Артем васильевич сазыкинэкологическое право. Методы правового регулирования в экологическом праве

Главная / Земля

Предмет экологического права РФ.

Предметом правового регулирования являются общественные экологические отношения, обладающие определенными признаками: 1) имеющие волевой характер. Так изменение путей миграции диких животных не может зависеть от воли человека. 2) складывающиеся по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы, а также внутренние и внешние экономические связи. 3) направленные на регулирование совокупности объектов, обеспечивающие условия жизнедеятельности и состояния здоровья человека.

Экологические общественные отношения:1) носят исторический характер.

Особенности современного периода: а) нерациональное природоиспользование. б) недостаточно развиты производственные силы и состояния международного сотрудничества. 2) носят производственный характер и присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: в производстве, распределении продукции, в ее обращении и потреблении. 3) имеют особый субъективный состав: во всех экологических отношениях государство действует в интересах народа. 4) наряду с эксплутационной целью имеет особые цели:

а) сохранение природных объектов.

б) улучшение природных объектов.

в) восстановление нарушенных природных объектов. Таким образом, экологические общественные отношения -это исторически обусловленные общественные отношения, направленные на сохранение, восстановление и эффективное использование искусственных экосистем и других материальных объектов в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей. Предметом экологического права являются складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные экологические отношения между физическими и юридическими лицами, при обязательном участии государства по эффективному использованию природных объектов в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды. Под окружающей средой в данном случае понимается биосфера, служащая условием, местом и средством жизни человека и других живых организмов; в широком смысле она включает в себя природу как систему естественных экологических систем и окружающую среду как преобразованную в результате деятельности человека часть естественной среды. Таким образом экологическое право предстает комплексной отраслью, чей предмет отличается от предметов смежных отраслей более широким кругом регулируемых общественных отношений и иным их качеством.

Метод экологического права РФ.

Метод правового регулирования - это способ правового воздействия на экологические общественные отношения со стороны государства. Он характеризует юридическое положение сторон в правоотношении; юридические факты (возникновение, изменение, прекращение правоотношений) ; определение прав и обязанностей субъектов; защиту их прав и законных интересов и т. д. Методы правового регулирования обуславливаются характером регулируемых отношений. Однако структура методов не является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В экологическом праве выделяют два метода правового регулирования:

1. Метод экологизации - направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение заключается в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован при условии подчинения данным законам. Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным. Он имеет следующие составляющие:

1) закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экономически и экологически значимых, использование либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (Ф. З. от17. 12. 1998№191-ФЗ» Об исключительной экономической зоне РФ”) .

2) закрепление в законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны.

3) закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также физических и юридических лиц, неизбежно влияющих на экосистему страны.

4) четкая регламентация правил экологопользования, которые обуславливаются спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя.

5) установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Законом предусмотрена: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная и специальная ответственность.

2. Метод общественного участия обусловлен тем, что экологическое право имеет своим источником совокупный общественный интерес в сохранении и воспроизводстве объектов окружающей среды. Данный метод основывается на следующих принципах:1) взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления. 2) Обязательный учет экологических общественных интересов. 3) Информирование общественности и доступность нормотворчества для граждан.

Особенность экологического права заключается в том, что оно стоит на стыке частного и публичного права. Следует отметить, что по этому поводу ученые-правоведы ведут дискуссии. Одни относят экологическое право к частному праву, другие - к публичному праву.

Диспозитивный метод правового регулирования в экологических правоотношениях используется при применении гражданско-правовых норм: при возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением; при заключении гражданско-правовых договоров по владению, использованию и (или) распоряжению земель и других природных ресурсов в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Но даже при решении этих и других вопросов неизбежно одновременное применение императивных методов правового регулирования, поскольку, например, направлять требования о возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением, вправе лишь специально уполномоченный орган исполнительной власти. В свою очередь, с того момента, когда государственный орган или его представитель вступает в отношения, такие правоотношения автоматически начинают строятся по принципу "власть-подчинение", а также принципы экологического права. Также, зачастую заключению того или иного гражданско-правового договора предшествует определенная процедура предоставления земель или других природных ресурсов. С этих позиций считаем, что экологическому праву на равных условиях характерны как методы гражданско-правового регулирования, так и методы административно-правового регулирования. В этой статье не рассматриваются объекты экологических правоотношений, однако вопрос их регулирование будет изучен в последующей статье.

Учитывая вышеизложенное, принято выделять следующие методы экологического права:

Метод "экологизации", характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому - изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.

Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях. Так, взаимоотношения органов государственной власти и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора регулируются именно императивными нормами.

Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами. Так, законодательством предусмотрена возможность заключения Соглашения между органами государственной власти разного уровня, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды как одна из правовых и наиболее действенных форм взаимодействия.

Метод правового регулирования связан с вопросом, каким образом право регулирует общественные отношения. Под методом правового регулирования общественных отношений понимают совокупность средств и приемов, посредством которых право через поведение субъектов влияет на общественные отношения. Это общее определение метода правового регулирования общественных отношений в своей основе касается и метода регулирования экологических отношений.

В действующей системе права относительно регулирования общественных отношений используют два основных способа воздействия на поведение человека: диспозитивный, характеризующийся автономией и равноправием сторон; императивный, основанный на властных предписаниях. Если исходить из этой классификации метода правового регулирования, то нет необходимости в обязательном определении метода для каждой отрасли права, поскольку указанные элементы охватывают основные способы и приемы воздействия на общественные отношения. Однако использование указанных методов не исключает, а даже предполагает установление дополнительных и специфических способов воздействия на субъектов регулируемых отношений, с учетом их характера. Кроме того, в литературе справедливо отмечается, что метод правового регулирования является багатоелементним явлением и может заимствовать приемы и способы воздействия на субъектов в однородных отраслях права, формируя при этом определенные специфические черты метода самостоятельной отрасли права.

В экологическом праве применяются приемы и способы диспозитивного (гражданско-правового) и императивный (административно-правовой) методов правового регулирования экологических отношений. Этот особый (смешанный) метод правового регулирования составляют названные элементы их сочетание образует этот отраслевой метод, определяет его специфику, что проявляется во всех элементах системы экологического права.

Приемы и способы диспозитивного метода используются чаще всего при регулировании отношений собственности на природные объекты, договорных отношений, отношений по поводу совместного использования природных объектов, при решении эколого-правовых споров, при возмещении ущерба разных видов и т.д. В современных условиях, учитывая развитие рыночных отношений, этот метод будет получать все более широкое применение. Оптимальное сочетание двух методов правового регулирования экологических отношений - единственно верный путь надлежащего правового регулирования. Использование императивного метода регулирования экологических отношений в настоящее время является необходимым и оправданным. Этому методу присущ проявление власти и подчинения. Сущность метода заключается в установлении предписаний, разрешений, запрещений, ограничений и др. Он проявляется в проведении экологической экспертизы, в случаях возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, при осуществлении необходимых охранных экологических мероприятий и т.п. В таком случае следует преимущественно использовать властные предписания, обязательные для исполнения. Необходимо подчеркнуть, что при регулировании экологических отношений применяется преимущественно именно императивный метод.

Итак, метод правового регулирования экологических отношений базируется на сочетании императивных и диспозитивных способов и приемов воздействия норм экологического законодательства на субъектов таких отношений. Таким образом, экологическое право как самостоятельная отрасль права имеет свой метод правового регулирования экологических отношений.

Понятие экологического права

Экологическое право является юридической формой экологических отношений. Вопрос о экологическое право как отрасль права, его становление, впервые были рассмотрены в правовой литературе в монографии О. С. Колбасовим. Его развитие и становление проходит в широкой научной дискуссии, что является вполне оправданным, ибо только в процессе научного обсуждения можно выработать оптимальный подход к пониманию экологического права.

И.И. Каракаш обращает внимание на то, что когда в 80-е годы прошлого века преимущественно признавалось природоресурсовое право, в которое включались и экологические отношения, то в 90-е - наоборот, приоритетным стало экологическое право, что интегрировало природноресурсовые отношения. Несмотря на схожесть этих отраслей законодательства и права, они все же имеют существенные различия и отличаются своей структурой, системой, источниками, методами и принципами регулирования, содержанием правовых институтов и т.д. В связи с этим И. Каракаш считает, что природноресурсовые отношения являются достаточно самостоятельными и могут рассматриваться как отдельные общественные отношения. Этим он объясняет выделение природноресурсових отношений со склада экологических отношений. Кроме того, природноресурсовые отношения имеют комплексный характер, поскольку объединяют земельные, горные, водные и лесные общественные отношения, также отношения по использованию объектов природно-заповедного фонда, растительного и животного мира и других природных объектов и их ресурсов. Вызывает определенные сомнения позиция автора относительно характера природноресурсових отношений, поскольку вряд ли можно на основании указанных разновидностей отношений говорить об их комплексность. Скорее всего более обоснованным будет положение относительно сложного характера правоотношений. Но впоследствии автор приходит к выводу, что так или иначе дифференцированный и интегрированный взгляды на современное экологическое право предоставляют основания для определения однородности или комплексности содержания его правовых норм и структуры как отрасли права. Однако они существенно не влияют на определение самостоятельной природы самой отрасли экологического права. Таким образом, экологическое право рассматривается им как самостоятельная отрасль отечественного права, которая представляет собой совокупность правовых норм, установленных и гарантируемых государством, регулирующих общественные отношения в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, с целью защиты экологических прав и свобод граждан, обеспечения экологической безопасности общества и экологических интересов нынешних и будущих поколений людей в качественном состоянии окружающей среды.

Высказанные в науке мнения относительно понятия экологического права в общих чертах сводятся к двум основным направлениям. Одни авторы считают, что экологическое право принадлежит комплексных (интегрированных) отраслей права, в состав ее входит несколько самостоятельных отраслей права, которые регулируют различные виды экологических отношений. При этом комплексность экологического права такие авторы трактуют по-разному. Например: а) каждая отрасль права, входит в состав экологического права, регулирующая самостоятельный вид экологических отношений, в основу которых положены различные экологические объекты. Поэтому и существуют такие самостоятельные отрасли права, как земельное, лесное, водное, горное, фаунистическое, атмосфероповітряне и др.; б) экологическое право - интегрированная правовая общность (комплексная отрасль права), которая объединяет совокупность эколого-правовых норм, регулирующих экологические отношения в целях эффективного использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, обеспечения качества окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, реализации защиты экологических прав. С точки зрения Ю. С. Шемшученко, определяющим для предмета экологического права как комплексной отрасли являются четыре группы общественных отношений: а) отношения по охране окружающей природной среды; б) отношения по использованию природных ресурсов; в) отношения по обеспечению экологической безопасности; г) отношения по поводу формирования, сохранения и рационального использования экосети. Несколько похожей является позиция В. В. Костицкого.

В условиях современности все больше обращается внимание на общепризнанные принципы приоритета международного права, согласно которым государство обязано адаптировать свою эколого-правовую терминологию международных стандартов. Некоторые специалисты считают, что целесообразно употреблять термин "среды", который является более адекватным срочные "окружающая среда", чем "окружающая среда" или "экологический", в названии отрасли права. А ситуацию, когда одна и та же отрасль права имеет разные названия, нельзя считать нормальной.

Одновременно получает развитие и концепция, согласно которой экологическое право является комплексной отраслью права, а представляет собой самостоятельную отрасль в общей системе права. Так, Ю. О. Волк считает, что природоресурсове (экологическое) право имеет единый предмет правового регулирования - общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов. Другие авторы, поддерживая такое мнение, считают, что единые экологические отношения имеют несколько разновидностей (земельные, водные, лесные, горные, фаунистические, атмосфероповітряні и др.), которым присущи свои существенные специфические особенности и специальные правовые формы в виде подотраслей экологического права: земельного, водного, лесного, горного, фаунистических, атмосфероповітряного, природно-заповедного и т.д. По их мнению, такой подход к пониманию экологического права обеспечивает его единство как самостоятельной (некомплексної) отрасли права и внутреннюю дифференциацию.

Важно подчеркнуть, что В. В. Петров, который длительное время не разделял таких взглядов, в последних трудах обоснованно отмечает, что экологическое право, учитывая его предмет является совокупностью однородных общественных экологических отношений, поэтому его не следует относить к комплексным отраслям права. В литературе справедливо отмечается, что экологические отношения являются единственными.

Еще одна интересная точка зрения: О. Л. Дубовик рассматривает экологическое право как самостоятельную комплексную отрасль права, регулирующая отношения в сфере взаимодействия общества и человека с окружающей природной средой, предлагает определить место экологического права в правовой системе как над/супер/более отрасль права, мотивируя это тем, что главная цель экологического права-сохранение жизни на Земле и обеспечение необходимых условий жизнедеятельности человека.

В юридической литературе имеются и другие предложения по выделению подотраслей (сфер) экологического права - флористического права, ландшафтного права и др. Юристы также обосновывают наличие комплексной отрасли экологического права - права экологической безопасности, а также эколого-процессуальной подотрасли.

Можно сделать вывод, что в науке идет активный поиск оптимального понимания сущности экологического права, его места в системе права. Наиболее аргументированным является мнение тех авторов, которые рассматривают экологическое право как самостоятельную (некомплексну) отрасль права с підгалузевою структурой. Изложенное позволяет сделать вывод, что экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические отношения, которые возникают между субъектами по поводу обеспечения экологической безопасности, принадлежности, использования, воспроизводства (восстановления) природных объектов и комплексов, охраны, а в определенных случаях - защиты человека, окружающей природной среды от вредного воздействия с целью предупреждения, предотвращения, устранения его негативных последствий, и удовлетворение экологических и других интересов соответствующих субъектов и поддержания устойчивого экологического развития, экологического равновесия в стране и отдельных ее регионах.

Наряду с изложенным следует помнить, что экологическое право - это относительно "молодая" отрасль права, которая развивается очень динамично в современных условиях. Многочисленность и разнообразие нормативно-правовых актов, регламентирующих экологические отношения, обусловленные большим количеством объектов указанной отрасли права и их видовой дифференциацией. Много общественных отношений уже екологізовано, часть еще нуждается в дальнейшей экологизации, продолжается процесс систематизации экологического законодательства.

Методологический арсенал науки экологического права весьма разнообразен и включает методы различных областей человеческого знания - философский, исторический, прогностический, анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретного и другие общие методы.

Принято считать, что из названных методов первостепенное значение имеет исторический метод. Информация об исторических аспектах взаимодействия общества и природы имеет большое значение, ибо весь накопленный цивилизацией опыт необходим не только для анализа и оценки происхождения экологических проблем современного этапа, но и для выработки стратегии по устойчивому, экологически безопасному пути развития общества.

Не менее значимым в области общественных экологических отношений является и прогностический метод, задача которого заключается в предсказании, прогнозировании будущего в технике, науке, в окружающей среде, наконец, в праве на основе научных данных, полученных различными отраслями человеческого знания.

Таким образом, в области науки метод есть путь познания, который исследователь прикладывает к своему предмету. Следовательно, предмет и метод обладают определенным единством. Отрыв друг от друга отрицательно скажется и на эффективности и на самостоятельности отрасли, в частности, экологического права.

Говоря о методах правового регулирования, применяемых в экологическом праве, подчеркнем, что метод это способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. Другими словами, это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. В науке права признается два основных метода правового регулирования: административно- правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный).

Доминирующее положение в экологическом праве занимает административно-правовой метод. Его суть заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства, соответственно стороны находятся в неравном положении: между ними отношения власти и подчинения. В экологическом праве императивный метод опосредуется в специфических формах - нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др.

Гражданско-правовой (диспозитивный) метод основывается на равенстве сторон правоотношения. Юридически равные субъекты самостоятельно определяют свои права и обязанности, которые должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

В условиях перехода к рынку, а также с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства, гражданско-правовой метод стал применяться более широко. В соответствии с законодательством право пользования природными ресурсами представляется на основе лицензии и заключаемого в соответствии с ней договора. Несмотря на то, что договор заключается природопользователем с органом исполнительной власти субъекта РФ, по своей природе такой договор является гражданско-правовым.

К одним и тем же отношениям по природопользованию и охране ОС может быть применен, при определенных условиях, и тот и другой методы. Так, заключение договора на природопользование представляет собой результат применения гражданско-правового метода регулирования. Однако если в процессе природопользования нарушаются договорные условия, и причиняется существенный экологический вред, может быть применен административно-правовой метод регулирования отношений по природопользованию. Следовательно, можно говорить о сочетании указанных методов. Такое сочетание реализуется через установленную законом систему нормативов качества ОС, в которых устанавливаются пределы допустимых воздействий хозяйственной деятельности на природу, превышение которых влечет применение мер ответственности.

Б.В.Ерофеев предлагает универсальный, по его мнению, метод - экологизации, который представляется им как сочетание общеэкологического подхода к общественным экологическим отношениям, с дифференцированным по объектам. Его элементы:

определение и закрепление в законодательстве тех элементов экосистемы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых, либо воздействие на которые, нуждается в правовом регулировании;

закрепление в законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное управление использованием природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

закрепление в действующем законодательстве круга экологопользователей (юридических и физических лиц), которые в процессе своей деятельности неизбежно влияют на экосистему страны;

регламентация правил экологопользования, которые, с одной стороны обусловлены спецификой объекта использования, а с другой - правовым статусом экологопользователя;

установление мер юридической ответственности за нарушение правил эколого пользования.

Однако, в философии, как основополагающей науке дающей исследователю возможность проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели, сформировалось прочное убеждение, что универсального метода не существует. Более того, каждая проблема, точнее, предмет, требует собственного метода.

С учетом изложенного, целью правового регулирования экологических отношений следует считать гармонизацию отношений между обществом и природой. Поставленная цель может быть достигнута системой существующих методов правового регулирования - императивного и диспозитивного, и выделение дополнительного (универсального) метода не только не целесообразно, но и научно не обоснованно.

Метод правового регулирования - это способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. Он характеризует положение сторон в правоотношении; юридические факты, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений; определение прав и обязанностей субъектов; защиту их нрав и законных интересов; юридическую ответственность и т.д.

Методы выявляются с учетом особенностей режима правового регулирования общественных отношений, которые составляют предмет отрасли. Другими словами, методы правового регулирования обусловливаются характером регулируемых отношений. Однако структура методов нс является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В отдельных случаях к однородным общественным отношениям могут быть применены различные методы правового регулирования.

В экологическом праве основным методом является метод экологизации. Он имеет комплексный характер: в его состав входят административно-правовой и гражданско-правовой методы. Кроме того, выделяются другие способы регулирования экологических общественных отношений: метод общественного участия, историко-правовой, прогностический методы и т.д. Они играют вспомогательную роль.

Метод экологизации направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение обусловлено спецификой предмета экологического права, заключающейся в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован только при условии подчинения данным законам. Например, пользователь земли, засеявший пахотный участок, может воздействовать на природнорастениеводческие экологические процессы (поливать, подкармливать растения, бороться с сорняками и т.п.), но не в состоянии изменить их естественный ход.

Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным, подобъектным: правовое регулирование осуществляется с позиций интересов сохранности экологической системы и с учетом особенностей природного объекта. Он имеет следующие составляющие:

  • - закрепление в законодательстве тех элементов экологической системы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (см., в частности, федеральные законы от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»). Преимущественно экономический (ириродоресурсовый) подход в правовом регулировании использования природных объектов оставляет за пределами нрава многие элементы экосистемы. Необходимо придать правовой статус экологическим связям природных объектов, имеющих большую значимость; закрепить ландшафтный подход к отводу земель и формированию регионов и т.п. Только при этом природоресурсовые нормы превратятся в экологические и будет реализована первая составляющая метода экологизации;
  • - закрепление в законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны (Минприроды России), межведомственные и ведомственные службы и т.д.;
  • - закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также физических и юридических лиц, которые в ходе осуществления своих жизнеобеспечивающих функций неизбежно влияют на экосистему страны. Законодателем определены пользователи земли, недропользователи, пользователи животного мира. Однако за пределами правового регулирования остаются попутные с ресурсовыми виды экологопользования (воздействие на окружающую среду, степень задействования экологических связей используемого объекта и т.п.), что не соответствует общему экологическому закону взаимосвязей. Статус природопользователя должен быть заменен статусом экологопользователя , поскольку каждое использование природного объекта неизбежно связано с воздействием на его экологические связи с другими природными объектами (гражданин, проезжающий на моторной лодке по водоему в период нереста рыбы, губит значительное число рыбной молоди; уничтожение браконьерами редких животных приносит невосполнимый вред фауне и т.п.). Представляется целесообразным использовать правила, установленные в отношении общих и специальных пользователей природных объектов в водном законодательстве, в отношении всех экологопользователей, поскольку статус общего и специального природопользования позволяет дифференцировать права и обязанности общих и специальных экологопользователей;
  • - четкая регламентация правил экологопользования, которые обусловливаются, с одной стороны, спецификой объекта экологопользования, а с другой - правовым статусом экологопользователя. Так, охота регламентирована с учетом видовых особенностей дикой фауны исходя из уставной правоспособности организации, которой выделены охотничьи угодья (промысловой, научно-исследовательской и т.п.);
  • - установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Законом предусмотрена дисциплинарная, административная (ст. 3.1-3.10, 8.1-8.10 КоАП РФ), уголовная (ст. 246-262 УК РФ), материальная и специальная (лишение права пользования теми или иными объектами, изъятие объектов и др.) ответственность.

Подход к установлению прав и обязанностей субъектов правоотношений может быть императивным или диспозитивным.

Императивный подход выражается в установлении обязательных предписаний и запретов. Интересы экологопользователей не всегда совпадают с общественными интересами, поэтому им вменяется строго целевое, рациональное, комплексное использование переданных им в пользование природных объектов. Установление запретов применяется в тех элементах экологопользования, где происходит столкновение личных (групповых) интересов с государственными (общенародными) и проблема не может быть решена без правового вмешательства. Соблюдение запретов обеспечивается применением мер ответственности за их нарушение. Так, запрещение выбросов в атмосферу вредных отходов, превышающих предельно допустимые нормы, обеспечено возможным привлечением к административной или уголовной ответственности (ст. 8.21 КоАП РФ, ст. 251 УК РФ).

Диспозитивный подход реализуется в трех основных формах: рекомендаций, санкционирования принятых экологопользователями решений и разрешений.

Рекомендации представляют собой примерные правила, в ходе применения которых экологопользователи вправе применять местное правотворчество. При санкционировании субъект правоотношений наделяется правом принимать решения по установленному кругу общественных отношений, но его решения вступают в юридическую силу только с момента утверждения компетентным органом. Разрешение - это предоставление неограниченного права принимать решения по определенному круг}" вопросов.

Метод общественного участия обусловлен тем, что экологическое право имеет своим источником совокупный общественный интерес в сохранении и воспроизводстве объектов окружающей среды, рассматриваемых в качестве необходимого условия существования социума.

Институт общественного участия в решении экологических проблем в Российской Федерации находится в процессе развития. Основой его реализации является широкое участие граждан в нормотворчестве (путем выражения своего мнения по вопросам экологии на референдумах, слушаниях, при проведении общественной экологической экспертизы, избрании депутатов, лоббировании законопроектов и др.). В частности, права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы, а также их право на проведение общественной экологической экспертизы закреплены в ст. 19, 20 Закона об экологической экспертизе.

Метод общественного участия основывается на следующих принципах:

  • - взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления;
  • - обязательный учет экологических общественных интересов;
  • - информирование общественности и доступность нормотворческих процедур для участия в них граждан.

Метод правового регулирования экологического права есть способ правового воздействия на экологические общественные отношения посредством законодательного закрепления всех элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования структуры органов управления и круга экологопользователей. Из этого следует необходимость установления четкой регламентации правил экологопользования с активным привлечением общественности к решению всех экологических проблем.

Правомочия субъектов экологических правоотношений устанавливаются с помощью императивного или диспозитивного подхода.

Различия в предмете и методе правового регулирования отличают экологическое право от природоресурсового права.

Предметом экологического права являются общественные отношения, которые касаются не столько самих природных объектов, сколько их внутренних и внешних связей, свойств, состояний, процессов, происходящих в них. Экологическое право регулирует общественные экологические отношения, в то время как природоресурсовое право сужает их круг до экономически значимых. Предметом природоресурсового права выступают только общественные отношения, складывающиеся по поводу отдельных природных компонентов: земли, ее недр, лесов, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и др.

Такое различие обусловлено тем, что человек поделил природные объекты на выгодные и невыгодные для него, не принимая во внимание то обстоятельство, что порой «невыгодные» элементы природного объекта являются условиями существования «выгодных». В этом смысле природоресурсовое право более эгоистично по отношению к природе, чем экологическое право, которое также регулирует потребительские отношения в обществе, стремясь при этом не причинить ущерба природе как системе, объединяющей экологические системы.

По методу правового регулирования экологическое право также отличается от природоресурсового. Если для природоресурсового права характерен волевой подход (делать так, как этого требуют экономические интересы общества), то экологическое право предполагает прежде всего соблюдение экологического принципа сохранения природы как системы, совокупности экологических систем и лишь при выполнении этого условия позволяет поступить так, как этого требуют экономические интересы. Эколого-правовое регулирование взаимоотношений общества и природы качественно отличается от природоресурсового еще и тем, что оно осуществляется в соответствии с основными экологическими законами. Иначе говоря, метод экологического права предполагает приоритет действия основных законов экологии , в частности, следующих:

  • - «все связано со всем» (закон всеобщей взаимосвязи);
  • - «все видоизменяется» (закон неисчезаемости материи);
  • - «природа знает лучше» (приоритет законов экологии над другими законами, предостерегает человечество от самоуверенности);
  • - «ничто не дается даром» (без последствий не остается ни одно действие).

За последние годы в законодательстве ужесточаются требования, обязывающие экологопользователей действовать с учетом сохранности всей окружающей среды. Например, действия объектов хозяйственной и иной деятельности, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды (ст. 15 Закона об охране атмосферного воздуха); в соответствии со ст. 54 Закона об охране окружающей среды в целях охраны озонового слоя атмосферы от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности введены запреты на проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих производство озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и др.). Тем самым предмет природоресурсового права стал расширяться до рамок экологического права.

а) Под методом права в юриспруденции понимают способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства.

Применительно к экологическому праву можно сказать, что метод - это устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В правовой науке признается два метода - административно-правовой и гражданско-правовой, хотя в системе российского права выделено примерно несколько десятков отраслей права. Это означает, что большинство отраслей не имеют собственного метода правового регулирования, который был бы вполне адекватен их предмету. Как правило, используются комбинации названных методов правового регулирования. Причем административно-правовой метод применяется преимущественно в отраслях публичного права, к числу которых относится в основном и экологическое право. Применение гражданско-правового метода преобладает в отраслях частного права.

Суть административно-правового метода регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравном положении - между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве административно-правовой метод опосредуется в специфических формах: нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он выражается в установлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду предприятиями природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, дозволении на принятие решения о строительстве, к примеру, высокоскоростной магистрали С. Петербург – Москва (лишь при положительном заключении государственной экологической экспертизы), запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, и применении мер юридической ответственности и др.

Гражданско-правовой метод регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними соглашения они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.


В современном экологическом праве применяются оба метода правового регулирования. Причем в условиях перехода к рыночной экономике, гражданско-правовой метод применяется в данной отрасли права все более широко. Согласно новому экологическому законодательству, право пользования природными ресурсами предоставляется на основе лицензии и заключаемого в соответствии с ней договора. Хотя договор заключается природопользователем с органом исполнительной власти субъекта РФ, по своей природе такой договор является гражданско-правовым.

Необходимо отметить, что к одним и тем же отношениям по природопользованию и охране окружающей среды, регулируемым правом, может быть при определенных условиях применены оба названных метода. Например, заключение договора на природопользование представляет собой пример гражданско-правового метода регулирования. Но если в процессе природопользования нарушаются условия, предусмотренные договором, и причиняется существенный экологический вред, может быть применен административно-правовой метод регулирования этих отношений.

Для экологического права характерно преобладание административно-правового метода воздействия на регулируемые отношения, характерными чертами которого являются не отношения юридического равенства сторон, присущего гражданско-правовому методу, а отношения власти и подчинения. Именно такими, властными, полномочиями обладают природоохранительные органы, стоящие на страже интересов общества и гражданина.

Говоря об особенностях правового регулирования экологических отношений, следует отметить, что в современных условиях значительно возросло значение экономических методов воздействия на экологические отношения, что находит выражение в установлении платы за использование природных ресурсов, чего ранее не было, а бесплатность природопользования квалифицировалась как одно из «достижений и преимуществ социалистического строя». Усиление экономических методов воздействия на экологические отношения проявляется и в создании особых экологических фондов, учреждении определенных льгот и преимуществ за рациональное использование природных ресурсов и др.

Вместе с тем следует констатировать, что в сфере экологических отношений не наблюдается так называемая «замена» административных методов экономическими, здесь по-прежнему преобладают административно-правовые методы воздействия на регулируемые отношения, что обусловлено спецификой последних, их особой социальной значимостью для общества в целом и для каждого гражданина в отдельности.

В экологическом праве ведущим методом является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и природы. Этот метод вводится как сочетание обще экологического подхода с дифференцированным, по объектным, когда в правовом регулировании интересов каждого природного объекта осуществляется с позиции интересов сохранности данной системы, но в то же время учитываются особенности данного объекта.

Метод экологизации включает следующие элементы:

закрепление в действующем законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное управление использованием природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологической системы страны;

Закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей;

регламентацию правил природопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта природопользования, а с другого - правовым статусом природопользователя;

Установление юридической ответственности за нарушение прав природопользования.

Эколого-правовой метод регулирования проявляется, как и других отраслях российского права, через императивный и диспозитивный подход к установлению обязанностей и прав субъектов правоотношений.

б) Нормы экологического права

Нормами экологического права считают правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. Они подразделяются на три группы: отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов т.д.), комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом). Экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).

Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды (ст. 3 Закона об охране окружающей среды).

Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды.

Различают эколого-правовые нормы-приоритеты трех уровней:

Отраслевого;

Межотраслевого и общего экологического уровня.

Отраслевые приоритеты содержатся в природоресурсовых отраслях законодательства. Так, в земельном законодательстве закреплены правовые приоритеты охраны земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего, пахотных угодий. В законодательстве о недрах преимущественное право на охрану имеют месторождения полезных ископаемых, подземных вод, памятники истории и культуры. В водном законодательстве устанавливается приоритет пресной воды для питьевых и коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных целей. В лесном законодательстве приоритетное значение имеет охрана лесов первой группы, имеющих природоохранное, почвозащитное, водоохранное, полезащитное и иное экологическое назначение.

Межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Они включаются в "работу", когда происходит столкновение отраслевых приоритетов. Например, земельное законодательство разрешает предоставление земельного участка на площадях залегания полезных ископаемых только по согласованию с органами геологии и использования недр. Здесь явное предпочтение отдается полезным ископаемым, т.е. элементам недр. Однако при сопоставлении хозяйственного и экологического значений территории, недра которой содержат полезные ископаемые, вопрос может быть решен и в пользу сохранения земельных угодий. Такой вопрос окончательно решают органы исполнительной власти субъектов РФ с участием, в случае необходимости, федеральных органов власти, или только федеральные органы Федерации, если рассматриваемая территория относится к федеральным ресурсам.

Общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны окружающей природной среды – обеспечение качества окружающей человека природной среды.

Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного или иного содержания подлежат прекращению, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека. Общие экологические приоритеты вытекают из ст. 3 Закона об охране окружающей

природной среды и действуют повсеместно. Особенно велико их значение в тех сферах, где еще недостаточно разработаны экологические нормы. Например, в сельском цели охраны окружающей природной среды - обеспечение качества окружающей человека природной хозяйстве, где часто использование минеральных удобрений, ядохимикатов, различного рода стимуляторов роста происходит с нарушением установленных нормативов.

Нормы-правила - третья категория эколого-правовых норм. Они содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императивы подразделяются: на предупредительные, запретительные, восстановительные (компенсационные), карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обязывающие.

Предупредительные императивы наряду с запретительными нормами образуют основную массу эколого-правовых норм. Предупредительные императивы призваны предотвратить наступление вредных последствий в результате неправомерного действия. Так, предупредительное значение в земельном законодательстве имеют нормы, регламентирующие порядок предоставления земель для осуществления промышленной или сельскохозяйственной деятельности с целью не допустить размещение экологически вредных производств. Предупредительное значение имеют также все нормы, регулирующие порядок экологического контроля, экологической экспертизы и т.п.

Запретительные императивы направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной среде. Эти нормы занимают центральное место в природоохранительных правовых актах. В частности, по Закону РФ об охране окружающей природной среды, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных системой очистки и обезвреживания отходов, применительно указанного закона запрещается ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств.

Восстановительные , или компенсационные, нормы права содержат требование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушенного" состояния природной среды, а также компенсации расходов и затрат, понесенных в процессе восстановления природной среды. Подобные меры принимаются в рамках гражданских или административных правоотношений по возмещению причиненного вреда природной среде либо имущественным интересам природопользователей.

Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к административной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса. В зависимости от предусмотренных санкций и степени общественной опасности они подразделяются на административные экологические правонарушения и уголовные экологические преступления (Закон РФ об охране окружающей среды).

Поощрительные эколого-правовые нормы , как правило, относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Это может быть материальное стимулирование за выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. К числу указанных норм относятся нормы, устанавливающие порядок внесения платежей за выбросы, сбросы вредных веществ. В наиболее полном объеме такие нормы содержатся в разделе III Закона РФ об охране окружающей природной среды ("Экономический механизм охраны окружающей природной среды").

Названные группы норм права входят в категорию эколого-правовых норм

охранительного назначения. Определенное место в правовом регулировании природоохранительной деятельности занимают нормы так называемого регулятивного направления. К их числу может быть отнесена компетенция представительных и исполнительных органов в области охраны окружающей природной среды, где преобладают управомочивающие нормы.

Разрешительные и обязывающие нормы обращены, прежде всего, к природопользователю. В одном случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право на определенное воздействие на природную среду, в другом к нему предъявляются соответствующие требования как к участнику экологического

правоотношения.

Управомачивающие нормы, устанавливающие компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства, излагаются в ст. 6-10 Закона РФ об охране окружающей природной среды.

Обязывающие нормы представлены в ст. 40-57 Закона РФ об охране окружающей природной среды, где провозглашаются экологические требования в различных сферах хозяйственной деятельности. Они определяют правила поведения хозяйствующих субъектов при осуществлении ими своей деятельности. Общей обязанностью всех субъектов, какими бы видами деятельности они ни занимались, является выполнение требований по охране природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, планов и мероприятий по оздоровлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, восстановлению потерь в природной среде.

Разрешающие нормы регулируют порядок выдачи лицензий (разрешений) на использование природных ресурсов, включая выбросы, сбросы, захоронения вредных веществ. Субъектами этих отношений выступают хозяйствующие субъекты, включая граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, и специально уполномоченные для этого органы по охране окружающей природной среды. В разрешительных нормах в единое целое соединяются полномочия на выдачу разрешения со стороны органа государства и обязанность его получения и выполнения - со стороны хозяйствующего субъекта.

Все перечисленные выше нормы экологического права являются "первокирпичиками" отрасли экологического права. В тоже время, среди них выделяют совокупности эколого-правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений и получивших название институтов экологического права. Так, существуют такие важнейшие институты как институт государственной и других форм собственности, институт права природопользования и др.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация