Основные понятия из курса правоведения. Понятие, предмет и методы правоведения

Главная / Бизнес

Введение
Юридическая наука - одна из старейших общественных наук. Исторически ее возникновение связано с появлением и развитием права. Уже в древнегреческой философии были поставлены важнейшие теоретические проблемы юридической науки, а римскими юристами выработаны правовые понятия и конструкции, сохранившие свое значение и в современную эпоху. Проблемы права играют важнейшую роль в современном демократическом обществе и правовом государстве, что способствует тому, что юридическая наука занимает одно из ведущих мест среди общественных наук.
Государство и право в той или иной мере изучаются и другими общественными науками. Философия изучает сущность, социальное назначение государства и права, их взаимосвязи с другими общественными явлениями. Социология изучает государство и право как важнейшие социальные институты, наравне с множеством других социальных явлений. Политология исследует государство и право как средства осуществления политической деятельности и как её цель. Но только для правоведения государство и право являются основным объектом. К особенностям правоведения можно также отнести и то, что государство и право исследуются в их властно-нормативных проявлениях. Юридические науки изучают и другие социальные явления, такие как экономика, политика, культура, религия и т.д., но только в той части, в которой они соприкасаются с государством и правом. Правоведение – отрасль знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретически- прикладное освоение государственно- правовой действительности.

1. Понятие и сущность правоведения
Правоведение - это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и политической системы общества в целом.
Правоведение- наука, предметом изучения которой является право. Право неразрывным образом связано с государством, это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Оно представляет собой единую целостную систему. Право является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Кроме установления норм права, государство обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушения, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство.
Право - одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе. Главное отличие права от других нормативных систем (норм морали, религии, традиционных поведенческих стереотипов) состоит в его тесной связи с государством. Право не только обеспечивается и поддерживается государством, но, в свою очередь, поддерживает и обеспечивает его. Право выражает ценностные ориентации для государственной политики; непосредственно регулирует деятельность государственных органов и определяет условия деятельности политических объединений. Для концепции правового государства характерно признание связанности любых его органов, как и государства в целом, предписаниями права, пока они не изменены в установленном порядке.
Право - исторически обусловленное социальное явление. Его обособление от иных нормативных систем, регулирующих общественную жизнь, связано с качественным усложнением производства, политической жизни общества в классовую эпоху, с обособлением личности как участника общественных отношений, с резюмирующим эти тенденции формированием государства, для которого необходим механизм общеобязательного социального регулирования.
Право не только исторически обусловленная, но и динамическая система. Смена социально-экономических формаций, изменение социальной структуры общества, идеологии и психологии составляющих его классов, политическая борьба - все это обусловило качественные изменения содержания права и его норм.
Регулирующая роль права дифференцируется и конкретизируется применительно к основным сторонам общественной жизни, служит ориентиром для политики. Право регулирует отношения собственности, труда, определяет структуру, задачи и порядок функционирования государственного механизма, отношения между органами государства и личностью. Право устанавливает права и обязанности членов общества и гарантии их осуществления, определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения, профилактику и порядок разрешения конфликтов.
Таким образом, система права строится по предмету регулирования, группам общественных отношений. Вместе с тем используется и комплексный подход, когда к регулированию определенной группы общественных отношений привлекаются нормы и институты нескольких отраслей права в определенной координации и субординации.
Правовая норма (норма права) - это общее правило поведения, установленное государством, регулирующим посредством его общественные отношения. Нормы права имеют определенную структуру и подразделяются на виды. Структура правовой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе указывается на круг лиц, которым адресована норма, а также на обстоятельства, при которых она реализуется. Диспозиция - это само правило поведения, в котором определяются права и обязанности лиц. Санкция говорит о мерах государственного принуждения, которые применяются к правонарушителям. Далеко не все нормы права имеют полную структуру, конституционные положения, например, не имеют санкции.
По видам нормы права подразделяются на управомачивающие (предоставляют гражданам возможность действовать соответствующим образом), обязывающие (требуют от них должного поведения) и запрещающие (устанавливают запреты на совершение определенных действий).
Право образует целостную систему, которая состоит из отраслей права и институтов права. Отрасль права - это обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью социальных отношений, которые они регулируют. У каждой отрасли права есть свой предмет регулирования, свой вид общественных отношений, имеющих очевидную специфику. Основными отраслями права являются конституционное (государственное), гражданское, трудовое, семейное, административное, финансовое, уголовное, международное, гражданское, процессуальное, уголовно-процессуальное и др.
Институты права - это обособленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, но более мелкие, чем отрасли. Они входят в соответствующие отрасли права. Таковы, например, институт гражданства или институт прав человека, входящие в отрасль конституционного права.
Таким образом, признаками права являются:
1) нормативный характер (наличие определенных норм, правил поведения);
2) обязательность исполнения норм права всеми участниками общественной жизни;
3) утверждение и гарантированность норм права государством;
4) многократность применения.
Функции права:
является регулятором общественных отношений;
активно воздействует на общество и государство путем установления общеобязательных правил поведения;
закрепляет сложившиеся в обществе экономические, общественные и другие отношения, а также существующий государственный и общественный строй, т.е. оно устанавливает определенный порядок в обществе и государстве.
Право реализуется в определенных формах: нормативных актах, прецедентах, правовых обычаях и правовых договорах. Это - источники права.
Нормативные акты делятся на законы (конституционные и обычные) и подзаконные акты (указы. постановления, инструкции и т.д.). Юридические прецеденты (образцы поведения, действий в определенных ситуациях) бывают судебными и административными. Обычаи представляют собой сложившиеся в обществе правила поведения, которые государство берет под свою защиту, придает им силу правовых норм. Договоры порождают правовые отношения (обязательства), которые исчезают после выполнения условий договора.
Структура науки – понятие, отражающее содержание и взаимосвязь основных блоков в разделах знания, входящего в состав данной науки. Структура правоведения выражается в единстве дифференциации патриархальных юридических наук, решающие различные задачи в составе правоведения как единого комплекса знаний (задача исследования государства и права вообще и в целом).
Правоведение - это целый комплекс юридических наук, которые по особенностям их предмета можно разделить на следующие блоки:
1) Историко-теоретические правовые науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений и др.), которые исследуют свойства государственно-правовых явлений в целом как относительно самостоятельной сферы общественной жизни;
2) отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, семейное право), которые исследуют отдельные государственные институты и области правового регулирования общественных отношений;
3) Науки, изучающие систему, полномочия, принципы деятельности государственных органов (судоустройство, прокурорский надзор и др.).
4) Науки, изучающие международное право (науки международное публичное право, международное частное право и др.).
5) Прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина и психиатрия, бухгалтерский учет и экспертиза, юридическая статистика и другие), которые исследуют применение в отдельных областях юридической деятельности специальных знаний и навыков.
Это весьма специфические юридические науки. Они наполнены, в основном, специальными неюридическими знаниями, которые используются для решения юридических вопросов.

2. Задачи правоведения
Первая задача правоведения состоит в познании правовых явлений, т.е. в установлении фактов, имеющих свойства норм права. Конечно, многие из норм этого рода усваиваются путем жизненного опыта, подобно тому, как усваиваются и другие факты окружающей обстановки: горы, реки, растения, животные и т.п. В начальный период господства обычного права это даже единственный способ познания. Но недостаточность такого знания обнаруживается весьма скоро – вместе с многочисленностью, сложностью и законодательною формою норм права. Помощь науки становится неизбежной. Научное установление правовых явлений отличается от житейского опыта двумя основными чертами: полнотою и систематичностью. Наука не только собирает весь материал, но она классифицирует его, придавая ему форму, в которой нормы права легко обозреваются и познаются не только единично, но и во взаимной их связи. В этом отношении правоведение выступает как всякая классифицирующая описательная наука, напр., вроде зоологии, изображающей рыб Черного моря, или ботаники, дающей картину сибирской флоры. Правоведение, работая догматическим методом, дает историческое правовое развитие какого-нибудь народа в разрезе данного момента. Его цель – представить, что есть право в данную историческую минуту. Догматика относится к истории права, как статистика к культурно-хозяйственной истории. Поэтому юрист должен тщательно отделить нормы права от норм иного рода, действующих одновременно, от норм, которые перестали быть правом, хотя бы накануне, от норм, которые еще не стали правом, хотя и носятся в общем сознании. Отсюда видно, что догматика есть метод индивидуализирующий.
Эта первая и основная задача правоведения вполне самостоятельна и независима от двух других задач. Напротив, объяснение и оценка норм права предполагают уже систематизированное знание их. Задача установления норм права ставится самою жизнью, диктуется интересами человека, и, как бы свысока не смотрели на нее те, кто в научном знании признают только открытие законов, все же масса научных сил не перестанет работать над этою задачею.
Вторая задача правоведения заключается в объяснении процесса образования права, т.е. отдельных норм, правовых институтов как групп норм, наконец, правового порядка как совокупности норм права. Побуждением к отысканию такого объяснения служит не только научная пытливость, не довольствующаяся констатированием факта, но также стремление раскрыть те силы, которые способны были вызвать данные правовые явления, так как, при некотором постоянстве их действия, возникает основание предполагать, что одинаковые или сходные причины будут порождать одинаковые или сходные последствия. Здесь уже открывается возможность предвидения. Объяснение образованию права можно найти или в условиях всего предшествовавшего развитию данного права или в общих условиях правового развития вне конкретной обстановки, в которой протекало данное историческое развитие. В первом случае пользуются историческим методом, во втором – социологическим. В совокупности нравственных, политических, экономических, религиозных, культурных условий прошлого данного народа следует искать причины, почему явились такие-то нормы государственного, уголовного или гражданского права. Если у других народов мы наблюдаем иные правовые явления, то, очевидно, причина тому кроется в различии предшествующих данных. С другой стороны, исследуемые правовые явления встречались, может быть, ранее у других народов или даже наблюдаются сейчас, и сопоставление различных конкретных обстановок, в которых получились одинаковые явления, способно привести к открытию той общей социальной причины, которая дает подобный результат.
Эта вторая задача находится в тесной связи с первою. Объяснить существующее можно, только предварительно познав его, а знание существующего права предполагает научную его обработку, т.е. установление, обобщение и систематизацию материала. Связь обеих задач обнаруживается не только в том, что достижение второй задачи невозможно помимо первой, но и в том, что выяснение причин образования права способствует познанию его. Но и на этом научное правоведение не останавливается. Если даже при наблюдении явлений внешнего мира у человека прорывается наклонность оценивать их целесообразность, то тем более понятно такое стремление, когда речь идет о социальных явлениях, в которых человеческая воля, человеческие интересы играют такую выдающуюся роль. Самое отчетливое знание правового порядка и самое глубокое понимание причин его образования оставляют все же неудовлетворенной творческую потребность человека. Не случайное, а научное знание действующего права, знание сил, вызывающих правовое явление, и действия норм права дают почву для научной критики того, что сложилось в результате борьбы человеческих интересов вопреки целесообразности, и к систематической выработке правовых средств передвижения права по пути к ясно сознанной и общественно оцененной цели. Здесь наука, по своей задаче и методу, переходит от существующего к долженствующему.
3. Методология права
Методология права представляет собой систему особых приемов, принципов и способов становления и развития государственно-правовых явлений.
Основные принципы методологии права:
1. Принцип всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями.
2. Принцип историзма означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиции их прошлого и предполагаемого будущего.
3. Принцип комплексности в изучении государства и права, который заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиции других общественных наук- философии, социологии, политологии.

Список литературы
1. Электронный словарь «Слововед»
2. Правоведение: Учебник/З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилова, В.И. Гуреев и др.; /Под ред. З.Г. Крыловой. М.: ВСШК. 2003.
3. Теория государства и права: Юнита 2 – НОУ «Современный Гуманитарный Институт», 2000.
4. Климченко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Учебное пособие. – М.: Зерцало, 2000.
5. Нерсесянц В.С. Философия права. М.: Инфра М Норма. 1996.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ


Правоведение представляет собой систему специальных общественных знаний, в пределах и посредством которой осуществляется теоретико-прикладное освоение правовой действительности.
Эта область знаний откосится к группе специальных общественных наук, притом таких, которые осваивают общественные явления, принадлежащие к сфере политической жизни общества. Социально-политическая, классовая сущность, выраженная в особом юридическом содержании, специфических правовых свойствах, структуре, закономерностях права, - определяющая черта правоведения как общественной науки;черта, обусловленная своеобразием, а по ряду сторон - уникальностью явлений правовой действительности - специфической области жизни классового общества. Правоведение в рассматриваемой плоскости является классовой, политической наукой, непосредственно выражающей то или иное классовое мировоззрение.
Другая важная черта правоведения состоит в том, что оно представляет собой отрасль общественных знаний, сочетающих особенности теоретической и прикладной науки.
Право (а тем более государство, вся политическая жизнь общества) изучается рядом наук: философией, политической экономией, историей. В юридической же науке оно осваивается с преимущественной ориентацией на то, чтобы обеспечить практические нужды, связанные с правовым регулированием, изданием и реализацией юридических норм.
Отсюда - особенность функции юридической науки. Наряду с теоретико-познавательной и идеологической функциями, свойственными всем сферам общественных знаний, в правоведении во всех его подразделениях конститутивное значение имеет практически-прикладная (нормативная) функция. На основе уяснения сущности права, его закономерностей, путей и методов повышения его эффективности, научно-обоснованных прогнозов юридическая наука в соответствии со своей классовой, политической природой нацелена на то, чтобы непосредственно и многосторонне направлять практическую деятельность. Причем направлять на всех уровнях практики, т. е. и при выработке государственно-правовой политики, и при совершенствовании законодательства, и при разъяснении (толковании) права для практического его применения, и при рационализации юридико-технических средств, используемых в процессе реализации права.
Предметом юридической науки являются правовая действительность как особая область социальной жизни классового общества и ее главное институционное воплощение - право.
Характеризуя предмет юридической науки с точки зрения единства теоретико-познавательной и практически-прикладной ее функций, можно выделить в качестве основных такие (хотя и частично перекрещивающиеся) элементы правовой действительности, различаемые в зависимости от глубины последней и уровня обслуживаемой правоведением практики:
а) закономерности права (в различных своих проявлениях, в том числе характеризующие право в действии);
б) догма права непосредственно юридическое, технико-юридическое, конструктивное содержание образующих его отраслей;
в) техника юриспруденции - та сторона правового регулирования, которая выражает обусловленные закономерностями и догмой права средства и приемы практической работы юридических органов по правотворчеству и применению права.

Шалагина М.А.

Правоведение

Шпаргалки

Издательство: Эксмо; 2008г., 32 стр.

Информативные ответы на все вопросы курса «Правоведение» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

1. Понятие, предмет и методы правоведения

2. Понятие, признаки и функции государства

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

4. Формы государственного устройства

5. Механизм государства. Органы государственной власти

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства

8. Нормативные правовые акты. Закон

9. Норма права. Структура нормы права

10. Классификация норм права

11. Право и мораль

12. Толкование права. Правосознание

13. Правонарушение

14. Юридическая ответственность

15. Основные правовые системы современности

16. Правовая система России

17. Отрасли права

18. Конституция Российской Федерации

19. Федеративное устройство России

20. Система органов государственной власти России

21. Избирательные права граждан РФ

22. Права и свободы личности в РФ

23. Законность, правопорядок и правовое государство

24. Понятие гражданского права

25. Гражданские правоотношения: понятие и виды

26. Физические лица. Правоспособность. Дееспособность

27. Юридические лица. Создание, реорганизация юридического лица. Ликвидация юридического лица

28. Общие положения об обязательствах. Стороны обязательства

29. Исполнение обязательств. Ответственность за нарушение обязательств. Односторонний отказ от исполнения обязательства

30. Понятие договора. Заключение договора

31. Изменение и расторжение договора

32. Понятие и содержание права собственности

33. Приобретение и прекращение права собственности

34. Собственность физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность

35. Наследственное право. Наследство. Наследование имущества

36. Наследование по закону и по завещанию

37. Выморочное имущество

38. Способы принятия наследства

39. Правовое регулирование имущественных отношений супругов. Брачный договор

40. Семейные и имущественные права ребенка

41. Опека и попечительство

42. Общие положения законодательства о труде

43. Понятие трудового договора. Изменение и прекращение трудового договора

44. Источники земельного права

45. Участники земельных правоотношений

46. Постоянное(бессрочное) пользование земельными участками

47. Налоговое право России. Налоги и сборы

48. Налоговые правонарушения

49. Административное право


50. Административное правонарушение и административная ответственность

51. Гражданское процессуальное право

52. Арбитражный процесс

53. Адвокатура

54. Нотариат

55. Уголовное право

56. Прокурорский надзор в РФ

Понятие, предмет и методы правоведения

Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

Ученикам предстоит изучать такой важный и нужный предмет, как правоведение. Это очень интересная дисциплина, без знания основ которой человек не может считаться гражданином своей страны.

Почему так важно изучать правоведение, и какие аспекты общества можно узнать?

Исходя из названия, становится понятно, что речь пойдет в первую очередь об изучении прав человека. Но не только. В общих чертах, правоведение - это целый сонм наук, которые составляют основу такой деятельности, как юриспруденция.

Основные понятия, применяемые в этой сфере, а также базовые знания о законах, собственно, и изучают школьники на уроках правоведения. Ну а, кроме того, именно благодаря курсу этого предмета, преподаваемому в школах, маленькие граждане нашей страны получают полную информацию о своих правах и обязанностях, о том, какие последствия повлечет за собой нарушение законов.

Зачем и когда была введена в эта дисциплина?

Она стала актуальной и нужной с того момента, как наша страна обозначила себя как государство правовое. Ее значение огромно: эта наука помогает, говоря словами Канта, научиться "различать неправое и правое". Правоведение объясняет особенности политического строя и законодательства. За время прохождения курса этой дисциплины юноши и девушки получают знания в различных отраслях. Прежде всего, они знакомятся с общей теорией права, историей основных понятий юриспруденции.

Затем вкратце изучаются отдельно семейное, уголовное и другие отрасли. Кроме теоретических занятий, для учеников предусмотрено решение конкретных задач по поиску верного решения в ситуации нарушения законодательства. Умение оценивать правильность гражданских поступков человека тоже входит в задачи, которым обучает правоведение. А это очень актуально.

В условиях специфики нашей страны, где законодательство изменяется достаточно часто, нужно учить правоведение. Учебник и тетрадь в изучении этого предмета, конечно же, важны, но главным инструментом в нем выступает действующая Конституция страны и отдельные кодексы законов. Нужно только, чтобы детям знания по правоведению подавались в интересной и по возможности игровой форме, чтобы интерес к изучению законов нашей страны не разбился о сухой и формальный язык терминов и постулатов.

Без знания всей этой информации будущим студентам будет сложно пройти тестирование для поступления в высшие учебные заведения юридического профиля. Так что для будущих адвокатов, нотариусов, юридических консультантов или прокуроров школьное правоведение - это трамплин для получения высшего образования.

Важно знать

Кроме того, не стоит забывать, что этим же термином обозначается и вся будущая таких специалистов. Ведь на латыни правоведение - это и есть юриспруденция. И по большому счету это так, ведь после окончания ВУЗа именно специалисты в этой отрасли могут считаться настоящими знатоками всевозможных законов и прав человека, которые действуют на территории нашей страны, да и за ее пределами, если потребуется.

  • Теоретические и философские правовые науки - юриспруденция, история государства и права (история права), теория государства и права , история правовых учений .
  • Правовые (юридические) науки по отраслям права : наука гражданского права, наука уголовного права и др.
  • Прикладные правовые науки - криминалистика , криминология , судебная медицина , судебная психиатрия , юридическая психология и др.

История

Античность

Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея . В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию .

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования . Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов . Римский юрист Секст Помпоний писал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий - первый верховный жрец из плебеев - объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.

Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше Капитоном). Также известна школа прокульянцев . В -V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме , Константинополе , Афинах , Александрии , Цезарее , Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая , а также сочинения Папиниана и Юлия Павла . В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций , Дигест и Кодекса Юстиниана .

Среди различных прочих функций, которые выполняли юристы в классическую эпоху существования римского права (первые три века нашей эры), были такие две: (1) давать юридические ответы (responsa) на поступавшие к ним вопросы от граждан; авторитетные знатоки права обычно собирали свои ответы по наиболее интересным делам и публиковали их в виде отдельной книги; так в юридической литературе сформировался особый жанр «Responsa»; (2) комментировать законы и иные нормы права с целью установления их смысла; данная функция могла осуществляться юристами в рамках учебной и научной деятельности, когда они писали разного рода учебники и авторские комментарии (к законам, эдикту и т. д.). Именно эти две функции привели к тому. что в эпоху классики юриспруденция превратилась в Риме в самостоятельный способ формирования новых правовых норм, то есть в один из источников (причем важнейший) римского права .

Средневековье

Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия .

В арабских странах господство перешло к религиозному праву - шариату , поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего Средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет , где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский , Кембриджский , Парижский , Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии , Англии , Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права . Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности ; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики . Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Особенностью юриспруденции средневековой Англии стало появление многочисленных brevia writs , содержащие индивидуализированные, подобно римским, иски на каждый случай нарушения прав, охраняемых законами. Постепенно такие brevia подвергаются юридической разработке со стороны законоведов. Рядом со сборниками brevia появляются сборники судебных решений (records ), комментарии к ним, судебные руководства (reports ), с изложением наиболее важных судебных случаев и аргументации, на которой стороны основывали свои притязания. Наконец, появляются целые обзоры действующего права, имевшие огромное воспитательное и практическое юридическое значение. В XII и XIII веках среди таких сборников наиболее известен «Трактат о законах и обычаях королевства Англии» (Tractatus de legibus et consuetudinibus regni Angliae ) Глэнвилла - первый трактат по общему праву , а также «De legibus et consuetudinibus regni Angliae libri quinque» (англ. On the Laws and Customs of England ) Генриха Брэктона - наиболее значительное из средневековых юридических сочинений Англии, представляющее собой обработку многочисленных судебных казусов и решений, проникнутую характерной для английской юриспруденции логикой и практическим смыслом. В нём также заметно влияние римского права и знакомство с Институциями Юстиниана .

Значительное отличие английской местной юридической традиции от континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо-саксонской и романо-германской правовых семей .

Французская юриспруденция до XV века направляет своё внимание на собирание и обработку обычного права в кутюмы (фр. coutume - обычай) но преимущественно с изучением римского права . Например, известны Великие Кутюмы Нормандии, Кутюмы Бовези Филиппа де Бомануара и кутюмы других французских земель и городов. На их основе в 1389 году был составлен «Большой сборник обычаев Франции», который однако не смог преодолеть разрозненность национального права во Франции (вплоть до Великой Французской революции).

Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образуются значительные центры изучения права - Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты , где каноническое право изучалось наряду с гражданским римским.

Новое время

Англия

Новый толчок к развитию английской юриспруденции во второй половине XV века дают сочинения Фортескью: «De laudibus legum Angliae» и Литльтона: «Tenures» . Первое имеет преимущественное значение в области публичного, второе - в области частного права. За Литльтоном следуют С. Жермэн («Dialogus de fundamentis legum Angliae et de conscientia» , 1523), Фитцгерберт («New Natura Brevium» , 1538), Стаунфорд, старейший английский теоретик уголовного права («The Pleas of the Crown» , до 1558), Смит (его «De republica Anglorum» представляет собой сжатый компендиум государственного, уголовного и гражданского права Англии его времени, 1565).

Хорошо известно также сочинение Кока как общего характера - «Institutes of the laws of England» . Существовал целый ряд второстепенных юристов, последовательно разрабатывающих отдельные отрасли и всю систему английского права (из них выдаются Hall , Hawkins , Comyns - юристы XVII века).

Одним из наиболее известных трудов английской юриспруденции Нового времени можно назвать четырёхтомную работу Уильяма Блэкстона «Комментарии к английским законам» (англ. Commentaries on the laws of England ) конца XVIII века. Им же было введено преподавание в университете национального общего права (англ. Common Law ) в Великобритании , что оказало значительное влияние и на юриспруденцию США .

Франция

К концу XV века во Франции началась серьёзная обработка судебных решений в интересах практического применения права Jurisprudence des Arrêts , среди деятелей которой особенно выделялись Луэ (Louet ), составивший около 1602 года сборник решений, и Денизар (Denisart ). Затем следовал ряд юристов, направивших своё внимание, кроме изучения римского права, на обработку уже выработанного обычного права и многочисленных королевских ордонансов (ставших играть заметную роль вследствие воссоединения французских земель и усиления королевской власти), с целью объединения всех видов источников права во Франции. Среди них выделялись Дю-Мулэн, Кокиль, Луазель , Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д’Агессо, Домат.

Испания

Германия

СССР

С 1991 года

Современная юриспруденция

Юридическое образование

В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону (Болонский процесс), что влияет в том числе и на организацию юридического образования в странах, входящих в эту зону (включая Россию).

Российская Федерация

Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов , а также юридические и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров - больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими, гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

  • общую


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация