Нарушение земельного законодательства ответственность должностным лицом. Признаки и виды земельных правонарушений. Основные виды и признаки земельных правонарушений

Главная / Бизнес
Требования земельного законодательства РФ являются довольно сложной юридической системой. Какие виды ответственности предусматривает закон за нарушение земельного законодательства, кто занимается рассмотрением спорных дел в сфере охраны природных ресурсов? Об этом мы расскажем в нашей статье.

С точки зрения правового регулирования «земля» рассматривается двумя понятиями:

  • земля, как непосредственно, земельный участок;
  • земля, как природный ресурс или объект.

Примечательно, что оба понятия - есть объекты земельных отношений, регулирующиеся земельным законодательством, в частности, Земельный кодекс РФ, Лесной и Водный кодексы РФ и другие. Примечательно, что некоторые правовые отношения, касающиеся использования земли, могут регулироваться нормами гражданского, административного и иного законодательства. К примеру, земельные участки, относящиеся к категории земель общего пользования либо являющиеся природоохранными объектами, могут находиться только в федеральной собственности без права продажи и передачи в частную собственность (ст. 209-217 ГК РФ). Целевое назначение земельного участка с/х назначения может быть изменено только на основании решения исполнительного органа государственной власти. Также, как и порядок наложения административных штрафов предусматривает, как Кодекс об административных правонарушениях РФ, так и Земельный кодекс РФ. Любые сделки, объектами которых являются земли, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.

За регистрацию незаконных сделок с землей предусматривается уголовная ответственность по статье 170 УК РФ.

Право на землю реализуется через виды и формы собственности на земельные участки, которые в целом составляют земельный фонд России. Законодательство по субъектному праву предусматривает следующие формы земельной собственности:

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах - схема принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства в целях предупреждения в дальнейшем правонарушений, наказания виновных лиц, а также восстановления нарушенных прав. Кроме того, применение ответственности является мерой охраны земель, направленной на защиту субъективных прав на землю и порядок землепользования. Участниками правоотношений в сфере земельного законодательства являются:

  • государство, выступающее в лице уполномоченных органов;
  • физические, юридические и должностные лица, к которым может быть применен вид ответственности за правонарушение.

Процесс ведения дел о земельных правонарушениях представляет собой сложный механизм, реализация которого осуществляется специализированными компетентными государственными органами. К примеру, в компетенцию органов Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (экологов) входит рассмотрение дел и применение мер ответственности за неприятие нарушителем каких-либо мер по предотвращению процессов, отрицательно влияющих на состояние почвы. Ответственность за нарушение земельного законодательства складывается из двух составляющих:

  • карательная - заключается в несении виновным лицом неблагоприятных последствий;
  • восстановительная (компенсационная) - заключается в обязанности виновного своими силами частично или полностью компенсировать причиненный вред; перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений указан в главе 9 Земельного кодекса РФ.

Объектами правонарушений в области земельных отношений являются: земельные участки, имущественные объекты, экологическая обстановка на конкретном земельном участке, находящаяся под охраной законодательства, правила использования земель целевого назначения. Отметим, что в случае прекращения прав собственности или пользования земельным участком, возникшего вследствие нарушения положений земельного законодательства, никаких мер ответственности не предусмотрено.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства возникает только при наличии фактических оснований (явная вина нарушителя, наличие факта правонарушения, влекущего за собой негативные последствия, наличие причинной связи между совершенным правонарушением и последствиями).

Земельными правонарушениями являются нарушения прав собственности на землю, порядка использования земли и требований в сфере охраны земель. Также земельные правонарушения предполагают действия должностных лиц, которые в той или иной мере связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих полномочий. Земельное правонарушение - есть противоправное общественно-опасное действие либо бездействие, которые создают угрозу возникновения негативных последствий относительно объекта посягательства - земли. Состав правонарушения образуется совокупностью основных элементов, входящих в состав земельного законодательства:

  1. Объект правонарушения - земля.
  2. Объективная сторона - противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство (неуплата земельного налога, неуплата арендной платы, загрязнение земель и т.д.).
  3. Субъект правонарушения - физическое (граждане и должностные лица, за исключением руководителей общественных объединений) или юридическое лицо.
  4. Субъективная сторона правонарушения - факт наличия вины правонарушителя (умышленная или неосторожная).

В некоторых случаях для привлечения к ответственности не требуется наличия факта вины (ст. 1079 ГК РФ), например для предприятий - источников повышенной опасности, допустивших аварийный разлив нефти из нефтепровода, результатом чего стало повреждение земель. В данном случае это является правонарушением и повлечет за собой соответствующую меру ответственности, если только причинитель вреда не докажет, что правонарушение возникло в результате непреодолимой силы либо умышленных действий потерпевшего. Состав правонарушения в сфере земельного законодательства может быть формальным (например, искажение сведений о состоянии и использовании земель) либо материальным (например, использование агрохимикатов, вызвавших загрязнение земель). Характеристики правонарушений различают по признакам классификации. Одним из наиболее важных значений в сфере земельных правоотношений несет в себе классификация по видам ответственности, которые прописаны в главе 8 Земельного кодекса РФ, они делятся по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную, трудовую и дисциплинарную ответственность, применяемую на основании конкретного нормативно-правового акта. Земельные преступления являются уголовно-наказуемыми деяниями, как посягательство на землю. Административные правонарушения являют собой действия или бездействия, влекущие за собой административные наказания виновных лиц. Дисциплинарные проступки в сфере земельного законодательства касаются различного рода взысканий по службе виновного лица со стороны нанимателя или руководящего органа. Гражданские правонарушения являются следствием причинения имущественного вреда или вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде. Классификации земельных правонарушений различаются в зависимости от степени общественной опасности, определяемой посредством выяснения обстоятельств, размеров причиненного ущерба и последствий противоправных действий в целом.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает:

  • экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.ст. 254, 246 УК РФ);
  • экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст. 167 УК РФ);
  • производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.ст. 231, 260 УК РФ).

Трудовая ответственность за нарушение земельного законодательства регулируется статьей 75 Земельного кодекса РФ и представляет собой применение дисциплинарных взысканий к работнику, не исполнившему либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности, в результате чего его предприятие понесло перед государством административную ответственность (ст. 192 ТК РФ).

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства делится в зависимости от объекта правонарушения и бывает:

  • за экономические правонарушения (ст. 7.1. КоАП РФ)
  • за экологические правонарушения (ст. 8.6. КоАП РФ)
  • за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст. 10.9. КоАП РФ)

Дисциплинарная ответственность может быть применена только к временному или постоянному работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда).

Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону.

Нурислам

Здравствуйте, скажите пожалуйста в объязанности каких организаций и должностных лиц входят обязанности по фиксации и выявлению самозахват земельного участка, и пользование сх земли не по назначению порча сх земель производственными отходами?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте! Все зависит от того, как будут оцениваться с точки зрения закона такие действия. Например, если речь идет о преступлении, то такими делами занимаются органы полиции. Если нарушение менее серьезное, то эти вопросы входят в компетенцию органов земельного надзора, основным из которых является Росреестр.

Анна

Добрый день. У меня вопрос. 13 лет назад купили полуразрушенный дом с участком по бумаге написанной о руки, всего за 4000 рублей, были два свидетеля их паспортные данные внесены. Дом был списан, в Россреестре не фигурирует ни одного договора на него.Дом старый был построен для работников экспедиционных служб.Сейчас стал вопрос,об угорозе штрафа в 5000 руб. за незаконное самовольное занятие земли по ст 25, 26 ЗК РФ Дом стоит оказывается на кадастре.Мыего обустроили,вложили много денег -теперь и бросать жалко.Мы обратились в Управление Муниципального Имущества, где получили ответ, что дом муниципальный и стоит на кадастре, оценен в 450 000 руб.. Сделали запрос в УФМС, там дали ответ,что информация по отнесениюжилого помещения к определенному видужилых помещений -отсутствуют данные. Что теперь нам делать? Правомерно ли присуждение штрафа 5000! Может лиадминистрацияпоселка сама поставить дом на муниципалитет? Законно ли это?Так как мы проживаем на дальнем Востоке, сейчас есть возможность оформить землю в безвозмездное пользование под Дальневосточный гектар, что мы уже и сделали, но еще не получили ответа от инспектора.Мы ведь имеем право взять эту землю под гектар, если она ни за кем не числится?Дом покупала моя мама, она пенсионер, инвалид 2-3 , нерабочей группы, может это тоже поспособствует для защиты.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анна! Попробуйте договориться с администрацией о выкупе дома с земельным участком. Это позволит получить законные основания для владения домом на праве собственности. К сожалению, штраф был назначен обоснованно, так как фактически имело место занятие чужого земельного участка без соответствующих правовых оснований. Конкретно этот земельный участок получить по программе дальневосточного гектара будет вряд ли возможно, так как требуется, чтобы участок находился в соответствующей зоне, а также в связи с тем, что информация о таком участке должна быть выложена в открытый доступ для того, чтобы все желающие могли выбрать себе данный участок. Поэтому не все так просто.

наталия

При проверке зем. законодательства росреестром выявлено самовольное занятие мной небольшой части зем. участка. На основании ст.7.1 Коап выписан штраф 5000 р. Но в этой статье есть прим.2 о пропорциональном расчёте штрафа, если он рассчитан по кадастровой стоимости. Имеет ли право инспектор выписать штраф не по кад. стоимости, если таковая имеется.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Наталья! В этом случае действия инспектора являются неправомерными. Он обязан был рассчитать размер штрафа пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Александр

Добрый день! Между сельсоветом муниципалитет и организацией арендатор заключен договор аренды земельного участка. Третьим лицом, в данном случае одной дорожно-строительной организацией произведено самовольное занятие части земельного участка для временной стоянки техники и оборудования, в следствии чего произошло нарушение почвенного покрова, как и сам факт самовольного занятия. Факт каких-либо договоренностей между собственником земельного участка и третьим лицом арендатор не выявил. Скажите пожалуйста, в случае проведения государственного экологического надзора органами исполнительной власти и прокуратуры может ли арендатору быть вменено административное нарушение за невыполнение ст. 13 Земельного кодекса РФ? Или вся ответственность будет возложена на дорожно-строительную организацию, совершившую самовольное занятие части земельного участка и порчу земель? В случае наличия определенных правоотношений между собственником земельного участка и третьим лицом, освобождается ли арендатор от исполнения норм земельного законодательства в данном случае? Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Александр! Формально такие требования могут быть предъявлены к арендатору, как лицу, ответственному, за надлежащее использование земельного участка. Если арендатор сможет доказать, что нарушение законодательства было осуществлено третьими лицами, то к ответственности могут быть привлечены данные лица. Но в любом случае арендатор не может быть освобожден от договорной ответственности за необеспечение сохранности земельного участка.

Елена Жаркова

Здравствуйте! Какой закон регулирует права на землю и имущество на земле бывших заключенных? Владельцем участка с 2004 года был мой родственник, его лишили свободы в 2006 году, в этот период он обрабатывал участок, построил на нем дом, огородил! Он был членом СНТ с книжкой, уплатой взносов. При лишении свободы все документы на участок забрали! До 2018 года участок использовали родственники в хозяйственных целях. Месяц назад родственник освободился, но узнал, что его участок был продан со всем имуществом еще в 2012 году, месяц назад был перепродан и новый собственник собирается снести все хозяйственные постройки! Другими словами человек остался без земли, имущества на этой земле и все усилия родственников, пытавшихся сохранить этот участок в хорошем состоянии пошли прахом! Что делать? Как защитить права бывшего осужденного?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! Лишение человека свободы не означает автоматическую потерю им права собственности на его недвижимость. Недвижимость может быть продана или право собственности на нее может быть прекращено в случаях, предусмотренных законодательством. Поэтому необходимо уточнить, на каком основании бывший заключенный был лишен права собственности. Возможно, имели место противоправные действия, например, подделка доверенности. Не исключено, что земля была арестована судебными приставами за долги человека. Поэтому надо сейчас максимально подробно установить все обстоятельства сделки по продаже земли. С учетом полученной информации надо и предпринимать дальнейшие действия.

Светлана о

Добрый час. Мы оформили документы межевой план в 2009г.на свой земельный участок, пришли 10 апреля 2018 г специалисты с регистрационной палаты, сказали что спутник сделал фото и у нас больше земельный участок, перемеряли рулеткой и оказалось,что 22 метра земли не учтены в межевом плане, сказали что в течении полугода оформите документы еще на один межевой план на неучтенные 22 метра, сначала говорили что не будет штрафа в размере 5000 руб, сегодня пошла к ним в регистрационную палату,провели со мной беседу по оформлению межевого плана и выписали штраф 5000 руб. и сказали оплатить в течении 2-х месяцев. Вправе они выписывать нам этот штраф, если мы согласны на оформление межевого плана на эти недостающие 22 метра? Или же штраф должен быть выписан только после того, как пройдет установленный срок 6 месяцев и мы не оформим межевой план?

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства…………………………………………………………………...…10

Россия с 1991 года встала на новый путь развития, демократический. Конституция 1993 года установила основные положения, в соответствии с которыми Россия будет развиваться. На новый уровень вышли и земельные отношения.

Статья 9 Конституции закрепила следующие положения:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной муниципальной и иных формах собственности.

Статья 36 Конституции п.2 гласит: Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов. А если наносит вред и нарушает права и законные интересы, это будет являться правонарушением в сфере земельных правоотношений, за которое следует применение санкций.

Цели и задачи моего реферата – дать определение земельного правонарушения, определить элементы правонарушения, правовые основания и условия ответственности за земельное правонарушение, определить основания разграничения видов ответственности, дать полную и развернутую характеристику всем видам юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Подробно разобрать новый вид ответственности, земельно-правовой, которая закреплена в главе 17 Гражданского кодекса РФ, которая начала действовать с момента принятия нового Земельного кодекса. Определить законы и иные нормативные правовые акты, которые устанавливают ответственность за каждый вид земельного правонарушения.

Под земельным правонарушением понимают посягающее на охрану земли, ее рациональное использование, обеспечение воспроизводства плодородия почв, сохранение и улучшение окружающей среды и охране прав и законных интересов субъектов земельных правоотношений противоправное, виновное действие или бездействие, за которое наступает ответственность.

Земельное правонарушение, как и любое другое, характеризуется четырьмя основными элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.

Первым элементом земельного правонарушения является объект. Под объектом понимают то, на что направлено посягательство. В земельном правонарушении в качестве объекта выступают охраняемые государством земельные правоотношения, которым в результате деяния виновного лица причиняется вред или создается угроза его причинения. В качестве непосредственного объекта могут выступать:

1. Конкретный земельный участок.

2. Объекты недвижимости, связанные с землей.

3. Установленные правила и порядок использования земель.

4. Права на землю.

5. Права собственников земли, землепользователей, землевладельцев в части владения: пользования и распоряжения землей.

6. Охраняемая экологическая обстановка и др.

Вторым элементом правонарушения является объективная сторона, под которой понимают совокупность юридически значимых признаков, характеризующих внешнюю сторону противоправного деяния. Противоправное деяние может быть совершено в форме действия (например, уничтожение межевых знаков, самовольный захват земельного участка) или бездействия (например, систематическое невнесение платежей за землю). К числу факультативных признаков объективной стороны относят: место правонарушения, способ совершения правонарушения, средства, с помощью которых оно совершено и другие.

Третьим элементом земельного правонарушения является субъект правонарушения, под которым понимают лицо, совершившее правонарушение. Это конкретные лица, физические и юридические, которые нарушили нормы земельного законодательства (ими могут быть как граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, так и юридические лица, в том числе и иностранные предприятия и организации). При этом субъект земельного правонарушения должен достигнуть возраста юридической ответственности и быть вменяемым, т.е. осознавать свои действия. Нередко в качестве субъектов земельных правонарушений выступают должностные лица (специальные субъекты). Например, в случае нарушения сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда субъектами данного правонарушения являются должностные лица соответствующих государственных и муниципальных органов, в компетенцию которых входит данное действие.

Четвертым элементом земельного правонарушения является субъективная сторона правонарушения, под которой понимают элемент правонарушения, дающий представление о внутренних психических процессах, происходящих в сознании и воле лица совершающего правонарушение, характеризующийся конкретной формой вины, мотивом, целью и эмоциями. А именно, умысел или неосторожность. Умысел различают на прямой и косвенный, а неосторожность – на легкомыслие и преступную небрежность.

При привлечении виновных к юридической ответственности за земельные правонарушения необходимо соблюдать установленные в законодательстве основания и условия ответственности.

Основание ответственности – это наличие закона, правовой нормы, которыми предусмотрен тот или иной вид преступления.

Условия ответственности также установлены законодательством. Эти условия делают возможным привлечение субъекта к ответственности, а отсутствие хотя бы одного из них делает таковое невозможным. Такими условиями являются: противоправное поведение субъекта, наличие вреда, наличие прямой причинной связи между вредом и деянием, вина нарушителя.

Субъект правонарушения несет ответственность лишь в том случае, если его поведение, деяние (действие или бездействие) являются противоправными, т. е., если он нарушает закон, правовые нормы. Если деяние не является таковым, субъект не может быть привлечен к ответственности. Это условие является особо актуальным, т.к. иногда случается, что субъект совершает то или иное деяние, которое можно считать правонарушением, однако оно не предусмотрено прямо законом, а без закона не может быть и ответственности.

Следующим условием является вред, причиняемый земельным правонарушением, может быть имущественным и моральным. Имущественный ущерб возникает при нарушении законных имущественных интересов собственника, владельца, пользователя или арендатора (например, загрязнение земли, снижение урожайности на несколько лет). Моральный вред не причиняет имущественного ущерба, но наносит вред нравственного и физического характера.

Причинная связь – это еще одно условие наступления ответственности. Причинная связь между правонарушением и вредом подтверждает, что вред возник именно по этой причине, а не по какой-либо другой. Иногда прямая причинная связь причинения вреда может отсутствовать, но имеется угроза причинения вреда, тогда виновный также может привлекаться к ответственности. Но если это не связано с действиями конкретного лица, то такое лицо вообще не может привлекаться к ответственности (стихийное бедствие).

Вина правонарушителя – обязательное условие привлечения субъекта правонарушения к ответственности. Без вины нет ответственности. Это условие является одним из принципиальных, т.к. до недавнего времени в праве применялся принцип объективного вменения, когда лицо привлекалось к ответственности без учета его психического отношения к происходящему. Вина может быть умышленной или неосторожной. В зависимости от этого устанавливаются разные меры наказания или взыскания.

Юридическая ответственность предполагает наступление неблагоприятных последствий юридического характера для лица, виновного в совершении правонарушения. Юридическая ответственность носит следующие признаки:

1. Юридическая ответственность носит государственно-принудительный характер. Государство в лице своих представительных органов пользуется императивно-диспозитивным методом регулирования, запреты и предписания при их нарушении государство реагирует на них и применяет меры государственного принуждения.

2. Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т.е. она сопровождается причинением виновному отрицательных (неблагоприятных) последствий, связанных с ущемлением, ограничением или лишением его прав (запрет заниматься определенной деятельностью, занимать определенную должность, лишение свободы на определенный срок).

3. Юридическая ответственность носит карательное назначение, в то же время она выполняет правовосстановительную функцию.

Мера защиты, применяемая государством для пресечения нарушений закона в этой сфере. Попытаемся разобраться, в каких случаях она применяется и в чем именно состоит.

В каких случаях наступает административная ответственность за нарушение земельного законодательства?

Административная ответственность в сфере земельного законодательства может наступать за следующие группы проступков:

Нарушения правил, по которым должны использоваться участки (деятельность, противоречащая целевому назначению земли, и т. п.).

Посягательства на участок, который является не только хозяйственным, но и природным объектом (нарушение правил работы с химикатами, порча земли и т. д.).

Нарушения, связанные с гражданскими и иными правоотношениями, касающимися участка (самозахват земли, уничтожение знаков и т. п.).

Нарушения, касающиеся порядка управления землей. Сюда относится несоблюдения сроков рассмотрения заявлений о выделе земли и нарушение порядка регистрации прав и сделок. В основном ответственность за эти нарушения касается должностных лиц, однако если нарушается порядок регистрации, могут подвергнуться наказанию и другие граждане или даже организации.

Важный момент: если к ответственности привлекается организация, это вовсе не означает, что конкретные лица из ее управленческого состава могут быть спокойны. Достаточно часто наказание может быть возложено как на юридическое лицо в целом, так и на конкретное физическое лицо, если им были совершены действия или приняты решения, нарушающие законодательство о земле. Кроме того, если виновным является работник организации, дополнительно к нему могут быть применены и дисциплинарные меры, установленные внутренними актами самой организации.

Стоит также отметить, что к административной ответственности за земельные правонарушения могут привлечь, только если она:

установлена КоАП;

введена законами субъекта РФ.

При этом даже внутри КоАП составы правонарушений, касающихся земли, не объединяются в одной главе, а рассредоточены по нескольким. Связано это с тем, что данные проступки касаются многих сфер деятельности, и целесообразнее объединять их не по объекту, против которого совершено правонарушение, а по характеру совершенного деяния.

Законами и другими актами органов власти субъектов РФ такая ответственность может устанавливаться, но - только в пределах компетенции, которую федеральное законодательство устанавливает для местной власти. На федеральном уровне все виды ответственности подлежат включению в соответствующие кодексы.

Какая ответственность предусмотрена?

В большинстве случаев за правонарушения, связанные с землей, нормативные акты предусматривают только 2 вида наказания:

предупреждение;

Предупреждение - это минимальный вид ответственности. Оно представляет собой официальное информирование виновного о том, что он нарушает закон, а также требование прекратить нарушение и воздержаться от аналогичных действий в будущем. Штраф же - это денежное взыскание, размер которого установлен законом.

Кто налагает ответственность за земельные правонарушения?

Единого органа власти, который привлекал бы виновных к ответственности в этой сфере, в России нет; поэтому за порчу земли виновный привлекается к ответственности Роспотребнадзором, за другие нарушения - Россельхознадзором или иными органами. Определить, к компетенции какого именно органа относится рассмотрение конкретного дела, можно только по содержанию нормативного акта.

Юридическая ответственность направлена на стимулирование соблюдения земельно-правовых норм, а также на восстановление нарушенных субъективных земельных прав и охраняемых законом интересов, на предупреждение совершения новых земельных правонарушений.

Земельно-правовая ответственность может применяться только в случае, если состав конкретного земельного правонарушения предусмотрен нормами земельного законодательства с указанием конкретной меры государственного воздействия, которая должна быть наложена на виновное лицо.

Все санкции, которые налагаются на виновных лиц за совершение земельного правонарушения, делятся на три вида:

1. карательные санкции (наложение штрафа, изъятие земельного участка и др.);

2. правовосстановительные санкции (возврат пострадавшему лицу самовольно занятого земельного участка, восстановление состояния земель, подвергнутых порче и др.);

3. компенсационные (возмещение имущественного вреда, компенсация морального вреда).

Юридическая ответственность разделяется на виды:

1. административно-правовая ответственность -наступает за земельные правонарушения, которые по степени своей тяжести и опасности для общества, государства либо отдельных лиц не требуют уголовного преследования.

2. уголовно-правовая ответственность . - законодательства наступает в случаях совершения земельных правонарушений, которые посягают на установленный земельный правопорядок и предста­вляют опасность для общества, государства или от­дельных лиц;

3. гражданско-правовая ответственность при­меняется по факту нарушения требований земельного законодательства в случае, если земельное правона­рушение связано с причинением вреда землям, субъективным земельным правам и охраняемым законом интересам конкретных собственников, арен­даторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.

Согласно ст. 76 ЗК РФ виновные юридические лица, а также граждане в обязательном порядке и в полном объеме возмещают вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

В соответствии со ст. 1082 ГК РФ существуют два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре либо возмещение причиненных убытков;

4. дисциплинарная ответственность за совер­шение земельного правонарушения - должностные лица и работни­ки организации, виновные в совершении земельного правонарушения, обязаны нести дисциплинарную от­ветственность, если в результате ненадлежащего вы­полнения ими своих должностных или трудовых обя­занностей соответствующая организация понесла административную ответственность.

Эта ответственность применяется в результате со­вершения таких правонарушений, как: проектирова­ние, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, ко­торые оказывают негативное (вредное) влияние на состояние окружающей среды и др.

52. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения - установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.

Земли с/х назначения – земли, предоставленные для нужд с/х или предназначенные для этих целей.

Главная особенность этих земель: они являются основным средством производства продуктов питания, кормов, сырья и что земля здесь выступает в качестве основного средства производства.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются:

1 Угодья – участки земли с определённым хозяйственным использованием (пашни, пастбища, луга, сенокосы – самые ценные земли).

2. Земли, занятые с/х объектами (фермами, токами, с/х дорогами и др.). До перестройки : к землям с/х назначения относились усадьбы (до 1991 г.).

3. Неудобья – неудобные земли (овраги, болота).

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; коммерческими; некоммерческими организациями, опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно- исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

Установлены некоторые ограничения на сделки с землями с/х назначения:

а) Исключаются из оборота земли, заражённые опасными веществами и подверженные биогенному заражению

б) Земли, предоставленные во временное пользование

в) При эксплуатации качество земель с/х назначения должно не ухудшаться, их плодородие должно повышаться.

Преимущественное право покупки земельного участка – у субъектов РФ, муниципальных образований.

Если они откажутся от покупки земельного участка, то продавец может продать его любому третьему лицу.

Не допускается совершение сделок с земельными участками, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры которых меньше, чем установленные минимальные размеры земельных участков.

Максимальные размеры общей площади земельных участков, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта РФ и могут находиться одновременно в собственности гражданина , его близких родственников, юридических лиц, в которых данные граждане (родственники) имеют право распоряжаться более, чем 50% общего количества голосов, устанавливаются законом субъекта РФ.

Максимальный размер земельных участков для юридических лиц не устанавливается.

Допускается аренда, субаренда земель с/х назначения.

С/х потребительские кооперативы.

Создаются сельскохозяйственными производителями, являющимися некоммерческими организациями, т.к. создаются для обслуживания интересов членов кооператива.

Крестьянское (фермерское) хозяйство – объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

— мера защиты, применяемая государством для пресечения нарушений закона в этой сфере. Попытаемся разобраться, в каких случаях она применяется и в чем именно состоит.

В каких случаях наступает административная ответственность за нарушение земельного законодательства?

Административная ответственность в сфере земельного законодательства может наступать за следующие группы проступков:

  1. Нарушения правил, по которым должны использоваться участки (деятельность, противоречащая целевому назначению земли, и т. п.).
  2. Посягательства на участок, который является не только хозяйственным, но и природным объектом (нарушение правил работы с химикатами, порча земли и т. д.).
  3. Нарушения, связанные с гражданскими и иными правоотношениями, касающимися участка (самозахват земли, уничтожение знаков и т. п.).
  4. Нарушения, касающиеся порядка управления землей. Сюда относится несоблюдения сроков рассмотрения заявлений о выделе земли и нарушение порядка регистрации прав и сделок. В основном ответственность за эти нарушения касается должностных лиц, однако если нарушается порядок регистрации, могут подвергнуться наказанию и другие граждане или даже организации.

Важный момент: если к ответственности привлекается организация, это вовсе не означает, что конкретные лица из ее управленческого состава могут быть спокойны. Достаточно часто наказание может быть возложено как на юридическое лицо в целом, так и на конкретное физическое лицо, если им были совершены действия или приняты решения, нарушающие законодательство о земле. Кроме того, если виновным является работник организации, дополнительно к нему могут быть применены и дисциплинарные меры, установленные внутренними актами самой организации.

Стоит также отметить, что к административной ответственности за земельные правонарушения могут привлечь, только если она:

  • установлена КоАП;
  • введена законами субъекта РФ.

При этом даже внутри КоАП составы правонарушений, касающихся земли, не объединяются в одной главе, а рассредоточены по нескольким. Связано это с тем, что данные проступки касаются многих сфер деятельности, и целесообразнее объединять их не по объекту, против которого совершено правонарушение, а по характеру совершенного деяния.

Законами и другими актами органов власти субъектов РФ такая ответственность может устанавливаться, но — только в пределах компетенции, которую федеральное законодательство устанавливает для местной власти. На федеральном уровне все виды ответственности подлежат включению в соответствующие кодексы.

Какая ответственность предусмотрена?

В большинстве случаев за правонарушения, связанные с землей, нормативные акты предусматривают только 2 вида наказания:

  • предупреждение;
  • штраф.

Предупреждение — это минимальный вид ответственности. Оно представляет собой официальное информирование виновного о том, что он нарушает закон, а также требование прекратить нарушение и воздержаться от аналогичных действий в будущем. Штраф же — это денежное взыскание, размер которого установлен законом.

Кто налагает ответственность за земельные правонарушения?

Единого органа власти, который привлекал бы виновных к ответственности в этой сфере, в России нет; поэтому за порчу земли виновный привлекается к ответственности Роспотребнадзором, за другие нарушения — Россельхознадзором или иными органами. Определить, к компетенции какого именно органа относится рассмотрение конкретного дела, можно только по содержанию нормативного акта.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация