Защита авторских прав на произведения

Главная / Земля

Правовое заключение по защите авторских прав в интернете от Ridero

Если речь о защите в сети Интернет, то защита авторских прав на русскоязычном рынке в настоящий момент достаточно серьезно реформирована. В силу вступил ряд поправок, в соответствии с которыми разработан механизм защиты. Для решения проблемы защиты прав был разработан Федеральный закон №187 -ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях”. Данный Федеральный Закон установил механизм защиты авторов в сети Интернет. Если правообладатель обнаружил, что информация распространяется с нарушением его авторских прав, он вправе обратиться в суд с заявлением о применении обеспечительных мер в виде ограничения доступа к информационному ресурсу. Подробнее об этом — ниже.

В настоящий момент в России не предусмотрено какой-либо официальной процедуры регистрации авторский прав на произведения (кроме программ для ЭВМ). В соответствии с действующим законодательством, в России действует презумпция авторства. Что это значит? Авторство признается юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное. Автором произведения считается лицо, указанное автором на оригинале или экземпляре произведения, пока не доказано обратное.

Что касается способов защиты. Основной закон, регулирующий авторские и исключительные права на произведение — это Гражданский кодекс Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством, для возникновения и защиты авторских прав не требуется какая-либо регистрация произведения. То есть, для того, чтобы произведение считалось объектом авторского права, его нужно создать.

Как показывает практика, иногда приходится доказывать своё авторство. Существуют разные способы, выработанные авторами произведений и примененные на практике, которые могут помочь при возникновении в будущем спора об авторстве.

  1. Необходимо сохранять все исходные материалы, как бумажные, так и цифровые.
  2. Заверение у нотариуса. Можно пойти к нотариусу с распечатанным текстом произведения, заверить у нотариуса либо копию документа, либо удостоверить время предъявления документа, либо подлинность подписи на оригинале произведения.
  3. Депонирование авторских прав. у одной из организаций, к примеру РАО. Депонирование не является государственной регистрацией прав, но фиксирует дату и время предъявления произведения, и в случае спора об авторстве, такие сведения могут быть использованы в качестве одного из доказательств. О депонировании произведения в РАО можно почитать здесь: http://rao.ru/index.php/pravoobladatelyam/avtor/registratsiya
  4. Отправка объекта авторских прав себе по почте заказным письмом с уведомлением. Письмо не вскрывать. Таким образом, при возникновении спора об авторстве будет доказательства существования и отправки автором экземпляра произведения (на конверте обязательно ставится дата отправки). Минус данного способа — конверт в качестве доказательства может использоваться только один раз, когда будет вскрыт в суде.

Что касается защиты авторских прав в сети Интернет, то здесь, в случае, если правообладателем обнаружено незаконное использование материалов, порядок действий может быть следующим: Правообладатель должен направить владельцу ресурса в сети Интернет претензию, в которой необходимо изложить суть нарушения, и требование о том, чтобы материал был удален. Как показывает практика, при получении подобного письма информация с интернет ресурса удаляется. Если возникают сложности с поиском адресата, можно воспользоваться сервисом, позволяющим связаться с администратором домена. Информация содержится в базе данных РосНИИРОС. Для осуществления блокировки (предварительного обеспечения защиты авторских прав) в сети Интернет, правообладателю необходимо обратиться в суд, и предоставить документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на данные объекты. После предварительного обеспечения защиты авторских прав, в срок не позднее 15 дней необходимо подать исковое заявление.

В соответствии со статьей 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, подсудность данной категории дел — Московский городской суд, который рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, связанные с защитой интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях. К владельцу страницы в сети-интернет предъявляются требования об удалении информации, нарушающей исключительные права, в случае, если требовании об удалении не исполнены, производится блокирование через интернет-провайдера.

Ridero, как издательская платформа, работающая с текстами авторов, обеспечивает соблюдение авторских прав несколькими способами. Все книги проходят процедуру предпубликационной проверки, в рамках которой сотрудники Ridero проверяют тексты в том числе и с точки зрения плагиата. Тексты книг, загруженные в систему, не передаются никаким третьим лицам, все сотрудники, имеющие доступ к текстам произведений, соблюдают требования сохранения конфиденциальности и строгого следования нормам ГК РФ.

— Есть ли серьёзная разница для крупных и мелких писателей? (скорее всего есть, но какая на практике?)

Глобально, порядок защиты своих прав для всех один и тот же. Для “крупных” авторов более высок шанс работать с традиционным издательством, которое соблюдает права автора, следит за их соблюдением и борется с их нарушением. поскольку исключительное право на произведение передается самому издательству, т.е. традиционное издательство в первую очередь защищает свои права, как правообладателя.

Все писатели могут заказать услуги защиты своих авторских прав. Ряд организаций занимаются защитой прав авторов, в том числе в сети Интернет. Такими организациями проводится постоянный мониторинг реестра информационных ресурсов. В случае выявления каких-либо нарушений прав автора, данные организации всеми доступными законом способами выполняют действия по написанию претензий, жалоб, и даже исковых заявлений за авторов, действуя от имени автора на основании доверенности и договора.

Все авторы, публикующиеся в системе Ridero, пользуются одинаковым объемом функциональности сайта и равные возможности по защите своих авторских прав. Требования соблюдения авторских прав, предъявляемые к сотрудникам Ridero, распространяются абсолютно на все произведения, вне зависимости от статуса “крупности” автора.

— Какие преимущества предлагает в этом смысле издательство, по сравнению с авторами самиздатом или на издательских платформах?

В зависимости от того, какой договор заключается с издательством, способ и порядок защиты и охраны авторских прав может оговариваться отдельно. Это может быть схема: 1) автор передает произведение для распространения, защитой прав на свое произведение занимается самостоятельно и за свой счет. 2) автор передает права на произведение, устанавливается вознаграждение за проданный экземпляр, Издательство же, как правообладатель, самостоятельно и в интересах своих и автора осуществляет защиту авторских прав.

Как правило, крупные издательства, заключают договор о передаче прав, становятся правообладателями произведения, приобретают права на распространение произведения, получения прибыли от продаж данного произведения, выплачивают роялти автору, и следят за соблюдением авторских прав. В случае заключения подобного договора автор теряет право распоряжения своим произведением, например, опубликовать его в другом издательстве или распространять самостоятельно.

— По сети гуляют жалобы, что издательства не слишком уж стараются защищать права писателей, особенно маленьких. Что скажете?

Практически по данной теме что-либо сказать сложно, мы не сталкивались с практикой действий традиционных издательств. Исходя из теории права, в первую очередь необходимо смотреть договор с издательством, определить, кто согласно условиям договора является правообладателем, кто занимается защитой авторских прав. Если издатель должен осуществлять такую защиту, то необходимо урегулировать данный вопрос последовательно: а) путем переговоров; б) в претензионном порядке; в) в судебном порядке.

Ridero не принадлежат права на книги, публикуемые через сервис, поэтому мы не вправе осуществлять активные действия по защите авторских прав авторов, произведения которых опубликованы с нашей помощью. Но мы стараемся оказать максимальную помощь авторам — на сайте в свободном доступе указана подробная информация в FAQ о том, как защитить свои авторские права. Если у авторов возникают конкретные вопросы, касающиеся нарушений их авторских прав, авторы могут обратиться к юридическому советнику, который предоставит правовое заключение по конкретному случаю нарушения и будет готов представлять интересы обратившегося автора.

— Проскочила информация, что некоторые торговые платформы (не будем называть какие) без разрешения продают книги автора. Что в таком случае делать, куда обратиться?

Распространение произведения без разрешения автора, либо иного правообладателя, является нарушением исключительного права на произведение. Меры по защите исключительных прав включают в себя предъявление одного или нескольких требований в судебном порядке:

2) о пресечении действий, нарушающих право, если книга распространяется без разрешения правообладателя;

3) о возмещении убытков, если такие убытки причинены;

Необходимо отметить, что вместо взыскания убытков автор или правообладатель вправе требовать компенсации. Размер компенсации определяется судом в размерах от нуля до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

Требование о пресечении действий можно отправить в адрес площадки, которая распространяет произведение без разрешения. Это самый быстрый способ пресечь продажу книг, но не самый надежный. Для возмещения убытков или получения компенсации и применения других мер по защите права необходимо обратиться в районный суд по месту нахождения нарушителя прав.

В судебном процессе автор должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права, а также факт использования данных прав нарушителем. В связи с этим, желательно зафиксировать факт распространения книги, как минимум сделать скриншоты экрана.

Чтобы защитить свое право на “доход от авторства” нужно беречь свое произведение как материальную ценность, с должной степенью осмотрительности и разумности подходить к опубликованию произведения — публиковать произведения на специальных площадках, пользовательское соглашение с которыми не предусматривает передачу прав на произведение площадке или неограниченному кругу лиц. Подробнее о доказательстве авторства — ответ на вопрос 1.

— Каким образом издательства отчитываются перед автором по объёмам продаж? Есть ли шанс как-то проверить это?

В личном кабинете Пользователя Ridero есть раздел Статистика, где отражены объемы продаж произведений. При заключении договора с Пользователем Ridero берет на себя ответственность за предоставление реальных данных о количестве проданных книг. Кроме того, в соответствии с пользовательским соглашением Ridero несет ответственность за все сведения, данные и сообщения, которые видит Пользователь на сайте или получает посредством электронной почты.

Александр Васильев

Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения. Защите подлежат как нарушенные личные неимущественные, так и исключительные права.

Авторские права могут нарушаться как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с другим лицом на отчуждение исключительного права либо лицензионного договора - с лицензиатом - пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда оно используется без согласия автора или иного правообладателя на произведения и без уплаты соответствующего вознаграждения. При этом следует иметь в виду, что когда речь идет о защите авторских прав, то речь идет о защите прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что исключительные (имущественные) и личные (неимущественные) права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам еще при жизни автора.

Нарушенные авторские права могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя на практике она почти не применяется. При этом следует различать понятия плагиата и заимствования, под последним нужно понимать цитирование отрывков произведений других авторов.

В некоторых странах принимают специальные законы, направленные на защиту авторских прав с помощью норм уголовного права в связи с применением новых цифровых технологий, а также в связи с использованием в сети Интернет. Достаточно упомянуть получивший печальную известность принятый в США Закон об авторском праве в цифровом тысячелетии.

В случае нарушения авторских прав государственными организациями возможен и административный порядок защиты, то есть путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации-нарушителю. В данном случае речь идет об обращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения. Указанные органы могут осуществить защиту авторских прав и по собственной инициативе или по просьбе творческих союзов. Кроме того, потерпевший может обратиться в антимонопольный орган или творческий союз.

Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав является применение норм гражданского права. Это обусловлено тем, что административная и уголовная ответственность предусмотрена не за все виды правонарушений в области авторского права. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что авторское право является частью гражданского права. В этом случае защита осуществляется с помощью предъявления иска в суд.

Закрепленные в гражданском законодательстве нормы, регулирующие защиту нарушенных авторских прав, учитывают две возможные группы нарушений: нарушение авторских личных неимущественных прав и нарушение исключительных правомочий на использование и распоряжение произведениями, охраняемыми авторским правом. В ГК нормы, посвященные защите гражданских прав, содержатся в ст. 12 ГК, однако применяться они могут с учетом особенностей главы 70 ГК. В частности, речь идет о применении ст. 1250 ГК "Защита интеллектуальных прав", ст. 1251 ГК "Защита личных неимущественных прав", ст. 1252 ГК "Защита исключительных прав", анализ которых был дан выше.

Такой способ защиты, как признание прав, применительно к авторским правоотношениям предполагает прежде всего признание права авторства на произведение. Однако, как известно, для возникновения авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей или регистрации произведения. Вместе с тем на практике, как уже отмечалось, иногда авторы сами регистрируют свое авторство в нотариальном порядке.

Дела о признании авторства рассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом суд устанавливает факт авторства лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке документов, удостоверяющих этот факт, либо при невозможности восстановления утраченных документов. Если было нарушено право на авторство, то автор может потребовать признания авторства путем совершения специальных действий. Например, такое признание может быть осуществлено с помощью специального сообщения в печати. В публикации о допущенном нарушении должно быть указано, где и когда было допущено нарушение и каким образом.

Нарушение личных неимущественных прав авторов не всегда затрагивает их имущественные права, и наоборот, соблюдение личных неимущественных прав может не препятствовать нарушению имущественных прав (например, автор не получает вознаграждения за использование своего произведения, хотя его личные неимущественные права на произведение не нарушены).

Защита личных неимущественных правомочий автора произведения осуществляется независимо от вины нарушителя. Так, если издательство не знало и не должно было знать о том, что издаваемое произведение было создано одним лицом, но авторство было присвоено другим лицом, то это издательство все равно должно совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права авторства. Требование о защите нарушенных неимущественных прав автора предъявляет сам автор, а после его смерти и в случаях, установленных в законе, это могут делать его наследники.

Способы защиты нарушенных личных неимущественных правомочий автора весьма специфичны. Например, при нарушении права на неприкосновенность произведения автор может потребовать восстановления нарушенного права. Однако если искажение было допущено в процессе издания, но до его распространения, то автор может потребовать внесения соответствующих изменений в тираж произведения. Если же этот тираж уже разошелся, то автор имеет право требовать соответствующей публикации о допущенном нарушении в печати или иным способом. При необходимости автор может требовать запрещения выпуска произведения в свет. Восстановление нарушенного права может также включать в себя внесения исправлений в произведение.

В случае нарушения личных неимущественных прав автор также может потребовать компенсации морального вреда. Ч. 4 ГК не содержит специальных норм, посвященных компенсации морального вреда за нарушение личных неимущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Поэтому необходимо руководствоваться положениями ст. 150 - 152 ГК и 1099 - 1101 ГК.

На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность. Согласно ст. 1267 ГК авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Личные неимущественные права авторов могут защищать не только сами авторы, но и другие лица. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами (п. 2 ст. 1267 ГК).

Законодатель не уточняет, кто имеется в виду под заинтересованными лицами. Обычно таковыми являются лица, к которым перешли права на произведение, однако сюда же могут быть отнесены государственные органы в области культуры, фонда культурного наследия того или иного автора и т.д.

Что касается имущественных прав, то речь идет о нарушении исключительного права на использование произведения и распоряжения им. При этом следует иметь в виду, что право требовать защиты нарушенного права имеют не только авторы, но и другие правообладатели. Наиболее распространенными случаями нарушения исключительных прав на произведение являются: использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и без уплаты авторского вознаграждения, отказ в выплате авторского вознаграждения, нарушения исключительных прав правообладателей, в тех случаях, когда лицензиат вышел за рамки использования произведения.

В случае невыплаты авторского вознаграждения автор или иной правообладатель имеют право на взыскание такого вознаграждения, т.е. на возмещение убытков, имеющих форму неполученных доходов. Произвести возмещение доходов обязано лицо, нарушившее права автора. Право на взыскание гонорара не зависит от вины лица, нарушившего это право.

Следует различать несколько возможных случаев нарушения права на вознаграждение. Во-первых, это невыплата вознаграждения при заключенном договоре или при допустимости использования произведения без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения. Во-вторых, если произведение неправомерно использовано без согласия автора. В этом случае размер вознаграждения должен определяться, исходя из размера вознаграждения, которое причиталось бы автору при правомерном использовании произведения.

Особым образом регулируются охрана и защита прав российских авторов при использовании созданных ими произведений за рубежом. Как уже отмечалось, авторское право имеет территориальный принцип охраны. Это значит, что произведение российского автора, созданное и обнародованное на территории России, будет охраняться на территории другой страны только в том случае, если эта страна является участницей соответствующего международного соглашения. Охрана предоставляется в соответствии с нормами национального законодательства.

Следует отметить, что некоторые страны предоставляют правовую охрану независимо от того, является ли автор гражданином страны - участницы международных соглашений (иногда действует принцип взаимности: одно государство охраняет произведения авторов другого государства, если последнее предоставляло охрану авторов - граждан этого государства).

Таким образом, в случае нарушения личных неимущественных и исключительных прав российских авторов и иных правообладателей за рубежом их защита будет осуществляться в соответствии с нормами национального законодательства в судебном порядке.

Помимо правовых норм для защиты авторских прав применяются технические средства. Так, ст. 1299 ГК РФ посвящена мерам правовой защиты против обхода технических средств, контролирующих доступ к произведению, предотвращающих либо ограничивающих осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

Согласно п. 1 указанной статьи техническими средствами защиты авторских прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

В соответствии с п. 2 указанной статьи в отношении произведений не допускается:

2) изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

Новым в ней (по сравнению со ст. 48.1 Закона об авторском праве и смежных правах) является включение в понятие технических средств наряду с техническими устройствами и их компонентами также любых технологий, при помощи которых осуществляется защита авторских прав. Такая формулировка в большей мере соответствует смыслу ст. 11 Договора ВОИС по авторскому праву.

Поскольку действия, связанные с устранением технических средств защиты или удалением информации об авторских правах, сами по себе могут не приводить к нарушению исключительного права, но в любом случае создают условия и предпосылки для нарушения авторских прав, было необходимо предусмотреть возможность применения в таких случаях адекватных мер правовой защиты.

В настоящее время в России отсутствует какой-либо государственный орган, который комплексно занимался бы вопросами авторско-правовой охраны и защиты авторских прав, хотя в определенной мере этим занимается Роспатент. Для борьбы с "пиратами" созданы такие организации, как Московское бюро Международной федерации фонографической промышленности (МФФП) и Российская ассоциация борьбы с "пиратством" аудиовизуальной продукции (РАПО), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС). Борьба с нарушениями авторских и смежных прав приобретает особую актуальность в связи со вступлением России в ВТО.

Попытки бороться с контрафактной продукцией делаются не только на федеральном, но и на местном уровне. Так, Постановлением Правительства Москвы от 19 января 1999 г. № 33 "О введении защитного знака на видео- и аудиокассеты, компьютерные информационные носители лазерные и компакт-диски" на государственное муниципальное унитарное предприятие "Информзащита" возложена функция по присвоению защитных идентификационных знаков на указанную продукцию, а также проверка законности их выпуска.

Легальное определение контрафактной продукции дано в п. 4 ст. 1252 ГК, согласно которому в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены настоящим Кодексом. Следует учитывать, что существуют две разные категории контрафактных экземпляров. Первая - незаконно изготовленные, а потому их любое дальнейшее использование является незаконным; собственно они и есть "контрафактные экземпляры". Вторая - это те экземпляры, которые изготовлены и существуют законно, но их использование является ограниченным; поэтому, если эти экземпляры используются вне законных пределов, они, эти экземпляры, также считаются контрафактными.

Применительно к произведениям, охраняемым авторским правом, под контрафакцией прежде всего следует понимать самовольное и незаконное изготовление и распространение экземпляров произведения без согласия правообладателя. В обиходе применяется также понятие "пиратского" экземпляра произведения, под которым понимается экземпляр, созданный и используемый без согласия правообладателя. Экземпляры произведения, изготовленные в стране, где они перешли в сферу общественного достояния, и ввезенные в РФ, являются контрафактными, если в России авторское право на них продолжает действовать.

В случае нарушения исключительных (имущественных) прав в результате изготовления или распространения контрафактных экземпляров автор или иной правообладатель может потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, взыскания доходов, полученных нарушителем вследствие нарушения авторских прав вместо возмещения убытков. Вместе с тем для определения размера компенсации может быть оценен приблизительный размер убытков. При этом размер компенсации не должен зависеть от степени вины нарушителя и общественной значимости правонарушения. В данном случае ответственность наступает не за получение неправомерных доходов, а за нарушение исключительных прав. Следует отметить, что на практике указанная компенсация широко применяется.

Убытки правообладателя на произведение могут включать и упущенную выгоду, то есть те доходы, которые мог бы получить автор или иной правообладатель при правомерном использовании произведения. Однако в этом случае необходимо доказать сам факт наличия убытков и то обстоятельство, что убытки возникли в результате правонарушения, и определить размер этих убытков.

Следует отметить, что контрафакцию составляет и безвозмездное использование произведений, права на которые принадлежат другому лицу (отсутствие умысла не исключает самого факта правонарушения). Что касается пиратства, то оно характеризуется злонамеренностью действий нарушителя, особым масштабом незаконного использования произведений и, как правило, организованным характером таких правонарушений.

Статья 1302 ГК РФ дополняет и конкретизирует общие положения п. 2 ст. 1252 об обеспечении иска по делам о нарушении исключительных прав. Наиболее существенным дополнением является указание в п. 2 ст. 1302 ГК на то, что суд может наложить арест, а органы дознания и следствия могут принять меры для розыска и наложения ареста на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведения. Как отмечено в п. п. 18, 19 Постановления Пленума ВС РФ от 19 июня 2006 г. № 15, при принятии решения об обеспечении иска по данной категории дел суд или судья обязан при наличии достаточных данных о нарушении авторских или смежных прав вынести определение о розыске и наложении ареста на экземпляры произведений или фонограмм, предположительно являющиеся контрафактными, а также на материалы и оборудование, предназначенные для изготовления и воспроизведения указанных экземпляров произведений или фонограмм. В необходимых случаях суд или судья обязан решить вопрос об изъятии этих экземпляров произведений или фонограмм, а также материалов и оборудования и о передаче их на ответственное хранение.

В работах нет единого мнения по вопросу о том, относятся ли данные меры к мерам ответственности за нарушение исключительных прав или представляют собой способы защиты, не являющиеся мерами ответственности. Вместе с тем от ответа на него зависят условия реализации таких мер, определяющие возможность их применения в конкретной ситуации. На основе анализа действующих норм сделан вывод, что изъятие контрафактных материальных носителей, изъятие соответствующих оборудования, устройств и материалов не соответствуют понятию конфискации, установленному в ст. 235 ГК РФ, а также что целью такого изъятия является недопущение перехода соответствующих объектов от одних лиц к другим, их нахождения в обороте.

Принимая решение о специальных способах обеспечения иска, суд или судья должен указать в определении достаточные основания, позволяющие полагать, что ответчик либо иные лица являются нарушителями авторского права или смежных прав. Определение суда не должно содержать выводы по существу возникшего спора и предопределять решение по делу. Исполнение определения суда об обеспечении иска с указанием способов обеспечения иска о защите авторского права и смежных прав осуществляется немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Установленные законом авторские права иногда (а в нашем государстве довольно часто) нарушаются и нуждаются в защите. Актуальность вопроса защиты авторских прав в наши дни в России сомнений не вызывает. По данным статистики, честные издатели и авторы, впрочем, как и госбюджет, теряют десятки, если не сотни тысяч долларов, которые уходят в карманы к процветающим воротилам пиратского бизнеса. Обычно нарушителями авторского права выступают как физические, так и юридические лица, незаконно изготавливающие и распространяющие экземпляры, копии произведений и фонограмм на различных материальных носителях (указанные копии именуются контрафактными экземплярами). Вместе с тем к нарушениям авторского права относятся не только "пиратство" и плагиат, но и деятельность, включающая в себя бездоговорное использование объектов авторского права, невыплату вознаграждений и другие нарушения.
Под охраной авторских прав следует понимать всю, установленную действующим законодательством совокупность правовых средств воздействия на охраняемые отношения, которые складываются по поводу использования произведений науки, литературы и искусства, защита же авторских прав, выражается в возможности применения управомоченным лицом (автором или иным правообладателем) конкретных средств и способов для защиты и восстановления своих нарушенных интеллектуальных прав.
Способы охраны и защиты авторских прав принято делить на юрисдикционные и неюрисдикционные.
Неюрисдикционные.
Технические средства защиты авторских прав (ст. 1299 ГК РФ).
Техническими средствами защиты авторских прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, которые:
- контролируют доступ к произведению;
- предотвращают осуществление действий, совершение которых в отношении произведения не разрешено его правообладателем;
- ограничивают осуществление запрещенных автором или иным правообладателем действий в отношении произведения.
Под техническими устройствами, являющимися средствами защиты авторских прав, следует понимать функциональные технические элементы или комплекс таких элементов, находящихся между собой в конструктивной взаимосвязи и направленных на предупреждение и не допущение совершения в отношении произведения противоправных действий несанкционированных правообладателем. Среди таких устройств можно назвать различные установки, аппараты, приборы, счетчики, инструменты, коды доступа и т.п. приспособления как механического, так и электронного свойства. В отличие от технологий, технические устройства всегда встроены в оригинал или экземпляр произведения, характеризуются конструктивными признаками и наличествует в пространстве в трех измерениях.
В качестве технических средств защиты авторских прав могут выступать не только технические устройства целиком, но и отдельные их компоненты
Технологии, напротив, могут и не быть выражены в каком - либо устройстве, а заключаются в особом способе, техническом решении. Так, например, в сети существуют технологии, наделяющие электронный документ возможностью саморазрушения в случае его незаконного использования. Также существует возможность вставки в электронный документ "водяных знаков". "Водяной знак" (watermark) - это встраиваемый в объект интеллектуальной собственности определенный код, который не виден при обычном просмотре, но при обработке объекта специальным программным обеспечением возможно снятие информации, хранящейся в "водяном знаке". Данная информация может включать в себя сведения об авторе, дате создания объекта, месте создания, регистрационные данные и др.
К числу технологических средств защиты прав авторов и иных правообладателей можно отнести деятельность web-депозитария, благодаря которому автор имеет возможность засвидетельствовать факт и точную дату опубликования своего произведения в сети Интернет. Услуги web-депозитария заключаются в фиксации электронного экземпляра произведения, размещенного на определенном сайте, на электронный материальный носитель - компакт-диск. Последний должен быть не перезаписываемым (т.н. CD-R диск). При записи на такой диск непосредственной на самом материальном носителе делается отметка о времени и месте его изготовления.
Информация об авторском праве (ст. 1300 ГК РФ).
Такая информация включает:
- сведения, которые идентифицируют произведение;
- сведения, персонифицирующие автора или иного обладателя исключительных прав;
- сведения об условиях использования произведения.
Информация об авторском праве должна открыто доводиться до сведения широкого круга пользователей произведения, в зависимости от характера произведения и способа его использования, посредством:
1) указания соответствующей информации непосредственно на оригинале или экземпляре произведения (как правило, таким образом информация содержится в печатных изданиях - книгах, брошюрах, альманахах и иных экземплярах произведений литературы);
2) приложения к оригиналу или экземплярам произведения (так информация оформляется на специальных вкладышах к упаковке с компакт - диском, видео, аудио-кассетами и другой аудиовизуальной продукцией) ;
3) демонстрации в связи с сообщением произведения в эфир или по кабелю, либо доведением его до всеобщего сведения (используется, когда произведение не облечено в материальную форму, а выражается устно в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме. Речь идет о хореографических произведениях и пантомиме, драматических произведениях, если они не зафиксированы на материальных носителе. Данные произведения при их показе или исполнении по радио или телевидению сопровождаются путем бегущий строки информацией о нем самом, об авторах демонстрируемого произведения или об условиях его использования. При размещении произведения в сети Интернет, на -web страничке, где оно расположено, обязательно находятся сведения о правообладателях и пределах свободного использования такого произведения).
Любая информация об авторском праве может быть выражена в общепонятной текстовой форме, либо в виде цифр и кодов. Последнее широко применяется в связи с доведениям до всеобщего сведения цифровых объектов.
П. 2 статьи 1300 ГК РФ запрещает в отношении произведений удаление или изменение информации об авторском праве без соответствующего разрешения автора или иного правообладателя. Таким образом, не допускается стирание соответствующих надписей, оповещающих о правообладателе и его правах на произведение и содержащихся на этикетках, упаковках, обложках экземпляров произведений и т.п.
ГК РФ запрещает также использовать произведение, в отношении которого без разрешения его автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве. Законодатель перечисляет способы такого использования: воспроизведение, распространение, импорт (исключительно в целях дальнейшего распространения), публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения. Как видно, за пределами данной нормы остались таким способы использования произведения, как его публичный показ, сдача в прокат, переработка и практическая реализация (в отношении архитектурного проекта). В указанных случаях информирование не имеет смысла.
Юрисдикционные.
Применение данных способов защиты связано с принудительным воздействием государства, путем реализации мер юридической ответственности в отношении нарушителя чужих авторских прав.
Гражданско – правовая ответственность (вопросы административной и уголовной ответственности за нарушение авторских прав находятся за рамками настоящего пособия и рассматриваются соответственно при изучении курсов административного и уголовного права) за нарушение авторских прав реализуется в судебном порядке, путем предъявления иска к нарушителю.
Истцом выступает автор произведения или иной правообладатель, а ответчиком соответственно, незаконный пользователь, использующий произведение без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.
В целях обеспечения иска суд может по требованию истца может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное предусмотренное настоящим Кодексом использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.
Так же суд может наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.
При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для изготовления или воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение. Речь и дет о мерах обеспечения подобных исков, предусмотренных нормами ст. 12303 ГК РФ.
Имущественная ответственность нарушителя авторских прав выражается в следующих санкциях:
Возмещение убытков.
Понятие убытков включает в себя реальный ущерб и упущенную выгоду. Применительно к нарушениям авторского законодательства реальный ущерб составляют расходы, которые лицо, чье исключительное право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение оригинала или экземпляров произведения. Под упущенной выгодой понимаются неполученные доходы, которые лицо, чье исключительное право было нарушено, получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Применительно к защите авторских прав эту санкцию порой сложно реализовать, поскольку наличие и размер убытков необходимо доказывать, что не всегда является возможным. Поэтому нормы ст. 12301 ГК РФ предоставляют автору или иному правообладателю возможность требовать денежной компенсации.
Денежная компенсация.
в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда;
в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Для расчета этой компенсации может быть взята либо стоимость экземпляров произведения, либо стоимость прав. Общий подход при расчете такой компенсации таков.
Предположим, правообладатель обнаруживает, что принадлежащее ему произведение незаконно издано в виде книги тиражом одна тысяча экземпляров, причем продажная цена экземпляра книги составляет 100 рублей.
Если он будет рассчитывать компенсации, но исходя из стоимости экземпляров, он может потребовать выплаты ему 100 руб. х 1000 экз. х 2 = 200 000 рублей.
Но он может заявить, что по лицензионному договору за книжное издание этого произведения ему была бы предложена сумма в 110 тысяч рублей, а потому он требует компенсации в 220 тысяч рублей (110 тыс. руб. х 2).
Наконец, если нарушение авторских прав повлекло за собой причинение автору морального вреда, то он также подлежит возмещению по правилам ст. 151 ГК РФ.

является важной составляющей сохранения и развития творческого процесса. Авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Эти права возникают по факту создания произведения и распространяются также на его названия и части, которые могут иметь самостоятельное значение. Авторские права включают исключительное право, которое является имущественным (но не вещным правом), а также неимущественные права: право авторства, право на имя, право неприкосновенности и обнародования произведения. Исключительное право может быть передано по договору другому лицу. Неимущественные права – право авторства и право на имя неотчуждаемы и непередаваемы.

Защита исключительных прав предполагает предъявление нарушителю следующих требований:

2. Каталог регистрации произведений малых форм.
Публикация/регистрация произведений малого формата:
- авторские названия различных объектов интеллектуальной собственности,
- термины научные, технические, художественные,
- анекдоты и небольшие литературные произведения,
- музыкальные темы и небольшие музыкальные произведения,
- малые художественные произведения,
- художественные образы,
- другие творческие произведения малого информационного формата.

3. Каталог регистрация идей, гипотез, открытий, теорий, концепций, методов, методик и др.
В этом каталоге регистрируются описания идей и других результатов интеллектуальной деятельности впрямую не охраняемые действующим законодательством. Осуществляется косвенная защита через регистрацию описаний.

4. Каталог регистрации коммерческих обозначений, слоганов и девизов .
Решение вопросов защиты и передачи прав на коммерческого обозначение через защиту авторских прав на обозначения и тексты.

5. Регистрация интеллектуальной собственности сайтов .
Возможна комплексная регистрация объектов авторского права сложного объекта – сайта.


С помощью регистрации в указанных каталогах можно защитить:

1. Название произведения (относительно произведений данного типа и направленности).
2. Авторство произведения.
3. Имена авторов или их псевдонимы.
4. Право авторства на творческий замысел и/или идею произведения.
5. Авторские права на произведение, его название, части произведения, которые могут иметь самостоятельное значение.

Подтверждением исключительных прав является также оформление договорных отношений на публикацию, предоставление права использования, отчуждение произведения.

Авторам следует принимать во внимание, что третьи лица имеют возможность практически применять технические, организационные и экономические решения (положения), содержащиеся в их произведениях (ст.1271 п.3. ГК РФ). Такие решения нуждаются в дополнительной защите.


Защита программ ЭВМ и баз данных

Программы ЭВМ и базы данных можно (иногда желательно) регистрировать в ФИПСе (РОСПАТЕНТе), хотя по закону и не обязательно. Этот вопрос требует конкретного рассмотрения.

В ряде случаев программы ЭВМ и базы данных возможно и целесообразно защищать патентованием.
Базы данных в этом случае защищаются как структуры данных, а разделы программ как процессы, осуществляемые с помощью программ или способы обработки данных.

Вопросы патентования освещены в разделе "Патентование" .


Право авторства на идею, концепцию произведения.
Регистрация авторских прав на описание идей, концепций произведения.

Право авторства на идею произведения является неимущественным правом. Однако подтверждение и закрепление этого права часто может иметь решающее значение. Во всех случаях право авторства будет оказывать большое значение на имидж и престиж автора, а значит на продвижение и развитие творчества автора.

Право авторства произведения можно закрепить в виде формулы идеи, творческого замысла или доминанты оригинальности, которые позволяют не только подтвердить авторство, но и выразить творческий вклад автора. Опубликовать и зарегистрировать идею или концепцию произведения можно в Каталоге регистрации идей .

Для усиления защиты интеллектуальных прав на произведения искусства возможно патентование технических приложений создания этих произведений. В случае защиты игр, шоу следует патентовать их технические составляющие и технические приложения.

Технология защиты и охраны авторских прав

Для надежной защиты своих прав желательно разработать стратегию создания и развития произведения, включая технологию защиты авторских прав.

Регистрация произведений малых форм

Мы считаем произведения малой формы полноценными объектами авторского права и поэтому помогаем авторам в защите авторских прав на эти произведения. Для этого мы используем те же нормы авторского права, что и для других объектов авторского права.

Услуги НП «Интелл-Защита»

Некоммерческое Партнерство содействия в защите интеллектуальных прав "Интелл - Защита" предлагает следующие услуги в области авторского права:

  • Консультации по вопросам охраны и защиты авторских прав - понятия и особенности авторского права, объекты авторского права, возможность и варианты защиты.
  • Рекомендации по вопросам охраны и защиты авторских прав.
  • Юридические услуги по вопросам использования и распоряжения правами на интеллектуальную собственность (лицензионный договор, договор коммерческой концессии, отчуждение).

    Некоторые термины раздела:

    Произведение - результат целенаправленной творческой деятельности личности, имеющий общественно-полезное значение. (Термин данного проекта)

    Произведения малых форм - творческие произведения малого информационного формата, имеющие самостоятельную культурную (научную, техническую, художественную) ценность. (Термин данного проекта)

    Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. (ГК РФ ст.1257)

    Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. (ГК РФ ст.1259 п.3)

    Право авторства - право признаваться автором произведения и
    право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен. (ГК РФ ст.1265 п.1)

    Регистрация авторского права : по Закону авторское право не нуждается в регистрации, но его желательно зарегистрировать для фиксации авторских прав, т.е. для доказательства существования объекта авторского права (произведения) конкретного автора на данный момент времени. Это может понадобиться при столкновении интересов и защиты авторских прав.

    Защита авторских прав - это комплекс мер для формирования достаточной базы доказательств прав автора произведения. На практике это выражается в фиксации существования произведения в какой-либо объективной форме и его авторства на данный момент времени. Чаще всего это бывает регистрация авторских прав на произведение какой-либо независимой организацией (лучше некоммерческой или общественной).

    Регистрация - запись, фиксация фактов или явлений с целью учета и придания им статуса официально признанных актов (Экономический словарь),
    - занесение в список, взятие на учёт, составление перечня (БСЭ).

    Фиксация - закрепление в определенном положении (Брокгауз и Ефрон).

В последнее время всё более популярным становится размещение материалов разного рода в интернете. Личные фотографии, статьи, видео и аудио, стихи, научные работы - всё это находится под угрозой хищения. Обнаруживая, например, свою фотографию на чужом сайте, многие пишут гневные отзывы, но результата это не даёт. На самом деле можно защитить абсолютно любую собственность. Остаётся лишь выбрать способ.

Что такое авторское право в интернете

По данным исследователей (Фонд Общественное Мнение) ежедневно в интернет выходят 66 миллионов россиян. Пользователи преследуют следующие цели:

  • общение в соцсетях;
  • служебная электронная переписка;
  • отслеживание новостей;
  • поиск информации и товаров;
  • удалённая работа;
  • видео и аудио;
  • другие цели.

Большая часть посетителей размещает на доступных ресурсах свои материалы (соцсети, сайты и т. д.) Каждый рискует быть «обворованным».

Любого интернет-пользователя можно назвать автором. Даже если это обычный пост на своей странице в соцсети. Разумеется, для создания этого поста потребовались определённые интеллектуальные усилия и было затрачено некоторое количество времени. Поэтому каждый автор негодует, обнаруживая свой материал на другом ресурсе с подписью постороннего человека.

Правовые нормы, защищающие авторские права

Автором произведения считается его создатель, а права вступают в силу с момента его появления. К счастью, интеллектуальная собственность признаётся российским законодательством как личное имущество. За кражу любого имущества предусмотрена ответственность. Авторское право в России защищено:

  • Гражданским кодексом РФ;
  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом №5351–1 «Об авторском праве и смежных правах»;
  • Федеральным законом №35 «О внесении изменений в Гражданский кодекс и иные законодательные акты по вопросам регулирования интеллектуальной собственности»;
  • Всемирной конвенцией об авторском праве;
  • Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений;
  • Договором ВОИС по авторскому праву;
  • Соглашением ТРИПС (международное авторское право);
  • Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм;
  • Директивой ЕС от 22.05.2001г. №2001/29/ЕС. «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе».

Таким образом, авторство защищено не только российскими законодательными нормами, но и международными актами. Но к сожалению, защитить свои права не так просто, если нет их подтверждения. То есть любой человек может назвать себя автором любого материала, размещённого в интернете, если он не защищён официально. Способ защиты и варианты действий выбираются в зависимости от вида объекта права.

Видео: защита авторских прав в России

Объекты авторских прав

  • литературные произведения;
  • любой уникальный текстовой контент;
  • информационно-аналитические материалы (обзоры, результаты опросов, статистика и инфографика);
  • аудиоматериалы (музыка, песни, диктофонные записи, лекции и интервью);
  • уникальные видеозаписи (съёмки различных событий и мероприятий, видеоклипы, передачи, фильмы, презентации);
  • фотографии, которые могут быть авторской съёмкой общедоступных объектов или личными снимками;
  • изображения своих работ, например, изделий из глины, украшений или ландшафтного дизайна;
  • мастер-классы и обучающий контент;
  • компьютерные программы, приложения, игры;
  • операционные системы на любом языке и в любой форме;
  • собственная живопись, скульптура, графика, комиксы, карикатуры, мемы и другие графические работы;
  • дизайн сайтов и отдельных страниц;
  • логотипы сайтов, каналов, интернет-сообществ;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, чертежи;
  • производные работы (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения (например, доклад на тему «Золотая рыбка глазами А.С. Пушкина») могут быть защищены авторским правом, несмотря на то, что включают в себя цитаты и выдержки из сказки. Для этого докладчик должен ссылаться на основное произведение с указанием авторства.

Какие материалы не могут являться объектами авторского права

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. д.);
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;
  • короткие названия и лозунги.

Например, нужно разместить в своём материале изображение с триколором. Флаг у России один, содержащий три цвета. Менять их местами нельзя, если его представить в другом виде, это уже будет другой флаг или вовсе не флаг. Логично, что у такого изображения не может быть авторства. Ведь каждый гражданин имеет право пользоваться символом своего государства, если это совершается не вопреки закону.

Гжель - это русский народный вид художественной росписи, поэтому данная техника не защищена от повторения; а вот на дизайн конкретной чашки оформить авторское право можно

А также нельзя защитить короткий слоган. Например, «Мир. Труд. Май!». Данная комбинация слов может часто использоваться разными людьми, и не получится каждого привлечь к ответственности. Однако рекламные лозунги могут защищаться. Само понятие рекламного слогана не рассматривается законодательством как объект авторства, но не исключает таковое.

Как защитить свою интеллектуальную собственность в интернете

Самым простым методом защитить свой материал является заявление об авторстве. При этом необязательно заключать какие-либо договоры и составлять официальные бумаги. Например, для защиты текста, фото, инфографики можно под материалом поставить свою подпись.

Для такого способа принято использовать символ Copiright - ©. Рядом следует указать автора и год создания. Эта подпись означает, что вы автор и заявляете о своих правах на данную интеллектуальную собственность. Осведомлённый о юридических последствиях человек, заметив такой символ, при использовании материала в своих целях будет ссылаться на ваше авторство. Минус такого способа в том, что он лишь подтверждает авторство и может помочь его защитить, но не приносит никакой материальной выгоды.

Некоторые сайты разрешают копировать и использовать размещённые материалы, но требуют сохранять ссылки на ресурс. За это не нужно платить, но владельцы сайта имеют материальную выгоду. По указанной вами ссылке пройдут другие пользователи, а это поднимет посещаемость ресурса, может увеличить количество продаж и т. д.

Если объектом права является видеоматериал, а вы выбираете простой неофициальный способ защиты, можно при создании видео наложить текст или значок, который будет отображаться до конца ролика. В этом случае «пирату» будет неудобно использовать такой материал без согласия автора.

Некоторые виды интеллектуальной собственности могут быть защищены самим ресурсом, на котором размещается материал, например:

  • через модерирование и администрирование;
  • через встроенные системы защиты.

Любой сайт контролируется администратором и практически любой - модераторами. Это позволяет отслеживать поступающие к публикации материалы. Модераторы проверяют их на наличие плагиата и при необходимости могут запрашивать ссылки на авторов. К тому же на некоторых сайтах есть специальные модераторы, которые круглосуточно отслеживают копирование материалов через поисковые системы. Если обнаруживается пиратское использование другим сайтом, администратор вправе требовать удаления материала из его публикаций.

Встроенная антипиратская система - это онлайн-защита. Например, видеохостинг YouTube. Если разместить на этом ресурсе видео, на которое было объявлено авторское право, система в течение минуты определяет сходство и наступают последствия:

  • автор разрешает использовать свой материал (указывает, в коммерческих или некоммерческих целях);
  • автор запрещает использование, и система удаляет видео;
  • автор разрешает использование, но материальная выгода (монетизация) извлекается только в пользу автора (или в виде %);
  • на электронную почту пирата приходит оповещение (созданное автоматически) о поступившей жалобе;
  • канал блокируется.

Некоторые, полагая, что оформление авторских прав непомерно дорого обойдётся, нанимают специальных модераторов. Иногда для таких случаев заключаются трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера, и модераторы получают зарплату.

Официальный способ защиты авторских прав

Для того чтобы официально зарегистрировать авторское право, нужно обратиться к нотариусу. Любая нотариальная контора может провести процедуру оформления. Нотариус изучит поданные материалы, и если обнаружится, что вы первый, кто заявил о правах, выдаст свидетельство о регистрации авторского права. Кроме этого, вам могут предложить депонирование. Юристы считают, что это единственный надёжный способ доказать своё авторство, если дело дойдёт до суда.

Для того чтобы можно было официально требовать защиты прав (например, через суд), нужно официальное оформление авторства

Например, объектом авторского права стал научный доклад. Автор передаёт один печатный экземпляр нотариусу (насовсем), тот выдаёт свидетельство о депонировании. Случился суд, автор доклада требует 1 миллион рублей за незаконное использование результата своего интеллектуального труда. Ответчик (Петров) подал встречный иск с аналогичным требованием. В нём указано, что материал принадлежит Петрову, просто он не успел его зарегистрировать, а Иванов незаконным образом зарегистрировался в качестве автора. В таком случае только нотариус сможет подтвердить авторство, так как первым увидел оригинал (в свидетельстве указана дата выдачи и печати экземпляра).

В России существует много юридических контор, специализирующихся именно на авторском праве. Можно обратиться в любую фирму, критериями при выборе юридической организации могут являться:

  • ценовая политика;
  • бренд (например, в этой конторе регистрировали свои права звёзды мирового шоу-бизнеса);
  • отзывы в интернете;
  • территориальное расположение.

Существует значимое различие между специализированной конторой и нотариусом. В юридической фирме выдают свидетельство, на котором стоит печать организации, зарегистрированной в качестве юридического лица. Номер свидетельства будет включён в каталог (то есть список выданных документов). Нотариус имеет лицензию, он признан компетентным органом на государственном уровне. Свидетельства, оформленные нотариусом, обладают полной юридической силой, а их номера включаются в реестр авторских прав. К тому же стоимость услуг нотариуса и специализированной конторы может не отличаться.

Исключением являются авторские права на программу ЭВМ и базы данных. Такой материал регистрируется на федеральном уровне. Согласно статье 1262 Гражданского кодекса программы должны регистрироваться в федеральном органе исполнительной власти (по интеллектуальной собственности). Причём если в поданном материале содержится государственная тайна или иная важная информация государственного уровня, его не зарегистрируют, а автор, скорее всего, будет привлечён к ответственности.

Какие документы нужны для оформления

Каждый регистрирующий орган запрашивает определённый перечень документов. Но во всех случаях потребуются:

  • заявление на регистрацию авторских прав;
  • произведение (представляется в оригинале или на электронных носителях информации: CD или DVD дисках в форматах PDF, JPG, файлов-мультимедиа);
  • заверительная надпись на оригинале произведения или CD/DVD диске уполномоченного должностного лица, нанесённая несмываемой краской или специальными маркерами, а также печать юридического лица (если таковая имеется);
  • перечень приложений с указанием количества документов и листов в каждом, с информацией о том, что к ним прилагается цифровой носитель;
  • аннотация (5–7 строчек описания темы, назначения и содержания произведения), подписанная автором (ами), в двух экземплярах;
  • реквизиты автора (ов).

Количество файлов на электронном носителе должно соответствовать количеству документов, указанных в приложении, наименование файлов должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в нём (например, накладная 245 от 02032009 3 л.pdf).

Фотогалерея: образцы заявлений на регистрацию авторских прав

Заявление можно составлять непосредственно у нотариуса (в нотариальной конторе имеются образцы любых документов) Специализированные конторы включают в оплату стоимость составления всех документов, включая заявление Если заявление составляется двумя и более лицами (соавторы), можно предварительно обратиться к юристу за составлением, а с готовым заявлением обратиться к нотариусу

Куда обращаться при нарушении авторских прав

Правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», фильмов, в том числе кинофильмов, телефильмов, или информации, необходимой для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие фильмы или информацию, на основании вступившего в силу судебного акта.

Ст.15 Федерального закона №187

Соответственно, обращаться нужно в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Служащие органа исполнительной власти обязаны в течение 3 дней:

  • определить провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в интернете того сайта, на котором появилась информация без разрешения правообладателя или иного законного основания;
  • направить провайдеру или другому ответственному лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении исключительных прав;
  • фиксировать дату и время направления уведомления.

Получив уведомление, публикующий обязан удалить пиратскую информацию в течение суток. Если этого не произошло, владелец хостинга ограничивает доступ к материалу. Причём это должно состояться не позднее чем на третий день после получения уведомления.

Если руководство сайта не удалило контрафактную информацию, контролирующий орган может отправить поручение оператору связи на ограничение доступа к сайту. Обычно в таких случаях появляется окошко «Страница недоступна». Снять блокировку можно только представив судебный акт, который отменяет решение органа исполнительной власти об ограничении. Если речь идёт о видеоматериале, можно также обратиться в Роскомнадзор. Это тоже приведёт к ограничению доступа: сначала к странице с видеоматериалом, а при нарушении постановлений - к блокировке сайта. Если такие меры не помогли, нужно обращаться в суд.

Как подать заявление в суд

Сначала надо определить подсудность. Исковые заявления об авторских правах подаются в суды общей юрисдикции (городские) и в арбитражные. Для того чтобы определить точную подсудность, нужно иметь информацию о владельце хостинга или ответственном лице. Например, владелец хостинга не знает о незаконном размещении информации, выложил её администратор сайта. Если вы подавали жалобу в контролирующий орган, вам должны были прислать письмо, в котором содержится информация о хостинге. Когда владелец - юрлицо, нужно обращаться в арбитражный суд, а если физлицо - в городской. Причём заявление надо подавать по месту жительства ответчика или регистрации юридического лица.

До момента подачи иска необходимо обратиться к нотариусу, сделать скриншот нарушения и заверить его подписью. Это нужно для того, чтобы зафиксировать факт незаконного размещения. Некоторые нечестные пользователи, получив повестку в суд, удаляют контрафактную информацию, и доказать факт нарушения становится сложно.

При составлении иска нужно тщательно продумать каждый пункт. В число требований можно включить имущественные и неимущественные. Имущественные - это цена иска. Исходя из неё рассчитывается госпошлина. Если спорить о возмещении морального вреда или компенсации за упущенную выгоду, то шансы выиграть будут только в случае привлечения опытного адвоката.

Изощряться по поводу суммы, указанной в требованиях, бесполезно. Дело в том, что уже устоялись суммы, которых обычно добиваются. И если не привлечён адвокат, суд определит размер компенсации согласно стереотипам. Например, за однократное незаконное использование одной фотографии назначают компенсацию 30000 рублей.

К заявлению нужно приложить 2 его копии, квитанцию и документы, которые вам выдали при регистрации права.

Судебная практика

Пример 1: Александр Попов обратился в арбитражный суд. Ответчиком стало издательство, выпустившее большой тираж газет, в которых содержались стихи Александра. В качестве требований истец указал возмещение морального вреда. Суд иск удовлетворил, так как Александр смог доказать своё авторство, а газета в своих публикациях автора не упомянула. Однако ответчик обжаловал решение суда. Дело в том, что моральный вред можно возместить только тогда, когда нарушены неимущественные права (например, публичное оскорбление). Так как дело касалось имущества (интеллектуальная собственность), то и возмещение морального вреда не положено.

Пример 2: фотограф А. выгрузил в интернет фотоработы, а модный журнал взял их в качестве иллюстраций. Для фотосессии А. нанимал профессиональных моделей, на что ушла крупная сумма. Авторские права не регистрировались, поэтому надежд на выигрыш не было. Однако суд удовлетворил иск. Фотограф очень известен в своём регионе, подтверждение авторства легко установить. Редакция, опубликовавшая фотоработы, обязана выплатить компенсацию за незаконное использование, так как фотограф представил суду контракты с моделями.

Авторские права на интернет-контент необязательно регистрировать, но это желательно, если произведение творческого труда подразумевает коммерческую составляющую. Зарегистрировать права можно у нотариуса или в специализированных конторах. Если дело дойдёт до суда, свидетельство о регистрации авторских прав может сыграть решающую роль.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация