Экологическое нормирование производится в целях. Правовые основы экологического нормирования. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Главная / Общество

Основные понятия Экологическое нормирование - научно обоснованное ограничение воздействия хозяйственной и иной деятельности на ресурсы биосферы, обеспечивающее как социально-экономические интересы общества, так и его экологические потребности. Экологическое нормирование представляет собой разработку научнонормирование методической базы стандартизации в области природопользования и охраны окружающей среды на основе анализа устойчивости экосистем и толерантности человека к вредным воздействиям, обоснование безопасных уровней и продолжительности воздействия на окружающую среду, прогноз этих последствий, а также апробации результатов. Современная система экологического нормирования включает: q стандартизацию, q лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, а также q экологическую сертификацию (обязательную или добровольную) в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Этапы реализации экологического нормирования Проведение исследований по оценке устойчивости экосистемы или реакции человека на воздействие Обоснование безопасных уровней (ассимиляции, техноемкости, адаптации и др.) и возможной продолжительности воздействий с целью минимизации вреда Прогноз последствий воздействий на экосистему и человека Апробация результатов на объектах или субъектах нормирования, включая правовое обеспечение

Цели и задачи экологического нормирования Основная цель нормирования качества окружающей среды – установление предельно допустимых норм воздействий, гарантирующих экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональное использование и производство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности. Под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая физические, химические и биологические изменения в природную среду. Основная задача экологического нормирования - разработка и обоснование научно-методической базы стандартизации в области безопасности жизнедеятельности человека и сохранения генофонда, охраны окружающей среды и рационального природопользования. В задачи экологического нормирования входят также: апробация разработок на практике, доведение их до стандартов и введение в ранг нормативов.

История экологического нормирования В истории развития идей экологического нормирования условно выделяют три этапа I предыстория. Этот этап связан с существованием системы гигиенического предыстория. нормирования токсикантов в воздухе, воде, продуктах питания и почве, развивавшейся с 1930 -х гг. Гигиеническое нормирование явилось либо отправной точкой, либо аналогом для экологического. Значительный вклад в развитие системы нормирования внесли С. С. Шварц и Н. С. Строганов, сформулировавшие базовые для экологического нормирования положения (принцип антропоцентризма в оценке экосистем, критерии “хорошего” биогеоценоза) II - этап теоретических исследований. Он связан с работами на уровне постановки исследований. проблемы и генерации различных подходов к нормированию (работы В. Д. Федорова, А. П. Левича, Д. А. Криволуцкого, Ю. А. Израэля, Ю. Г. Пузаченко, А. М. Гродзинского). В этот же период появляются и весьма развернутые концепции системы экологического нормирования (работы А. Д. Александровой, О. Ф. Садыкова и др.) III - этап практической реализации. Он связан с проведением экспериментальных работ, в том числе – по анализу зависимостей «доза – эффект» на экосистемном уровне (работы Ю. А. Израэля, А. М. Степанова, А. Д. Арманда, В. С. Николаевского, А. Д. Покаржевского, Н. Г. Булгакова)

История экологического нормирования в России СССР - один из лидеров в области разработки нормативов содержаний опасных компонентов в окружающей среде. Первые нормативы допустимых концентраций (ПДК) были утверждены Государственной санитарной инспекцией Минздрава СССР в 1938 г. , г когда были утверждены Правила по условиям спуска сточных вод в водоемы. С 1948 г. началась публикация нормативов предельно допустимых содержаний вредных веществ в водоемах (как дополнение к Правилам по условиям спуска сточных вод в водоемы). Разработка нормативов ПДК веществ в атмосфере началась в 1949 г. В 1952 г. в Минздраве СССР была создана Комиссия по разработке ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест и норм выбросов в атмосферу. По результатам работы этой комиссии Государственной санитарной инспекцией был утвержден перечень ПДК атмосферных загрязнений, в который были включены 40 наименований вредных веществ. Первые нормы ПДК вредных веществ для питьевой воды были утверждены в 1939 г. К в 1939 г. 1991 г. существовали такие нормативы уже для 1925 веществ; число нормативов содержания веществ в атмосферном воздухе к 1991 г. составляло 479. Для почв первые нормы ПДК вредных веществ появились в 1980 г. , а в настоящее время они установлены для более 100 вредных веществ. В 1955 г. утверждены нормативы допустимого уровня вибрации, В 1956 г. утверждены нормативы допустимого уровня шума. Эти нормативы первоначально разрабатывались для определения условий вредности труда и впоследствии их стали использовать в отношении всей территории поселений. При обосновании их использования в качестве экологических нормативов врачамигигиенистами под руководством профессора Н. В. Лазарева была предпринята попытка ввести в научный обиход термин «геогигиена» , но данный термин не прижился «геогигиена» , (Лазарев, 1966).

История экологического нормирования в России Несмотря на значительное количество установленных на сегодня нормативов, разработать их для всех веществ нереально: ежегодно лишь в торговый оборот попадает около 2000 новых наименований химикатов, для большинства из которых оценки возможного влияния на окружающую среду не проводились Выход: новый подход к анализу экологичности веществ - моделирование свойств и степени опасности новых веществ с помощью специальных программных средств На основе данных по структуре молекул, физико-химическим свойствам всех потенциально токсичных веществ возможны ориентировочные оценки свойств новых веществ. Это подход получил название QSAR (количественная зависимость «структура – активность»), однако подобные оценки нормативной силы не имеют

История экологического нормирования: формирование системы экологических стандартов Действующая время система государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды устанавливает: требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

Объекты и субъекты экологического нормирования Объект экологического нормирования – экологическая система определенного нормирования пространственно-временного масштаба, то есть совокупность взаимодействующих живых и неживых элементов, обладающая определенной степенью общности и которую по определенным критериям можно отделить от других таких же совокупностей. Объектами экологического нормирования могут быть и вся биосфера, и небольшой участок леса, и территория города, и отдельная популяция конкретного вида, и среда обитания человека в узком смысле (жилище, производственные помещения и пр.). Предмет экологического нормирования - безопасные пределы вредных воздействий на нормирования объекты. Предмет изучения экологического нормирования – выявление безопасных пределов изучения воздействия на экосистемы в процессе природопользования, а также оценка последствий эксплуатации природных ресурсов, включая человека. Цель (критерий) экологического нормирования – выбранные свойства объекта нормирования, для сохранения которых разрабатываются экологические нормативы. Экологическая нагрузка – такое изменение внешней среды, которое приводит или может нагрузка приводить к ухудшению качества объекта, т. е. к нежелательным с точки зрения субъекта оценки изменениям в его состоянии. Экологическое нормирование – нахождение граничных значений экологических нагрузок нормирование для того, чтобы можно было установить ограничения для управляющих воздействий на объект нормирования и достигнуть целей нормирования. Предельно допустимая экологическая нагрузка (ПДЭН) – максимальная нагрузка, которая (ПДЭН) еще не вызывает ухудшения качества объекта нормирования. Экологический норматив – законодательно установленное (т. е. обязательное для норматив субъектов управления) ограничение экологических нагрузок. В идеальном случае экологический норматив должен совпадать с ПДЭН. Но поскольку экологический норматив учитывает привходящие обстоятельства (технологическая достижимость, стоимость, социальные издержки и т. п.), эти две категории не совпадают.

Экологическое нормирование как основа для стандартизации, эффективного управления природопользованием Экологическое нормирование относится к механизмам экологического управления и реализуется через административно-правовые инструменты управления природопользованием Окружающая среда: природные ресурсы и условия, в том числе природная емкость территорий Качество компонентов окружающей среды: атмосфера, поверхностная и подземная гидросфера, почвы, земельные ресурсы, биота Экологическое нормирование: обоснование допустимых антропогенных нагрузок на окружающую среду Экологическая стандартизация: установление норм и правил (стандартов) природопользования Экологическое нормирование: обоснование нормативов качества компонентов окружающей среды Потребности в определенном количестве и качестве природных ресурсов и условий Природопользователь: ·потребление ресурсов; ·загрязнение окружающей среды отходами жизнедеятельности

Экологическое нормирование и управление природопользованием Экологическое нормирование устанавливается на трех уровнях: хозяйственного процесса (инвестиции, планирование, размещение, проектирование, эксплуатация); хозяйствующих субъектов (эколого-экономические и другие показатели деятельности предприятий); отраслей хозяйства (строительство, ТЭК и т. д.). Необходима не просто разработка экологических нормативов «на все случаи жизни» . Важнейшим моментом является качество самих нормативов, их адекватность реальному состоянию природных систем и их устойчивости. Эффективность экологического нормирования обеспечивается: соответствием нормативов современному уровню науки и техники, международным стандартам; объективностью и законностью; обязательностью исполнения всеми субъектами и ответственностью за невыполнение.

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ (СТАНДАРТОВ) Нормативы качества ОС Химические показатели состояния ОС, в т. ч. нормативы ПДК химических веществ, включая радиоактивные вещества: ·единичные: ПДК, ОДУ, МДС, ОБУВ ·комплексные: ПЗА, ПХЗ, Zc, ЛПВ Физические показатели состояния ОС, в т. ч. с показателями уровней радиоактивности и тепла: ·ПДУ воздействий Биологические показатели состояния ОС, в т. ч. видов и групп организмов, используемых как индикаторы качества ОС: ·Количество особей на единицу площади или объема; ПДК микроорганизмов Иные нормативы качества ОС: ·Шкалы техногенных и природных экологических рисков и др. Нормативы воздействий на ОС Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов: ·ПДВ, ВСВ, ПДС, ВСС, ПДВВ Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение Нормативы допустимых физических воздействий: ·ПДУ воздействий Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на ОС: ·ПДН применения агрохимикатов, ПДН рекреационной и строительной деятельности, ПДТН Нормативы технологических процессов ·Нормативы материалоемкости, энергоемкости и др. (удельное потребление видов сырья и энергии на единицу продукции) - требования ГОСТ, СНи. П, СП, технологических регламентов ·Декларация пром. безопасности ·Экологический, энергетический паспорт ·Нормативные значения риска аварий Нормативы качества продукции ·Нормативы содержания отдельных веществ и микроорганизмов в продукции; ·допустимые уровни электромагнитного излучения приборов; ·допустимые уровни вибрации и акустического воздействия Организационно-управленческие нормативы Нормирование в обл. организации экологической безопасности: ·ГОСТ системы ССБТ; ·стандарты менеджмента Нормативы допустимого изъятия компонентов ОС: ·Нормативы рубок, нормативы (квоты) на вылов биоресурсов Регулирование организации ПОД предприятий: ·ГОСТ серии ИСО 14000, ГОСТ системы 17 (Охрана природы) Нормативы иного допустимого воздействия на ОС: СЗЗ, ВОЗ, ЗСО, защитные полосы Регулирование документации: ·Терминологические ГОСТ, отчетности стандарты

Санитарно-гигиеническое нормирование в РФ Санитарно-гигиенические нормативы –качественно-количественные показатели, соблюдение которых гарантирует безопасные или оптимальные условия существования человека. В связи с высокой социальной значимостью охраны здоровья человека санитарногигиеническое нормирование в нашей стране было разработано и внедрено в практику управления природопользованием раньше других направлений нормирования. Методологическая база гигиенического нормирования в настоящее время наиболее теоретически обоснована, методически проработана и организационно оформлена. КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ Разработка единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил Разработка (пересмотр), экспертиза, утверждение и опубликование санитарных правил Контроль за проведением научноисследовательских работ по гос. санитарно-эпидемиологическому нормированию Контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения Регистрация и систематизация санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования

Санитарно-гигиеническое нормирование ПДК – количество загрязняющего вещества в окружающей среде, при постоянном ПДК контакте или при воздействии за определенный промежуток времени не влияющее на здоровье человека и не вызывающее неблагоприятных последствий у его потомства. В настоящее время установлены более 1100 ПДК для веществ в воде, более 1300 – в атмосферном воздухе. Также для атмосферного воздуха установлены относительно безопасные уровни воздействия (ОБУВ) более чем для 400 веществ. Всего к токсикантам относят более 3000 веществ. Гигиенические ПДК устанавливаются из принципа охраны здоровья человека и должны Гигиенические ПДК учитывать отдаленные последствия (мутагенные, канцерогенные и т. д.). Система санитарно-гигиенического нормирования – часть системы санитарноэпидемиологического нормирования СФЕРА ДЕЙСТВИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ (согл. Закону от 15. 03. 1999 № 52 -ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) Планировка и застройка городских и сельских поселений (ст. 12) Потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции (ст. 14) Продукция, ввозимая на территорию РФ (ст. 16) Водные объекты (ст. 18) Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях пром. организаций, воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (ст. 20) Сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение и захоронение отходов производства и потребления (ст. 22) Эксплуатация производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта (ст. 24) Продукция производственно-технического назначения, товары для личных и бытовых нужд и технологии их производства (ст. 13) Пищевые продукты и добавки, продовольственное сырье и контактирующие с ними материалы и изделия, а также технологии их производства (ст. 15) Организация питания населения (ст. 17) Питьевую воду и питьевое водоснабжение населения (ст. 19) Почвы, содержание территорий городских и сельских поселений, пром. площадок (ст. 21) Жилые помещения (ст. 23) Условия труда (ст. 25) Условия работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами (ст. 26)

Основные принципы и проблемы формирования системы экологического нормирования Развитие отечественного экологического нормирования идет по следующим направлениям: экосистемное нормирование; переход от единых нормативов к нормативам, учитывающим особенности состояния окружающей среды в регионах нормирование на основе представлений о приемлемом риске; нормирование на основе представлений о наилучших доступных технологиях

Экосистемное нормирование Экологический норматив экосистемы - граница экосистемы количественного изменения параметров экосистемы, устанавливаемая из условия сохранения ее структуры и функций, а также всех экологических компонентов, необходимых для учета в хозяйственной деятельности. При установлении этого норматива принимается норма изменения параметров экосистемы, оцениваемая человеком. При определении параметров экосистем, подлежащих нормированию, исходят из основных признаков, которые характеризуют качество экосистемы. Это ее продуктивность, уровень разнообразия продукции необходимого качества, устойчивость. Экосистемный подход к нормированию качества компонентов окружающей среды требует учета природных взаимосвязей между ними, например, путей миграции химических элементов, порогов воздействия на биоту и т. п. Пример: нормативы содержания биогенов и пестицидов в почвах должны учитывать требования к качеству водных объектов (в том числе подземных), расположенных в пределах сельхозугодий

Экосистемное нормирование Центральная методологическая проблема экологического нормирования – вопрос о норме экосистем и критериях нормальности Подходы к определению нормы: статистическое (оценка центральной тенденции признака за период времени); функциональное (выполнение системой определенных функций).

Экологическое (экосистемное) нормирование) Принципы экологического нормирования качества компонентов природной среды: принцип цели (приоритет долгосрочных последствий для общества и природы в цели целом над краткосрочными экономическими интересами отдельных природопользователей, региональных интересов над локальными и т. д.); принцип опережения (организация исследований по разработке норматива должна опережения предшествовать началу планируемого воздействия); принцип порога (установление критических пороговых значений воздействия порога хозяйственной деятельности, не превышение которых гарантирует сначала экологическую безопасность, а затем взаимодействие общественных и экологических систем, т. е. создание нооценозов); принцип саморегуляции (учет в хозяйственной деятельности не только саморегуляции положительных, но и отрицательных обратных связей, соблюдение баланса положительного и отрицательного экологических эффектов в системах стимулирования социально-экономического развития); принцип «слабого звена» ; принцип «больше не значит лучше» (переход на путь интенсификации техниколучше» экономического развития за счет максимального качественного совершенства при минимальном количественном росте); принцип «джиу-джитсу» (максимальное использование внутрисистемных сил, (способных действовать в нужном для общества направлении и компенсировать отрицательное антропогенное воздействие); принцип снижения удельного риска (развитие только таких направлений роста риска материального потребления, при которых обеспечивается снижение антропогенной нагрузки на единицу площади и единицу производимой продукции)

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НОРМИРОВАНИЮ 1. Подход, сохраняющий основные черты методологии гигиенического нормирования; объектом выступает не человек, а другие биологические виды: ·предельные нагрузки устанавливают для отдельных веществ (либо их смесей, но с известным соотношением компонентов); ·лабораторные эксперименты – основа для получения нормативов; ·используют параметры организменного, а не экосистемного уровня. 2. Альтернативный подход: гигиеническое нормирование – лишь аналог для решения задачи нормирования: ·ориентир, задающий критерии оценки экосистем – явно декларируемый антропоцентризм (критерии оценки задает человек исходя из своих потребностей; потребность в здоровой ОС – одна из важнейших); ·при задании критериев оценки локальных экосистем учитывают их полифункциональность (важнейшие функции – обеспечение необходимого вклада в биосферные процессы, удовлетворение экономических, социальных и эстетических потребностей общества); ·нормативы предельных нагрузок должны быть “вариантными” (различны для экосистем разного назначения); ·нормативы дифференцируют в зависимости от физико-географических условий региона и типа экосистем; ·нормативы дифференцируют во времени: менее жесткие для существующих технологий, более жесткие для ближайшей перспективы, еще более жесткие для проектируемых производств и новых технологий; ·нормируют интегральную нагрузку, выражаемую в относительных единицах, а не концентрации отдельных загрязнителей; ·среди показателей состояния биоты для нормирования выбирают основные, отражающие важнейшие закономерности ее функционирования; предпочтение отдают интегральным параметрам; ·определение нормативов возможно только в исследованиях реальных экосистем, находящихся в градиенте нагрузки, т. е. только на основе анализа зависимостей доза – эффект на уровне экосистем.

Недостатки гигиенического нормирования выбросы чаще всего многокомпонентны, в конкретной ситуации невозможно оперировать нормативами для отдельных веществ, либо их смесей; формы токсикантов в природе чаще всего отличны от форм, которые использовали в экспериментах и для которых создавали нормативы; в лабораторных экспериментах (обычно краткосрочных) не учитываются адаптационные процессы и, тем более, популяционные и биоценотические эффекты, которые могут играть ключевую роль в определении судьбы экосистем; нахождение критических нагрузок для отдельных видов, пусть даже «ключевых» или наиболее чувствительных, очень долгий путь к определению нормативов для всей экосистемы (он требует наличия модели, в которой аргументом для экосистемных параметров выступают численности всех основных видов и определения критических нагрузок для всех этих видов).

Нормирование на основе методологии приемлемого риска Основные элементы системы нормирования на основе расчета приемлемого риска: становление уровней приемлемого риска, исходя из экономических и социальных факторов, построение механизмов государственного регулирования безопасности; мониторинг окружающей среды, анализ риска для жизнедеятельности населения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; принятие решений о целесообразности проведения мероприятий защиты; рациональное распределение средств на превентивные меры по снижению риска и меры по уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций; осуществление превентивных мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий; проведение аварийноспасательных и восстановительных работ при чрезвычайных ситуации.

Нормирование на основе представлений о наилучших доступных технологиях В странах ЕС понятие «наилучшие доступные технологии» - (НДТ) вошло в практику с середины 90 -х годов прошлого столетия в соответствии с Директивой Совета Европы 96/61/ЕС о комплексном контроле и предотвращении загрязнения - (Директива ККПЗ). Директивы направлена на обеспечение комплексного подхода для защиты окружающей среды путем совершенствования системы управления и контроля за производственными процессами промышленных предприятий. Наилучшая доступная технология - «наиболее эффективная и продвинутая стадия в развитии видов деятельности и связанных с ними режимов эксплуатации, которые указывают на практическую пригодность конкретной технологии в качестве принципиальной основы расчета величин предельно допустимых выбросов, предусмотренных для предотвращения и, если это невозможно, общего сокращения выбросов и влияния на окружающую среду в целом» . «Технология» - и применяемая технология, и способ, с использованием которого осуществляется проектирование, строительство, техническое обслуживание, эксплуатация и вывод из эксплуатации объектов. «Доступные» - технологии, которые разработаны в масштабах, позволяющих реализацию их в соответствующем секторе промышленности, в условиях экономической и технической жизнеспособности, с учетом расходов и преимуществ, независимо от того, используются или изобретены ли данные технологии в соответствующем государстве-участнике, и если они объективно доступны оператору «Наилучшими» признаются технологии, наиболее эффективные для достижения высокого общего уровня защиты окружающей среды в целом

Современная система экологической стандартизации В Большой Советской энциклопедии под термином «стандарт» понимается (от англ. standard – норма, образец, мерило) в широком смысле слова – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других объектов; нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом В зависимости от сферы действия и уровня утверждения стандарты принято подразделять следующим образом: государственные (ГОСТ), действующие на всей территории СССР; отраслевые (ОСТ), утверждаемые на уровне министерства и обязательные для всех предприятий отрасли; стандарты предприятий и объединений (СТП), обязательные только для предприятия, утвердившего данные стандарты. Кроме того, в России действуют международные стандарты. Их применение обязательно для всех предприятий, вне зависимости от их подчинения во всех отраслях народного хозяйства. Также действуют технические условия (ТУ) на конкретные типы, марки, артикулы продукции.

Стандартизация: основные понятия Стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в Стандартизация определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности (определение Международной организации по стандартизации ISO). Объекты стандартизации – конкретная продукция, нормы, требования, методы, термины, обозначения стандартизации и т. д. , имеющие перспективу многократного применения, используемые в науке, технике, промышленном и сельскохозяйственном производстве, строительстве, транспорте, культуре, здравоохранении и других сферах народного хозяйства, а также в международной торговле. Основные задачи стандартизации: установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих обеспечить оптимальное качество и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и типоразмеров; развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышения уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий; обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, а также методов и средств измерений высшей точности; установление унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования техникоэкономической информации; установление единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, в отраслях народного хозяйства; установление системы стандартов безопасности труда; установление систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов; создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

Система стандартов охраны природы обеспечение сохранности природных комплексов; содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов; содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью ОПС; совершенствование управления качеством ОПС в интересах человечества. Номер группы 0 1 2 3 4 5 6 8 Группы стандартов охраны Наименование природы Организационно-методические стандарты ССОП Стандарты в области охраны и рационального использования вод Стандарты в области защиты атмосферы Стандарты в области охраны и рационального использования почв Стандарты в области улучшения использования земель Стандарты в области охраны флоры Стандарты в области охраны фауны Стандарты в области охраны и рационального использования недр Кодовое наименование Основные положения Гидросфера Атмосфера Почвы Земли Флора Фауна Недра Виды стандартов Номер вида 0 1 2 3 4 5 6 7 Наименование вида Основные положения Термины, определения, классификации Нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивности использования прир. ресурсов, загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования прир. ресурсов Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов Методы определения параметров состояния прир. объектов и интенсивности хоз. воздействий Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений Прочие стандарты

Экологическая стандартизация В ФЗ «Об охране окружающей среды» стандартизации отводится одно из ведущих мест в системе управления природоохранной деятельностью и регулировании природопользования. Действующая в настоящее время система государственных стандартов и иных нормативных документов в области ООС устанавливает: требования, нормы и правила в области охраны ОС к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на ОС; порядок организации деятельности в области ООС и управления такой деятельностью. Экологические стандарты Стандарты качества ОС Стандарты допустимых воздействий на ОС Стандарты технологичес ких процессов Стандарты качества продукции Организацион но-управленческие стандарты

Понятие экологического нормирования

Правовые основы экологического нормирования устанавливаются Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Согласно статье 19, экологического нормирования заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Основные механизмы экологического нормирования включают:

  • исследование обоснования нормативов в контексте природоохранной деятельности;
  • установление условий разработки нормативов;
  • проведение экспертизы на утверждение нормативов;
  • контроль за применением нормативов;
  • формирование информационной нормативной базы;
  • прогнозирование экологических, экономических и социальных последствий применения утвержденных нормативов.

Субъектами, деятельность которых подлежит нормированию, являются природопользователи - физические и юридические лица.

Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды

В вышеуказанном законе «Об охране окружающей среды» указаны следующие виды нормативов:

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. При этом важно учесть природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Нормативы качества окружающей среды включают в себя:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.

2. Нормативы допустимого воздействия устанавливаются для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Законодатель выделяет:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  • нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

3. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной деятельности относительно нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере охраны окружающей среды.

4. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

5. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение также устанавливаются для предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

6. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника подобного воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также учитывая влияния других источников физических воздействий.

7. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

8. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах определенных территорий и акваторий.

9. Иные нормативы в сфере охраны окружающей среды, которые могут устанавливаться в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды.

Стандартизация в сфере природоохранной деятельности

Стандартизация, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, является правовым средством по охране природной среды, которое объединяет стандарты и иные нормативные документы с целью установления общего предмета регулирования: требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

Процесс стандартизации играет важную роль и регламентируется специальными нормативными актами, поэтому на уровне экологического законодательства могут приниматься правовые документы, не имеющие юридических характеристик стандартов, однако, устанавливающие:

  • порядок организации природоохранной деятельности и управления с сохранением прав на разработку экологических требований за органами охраны окружающей среды;
  • ограничения хозяйственной и иную деятельность для пресечения любых форм негативного воздействия на окружающую среду.

Разграничение стандартов на практике означает уточнение компетенции специально уполномоченного органа в сфере окружающей среды по принятию подзаконных нормативных правовых актов в области нормирования.

Экологическая сертификация

Статья 31 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. гласит, что основной целью проведения сертификации является обеспечение экологической безопасности осуществляемой хозяйственной и прочей деятельности на территории России. Перед экологической сертификацией стоят следующие задачи:

  • предупреждение появления на рынке и реализации экологически опасных продукции и услуг и предупреждение экологического и экогенного вреда;
  • внедрение экологически безопасных технологических процессов и оборудования;
  • производство безопасной для окружающей среды продукции на протяжении ее жизненного цикла, повышение качества и конкурентоспособности;
  • предотвращение ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов.

Экологическая сертификация осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Ст. 21 данного закона гласит, что добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Уполномоченный орган по сертификации:

  • осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
  • выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
  • предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
  • приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Широкое развитие добровольная экологическая сертификация получила при возведении объектов Олимпиады в г. Сочи. Согласно международным требованиям объекты Олимпиады должны соответствовать международным "зеленым" стандартам. Сейчас используются зарубежные стандарты BREEAM и LEED, но ведется работа по разработке национальных систем экологической сертификации объектов капитального строительства. Например, в 2009 г. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации были утверждены критерии системы добровольной экологической сертификации объектов недвижимости. Распространение получает экологическая сертификация "умных домов", построенных с применением энергоэффективных материалов и технологий. Система добровольной экологической сертификации зданий и сооружений разработана Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ). В 2012 г. зарегистрирован национальный стандарт ГОСТ Р 54964-2012 "Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости".

В настоящее время законодательство направлено на совершенствование разрешительной деятельности в сфере охраны окружающей среды и ориентируется на дифференциацию обязательных экологических требований в зависимости от степени экологической опасности объекта хозяйственной деятельности, а также на искоренение элементов разрешительной системы, которые являются административными барьерами.

Ни для кого не секрет, что природа, окружающая нас, подвержена негативному воздействию человеческой деятельности. В теории и на практике экологическое нормирование является тем определяющим защитным барьером допустимого уровня изменений и человеческого влияния на её свойства, в котором нуждается естественная среда.

Значение экологического нормирования

Стоит отметить значение такого важного в рассмотрении данного вопроса понятия, как качество окружающей природной среды. Под ним подразумевают уровень соответствия ее основных особенностей и характеристик жизненным потребностям населения, технологическим запросам в разнообразных отраслях. В свою очередь, данные научно-технические требования полностью соответствуют российскому законодательству об охране окружающей природной среды. Экологическое нормирование и стандартизация ОПС – это система подзаконных правовых актов, содержащая достаточно подробную конкретизацию условий её качества. Среди них государственные стандарты (ГОС), постановления, распоряжения, инструкции и т. д.

В сфере охраны окружающей среды экологическое нормирование устанавливает:

  • основополагающие нормы, требования, инструкционные правила к поступающей продукции, предоставляемым услугам и работам, применяемым контрольным методам;
  • реальные запреты и ограничения на осуществление хозяйственной деятельности с целью предупредить и остановить её отрицательное пагубное влияние на прилегающую к главному вредоносному очагу природу;
  • правоотношения, возникающие в сфере управления природоохранных мероприятий.

Таким образом, для получения разрешения на организацию какого-либо производственного процесса обязательным является прохождение процедуры на определение соответствий нормам, сохраняющим окружающую природную среду.

Международная стандартизация

Принципы экологического нормирования, действующие на территории того или иного государства, как правило, разрабатываются на основе международных договоров, стандартов и правил, учитывая достижения нынешнего технологического процесса. Отсюда следует, что ни один государственный стандарт не может приниматься вне соответствующего предела требований и норм в природоохранной отрасли. Это касается ГОСТов на импортную бытовую технику, строительные материалы, различные технологии и множество категорий других товаров, а также связанные с ними процессы хранения, обработки, транспортировки, эксплуатации и утилизации.

Государственные органы, отвечающие за экологическую безопасность

Основы экологического нормирования принимаются к реализации утверждением уполномоченных государственных органов. К ним относят санитарно-эпидемиологическую службу, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, часто именуемый в народе как Госстандарт. Лишь только после утверждения ими все нормы, правила и инструкции становятся законными и требующими неукоснительного соблюдения.

Согласно некоторым природоохранным законам современной РФ, экологическое нормирование и стандартизация, определяющие качественный уровень окружающей среды, способны обеспечить:

  • максимальную безопасность населения;
  • сбережение естественного генетического фонда всего живого (растений, животных, человека);
  • использование в рациональных масштабах ресурсов недр на территории государства и соответствующее вероятное их воссоздание.

О систематизации нормативов экологического контроля

Экостандарты рассчитаны на применение и внедрение во многих областях, среди которых и прогнозирование, и экологический контроль, планирование природно-ресурсных добыч, программирование, экологический аудит, экспертиза и т. д. В сегодняшних условиях система экологического нормирования состоит из нескольких сложных показателей, классифицированных по группам, описанным ниже.

Крайние предельные характеристики, демонстрирующие критичность определённой степени влияния на окружающую природную среду и человека. Медицинские, биологические, социально-экономические и экологические итоги превышения подобных границ, в соответствии с современными научными исследованиями, являются катастрофичными и допущению не подлежат.
Такие критерии представляют собой строгие жёсткие меры, обязательные для выполнения в ходе решения проектных задач, составления экономического плана развития и пр.

Территориальное зонирование

Данная процедура необходима для установления контроля над использованием ресурсов конкретной территории каждого российского региона. Зонирование способствует определению функционального назначения естественных запасов и установлению ограничений на их добычу, использование.

Экологическое нормирование качества окружающей среды, в частности, территориальное зонирование, представляет собой важное условие соблюдения природного равновесия и правильного пользования ресурсами, предоставленными человеку.

Нормативы качества окружающей среды

Категория качественных нормативов является показателями состояния окружающей среды. Главная особенность данных критериев заключается в их временном действии. Как правило, это регулируется законодательным способом, и по завершении срока их действия нормативы подлежат замене. Однако практика показывает, что зачастую перемены происходят с тенденцией ужесточения тех или иных норм.

К тому же они могут действовать лишь на оговоренных функциональных территориальных зонах. Таким образом, объекты экологического нормирования – это результаты воздействия хозяйственных отраслей не только на отдельные природные комплексы и естественные запасы, но и здоровье основной массы населения.

Предельная допустимость вредных веществ

Преобладающая часть нормативов носит санитарно-гигиенический характер. К их соблюдению призывают с целью обеспечения должного уровня экологической безопасности населения.

Обращаясь к истории, следует отметить, что Россия стала одним из первых государств, принявшим во внимание понятие экологического нормирования. В 20-х годах прошлого столетия здесь конструировали первые установки для выявления предела допустимой концентрации вредных веществ, выделяемых в атмосферу рабочей зоны. Лишь спустя десятилетие аналоги ПДК появились в США и Германии.

Санитарные нормы питьевых ресурсов

Второй группой нормативов считают критерии и требования, предъявляемые к качеству питьевой воды. На территории Российского государства в этом вопросе обращаются именно к санитарным правилам и нормам.
СанПиН – свод зафиксированных условий и требований, выдвигаемых к характеристикам питьевой воды, принят ещё в 1996 году. Он регулирует и определяет допустимый уровень содержащихся в воде бактерий, микроэлементов, газов, веществ органического и неорганического происхождения. В общий перечень запрещённого содержимого входит порядка 2000 наименований, среди которых около 200 из этого списка, находящихся в проверяемой воде, делают источник запрещенным для питья и бытовых нужд. Особо вредными и опасными элементами, присутствующими в воде, считают хлор, нефтепродукты и их остатки, нитраты и др.

Предел техногенных воздействий

К третьей обособленной категории относят нормы, определяющие пределы допустимых уровней воздействий техногенного происхождения. Принципы экологического нормирования показателей указанной области определяют степень влияния радиации, шумового порога, чрезмерной вибрации, вредных магнитных полей на природные.

В большинстве современных стран оптимальным уровнем шума на протяжении дня принято считать 55 децибел. Однако ночью предельная планка спускается на 10 децибел, достигая 45. На крупных транспортных магистралях, где не избежать шумности, разрешенным уровнем является 65 децибел.

Лимит нагрузки на окружающую среду

Четвёртый нормативный подраздел состоит из показателей, разрешающих допуск предельной нагрузки на природную окружающую среду.

Речь идёт о множестве антропогенных факторов, при оказании действия которых на естественные комплексы и ресурсы, нарушения целостности и устойчивости последних не происходит. Цель экологического нормирования с определением максимальной степени нагрузки на природопользование представляет собой чёткое установление лимитных ограничений для своевременно принятия необходимых мер по сохранению экосистем.

Самыми распространёнными нормативными параметрами ПДН являются ограничения в лесопользовании, квоты на отстрел диких животных и рыбный вылов, предоставление определённого количества возможностей на посещение заповедников и охраняемых природных зон.

Санитарные зоны

В пятую группу входят нормы, устанавливающие правила в санитарных зонах. Такое экологическое нормирование позволяет защитить водоёмы, особенно предназначенные для массового водоснабжения, сохранить чистоту уникальных заповедных мест, лечебно-оздоровительных, курортных зон, выполняя профилактические мероприятия по сбережению их от негативных антропогенных и промышленных воздействий. Также специализированные защитные и санитарные зоны установлены в окрестностях полигонов и организаций, занимающихся утилизацией и захоронением отходов с высокой токсичностью.

На территории России ширина таких санитарных полос достигает 500 метров. Чаще всего их можно обнаружить на прибрежных участках рек, озёр, водохранилищ. Охраняя от попадания химических веществ водоёмы, отличающиеся богатыми рыбными ресурсами, отводят 200–метровую санитарно-защитную зону с запретом хранения и применения разнообразных токсичных продуктов. В дополнение ко всему такие меры предосторожности способствуют значительному улучшению гидрологического режима.

Эмиссионное экологическое нормирование

Предельно допустимые выбросы и сбросы, относящиеся к эмиссионным нормативам, представляют собой множество вредных микроорганизмов или биологически активных элементов, которые могут существенно загрязнить атмосферу, расположенные поблизости водоёмы и почву.

В процессе производства на предприятиях, особенно промышленной отрасли, выбросы или сбросы вредных веществ разрешены лишь в максимальных ограничениях. Лимиты устанавливаются расчётом возможной концентрации неблагоприятных веществ, не нарушающих качество окружающей среды и исключающих причинение необратимых последствий.

Однако, в случае превышения допустимого уровня выброса веществ в населённых пунктах и объективной невозможности достижения предприятиями, расположенных там, соответствующих коэффициентов, такие организации могут получить разрешение на установление непостоянных временных выбросов при условии гарантированного постепенного снижения высоких показателей до соответствующих значений.

Мировые стандарты и ISO 14000

Экологическое нормирование требований безопасности к реализуемой продукции. Согласно законодательным актам РФ в природоохранной области, данные запросы на качество продукции обязаны соответствовать нормативам всех разрешённых уровней воздействия на окружающую среду в производственном процессе, в ходе длительного хранения, перевозки и использования товаров. Также практически во всех мировых странах содержание разрешённых химических веществ в составе продуктов питания регулируется в обязательном порядке. Рекомендации подготавливают не только внутренние органы природоохранной деятельности государства, но и международные влиятельные сообщества экспертов (ФАО, ВОЗ).

Кроме состава продуктов питания, ограничения устанавливают и на уровень выделений из полимерных материалов, которые входят в контакт с питьевой водой, напитками и едой.

Выполнение усложнённых задач в сфере деятельности по охране природной среды и предоставление должного уровня безопасности для экологии требуется в модернизации существующих нормативно-правовых документов и принятия дополнительных. Решением данного вопроса стали некоторые стандарты, представленные далее.

Экологическое нормирование окружающей среды включают в себя стандартизированные показатели, регламентирующие функционирование природоохранной системы управления на производственных предприятиях. Международной популярностью пользуются стандарты вида EMAX и ISO I4000.

Первая серия применяется в основном в странах Евросоюза. На территории России с 1998 года действует аналогичная стандартизированная цепочка на базе второго комплекса ISO I4000. Отечественная версия имеет название ГОСТ Р ИСО 14000. Отличаются данные стандарты объектом нормирования. Здесь ими выступают неконкретные, взятые по отдельности характеристики и требования к выпускаемым товарам или производственному процессу. Такая стандартизация оказывает влияние на весь организационный и управленческий механизм.

Благодаря подобной системе обеспечения экологической безопасности природоохранные требования подразумевают соблюдение правил на всех этапах изготовления: от закупок и поставки основного сырья до конечной продажи готовых изделий и правильной утилизации товаров, отбывших свой срок.

14.4. Основы экологического нормирования

Одним из наиболее эффективных средств рационального природопользования и охраны окружающей среды является экологическое нормирование. С его помощью регулируется допустимая нагрузка на экологические системы и устанавливаются границы воздействия хозяйственной деятельности на среду обитания. Экологическое нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду. Главная цель экологического нормирования - обеспечение взаимоприемлемого сочетания экономических и экологических интересов. Предельно допустимые нормативы представляют собой компромисс между экологией и экономикой, позволяющий развивать хозяйство и сохранять окружающую среду.

Систему экологического нормирования подразделяют на три составляющие части:

Технологическую;

Научно-техническую;

Медицинскую.

В основе технологических показателей нормирования лежит способность экономики обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия на человека и окружающую природную среду.

К научно-техническому показателю можно отнести способность технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направлениям.

Медицинские (санитарно-гигиенические) нормативы качества окружающей среды определяют пороговый уровень угрозы здоровью населения и компонентам биосферы. К ним относятся ПДК вредных веществ, допустимые уровни радиационного воздействия, размеры санитарно-защитных зон. Кроме того устанавливаются нормативные требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность, а также технологические, строительные и градостроительные правила, содержащие экологические требования. В Беларуси используются экологические стандарты бывшего СССР. Закон "Об охране окружающей среды" возлагает ответственность за разработку и утверждение нормативов качества окружающей среды на органы государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, а также систему здравоохранения. Напомним, что предельно допустимая концентрация заг рязняющих веществ (ПДК) - это максимально допустимая масса вредного вещества в единице объема воздуха (в миллиграммах на метр кубический), воды (на 1 л) или почвы, грунтов, других пород (на 1 кг вещества). ПДК устанавливается на таком уровне, при котором вредные вещества даже при ежедневном воздействии в течение продолжительного времени не вызывают патологических изменений в организме или заболевания человека, животных и растений. Чтобы установить ПДК атмосферных загрязнений, проводят токсикологический эксперимент на животных (белых крысах, морских свинках и др.) в лабораторных условиях. В специальных камерах животные подвергаются круглосуточному ингаляционному воздействию химического вещества в течение 3-4 месяцев. Затем анализируются изменения в их организме. Аналогично определяются нормативы вредных веществ для воды. К настоящему времени созданы стандарты качества воздушной среды по 1080 загрязнителям, питьевой воды - по 1373 соединениям, воды для ведения рыбного хозяйства - по 972 соединениям и рекреационных водных источников - по 14 соединениям. Количество же одновременно присутствующих веществ и их сочетаний только в атмосфере достигает величины 1 * 10 60 , что реально не может быть охвачено традиционной системой контроля. Кроме того, разработка экологических стандартов представляет собой длительный и дорогостоящий процесс. Представляется возможным и эффективным использование в Беларуси не только нормативов, принятых в СНГ, но и в Европейском сообществе. Если то или иное вредное вещество C i на данной территории представлено в единственном виде и не превышает значения ПДК i , это свидетельствует о чистоте природной среды:

Однако в воздушном бассейне или в водной среде находится не одно, а несколько вредных веществ, причем многие из них способны образовывать новые соединения. Сумма концентрации веществ в таком случае не должна превышать единицу и рассчитывается по формуле

(14.2)

где С 1 , С 2 , ..., - фактические концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе или воде; , ПДК 2 , ..., - соответствующие величины ПДК этих веществ.

До введения нормативов ПДК для некоторых загрязняющих веществ определяются ориентировочно безопасные уровни воз действия (ОБУВ), или временные ориентировочно безопасные концентрации веществ в атмосферном воздухе, полученные расчетным путем на основе известных их токсикометрических параметров и физико-химических свойств. Для каждого загрязняющего вещества установлены класс опасности, максимальная разовая и среднесуточная ПДК. Максимальная разовая ПДК устанавливается для предупреждения рефлекторных реакций у человека (ощущения запаха, изменения активности головного мозга, световой чувствительности глаз и др.) при кратковременном воздействии атмосферных загрязнений (до 20 мин), а среднесуточная ПДК - с целью предупреждения их обще токсического, канцерогенного, мутагенного и иного действия. Данные по некоторым наиболее распространенным загрязнителям представлены в табл. 14.1.

Таблица 14.1

Предельно допустимые концентрации (ПДК) отдельных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест

Вещества

Класс опасности

ПДК, мг/м3

максимальная разовая

среднесуточная

Двуокись азота (NO2)

Угарный газ (СО)

Пыль неорганическая

Двуокись серы (SO)

Сероводород (H2S)

Бензопирен

0,1 мкг/100 м3

Азотная кислота (HNO3)

Свинец (Рb)

Разработаны и внедрены значения ПДК вредных веществ в воздухе жилой и рабочей зон. Рабочей зоной считается пространство высотой до двух метров, где находится место постоянного пребывания работающих. Критерии установления ПДК в воздухе рабочей зоны отличаются от критериев обоснования нормативов загрязнителей жилой зоны. В жилой зоне атмосферные загрязнители действуют круглосуточно на все группы населения, включая детей и пенсионеров, и поэтому они более жесткие. В рабочей зоне вредные химические вещества действуют в течение 6-8 часов на лиц трудоспособного возраста, которые проходят регулярные медицинские осмотры, и поэтому здесь допускаются более высокие концентрации. На основе ПДК, как уже говорилось в § 13.2, определяются стандарты воздействия на окружающую среду. Они устанавливают предельно допустимый выброс (ПДВ) и предельно допустимый сброс (ПДС) конкретных вредных веществ из конкретного точечного источника, исходя из условия не превышения ПДК этих веществ на данной территории при суммировании выбросов (сбросов) всех источников. Предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливается на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ от данного конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспектив его развития не приведут к превышению нормативов ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. При определении ПДВ загрязняющих веществ от расчетного источника необходимо учитывать их концентрацию в атмосфере, обусловленную выбросами от других источников, соблюдая для приземного слоя следующее условие:

(14.3)

где С - концентрация вещества в приземном слое, создаваемая расчетным источником выброса; С ф - фоновая концентрация вещества.

Расчет ПДВ как количества загрязняющих веществ, которое не разрешается превышать за год при выбросе в атмосферу, производится в тоннах. Устанавливаются также контрольные значения ПДВ в граммах за секунду, которые не должны превышаться в любой двадцатиминутный интервал времени. Кроме того, контроль ПДВ ведется в среднем за сутки, месяц, год. ПДВ устанавливают для каждого источника загрязнения атмосферы с учетом особенностей природной среды, объема и структуры выбросов. Для неорганизованных выбросов и совокупности мелких одиночных источников определяют суммарный ПДВ. Если на данном предприятии или группе предприятий, расположенных в одном районе, значения ПДВ или ПДС по объективным причинам не могут быть достигнуты в настоящее время, по согласованию с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды допускается планировать поэтапное, с указанием продолжительности каждого этапа, снижение выбросов до величин, обеспечивающих соблюдение ПДК. Как уже говорилось в § 13.2, для этого вводится норматив временно согласованных выбросов (сбросов) (ВСВ, ВСС). Они должны устанавливаться с учетом передового экологического опыта в технологии данного производства. Однако если ПДВ и ПДС непосредственно регламентируют интенсивность и качество технологических процессов, являющихся источниками загрязнениями (то есть обладают свойством экологического норматива), то ВСВ и ВСС фактически являются отступлением от нормирования. Радиоактивное загрязнение территории Беларуси вследствие аварии на ЧАЭС выдвинуло проблему разработки стандартов радиоактивности. В относительно короткий срок были установлены предельно допустимые уровни радиоактивного загрязнения. Кроме вышеназванных нормативов, существуют предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую среду (ПДН). Этот норматив особенно важен при формировании территориально-производственных комплексов, для развития промышленности, сельского хозяйства, в строительстве и реконструкции городов. Он вводится для обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем. ПДН - это допустимая степень воздействия на окружающую природную среду в конкретном регионе. С этой целью для каждой экосистемы должны быть выявлены свои критерии качества природной среды, которые зависят от экологического резерва этой экосистемы и экологических возможностей региона.

Предыдущая

Экологическое нормирование – это деятельность специально уполномоченных государственных органов по разработке, утверждению экологических нормативов и обеспечению их соблюдения хозяйствующими субъектами.

Экологические нормативы – это научно обоснованные и обязательные для выполнения меры предельно допустимого отрицательного воздействия человека на окружающую природную среду. Под отрицательным воздействием понимается деятельность человека, вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду, которые угрожают состоянию здоровья и жизни человека, состоянию растительного и животного мира. Превышение экологических нормативов является экологическим правонарушением и влечет за собой прекращение, приостановление или ограничение экологически вредной деятельности, а также применение мер юридической ответственности.

Экологические нормативы устанавливаются на основании трех показателей:

    медицинский, т. е. пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетическому фонду;

    технологический, т.е. во внимание способность имеющихся технологий обеспечить выполнение установленных нормативов;

    научно-технический, т. е. способность научно-технических средств контролировать предельно допустимое воздействие по всем его параметрам.

В соответствии с действующим законодательством систему экологических нормативов составляют:

    нормативы качества окружающей природной среды;

    нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающей природной среду;

    нормативы (лимиты) использования природных ресурсов;

    экологические стандарты;

    нормативы санитарных и защитных зон.

2.1. Нормативы качества окружающей природной среды.

Нормативы качества окружающей природной среды являются едиными для всей территории России. С учетом природно-климатических особенностей, повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников. заказников, курортов и т.п.) допускается установление более строгих нормативов.

К этим нормативам относятся:

а) нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических и биологических веществ – количество вредного вещества в окружающей природной среде, практически не влияющее на состояние здоровья человека, а также на состояние диких животных, растений, микроорганизмов, природные сообщества в целом, их показатели устанавливаются для атмосферного воздуха, водных объектов хозяйственно-питьевого и бытового назначения, почв;

б) нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий - шума, вибрации, электромагнитного излучения и теплового воздействия;

2.2. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающую природную среду.

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающую природную среду регламентируют деятельность источников такого воздействия - промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отдельных технологических процессов, оборудования, транспортных средств других.

Данная группа нормативов включает:

а) нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) – количество вредных веществ, которые разрешается выбрасывать за единицу времени в атмосферный воздух;

б) нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) – количество загрязняющих вещества в сточных водах, поступающих за единицу времени в водные объекты;

Нормативы ПДВ И ПДС устанавливаются для каждого источника вредного воздействия исходя из условий недопустимости превышения нормативов ПДК в данном регионе. В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники вредного воздействия, предельно допустимых нормативов выбросов и сбросов им могут устанавливаться временно согласованные нормативы. При этом соответствующие юридические лица обязаны разработать и представить для утверждения в государственные органы планы поэтапного уменьшения загрязнения;

в) нормативы образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

г) лимиты размещения отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов (полигонах, шлакохранилищах, отвалах горных пород и т.п.).

Нормативы образования отходов и лимиты размещения отходов устанавливаются для всех предприятий, в процессе эксплуатации которых образуются отходы.

Проекты нормативов ПДВ, ПДС, образования и размещения отходов разрабатываются самими хозяйствующими субъектами, которые представляют их для утверждения в комитеты природных ресурсов, а при возможности трансграничного загрязнения - в МПР РФ. Устанавливаются эти нормативы в разрешениях на загрязнение, выдаваемыми указанными комитетами природопользователям;

д) предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве

е) нормативы ПДУ радиационного облучения населения в результате использования источников ионизирующего облучения – установлены ФЗ "О радиационной безопасности населения" (ст. 9) в виде среднегодовой эффективной дозы и эффективной дозы за период жизни и составляют соответственно:

для населения – 0,001 зиверта и 0,07 зиверта;

для работников, т. е. лиц, постоянно или временно работающих непосредственно с источниками ионизирующих излучений, - 0,02 зиверта и 1 зиверт.

Под эффективной дозой понимается величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности.

2.3. Нормативы использования природных ресурсов.

Нормативы (лимиты) использования природных ресурсов устанавливаются в целях предупреждения их истощения и нарушений равновесия в окружающей среде с учетом их способности к самовоспроизводству. Они представляют собой объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, устанавливаемые государственными органами природопользователям на определенный срок. К ним могут быть отнесены:

    нормы отвода земель для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем и т.п.;

    лимиты водопользования – предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок;

    расчетная лесосека – норматив, используемый в лесном хозяйстве, она представляет собой норму вырубки древесины, соответствующий ее годовому приросту, который устанавливается по каждому лесхозу, а в отдельных случаях – по каждому лесничеству и передаваемому в пользование участку леса;

    лимиты использования объектов животного мира – устанавливаются при охоте, рыболовстве, а также добычи животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства.

Для природопользователей эти нормативы определяются в лицензиях на пользование природными ресурсами, нормы отвода земель утверждены Министерством строительства РФ.

2.4. Экологические стандарты

Экологические стандарты устанавливаются на новую технику, технологии, материалы, вещества, продукты потребления и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека. В настоящее время такие стандарты являются частью государственных стандартов (ГОСТов). Они утверждаются Государственным комитетом по стандартизации РФ и являются едиными на территории всей страны. В том случае, если такие стандарты отсутствуют, товаропроизводитель должен инициировать их разработку.

2.5. Нормативы санитарных и защитных зон.

Нормативы санитарных и защитных зон представляют собой размер территории, в пределах которой установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности. Действующим законодательством предусмотрено создание различных по своему назначению и режиму зон. Так, вокруг промышленных, коммунальных и складских объектов устанавливаются санитарно-защитные зоны, в которых не допускается размещение жилых домов, детских садов, школ, учреждений здравоохранения, отдыха, спортивных и физкультурно-оздоровительных объектов, садоводческих, дачных и огороднических кооперативов, а также производство сельскохозяйственной продукции. С целью защиты водных объектов от загрязнения вокруг них могут устанавливаться водоохранные зоны, на их территориях запрещается, например, размещение складов ядохимикатов, кладбищ, скотомогильников, свалок отходов, распашка земли, рубка деревьев и некоторые иные виды хозяйственной деятельности. Вокруг водоемов, являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны. Для предотвращения неблагоприятного антропогенного воздействия на заповедники, национальные и природные парки, другие особо охраняемые природные территории, на прилегающих к ним участках могут создаваться охранные зоны, в пределах которых ограничиваются или запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация