Производственный экологический контроль. Положение о производственном экологическом контроле

Главная / Квартира

В соответствии с законодательством, при строительстве объектов, их эксплуатации и в постэксплуатационный период необходимо осуществлять производственный экологический мониторинг (ПЭМ). Целью производственного экологического мониторинга является контроль экологического состояния окружающей среды в зоне влияния строительства и эксплуатации объекта путем сбора измерительных данных, их комплексной обработки и анализа, для оценки ситуации и принятия управленческих решений.

Производственный экологический мониторинг включает в себя три этапа работ:

1) фоновый мониторинг (оценка состояния природных компонентов до начала строительства);

2) мониторинг происходящих изменений в состоянии природных компонентов в период строительства;

3) мониторинг происходящих изменений в состоянии природных компонентов в период эксплуатации объекта строительства.

В задачи производственного экологического мониторинга входит:

  • осуществление наблюдений за техногенным воздействием на компоненты природной среды при строительстве объектов, их эксплуатации и постэксплуатационном периоде;
  • анализ и обработка полученных в процессе мониторинга данных;
  • оценка изменений состояния компонентов природной среды в результате техногенных воздействий;

Результаты производственного экологического мониторинга используются в целях:

  • контроля соответствия воздействия строительства и эксплуатации объекта на различные компоненты природной среды предельно допустимым нормативным нагрузкам;
  • контроля соответствия состояния компонентов природной среды санитарно-гигиеническим и экологическим нормативам;
  • разработки и внедрения мер по охране окружающей среды.

Объектами производственного экологического мониторинга являются:

  • выбросы организованных и неорганизованных источников;
  • атмосферные осадки (снежный покров);
  • поверхностные воды;
  • донные отложения;
  • почвенный покров;
  • растительный покров;
  • животный мир.

Основными источниками воздействия на объекты мониторинга являются строительная техника и транспортные средства, временные объекты, обслуживающие строительство, объекты сопутствующей инфраструктуры, производственные работы всех перечисленных объектов, нахождение людей в зоне строительства и прилегающей к ней территории, последующая эксплуатация оставшихся объектов после завершения строительства.

При проведении производственного экологического мониторинга следует учитывать, что воздействия на компоненты природной среды в процессе строительства значительно больше, чем во время эксплуатации объекта, а для объективной оценки масштаба негативных воздействий необходима оценка состояния природных компонентов до начала строительства - фоновый мониторинг. Иногда фоновый мониторинг проводится на сопредельных к строительству территориях, в случаях, если его невозможно было провести до начала строительных работ.

В настоящем документе предлагаются базовые принципы для подготовки программы ведения производственно-экологического мониторинга животного и растительного мира, разработанные Научным центром - «Охрана биоразнообразия» РАЕН.

Нормативная база ведения производственного экологического мониторинга (ПЭМ). Место в ПЭМ мониторинга животного и растительного мира

Понятие «производственный экологический мониторинг» в законодательстве не определено. Данное понятие носит собирательный характер. До недавнего времени Федеральный закон от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержал понятие мониторинг окружающей среды. Однако в настоящее время он содержит нормы, посвященные лишь государственному экологическому мониторингу, под которым понимаются комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, наблюдения за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. Ряд отраслевых законов содержат нормы, обязывающие хозяйствующих и иных субъектов осуществлять те или иные мероприятия по наблюдению за состоянием отдельных компонентов природной среды, что позволяет применять обобщенное понятие - производственный экологический мониторинг. Подзаконные нормативные акты, принятые до принятия названного выше Закона об охране окружающей среды также содержат нормы, обязывающие хозяйствующих субъектов осуществлять мониторинг. Действующее законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования не запрещает организациям природопользователям предусматривать охрану окружающей среды, при осуществлении ими хозяйственной и иной деятельности на основе нормативных актов таких организаций. При этом утвержденные локальные нормативные акты имеют обязательный характер для соответствующих субъектов.

Положением о Единой государственной системе экологического мониторинга, утв. приказом Минприроды России от 09 февраля 1995 г. № 49 , предусмотрено, что «для оценки антропогенного воздействия объектов хозяйственной деятельности организуются системы мониторинга источников воздействия на окружающую природную среду и зон их непосредственного влияния (импактный мониторинг), осуществляющие свое функционирование в рамках соответствующих базовых и специализированных подсистем ЕГСЭМ.

Решение о необходимости наличия у предприятия указанных систем мониторинга принимается органами, выдающими лицензии на природопользование и проведение мониторинга состояния окружающей среды.

Системы мониторинга источника воздействий создаются за счет средств субъекта хозяйственной деятельности, который обеспечивает их регламентное функционирование.

Приказом МПР России от 06 февраля 2008 г. № 30 «Об утверждении форм и Порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями» , предусмотрено требование для правообладателей водных объектов, согласно которому собственники водных объектов и водопользователи обязаны представить сведения, получаемые в результате наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, в соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов.

Приказ МПР России от 21 мая 2001 г. № 433 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации» предусматривает обязанность ведения объектного (локального) мониторинга состояния недр для недропользователей и иных субъектов хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.

Согласно п. 8.1. Правил охраны вод от загрязнения при бурении скважин на морских нефтегазовых месторождениях. РД 153-39-031-98, утв. Минтопэнерго РФ 20 марта 1998 г. организация, получившая лицензию на региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, организует экологический мониторинг морской среды в районе предполагаемого бурения по программе, согласованной с территориальными природоохранными органами.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. В данном случае речь идет именно о пользователях, которые определены как граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром. В контексте деятельности субъектов по разведке и добыче углеводородов на континентальном шельфе не представляется возможным признавать таких субъектов пользователями объектов животного мира.

На федеральном уровне утверждены два документа (один из которых обязателен для применения), оперирующих понятиями производственного экологического мониторинга. В соответствии с Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утв. приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. № 539 в документации, обосновывающей хозяйственную деятельность необходимо включать предложения по организации производственного экологического мониторинга. Данный документ не был зарегистрирован в Минюсте России и может применяться как документ рекомендательного характера.

Согласно Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утв. приказом Госкомэкологии от 16 апреля 2000 г. № 31 в случае выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для достижения цели оценки воздействия на окружающую среду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений, а также определяет (разрабатывает) в материалах оценки воздействия на окружающую среду программу экологического мониторинга и контроля, направленного на устранение данных неопределенностей (п. 1.5.). Таким образом, данная норма, единственная в федеральном законодательстве, предусматривающая обязательность для заказчика (исполнителя) разрабатывать программу экологического мониторинга при планировании хозяйственной деятельности, применительно к разработке месторождений углеводородного сырья.

В тоже время следует признать, что в настоящее время не существует императивных положений федерального законодательства, предусматривающих обязанность хозяйствующих субъектов осуществлять комплексное наблюдение за состоянием окружающей среды. Субъект-природопользователь недр на континентальном шельфе не имеет обязанностей проведения мониторинга объектов животного и растительного мира (водных биоресурсов).

Как указывалось выше обязательными документами в отношении проведения мониторинга объектов животного и растительного мира могут служить локальные нормативные акты юридических лиц. Например, в системе организаций ОАО «Газпром» действуют несколько таких актов, обозначающих данный вид мониторинга и регулирующих порядок его проведения:

1. Типовые технические требованиями на проектирование КС, ДКС и КС ПХГ. ВРД 39-1.8-055-2002, утв. ОАО «Газпром» от 26 февраля 2002 г.;

2. Регламент организации работ по охране окружающей среды при строительстве скважин ВРД 39-1.13-057-2002 Москва 2002;

3. Охрана окружающей среды на предприятиях ОАО Газпром Производственный экологический контроль и мониторинг. Термины и определения СТО Газпром 2-1.19-214-2008;

4. СТО Газпром 2-1.19-415-2010 Охрана окружающей среды на предприятиях ОАО "Газпром". Экологический мониторинг. Общие требования.

5. СТО Газпром 2-2.1-435-2010 Проектирование оснований, фундаментов, инженерной защиты и мониторинга объектов ОАО "Газпром" в условиях Крайнего Севера.

6. Производственный экологический мониторинг газовой промышленности. Технико-экономическое обоснование. Сводный том. Часть 2. Утв. пост. РАО "Газпром" от 08.06.95 № 51.

Согласно положениям данных документов производственный экологический мониторинг предусмотрен для всех компонентов природной среды, в том числе по объектам животного и растительного мира.


Базовые принципы мониторинга биотических компонентов (наземные позвоночные, местообитания животных, растительные сообщества, ихтиофауна, морские млекопитающие, птицы морской акватории)

Цель производственного экологического мониторинга. Производственный экологический мониторинг (ПЭМ) выполняется в соответствии с Программой экологического мониторинга, утверждаемой Заказчиком-застройщиком и согласованной с территориальными подразделениями специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.

Организация работ по мониторингу осуществляется силами производственных подразделений Заказчика-застройщика с участием привлеченных изыскательских и исследовательских организаций, имеющих необходимую разрешительную документацию на требуемые виды деятельности.

Мониторинг животного мира и его местообитаний (далее - мониторинг) осуществляется с целью осуществления контроля их изменений, связанных со строительством и эксплуатацией хозяйственного объекта. Мониторинг обеспечивает своевременное выявление проблемных ситуаций, введение и снятие экологических ограничений, подтверждение эффективности природоохранных мероприятий, корректировку ущербов, природоохранных капиталовложений и компенсационных мероприятий.

Территориальные объекты мониторинга, периодичность работ . Мониторинг осуществляется на каждом объекте строительства во всех типах местообитаний на территории строительства, в зонах косвенного воздействия, а в ряде случаев и за пределами строительства - в аналогичных местообитаниях.

Изначальный этап работ - фоновый мониторинг, осуществляется до начала строительства объекта (в соответствии с техническим проектом строительных работ), а в исключительных случаях во время строительства - на аналогичных местообитаниях, прилегающих к зоне воздействия строительных работ и в зоне воздействия. В последующем мониторинг проводится ежегодно на всех стадиях строительства объекта, а в дальнейшем, на протяжении всего периода эксплуатации объекта - не реже одного раза в три года.

1. Последовательность проведения работ.

Выбор участков мониторинга, пунктов, маршрутов, точек наблюдений. Определяются на основе требований нормативно-технической документации программы экологического мониторинга и включают:

● Зоны воздействия каждого объекта строительства с указанием их площадей;

● Количество точек наблюдений и протяженность маршрутов, зависящие от разнообразия и доступности для обследования местообитаний животных.

Особое внимание уделяется оценке состояния животного мира и его местообитаний для наиболее ценных по богатству участков региона. Это, в первую очередь, долины и устья рек с богатым видовым разнообразием животного мира и растительных сообществ, овраги и береговые обрывы рек, участки мелководья, илистые литорали и приморские луга, акватории крупных озер и рек, и др. Такие участки часто привлекают наземных позвоночных для размножения или как места послегнездовых скоплений, кормежки и отдыха птиц в периоды весенних и осенних миграций. Особенно это касается редких животных и занесенных в Красные книги. Поэтому осуществлять строительство и последующую эксплуатацию хозяйственных объектов на подобных участках следует с особой осторожностью, по возможности сдвигая работы на менее уязвимые для животных сроки, уменьшая интенсивность и шумовое воздействие работ на животный мир, предотвращая уничтожение животных, гнезд с кладками и птенцов. Для этого необходимо регулярное проведение инструктажа всех участников строительных работ и последующей эксплуатации объекта, а также - повышение контроля соблюдения особой осторожности проведения работ.

Фоновый мониторинг . Проводится как одноразовое мероприятие в первый год работ по мониторингу - до начала строительства.

Мониторинг в период строительства. Планируется с момента начала строительства и до его завершения.

Мониторинг по окончанию строительства. Проводится не реже одного раза в три года на всех построенных объектах.

2. Объекты мониторинга. Наземные позвоночные, ихтиофауна, местообитания животных, состояние растительных сообществ. Повышенное внимание уделяется видам, занесенным в федеральную и региональную Красные книги. Особый объект мониторинга - местообитания животных, в первую очередь растительный покров и все виды антропогенных воздействий.

3. Сроки проведения мониторинга. В зависимости от региона строительства, для мигрирующих водоплавающих птиц - апрель - первая половина июня; для птиц в сезон размножения - с середины мая по середину июля, для мелких млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных в сезон размножения - со второй половины июля по август; для морских млекопитающих в теплую половину года, для местообитаний - в период вегетации растений.

Таблица 1.

Состав работ

  • Учеты водоплавающих птиц во время весеннего пролета
  • Обследования акватории, определение встречаемости морских млекопитающих.
  • Описания местообитаний на эталонных участках, анализ космоснимков.
  • Комплексные маршрутные учеты населения птиц
  • Учеты мелких млекопитающих
  • Учеты пресмыкающихся и земноводных
  • Специальный ихтиологический мониторинг, включая исследования кормовой базы рыб.
  • Выявление видов растений, занесенных в Красную книгу РФ и субъекта федерации

Оценка общего состояния геоботанических сообществ на эталонных участках.

4. Методическое обеспечение. Согласно перечня необходимых работ (табл. 1), базовыми методиками являются:

● Методика полевой инвентаризации местообитаний;

● Методика комплексного учета птиц (всех видов) в летний период;

● Методика учета птиц в период миграций;

● Методика учета мелких млекопитающих;

● Методика учета пресмыкающихся;

● Методика учета земноводных;

● Методика учета морских млекопитающих;

● Методика учета рыбных ресурсов;

● Методика учета кормовой базы рыб;

● Методика выявления видов растений, занесенных в Красные книги;

● Методика оценки состояния геоботанических сообществ.

5. Кадровое обеспечение . Все виды работ поручаются (заказываются для исполнения) профильной организации, имеющей соответствующий опыт и необходимые разрешительные документы по тем или иным направлениям (дешифровке космоснимков, изготовление тематических карт и т.п.). Все виды мониторинга в полевой период проводятся постоянным числом специалистов, соответствующих профилю работ - зоологов, зоогеографов, геоботаников (со знаниями дешифровки космических снимков), специалистов по инвентаризации местообитаний животных.

Для камеральной обработки необходимы экологи широкого профиля, специалисты по дешифровке космических снимков, математической обработке учетных данных, созданию компьютерных карт и баз данных.

6. Полевое снаряжение. Для обеспечения полевых работ необходимо приобретение стандартного экспедиционного оборудования (палатки, специальные мешки, GPS, фотоаппараты); космоснимков и др.

7. Транспортное обеспечение. Для проведения обследований прорабатываются варианты транспортного обеспечения.

8. Этапность выполнения работ .

8.1. Подбор исходных данных и их обобщение. Для разработки регламента и проведения производственного экологического мониторинга и контроля комплектуются следующие материалы:

● материалы предпроектных эколого-инженерных изысканий, включая картографические материалы;

● требования нормативно-технической документации и заключения государственных органов исполнительной власти РФ;

● карта растительности района строительства;

● материалы космической съемки района строительства;

● материалы исследований животного и растительного мира прошлых лет.

8.2. Сбор полевого материала (собственно мониторинг). Осуществляется по рекомендуемым методикам.

8.3. Оперативная обработка данных и представление их Заказчику. Осуществляется в течение 30-ти дней после возвращения полевых отрядов.

8.4. Камеральная обработка полевых материалов для годового отчета . Осуществляется к 1-го декабря календарного года проведения работ и представляется Заказчику.

СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

Документ в Минюсте России не зарегистрирован. СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

Документ в Минюсте не зарегистрирован.

Ключевые вопросы

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)

Требования к содержанию программы ПЭК

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил, в области охраны окружающей среды.

Экологический контроль подразделяется на несколько видов: государственный, производственный и общественный. Государственный контроль осуществляют государственные органы, общественный — общественные объединения, граждане, СМИ. Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) осуществляется непосредственно природопользователями и входит в систему производственного контроля на предприятии.

ПЭК регулируется ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ и осуществляется на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), I, II и III категорий в целях выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Лица, эксплуатирующие объекты I-III категорий, разрабатывают и утверждают программу ПЭК, осуществляют ПЭК, документируют информацию и хранят результаты ПЭК.

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

[…]
3. Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
[…]

При осуществлении ПЭК необходимо измерять выбросы, сбросы в отношении загрязняющих веществ, наиболее специфичных для данного производства (маркерные вещества).

Документация, содержащая сведения о результатах ПЭК, включает в себя документированную информацию:

О технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;

О фактических объеме или массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;

Об обращении с отходами производства и потребления;

О состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

По результатам ПЭК юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I-III категорий, должны представлять отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Обратите внимание: порядок и сроки представления отчетности, а также форма отчета и методические рекомендации по ее заполнению в настоящий момент не установлены.

При этом согласно п. 9 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ на объектах I категории стационарные источники, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе загрязняющих веществ в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Указанное требование вступает в силу 01.01.2018 , однако на сегодняшний день не установлены даже перечни стационарных источников, которые необходимо оборудовать данными системами, хотя и подготовлены несколько проектов актов, утверждающих такие перечни.

Между тем проект поправок Правительства РФ к проекту федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» предусматривает меры государственной поддержки для внедрения наилучших доступных технологий (далее — НДТ) на объектах I и II категорий — государство будет помогать в закупке и установке автоматических систем контроля загрязнения. Однако пока это только проект акта.

Требования по протоколам передачи данных в государственные реестры не установлены, да и сами реестры пока не существуют. Однако формально с 01.01.2018 предприятия уже можно будет наказывать. Кроме того, появился и проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий наказание за отсутствие автоматизированных систем в виде штрафа до 200 000 руб.

Так или иначе, разработать и утвердить программу ПЭК на данный момент проблематично. Точнее, нет гарантии, что ее не придется переделывать через какое-то время. Причина этому — отсутствие утвержденного порядка.

Единственные действующие по всем правилам документы по ПЭК — это ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля» (далее — ГОСТ Р 56061-2014) и ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения» (далее — ГОСТ Р 56062-2014).

СЛОВАРЬ

Производственный эколого-аналитический (инструментальный) контроль (далее — ПЭАК) — составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном и качественном содержании веществ и показателей с применением методов аналитической химии, физических измерений, санитарно-биологических методов, биотестирования, биоиндикации и других методов для контроля соблюдения установленных для организации нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (п. 3.4 ГОСТ Р 56062-2014).

В соответствии с п. 4.19 ГОСТ Р 56062-2014 документами, регламентирующими ПЭК, являются:

Положение о ПЭК;

Программа ПЭК;

Планы-графики ПЭАК;

Программа производственного экологического мониторинга;

Инструкции работников, осуществляющих ПЭК.

В ГОСТ Р 56061-2014 подробно рассмотрены структура программы ПЭК, ее разделы, отчетность по результатам ПЭК.

Помимо этого, разработан и принят Приказ Минприроды России от 16.03.2017 № 92 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 92, Требования, Порядок). Однако на момент написания статьи Приказ № 92 все еще не утвержден Минюстом России.

Согласно п. 3 Сведений о ходе реализации Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере природопользования, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2012 № 329-р, Минюст России письмом от 13.04.2017 № 01/43573-ЮЛ возвратил Приказ № 92 без государственной регистрации .

По неофициальной информации, новая редакция Приказа № 92 также возвращена. Как бы то ни было, в свободном доступе есть принятая Минприроды России редакция Приказа № 92, с которой мы предлагаем ознакомиться в надежде на то, что она будет утверждена лишь с небольшими изменениями.

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010).

Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)

Постановление Правительства РФ от 31.03.2003 N 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)»

Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 N 219 (ред. от 17.10.2009) «Об утверждении
Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов»

Приказ МПР РФ от 06.02.2008 N 30 «Об утверждении форм и Порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.04.2008 N 11588)

СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009»;

СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям»;

СанПиН 2.2.4.1191-03 «Электромагнитные поля в производственных условиях»;

СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»;

СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод»

СанПиН 2.1.5.2582-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения»

СН 2.2.4./2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки»;

СН 2.2.4./2.1.8.583-96 «Инфразвук на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки»;

СН 2.2.4./2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий»;

СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010);

МУ 2.1.7.730-99 Гигиенические требования к качеству почвы населенных мест (М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора России, 1999);

МУ 2.6.1.2398-08 – Ионизирующее излучение, радиационная безопасность, радиационный контроль и санитарно-эпидемиологическая оценка земельных участков под строительство жилых домов, зданий и сооружений общественного и производственного назначения в части обеспечения радиационной безопасности

МУ 2.6.1.715-98 – Проведение радиационно-гигиенического обследования жилых и общественных зданий

МУ 4109-86 «Методические указания по определению электромагнитного поля воздушных высоковольтных линий электропередачи и гигиенические требования к их размещению»;

МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях»;

ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 12.1.002-84. ССБТ «Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих местах»;

23337-78 «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий»;

ГОСТ 12.1.012-2004 «Вибрационная безопасность».

ГОСТ 17.4.1.02-84 (Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения);

ГОСТ 17.4.4.02-84 (Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализов).

ГОСТ 17.4.03-85 (Охрана природы. Почвы. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ);

ГОСТ 17.1.3.08-82 (Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества морских вод);

ГОСТ 17.1.5.05-85 (Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков);

ГОСТ 17.1.5.04-81 (Охрана природы. Гидросфера. Приборы и устройства для отбора, первичной обработки и хранения проб природных вод. Общие технические условия).

ГОСТ17.1.5.01-80 (Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб донных отложений водных объектов для анализа на загрязненность).

ГОСТ 12071-2000 (Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов).

ПНД Ф 12.1:2:2:2:2:3:2-03 ФГУ Центр экологического контроля и анализа. Отбор проб почв, грунтов, осадков биологических очистных сооружений, шламов промышленных сточных вод, донных отложений искусственно созданных водоемов, прудов-накопителей и гидротехнических сооружений. Методические рекомендации.

перечень услуг по разработке природоохраной документации (ПДВ, ПНООЛР, расчет платы НВОС, 2ТП, кадастровый талон, НДС) и их стоимость

Согласно закону «Об охране окружающей среды природопользователи обязаны организовать производственный экологический контроль. Сведения об организации производственного экологического контроля природопользователь представляет в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический контроль.

Природопользователи обязаны осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха, за соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и в области обращения с отходами.

Средства измерений, применяемые в целях контроля за состоянием окружающей среды, должны быть поверены. По результатам поверки поверяющей организацией оформляется свидетельство о поверке установленной формы с указанием срока очередной поверки. Средства измерений универсального назначения (спектрофотометры, полярографы, хроматографы и т.д.) должны быть обеспечены аттестованными методиками выполнения измерений. Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками.

Производственному контролю по охране атмосферного воздуха при работе предприятия величины ПДВ (ВСВ) и выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами от автомобилей. Производственный контроль может производиться силами лаборатории предприятия по контролю воздействий на окружающую среду или по договору сторонней организацией. В случае использования для проведения производственного контроля собственной лаборатории она должна иметь следующие документы:

    положение о лаборатории,

    паспорт лаборатории,

    свидетельства о поверке средств измерений органами государственной метрологической службы,

    паспорта на государственные стандартные образцы состава и свойств контролируемых объектов,

    результаты внутреннего и внешнего контроля качества выпол­няемых измерений,

    акты отбора проб и журналы их регистрации,

    аттестованные методики выполнения измерений,

    журналы результатов контроля воздействий на окружающую среду.

В отсутствии собственной лаборатории, работы по осуществлению производственного контроля проводятся на основании договора с лабораторией аккредитованной на проведение измерений и анализов в области экоаналитического контроля.

При производственном химико-аналитическом контроле за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) непосредственно на источниках загрязнения в план-графике лабораторного контроля определяют перечень веществ подлежащих контролю. Контроль за содержанием загрязняющих веществ в промышленных выбросах проводится по утвержденным стандартным методикам с заданной периодичностью контроля.

Наряду с контролем непосредственно на источниках загрязнения возможен контроль за соблюдением нормативов ПДВ по фактическому загрязнению атмосферного воздуха на специально выбранных контрольных точках.

Автотранспортные предприятия или иные предприятия, имеющие на балансе автотранспортные средства обязаны обеспечить выполнение экологических требований при их эксплуатации и ремонте. Экологические требования к автотранспорту в первую очередь включают его соответствие или несоответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферу, установленных соответствующими стандартами.

Для автомобилей с бензиновыми двигателями определяют содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52033-2003. Для автомобилей с дизельными двигателями

производят измерения дымности в соответствии с требованиями ГОСТ 21393-75.

С целью соблюдения нормативов ПДС разрабатывается и согласуется схема-график производственного аналитического контроля за работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты. При производственном контроле наблюдения ведутся за:

    расходом, составом и свойствами сточных вод на отдельных звеньях технологической схемы очистки и их соответствием установленным регламентам;

    расходом, составом и свойствами сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, и их соответствием установленным нормативам ПДС;

    расходом, составом и свойствами вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды, и соблюдением норм качества воды в контрольных створах.

В общем виде система производственного аналитического контроля должна обеспечивать:

    оценку состава и свойств исходных вод в местах собственных водозаборов;

    систематические данные об объемах забираемой, используемой и возвратной воды и их соответствие установленным лимитам;

    информацию о количестве и качестве различных категорий сточных вод;

    оценку эффективности работы имеющихся очистных сооружений, количества и качества очищенных и повторно используемых вод.

    оценку состава и свойств возвратных вод и соответствия их установленным нормативам ПДС;

    оценку состава и свойств вод в фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды;

    исходные данные к отчетности предприятия по установленным формам статистической отчетности.

Измерение расходов воды производится в пунктах учета на каждом водозаборе и выпуске возвратных вод, а также в системах оборотного водоснабжения и точках передачи воды другим потребителям. Выбор водоизмерительных приборов и устройств определяется их назначением, величиной измеряемых расходов воды, производительностью водозаборных и водосбросных сооружений.

Состав и свойства сточных возвратных вод определяются на выпуске их в водные объекты. Наряду с отбором проб сточных возвратных вод должен производиться отбор проб исходной воды водоисточника для определения фоновых показателей, а также проб воды после ее смешения с возвратными водами в контрольном створе в соответствии с графиком.

Порядок представления информации о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты водопользователь согласовывает с органами государственного экологического контроля.

Производственный контроль в области обращения с отходами в общем случае включает в себя:

    проверку порядка и правил обращения с отходами;

    анализ существующих производств, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;

    учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

    нахождение класса опасности отходов по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее;

    составление и утверждение Паспорта опасного отхода;

    определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;

    мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) и (или) объектах захоронения отходов;

    проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов;

    проверку эффективности и безопасности для окружающей среды и здоровья населения эксплуатации объектов для размещения отходов;

    анализ информации о процессах, происходящих в местах размещения отходов.

Лицензионным требованием при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами являются наличие у лицензиата средств контроля и измерений, применяемых для подтверждения соблюдения лицензиатом нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности по обращению с опасными отходами.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ



НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Общие положения

Издание официальное

Стандартинформ


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Федеральный центр геоэкологических систем»

2 ВНЕСЕН техническим комитетом ло стандартизации 409 «Охрана окружающей природной среды»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09 июля 2014 г. No 708-ст

4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

5 ВВЕДЕН 8ПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра ("замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ. 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ Общие положения

Industrial environmental monitoring. General principles

Дата введения - 2015-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт предназначен для субъектов хозяйственной и иной деятельности (далее -организаций), осуществляющих производственный экологический контроль (далее - ПЭК), и устанавливает общие требования к организации и осуществлению производственного экологического мониторинга (далее - ПЭМ).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.589-2001 Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения

ГОСТ Р 58062-2014 Производственный экологический контроль. Общие положения.

ГОСТ Р56063-2014 Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения {принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. 8 котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды Долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.

3.2 производственный экологический мониторинг (ПЭМ):Осуществляемый в рамках производственного экологического контроля мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, включающий долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения на территориях субъектов хозяйственной и иной деятельности (организаций) и е пределах их воздействия на окружающую среду.

3.3 объект мониторинга: Природный, техногенный или природно-техногенный объект или его часть, в пределах которого по определенной программе осуществляются регулярные наблюдения за окружающей средой с целью контроля за ее состоянием, анализа происходящих в ней процессов, выполняемых для своевременного выявления и прогнозирования их изменений и оценки.

(ГОСТ 22.1.02-97/ГОСТ Р 22.1.02-95. л. 3.1.5)

Издание официальное

4 Основные требования к организации и осуществлению производственного экологического мониторинга

4.1 ПЭМ осуществляется в соответствии с законодательством ипредставляет собой мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды .

В рамках ПЭМ создаются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (локальные системы наблюдений).

4.2 Работы по организации и осуществлению ПЭМ выполняютза счет собственных средств организаций и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством, в рамках ПЭК по ГОСТ Р56062.

4.3 Цель ПЭМ - обеспечение организаций информацией о состоянии и загрязнении окружающей среды, необходимой им для осуществления деятельности по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию его последствий.

4.4 Основные задачи ПЭМ:

Регулярные наблюдения за состоянием и изменением окружающей среды в районе размещения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее -объектов);

Прогноз изменения состояния окружающей среды в районе размещения объектов:

Выработка предложений о снижении и предотвращении негативного воздействия на окружающую среду.

4.5 Выбор объекта мониторинга и мест наблюдений (точек отбора проб, постов наблюдений) проводят с учетом:

Сведений о фоновом загрязнении (если такие исследования проводились):

Размещения источников негативного воздействия на окружающую среду:

Природных и климатических особенностей районов размещения объектов.

4.6 Определение перечня контролируемых параметров проводят с учетом установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

4.7 Программу ПЭМ разрабатываютпоГОСТ Р56063.

4.8 В рамках ПЭМ проводят:

Эколого-аналитические измерениясостояния и загрязнения окружающей среды:

Наблюдения с применением методов моделирования, биологических, дистанционных и иных методов.

Эколого-аналитические измерения входят в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений и государственного регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, что определяет необходимость соблюдения установленных требований системы обеспечения единства измерений в соответствии с ГОСТ Р 8.589-2001, . (5) и требований в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

Эколого-аналитические измерения могут проводить только собственные или привлекаемые лаборатории, аккредитованные на проведение необходимых измерений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

4.9 Выбор методов наблюдений осуществляют с учетом:

Видов и масштабов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду;

Экономической целесообразности использования метода (при выборе одного метода или совокупности методов):

Достоверности и надежности информации, получаемой конкретным методом.

4.10 Результаты ПЭМ должны быть оформлены в соответствии с порядком документооборота организации и документов, регламентирующих ПЭМ. Хранение, поиск и обработку результатов ПЭМ осуществляют с использованием современных технических средств.

4.11 Результаты ПЭМ используют для:

Оценки соблюдения нормативов качества окружающей среды в районе размещения объектов:

Выявления связи между негативным воздействием и изменением состояния окружающей среды;

Разработки, выполнения, оценки эффективности и корректировки мероприятий, направленных

на снижение негативного воздействия на окружающую среду и ее восстановление;

Оценки достоверности данных, полученных расчетным путем:

Разработки и корректировки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

4.12 Результаты ПЭМ предоставляют:

Руководству организации и специалистам, ответственным за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности:

Органам государственного экологического надзора (в рамках предоставления результатов

Населению и другим заинтересованным лицам (в том числе на добровольной основе) в порядке, установленном законодательством.

Библиография

(2| Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N9 87

(3] Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 477

(5| РД 52.18.596-96 Руководящий документ. Федеральный перечень методик выполнения измерений, допущенных к применению при выполнении работ в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды (утв. Госстандартом России 20.12.1996. Росгидрометом 15.12.1996) (ред. от 28.10.2009)

УДК 502.3:006.354 ОКС 13.020.01

Ключевые слова: производственный экологический контроль, производственный экологический мониторинг, окружающая среда

Подписано в печать 01.12.2014. Формат 60x84V g .

Уел. печ. л. 0.93. Тираж 57 экз. Зак. 4852.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

123995 Москва. Гранатный пер.. 4.


  • ГОСТ 17.0.0.01-76 Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения
  • ГОСТ 17.1.2.04-77 Охрана природы. Гидросфера. Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов
  • ГОСТ 17.1.3.07-82 Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков
  • ГОСТ 17.2.6.02-85 Охрана природы. Атмосфера. Газоанализаторы автоматические для контроля загрязнения атмосферы. Общие технические требования
  • ГОСТ 17.4.3.04-85 Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения
  • ГОСТ 17.6.3.01-78 Охрана природы. Флора. Охрана и рациональное использование лесов зеленых зон городов. Общие требования
  • ГОСТ 17.8.1.02-88 Охрана природы. Ландшафты. Классификация
  • ГОСТ 19823-74 Средства очистки воздуха фильтрующие для объектов коллективной защиты. Метод определения степени негерметичности
  • ГОСТ 19824-74 Средства очистки воздуха фильтрующие для объектов коллективной защиты. Метод измерения сопротивления постоянному потоку воздуха
  • ГОСТ 20525-75 Установки фильтровентиляционные автомобильные. Методы определения производительности и избыточного давления
  • ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения
  • ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения
  • ГОСТ Р 14.01-2005 Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования
  • ГОСТ Р 14.07-2005 Экологический менеджмент. Руководство по включению аспектов безопасности окружающей среды в технические регламенты
  • ГОСТ Р 14.13-2007 Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля
  • ГОСТ 32368-2013 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Оценка репродуктивной способности рыб
  • ГОСТ 32628-2014 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение острой токсичности на Chironomus sp
  • ГОСТ 32629-2014 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Липофильность твердых и жидких веществ. Метод смешивания в колбе
  • ГОСТ 32630-2014 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Оценка коэффициента адсорбции почвой и осадками сточных вод методом высокоэффективной жидкостной хроматографии
  • ГОСТ 32631-2014 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Почвенные микроорганизмы. Испытание на трансформацию азота
  • ГОСТ 32632-2014 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение репродуктивной способности коллембол
  • ГОСТ 32633-2014 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение аэробной и анаэробной трансформации в почве
  • ГОСТ 32634-2014 Методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека. Разъедание/коррозия кожи: испытание на модели человеческой кожи in vitro
  • ГОСТ 32635-2014 Методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека. Микроядерный тест на клетках млекопитающих in vitro
  • ГОСТ 32636-2014 Методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека. Субхроническая ингаляционная токсичность: 90-дневное исследование
  • ГОСТ 32637-2014 Методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека. Повторное исследование пероральной токсичности на грызунах: 90-дневное
  • ГОСТ 32638-2014 Методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека. Метод оценки генных мутаций на клетках млекопитающих in vitro
  • ГОСТ 32639-2014 Методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека. Субхроническая кожная токсичность: 90-дневное исследование
  • ГОСТ 32640-2014 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение потенциальной способности химических веществ к биоразложению в почве
  • ГОСТ 32641-2014 Методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека. Определение токсичности при повторном/многократном пероральном поступлении вещества на грызунах. 28-дневный тест
  • ГОСТ 32642-2014 Методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека. Определение токсичности при повторном/многократном накожном поступлении. 28/21-дневный тест
  • ГОСТ 32643-2014 Методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека. Токсичность подострая ингаляционная: 28-дневное исследование
  • ГОСТ 32644-2014 Методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека. Острая пероральная токсичность - метод определения класса острой токсичности
  • ГОСТ 32645-2014 Методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека. Испытание нейротоксичности на грызунах
  • ГОСТ 32647-2014 Методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека. Комбинированные исследования хронической токсичности и канцерогенности
  • ГОСТ 32648-2014 Методы испытания по воздействию химической продукции на организм человека. Токсикология генетическая: Метод оценки сцепленных с полом рецессивных летальных мутаций у Drosophila melanogaster
  • ГОСТ Р 54530-2011 Ресурсосбережение. Упаковка. Требования, критерии и схема утилизации упаковки посредством компостирования и биологического разложения
  • ГОСТ Р 55645-2013 Ресурсосбережение. Производство керамической плитки. Руководство по применению наилучших доступных технологий повышения энергоэффективности и экологической результативности
  • ГОСТ Р 55646-2013 Ресурсосбережение. Производство кирпича и камня керамических. Руководство по применению наилучших доступных технологий повышения энергоэффективности и экологической результативности
  • ГОСТ Р 56162-2014 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета выбросов от автотранспорта при проведении сводных расчетов для городских населенных пунктов
  • ГОСТ Р 56163-2014 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета выбросов от стационарных дизельных установок
  • ГОСТ Р 56165-2014 Качество атмосферного воздуха. Метод установления допустимых промышленных выбросов с учетом экологических нормативов
  • ГОСТ Р 56166-2014 Качество атмосферного воздуха. Метод определения экологических нормативов на примере лесных экосистем
  • ГОСТ Р 56167-2014 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета ущерба от промышленного предприятия объектам окружающей среды
  • ГОСТ Р 56260-2014 Стратегическое развитие. Надлежащая практика регулирования. Руководство по надлежащей практике в области экологического менеджмента
  • ГОСТ Р 56267-2014 Газы парниковые. Определение количества выбросов парниковых газов в организациях и отчетность. Руководство по применению стандарта ИСО 14064-1
  • ГОСТ Р ИСО 14045-2014 Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности продукционных систем. Принципы, требования и руководящие указания
  • ГОСТ Р ИСО 14051-2014 Экологический менеджмент. Учет затрат на материальные потоки. Общие принципы
  • ГОСТ Р ИСО 14065-2014 Газы парниковые. Требования к органам по валидации и верификации парниковых газов для их применения при аккредитации или других формах признания
  • ПНСТ 15-2014 Охрана окружающей среды. Нормы потерь нефтепродуктов гидротурбинного оборудования в процессе эксплуатации. Метод расчета потерь турбинного масла в процессе эксплуатации гидротурбинного оборудования
  • ПНСТ 21-2014 Наилучшие доступные технологии. Структура информационно-технического справочника
  • ПНСТ 22-2014 Наилучшие доступные технологии. Термины и определения
  • ПНСТ 23-2014 Наилучшие доступные технологии. Формат описания технологий
  • ГОСТ 22.2.04-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила
  • ГОСТ IEC 61619-2014 Жидкости изоляционные. Определение загрязнения полихлорированными бифенилами (РСВ) методом газовой хроматографии на капиллярной колонке
  • ГОСТ Р 55267-2012 Системы экологического менеджмента. Рекомендации по применению при разработке и освоении инновационной продукции
  • ГОСТ Р ИСО 14006-2013 Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по включению экологических норм при проектировании
  • ГОСТ Р ИСО 14025-2012 Этикетки и декларации экологические. Экологические декларации типа III. Принципы и процедуры
  • ГОСТ Р ИСО 14066-2013 Парниковые газы. Требования к компетентности групп по валидации и верификации парниковых газов
  • ГОСТ 33215-2014 Руководство по содержанию и уходу за лабораторными животными. Правила оборудования помещений и организации процедур
  • ГОСТ 33217-2014 Руководство по содержанию и уходу за лабораторными животными. Правила содержания и ухода за лабораторными хищными млекопитающими
  • ГОСТ 33219-2014 Руководство по содержанию и уходу за лабораторными животными. Правила содержания и ухода за рыбами, амфибиями и рептилиями
  • ГОСТ 33325-2015 Шум. Методы расчета уровней внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом
  • ГОСТ 33442-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение угнетения активности анаэробных бактерий
  • ГОСТ 33452-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение вязкости жидкостей
  • ГОСТ 33454-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение температуры плавления/температурного интервала плавления
  • ГОСТ 33570-2015 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методология идентификации. Зарубежный опыт
  • ГОСТ 33639-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Испытание по оценке эмбриональной токсичности на навозных двукрылых мухах
  • ГОСТ Р 55622-2013 Системы безопасности комплексные. Стволы гидравлические лафетные с дистанционным управлением. Общие технические условия
  • ГОСТ Р 56598-2015 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Общие требования к полигонам для захоронения отходов
  • ГОСТ Р 56828.10-2015 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по актуализации информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям
  • ГОСТ Р 56828.11-2015 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по разработке раздела информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям по описанию приоритетных проблем отрасли
  • ГОСТ Р 56828.3-2015 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по представлению в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям информации по технологическому оборудованию
  • ГОСТ Р 56828.8-2015 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по описанию наилучших доступных технологий в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям
  • ГОСТ Р 56828.9-2015 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по проведению сравнительного анализа производств при разработке информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям
  • ГОСТ 32426-2013 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Испытание ряски на угнетение роста
  • ГОСТ Р 56059-2014 Производственный экологический мониторинг. Общие положения
  • ГОСТ Р 56061-2014 Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля
  • ГОСТ Р 56062-2014 Производственный экологический контроль. Общие положения
  • ГОСТ 33399-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение гранулометрического распределения/определение длины волокна и распределения по диаметру. Метод А: распределение частиц по размеру (эффективный гидродинамический радиус). Метод В: длина волокна и распределение по диаметру
  • ГОСТ 33400-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение комплексообразования в воде полярографическим методом
  • ГОСТ 33401-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение констант диссоциации в воде титриметрическим, спектрометрическим и кондуктометрическим методами
  • ГОСТ 33402-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение низкомолекулярной массы полимеров методом гель-проникающей хроматографии
  • ГОСТ 33403-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение термостабильности и устойчивости к воздействию воздушной среды
  • ГОСТ 33404-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение растворимости/экстракции полимеров в воде
  • ГОСТ 33405-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение спектра поглощения в ультрафиолетовой и видимой областях спектрофотометрическим методом
  • ГОСТ 33419-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение поверхностного натяжения водных растворов
  • ГОСТ 33420-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение температуры кипения
  • ГОСТ 33453-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение плотности жидкостей и твердых веществ
  • ГОСТ 33635-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Испытание токсичности на хирономидах с использованием обогащенного осадка
  • ГОСТ 33638-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Испытания по воздействию на половозрелость рыб
  • ГОСТ 33640-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Испытание токсичности на водных червях с использованием обогащенного осадка
  • ГОСТ 33644-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Определение биоразлагаемости в морской воде
  • ГОСТ 33646-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Оценка эмиссии импрегнационной древесины в окружающую среду
  • ГОСТ Р 54964-2012 Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости
  • ГОСТ Р 56394-2015 Шум. Карты шума оперативные для железнодорожного транспорта. Общие требования и методы составления
  • ГОСТ Р 56828.1-2015 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по описанию перспективных технологий в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям
  • ГОСТ Р 56828.4-2015 Наилучшие доступные технологии. Подходы к проведению сравнительного анализа ресурсоэффективности и экологической результативности предприятий для предупреждения или минимизации негативного воздействия на окружающую среду
  • ГОСТ Р 56828.5-2015 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации по порядку применения информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям при оценке воздействия проектируемых предприятий на окружающую среду
  • ГОСТ Р 56828.7-2015 Наилучшие доступные технологии. Методические рекомендации представления информации по текущим уровням выбросов/сбросов загрязняющих веществ (эмиссий) и потребления ресурсов в информационно-техническом справочнике по наилучшим доступным технологиям
  • ГОСТ Р ИСО 37120-2015 Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни
  • ГОСТ 33641-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Испытание токсичности на хирономидах на протяжении цикла развития с использованием обогащенной воды или обогащенного осадка
  • ГОСТ 33645-2015 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Оценка метаморфоза земноводных
  • ГОСТ Р ИСО 14001-2016 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
  • ГОСТ 31900-2012 Принципы надлежащей лабораторной практики (GLP). Руководство по подготовке отчетов об инспекциях испытательных центров
  • ГОСТ Р 56929-2016 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Исследование фракционного состава пыли оптическим методом при нормировании качества атмосферного воздуха
  • ГОСТ Р 54138-2010 Проведение самооценки деятельности предприятий на соответствие систем менеджмента качества предприятий требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008
  • ГОСТ Р 54139-2010 Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Изменение климата
  • ГОСТ Р 54336-2011 Системы экологического менеджмента в организациях, выпускающих нанопродукцию. Требования
  • ГОСТ Р ИСО 14020-2011 Этикетки и декларации экологические. Основные принципы
  • ГОСТ Р 53790-2010 Нетрадиционные технологии. Энергетика биоотходов. Общие технические требования к биогазовым установкам
  • ГОСТ Р ИСО 14050-2009 Менеджмент окружающей среды. Cловарь
  • ГОСТ Р 52724-2010 Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по созданию, внедрению и обеспечению функционирования на объектах по уничтожению химического оружия
  • ГОСТ Р 54202-2010 Ресурсосбережение. Газообразные топлива. Наилучшие доступные технологии сжигания
  • ГОСТ 33774-2016 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Острая токсичность для эмбрионов рыбы
  • ГОСТ 33775-2016 Методы испытаний химической продукции, представляющей опасность для окружающей среды. Медоносная пчела (Apis mellifera). Тест на личинках на токсичность
  • ГОСТ Р 14.03-2005 Экологический менеджмент. Воздействующие факторы. Классификация
  • ГОСТ Р 14.08-2005 Экологический менеджмент. Порядок установления аспектов окружающей среды в стандартах на продукцию (ИСО/МЭК 64)
  • ГОСТ Р 14.09-2005 Экологический менеджмент. Руководство по оценке риска в области экологического менеджмента
  • ГОСТ Р 14.11-2005 Экологический менеджмент. Общие требования к органам, проводящим оценку и сертификацию/регистрацию систем экологического менеджмента (ИСО/МЭК 66)
  • ГОСТ Р 14.12-2006 Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции
  • ГОСТ Р 52808-2007 Нетрадиционные технологии. Энергетика биоотходов. Термины и определения
  • ГОСТ Р 52867-2007 Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Примеры применения ГОСТ Р ИСО 14041 для определения цели, области исследования и проведения инвентаризационного анализа
  • ГОСТ Р 52925-2008 Изделия космической техники. Общие требования к космическим средствам по ограничению техногенного засорения околоземного космического пространства
  • ГОСТ Р 53009-2008 Системы экологического контроля и мониторинга. Общие руководящие указания по созданию, внедрению и обеспечению функционирования на объектах по уничтожению химического оружия
  • ГОСТ Р 53241-2008 Геологоразведка морская. Требования к охране морской среды при разведке и освоении нефтегазовых месторождений континентального шельфа, территориального моря и прибрежной зоны
  • ГОСТ Р 53389-2009 Защита морской среды от загрязнения нефтью. Термины и определения
  • ГОСТ Р 54095-2010 Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин
  • ГОСТ Р 54134-2010 Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Выбросы парниковых газов
  • ГОСТ Р 54135-2010 Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Защита экологических природных зон. Общие аспекты и мониторинг
  • ГОСТ Р 54193-2010 Ресурсосбережение. Производство энергии. Руководство по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности при выработке тепловой энергии
  • ГОСТ Р 54195-2010 Ресурсосбережение. Промышленное производство. Руководство по определению показателей (индикаторов) энергоэффективности
  • ГОСТ Р 54196-2010 Ресурсосбережение. Промышленное производство. Руководство по идентификации аспектов энергоэффективности
  • ГОСТ Р 54197-2010 Ресурсосбережение. Промышленное производство. Руководство по планированию показателей (индикаторов) энергоэффективности
  • ГОСТ Р 54198-2010 Ресурсосбережение. Промышленное производство. Руководство по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности
  • ГОСТ Р 54199-2010 Ресурсосбережение. Производство энергии. Руководство по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности при выработке электрической энергии
  • ГОСТ Р 54200-2010 Ресурсосбережение. Производство энергии. Руководство по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности при сжигании различных видов топлив
  • ГОСТ Р 54203-2010 Ресурсосбережение. Каменные и бурые угли. Наилучшие доступные технологии предотвращения выбросов образуемых в процессе разгрузки, хранения и транспортирования


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация