Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации. Приобретение предприятий на аукционе

Главная / Бизнес

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных , выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .

ГОРОДА МОСКВЫ

О приватизации государственного имущества города Москвы


Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 11 марта 2009 года N 2 (Тверская, 13, N 35, 24.03.2009);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 41, 27.07.2010);
(Тверская, 13, N 54, 05.05.2011);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 32, 08.06.2012);
(Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 19.06.2013);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2014);
Законом города Москвы от 16 июля 2014 года N 46 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 24.07.2014);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 19.05.2016);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 21.04.2017).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного имущества города Москвы (далее - имущество города Москвы).

Статья 1. Цель и правовая основа приватизации имущества города Москвы

1. Основной целью приватизации имущества города Москвы является повышение экономической и социальной эффективности его использования.

2. Приватизация имущества города Москвы осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы , настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.

Статья 2. Полномочия Московской городской Думы в сфере приватизации имущества города Москвы

К полномочиям Московской городской Думы в сфере приватизации имущества города Москвы относятся:

1) принятие законов города Москвы по вопросам приватизации имущества города Москвы;

2) рассмотрение отчетов о результатах приватизации имущества города Москвы;

3) осуществление контроля за исполнением законов города Москвы по вопросам приватизации имущества города Москвы.

Статья 3. Полномочия Правительства Москвы в сфере приватизации имущества города Москвы

К полномочиям Правительства Москвы в сфере приватизации имущества города Москвы относятся:

1) принятие нормативных правовых актов города Москвы по вопросам приватизации имущества города Москвы;

2) определение порядка разработки программы приватизации имущества города Москвы и ее утверждение;

3) определение порядка разработки и утверждения условий конкурсов по продаже имущества города Москвы и порядка осуществления контроля за исполнением условий данных конкурсов;

3.1) определение сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещается информация о приватизации имущества города Москвы;
(Пункт дополнительно включен с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12)

4) ежегодное представление в Московскую городскую Думу не позднее 1 апреля отчета о результатах приватизации имущества города Москвы в предшествующем году;

5) определение уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, обеспечивающего приватизацию имущества города Москвы (далее - уполномоченный орган);

6) определение компетенции уполномоченного органа в сфере приватизации;

7) определение специализированной организации по продаже имущества города Москвы;

8) определение особенностей приватизации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Москвы, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;

9) утверждение регламента взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, участвующих в приватизации имущества города Москвы;

10) утверждение порядка представления документов, необходимых для подготовки решения об условиях приватизации имущества города Москвы;

11) направление в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложений о приватизации федерального имущества в очередном финансовом году;

12) пункт утратил силу с 21 апреля 2017 года - ;

13) утверждение порядка подведения итогов продажи имущества города Москвы и порядка заключения с покупателем договора купли-продажи имущества города Москвы без объявления цены;

14) осуществление контроля за реализацией программ приватизации имущества города Москвы и за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы, участвующих в приватизации имущества города Москвы;

15) утверждение порядка управления находящимися в собственности города Москвы акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации, а также полномочий высшего органа управления хозяйственного общества - общего собрания акционеров (участников) в случаях, когда в собственности города Москвы находится 100 процентов акций (долей) в уставном капитале хозяйственного общества (пункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 ;

16) пункт утратил силу с 21 апреля 2017 года - Закон города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 ;

17) определение перечня и порядка приватизации стратегически важных для города Москвы имущественных комплексов государственных унитарных предприятий города Москвы;

18) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом.

Статья 4. Программа приватизации имущества города Москвы

1. Планирование приватизации имущества города Москвы осуществляется посредством утверждения программы приватизации имущества города Москвы, которая составляется уполномоченным органом на трехлетний (среднесрочный) период с разбивкой по годам.

2. Программа приватизации имущества города Москвы содержит перечень государственных унитарных предприятий города Москвы, акций (вкладов), долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, находящегося в собственности города Москвы и планируемого к приватизации в соответствующий период, а также характеристику приватизируемого имущества, предполагаемые сроки и способы приватизации, прогнозируемые суммы доходов, связанные с приватизацией, в том числе по годам реализации программы (часть дополнена с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 .

3. Правительство Москвы утверждает программу приватизации имущества города Москвы на трехлетний (среднесрочный) период не позднее 1 июля года, предшествующего году начала ее реализации.

4. Органы исполнительной власти города Москвы не позднее чем за 10 месяцев до указанного в части 3 настоящей статьи срока направляют в уполномоченный орган предложения о приватизации находящихся в их ведомственном подчинении государственных унитарных предприятий города Москвы, продаже находящихся в собственности города Москвы акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества города Москвы, экономическое обоснование целесообразности приватизации имущества города Москвы, а также способа и условий приватизации
(Часть дополнена с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

Статья 5. Способы приватизации имущества города Москвы

1. Приватизация имущества города Москвы осуществляется следующими способами:

1) преобразование государственного унитарного предприятия города Москвы в акционерное общество;
Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

1.1) преобразование государственного унитарного предприятия города Москвы в общество с ограниченной ответственностью Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19);

2) продажа имущества города Москвы на аукционе;

3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

4) продажа имущества города Москвы (акций либо доли в уставном капитале акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанных обществ) на конкурсе, если в отношении указанного имущества необходимо выполнить определенные условия;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 ; в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в собственности города Москвы акций акционерных обществ;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

6) пункт утратил силу с 21 апреля 2017 года - Закон города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 ;

7) продажа имущества города Москвы посредством публичного предложения;

8) продажа имущества города Москвы без объявления цены;

9) внесение акций и иного имущества города Москвы в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

2. Приватизация имущества города Москвы посредством публичного предложения применяется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.

3. Приватизация имущества города Москвы без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

4. Продажа имущества города Москвы, предусмотренная пунктами 2-4, 7 и 8 части 1 настоящей статьи, может осуществляться в электронной форме с учетом особенностей, установленных федеральным законодательством (часть дополнительно включена с 16 мая 2011 года Законом города Москвы от 20 апреля 2011 года N 15).

Статья 6. Решение об условиях приватизации имущества города Москвы

1. Уполномоченный орган с учетом мнения органов исполнительной власти города Москвы, участвующих в процессе приватизации имущества города Москвы, принимает в соответствии с утвержденной программой приватизации имущества города Москвы решение об условиях приватизации имущества города Москвы и осуществляет контроль за исполнением данных условий.

2. В решении об условиях приватизации имущества города Москвы должны содержаться следующие сведения:

1) наименование имущества, место его нахождения и иные данные, позволяющие его индивидуализировать;

2) способ приватизации;

3) нормативная цена приватизируемого имущества города Москвы, установленная в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;

4) начальная цена приватизируемого имущества города Москвы, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;

5) срок рассрочки платежа за приобретенное имущество города Москвы (в случае ее предоставления);

6) иные необходимые сведения (в том числе об обременении объекта приватизации).

3. Решение об условиях приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия города Москвы должно содержать сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, а также сведения о:

1) составе подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия города Москвы;

2) перечне объектов имущества, а также исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса государственного унитарного предприятия города Москвы;

3) размере уставного капитала акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, создаваемых посредством преобразования государственного унитарного предприятия города Москвы;
(Пункт дополнительно включен с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 ; в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

4) количестве, категориях и номинальной стоимости акций акционерного общества или номинальной стоимости доли города Москвы в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.
(Пункт дополнительно включен с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 ; в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

4. Со дня утверждения программы приватизации имущества города Москвы и до дня государственной регистрации созданного хозяйственного общества государственное унитарное предприятие города Москвы без согласия собственника или его уполномоченного органа не вправе (абзац в редакции, введенной в действие с 19 июня 2012 года Законом города Москвы от 16 мая 2012 года N 19 :

1) сокращать численность работников указанного государственного унитарного предприятия города Москвы;

2) совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает пять процентов балансовой стоимости активов государственного унитарного предприятия города Москвы на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью прямого или косвенного отчуждения имущества, стоимость которого превышает пять процентов балансовой стоимости активов государственного унитарного предприятия города Москвы на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), приводящие к отчуждению либо обременению активов государственного унитарного предприятия города Москвы;

3) получать кредиты;

4) осуществлять выпуск ценных бумаг;

5) выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ;

6) выступать в качестве поручителя по обязательствам иных физических и юридических лиц.

Статья 7. Обременение приватизируемого имущества города Москвы

1. Уполномоченный орган вправе принимать решение:

1) об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, одновременно с принятием решения об условиях приватизации имущества города Москвы;

2) о прекращении или изменении условий обременения в случаях, установленных федеральным законодательством.

2. Собственник имущества, приобретенного в порядке приватизации имущества города Москвы, в случае нарушения установленного обременения, в том числе условий публичного сервитута, несет ответственность, установленную федеральным законодательством.

Статья 8. Продавцы объекта приватизации имущества города Москвы

Продажу имущества города Москвы осуществляют:

1) специализированная организация по продаже имущества города Москвы;

2) организации-продавцы, избранные на конкурсной основе;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

3) уполномоченный орган (пункт дополнительно включен с 16 мая 2011 года Законом города Москвы от 20 апреля 2011 года N 15).

Статья 9. Особенности приватизации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Москвы

1. Приватизация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Москвы, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области охраны объектов культурного наследия.

2. В договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) включаются обязательства нового собственника по восстановлению и сохранению соответствующего памятника истории и культуры, которые являются обременениями права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия, оформляемом в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области охраны объектов культурного наследия.

3. Перечни объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых может быть осуществлена в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, формирует уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области охраны объектов культурного наследия после утверждения перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых запрещена. Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых запрещена, устанавливается законом города Москвы.

4. Независимо от количества пользователей объекта нежилого фонда (здания, строения, сооружения), отнесенного к объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры), приватизация которого может быть осуществлена в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, приватизации подлежит объект нежилого фонда (здание, строение, сооружение) полностью как единый объект недвижимости. Продажа объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) по частям не допускается.

5. Требование части 4 настоящей статьи не распространяется на находящуюся в собственности города Москвы часть объекта нежилого фонда (здания, строения, сооружения), отнесенного к объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры), приватизация которого может быть осуществлена в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, если другая часть такого объекта на момент вступления в силу настоящего Закона не является собственностью города Москвы.
Законом города Москвы от 5 июня 2013 года N 30 .

6. В случае принятия уполномоченным органом решения о приватизации объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), расположенного на земельном участке, который (часть которого) находится в границах зоны охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), в договоре купли-продажи объекта культурного наследия должны устанавливаться ограничения использования земельного участка, предусмотренные законодательством об объектах культурного наследия.

Статья 10. Денежные средства от приватизации имущества города Москвы

1. Денежные средства от приватизации имущества города Москвы подлежат зачислению в бюджет города Москвы.

2. Срок внесения платы за приватизированное имущество города Москвы не должен превышать 30 дней со дня заключения договора купли-продажи.
Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

3. Решение о предоставлении рассрочки по оплате приобретаемого покупателем имущества города Москвы может быть принято в случае приватизации такого имущества путем продажи без объявления цены. Срок рассрочки не может превышать одного года. Покупатель вправе оплатить приобретаемое в рассрочку имущество досрочно.

4. Передача покупателю имущества, приобретаемого в рассрочку, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и договором купли-продажи, не позднее чем через 30 дней с даты заключения договора.

5. С момента передачи покупателю приобретенного в рассрочку имущества и до момента его полной оплаты указанное имущество признается находящимся в залоге для обеспечения покупателем его обязанности по оплате приобретенного имущества.

Статья 11. Приватизация земельных участков

Приватизация объектов нежилого фонда (зданий, строений и сооружений), находящихся в собственности города Москвы, осуществляется одновременно с приватизацией земельных участков, на которых они расположены, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Статья 12. Особенности отчуждения недвижимого имущества города Москвы, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства

1. Отчуждение недвижимого имущества города Москвы, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляется в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" .

2. Решение о приватизации арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества города Москвы площадью до 1000 кв. метров принимает уполномоченный орган. Решение о приватизации арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества города Москвы площадью 1000 кв. метров и более принимает Правительство Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действиес 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 23 апреля 2014 года N 17 .

3. Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества города Москвы составляет пять лет.
(Часть в редакции, введенной в действие с 30 июня 2013 года Законом города Москвы от 5 июня 2013 года N 30 ; в редакции, введенной в действиес 30 мая 2014 года Законом города Москвы от 23 апреля 2014 года N 17 ; в редакции, введенной в действие с 30 мая 2016 года Законом города Москвы от 11 мая 2016 года N 20 .

4. Часть утратила силу с 4 августа 2014 года - Закон города Москвы от 16 июля 2014 года N 46 ..

Статья 13. Информационное обеспечение приватизации имущества города Москвы

1. Информационное сообщение о приватизации имущества города Москвы подлежит размещению на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, а также на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенном Правительством Москвы (далее - сайты в сети "Интернет").
(Часть в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

2. Обязательному опубликованию в информационном сообщении о продаже имущества города Москвы подлежат сведения, установленные федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе сведения о сервитутах и других обременениях приватизируемого имущества города Москвы.

3. Информационное сообщение о продаже имущества города Москвы подлежит размещению на сайтах в сети "Интернет" не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
(Часть в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

4. Информация о результатах сделок приватизации имущества города Москвы подлежит размещению на сайтах в сети "Интернет" в течение 10 дней со дня совершения указанных сделок.
(Часть в редакции, введенной в действие с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12 .

5. Информационное сообщение о продаже имущества города Москвы посредством публичного предложения подлежит размещению на сайтах в сети "Интернет" в срок не позднее трех месяцев со дня признания аукциона несостоявшимся.
(Часть дополнительно включена с 21 апреля 2017 года Законом города Москвы от 12 апреля 2017 года N 12)

Статья 14. Финансовое обеспечение приватизации имущества города Москвы

Расходы и виды расходов на организацию и проведение приватизации имущества города Москвы устанавливаются в бюджете города Москвы.

Статья 15. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. Часть 3 статьи 9 вступает в силу после принятия закона города Москвы, устанавливающего перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых запрещена.

3. Статья 12 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2009 года.
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 августа 2010 года Законом города Москвы от 7 июля 2010 года N 32 ; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2013 года Законом города Москвы от 5 июня 2013 года N 30 .

4. Признать утратившими силу:

1) Закон города Москвы от 11 апреля 2001 года N 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы" ;

2) Закон города Москвы от 13 февраля 2002 года N 8 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 11 апреля 2001 года N 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы" .

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Объекты приватизации могут быть приобретены за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у субъектов приватизации собственных и заемных средств.

Безусловно, все эти источники финансовых средств могут использоваться одновременно в различных соотношениях для выкупа государственного имущества. Однако в действительности многие предприятия встречаются с серьезными трудностями при изыскании средств для выкупа. Так, опыт приватизации свидетельствует о том, что основная доля (более 60 %) приватизированных в 1991-1992 годах предприятий была приобретена за счет заемных и кредитных ресурсов; 20% составило имущество, приобретенное в собственность трудовыми коллективами за время работы на условиях аренды; 15% - передано безвозмездно. За счет собственных средств граждан и предприятий было выкуплено немногим более 2% госимущества приватизируемых предприятий. В результате отсутствия собственных средств предприятия вынуждены были брать для целей выкупа кредиты под высокие проценты, расчеты по которым в течении нескольких лет сдерживали развитие их производства.

Источниками средств являются:

· средства предприятия;

· часть чистой прибыли, переданной в собственность членов трудового коллектива;

· остатки фондов экономического стимулирования предприятия;

· чистая прибыль арендного предприятия или хозяйственного товарищества;

· амортизационные отчисления на собственные основные фонды арендного предприятия или хозяйственного товарищества;

· собственные средства негосударственных юридических лиц;

· заемные и привлеченные средства;

· кредиты государственных коммерческих банков;

· кредиты других предприятий и организаций;

· средства, привлеченные от выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг;

· личные средства субъектов приватизации;

· именные приватизационные чеки;

· средства личных приватизационных счетов работников предприятия;

· иностранные инвестиции .

Приватизация государственной собственности в настоящее время осуществляется в основном следующими способами:

1. выкуп арендованного имущества арендным предприятием;

2. продажа акций, принадлежащих государству;

Продажа объектов государственной собственности на аукционе;

Продажа объектов государственной собственности по конкурсу;

Безвозмездная передача части государственной собственности.

Более подробно о способах приватизации государственной собственности в Республике Беларусь будет изложено в третьей главе данной курсовой работы.

Мировой опыт приватизации

Публикации по экономике >>>

Занятость населения Беларуси
Занятость как результирующий показатель рынка труда Общая характеристика рынка труда Экономическая наука рассматривает несколько видов рынка, каждый из которых объясняет взаимосвязь количества представленного товара и цены на него через взаимодействие спроса и предложения. Объективность существования рынка труда обусловлена наличием характерных только для него элементов: товара, цены, спроса и предло...

Долговая политика государства
Цель работы - выявить негативные тенденции в экономике Украины, обусловленные влиянием долгового кризиса в странах ЕС, проанализировать показатели долговой устойчивости Украины. Ключевые слова: государственный долг, долговая политика государства, внутренние государственные займы, государственные гарантии. Долговая политика государства...

ВИТАЛИЙ КОШКИН
доктор экономических наук, профессор,
ректор Высшей школы приватизации и предпринимательства
(Россия)

Необходимо переориентировать приватизацию
на инвестиционно-реструктуризационную
При выкупе государственной собственности работники должны использовать не только заработную плату, но и часть созданной прибыли

Главный недостаток модели приватизации на первом этапе реформ в России состоит в том, что переход госсобственности в частные руки не был непосредственно связан с улучшением экономического состояния предприятий. Не оправдались надежды, что “автоматически” будет решена проблема эффективности хозяйствующих субъектов и экономики в целом.

После принятия в 1997 г. нового закона о приватизации продажа госсобственности имеет преимущественно фискальный характер и направлена на выполнение “плана по наполнению госбюджета”. При этом, по существу, игнорируется необходимость инвестирования средств от приватизации в производство, что не позволяет использовать ее в качестве инструмента экономического роста.

Приватизация теряет статус социально ориентированной программы. Широкие слои населения участия в ней не принимают, что укрепляет позиции частного и номенклатурного капитала и вытесняет большую часть граждан в сферу наемного труда. Перспектива создания среднего класса отодвигается на неопределенный срок. Используемые методы приватизации и действующая нормативно-законодательная база не ориентируют на подъем реального сектора экономики.

Известно, что с 1990 по 1999 г. ВВП РФ и объем промышленного производства снизились более чем в 2 раза, а в отдельных отраслях промышленности, например легкой, объем производимой продукции уменьшился в 6-7 раз. Главные объекты приватизации в производственной сфере - государственные и муниципальные предприятия - морально и физически устарели, обременены, как правило, долгами. Крайне важной становится их предприватизационная (предпродажная) подготовка. Но следует иметь в виду, что в частном секторе России в настоящее время отсутствуют финансовые ресурсы, необходимые как для обеспечения участия в приватизации, так и предпродажной подготовки государственных предприятий.

Сегодня нужна приватизация не фискальная, а инвестиционно-реструктуризационная, с целью оздоровления предприятий, оживления и подъема производства. Это предполагает, что государство устанавливает рыночные правила игры и выступает продавцом госимущества, внесет существенные коррективы в действующую модель. В числе наиболее радикальных мер могли бы быть:

введение механизма продажи госимущества с длительной рассрочкой платежей. Правительство, с одной стороны, отказывается от требований немедленных всеобъемлющих платежей и должно искать иные средства сокращения бюджетного дефицита. С другой стороны, в порядке компенсации правительство прекращает выдачу всех видов субсидий предприятиям, участвующим в выкупе в рассрочку;

инвестирование приватизируемых предприятий, предпродажная подготовка и постприватизационная поддержка за счет средств от продажи госпредприятий и госпакетов акций на возвратной основе;

внедрение механизма капитализации и конвертации кредиторской задолженности предприятий перед государством;

участие в процессах приватизации и реструктуризации производства и согласование интересов государства, крупного частного капитала и основной массы населения. Последние должны иметь преференции, включая льготы и рассрочки на приобретение государственного имущества и госакций. Вовлекая владельцев крупного частного капитала и населения в процессы приватизации и реструктуризации, правительство получает доступ к финансовым ресурсам, сосредоточенным в их руках, включая денежные средства, выведенные из реального оборота.

Перечисленные и иные меры подобного рода должны вводиться одновременно и оказывать комплексное воздействие на процессы приватизации и реструктуризации.

Методы приватизации

С учетом приоритетности инвестиционно-реструктуризационных целей могут применяться следующие методы приватизации.

1. Предприятия, акции которых ликвидны на рынке и их продажа даст реальные денежные средства, приватизируются согласно действующей модели. При этом не менее 30% средств от приватизации отчисляются предприятиям на инвестиционные цели, а 20% акций выделяются для первоочередной продажи населению (включая работников предприятия) со скидкой, дифференцированной в зависимости от сроков приобретения акций.

2. Приватизация путем выпуска ценных бумаг . В настоящее время в РФ функционируют предприятия, акции которых весьма привлекательны и ликвидны и их стоимость, как показывают конъюнктурные исследования и экспертные оценки, через 2-3 года (с учетом тенденций развития финансового рынка) может возрасти в несколько раз. Следовательно, продажа акций таких предприятий в настоящий момент экономически нецелесообразна. С точки зрения государства более выгодно собирать их пакеты в “корзины”, выпуская облигации приватизационных займов. При этом решаются две ключевые задачи:

мобилизуются необходимые финансовые средства для реконструкции и оздоровления предприятий в целях повышения их рыночной стоимости;

формируется надежный источник дополнительных поступлений в бюджет.

Для запуска системы облигационно-приватизационных займов уже есть определенная инфраструктура - это и накопившие опыт работы с ваучерами и ценными бумагами различные инвестиционные институты, и широкая сеть почтовых отделений и отделений сбербанков на всей территории РФ.

3. Приватизация по земельно-инвестиционной схеме. В уставный капитал эффективно функционирующих АО вносится рыночная стоимость занимаемых ими земельных участков или капитализированная аренда последних на срок от 25 до 50 лет. Организуется массовая продажа акций таких АО для населения и юридических лиц. При этом населению отдается приоритет при продажах и устанавливаются скидки на покупку в зависимости от сроков приобретения акций.

По данной схеме не менее 50% средств, поступающих от продажи акций, направляется для целевого инвестирования на предприятие. Государство, таким образом, “разморозит” собственность на земельные участки, предприятия получат дополнительный инвестиционный ресурс, инвесторы и население приобретут высоколиквидные акции.

4. Выкуп государственной собственности в рассрочку с предпродажной подготовкой предприятий . Данным способом приватизируются предприятия, нуждающиеся в существенном реформировании производственно-технологической базы и финансовом оздоровлении. Он применим к предприятиям со 100%-ной госсобственностью, акционерным обществам, в уставном капитале которых государство имеет пакет акций, а также к предприятиям, проходящим процедуру банкротства. Технологически это наиболее сложный способ приватизации, предполагающий последовательное осуществление ряда специальных процедур. Рассмотрим их.

Капитализация и конвертация кредиторской задолженности

В процесс приватизации предприятия должны вступать с “прозрачными”, очищенными от долговых обязательств балансами.

Попытки государства принудительно взыскать долговые обязательства путем безакцептных списаний задолженности по налогам, применения процедур банкротства к должникам по оплате сырьевых и энергетических ресурсов, других материальных ценностей, работ и услуг успеха не приносят, поскольку в соответствии с российским законодательством взыскание обращается в основном на имущество должников, а спрос на это имущество, как правило, полностью отсутствует или крайне низок.

Выход из положения заключается в оказании государственной поддержки через механизм капитализации и конвертации кредиторской задолженности, который позволяет конвертировать одну часть задолженности в доли государства в акционерных обществах, а другую - перезачесть на соответствующие суммы дебиторской задолженности.

Конвертация кредиторской задолженности может быть осуществлена путем дополнительной эмиссии обыкновенных и/или привилегированных акций приватизированных предприятий на сумму их кредиторской задолженности перед федеральными, региональными и местными бюджетами, а также перед предприятиями теплоэнергоснабжения 1 .

Долги, капитализированные и конвертированные в акции (доли) предприятий, при данном способе приватизации, обратно выкупаются хозяйственными обществами-должниками по текущей на момент обратного выкупа курсовой стоимости акций или рыночной стоимости долей. Разница между стоимостью акций и долей, учтенной при переоформлении (капитализации) задолженности и применяемой при обратном выкупе, представляет собой сумму процентов или иных форм материальной выгоды государства за предоставление своеобразной отсрочки погашения долговых обязательств.

Включение процесса приватизаци
в экономику предприятия

Отметим здесь роль конкурсов предпринимательских проектов (программ, охватывающих взаимосвязанные организационно-финансовые мероприятия по реконструкции, включая выкуп собственности в рассрочку, посредством привлечения частных инвестиций и задействования государственных гарантий и налоговых льгот). Конкурсы должны проводиться соответствующими органами управления госимуществом с обязательной независимой экспертизой.

Главные критерии отбора победителей конкурса - качество и реалистичность проектов использования имущественных комплексов. Претендент (менеджер, группа менеджеров или предпринимательская структура) должен не только представить стратегический план перестройки производства, оживления бизнеса, технического перевооружения и т.п., но и обеспечить мобилизацию 20% не облагаемых налогами средств на реализацию проекта.

С победителем конкурса заключается контракт о назначении его на должность руководителя ОАО, в котором 100% акций принадлежат государству. Все акции на период реализации проекта передаются победителю в доверительное управление (траст), оставаясь в государственной собственности.

На первый план, таким образом, выходит не формальная процедура смены собственника, а реальные проблемы функционирования и вывода предприятия из кризиса. Органы государственного управления не вмешиваются в текущую деятельность предприятия, сохраняя, однако, право вето на изменения в уставе, принятие решений, касающихся организационно-правовой формы, ликвидации предприятия, контроля за ходом выполнения предпринимательского проекта.

Государственное участие

Данный способ предполагает поддержку государством мер по реструктурированию и приватизации предприятия, четко зафиксированные взаимоотношения между Правительством РФ, администрациями субъектов Федерации и муниципальных образований как продавцами госимущества и покупателем предприятия (победителем конкурса предпринимательских проектов), участвующим в разгосударствлении.

Федеральные, региональные и муниципальные органы государственной власти аккумулируют финансовые ресурсы за счет:

Средств от продажи госимущества;

Проведения инвестиционно-приватизационных займов;

Залога ликвидной государственной собственности, включая зарубежную.

Эти ресурсы через государственные банки на возвратной основе выделяются предприятиям под предпринимательские проекты (на 80% их совокупной стоимости) на специальные блокирующие счета. В каждом конкретном случае решается вопрос о льготах по банковскому кредиту и контролю за его целевым использованием.

Средства, инвестированные в предпринимательские проекты, освобождаются от всех видов налогов до полной окупаемости вложений, но не более нормативно утверждаемого расчетного срока.

Выкуп государственной собственности
в рассрочку и приобщение к управлению работников предприятия

В данном случае государственная собственность выкупается с рассрочкой платежей на срок реализации предпринимательского проекта исключительно по рыночной стоимости. Цена объекта может быть высокой.

Работникам необходимо предоставить право использовать при выкупе не только заработную плату, но и часть созданной прибыли. Одновременно должен заработать льготный механизм кредитования и налогообложения для сотрудников, выкупающих у государства право собственности на предприятие. Если работники принимают решение участвовать в выкупе своего предприятия в рассрочку, то они создают товарищество (ассоциацию), которое занимается выкупом и получает следующие льготы:

а) уменьшаются на 50% ставки по кредитам (в результате банк устанавливает более низкий процент для получения ссуды);

б) снижается налогообложение дивидендов работников и сокращаются налоги на прибыль предприятия при формировании акционерного капитала (на период выкупа).

Принимая на себя роль кредитора и продавца госсобственности в рассрочку, правительственные структуры уходят от риска, что им навяжут продажу предприятий за символическую цену “чистым капиталистам” (стратегическим инвесторам), представляющим элиту. По завершении реструктуризации победителям конкурса предпринимательских проектов может предоставляться право на получение до 10% акций приватизируемого предприятия безвозмездно. Таким образом, объективно оценивается интеллектуальный и организационный вклад в реконструкцию приватизируемого объекта.

Наделение работников акциями само по себе не заставляет их мыслить и действовать как собственников. Мировая практика указывает на необходимость задействования трех дополнительных факторов изменения психологии работников.

Во-первых , должны работать долгосрочные и краткосрочные материальные стимулы. Долгосрочные (накопление капитала, рост стоимости акций) являются результатом реинвестирования, обновления основных фондов и более высокой производительности. В американских программах ЭСОП долгосрочные стимулы реализуются и в форме ощутимого вознаграждения при выходе на пенсию. Краткосрочные стимулы (дивиденды, участие в распределении прибыли) зависят от условий рынка и успеха данной корпорации на рынке.

Во-вторых , надо дать возможность работникам участвовать в принятии решений. Конечно, ни одна компания с собственностью работников не передает управление целиком в руки трудового коллектива. Но менеджеры обязаны быть внимательными к предложениям работников-собственников по улучшению работы фирмы. Для этого в советы директоров следует включать представителей трудового коллектива, создавать цеховые комиссии из числа рабочих и управляющих, занимающихся проблемами производства.

В-третьих , должно быть налажено соответствующее систематическое бизнес-обучение персонала, нацеленное на освоение знаний, которые помогают им как собственникам трудиться с позитивной отдачей.

Характеризуя предлагаемый способ приватизации в целом, отметим, что он позволяет не только задействовать мотивационные двигатели структурной и технологической перестройки производства, но и сделать этот процесс управляемым со стороны государства, причем управленческое воздействие органично сопрягаемо с рыночными принципами. Ключевое преимущество способа - создание в лице менеджеров и работников приватизируемых предприятий мощного слоя активных и компетентных сторонников экономических реформ в России.

1 Методика проведения расчетов по капитализации и конвертации долгов предприятий разработана в Высшей школе приватизации и предпринимательства.

Одной из характерных черт рыночной экономики является многообразие форм собственности. Не случайно, что при переводе экономики России на рыночные рельсы одной из главных задач стали разгосударствление и приватизация собственности.

Под разгосударствлением понимают сокращение удельного веса государственной собственности в общем ее объеме. Во времена функционирования в нашей стране командно-административной системы хозяйства государственная собственность занимала монопольное положение в структуре собственности на средства производства и ресурсы (до 95% объема собственности). В наши дни ситуация коренным образом изменилась. Основным направлением разгосударствления стала приватизация государственной и муниципальной собственности.

Собственности — процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1) (ныне утратила силу).

В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации :

  • обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
  • демонополизация производства;
  • балансировка доходов различных групп и слоев населения;
  • перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
  • развитие фондового рынка.

Кроме того, указанным Законом и последующими нормативными документами были установлены способы проведения приватизации :

  • продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;
  • продажа предприятий на аукционе;
  • продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);
  • выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.

Этапы приватизации в России

Решение целей и задач приватизации в России осуществлялось в два этапа.

Первый этап проходил с начала 1992 по конец 1994 г. Особенностями этого этапа стали:

  • сверхвысокие темпы приватизации (например, в 1994 г. было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания);
  • введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (в народе такие чеки именовались ваучерами).

Эта система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность.

Второй этап приватизации начался в 1995 г. и продолжается до сих пор. Его основные задачи были определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439) и Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Наконец, самые существенные коррективы в приватизационный процесс были внесены положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЭ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (ныне утратил силу). Этот Закон закрепил качественно новый характер приватизации. В частности, в нем сделан акцент на переход от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком; указано, что приватизация должна способствовать повышению эффективности функционирования отечественных предприятий; определено, что при отчуждении государственной собственности должны учитываться и социальные аспекты проблемы.

В целом, как показал отечественный опыт разгосударствления и приватизации собственности, процесс преобразования отношений собственности является сложным и противоречивым, активную роль в нем должно играть государство. Именно оно наряду с решением главных задач приватизации должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего общества.

Социально-экономические последствия приватизации в России

В XX в. приватизация государственной собственности получила большое распространение, захватив почти все основные страны. Первое упоминание о приватизации относится к XIII в. в Англии.

Приватизация означает переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом.

В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества » под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц. Из данных определений следует, что основным признаком приватизации является ее возмездный характер . Некоторые авторы различают определение «приватизация» и «разгосударствление», под последним понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление может иметь разные формы.

— это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, . Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности.

Приватизация в России — более обширное и системообразующее явление в отличие от обычной продажи государственных фирм. Для России характерны два взаимодополняющих параллельных процесса: постепенное освобождение государства от некоторых функций регулятора отношений собственности, которые не выполняются им в рамках рыночного хозяйства (здесь речь идет о процессе уменьшения возможностей государства как юридического объекта имущественных правоотношений) и формирование новых правовых и экономических структур и механизмов, без которых сложно в полной мере реализовать систему частной собственности. Надо учитывать, что последний процесс является дополнением первого и происходит вслед за самоустранением государства. Государство, уменьшая свои , должно оставаться контролировать и регулировать переданную собственность и .

Сущность приватизации

Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора . В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства , имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования.

Таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническо-производственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

Задачи приватизации

Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:

  • повышение эффективности предприятий
  • сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков
  • увеличение поступлений в бюджет
  • ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности
  • борьба с на рынке
  • расширение рынка заемных капиталов
  • увеличение и населения
  • привлечение сотрудников к управлению капиталом компании
  • сокращение профсоюзного движения
  • создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.

Следовательно, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором . Приватизация должна способствовать усилению экономики страны в целом.

Проведение и результаты приватизации в России

При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам.

В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.

Ряд стратегических целей приватизации достигнут не был, несмотря на то что к концу 90-х гг. ХХ в. уже была решена задача изменения форм собственности в целом:

  • широкий слой эффективных частных собственников не был сформирован;
  • увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики не произошло;
  • инвестиций, которые были привлечены, в процессе приватизации оказалось недостаточно для технического, социального и производственного развития предприятий;
  • в некоторых отраслях свое конкурентное положение предприятий на мировом и отечественном рынке не удалось сохранить.

На практике приватизация государственной собственности в России была такой, что созданы, были, по сути, частные системы централизованного планирования, частные монополии, которые заменили централизованное планирование государства.

России во время проведения приватизации резко уменьшился . Данное обстоятельство было вызвано занижением стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество (рисунок).

Применялась методика оценки в ходе приватизации, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка не проводилась фактически вообще. Эффективность деятельности предприятий в результате приватизации была уменьшена.

К достижению предполагаемых целей, которые были определены в государственной программе приватизации, формальное разгосударствление и передача анализа и контроля над собственностью в частные руки не привели. Некоторые из целей заключались в формировании «эффективного собственника», создания социальной и стабильно ориентированной рыночной экономики страны.

Приватизация выявила массу лазеек для незаконных действий, коррупции , которые негативно сказались на экономике впоследствии. Нарушения привели к созданию узкого слоя богатых собственников , что усилило противоречия между населением.

Социальная и экономическая эффективность приватизации в России оказалась низкой . Не был соблюден учет интересов и прав большинства слоев населения и принцип равенства граждан при осуществлении массовой приватизации. Приватизация резко увеличила расслоение общества (таблица).

Как видно из таблицы, по реальным денежным доходам граждан России только 2007 г. превысил уровень 1990 г. Численность же населения, которая живет за чертой бедности, остается стабильно высокой и составляет около 1/5 населения страны. Однако наметились положительные перспективы, которые постепенно увеличивают средний класс страны.

Предоставление сотрудникам организаций льгот при приватизации государственных предприятий, в особенности высокодоходных, связанных с эксплуатацией национальных богатств России (нефтехимия, нефтегазовая отрасль, лесная, горнорудная, целлюлозно-бумажная промышленность. цветная металлургия), привело к необоснованному обогащению руководства и менеджмента таких предприятий и резкому падению уровня жизни остальных слоев населения, не связанных с данными производствами (образование, социальная сфера, здравоохранение, наука, культура).

В рамках приватизации предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные аспекты.

Согласно «децильному » коэффициенту , который показывает соотношение доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения страны, в СССР в 1990 г . от составлял 4,4, т. е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза . Соответствующий показатель в России за 1998 г. составил 22,7. В результате произошел большой рост социального неравенства по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы.

У большинства населения не было капитала для приобретения по их рыночным ценам. Если же предприятия продавались гораздо ниже их реальной стоимости, то данное приобретение не обладало высокой ценностью для собственника. Прибыль изымалась собственниками и вывозилась за границу, что не позволяло обновлять устаревшие фонды предприятия.

Работники приватизируемых предприятий в результате приватизации в России не получили социальной защищенности, уменьшилось развитие объектов социальной инфраструктуры, а в ряде случаев было ускорено их разрушение. От текущего финансирования «непрофильных активов» организации и местные власти в большинстве случаев отказывались. В очень тяжелом состоянии оказались сотрудники организаций, которые зависили от бюджетного финансирования — это: учителя, ученые, врачи, милиция, военные и др. Основным источником финансирования бюджетной сферы экономики являются бюджетные средства, которые направлялись в основном на первоочередные текущие расходы и оплату труда сотрудников предприятий.

В результате приватизации был преодолен товарный дефицит и обеспечена внутренняя конвертация рубля .

При переходе к рыночной экономике приватизация должна проводиться при взаимодействии со всеми государственными структурами и общеэкономическими реформами. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

Приватизация, которая проходит в условиях полного отсутствия рынка, при переходе от плановой к рыночной экономике играет важную роль в формировании конкурентного рынка. Но в любом случае необходимо учитывать мировой опыт приватизации. Обязательным при проведении приватизации является эффективное управление, привлечение инвестиций и формирование или сохранение средних слоев . Должна учитываться национальная безопасность и влияние на будущие страны.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация