. Это возможно, например, при управлении транспортными средствами М или подкатегории А1.

4. Если нарушение совершено сержантом, старшиной, солдатом, матросом, курсантом.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении должен содержать следующие данные (статья 28.2 КоАП):

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе должны быть указаны:

  • Дата и место составления.
  • Данные сотрудника ГИБДД.
  • Данные водителя.
  • Данные свидетелей и потерпевших.
  • Место и время нарушения правил дорожного движения.
  • Событие административного правонарушения и статья нормативного документа, предусматривающая ответственность.
  • Объяснение водителя.

Текст протокола заполняется сотрудником ГИБДД (кроме поля "объяснение водителя"). После составления документа водитель должен получить возможность с ним ознакомиться:

4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Кроме того, водитель может дополнить протокол собственными замечаниями, которые должны быть приложены. Обратите внимание, если в протоколе остались незаполненными какие-то поля или строки, то поставьте в них прочерки. Это убережет Вас от внесения в документ данных не в Вашу пользу.

После завершения составления протокола он должен быть подписан водителем и сотрудником ГИБДД.

Обратите внимание. Водителю нужно обязательно заполнить поле объяснение , а затем подписать протокол . Почему-то на практике многие водители отказываются от подписи документа. Не знаю, о чем они думают в этот момент. Однако отсутствие даже элементарного объяснения приводит к тому, что дело решается не в их пользу.

Если водитель отказывается от подписания протокола, то в документе делается соответствующая отметка. Протокол от этого не становится недействительным. Просто объяснения и подписи водителя в нем нет.

После составления документа водитель получает его копию (статья 28.2 КоАП):

6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Срок составления протокола регламентирован статьей 28.5 КоАП:

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

На практике при нарушении правил дорожного движения обычно используется первый пункт статьи, т.е. протокол составляется немедленно . Однако в случае необходимости составление может быть отложено.

Обжалование протокола об административном правонарушении

Составление протокола об административном правонарушении изначально предусматривает возможность его обжалования.

Однако, если Вы собираетесь обжаловать документ, беритесь за дело сразу же:

Во-вторых , заполните поле "Объяснения водителя". В первую очередь напишите в нем фразу "Не согласен". После этого напишите, как обстояло дело на самом деле. В завершение напишите, что Вы имеете фотографии, аудио и видеозаписи с места события.

Кроме того, не забудьте прочеркнуть пустые места в протоколе, чтобы исключить несанкционированное добавление информации.

В-третьих , подготовьтесь к разбору в ГИБДД (или к суду). Еще раз внимательно проанализируйте ситуацию. Распечатайте пункты , относящиеся к ней. Проверьте правильность составления протокола, поищите в нем возможные ошибки заполнения.

Если Вы чувствуете, что самостоятельно обжаловать протокол не получится, то обратитесь за помощью к грамотному юристу или опишите ситуацию на форуме pddclub.ru . Возможно опытные люди смогут обратить внимание на те моменты, которые были упущены водителем.

В завершение хочу отметить, что протокол не так уж и сложно оспорить. Главное быть готовым к такому развитию событий и своевременно начать сбор доказательств в свою защиту.

Удачи на дорогах!

Здраствуйте 25.06.16 был составлен протокол за управление в не трезвом виде я все подписал и дал обяснение что выпивал но в протоколе не указана фамилия сотрудника дпс можно ли его обжаловать

Удачи на дорогах!

здравствуйте.подскажите пожалуйста 04.06.2016 был составлен протокол по ст 12.8.ч2 а слушание по делу назначили только на 01.11.2016 ведь срок давности уже прошел возможно ли постановление о лишении прав

Срок давности по этой статье - один год.

владимир-200

Подскажите у меня статья 12.26 ч 1. было 2 суда, на суде при допросе сотрудников дпс был задан вопрос от судьи. Дышал ли я в трубку на месте? они отвечали что да дышал но плохо. Вопрос вот в чём у меня в протоколе в пункте К ПРОТОКОЛУ ПРИЛаГАЕТСЯ нет акта освидетельствования на месте и его нет вообще оно не заводилось, нет номера акта медосвидетельствования хотя этот акт в деле есть но там где должен быть номер в акте написано БЕЗ НОМЕРА. и в той же графе номер протокола о задержании транспортного средства, но протокол об административном правонарушении составлен в 21-45мин а протокол о задержании транспортного средства составлен в 22-20мин. И ещё в пунктах свидетели и потерпевшие НЕТ понятых. Подскажите какую выгоду можно извлечь из этих недостатков или они незначительные?

Удачи на дорогах!

Здравствуйте - если с протоколом не согласен - надо потом идти на разбор или в суд? А если протокол, с которым не согласен, составлен далеко от дома? Не будешь же потом специально ехать за сотни километров?

Алексей-240

Пишетется Ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительств на отдельном листе.

В случае заявления ходатайства о направлении дела для рассмотрения его по месту жительства при составлении протокола, такое ходатайство заносится в протокол.

а на имя кого писать ходатайство - если не знаешь кто судья как его зовут и так далее? И если направят даже по месту жительства - гаишник должен будет приезжать уже ко мне на разбор?

Игорь , попробуйте позвонить в указанный суд и узнать, на чье имя писать ходатайство.

Вероятность того, что сотрудник ГИБДД будет приезжать по месту Вашего жительства, довольно мала. Именно поэтому дела обычно переносят по месту жительства, т.к. выиграть получается проще.

Удачи на дорогах!

Здраствуйте!помогите рашить проблему. После составления протокола то вождение в нетрезвом виде употребив 250 граммов водки, сотрудники ДПС не арестовали машину а посоветовали посидеть ада часа и продолжить движение. Это нарушение

Роман , здравствуйте.

По какой причине полицейские отказались эвакуировать автомобиль? При указанном нарушении автомобиль должны отправить на спецстоянку.

У Вас возникли какие-то трудности из-за того, что машину не забрали?

Инспектор дпс при составлении протокола не спросил работаю ли я, и сам указал, что я не работаю. Является ли это основанием, признать протокол не правильно составленным.

здравствуйте.была остановлена ДПС За временный знак обгон запрещен с выездом на встречную полосу (была пунктиром разделена).вышла из машины отдала документы и через минуту мне их обратно отдали со словами "До свидание".Вопрос:1.не могут ли они потом заочно составить,написать понятых и типа "от подписи отказалась"?2.если б протокол все таки составили,должны ли были в отделе ГИБДД мне сказать об этом?была в ГИБДД дали только справку что штрафов нет и прав не лишена,по поводу этого нарушения ничего не сказали.

Роман , вероятность оспорить штраф по указанной Вами причине крайне маленькая.

Удачи на дорогах!

Александр-601

Здравствуйте вопрос такой я отказался от медосвидетельствования. была назначена дата суда..но не дождавшись суда поймали пьяного в итоге два нарушения и два протокола.поскажите какое наказание меня ждет?

Александр , здравствуйте.

Будет 2 независимых наказания: по части 1 статьи 12.26 и по части 1 статьи 12.8. В сумме 60 000 рублей штрафа и от 3 до 4 лет лишения прав.

Удачи на дорогах!

Станислав-38

Ситуация такая: я отказался от освидетельствования. В последующем я заснул на видео как сотрудник ГИБДД заполняет чистый протокол в котором уже стоят подписи понятым, которые на тот момент уже уехали. В последующем с оригиналом данного протокола меня не ознакомили. Согласно копии я в протоколе от всего отказался. Может это стать поводом для отмены данного протокола и возврата мне прав.

Станислав-38

Выше в тексте ЗАСНЯЛ

Удачи на дорогах!

Добрый день! Начала обгон на прерывистой линии, выехала на полосу встречного движения через прерывистую, а заканчивать маневр пришлось уже через сплошную. Так утверждает сотрудник ГИБДД, сама точно не помню, знаю только что начинала маневр именно на прерывистой. Сотрудник показывал мне запись регистратора с машины ГИБДД (мне там ничего не понятно). Сотрудник также составил схему, которую я подписать отказалась, т. к. не уверена в ее точности. Сотрудник ДПС сразу не представился, документы не предъявил. Остановил понятых, засвидетельствовал что я отказалась подписать схему. Составил протокол, где я в объяснениях указала что линия была прерывистая, и был сильный туман. Сказал что будет суд и вопрос о лишении прав от 4 до 6 месяцев. Недовольный тем что я не подписала схему громко при моих свидетелях говорил, что адекватных людей, которые признают нарушение, он отправляет к дежурному части, который имеет право выписать только штраф, а раз я неадекватная - не признаю нарушение, то меня отправит ходить пешком. Я говорила что с нарушением согласна если это действительно подтверждается на видео, но в схеме не уверена, раз у них есть видео, то пусть суд опирается на видео. Протокол составил, в протоколе НЕ указал номер регистратора и дату поверки регистратора. Но в разделе "к протоколу прилагается" написано что прилагается схема и видео. В разделе "место и время рассмотрения правонарушения" написано: МОИ.... района, деревня... , ... батальон ДПС, дата, время. Что делать, чего ждать, в какой форме будет вызов в суд, или я должна ехать в этот батальон ДПС в указанное время?? На сайте ГИБДД никаких штрафов по номеру моей машины/прав не нахожу - как скоро там должна появиться какая-либо информация??? Заранее спасибо за любые советы и консультацию. Нарушаю редко, чего ждать - не знаю.

1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.


2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.


3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.


4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.


4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.


5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.


6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.




Комментарии к ст. 28.2 КОАП РФ


1. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.1).

Протокол составляется в большинстве случаев совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (см. комментарий к ст. 28.4). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (см. комментарий к ст. 28.6). В-третьих, с 1 июля 2008 г. вступили в силу положения, устанавливающие, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 28.6). Отметим также, что согласно ч. 1.1 ст. 28.6 протокол не составляется при применении судебными приставами-исполнителями ст. ст. 17.14 (ч. ч. 1 и 3) и 17.15 Кодекса.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.3). В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

3. В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3). В протоколе указываются и иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.6 - 3.11, 4.1 - 4.3).

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. ст. 27.2 - 27.7, 27.9, 27.10).

Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости дополняются иными сведениями в соответствии со ст. ст. 51 - 58 ГК РФ. Это вытекает из положений Кодекса, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц (см. комментарий к ст. ст. 2.6, 2.10 и 4.1). В целях установления данных о нарушителе применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8).

4. В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей (см. комментарий к ст. ст. 25.2 и 25.6) в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

5. В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения.

Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (см. комментарий к ст. 29.5).

Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях - не позднее одного года) со дня совершения правонарушения (см. комментарий к ст. 4.5).

Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

6. В протоколе указывается статья Особенной части Кодекса или статья закона субъекта РФ, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.

7. В протоколе об административном правонарушении фиксируется объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (см. комментарий к ст. 25.4).

Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу (см. комментарий к ст. 26.2). Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу (см. комментарий к ст. 26.3). Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном (см. комментарий к ст. 2.2) и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение (см. комментарий к ст. 4.2).

8. В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу (см. комментарий к ст. 26.1).

9. Необходимо отметить, что при составлении протокола об административном правонарушении предусмотренные Кодексом процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (см. комментарий к ст. ст. 25.1 и 25.4), но и иным участникам производства (см. комментарий к ст. ст. 25.2, 25.3, 25.5 - 25.10). О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.

10. Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

11. Если же физическое лицо или его законный представитель либо законный представитель юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, будучи извещенными в установленном порядке, не явились, то протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.

12. Оформление протокола об административном правонарушении завершается его подписанием лицом, составившим протокол, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (имеется в виду физическое лицо или законный представитель юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания протокола. В таком случае в указанном процессуальном документе делается запись об этом. При неявке извещенных в установленном порядке участников производства по делу, которые определены в ч. 4.1 комментируемой статьи, в протоколе также делается соответствующая запись.

13. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

14. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (РГ. 2005. 19 апр.) разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными. К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).

К несущественным недостаткам протокола относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация