Правовой статус личности: структура, виды. Правовой статус личности: понятие и структура

Главная / Суд

Категория правового статуса - сравнительно новая в нашей науке. Раньше, до 60-х гг. прошлого века, она обычно отождествлялась с правоспособностью и не рассматривалась в качестве самостоятельной. Лишь в последующий период, с развитием юридической мысли, в 70-80-е гг. категория правового статуса получила достаточно широкую разработку, сформировалась как проблема и как одно из ключевых понятий правоведения, зафиксирована в законодательстве.

Несмотря на то, что правовому статусу личности в отечественной литературе уделяется значительное внимание, единства мнений по вопросу о его содержании, структурных элементах и функциях еще не достигнуто. Как отмечает Е.А. Лукашева, «споры о понятии правового статуса ведутся в основном вокруг определения набора входящих в него элементов». Наиболее часто содержание и структурные элементы правового статуса раскрываются через субъективные юридические права и обязанности личности как субъекта права. При этом подчеркивается, что «правовой статус закрепляется за субъектами права для того, чтобы они, используя правовую форму (принадлежащие им права и обязанности), могли достигать тех целей, в которых заинтересовано как общество в целом, так и каждый субъект права в отдельности».

В то же время ряд авторов расширяют структуру правового статуса личности. Например, Н.И. Матузов и А.В. Малько считают, что в структуру этого понятия входят следующие элементы: 1) основные права и обязанности; 2) законные интересы; 3) правосубъектность; 4) гражданство; 5) юридическая ответственность; 6) правовые принципы; 7) правовые нормы, устанавливающие данный статус; 8) правоотношения общего (статусного) типа. При этом права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу (ядро) правового статуса. Данное положение закреплено в ст. 64 Конституции РФ.

Такое расширение элементного состава структуры правового статуса личности встретило возражение ряда ученых. В частности, по мнению Е.А. Лукашевой, указанные элементы следует считать либо предпосылками правового статуса (гражданство, общая правоспособность), либо элементами, вторичными по отношению к основным (юридическая ответственность вторична по отношению к обязанностям), либо категориями, выходящими за пределы правового статуса (система гарантий). Понятие правового статуса, по ее мнению, следует четко ограничить категориями прав, свобод и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру.

Н.В. Витрук считает, что следует различать два самостоятельных понятия: правовое положение (статус) личности в широком смысле и правовое положение (статус) личности в узком смысле, реальную связь между которыми можно определить как отношение целого и части. Среди всех правовых явлений, характеризующих правовое положение личности, выделяется система юридических прав, свобод, обязанностей и законных интересов как основа, ядро, стержневой элемент правового положения личности, ее и следует определить как правовой статус личности. Наряду с правовым статусом, то есть системой прав, обязанностей и законных интересов, в правовое положение личности в качестве его структурных элементов входят гражданство и правосубъектность, а также юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов.

Рассмотрение структуры правового статуса всегда наталкивается на известный разнобой в терминологии. Для обозначения прав человека используются понятия «гражданские права», «конституционные права», «индивидуальные права», «основные права», «основные права и свободы». Мы не будем останавливаться на всех различиях терминологии, которые далеко не всегда несут четкую смысловую нагрузку. Однако, на наш взгляд, требуют пояснения различение прав и свобод, а также различение прав человека и прав гражданина, поскольку эти термины достаточно широко используются в российском законодательстве, и в частности в Конституции РФ.

Так, в тексте ст. 2 и в ряде других статей Конституции речь идет о правах и свободах человека. Может возникнуть вопрос о признаках, отличающих права человека от его свобод. Следует сразу подчеркнуть, что по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они очерчивают социальные возможности человека в различных сферах, обеспечиваемые государством.

Вместе с тем анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания» (ст. 28); «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ст. 29); «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ст. 37). В отличие от этого термин «право» определяет более конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). Однако четкое разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с конкретно определенными правомочиями также именуют «свободами». Различие в терминологии является скорее традиционным, сложившимся еще в 18 - 19 вв.

Следует обратить внимание на проводимое в Конституции РФ разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для отечественного конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получавшего свои права «в дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного. Устанавливая различия между человеком и гражданином, новая Конституция РФ восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые были утверждены в результате буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу, право на счастье, - Декларации независимости 1776 г., Билле о правах 1791 г., Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

В чем смысл этого разграничения, «раздвоения» человека? Оно непосредственно вытекает из различения гражданского общества и государства, преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с государством, сужение сферы его самоопределения. Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Реализация такого интереса осуществляется в гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономии и независимости от любого незаконного вмешательства.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой связи его с государством - института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).

Все статьи гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» последовательно проводят различение прав и свобод по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т.д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Наряду с этим в ст. ст. 31 - 33, 36 Конституции сформулированы права, принадлежащие только гражданам РФ. Это преимущественно политические права - право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия. Исключение составляет ст. 36, которая закрепляет социальное право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.

В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане РФ: защита Отечества (ст. 59); возможность осуществления своих прав и обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФ распространяются запрет на высылку за пределы государства или выдачу другому государству (ст. 61); возможность иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство (ст. 62).

В этой связи следует обратить внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9); «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и трибуналами» (ст. 14) и др. Личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства. Однако ст. 25, закрепляющая политические права (право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным и т.д.), применяет термин «каждый гражданин». Стало быть, за различением терминов и понятий «человек» и «гражданин» следует различение в правовом статусе индивида.

Рассмотрим теперь сущность элементов, составляющих правовой статус, - юридических прав и обязанностей.

Права личности в структуре правового статуса - это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Права личности как права гражданина конкретного государства (так же, как свободы и обязанности) являются частью объективного права, то есть определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права и одновременно это - субъективные права, поскольку они принадлежат гражданину как субъекту права. Субъективные права личности есть те конкретные правомочия, которые возникают у человека как у индивидуально-определенного субъекта права на основе норм объективного права. Другими словами, это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем.

Отметим, что нередко в правоведении встречается понимание субъективного права лишь как элемента конкретного правоотношения, возникающего при наличии юридического факта, который порождает данное отношение. В юридической литературе такая позиция была подвергнута критике. Справедливо отмечалось, что способ возникновения, форма проявления и реализации тех или иных прав не имеют принципиального значения для их характеристики как субъективных.

Нормативному установлению государством тех или иных прав личности обычно предшествуют соответствующие материальные и идеологические предпосылки как необходимые условия практической реализации этих прав. Однако нередко бывает и так, что соответствия между юридическими правами как определенным долженствованием и фактическими условиями их использования нет. В таком случае права личности могут существовать только на бумаге, не превращаясь в реальную возможность пользования социальными благами. Правовые возможности - это тоже социальные возможности, определенная их разновидность. Тем не менее, всякая юридическая возможность есть фактическая возможность пользования предусмотренными ею социальными благами. Здесь могут быть противоречия как проявление несовпадения «должного» и «сущего». Это связано с тем, что, во-первых, любая юридическая норма объективно не тождественна фактической социальной возможности, ею предоставляемой, и, во-вторых, юридическое, уже по субъективным причинам, не всегда совпадает по своему содержанию и смыслу с фактическим положением дел. В то же время значение правовой нормы, как правило, велико даже в тех случаях, когда ее содержание существенно расходится с реальностью. Ведь правовая норма не только может быть выражением фактических возможностей, но и выступает как необходимое средство «перехода» потенциальных возможностей (которые могут появиться лишь при определенных условиях в будущем) в возможности фактические, наличные. Например, законодательное провозглашение в России права всех граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду не означает, к сожалению, того, что каждый гражданин уже имеет фактическую возможность жить и работать в таких условиях. Однако такая юридическая норма позволяет заинтересованным гражданам и организациям требовать от государства ее обеспечения, а последнее обязано принимать все меры для защиты прав граждан, что практически может привести к желаемому результату. В частности, в соответствии с указанным правом граждане могут потребовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу экологическими правонарушениями.

Нетождественность юридического и фактического хорошо видна и на примере реализации гражданами права на образование. Используя юридическую возможность получения высшего образования (поступление на учебу в вуз, бесплатный процесс обучения и др.), они далеко не всегда полноценно реализуют фактические возможности получения качественного образования (как из-за нерадивости студента, так и, не исключено, по причине невысокого уровня учебного процесса).

В правовой статус личности включается все многообразие прав, охватывающих самые различные стороны его деятельности. В соответствии со сферами деятельности человека можно определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая структура вытекает из Всеобщей декларации прав человека 1948 г., и особенно из международных пактов по правам человека, и включает гражданские (личные) права, политические права, культурные права, социальные и экономические права.

Гражданские (личные) права определяют свободу человека в сфере личной жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмешательства. К гражданским правам относятся право частной собственности; право на охрану семьи, материнства и детства; свобода совести; весь комплекс прав, обеспечивающих личную безопасность и неприкосновенность человека, гарантирующих эффективные меры судебной защиты каждому человеку в случае нарушения его прав; право на свободное передвижение и свободный выбор местожительства и др. Цель этих прав состоит в охране и защите той сферы, в которой проявляются индивидуальность и личностное своеобразие человека. Иными словами, речь идет об ограждении автономности личности, пространства действия индивидуальных, частных интересов.

Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К данной категории прав относятся: право на свободу мысли; право беспрепятственно придерживаться своих мнений; право свободно искать, получать и распространять информацию; право на мирные собрания; право на свободу ассоциаций; право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным и др. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют неотъемлемую основу системы демократии и выступают как средство контроля за властью, как ценности, на которые власть должна ориентироваться, ограничивать себя этими правами, признавать и гарантировать их.

Культурные права нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды. В число этих прав входят право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, свобода литературного, художественного, научного и иных видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень; право на труд и свободный выбор работы; право на равную оплату труда за равный труд; право на социальное обеспечение; право на образование и др. Необходимый перечень этих прав закреплен в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, определяющем планку, ниже которой цивилизованное государство не должно опускаться.

Следует отметить, что не всегда при классификации прав то или иное право может быть безоговорочно отнесено к данной категории прав. Любое разделение прав на категории в какой-то мере условно. Так, право собственности является не только личным правом, обеспечивающим стартовые возможности самостоятельности личности, но и правом социальным, экономическим, связанным с удовлетворением материальных притязаний человека.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти располагает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Обязанность - это объективно необходимое, должное поведение человека. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требований нормы. Поэтому обязанность - это как необходимое, так и возможное поведение. Человек совершает свой выбор не только в сфере юридических требований и предписаний. На этот выбор могут влиять и иные нормы, которые имеют антисоциальную направленность. В этом случае обязанность не будет реализована. Обязанность - это возможное позитивное поведение и потому, что и при благоприятном, позитивном отношении личности ее реализация в объективно необходимом поведении наступает лишь при определенных условиях, предусмотренных правовой нормой.

Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Часть обязанностей как элемент правового статуса, как уже говорилось выше, распространяется на всех лиц, проживающих в государстве; выполнение ряда обязанностей возложено только на его граждан.

Включение обязанностей в правовой статус индивида не колеблет принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, не могут быть реализованы.

Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей - это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных эталонов поведения и их выполнения в соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, противоречащим интересам общества и государства, правам других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности». В современном обществе люди должны осознавать ответственность друг перед другом, вырабатывать чувство солидарности и взаимоподдержки. Проповедь крайнего индивидуализма неплодотворна для прав человека, она ориентирует на эгоистическое, анархическое своеволие и игнорирует значимость такой большой социальной проблемы, как обязанность и ответственность личности перед обществом.

Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанности - столь же важный и необходимый элемент правового статуса индивида, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создает нравственное взаимодействие между людьми. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.

В ст. 55 Конституции РФ также установлены основания ограничения прав и свобод: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Таким образом, правовой статус человека и гражданина в системе прав, свобод и обязанностей целенаправленно воздействует на создание устойчивых, сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений человека, общества и государства.

Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социаль-ный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус — есть признанная конституцией и законодательством со-вокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязаннос-ти составляют ядро правового статуса.

В структуре правового статуса личности выделяют такие эле-менты, как:

Права и обязанности;

Законные интересы;

Правосубъектность;

Гражданство;

Юридическая ответственность;

Правовые принципы и т.п.

Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуаль-ным. Эти виды отражают соотношение таких философских катего-рий, как «общее», «особенное» и «отдельное».

Общий — это статус лица как гражданина государства, закреп-ленный в конституции.

Специальный статус фиксирует особенности положения опре-делённых категорий граждан (студентов, участников войны, биз-несменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполне-ния их специальных функций.

Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Понятие «правовой статус», во-первых , имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностран-цев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых , отражает индивидуаль-ные особенности личности и ее реальное положение в системе раз-нообразных общественных отношений; в-третьих , позволяет уви-деть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимобеспечиваемом виде; в-четвертых, дает воз-можность проводить сравнение статусов, открывает пути дальней-шего их совершенствования.

Правовой статус комплексная категория , отражающая взаи-моотношения личности и общества, гражданина и государства, ин-дивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре.

В разные исторические эпохи правовой статус граждан был не-одинаков. Достаточно сравнить, скажем, рабовладение, феода-лизм , чтобы убедиться в этом. Существенно зависит он и от типа политического режима в рамках одной и той же формации. При-чинная обусловленность правового статуса сложная и богатая (Н.И. Матузов ).


Правовой статус личности в современной России весьма проти-воречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на чело-века (хотя пока в большой мере декларативно ) и имеет достаточно прогрессивную законодательную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политичес-кой системах не является стабильным, обеспеченным. На его при-роду и характер влияют такие негативные процессы в нашей дей-ствительности, как рост преступности и безработицы, бюрокра-тизм и чиновничий произвол, спад производства и невыплата за-работной платы, проблема беженцев и вынужденных переселенцев и т.д. и т.п.

Понятие прав человека и гражданина

Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, важно соотнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин».

Понятие «человек» характеризует его с биологической сторо-ны, как индивида с физиологическими свойствами, как предста-вителя живого мира.

Понятие «личность» характеризует человека с социальной сто-роны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответ-ственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает ка-чествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).

Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с кон-кретным государством.

Права человека — это универсальная категория, представляю-щая собой вытекающие из природы человека возможности пользо-ваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В со-временный период права человека рассматриваются как общесо-циальное понятие, отражающее наднациональные, общечелове-ческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки:

Они возникают и развиваются на основе природной и соци-альной сущности человека с учетом постоянно изменяющих-ся условий жизни общества;

Складываются объективно и не зависят от государственного признания;

Принадлежат индивиду от рождения;

Имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признают-ся как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

Являются непосредственно действующими;

Признаются высшей социальной ценностью;

Выступают необходимой частью права, определенной фор-мой выражения его главного содержания;

Представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.

Их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

Для реализации таких прав человека , как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения чело-века и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личнос-ти и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью.

Права гражданина — это охраняемая законом мера юридичес-ки возможного поведения, направленная на удовлетворение инте-ресов не всякого человека, а лишь того, который находится в ус-тойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юриди-ческие категории, а только как моральные или социальные. Пос-ледние могут существовать независимо от их государственного

Признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Свобода личности — эт о тоже право гражданина, но выражаю-щее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то.

Классификация основных прав и свобод личности

Права человека и гражданина — весьма сложное и многообраз-ное явление. Они могут быть классифицированы на основе следу-ющих критериев:

1) с учетом этапов провозглашения основных прав и свобод — на три поколения:

Первое поколение включает провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражаю-щих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в об-ласть свободы и самовыражения индивида (например, право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жи-лища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

Второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к сере-дине XXв. под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурно-го статуса, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют «позитивными», ибо их реализация, в от-личие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т.е. его «по-зитивного вмешательства» в их осуществление, принятия обеспе-чивающих мер (например, право на труд и свободный выбор рабо-ты, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образо-вание, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

Третье поколение — права коллективные или солидарные, по-рожденные глобальными проблемами человечества и принадлежа-щие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, наро-дам (например, права на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое раз-витие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны в процессе освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных про-блем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм;

2) в зависимости от содержания — на:

- гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоин-ства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

- политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объ-единение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

- экономические (право частной собственности, на предпринима-тельскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

- социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и дет-ства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);

- культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного про-гресса; свобода литературного, художественного, научного, техни-ческого и других видов творчества и др.).

3) в зависимости от соподчиненности — на основные (право уча-ствовать в управлении обществом и государством) и дополнитель-ные (избирательное право);

4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному госу-дарству — на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

5) в зависимости от степени распространения — на общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социально-го, служебного положения, пола, возраста лица, а также других
факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);

6) в зависимости от характера субъектов — на индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.);

7) в зависимости от роли государства в их осуществлении — на негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство
должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

8) в зависимости от особенностей личности , проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельнос-ти, — на права в сфере личной безопасности и частной жизни; права в области государственной и общественно-политической жизни; права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Соотношение и взаимосвязь государства и права

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Единство государства и права состоит в том, что они:

Возникают и развиваются совместно;

Имеют одинаковые проявления по своей сущности и типоло-гии;

Выступают средствами управления, инструментами власти;

Призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;

Основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом заключаются в следу-ющем: они не совпадают по формам, функциям и т.д.:

1 ) если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

2 ) если государство выражает силу, то право — волю;

3 ) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права — норма.

Что касается взаимодействия государства и права , то оно, с одной стороны, состоит в том, что государство формирует, изменя-ет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраня-ет его (правоприменение); с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппа-рата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношения между государством и правом:

1 ) когда государство стоит над правом, выступая определяю-щим фактором (характерно для антидемократических госу-дарств);

2 ) когда право стоит над государством, выступая его ограничи-телем (характерно для правовых государств).

Государство: проблемы правового ограничения

Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на пер-вом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства.

Однако практика далеко не всегда достигала таких высокий идеалов и обычно «останавливалась» на более низких — выгоде для государства, отдельных сдоев, облеченных публичной влас-тью. Еще Аристотель выделяя два рода правления, один из ко-торых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, об-щества.

Ведь государство, так же как и всякий иной социальный инсти-тут, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, эли-там, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах большинства граждан (что бывает, но реже).

В первом случае оно выступает в роли «хозяина» по отношению к обществу в целом, во втором — в роли «слуги». Термин «слуга» используется не для того, чтобы «унизить» ин-ститут государственности, а чтобы показать его служебное положе-ние, ведь в конечном счете данный институт существует не ради самого себя (не государство ради государства), а ради общества, в целях создания благоприятных условий для развития личности.

Именно общество (налогоплательщики) содержит государство, ко-торое выступает лишь политической частью общества, историчес-ки призванной и обязанной его организовывать. Чиновники ниче-го не производят, их нанимает общество и платит за управленчес кие услуги. Кроме того, слово «слуга» взято в кавычки, что означает не только известную образность, но и условность по отношению к слову «хозяин».

Таким образом, государство , подобно любому явлению, способ-но привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.)» но и минусы (нега-тивные последствия — бюрократизм , произвол, злоупотребления властью, коррупцию , террор и т.д.).

С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворенной тем, что данный социальный институт исполь-зовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоя-тельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоот-ношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в виде тираний и деспотий.

Любая власть, и главным образом государственная , не знает собственных границ, всегда стремится к неограниченному расши-рению властного пространства, что ведет, как правило, к ущемле-нию интересов личности. Еще В.Г. Белинский предостерегал, что «ни одна страсть не стоила человечеству стольких страданий и крови, как властолюбие». «Каждый человек, — писал известный английский философ Бертран Рассел , — изначально наделен двумя связанными, но не тождественными страстями — стремле-нием к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны». Вот почему власть весьма часто развращала и развращает людей.

Как же быть? Что противопоставить такой страсти и такой тен-денции к неограниченному расширению? С помощью чего государ-ственную власть можно будет упорядочить, ограничить? Люди все больше и больше стали задумываться над такими вопросами как сделать, чтобы государство не превращалось из «слуги» в «хозяи-на», как и с помощью какого средства направлять его энергию, силу, власть в русло общего блага, какое противоядие можно ис-пользовать в целях минимизации произвола и различных злоупот-реблений?

На эти вопросы существуют разные ответы , широкая амплиту-да мнений. Одни мыслители считают, что в принципе ничего про-тивопоставить такой страсти нельзя. Так, Л.Н. Толстой писал: «Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интере-сы своим или для того, чтобы передавать власть только людям непогрешным, до сих нор не найдено средств для достижения ни того, ни другого...» Другие исходят из того, что государственную власть вообще не надо ограничивать. Подобные идеи характерны для этатистов (от французского Etat — государство), которые всячески возвышают государство над правом, отвергают возможность жесткого упоря-дочения государственной власти со стороны права, в результате чего, как показывает практика, политика переходит границы ра-ционального взаимодействия с экономикой и другими организую-щими жизнедеятельность общественными системами, происходит огосударствление социальной сферы.

Третьи, наоборот, стремятся к максимальному ограничению го-сударственной власти, а затем и к ее полному устранению с поли-тической сцены, видя в этой власти главную угрозу для свободы личности. Такие взгляды присущи анархизму (от греческого «без-властие») — политическому течению, провозглашающему своей целые уничтожение государства и замену любых форм принуди-тельной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан. С точки зрения анархистского типа политического сознания вся-кое право и правление (правительство) есть вмешательство в жизнь общества, есть источники всех социальных зол.

Мнение четвертой группы мыслителей не столь категорично. Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государст-венной власти, ибо без нее пока просто не обойтись, а, с другой стороны, не могут согласиться и с теми, кто данную власть абсолю-тизирует, выводит ее из-под социально-правового контроля. Речь идет о представителях концепции правового государства, которые в качестве средства, организующего государственную власть, на-зывают право. В этой связи идея правового государства выступает «одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий, <той «золотой серединой» (мерой), к которой предлагали стремиться еще древние мудрецы.

Именно через право было больше всего возможностей выразить и осуществить общественные интересы, именно оно, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиоз-ных норм и т.п.) носило формально определенный (письменный) характер и могло детально регламентировать компетенцию орга-нов государства, что облегчало контроль за его исполнением. Все эти качества права послужили той объективной основой, что по-зволило использовать его в виде своеобразного «лекарства» от зло-употреблений властью со стороны государства, чиновничества.

Понятие и сущность правового государства

В общественном сознании правовое государство означает такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничи-вается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное по сути, разумеется, недостаточно для адекватного понима-ния феномена правового государства.

Собственно в правового государства можно выделить два глав-ных элемента:

Свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав и ограничение правом государственной власти. В общефилософском смысле свобода может быть определена как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости. В правовом государстве в отношении человека надо сознавать ус-ловия для его юридической свободы, своеобразный механизм пра-вового стимулирования, в основе которого «дозволено все, что не запрещено законом».

Человек, как автономный субъект , свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право же, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздви-нуть границы ограничений личности прежде всего в экономике, сфере внедрения научно-технического прогресса в производство и т.п. Думается, не случайно в Российской Федерации принят целый пакет приоритетных экономических законов, посвящен-ных собственности, земле, налоговой системе, приватизации госу-дарственных предприятий и т.д., которые фиксируют многообра-зие форм собственности, открывают простор для инициативы людей, дают возможность почувствовать себя хозяином.

Хорошую базу для отмены устаревших правотормозящих фак-торов создает Конституция РФ 1993 г., которая в ч. 1 ст. 34 уста-навливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Наиболее крупные и значимые блоки права-стимула в отноше-нии личности (свобода, собственность, равенство и т.д.) воплоща-ются в формуле «права человека», которые являются фундамен-тальными в том смысле, что призваны обеспечивать первичные предпосылки достойного человеческого существования и лежат в основе конкретных и многообразных субъективных прав личнос-ти. Права человека, как главное звено правового режима стимули-рования для индивида, есть источник постоянного воспроизводства его инициативы, предприимчивости, инструмент саморазвития гражданского общества. В современный период проблемы прав че-ловека выходят на международный, межгосударственный уро-вень, что подтверждает правомерность их приоритета над пробле-мами государства, свидетельствуют об их общенациональном характере. Они все прочнее становятся точкой отсчета в националь-ных правовых системах, правовом регулировании.

Права человека и правовое государство , несомненно, характе-ризуются общими закономерностями возникновения и функцио-нирования, ибо существовать и действовать они могут только в одной «связке». Оба феномена (как отражено в названий) имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, но одновременно и внутренне едина. Это свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно выступать именно право, а отношения между ними должны быть истинно правовыми.

Именно в связывании, ограничении правом государства и за-ключается сущность правового государства. Право здесь выступа-ет как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку государственная власть (особенно и главным образом власть испол-нительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупот-ребления для нее необходимы надежные правовые рамки, ограни-чивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие за-слон ее необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека.

Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки государственной власти. Вот почему можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государствен-ных структур на личность, а лишь необоснованные и противоправ-ные ущемления интересов граждан.

Поэтому в условиях демократии право как бы «меняется места-ми» с государством: утверждается верховенство первого и оно воз-вышается над вторым.

Итак, правовое государство — эт о такая организация полити-ческой власти, создающая условия для наиболее полного обеспече-ния прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последова-тельного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Принципы правового государства

Можно назвать два основных принципа (два аспекта) правового государства:

1 ) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и граж-данина, создание для личности режима правового стимулирова-ния (социальный, содержательный аспект );

2 ) наиболее последовательное связывание с помощью права го-сударственной власти, формирование для государственных струк-тур правового режима ограничения (формально-юридический аспект).

Первый принцип нашел закрепление в ст. 2 Конституции РФ, устанавливающий, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последователь-но исполнять свое главное предназначение — гарантировать каж-дому гражданину возможнсть дальнейшего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естествен-ными, в то время как возможность осуществления функций госу-дарственной власти выступает вторичной, производной.

Правовой наукой в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социаль-ных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеоб-щей декларации прав человека 1948 г. и в других международных актах.

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием следу-ющих способов, выступающих в качестве самостоятельных прин-ципов:

. активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод;

. разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею;

. федерализм который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

. верховенстве закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных про-цедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

. взаимная ответственность государства и личности и т.д. Кроме того, можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осу-ществления контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж-данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два основных все равно остаются главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать только первый (социальный аспект, показывающий привлекатель-ность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой сред-ства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формаль-но-юридический аспект, тогда не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредст-вом права. Ведь такое ограничение — не самоцель. Можно так ее ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций, а гражданское общество от этого только проиграет.

Активность личности в сфере осуществления и защиты прав и свобод

Ограничивают государственную власть сами права и свободы человека и гражданина, то есть реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового ограничения для государства, не до-пуская тем самым излишнего регулирующего вторжения послед-него в частную жизнь. «Индивидуальные права представляют все одну черту: они ограничивают права государства, — писал в нача-ле XX в. А. Эсмен . — Государство должно воздерживаться от вме-шательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности...».

Нужно понять, что государство само себя никогда не ограничит (какое бы оно ни было!), что ограничить власть может только дру-гая власть. Власть государства можно ограничить прежде всего правами человека и гражданина, которые выступают своеобраз-ным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще.

Только осознание необходимост и инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культу-ры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина, как высшей ценности, над правами государства. Так же как любой уважающий себя спортсмен должен ежедневно под-держивать соответствующую физическую форму и постоянно под-тверждать высокие результаты, точно так же и общество и каждый индивид ежедневно должны поддерживать свою «правовую форму» бытия, постоянно бороться за свои права, отстаивать спра-ведливость, ибо правовое государство — это не столько результат, сколько процесс. Он не достигается автоматически, раз и навсегда. Данный уровень правовой жизни необходимо систематически под-держивать, отвоевывать у бесправия.

Здесь будет уместным воспроизвести слова Р. Иеринга , кото-рый отмечал, что «каждый, кто защищает свое право, тот в узких пределах его защищает право вообще».

Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В теории государства и права речь идет о статусе человека, личности, гражданина. Поэтому следует определить, что означают данные понятия в контексте их использования в юридических текстах.

Человек (индивид) - высшая ступень живых существ на Земле, проявляющаяся в его биологических, физиологических, умственных и психических качествах, позволяющих ему находиться в различных социальных связях (экономических, политических, культурных и др.).

Личность - человек, обладающий совокупностью социально значимых качеств, проявляющихся в его отношениях с другими людьми, и сознательно определяющий свое деятельное отношение к окружающему его миру.

Гражданин - человек, характеризующийся своей политической и правовой принадлежностью к определенному государству, в силу чего на него распространяется законодательство данного государства и обеспечивается его правовая защита.

В самом общем виде правовой статус определяется как положение личности в обществе, закрепленное в международно-правовых нормативных актах и нормативных актах определенного государства. Основу правового статуса составляют права, свободы и обязанности личности. Различают общий (конституционный), специальный (родовой) и индивидуальный статусы.

Общий правовой статус - права, обязанности, свободы, распространяющиеся на всех граждан (носящие всеобщий характер). Данный статус определяется прежде всего Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (возраста, здоровья, семейного положения, должности, выполняемых функций и т. д.). Изменение содержания общего правового статуса зависит от воли законодателя, а не от воли каждого отдельного индивида. Он является базовым, исходным для всех остальных. По данному статусу можно судить о степени цивилизованности и демократичности данного общества в целом.

Специальный правовой статус - права, обязанности, свободы, распространяющиеся на определенные социальные группы, слои, коллективы граждан (военнослужащие, студенты, пенсионеры, участники войны, инвалиды и т. д.). Указанные слои и группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику (дополнительные права, обязанности, льготы), закрепленную в законодательстве. Специальные правовые статусы находятся в постоянном развитии, что обусловлено изменениями, происходящими в обществе.

Индивидуальный статус - персонифицированные права, обязанности, свободы конкретного отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, занимаемая должность, иные характеристики). Индивидуальный правовой статус динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека, и в значительной степени зависит от его воли.

На практике все виды правовых статусов-взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый индивид является гражданином своего государства (общий статус), принадлежит к определенной социальной группе (нескольким группам) и, следовательно, обладает специальным статусом (статусами), и одновременно представляет собой отдельную неповторимую личность, т. е. имеет индивидуальный статус.

Правовые нормы, устанавливающие тот или иной статус;
- правосубъектность (включающая в себя правоспособность и дееспособность);
- гражданство;
- субъективные права и обязанности.

Помимо этого, к элементам правового статуса, по мнению некоторых авторов, относятся законные интересы, юридическая ответственность, правовые принципы и правоотношения общего (статусного) типа.

Одной из наиболее значимых характеристик правового статуса личности является гражданство. Оно является важным юридическим условием, характеризующим положение человека в обществе. Необходимую правовую форму институт гражданства получает в специальном законодательстве (в Республике Беларусь это, прежде всего, Закон «О гражданстве Республики Беларусь» от 1 августа 2002 г.). Гражданство Республики Беларусь приобретается по рождению и в результате приема; допускается также упрощенный порядок в порядке регистрации. Гражданство прекращается путем выхода и вследствие его утраты. Лишение гражданства Республики Беларусь законом не допускается.

Наличие гражданства предполагает юридическое закрепление и механизм реализации взаимных прав и обязанностей человека и государства. Государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство, как на своей территории, так и за ее пределами. В свою очередь гражданин обязан соблюдать конституцию и законы государства, уважать национальные традиции, не нарушать прав и законных интересов других лиц; беречь национальное историко-культурное и духовное наследие; не причинять вред окружающей среде; защищать общество и государство от посягательства; принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов.

Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами наравне с ее гражданами, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами. В соответствии с законодательством иностранные граждане и лица без гражданства не вправе избирать и быть избранными в выборные государственные органы, участвовать в референдумах. Они не могут занимать должности в государственном аппарате, которые предполагают наличие гражданства Республики Беларусь; не несут воинской обязанности.

В институте гражданства заложено стремление к гармоничным отношениям между человеком и государством. Идеи подобной гармонизации находят свое юридическое выражение в теории и практике правового государства. Неотъемлемым признаком правового государства является признание на законодательном уровне незыблемости прав и свобод человека и гражданина.

Правовой статус – положение личности или организации в обществе, закрепленное в нормативно-правовых и других юр. актах. Правовой статус личности, являясь составной частью системы права, выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений..Правовой статус - система признанных и гарантируемых госу­дарством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы: а) правовые нормы;б) правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;в) основные права, свободы и обязанности;г) законные интересы;д) гражданство;е) юридическая ответственность;ж) правовые принципы;з) правоотношения.

Виды правового статуса :

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Определяется он прежде всего Основным законом (Конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права, свободы и обязанности, которые закреплены и гарантированы всем и каждому Конституцией страны.

Общий правовой статус личности является основным, базовым, исходным, определяющим для всех остальных.

Специальный или родовой статус отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

Таким образом, рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.

    Государство, право, личность: понятие и соотношение.

Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную, публичную власть и придающая праву общеобязательное значение.

Право - это система общеобязательных правил поведения (норм), выражающих консолидированную волю общества, устанавливаемых либо санкционированных в целях регулирования общественных отношений, реализация которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Проблема соотношения государства, права и личности в той или иной степени присутствует в трудах мыслителей всех поколений . Исходя из своих убеждений и научных взглядов, либералы, демократы, анархисты с различных точек зрения и с учетом конкретных исторических ситуаций определяют характер соотношения между этими важнейшими социальными институтами.Например , представители теории российского либерализма в сценарии демократических преобразований в России институту прав и свобод человека отводят двоякую роль. С одной стороны, он должен выступать как необходимый конструктивный элемент правового государства и гражданского общества. С другой стороны, с его помощью предполагалось решать задачи первого этапа преобразований страны.

В системе ценностей демократического общества на первом месте должна стоять личность . Личность с точки зрения психологии и философии - это субъект общественных отношений, обладающий определенным уровнем психического развития. Качества личности присущи психически здоровому человеку, достигшему определенного возраста, способному в силу интеллектуальных и духовных качеств быть участником общественных отношений, формировать свою позицию и отвечать за поступки. Проблема личности обширна и многогранна, имеет разные аспекты. Важнейший из них - юридический. Он тесно связан с политическим, идеологическим, нравственным, гуманистическим и иными аспектами, прямо затрагивающими интересы людей, государства, общества.В правовой системе государства личность занимает центральное место и выступает во многих качествах: гражданина; субъекта права и правоотношений; носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, право- и дееспособности, социального и правового статуса.К личности обращены юридические предписания . От нее зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она - объект судебной и иной правовой защиты. На ней замыкаются практически все юридические явления, фокусируются разнообразные правовые связи и процессы.Правовое понятие личности сводится к тому, что она может быть субъектом правоотношений, реализуя в полной мере гарантированные государством права и свободы, а также выполняя определенные обязанности. Правовое положение личности может быть формальным (продекларированным только в документах, даже обладающих высшей юридической силой) и реальным.История становления системы прав, свобод и обязанностей личности (гражданина, человека) имеет многовековые корни и поучительный характер.Статья 1 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".В наши дни реальность правового статуса человека в России рассматривается как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как критерий оценки действий власти. Права человека не должны толковаться как предоставление полной свободы без ограничений . Они "должны быть основаны на нравственных принципах... которые превыше деклараций, и верующий человек должен соблюдать этот нравственный закон, уважая права человека" - считает Патриарх Алексий II. Он не видит противоречий между позицией российской православной церкви, выраженной по этому вопросу в документах Всемирного русского народного собора (6 апреля 2006 г.), и Декларацией прав человека (1948 г.).Правовая система, лишенная гражданской этики, может легко превратиться в законное подспорье для мздоимства государственных чиновников. В то же время правовые предписания, основывающиеся на понятии гуманизма, обеспечивают нравственную основу законности.Общеизвестно, что страны с различным уровнем экономического развития или различными историческими традициями и культурным наследием имеют собственные представления о правах человека и, что естественно, по-разному реализуют их на практике. Большой проблемой для мирового сообщества является разработка универсальных норм и концепций в вопросах обеспечения прав и свобод человека.

    Понятие и характеристика системы законодательства.

Система Законодательства - единый по своей социальной направленности и назначению комплекс действующих нормативных актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства. В отличие от системы права, имеющей объективный характер, Система Законодательства отличается тем, что на ее формирование значительно влияет субъективный фактор, обусловленный потребностями юридической практики,динамикой развития общественной жизни, необходимостью ее эффективной, оптимальной регламентации. Система Законодательства в этой связи может и не совпадать с системой права.В зависимости от специфики можно выделить отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративную .Система Законодательства Отраслевая (горизонтальная ) обусловлена предметом правового регулирования, т.е. спецификой регулируемых отношений. В горизонтальной Система Законодательства имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право - конституционное законодательство, уголовное право - уголовное законодательство и т.д.). Кроме этого, выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение.образование, оборона страны и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права. Имеются, например, такие комплексные отрасли, как транспортное законодательство, законодательство об обороне. Наконец, существуют и такие отрасли законодательства, которые складываются на базе тех или иных компонентов (подотраслей, юридических институтов) отраслей права с добавлением ряда норм близкого содержания, взятых из других отраслей. Таковы, например, банковское, налоговое законодательство как одни из важнейших институтов финансового законодательства и др. Формирование в современный период новых комплексных отраслей законодательства (о приватизации, таможенном деле. налогообложении и т.д.) - одна из основных тенденций совершенствования законодательства РФ.В основе вертикальной (иерархической) Система Законодательства лежит разделение нормативных актов по их юридической силе и органам государственной власти, их принявшим. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь подзаконные акты делятся в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства(нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством,органами местного самоуправления и др.). В РФ вертикальная Система Законодательства складывается из следующих подразделений: Конституция РФ, стоящая во главе Система Законодательства; ФКЗ; ФЗ; нормативные указы Президента; нормативные постановления Правительства; нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти; нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления; нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).Федеративная Система Законодательства определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ. По этим основаниям законодательство РФ подразделяется на:а) федеральное законодательство (Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, указы Президента, постановления Правительства, акты центральных органов исполнительной власти); б)законодательство субъектов РФ (конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, законы, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты): в) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления (решения, постановления, распоряжения и т.д.); г) массив локальных нормативных актов (приказы, постановления и т.д.).Современный период развития и совершенствования законодательства РФ характеризуется возрастанием роли субъектов РФ в законотворчестве, основанном на устанавливаемом Конституцией РФ (ст. 72) разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов и активной деятельности субъектов РФ по подготовке и принятию региональных законов, кодексов и иных актов

    Англо-саксонская правовая система.

Англосаксонская правовая система представлена следующими странами: Англия, США, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Индия, бывшие колонии Британской империи.

В Англии периода нормандского завоевания существовало разрозненное, не связанное между собой локальное нормотворчество, основанное большей частью на местных обычаях. Начиная с X в., королевские судьи начинают формирование единого для всей страны прецедентного права(Правовая система, в которой основным источником права признается судебный прецедент, т.е. решение, вынесенное по какому-либо делу, обязательно для всех судов равной и низшей инстанции при рассмотрении ими аналогичных дел). Вырабатываемые решения принимаются за основу всеми иными судьями. В отсутствие прецедента судья самостоятельно формулирует решение по делу. Таким образом, судья осуществляет нормотворческие функции. Постепенно складывается единая система судебных прецедентов - так называемое общее право. Общее право - это судебное право, вырабатываемое судьями в процессе рассмотрения конкретных правовых споров - казусов.

Одновременно существует и статутное право - система нормативно-правовых актов, и прецедентное. Но главный источник англосаксонского права - судебный прецедент. Судья здесь - субъект правотворчества. Известны аксиомы англосаксонского права: «право только там, где есть судебная защита», «закон - это то, что о нем говорят судьи», «если нет прецедента - право молчит». Сила прецедента определяется местом суда в иерархии судебной власти. Низшие суды прецедентов не создают. При этом каждый судья формально связан решениями вышестоящих и аналогичных судов.

Для англосаксонской системы права характерен не нормативный, а казуальный тип юридического сознания: факт здесь сравнивается не с нормативной моделью, а с другим аналогичным казусом, судебной и правоприменительной практикой. Поэтому такой тип права часто называют казуальным. Нормы права в англосаксонских правовых системах носят весьма детальный, казуистичный характер, поскольку формулируются в виде прецедентов при решении конкретных казусов - дел. Огромное значение придается формализованным процедурам, процессуальным нормам, средствам юридической защиты.

Отсутствует деление права на частное и публичное. Как правило, нет и отраслевого деления норм. В англосаксонской модели формальный приоритет принадлежит законодательству, но фактически все зависит от усмотрения судьи, от того, как он истолкует и применит норму закона.

Именно на судебное решение, а не на первоначальную норму закона ориентируются участники правоотношений.

Поэтому судебное решение имеет фактический приоритет перед законодательством. В США суды осуществляют конституционный контроль за соответствием законодательных актов Конституции страны, устанавливая прецедентные нормы и вырабатывая общеправовые принципы.

К достоинствам англосаксонской правовой семьи относится гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью, быстрое приспособление права к изменяющейся обстановке. К недостаткам - несистематизированность системы права, его казуистичность, недостаточная определенность. .( Маюзов Н.И., Малько А.В,Пиголкин )

    Романо-германская правовая система.

Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др.

Исторические корни романо-германской правовой системы восходят к древнеримскому праву. В период раннего средневековья (XII-XIII вв.) и далее - в эпоху Ренессанса университетская наука континентальной Европы осуществила рецепцию - восприятие и адаптацию римского права времен императора Юстиниана. Причина такой правовой революции - в изменении социально-экономических условий жизни западноевропейских сообществ. Речь идет прежде всего о зарождении капиталистического способа производства, замене натурального хозяйства товарно-денежным, всплеске экономической активности, стремительном росте городов, ремесел, торговли. Феодальное право дискриминационного, кастового, вассально-крепостного типа устарело и уже не отвечало новым реалиям. Рыночная, конкурентная экономика требовала право, основанное на формально-юридическом равенстве и личной свободе субъектов. Все это западные правоведы нашли в римском частном праве. Однако речь идет о той части древнеримского права, которая распространялась лишь на так называемых свободных граждан, но не рабов. Поэтому именно римское частное право было приспособлено к новым условиям.

Ведущий источник романо-германского права - нормативно-правовой акт, а точнее - закон. Закон имеет безусловный приоритет перед иными источниками. Система нормативных актов составляет основу правопорядка. Законодательство регулирует все наиболее важные аспекты жизни.

Для романо-германской правовой системы характерны писаные конституции, обладающие высшей юридической силой .

Повсеместно распространена отраслевая кодификация с целью упорядочения нормативного материала . Система права структурируется по отраслям, подотраслям, правовым институтам, субинститутам. Существует деление права на публичное и частное , причем приоритет отдается последнему. Отрасли материального права занимают доминирующее положение по сравнению с процессуальными отраслями. При аналогии применяются общие принципы права - закрепленные нормативно или выводимые путем толкования.

Правовые нормы как общие модели правомерного поведения формулируются законодательными и исполнительными органами государственной власти. При этом удельный вес ведомственного, подзаконного нормотворчества достаточно велик. Суд не создает права, он его только толкует и применяет. При отправлении правосудия судья осуществляет не правотворчество, а правовую квалификацию, устанавливая соответствие фактических обстоятельств действующей нормативной модели. Роль обычая ограничена, он не считается самостоятельным источником права, является лишь дополнением к закону.

В отдельные исторические периоды нормативизм ряда романо-германских правовых систем принимал крайние формы, абсолютизируя нормативно-правовой акт в качестве единственно возможного источника права и отрицая нормативную роль обычаев, прецедентов, договорного права.

К достоинствам романо-германской правовой системы следует отнести четко организованную, непротиворечивую, иерархически структурированную систему законодательства. К недостаткам - наличие пробелов и некоторую оторванность от реальной жизни, поскольку законотворчество объективно не может предусмотреть все нюансы и изменения социальных отношений, не всегда поспевает за этими изменениями.(ученый:Рене Давид )

    Мусульманская правовая система.

Мусульманская правовая система предствлена странами, где государственной религией является ислам различных течений: Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан и некоторые другие.

Данная правовая система имеет теологическую основу, основываясь на идее божественного происхождения государства и права. Мусульманское право - шариат - это система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права - Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Таким образом, в праве проявляется воля Всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя - открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.

Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер:1.Коран - речи и проповеди Пророка Мухаммеда, изложенные в стихотворной форме;2.Сунна - биографическое описание жизни и деятельности Пророка, собрание преданий о его поступках и высказываниях;3.Иджма - общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями - муфтиями, судьями - кади и исламскими учеными-правоведами, а также по вопросам, которые не нашли ответа в этих источниках;4.Кийас - суждение по аналогии.

Таким образом, помимо законодательства и судебных прецедентов в мусульманском праве большую роль играют доктринальные источники права. При отправлении правосудия судья не обращается напрямую к Корану или Сунне, а ссылается на общепризнанное мнение авторитетного исламского правоведа . В целом, правосудие отличается простотой, меньшей формализацией по сравнению с романо-германскими и англосаксонскими правовыми системами.

Мусульманскому праву присущи ортодоксальность, традиционный - консервативный характер, оно мало поддается модернизации и реформированию. Кроме того, его характеризуют казуистичность, несистематизированность, абсолютный приоритет обязанностей и запретов перед дозволениями.(ученый: Рене Давид)

    Юридические презумпции и фикции.

Юридическая презумпция, в соответсвии с данным подходом, - это такое предположение (а с латинского praesumptio именно так и переводится), косвенно или прямо закрепленное в правовой норме, в соответствии с которым определенный порядок вещей в области общественных отношений признается обычным, нормальным и, в силу этого, не требующим доказывания.

Из этого определения можно вывести все существенные признаки презумпции.

Во-первых, презумпция - это юридико-технический способ, используемый в законотворчестве и правоприменении.

Во-вторых, это всегда вероятное предположение, причем вероятность его истинности м.б. как относительно высока, так и приближаться к абсолютному нулю (например, знания закона, невиновности)

В-третьих, правовые презумпции являются разновидностью общих. Отличие же состоит г.о. в том, что юридические презумпции закреплены (прямо или косвенно) в правовых нормах.

В-четвертых, презумпции имеют отношение к наличию или отсутствию определенных обстоятельств, имеющих правовое значение и влекущих правовые последствия - т.е. юридических фактов. В силу этого вопрос о презумпциях и фикциях традиционно рассматривается в курсе ТГП наряду с проблематикой юридических фактов.

Значение презумпций в праве сложно переоценить. Презумпции используются тогда, когда иными способами установить какой-либо факт не представляется возможным. Подобная правовая неопределенность может привести к торможению механизма правового регулирования, вплоть, например, до остановки гражданского оборота.

Кроме того, многие презумпции выступают в роли принципов права, ведущих, руководящих начал правового регулирования, установленных государством. Они показывают на отношение государства к человеку (например, презумпция добропорядочности граждан).

Юридические фикции (от лат. - выдумка) представляют собой заведомо неистинные положения, которые вносят определенность в правовое положение лица и тем самым способствуют регулированию общественных отношений с его участием. Чаще всего под фикцией в праве понимают такой прием мышления, допускаемый или прямо предписываемый правовой нормой и состоящий в признании известного несуществующего факта существующим или, наоборот, существующего обстоятельства. обеспечения формальной определенности нрава, к своего рода связкам в нормативном материале. При таком подходе внимание уделяется технико-юридической значимое и юридических фикций и упускается из вида их правовая функция, которая заключается в способности фикций выполнять роль отсутствующих юридических фактов. Юридические фикции не только упрощают правовые отношения, но и способствуют поискам справедливости.

В отечественном праве юридические фикции закреплены нормами права нескольких отраслей права . Так, гражданское право в определенных случаях предусматривает возможность признания гражданина умершим или безвестно отсутствующим. В соответствии с нормами уголовного права гражданин считается несудимым, если судимость снята либо погашена. Гражданско-процессуальное право предусматривает возможность доставления судебной повестки по последнему адресу, известному суду в случае перемены места жительства и несообщения об этом в суд.(Бабаев В. К. Презумпции в российском праве и юридической практике. ; Панько К. К. Юридические фикции в современном российском праве )

    Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от юридической ответственности.

Любое противоправное деяние, влечет за собой юридическую ответственность. Однако из этого общего правила имеются исключения, связанные с особенностями криминогенных общественных отношений, когда законодательством специально оговариваются такие обстоятельства, при наступлении которых ответственность исключается.

Невменяемость. Это обусловленная болезненным состоянием психики или слабоумием неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения правонарушения. Законодатель выделяет два критерия невменяемости: медицинский (биологический) и юридический (психологический).

Не подлежит также наказанию лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения судом приговора заболевшее душевной болезнью, лишающей его возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими.

Необходимая оборона . Защита от нападения, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с угрозой применения такого насилия, является -же правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Крайняя необходимость . Этот вид противоправного деяния допустим в случаях устранения опасности, угрожающей интересам государства, общественным интересам, личности или правам данного лица или других граждан, если эта опасность не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

Малозначительность правонарушения , не представляющего общественной опасности. Вопрос о признании деяния малозначительным решается на основе совокупности фактических обстоятельств каждого конкретного дела. Здесь учитывается характер деяния, условия его совершения, отсутствие существенных вредных последствий, незначительность причиненного ущерба и т.д. Кроме того, действие или бездействие признается малозначительным только в том случае, если совершившее его лицо не только не причинило существенного вреда общественным отношениям, но и не намеревалось его причинить.

Казус . В силу многообразия общественных отношений многие из них трудно заранее предусмотреть и закрепить законодательно, поэтому они не подпадают под действие права. Государство охватывает правовыми рамками лишь те из них, которые на сегодняшний день являются наиболее важными и актуальными, т.е. требуют правового разрешения.

Такими основаниями могут быть:

1. Изменение обстановки ко времени рассмотрения дела в суде, когда деяние перестает быть общественно опасным. Под изменением обстановки понимаются значительные изменения жизненных условий по сравнению с теми, которые существовали к моменту совершения правонарушения. Это может быть связано с политическими, экономическими, организационно-хозяйственными изменениями в масштабе страны и т.д.

2. Само лицо перестало быть общественно опасным в силу последующего безупречного поведения и добросовестного отношения к труду ..Подбезупречным понимается такое поведение, которое соответствует требованиям норм права. Безупречность представляет собой отсутствие оснований для упрека или нареканий в процессе производственных отношений, а также честное выполнение лицом своих трудовых обязанностей.

3. Замена уголовного наказания другим (административным, дисциплинарным) или передача лица на поруки, в товарищеский суд. Основаниями наступления не уголовной, а иных видов ответственности служат обстоятельства, характеризующие как деяние, так и лицо, его совершившее: а) преступление не представляет большой общественной опасности; б) исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания.

4. Условно-досрочное освобождение от наказания . Эта мера заключается в освобождении осужденного при определенных, указанных в законе, основаниях от дальнейшего отбывания наказания до истечения срока, назначенного приговором суда, под условием несовершения преступления в течение оставшейся неотбытой части наказания, от отбытия которой осужденный освобождается. Условно-досрочное освобождение может быть применено к осужденному лишь в том случае, если он примерным поведением и честным отношением к труду доказал свое исправление, но после фактического отбытия не менее половины назначенного срока наказания,

5. Освобождение от уголовной ответственности, особенно в отношении несовершеннолетних.

6. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии.

7. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта помилования.

8. Освобождение от наказания за совершение деяния, преступность и наказуемость которого были после вступления в законную силу приговора суда, назначившего это наказание, устранены уголовным законом.

Презумпция невиновности гражданина – это предположение, согласно которому лицо считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Презумпция невиновности есть проявление общей добропорядочности гражданина.

Правовой статус личности – это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.
Н.И. Матузов и А.В. Малько считают, что в структуру этого понятия входят следующие элементы:
1) основные права и обязанности;
2) законные интересы;
3) правосубъектность;
4) гражданство;
5) юридическая ответственность;
6) правовые принципы;
7) правовые нормы, устанавливающие статус;
Права личности в структуре правового статуса - это формально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.
Обязанность - это объективно необходимое, должное поведение человека. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требований нормы. Поэтому обязанность - это как необходимое, так и возможное поведение.
Правосубъектность.
Как элемент правового статуса личности, правосубъектность включает в себя два понятия:
дееспособность
правоспособность
Правоспособность – это способность каждого гражданина иметь права и нести определенные обязанности.
Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять конкретные права, создавать для себя определенные обязанности и использовать их.
Гражданство - устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Долгое время в монархических странах связь лица с государством выражалась в виде подданства, то есть непосредственно в связи с монархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции, и институт подданства был заменён на институт гражданства, хотя зачастую понятие подданства нередко употребляется для придания речи большей высокопарности и художественности, хотя фактически это неверно.
Юридическая ответственность – это чувство долга, гражданской позиции, развитого правового и нравственного сознания. Она включает в себя две категории. Позитивная юридическая ответственность– это мера требовательности к себе и другим. Она вытекает из реального социально–правового статуса субъекта и называется статусной ответственностью. Позитивная ответственность личности предшествует негативной; последняя наступает тогда, когда не срабатывает первая, т.е совершается правонарушение.
Виды правового статуса.
В зависимости от определенной принадлежности правовой статус личности имеет несколько видов (не разделяя его по основаниям классификации):
1.Общий или институционный статус гражданина;
2.Специальный или родовой статус определенных категорий граждан;
3.Индивидуальный статус;
4.Статус физических и юридических лиц;
5.Статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;
6.Статус российских граждан, находящихся за рубежом;
7.Отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и т.д.
8.Профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
9. Статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых районах страны.

Еще по теме 25. Правовой статус личности: понятие, структура и виды.:

  1. 5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина
  2. 44. Правовые отношения: понятие,признаки, виды и структура.
  3. 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация