Что такое объективное и субъективное право. Объективное право

Главная / Авто

Нами уже было отмечено, что право понимается как «субъективное» и «объективное». Термин «объективное право» рассматривается как совокупность (система) общеобязательных юридических норм, установленных и охраняемых государством, а понятие «субъективное право» означает права, принадлежащие конкретному субъекту, индивиду.

Субъективное право есть мера возможного поведения субъекта. Для того чтобы использовать возможное поведение, он должен считаться с аналогичными возможностями других субъектов права. Право в субъективном смысле есть индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.

Субъективное право неразрывно связано с субъективной юридической обязанностью. Субъективная юридическая обязанность есть мера должного поведения лица. Если субъективное право связано с субъективными интересами лица, то субъективная обязанность связана с возможностью принуждения.

В трактовке субъективного права имеются два подхода, в зависимости от существующего в юридической науке и практике правопонимания Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - 5-е изд. - М.: Омега-Л, 2009. - 607 с. .

Первый из них связан с существующей характеристикой права как совокупности общеобязательных юридических норм, установленных и охраняемых государством (позитивное право). При этом субъективное право и субъективная обязанность рассматриваются как следствие действия нормы объективного права. Такой подход имеет место там, где господствует система позитивного права, где право и закон совпадают по содержанию.

Представители естественно-правовой теории происхождения и трактовки права считают, что субъективные юридические права - следствие правовых притязаний (правомочий), присущих субъектам общественных отношений.

Таким образом, складываются фактические правоотношения, которые затем должны получить официальное признание (санкционирование) со стороны государства или же судебную защиту.

Субъективное юридическое право характеризуется следующими основными признаками.

Во-первых, это возможность субъекта права самостоятельно осуществлять свои права в пределах, установленных нормой объективного права. Например, определять судьбу принадлежащей ему на праве собственности вещи: владеть, распоряжаться и пользоваться ею по своему усмотрению.

Во-вторых, субъективному праву одного лица соответствует субъективная юридическая обязанность другого лица на определенное поведение в рамках юридического отношения, т. е. один субъект отношений обязан не нарушать право другого. Например: обязанность возвращения в срок взятой взаймы суммы денег.

В-третьих, возможность защищать свое право путем обращения к правосудию или в иной компетентный орган Гревцов, Ю.И. Очерки теории и социологии права / Ю.И. Гревцов. - СПб.: С.-Петерб. орг. о-ва "Знание" России, 1966. - С. 63.. Центральным элементом является возможность собственных действий, в том числе возможность обладания, пользования и распоряжения социальными благами и ценностями. Однако без второго и третьего элементов возможность собственных действий не подкреплена обязанностью другого лица и его ответственностью.

Исторически субъективное право зарождается раньше, чем право объективное.

Природа субъективного юридического права заключается в наличных естественных правах человека, которые не могут быть отчуждены принудительной силой государственной власти. Впоследствии основные права и свободы человека и гражданина получили законодательное закрепление.

Право как мера свободы немыслимо вне общеобязательных правил поведения. Совокупность общеобязательных юридических норм, регулирующих систему общественных отношений, обычно принято называть объективным правом. Это право обращено ко многим субъектам правоотношений, но не зависит ни от одного субъекта. И поэтому оно называется объективным правом.

Объективное право в рамках романо-германской правовой системы отождествляется с совокупностью норм позитивного права, где основным источником права является закон.

Система современного объективного права создается в результате нормотворческой деятельности государства (его органов). Она включает конституцию, кодексы, различные нормативно-правовые акты, т. е. всю систему законодательства.

Структура объективного права складывается из отраслей законодательства (конституционного, административного, гражданского, уголовного, процессуального и др.).

Диалектическое взаимодействие субъективного и объективного права - структурный стержень эффективного действия механизма правового регулирования общественных отношений.

Объективное право являет собой нормативную систему (правила поведения). Исходит эта система непосредственно от государства либо общественных отношений, которые признаются регуляторами в процессе разрешения тех или других юридических дел. Объективное право, другими словами, представлено в виде комплекса норм, обеспечивающих регулирование общественных отношений, в качестве объективированного результата волеизъявления органов правотворчества. Это, кроме того, комплекс правил поведения, использование которого в процессе регулирования взаимоотношений в обществе санкционируется государством.

Понятия "объективное право" и "позитивное право" являются синонимами. Оба термина означают нормативную систему, исходящую от государства.

Как действительность объективное право функционирует в законах и прочих формах (источниках), признаваемых Существование норм характеризуется независимостью. Эти нормы функционируют независимо от конкретных субъектов, знания или незнания о них того или другого лица.

Развернутое определение термина приводится в юридической литературе. Согласно общепринятой формулировке, право являет собой нормативный регулятор, используемый в общественных отношениях, систему определенных формально, общеобязательных норм. Эти положения установлены или санкционированы государством, они выражают его волю, а также выступают в качестве критерия правомерного либо противоправного поведения.

В данном определении отражена связь права с государственной властью. При этом государство выступает в качестве основного института правотворчества. При этом оно не является единственным В соответствии с установленным в той или другой стране законодательством, устанавливать правовые нормы могут различные субъекты. В связи с этим, часто при определении позитивного права прямо не указывают на его взаимодействие с государством. При этом говорят о том, что это нормативная система, закрепленная в законах и прочих источниках.

Как правило, называется просто "правом": право Англии, право Украины, право России и так далее. При этом имеются в виду все существующие юридические нормы данной страны. Если же говорят о "гражданском и т.п., то имеют в виду конкретную юридическую отрасль; используя термины "вексельное" или говорят об институтах определенной отрасли.

Для норм, которые исходят непосредственно от государства, используется соответствующее определение. Их так и называют "правовые нормы" или "нормы права". Во многих государствах указанные нормы фиксируются в тексте закона или подзаконных и прочих актах. Таким образом, позитивное право является "писаным". В связи с этим, в этих странах юристы часто в качестве синонима данному термину применяют понятие "законодательство". При этом следует сказать, что законодательство являет собой внешнюю Эта форма, в свою очередь, не является единственной, и существуют и прочие источники.

Необходимо отличать право в объективном и субъективном смысле. Во втором случае имеется в виду обеспеченная государством и законодательством возможность определенного поведения. Эта возможность относится к конкретному лицу - субъекту права. Так, например, у собственника дома есть возможность пользоваться и распоряжаться им, то есть жить в нем, сдавать внаем, продать, подарить, обменять и прочее. При этом предусматривается и та или другая субъективная обязанность. Возникает она в соответствии с реализацией той или другой возможности.

Возникает на основании норм права позитивного и предусматривается ими.

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле. Такой подход обусловлен философской интерпретацией объективных причин исторического развития, т. е. не зависящих от человеческой воли и восприятия, и субъективными факторами, т. е. явлениями, определяемыми человеческим сознанием и связанными с человеческим волеизъявлением.

Объективное право – это система правовых норм, принимаемых государством от имени всего общества и распространяющих свое регулятивно-охранительное воздействие на всех членов сообщества. Реализация норм объективного права не зависит от их субъективной оценки членами сообщества. С точки зрения нормативистского типа правопонимания, объективное право – это действующее в данном государстве законодательство.

Объективный характер законодательства предопределяется следующими обстоятельствами:

– законодательный акт считается действующим независимо от того, принимал ли участие в его принятии конкретный субъект, поведение которого данным актом регламентируется, или нет;

– юридическая сила предписания, закрепленного в законодательном акте, не зависит от его субъективной оценки (согласия либо не согласия с ним) со стороны заинтересованного лица;

– акт считается действующим независимо от того, применяется он в отношении конкретного субъекта, или нет.

Субъективное право – это совокупность определенных нормами объективного права правил поведения, претворение в жизнь которых зависит от воли заинтересованных субъектов, руководствующихся этими правилами в рамках непосредственных форм реализации права (соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования возможностей).

Взаимодействие объективного и субъективного права подчинено общим объективным закономерностям взаимодействия объективных и субъективных факторов. «Являясь вторичным по отношению к объективным условиям, субъективный фактор в то же время имеет собственное содержание и, соответственно, логику развития, являясь относительно самостоятельным, в нем могут сообразно его природе по-разному реализоваться объективные условия. Реакция действующих субъектов на одни и те же объективные условия может быть неодинакова, поскольку их воздействие на человека проходит через его внутренний мир, его моральные ценности и установки, т. е. человек активно и избирательно, а не пассивно ассимилирует окружающие его объективные условия макро- и микросреды».

Субъективное право представляет собой комплексную категорию, в качестве структурных элементов которой выступают правила возможного, должного, недопустимого поведения субъектов.

Предусмотренные правовыми нормами варианты возможного поведения в комплексе образуют институт субъективных прав , который включает в себя:

– право лица самостоятельными действиями удовлетворять собственные позитивные интересы. К примеру, право на участие в формировании представительных органов государственной власти может быть реализовано гражданином путем голосования по поводу той или иной кандидатуры;

– право лица требовать от другого субъекта правоотношения осуществления обязанностей, с которыми связывается реализация соответствующих возможностей. К примеру, возможность покупателя купить вещь предполагает наличие у него права потребовать у продавца предоставления этой вещи;

– право лица требовать от компетентных государственных органов объективного разрешения спорной ситуации либо защиты законного интереса. Конституция России предусматривает право каждого на судебную защиту прав и свобод (ст. 46). Причем субъект может обратиться за защитой как в федеральные органы правосудия, так и в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, ус­танавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Объективное право - это законодательство, юридические обычаи, юридические преце­денты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадле­жит ему.

Субъективное право - это мера юридически возможного пове­дения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), кото­рые субъективны в том смысле, что связаны с субъектрм, принадле­жат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право - это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкрет­ные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения и обязанность государства - признавать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.

Понятие права. Субъективное и объективное право.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких подходах.

1) Нормативный подход:

Право – это система общеобязательных формально определенных норм, исходящих от гос.-ва, им регулируемых, и регулирующих общественные отношения.

2) Философский подход:

Право – это совокупность неотчуждаемых прав человека, принадлежащих ему от рождения.

3) Социологический подход:

Право – это, то что установлено самим обществом, гос-во только называет эти нормы.

Воплощение права в определенных юр-ких источниках носит название «объективное право» - это критерий (определитель) юридически дозволенного, правомерного и запрещенного, неправомерного поведения.

Объективное право исходное понятие при рассмотрении и анализе всех правовых явлений. Оно определяет юр-кие возможности и др. субъектов общественных отношений.

Как объективное явление объективное право обладает качествами:

1) всеобщности (уст. общий для всех порядок);

2) общеобязательность (распространяет свое действие на всех субъектов, находящихся на территории данного гос-ва);

3) способность определять рамки юр-кой свободы участников общественных отношений;

4) стабилизатора общественных отношений, правопорядка в обществе и средством защиты правоотношений.

Право представляет собой единство объективного и субъективного.

Субъективное право – это конкретные права (правомочия), которые принадлежат каждому субъекту в отдельности (отдельный чел-к, объединение людей, класс, общество в целом). Субъективные права возникают на основе объективного права, т.е. норм права, закрепленных в законах и др. НПА.

Для субъективного права характерны:

1) совокупность наличных прав конкретного субъекта общественных отношений;

2) определение меры возможного и необходимого поведения субъекта;

3) возникновение в результате правоотношения как его содержания;

4) защита и охрана гос-м.

Между субъективным и объективным правом существует тесная связь: объективное право служит прочной опорой, фундаментом для появления субъективного права, а субъективное право есть результат реализации объективного права.

Принципы права: понятие и виды.

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Принципы подразделяются на свойственные праву в целом:- общеправовые; - отраслевые; - межотраслевые.

К общеправовым относятся:

- п. справедливости (соразмерность труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание);- демократизм (право исходит от власти народа);- гуманизм (человечность, нет пыток, наказания);- юр-кое равенство всех перед законом и судом;- единство прав и обязанностей;- п. законности;- неотвратимость наказания.

К отраслевым относится: - свобода труда трудовом праве); - принцип индивидуализации наказания (в УП);- всеобщность защиты гр. прав (ГП);- презумпция невиновности (в УПП).

К межотраслевым относят: - принцип состязательности и гласности (в ГПП и УПП);- неотвратимость отв-ти (в ГП, УП, админ. праве);- равенство сторон (в ГП и Семейном праве).

К общеправовым относят такие принципы, как:

1) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: "1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации";

3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: "1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам";

4) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

5) единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

6) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;

7) законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы";

8) сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия. Особенности принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъектов; б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя - установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.

Функции права.

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

В юр. литературе классифицируют функции на:

1) - внутренние и внешние.

Внутренние ф. права – это способы юр. воздействия на людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права.

Внешние ф. права – находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним ф. относят общесоциальные. Среди них выделяют:

- культурно – историческую – право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;

- воспитательную – направлена на воспитание правосознания и формирование правомерного поведения;

- социального контроля – удерживает от совершения неправомерных действий;

- информационно – регулирующую – информирует о возможности социально значимого поведения.

Специально юр. функции делятся на:

2) - регулятивную и охранительную.

Регулятивная ф . – вытекает из основного назначения права для жизни общества – упорядочить, регулировать общ-ые отношения, устанавливать позитивные правила поведения.

Регулятивная ф. делится на: статистическую и динамическую.

Охранительная ф. – направлена на охрану и защиту значимых общ-ых отношений и вытесняет нежелательных данному обществу отношений.

3) Выделяются также: компенсационную, ограничительную и восстановительную функции.

Компенсационная ф. – направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других.

Ограничительная ф. – направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конст. строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др. лиц и т.д.

Восстановительная ф. – направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т.д.

Виды норм права.

Современное законодательство состоит из разнообразных по хар-ру и содержанию норм права. Выяснение их природы, места в правовом регулировании служит классификация норм права. Под классификацией понимается распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев:

1) В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (уг-но-правовые, административные, гражданско-правовые, трудовые и др.).

Отраслевые нормы делятся: на материальные и процессуальные нормы.

Материальные нормы – предназначены для воздействия на общ-ые отношения путем прямого регулирования этих отношений.

Процессуальные нормы – закрепляют проц-ые формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

2) По форме предписания или по методу правового регулирования нормы права делятся на : императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.

Императивные нормы – это строгое обязательное предписания, не допускающие какого-либо отступления или иной трактовки (это нормы уголовного, административного права).

Диспозитивные нормы – предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулированного отношения по своему усмотрению, но в законных пределах (характерны для ГП, СП, Тр.П, Предприним.П, Межд. П и др.).

Поощрительные нормы – предписания о предоставлении гос-м опредленных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый гос-м и обществом (гос. награды, льготы, присвоение почетных званий).

Рекомендательные нормы –они устанавливают вариант желательного с точки зрения гос-ва поведения, имея в виду проявление субъектами высокой отв-ти, инициативы с учетом местных условий, возможностей и средств.

3) По средствам, используемых для регулирования общ-ых отношений , нормы права делятся на: обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы –предписывают субъектам определенные действия (платить налоги и сборы, обязан сохранять природу и окруж. среду и т.п.).

Запрещающие нормы – или запреты, не разрешают совершение определенных действий (никто не может присваивать власть в РФ).

Управомочивающие нормы – представляют субъектам определенные права или возможности совершать положит-ые действия (права человека и гражданина на жизнь, на личную свободу, неприкосн-сть жилища и т.п.).

4)По выполняемым функциям делятся на: регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы – содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений.

Охранительные нормы – направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юр. воздействия на правонарушителя.

5) По времени действия делятся на: постоянные и временные.

Постоянные нормы – применяются без определения срока действия, т.е. до отмены их другим актом.

Временные нормы – т.е. заключительные и переходные положения.

6) По кругу лиц, на которых распространяется действие норм , делятся на: общие и специальные .

Общие нормы – распространяются на всех, кто находится на территории данного гос-ва.

Специальные нормы – только на определенный круг лиц (военнослужащих, учащихся, пенсионеров, работников района Крайнего Севера и др.)

7) Выделяют также локальные нормы – принимаются на отдельных предприятиях, в организациях, фирмах и т.п. и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего распорядка и др.).

8) Самостоятельная разновидность специализированные нормы:компенсационные, коллизионные нормы.

Компенсационные нормы – регулируют общественные отношения, связанные с возмещением ущерба и др. потерь направленных на защиту граждан и их законных интересов.

Коллизионные нормы – предназначены разрешать столкновения между различными нормами, которые по разному регулируют одни и те же общественные отношения.

Соотношение права и закона.

Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы ) и до сих пор остается центральной в правопонимании.
В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы ), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др. ).
Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:
а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;
б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.
Приверженцем первого подхода у нас в России был, в частности, известный правовед и теоретик права Габриель Феликсович Шершеневич, который считал государственную власть источником всех норм права.
Современный исследователь этой проблемы проф. B. C. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон. «Нормы действующего законодательства (»позитивного права" ), - пишет он, - являются собственно правовыми (по своей сути и понятию ) лишь в той мере и постольку, поскольку в них присутствует, нормативно выражен и действует принцип формального равенства и формальной свободы индивидов". В разрешении этой сложной проблемы нужно исходить, с одной стороны, из общего соотношения и взаимодействия общества, права и государства, а с другой - из общефилософских закономерностей связи формы и содержания.
Признано, что право и государство являются самостоятельными (в том смысле, что не государство порождает право ) продуктами, результатами общественного развития. В такой же степени независимы от государства и современные процессы правообразования: они идут в недрах общественного организма, проявляют себя в виде устойчивых, повторяющихся социальных отношений и актов поведения, формируются как правовые притязания общества и фиксируются общественным сознанием. А уже дело государства - выявить эти притязания и, основываясь на началах справедливости, возвести их в закон, то есть оформить в официальных источниках как общеобязательные правила поведения. Таким образом, получается, что право как единство содержания и формы складывается в результате взаимодействия общества и государства: содержание права (сами правила поведения, информационная сторона права ) создается объективно, под воздействием социальных процессов, а форму праву придает государство.
При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы - на возможность неправового содержания у правовой формы (закона ). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона ). Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права ) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B. C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.
С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:
1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм ) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания (правил поведения ).
2. Не может быть права до и вне закона (своей формы ). Форма - способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: «Все современные системы права одеты в мундир законодательства».
3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - «неправовым законом». (Правовое содержание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества. )
Такой подход отвечает и общим законам связи формы и содержания явлений. Так, может иметь место бессодержательная форма (бессодержательна она, конечно, в строго заданном отношении: «какое-то» содержание у нее все равно есть ), но не может быть содержания вне какой-либо формы. Например, можно имитировать из бумаги форму стула, которая внешне будет очень на него похожа. Однако с точки зрения самого предназначения, функций стула, эта конструкция будет абсолютно бессодержательна: стулом она является лишь по форме. С другой стороны, не удастся использовать в качестве стула то, что вообще не имеет никакой формы.

Понятие и виды НПА в РФ.

НПА – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего хар-ра и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

НПА – это акт правотворческих органов гос-ва, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами. (Морозова)

Для НПА характерны след. признаки:

1) письменная форма;

3) исходят от гос-ва: гос-ых органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их;

4) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»;

5) иерархическая подчиненность актов.

По юр. силе все НА подразделяются на 2 большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1)Конституция (закон законов) - основополагающий, учредительный политический правовой акт;

2) ФКЗ – принимаются по вопросам, предусмотренным и связанным с Конституцией;

3) ФЗ – это акты текущего законодательства, посвященные соц-но-эк-кой, политической и духовной жизни общества;

4) Законы субъектов федерации – издаются их представительными органами и распространяются только на соотв-щую территорию.

Виды подзаконных актов:

1) указы и распоряжения Президента РФ;

2) постановления и распоряжения Правительства РФ;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос-ых комитетов;

4) решения и постановления местных органов гос. власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления;

6) НА муниципальных (негос-ых) органов;

7) Локальные НА – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, организации (правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все НА делятся на:

НА гос. органов;

НА иных соц-х структур (муниц-х органов, профсоюзов, АОи т.д.);

НА совместного хар-ра (гос-х органов и соц-х структур);

НА принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия НА делятся на:

- общефедеральные; - НА субъектов РФ; - НА ОМС;

- локальные НА.

В зависимости от срока действия НА делятся на:

- НА неопределенно – длительного действия; - временные НА.

Черты системы права

:- ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли;

Ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;

Она обусловлена социально-эк-ими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;

Имеет объективный хар-р, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юр. практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Виды критериев распределения норм права по отраслям права:

а) предмет правового регулирования;б) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это вид качественно однородных общественных отношений, которые урегулированы правом.

Метод правового регулирования - это совокупность способов, приёмов, средств воздействия права на общественные отношения. Иными словами, метод правового регулирования представляет собой определённую совокупность юридического инструментария, посредством которого государство так или иначе воздействует на волевое поведение субъектов социального общения (участников общественных отношений). Основу метода правового регулирования составляют т. н. способы правового регулирования.

Среди способов правового регулирования различают:

а) обязывание;б) дозволение;в) запрещение.

При регулировании общественных отношений возможно различное соотношение применяемых способов. Например, в административном праве доминирует использование Законодателем обязывания в качестве способа правового регулирования, в уголовном праве - запрещения.

К конкретным методам правового регулирования, т. е. применяемым в тех или иных отраслях права обычно относят методы: императивный (метод властного приказа, как правило выраженного в виде нормы-запрета), диспозитивный (представляет возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения), поощрительный (направлен на стимулирование определённых форм правомерного поведения), рекомендательный (субъектам права рекомендуются определённые формы поведения).

Объекты правоотношения.

Объект-это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу

чего они вступают в юр. связи. 2 подхода к пониманию понятия «объект»: 1)объектом могут

выступать только действия субъектов, именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юр. нормами. Отсюда у всех правоотношений единый, общий объект (монистический). 2)объекты весьма разнообразны (плюралистический подход) и могут быть: а) материальные блага (вещи, ценности); б) нематериальные блага(жизнь, здоровье и др.) 3)продукция духовного творчества (произведения искусства, музыки и др.);4) результаты действий участников(подряд на строительство, договор на перевозки и др.) 5) ценные бумаги и документы (деньги, акции, дипломы и т. д.) Второго подхода придерживается большинство учёных. Как многообразен мир, так многообразны и объекты правоотношений. Объект правоотношений влияет на содержание конкретного субъективного права(возможность чем-то владеть, пользоваться, распоряжаться), юр. обязанностей (обеспечивает осуществление права, т.е.нормальное функционирование правового отношения).

Субъекты правоотношения.

Субъекты правоотношений его участники, имеющие субъективные права и обязанности. Это физ. лица, организации (или коллективные субъекты), гос-во 9или органы гос-ва), а также социальные общности – народ, нации, население.

Субъект правоотношения должен обладать правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права. Это относится как к физ. так и юр. лицам.

Применительно к физ. лицам различают 3 элемента правосубъектности: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность – это способность лица иметь в силу норм права субъективные права и юр. обязанности.

Возникает с рождения и прекращается с его смертью.

Дееспособность – это способность индивида своими действиями осуществлять права и выполнять обязанности. Д. связана с возрастными и психическими свойствами человека и зависит от них. В полном объеме наступает с совершеннолетия, а до это человек обладает ограниченной дееспособностью (частичной).

Дети и душевнобольные полностью недееспособны.

Недееспособное лицо - лицо, вследствие болезни или слабоумия не может понимать значения своих действий и руководить ими.

Деликтоспособность – это способность лица нести юр. отв-ть за совершенное правонарушение. Наступает с разного возраста в зависимости от вида юр. отв-ти. Например, административная отв-ть - наступает с 16 лет, полная гражданско-правовая отв-ть – с 18 лет, уг. отв-ть – с 16 лет, а по отдельным преступлениям – с 14 лет.

У юр. лица все 3 элемента правосубъектности возникают одновременно с момента регистрации данной организации в качестве юр. лица.

Из определения, данного в начале статьи, следует, что материальное содержание всякого правоотношения составляет то общественное отношение, которое им закрепляется. Другими словами это «то фактическое поведение (действие и бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить»

Материальное содержание правоотношения складывается из

«дозволенного поведения управомоченного и должного поведения правообязанного»

Правоотношение как правовое явление обладает и своим особым юридическим содержанием, которое воплощается в субъективных правах и обязанностях его участников. Иоффе обосновывает это следующим образом:

«Во-первых, юридическое содержание норм права представлено сформулированными в них общими правилами поведения, которые в правоотношении приобретают значение конкретных правил, адресованных его участникам. Но желательное и должное поведение участников правоотношения фиксируется в их субъективных правах и обязанностях.

Во-вторых, специфика того или иного явления, отучающая его от других, смежных явлений, заключается в его содержании. Но специфика правового отношения в том и состоит, что его участники выступают в качестве носителей прав и обязанностей.

В-третьих, содержание всякого явления должно сопутствовать ему от момента его возникновения до момента его исчезновения. Допустив противное, мы пришли бы к нелепому выводу о возможности существования бессодержательных явлений. Но именно права и обязанности его субъектов сопутствуют правоотношению непрерывно, а их изменение или прекращение влечет за собой изменение или прекращение самого правоотношения».

Разграничение в правоотношении юридического и материального содержаний позволяет понять механизм воздействий прав на общественную жизнь.

Точнее было бы рассматривать материальное и юридическое в содержании правоотношения как его (содержания) «элементы» или «стороны». Кроме того, то, что называется материальным и юридическим содержанием, с философских позиций само связано как форма и содержание (юридическая форма фактического общественного отношения, его материального содержания). Понятие «юридическое содержание» правоотношения, строго говоря, означает содержание юридической формы.

Составляющие юридического содержания правоотношений - его субъективные права (правомочия) и юридические обязанности.

Субъективные права и обязанности неразрывно связаны друг с другом. Они возникают одновременно, однако в дальнейшем содержание правоотношения может меняться: у участников правоотношения могут появиться новые права и обязанности.

В подавляющем большинстве правоотношений каждый из участников одновременно имеет права и несет обязанности. Однако в некоторых правоотношениях у управомоченного лица есть только субъективное право, а у обязанного лица - только субъективная обязанность.

Виды правонарушений.

Правонарушение - это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

Правонарушения, как и акты правомерного поведения, весьма разнообразны. Они различаются по степени общественной вредности, продолжительности совершения, субъектам, сфере нарушаемого законодательства, объектам посягательств и т. д.

По характеру и степени социальной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления - общественно опасные уголовно наказуемые деяния. Общественная опасность - это явная опасность деяния для общества, для наиболее существенных интересов государства, личности. Признавая вредоносность, антисоциальный характер иных правонарушений (проступков), следует помнить, что вред, причиненный ими, не достигает уровня общественной опасности. Это обстоятельство должен учитывать законодатель, безусловный долг которого «не превращать в преступление то, что имеет характер проступка»

К административным проступкам относятся деяния, наносящие ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления.

Гражданско-правовые правонарушения (деликты) в отличие от преступлений и административных правонарушений не имеют четко закрепленной в законодательстве дефиниции.

Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное неисполнение рабочим или служащим своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего трудового распорядка.

Законность и правопорядок.

Законность - это строгое и неуклонное исполнение всеми субъектами права действующего законодательства.

В настоящее время законность трактуется в 3-х аспектах:

1)принцип гос-но-правовой жизни , что означает закрепление законности в качестве основополагающего общеправового начала жизни общества;

2) метод гос-го руководства обществом , предполагающий, что гос-во осуществляет свои функции правовыми средствами и в правовых формах;

3) режим жизни общества предполагает обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона, установление правовых отношений между гос. властью и личностью.

Принципы законности:

1) П. единства законности - предполагает единую направленность законности в области и правотворчества, и правореализации на всей территории страны.

2) П. всеобщности – означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени.

3) П. реальности – выражается в цели законности – достижение фактического осуществления в поведении и действиях требований правовых форм.

4) П. целесообразности – вытекает из ценности права для жизни общества как средства обеспечения организованности и порядка.

5) П. гарантированности – означает, что прочная законность невозможна в стране без действенных, эффективных механизмов ее обеспечения.

6) П. неотвратимости юр-кой отв-ти – характеризует юр. сторону законности. Суть составляет своевременное раскрытие любого правонарушения и назначение виновному адекватного наказания или иной меры воздействия.

7) П. взаимосвязи законности и культуры – проявляется в том, что законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни.

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Правопорядок – это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Правопорядок – есть порядок основанный на праве.

Общественный порядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которые достигаются с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Различия между правопорядком и общ-ым порядком заключаются в следующем:

1) Они не совпадают по своему происхождению, эволюции ; если ОП - возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества, то П - зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он – атрибут гос-ва;

2) у них разная нормативная основа ; П- базируется на праве и явл. результатом его реализации, ОП - есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;

3) они по разному обеспечиваются; П- опирается на аппарат принуждения, ОП – на силу общ-го мнения, меры негос-го воздействия;

4) при нарушении П и ОП возникают разные последствия ; при нарушении П – юр. санкции, ОП – меры морального хар-ра;

5) П и ОП не тождественны по своему объему, содержанию, элементарному составу; ОП – шире П.

Классификации власти:

1) с точки зрения социального уровня различают власть:

- в масштабе всего общества;

- внутри коллектива (организации);



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация