Классификация информации ограниченного доступа и виды тайны. Виды информации ограниченного доступа. Тайна сведений о военнослужащих внутренних войск МВД

Главная / Суд
Игорь Агурьянов

Наиболее адекватная (на мой взгляд) классификация информации по видам доступа приведена на схеме ниже. Она полностью соответствует российскому законодательству, но существует множество нюансов...


name="more">

Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации " определяет подразделение информации (в зависимости от категории доступа к ней) на общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (Ст.5).

В той же статье информация классифицируется по способу распространения. Важным здесь является обособление информации, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению. Т.е. доступ к этой информации ограничивать... противозаконно. О какой информации идет речь:

Информация, к которой нельзя ограничивать доступ

Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в Ст.10 того же ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 149 "Об информации...":

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Эта "иная информация" устанавливается в федеральных законов, касающихся некоторых специфических сфер деятельности, например, в законах о благотворительной деятельности и некоммерческих организациях или в законах об акционерных обществах (пример для акционерных обществ).

Государственная тайна

Регулирование вопросов, связанных с этим видом тайн возложено на Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I " О государственной тайне ". Перечень сведений составляющих государственную тайну определен в Ст.5, где они сгруппированы по следующим направлениям:

  • сведения в военной области
  • сведения в области экономики, науки и техники
  • сведения в области внешней политики и экономики
  • сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму

Конфиденциальная информация

Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 « Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера ». К видам конфиденциальной информации, согласно этому указу относятся:

  • Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные ), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
  • Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства , а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ " О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства " и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна ).
  • Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
  • Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна ).
  • Сведения о сущности изобретения , полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

На самом деле зачастую одни и те же сведения могут относится к различным категориям тайн. Например, сведения составляющие врачебную тайну, наверняка являются чьими-то персональными данными. Некоторые виды тайн, определенных в федеральных законах РФ будут расписаны ниже.

Виды тайн в российском законодательстве

Коммерческая тайна

Сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

  • N 98-ФЗ " О коммерческой тайне "

Банковская тайна (тайна банковских вкладов)

Сведения об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией

Служебная тайна

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами

  • Указ Президента от 6.03.1997 №188
  • 139 ГК РФ
  • ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"
  • Постановление Правительства РФ от 3.11.94г. № 1233

Тайна кредитной истории

Информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй

Тайна страхования

Сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц

  • 946 ГК РФ

Тайна завещания

Сведения, касающиеся содержания завещания, его совершения, изменения или отмены

  • 1123 ГК РФ

Налоговая тайна

Любые полученные налоговым органом,органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (за рядом исключением)

  • 146-ФЗ "Налоговый кодекс РФ"

Тайна усыновления ребенка

Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

Врачебная тайна

Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактах обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психического здоровья

  • 117-ФЗ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"

Медицинская тайна

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе заболевания, иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина, а также сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора. Результаты обследования лица, вступающего в брак.

  • Основы законодательства РФ обохране здоровья граждан
  • 223-ФЗ Семейный кодекс РФ

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

На территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи

  • 176-ФЗ "О почтовой связи"
  • 126-ФЗ "О связи"
  • УПК РФ

Тайна частной жизни (личная тайна)

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

  • Конституция РФ
  • 150 ГК РФ

Аудиторская тайна

Любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг (за рядом исключений)

Тайна судопроизводства (тайна следствия и судопроизводства)

Данные предварительного расследования не подлежат разглашению… могут быть преданы гласности лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается

  • 241 УПК РФ
  • 10 ГПК РФ
  • 11 АПКРФ
  • 166 УПК РФ
  • Указ Президентаот 6.03.1997 №188

Адвокатская тайна (тайна судебного представительства)

Любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю

Тайна нотариальных действий (нотариальная тайна)

Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с его профессиональной деятельностью. Суд может освободить нотариуса от этой обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия. Поскольку нотариусы предоставляют информацию о совершенных ими нотариальных действиях нотариальным палатам, должностные лица этих палат также обязаны сохранять нотариальную тайну.

  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате

Тайна исповеди

Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Тайна голосования

Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования.

Тайна сведений о мерах безопасности в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью

  • 311 УК РФ

Журналистская (редакционная) тайна

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

  • 2124-1-ФЗ "О средствах массовой информации"

Тайна вероисповедания

Сведения об отношении к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, об участии или неучастии в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, о деятельности в религиозных объединениях, об обучении религии

  • 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Тайна сведений о военнослужащих внутренних войск МВД

Сведения о местах дислокации или о передислокации соединений и воинских частей внутренних войск, а также сведения о военнослужащих внутренних войск,принимавших участие в пресечении деятельности вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также сведений о членах их семей

  • 27-ФЗ "О внутренних войсках МВД РФ"

Другие виды тайн

Вообще Лукацкий нашел целых 65 видов тайн в нашем законодательстве. Проблема в том, что некоторые из них означают одно и то же понятие, некоторые являются частными случаями других (или пересекаются), а другие вообще рудиментарны...

20 декабря Госдумой был принят федеральный закон, предусматривающий введение еще одной категории информации, которая сможет блокироваться во внесудебном порядке (далее – Закон) . Речь идет об информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка . При этом процедура ограничения доступа к такой информации значительно отличается от всех предусмотренных российским законодательством. Центральным элементом новой системы должна стать Генеральная прокуратура РФ – именно ее должностные лица смогут единолично принимать соответствующие решения.

Документ был внесен в нижнюю палату ее депутатом Андреем Луговым . Закон вполне предсказуемо породил достаточно широкий общественный резонанс и обсуждение среди экспертного сообщества. В частности, Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) в своей официальной позиции отметила недостаточную юридико-техническую и концептуальную проработку закона и сочла документ несвоевременным . Также возможность серьезного ущемления конституционных прав граждан в случае принятия закона в своем официальном заявлении отметил Совет при Президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества.

В данном материале мы разберемся в предлагаемой депутатами технологии блокировки "информации, распространяемой с нарушением закона" в контексте уже существующих процедур и возможных последствиях вступления документа в законную силу с 1 февраля 2014 года.

Используемые в настоящий момент госорганами процедуры блокировки информации в Интернете


Решения федеральных органов исполнительной власти

На данный момент законодательством уже предусмотрены категории информации, доступ в Интернете может быть ограничен без какого-либо судебного акта по решению федеральных органов исполнительной власти . Это детская порнография, материалы об изготовлении наркотиков, способах совершения самоубийства, информация о детях, пострадавших от противоправных действий и др. (см. ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ " "). В зависимости от компетенции, соответствующее решение принимает Роскомнадзор, ФСКН России или Роспотребнадзор, а действия, направленные на ограничение доступа к информационным ресурсам совершает Роскомнадзор, посредством обращения к хостинг-провайдерам и операторам связи (см. Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101).

Несмотря на очевидные недостатки данной процедуры, законом все же установлены четкие сроки совершения всех необходимых этапов и порядок обжалования соответствующих актов органов исполнительной власти. При этом что немало важно, лицам, разместившим в Интернете соответствующую информацию, представляется возможность обжаловать решение госоргана или устранить выявленные нарушения,

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность также имеют право прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России (ч. 2 ст. 15 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ " "). При этом оказание услуг связи может быть приостановлено операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ. Возобновить оказание услуг операторы связи обязаны на основании решения суда или мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей упомянутых органов (см. ст. 64 Федерального закона от 7 июля 2003 № 126-ФЗ " ").

Также предварительная цензура и контроль за СМИ, в том числе и в Интернете, может быть введена указом Президента РФ, на территориях, где введено военное или чрезвычайное положение (см. п. 4 ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ " " и п. "б" ст. 12 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ " ").

Ограничения доступа к Интернет-ресурсам судом по инициативе госорганов

Судебный порядок является наиболее приоритетным, так как предполагает не только наличие волевого решения государственного органа, но и необходимость доказывать, что информация является запрещенной. Одновременно оператор связи или владелец ресурса получают возможность убедить суд в обратном.

На данный момент, вступившее в законную силу решение суда о том, что размещенная в Интернете информация является запрещенной для распространения в России, служит основанием для включения ее в специальный и принятия Роскомнадзором действий, направленных на блокировку такой информации (см. ч. 5-7 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ ). Также госорганы в рамках своей компетенции имеют возможность подавать в суд иски непосредственно к операторам связи или владельцам ресурсов с требованием об ограничении доступа к запрещенной информации. Подобный подход активно практикуется прокурорами, несмотря на существование описанного выше механизма блокировки с участием Роскомнадзора. Ограничения также могут на основании определения суда о применении обеспечительных мер, в том числе при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Говоря о судебной блокировке, с учетом планов по наделению Генеральной прокуратуры РФ полномочиями по внесудебному ограничению информации, в частности, содержащей призывы к экстремистским действиям, логично обратить внимание нормы Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ " ". На данный момент, он уже содержит ряд инструментов, позволяющих прокурорам предпринимать действия, направленные на ограничение доступ к экстремистским материалам в Интернете. В основном это происходит в судебном порядке – прокурорами к операторам связи (реже, к владельцам ресурсов или хостинг-провайдерам) подаются иски в интересах неопределенного круга лиц об ограничении доступа к соответствующим ресурсам, содержащим экстремистские материалы.

При этом информационные материалы могут признаваться судом экстремистскими как до предъявления иска в рамках отдельного производства, так и непосредственно в рамках гражданского, уголовного или административного судопроизводства (ст. 13 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ " "). Одновременно существует возможность условно добровольного удаления материалов – на основании предостережения прокурора, а также предупреждения прокурора или Роскомнадзора (в случае со СМИ или общественной/религиозной организацией), которое может быть обжаловано в суд.

Еще один механизм ограничения доступа в судебном порядке предусмотрен в отношении информации, распространяемой с нарушением исключительных прав на фильмы , в том числе кинофильмы, телефильмы. Определение об ограничении доступа в качестве обеспечительной меры принимает Мосгорсуд, причем он вправе сделать это и до подачи иска. Тем не менее, иск должен быть подан срок, не превышающий 15 дней со дня вынесения определения. Действия, направленные на ограничение доступа к информационным ресурсам совершает Роскомнадзор, посредством обращения к хостинг-провайдерам и операторам связи (см. ст. 15.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ " "). В этом случае также установлены четкие сроки совершения всех необходимых процедур и порядок обжалования соответствующих актов органов исполнительной власти и судебных актов, а также устранения выявленных нарушений, до применения процедуры блокировки.

Новая модель ограничения госорганами доступа к интернет-ресурсам

Изменения касаются информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Планируется, что в случае ее обнаружения Генеральный прокурор РФ или его заместители будут направлять требование в Роскомнадзор об ограничении доступа к соответствующим интернет-ресурсам. Роскомнадзор в свою очередь будет обязан незамедлительно направить операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу в Интернете, или к информации, размещенной на нем .

Кроме того, ведомство должно незамедлительно определить провайдера хостинга и направить ему уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации. Дата и время направления уведомления будет фиксироваться Роскомнадзором. Оператор связи незамедлительно обязан ограничить доступ к информационному ресурсу. Провайдер хостинга в свою очередь в течение суток с момента получения уведомления обязан проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить информацию, размещаемую с нарушением закона.

В случае если владелец ресурса удалил информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор (сделать это можно в электронном виде). После получения уведомления и проверки его достоверности Роскомнадзор обязан незамедлительно уведомить оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу. После получения уведомления оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу.

Таким образом, в отличие от всех описанных выше механизмов ограничения, в данном случае не прописаны ни возможность обжалования, ни устранения нарушения до блокировки. Не определены и сроки осуществления процедур , связанных с ограничением доступа к информационному ресурсу (используется термин "незамедлительно"). Одновременно Генпрокуратура РФ получает право единолично без решения суда признавать ту или иную информацию содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Таким образом, полномочия Генеральной прокуратуры РФ по ограничению доступа к интернет-ресурсам по широте и степени неурегулированности сравнимы разве что с полномочиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или Президента РФ в случае введения военного или чрезвычайного положения.

"Стоит вспомнить, что данный механизм блокировки предлагался обществу как способ ограничить детей от вредной информации. Почти сразу этот закон стал использоваться для ограничения коммерчески или политически неугодного контента. При этом надо заметить, что уже на примере произошедших блокировок эффективность от них весьма сомнительна и приводит к обратному эффекту", – комментирует Закон сопредседатель Ассоциации пользователей Интернета Станислав Шакиров .

По его мнению, с технической точки зрения идеального механизма ограничения не существует в связи с архитектурой Интернета, принципы построения которой таковы, что никакая информация удалена быть не может – к любой информации всегда можно получить доступ.

Станислав Шакиров , сопредседатель Ассоциации пользователей интернета

"Интернет спроектирован и функционирует так, что любые блокировки возможно обходить нехитрыми методами, а свойства информации и общества такие, что то, что блокируется, обычно распространяется в разы быстрее. Если блокировки будут касаться, действительно, информации, которая попадает под понятие hate-speech и интересна только узкому кругу граждан, то последствий от этого закона можно и не заметить, но скорее всего здесь мы видим попытку получить рычаги легитимной блокировки информации об акциях протеста а-ля "болотная", "майдан" и т.д. В данном случае распространение информации будет происходить в разы быстрее, нежели чем без блокировок – согласно "эффекту Стрейзанд " [заключается в том, что попытка ограничить информацию приводит к еще большему ее распространению. – Ред .]".

"Существующие блокировки просто усложняют доступ к информации, и, если раньше для этого требовался один "клик", то теперь необходимо будет сделать три. Зато интерес к такой информации повышается", – отмечает Станислав Шакиров .

При этом в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ " " прописано понятие "экстремистские материалы". Оно, в частности, включает в себя предназначенные для обнародования документы либо информацию, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности . Как уже отмечалось выше, материалы признаются экстремистскими только в судебном порядке. В принятом Законе существует понятие "информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности ". Похоже, что по задумке авторов документа, к экстремистским материалам она по какой-то причине не относится и поэтому может ограничиваться во внесудебном порядке. Таким образом, у Генеральной прокуратуры РФ появляется возможность по своему усмотрению применять судебный или внесудебный порядок признания информации экстремистской и ограничивать доступ к ней, в зависимости от того, будет ли она формально расценена (самой же прокуратурой) как экстремистский материал или информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

"Текущая судебная правоприменительная практика, касающаяся дел по федеральному закону "О противодействии экстремистской деятельности" противоречива, так как отсутствуют четкие критерии отнесения той или иной информации к "экстремистской" или "призывающей к разжиганию национальной розни". Соответственно, предоставление полномочия не судебному органу выносить решения по такого рода делам приведет к еще более широким злоупотреблениям правом", – отмечает Глеб Шуклин , координатор комиссии РАЭК по правовым вопросам.

Кроме того, на сегодняшний день запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ " " запрещено распространение). Также не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний (ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 " "). Ограничение доступа к информации может быть установлено федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ " "). Иными словами, для запрета определенной информации, ее распространение должно являться общественно опасным в соответствии с или либо ограничение доступа к ней должно быть прямо предусмотрено федеральным законом.

Что касается призывов к массовым беспорядкам , то ответственность за совершения таких деяний предусмотрена . Таким образом, законодательство уже сейчас предоставляет возможность прокурорам предъявлять иски к операторам связи в интересах неопределенного круга лиц с требованием ограничить доступ к интернет-сайтам в случае размещения на них призывов к массовым беспорядкам. Перевод данных правоотношении во внесудебную плоскость, с учетом отсутствия внятного регулирования, также может привести к значительным злоупотреблениям и формированию неоднозначной практики блокировки такой информации.

Законом предусмотрена возможность ограничения информации, содержащей "призывы к участию в массовых (публичных) мероприятиях , проводимых с нарушением установленного порядка". При этом в законодательстве такое понятие отсутствует. Применительно к массовым акциям, существуют понятия: "публичные мероприятия", "массовое одновременное пребывание и (или) передвижения граждан в общественных местах". Административная или уголовная ответственность за распространение какой-либо информации, связанной с проведением таких мероприятий, а равно ограничения по ее распространению федеральными законами не предусмотрены. Исключение составляют публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах (). Однако в данном случае присутствует необходимое условие – последствия в виде нарушения общественного порядка или санитарных норм и правил функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи и др. Соответственно, исходя из логики и Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" такая информация не должна подлежать запрету или ограничению, до тех пор, пока не будут внесены необходимые изменения в федеральное законодательство.

"Предлагаемый подход к правовому регулированию интернет-пространства, выдержанный в логике увеличения числа запретов, чреват серьезным ущемлением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, с учетом технологической легкости обхода установленных запретов, предлагаемые изменения будут, с одной стороны, подпитывать рост правового нигилизма, а с другой – создавать иллюзию борьбы с экстремизмом вместо реальной работы по его искоренению", – отмечается в официальном заявлении Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека .

Как отмечает Станислав Шакиров , принятие Закона будет иметь не только юридические, но и экономические последствия – ухудшение инвестиционного и бизнес-климата в российском ИТ-секторе.

"В области рынка хостинга за 2013 год наблюдается падение спроса на услуги отечественных хостинг-компаний и отток клиентов к зарубежным компаниям. Многие отечественные интернет-компании переходят в европейскую юрисдикцию с понятными и предсказуемыми правилами игры. Привлечение денег в российские интернет-стартапы усложняется. В целом, рост интернет-рынка остается положительным, но темпы замедляются и оказываются значительно ниже, чем могли бы быть при отсутствии вмешательства государства", – поясняет он.

К информации ограниченного доступа (см. Приложение 1) относятся государственная тайна и конфиденциальная информация , на которую так любят ссылаться госорганы и должностные лица.

Государственная тайна (секреты) охраняется Конституцией РК и законом «О государственных секретах РК». Понятие и степень секретности документов определены в законе «О государственных секретах». Статья 17 этого закона перечисляет сведения, которые не подлежат засекречиванию:

1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

3) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям;

4) о фактах нарушения прав и свобод гражданина;

5) о размерах золотовалютных активов Национального банка Республики Казахстан и правительственного (бюджетного) резерва драгоценных металлов и драгоценных камней;

6) о фактах нарушения законности государственными органами и организациями, их должностными лицами;

7) о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящиеся в архивах.

Статьи 22-24 устанавливают порядок и основания рассекречивания сведений.

Особо отметим, что сведения о состоянии здоровья и личной жизни Президента РК и членов его семьи также отнесены к государственным секретам.

Незаконное получение и разглашение госсекретов влечет ответственность по ст. 172 Уголовного кодекса РК.

Конфиденциальная информация условно делится на три категории. Первая оговаривает права государственных структур.

1. Информация, обеспечивающая осуществление демократических процедур и функционирование госорганов и организаций . Эта информация включает в себя ряд так называемых тайн, охраняемых законом:

- служебная тайна . Это коммерческая информация, разглашение и утрата которой может нанести ущерб интересам органов и организаций РК. Такая информация тщательно охраняется, и журналист может получить ее только с согласия владельца. Если вы добыли ее незаконным путем (например: подкуп, угроза, шантаж) и после ее опубликования госоргану или организации нанесен ущерб, то будьте готовы понести ответственность по 126 Гражданского кодекса РК (возмещение убытков и морального ущерба);

- тайна голосования . Согласно Закону «О выборах в Республике Казахстан» голосование в нашей стране является тайным, исключающим возможность какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателя. Информацию о том, как проголосовал тот или иной избиратель, можно получить только от него или с его согласия;

- тайна следствия . Информация о данных дознания или предварительного следствия охраняется законом, потому что ее разглашение может затруднить или даже сделать невозможным установление объективной истины. Следователь или дознаватель уполномочен сам решать, какой объем сведений по делу можно предоставлять журналистам. В следствии и дознании также участвуют много других лиц, обладающих информацией по делу. Это защитники, свидетели, потерпевшие, истцы и ответчики, эксперты, переводчики, специалисты, понятые и др. У них отбирается подписка о неразглашении сведений, и, следовательно, если кто-то из этих лиц расскажет журналисту что-то лишнее, то ответственность за разглашение тайны следствия ложится на него, а не на журналиста;

- тайна совещания судей . Тайна совещательной комнаты судей обеспечена нормами процессуального законодательства. Информация о том, что происходило в ней, не подлежит оглашению. Любая попытка проникновения в совещательную комнату является незаконной, будет расценена как неуважение к суду и наказана по ст.513 Кодекса об административных нарушениях РК;

- тайна сведений о мерах безопасности в отношении судьи и участников уголовного процесса . Не стоит объяснять, что разглашение такого рода информации может повлечь для них самые трагические последствия;

- налоговая тайна . В обязанности органов налоговой службы входит соблюдение налоговой тайны (ст. ст.17, 518 Налогового кодекса). Информацию о налогах какого-либо субъекта (физического или юридического лица) вы можете получить у самого субъекта либо с его письменного согласия в налоговых органах.

2. Информация, обеспечивающая нормальную деятельность коммерческих структур и иную профессиональную тайну, охраняемую законом :

- коммерческая тайна . Это информация, имеющая коммерческую ценность, которой владеют физические и юридические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Так же, как и в случае со служебной тайной, ее обладатель принимает меры к ее конфиденциальности. Если вы получили такую информацию незаконными методами и разгласили ее, в результате чего коммерческой структуре или предпринимателю нанесен ущерб, то вы понесете ответственность по статье 126 Гражданского кодекса РК (возмещение убытков и морального ущерба). Мало того, за незаконный сбор (шантаж, угроза, подкуп) и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, вы можете быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 200 Уголовного кодекса РК;

- банковская тайна . Это информация о наличии, владельцах и номерах банковских счетов, депозиторов, клиентов и корреспондентов банка, об остатках и движении денег на этих счетах и счетах самого банка, об операциях банка (за исключением общих условий проведения банковских операций), а также сведения о наличии, владельцах, характере и стоимости имущества клиентов, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка. Банковская тайна гарантируется и охраняется ст. 745 Гражданского кодекса РК и ст.50 Закона «О банках и банковской деятельности в РК». Такую информацию журналист может получить у ее владельца (физического и юридического лица) или в банке с письменного согласия владельца. За незаконный сбор (шантаж, угроза, подкуп) и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, вы можете быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 200 Уголовного кодекса РК;

- тайна страхования . Включает в себя информацию о размерах страховой суммы, выкупной суммы и оплаченных страховых премий, иных условиях договора страхования (перестрахования), относящихся к личности гражданина (страхователя, застрахованного или представителя страхователя). Сохранность этой тайны гарантирована ст. 830 Гражданского кодекса РК. Не относятся к тайне страхования сведения о заключенных договорах страхования (перестрахования) страховой (перестраховочной) организацией, находящейся в процессе ликвидации. Тайна страхования может быть раскрыта журналисту самим гражданином, либо органом страхования на основании письменного согласия гражданина (застрахованного, представителя страхователя). Эти положения применимы и к юридическим лицам;

- сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца . Статья 994 Гражданского кодекса устанавливает, что автору изобретения, полезной модели, промышленного образца принадлежит право авторства, а значит, информацию об изобретении журналист может получить у него. Если изобретение запатентовано, то журналист вправе получить сведения о патенте, но не технические и технологические данные изобретения, модели, образца. Такие данные могут быть отнесены к коммерческой тайне и охраняемы владельцем. А за незаконный сбор и разглашение коммерческой тайны, как вы уже знаете, вас могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 200 Уголовного кодекса РК.

- адвокатская охраняется законом «Об адвокатской деятельности». Адвокат обязан хранить втайне сведения, ставшие ему известными в связи с оказанием юридической помощи. Он не имеет права разглашать их без согласия лица, обратившегося к нему за помощью. Получить такую информацию вы можете у самого гражданина, либо у его адвоката, но с согласия гражданина. Ответственность за разглашение адвокатской тайны будет нести адвокат, а не журналист;

- медицинская - это сведения о заболевании или результатах медицинского свидетельствования пациента. Медицинский работник обязан сохранять их в тайне. Такую информацию вам может предоставить только сам пациент. В случае, если сведения получены и распространена без его согласия, за разглашение медицинской тайны ответственность будет нести медицинский работник, а не журналист;

- аудиторская охраняется законом «Об аудиторской деятельности». Органы аудита и аудиторы обязаны соблюдать конфиденциальность результатов аудита, а также сведений, полученных при проведении аудита и составляющих предмет коммерческой или иной, охраняемой законом, тайны. Информацию о результатах аудита вы можете получить у проверяемого лица или у аудитора с согласия проверяемого. За разглашение аудиторской тайны без согласия проверяемого ответственность несет аудитор, а не журналист;

- тайна нотариуса охраняется законом «О нотариате». Она представляет собой сведения, ставшие известными нотариусу в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Информацию о нотариальных действиях вы сможете получить у гражданина, обратившегося в нотариат, либо у нотариуса с согласия гражданина. За разглашение нотариальной тайны без согласия гражданина ответственность будет нести нотариус, а не журналист;

- журналистская тайна – это тайна авторства и источника информации. Согласно п.10 ст. 20 Закона «О средствах массовой информации» такая тайна обнародуется только по требованию суда;

- тайна актов гражданского состояния касается гарантированного Конституцией РК права гражданина на неприкосновенность частной жизни (например, тайна усыновления, рождения). Такая информация может быть вам предоставлена самим владельцем тайны. Ответственность за ее разглашение будет нести не журналист, а должностное лицо, которому тайна стала известна в связи с исполнением служебных обязанностей;

- тайна исповеди (личная тайна) – представитель духовенства любой из конфессий не вправе разглашать сведения, полученные им на исповеди. Такую информацию вам может дать только сам исповедующийся. В светском государстве эта тайна не охраняется законом, но из морально-этических соображений журналисту вряд ли стоит интересоваться такой информацией, а уж тем более распространять.

3. Ограничения свободы информации, направленные на защиту прав и свобод личности:

- тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений . Эта тайна охраняется п.2 ст.18 Конституции РК. Нарушение тайны переписки, переговоров и иных сообщений имеет место в случае, когда эта информация становится достоянием других лиц без согласия гражданина – владельца тайны (адресата). Если вы не заручились таким согласием, то незаконное нарушение тайны может повлечь ответственность по ст.143 Уголовного кодекса РК. Но имейте в виду, если эти сведения получены вами от третьего лица, то уголовную ответственность понесет именно это лицо, а не вы;

- неприкосновенность (тайна) жилища гарантирована ст. 25 Конституции РК. Незаконное вторжение в жилище влечет уголовную ответственность по ст. 145 Уголовного кодекса РК. Под вторжением следует понимать любой способ самовольного проникновения в ваш дом: открытого, вопреки воле хозяев, или тайного, в момент их отсутствия. Поэтому сбор информации в доме интересующего вас лица стоит согласовать с ним;

- персональные данные (личная тайна) . Это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. К таким данным относятся, например, фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, пол, адрес, номер удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность и т.д. Если опубликованные вами сведения о человеке (например, о его социальном происхождении, расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности) против его воли и причинили ему имущественный или моральный вред, то вы согласно законодательству понесете ответственность. Информацию о персональных данных можно получать и распространять только с согласия гражданина;

- личная и семейная тайна . Эта тайна охраняется п.1 ст. 18 Конституции РК. Если вы незаконно (например, путем похищения) собрали сведения, составляющие чью-то личную и семейную тайну, и распространили их без его согласия, то готовьтесь понести уголовную ответственность по ст. 142 Уголовного кодекса РК. Однако следует помнить, что уголовная ответственность наступает только в том случае, если вы нанесли вред правам и интересам гражданина;

- тайна мнения (личная тайна) . Свобода иметь собственное мнение проистекает из гарантии прав и свобод гражданина, закрепленных конституциями всех демократических стран, в том числе и нашей. Право высказывать или не высказывать свое мнение принадлежит только самому гражданину. Согласно Уголовному и Гражданскому кодексам ответственность наступает за распространение порочащих сведений, именно сведений, а не мнений;

- тайна национальности и религиозная тайна . Статья 19 Конституции РК указывает, что каждый гражданин вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность. Более того, о принятом решении никто не обязан сообщать публично в документах, становящихся достоянием общественности. Конституция РК запрещает ограничение и использование этих прав против человека. Так, ст. 164 Уголовного кодекса РК устанавливает уголовную ответственность за возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой и религиозной вражды.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие информации с ограниченным доступом и основания ее классификации. Нормативно-правовое регулирование информации с ограниченным доступом. Государственная тайна как предмет изъятый из гражданского оборота. Служебная и профессиональная тайна.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2012

    Сущность и виды информации, ее основные свойства. Классификация правовых режимов информации. Режимы свободного доступа: исключительных прав, общественного достояния, массовой информации. Построение и охрана системы информации с ограниченным доступом.

    доклад , добавлен 13.10.2011

    Определение конфиденциальности и законодательные директивы Европейского Союза, её регулирующие. Перечень сведений конфиденциального характера, определённый в Указе Президента РФ. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые её обладателем.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2015

    Понятие об информации, информационных ресурсах, их место в современном праве. Признаки информации с ограниченным доступом. Правовой режим защиты, составляющей государственную, служебную, профессиональную тайну; обеспечения недоступности третьим сторонам.

    реферат , добавлен 13.12.2013

    Секреты производства ноу-хау по Гражданскому Кодексу РФ. Сущность коммерческой тайны как режима конфиденциальности информации. Меры по ее охране, принимаемые ее обладателем. Ответственность за разглашение сведений, составляющих секрет производства.

    презентация , добавлен 18.09.2015

    Сущностные характеристики информации, имеющие универсальный характер и проявляющиеся в любых формах ее существования. Виды информации, которые включены в перечень сведений конфиденциального характера. Специфика информации как объекта гражданских прав.

    статья , добавлен 02.12.2010

    Свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации законным способом. Установление ограничений доступа к ней только федеральными законами. Равноправие языков народов РФ при создании информационных систем и их эксплуатации.

    презентация , добавлен 23.10.2016

    Анализ реализуемых в автоматизированной системе компьютерных преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, их характерных особенностей, способов реализации, их сущность и направления реализации. Статистическое моделирование.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2012

Ограничения доступа к информации на основе закона.

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
примечание - По вопросу, касающемуся порядка обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, см. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 .
4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.
8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

5. Понятие и структура информации с ограниченным доступом. Институт тайны как правовой режим информации с ограниченным доступом. Конфиденциальность информации. Классификация видов тайн.

Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации. Конфиденциальная информация в свою очередь включает в себя то множество тайн, которое предлагается свести к пяти основным видам: коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, персональные данные, служебная тайна.



Законодательство РФ устанавливает ряд обязательных признаков и условий охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом. Первым обязательным признаком,при котором возможна правовая охрана информации с ограниченным доступом, должна быть ее защита.

Целями защиты информации с ограниченным доступом при этом заявляются:

Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки такой информации;

Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

Реализация прав и законных интересов на государственную тайну и конфиденциальную информацию их обладателей.

При этом ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" указывает, что режим защиты информации устанавливается в отношении:

Сведений, отнесенных к государственной тайне, -уполномоченными органами на основании Закона РФ "О государственной тайне";

Конфиденциальной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона;

Персональных данных - федеральным законом. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.

Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах возложен на органы государственной власти.

Собственник информации или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.

Другим признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом в соответствии с законодательством является то, что защите подлежит лишь документированная информация (зафиксированная на материальном носителе).

Под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (ст. 1 ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», ст. 1 ФЗ «О библиотечном деле»).

Третьим признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом выступает ее соответствие ограничениям, установленным в законодательстве.

В ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" приведен общий перечень случаев, когда не могут быть отнесены (запрещено относить) к информации _ с ограниченным доступом следующие сведения:

Законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

Документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

Документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

Документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интересов или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Наряду с этим, в каждом конкретном случае закон может устанавливать специальные перечни сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с ограниченным доступом (например, в Законе РФ "О государственной тайне" - ст. 7). Такой подход в целом соответствует принципу приоритетности установления правовых запретов перед разрешительной практикой нормотворчества.. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. (в п. 2 ст. 13), установлено, что «право искать, получать и свободно распространять информацию может ограничиваться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности». При этом, только перечень сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованием Декларации, должен быть установлен законом, что позже было закреплено в Конституции РФ (п.4 ст.29). Из этого следует, что при принятии законов по каждому из видов информации с ограниченным доступом (кроме государственной тайны) не требуется законодательно закреплять перечень сведении, составляющих конфиденциальную информацию.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация