Структура основ конституционного строя российской федерации. Основы конституционного строя РФ: понятие и структура. Социальная сущность Российского государства

Главная / Квартира

Тема 4. Теоретические основы конституционализма

4.1.Понятие, сущность и юридическая природа, функции и виды Конституции.

4.2. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок.

4.2 Конституция и конституционное право

4.3. Конституция и международное право

4.4. Конституционализм и конституционно-правовая политика в современной России

4.5. Развитие конституционной доктрины

4.6. Конституционность и конституционный порядок

4.7. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок.

4.8. Толкование Конституции РФ.

4.9. Охрана и защита Конституции.

4.10 Конституции и уставы субъектов РФ.

4.11. Конституционно-правовая ответственность и ее отличие от других видов юридической ответственности. Основания конституционно-правовой ответственности. Юридические источники конституционно-правовой ответственности. Состав конституционно-правового нарушения. Объекты и субъекты конституционно-правового нарушения. Меры конституционно-правовой ответственности (виды санкций). Проблемы повышения эффективности конституционно-правовой ответственности.

РАЗДЕЛ III.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Определение конституционного строя. Соотношение понятий: конституционный строй, государственный строй, общественный строй. Понятие гражданского общества. Соотношение гражданского общества и государства.

Понятие и структура основ конституционного строя Российской Федерации. Правовые особенности основ конституционного строя. Институты основ конституционного строя Российской Федерации.

Закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ. Особенности юридической силы основ конституционного строя Российской Федерации.

Тема 6. Народовластие – основа конституционного строя Российской Федерации

6.1. Понятие и формы демократии

Демократия как система ценностей. Принятие решений большинством при уважении прав меньшинства. Свобода. Равенство индивидов. Соотношение свободы и равенства. Либеральная, коллективистская, плюралистическая концепции демократии. Приоритет прав человека над правами государства.

Демократия как механизм управления. Плюрализм. Выборность. Разделение властей. Верховенство правового закона.

6.2. Непосредственная демократия в системе народовластия. Понятие непосредственной демократии. Ж.Ж. Руссо о непосредственной демократии. Достоинства и недостатки непосредственной демократии по мнению ее сторонников и противников.



6.3. Виды институтов непосредственной демократии

А) Референдум. Понятие и виды референдума. Отличие референдума от выборов, опроса, плебисцита, обсуждения.

Правовое регулирование референдума в РФ. Субъекты права на референдум. Круг вопросов референдума. Стадии референдума.

Подведение итогов референдума.

Б) Опросы. Понятие опроса граждан. Юридическая сила результатов опроса. Назначение опроса в системе институтов непосредственной демократии. Финансирование опроса.

В) Публичные слушания. Цель и предмет публичных слушаний. Порядок организации и проведения публичных слушаний.

Г) Наказы избирателей. Понятие наказов избирателей. Порядок принятия и реализации решения о наказах избирателей.

Д) Отчеты депутатов. Понятие и периодичность отчетов.

Е) Отзыв депутатов и выборных должностных лиц . Понятие и основания отзыва депутатов и выборных должностных лиц. Стадии отзыва.

Ж) Общие собрания граждан. Цель и порядок проведения.

З) Сходы граждан. Цель и порядок проведения.

И) Правотворческая (законодательная) инициатива. Понятие,

предмет, субъекты, адресаты правотворческой (законодательной) инициативы. Порядок ее рассмотрения. Виды решений по правотворческой (законодательной) инициативе.

К) Обращения граждан. Круг субъектов права на обращения. Виды обращений. Порядок их рассмотрения.

Л) Петиции. Понятие, предмет, порядок рассмотрения петиций. Виды решений по петициям граждан.

М) Собрания и публичные мероприятия . Организаторы публичных мероприятий, их обязанности. Участники публичных мероприятий, их права и обязанности. Места проведения публичных мероприятий. Обязанности компетентных органов по взаимодействию с организаторами публичных мероприятий.

4.Представительная демократия в системе народовластия.

Понятие представительной демократии. Виды представительной демократии. Императивный, свободный, полусвободный мандаты депутатов. Достоинства и недостатки представительной демократии. Соотношение непосредственной и представительной демократии. 5.

5.Человек – высшая ценность. Естественно-правовая и позитивная концепции взаимоотношений личности и государства. Закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 г. нового типа взаимоотношений государства и личности. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность российского государства.

  • 7.Становление и развитие конституционного законодательства в дореволюционной России, рсфср и ссср.
  • 9. Конститтционные суды рф и рт: организация и компетенция. Конституционное судопроизводство.
  • 10. Конституционный строй рф: понятие и структура. Правовые основы конст строя рф.
  • 11. Политическая система рос общества как механизм народовластия: понятие и стуктура.
  • 12. Российское гос-во в политич системе общества. Гос-во и гражд общ-во.
  • 13. Обществ объединения в полит системе общества: понятие, виды, статус.Особенности полит обществ объединений.
  • 14.Общественная палата
  • 15. Политические партии: понятие, задачи, классификация.
  • 16. Правовой статус полит партий.
  • 17. Профсоюзы в рф
  • 18. Формы прямой демократии и их место в полит системе общества. Референдум.
  • 19. Экономическая система рос общества: понятие, структура и принципы.
  • 20. Конституц основы рыночных отношений: свобода конкуренции и ограничение деят-ти монополий.
  • 21. Собственность. Социально-полезный труд (конституц основы)
  • 22. Рф – социальное государство. Развитие и соврем особенности социальной структуры общества.
  • 23. Социальные отношения в соврем России(конст основы разгосударствления)
  • 26. Гражданство рф: понятие, развитие в совестский период и соврем принципы.
  • 27. Правовое положение беженцев. Право политич убежища.
  • 28.Основные права, свободы и обяз-ти личности: понятие, прав природа.
  • 29. Законодательство о судебных и прокурорских гарантиях прав личности.
  • 30. Законодательство о порядке рассмотрения жалоб граждан.
  • 31. Международно-правовая защита прав и свобод граждан рф.
  • 33. Личные права и свободы.
  • 34. Социально-экономические и культурные права, свободы и обязанности.
  • 35. Политические права, свободы и обязанности.
  • 36. Основы прав положения иностранцев и апатридов в рф. Борьба с незаконной миграцией.
  • 37. Сувернитет и компетенция государства.
  • 39. Форма правления и политический режим в рф.
  • 40. Понятия федерации, конфедерации и унитарного гос-ва.
  • 41.Сущность и структура России как федерации в совр период.
  • 42. Республика в составе рф
  • 43. Край, область, города м. И СпБ – субъекты рф
  • 44. Автономия в рф: понятие и классификация автономий.
  • 45. Автономная область и автономные округа
  • 46. Национально-культурная автономия, ее виды. Статус малочисленных народов.
  • 47. Особенности прав статуса рт.
  • 48. Федеративный договор от 31 марта 1992 и ее значение для рф.
  • 49. Возникновение, развитие и прав особенности рсфср, зсфр и ссср.
  • 50. Декларация союзных и автономных республик о госуд суверенитете.
  • 51. Распад ссср(политико-прав аспекты)
  • 52. Принятие и образование нового субъекта рф
  • 53. Админ-территориальное устройство субъектов рф
  • 54. Понятия «орган гос-ва» и «гос аппарат»
  • 55. Принцип разделения властей и виды органов государства. Понятие и место представительных органов государственной власти в системе органов государства.
  • 57. Конституционные основы системы исполнительных и распорядительных органов государства
  • Глава 3 фкз «о Правительстве рф» детально регламентирует полномочия Правительства рф в различных сферах. Закон, в первую очередь, выделяет общие полномочия, в соответствии с которыми Правительство рф:
  • 58.Конституц основы судебной системы рф, Прокуратура.
  • 59.Понятия избират системы и избират права. Развитие избират системы(1917-1993)
  • 60. Политико-правовое значение выборовю принципы избират права рф в совр период.
  • 61. Организация выборов. Избирательные округа, участки, избирательные комиссии. Признание выборов недействительными или несостоявшимися.
  • 62. Мажоритарная избират система
  • 63. Пропорциона избират система.
  • 64. Правовой статус советского депутата. Императивный мандат.
  • 65. Правовой статус депутата по действующему законодательству. Иммунитет и индемнитет
  • 66. Формир-е, стуктура, компетенция и акты гд фс рф.
  • 67. Формир-е, стуктура, компетенция и акты Совета Федерации.
  • 68. Государ органы палат парламента
  • 69. Партийные фракции в гд
  • 70. Парламентские слушания в гд
  • 71. Парламентское расследование
  • 72. Стадии законодат-го процесса: 1ое и 2ое чтения законопроекта в гд.
  • 73. Третье чтение зак/проекта в гд. Особ-ти принятия фкз.
  • 74. Промульгация и вступление закона в силу. Вето президента и последующие действия парламента.
  • 75. Роспуск гд и отставка Правительства рф.
  • 76. Президент рф, его положение в системе гос орагнов. Порядок избрания и отрешения от должности, срок полномочий.
  • 77.Полномочия и акты президента рф.
  • 78. Администрация президента рф. Полномочные представители президента в федеральных округах. Администрация Президента
  • Приволжский федеральный округ
  • 79. Государственный Совет и Совет Безопасности рф.
  • 80. Государственный совет рт
  • 81. Правительство рф: организация, подчиненность, акты, отставка, полномочия. Делегированное и дискреционное законодательство.
  • 82. Президент рт и правит-во рт.
  • 83. Представительные органы гос власти субъектов рф,их отв-ть за издание неправомерных актов.
  • 84. Исполнит и распорядительные органы субъектов рф в система ив рф, их отв-ть за издание неправомерных актов.
  • 85. Понятие, развитие и сущность местн самоуправления. Мсу и гос-во.
  • 86. Муниципальные образования и из органы. Общественное территориальное самоуправление.
  • 87. Госуд контроль и надзор в сфере метсного самоуправления(мсу)
  • 88. Разграничение полномочий между органами гос власти рф и органами гос власти субъектов рф.
  • 89. Государственные азыки субъектов рф.
  • 90. Понятие конституц отв-ти и ее виды
  • 10. Конституционный строй рф: понятие и структура. Правовые основы конст строя рф.

    Понятие “основы” оценивают по-разному. Так под основой можно понимать конституцию в целом, но вынесение этой категории невозможно без толкования понятия “К. строй”.

    К. строй - это такой порядок организации власти в государстве, при котором на основе К! происходит соблюдение прав и свобод ч-ка, разделение властей, равноправие форм соб-ти, а так же судебная защита прав и свобод индивида . это совокупность основополагающих базовых общественных отношений, урегулированных конституционно-правовыми нормами, которые закрепляют народовластие, права и свободы человека и гражданина, федерализм, суверенитет, а также принципы организации государственной власти и местного самоуправления

    Соотношение гос-го строя и К. строя. Гос строй - это фактическая конституция общества. К. строй - это гос строй в условиях реальной К!. Если к! фиктивна, то К. строя не будет. Хотя даже конституция тоталитарного строя может создавать К. строй, т.к. для юр науки не важно содержание, важна сама форма. Если гос строй укладывается в реалии К., он К.. По содержанию К. строй делится на демократический (правовой, справедливый) и антидемократический. Согласно Конституции РФ многонациональное российское общество характеризуется прежде всего тем, что оно утверждает права и свободы человека и гражданина, гражданский мир и согласие, сохраняет исторически сложившееся государственное единство, руководствуется общепризнанными принципами равноправия и самоопределения народов, возрождает суверенную государственность России, утверждает незыблемость ее демократической основы и стремится обеспечить благополучие и процветание страны. Согласно действующей К! РФ является суверенным, правовым, демократическим, федеративным, социальным и светским государством.

    Структура к.строя складывается из 4 основных элементов, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества.

    Такими элементами являются:

    а) экономические отношения; б) социальные отношения,в узком смысле слова; в) духовно-культурные отношения; г) политические отношения.

    Эта классификация, как и любая другая, разумеется, условна. Далеко не всегда возможно провести четкую грань, например, между отношениями экономическими и социальными, а уж политический момент при государственной организации общества присутствует практически в большинстве общественных отношений или, во всяком случае, во многих отношениях, отнесенных к другим группам.

    Элементы к. строя между собой тесно взаимодействуют, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одного элемента на другой. Взаимодействие элементов в значительной части входит в предмет правового регулирования, а основные его принципы регулируются КП.

    11. Политическая система рос общества как механизм народовластия: понятие и стуктура.

    Всякое классовое общество политически обозначено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

    Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются.Политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.

    Структура и функции политической системы

    обычно выделяются 5 подсистем:

    s Институциональная - организации, учреждения;

    s Нормативная - нормы правовые и моральные, политические традиции;

    s Функциональная - формы и направления политической деятельности, различные политические процессы, способ и методы осуществления власти;

    s Коммуникативная - объединяющие связи, формы взаимодействия, например, между партиями и государством, между политической и экономической подсистемами;

    s Идеологическая - взгляды.

    В научной литературе, отечественной и зарубежной, нередко вычленяются 4 главные группы элементов ПС: политическая организация; политические отношения; политические и правовые нормы; политическое сознание и политическая культура.

    Главные элементы ПСО и механизм их функционирования отражаются в к! гос-ва законодательстве, которые регулируют принципы формировали деят-ть органов гос власти, права и обяз-ти гос-х, партийных, хоз-х и общественных организаций.

    Наиболее активной и динамичной частью ПСО является его пол организация. Любой вид пол деят-ти осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми данной общности.

    В тех случаях, когда народ той или иной страны вступает в полит отношения, не имея хоть в какой-то степени развитой пол организации, ее функции берут на себя другие силы: племенные структуры, религиозные сообщества.

    Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политической организации называется институциализацией. В ходе нее происходит формирование политикой организации общества. Отношение разрыва, антагонизма идеи организации порождает обратный процесс - деинституциализацию, разрушение политической организации, нарастание разрыва между поведением людей и регулирующей его нормой. Очевидна органическая связь политики и институциализации, все многообразие политической деятельности осуществляется в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.

    Пол организация общества - это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определенные функции. В результате их взаимодействия и осуществляется пол власть в данном обществе.

    Пол организация включает: гос-во, партии, массовые общественные организации и движения, СМИ и церковь.

    Гос-во и партии являются собственно политическими организациями, т.е. они прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть - это главное в их деятельности.

    Косвенные политические организации связаны с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования (профсоюзы, молодежные политические организации).

    Организации неполитические почти не участвуют в осуществлении политической власти (добровольные спортивные общества, различные движения и ассоциации). Процесс их политизации происходит на определенных этапах жизни страны (выдвижение депутатов в Государственную Думу от общественных организаций).

    Основы конституционного строя являются важнейшими характеристиками общества, государства во всех его главных проявлениях, и в первую очередь отношений государственной власти со своими гражданами, что в значительной степени определяет правовое положение человека и гражданина.
    Именно из основ конституционного строя возникают самые важные общественные отношения между человеком и государством, между различными частями государства, его органами, между государством и общественными организациями. Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет и регулирует эти отношения в первой главе, особо подчеркивая, что никакие другие положения Конституции (а тем более других нормативных актов) не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 16 Конституции РФ).

    Исходя из этого, под основами конституционного строя следует понимать закрепленные конституционными нормами наиболее важные общественные отношения, возникающие:

    Такого полного и концентрированного закрепления важнейших принципов, на которых базируется организация государственной и общественной жизни, как это сделано в Конституции РФ, нет ни в одной из зарубежных конституций. Значение норм гл. 1 подчеркивается и тем фактом, что они не могут изменяться иначе, чем путем принятия новой Конституции (ст. 135 Конституции РФ).
    Устанавливая экономические основы государственной власти, Конституция регулирует формы собственности, определяет статус каждой из этих форм, подчеркивая их равенство и право на защиту со стороны государства.

    Закрепляя политические основы, Конституция регулирует общественные отношения, возникающие по поводу осуществления народовластия, роли и места государственной власти в обществе, правового положения специально создаваемых различных политических организаций, т.е. определяет механизм политической власти (политическую систему).

    11. Республиканская форма правления или республика (от лат. res publica - общественное дело) - форма правления, при которой высшие органы власти избираются или назначаются на определенный срок, функционируют на основе разграничения сфер компетенции.

    Конституция РФ (ст. 1), закрепляя республиканскую форму правления, не конкретизирует вид (модель) данной формы правления. Как известно из мировой практики, республиканская форма правления - республика подразделяется на: 1) парламентарную республику; 2) президентскую республику; 3) смешанную, парламентарно-президентскую республику.

    Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, принадлежностью исполнительной власти правительству, ответственному перед формирующим его парламентом. Главная отличительная особенность парламентарной республики - это провозглашение принципа политической ответственности правительства перед парламентом.

    Классическую парламентарную форму правления характеризует следующий способ формирования правительства: оно формируется партиями, обладающими большинством в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом. Однако эта ответственность является исключительно политической. При этом она может выражаться в различных юридических формах, самая жесткая из которых - вотум недоверия со стороны парламента либо отказ парламента в доверии правительству при условии, что оно само поставило вопрос о доверии. В этом случае возможны следующие два варианта: 1) либо правительство уходит в отставку; 2) либо предлагает президенту распустить парламент и назначить новые выборы. В парламентарной республике президент - номинальный глава государства. Его статус может быть выражен формулой: «царствует, но не правит» (сходство с монархом при конституционной монархии - налицо). Президент может при этом наделяться различным объемом полномочий. Однако принимаемые им решения приобретают юридическую силу при условии их контрассигнации, т.е. требуют скрепления подписью главы правительства или соответствующего министра. Специфичен порядок избрания президента. Его избирает парламент либо расширенная коллегия, в которую включаются и члены правительства. Так, в Италии означенная коллегия состоит из членов парламента и представителей от законодательных собраний областей.

    Для президентской республики характерны следующие особенности: наделение президента полномочиями главы государства и главы исполнительной власти; избрание президента на всеобщих выборах, вследствие чего не только законодательная, но и исполнительная власть получает мандат от народа; отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику; правительство формируется президентом, он же назначает на высшие должности и смещает с должности в аппарате исполнительной власти. Поскольку президент, как и парламент, избирается народом, легитимность его полномочий не менее значительна, чем у парламента. Поэтому политической ответственности перед парламентом президент не несет. Отношения между парламентом и президентом основываются на принципах системы сдержек и противовесов. Президент осуществляет свои полномочия при поддержке парламента, особенно в таком центральном вопросе государственной власти, как бюджет. Основное преимущество президентской республики заключается в том, что вне зависимости от того, какие партии господствуют в исполнительной или законодательной власти, обе эти ветви власти вынуждены сотрудничать. А это обстоятельство придает режиму особую устойчивость.

    Разновидностью республиканской формы правления является парламентарно-президентская, или смешанная, республика. При смешанной форме правления власть президента ослаблена (если он избирается народом), своими значительными полномочиями президент на практике не пользуется, «консервируя» их. Государственная система функционирует главным образом по парламентарному типу. К таким странам принято относить Австрию, Ирландию, Исландию, Португалию, Финляндию, Польшу, Болгарию, Украину, а также и Россию (за некоторыми изъятиями). К смешанной форме правления относится и Франция.

    Специалисты по конституционному праву, политики относят Российскую Федерацию либо к президентской, либо к смешанной (президентско-парламентарной) республиканской форме правления. В действительности Российская Федерация характеризуется, скорее всего, квазипрезидентской или квазисмешанной формой правления.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-03-24


    1.Опреределение и соотношение понятий: конституционный, строй, общественный строй, государственный строй.

    2.Основные характеристики Российской Федерации, как основы конституционного строя.

    3.Институты основ конституционного строя.

    4. Понятие гражданского общества. Соотношение гражданского общества и государства.

    Нормативные правовые акты

    Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

    Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004г. № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008 г.) «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 27. – Ст. 2710.

    Федеральный закон от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ (ред. от 6.12.2011 г.) «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. – 2011. – № 50. – Ст. 7353.

    Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131 (в ред. от 07.12.2011 г.) «Об принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. – 201. – № 50. – Ст.7359.

    Федеральный закон от 11.07.2001г. № 95-ФЗ (ред. от 8 декабря 2011 г.) «О политических партиях» // Собрание Законодательства РФ. – 2011. – № 50. – Ст. 7363.

    Федеральный закон от 17 июня 1996г. N 74-ФЗ (ред. от 09.02. 2009г.) «О национально-культурной автономии» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 7. – Ст. 782.

    Федеральный закон от 12 января 1996г. N 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010 г.) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»// Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 1. – Ст. 16.

    Федеральный закон от 17.08. 1995 г. №147 – ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «О естественных монополиях» // Собрание Законодательства РФ. – 2011. – № 50. – Ст. 7343.

    Федеральный закон от 25.07.2002 г. №82-ФЗ (ред. от 1 июля 2011 г.) «Об общественных объединениях» // Собрание Законодательства РФ. – 2011г. – № 27. – Ст. 3880.

    Литература

    Нуднеко, Л.А. Проблемы правовой регламентации правотворческой инициативы граждан в Российской Федерации / Л.А. Нудненко // Государственная власть и местное самоуправление. – 2010. – № 2. – С. 29-31.

    Тема 11.Основы конституционного статуса личности как правовой институт

    1.Понятие основ конституционного статуса личности.

    2.Принципы конституционного статуса личности.

    3.Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

    4.Конституционно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

    Нормативные правовые акты

    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. 2009. – № 26. – Ст. 3125.

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 06.06.2011 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. – 2011. – № 50. – Ст. 7432.

    Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. – 2010. – № 31. – Ст. 4196.

    Федеральный Закон от 27 апреля 1993г. № 4866-1 (ред. от 09.02.2009г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Собрание Законодательства РФ. – 2009. – № 7. – Ст. 772.

    Литература

    Нудненко, Л.А. Конституционное право России: учебник для бакалавриата / Л.А. Нудненко.Гриф УМО. – М.: Юрайт, 2011. – 581 с.

    Нудненко, Л.А. Федерального закона «О народной законодательной инициативе в Российской Федерации» / Л.А. Нудненко, М.А. Поповой // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 9. – С. 5-8.*

    Тема 12. Конституционные основы гражданства Российской Федерации

    1. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

    2. Основания приобретения, прекращения гражданства Российской Федерации.

    3. Основания приобретения двойного гражданства, проблемы реализации основных прав лиц с двойным гражданством..

    4. Органы государственной власти, занимающиеся вопросами вопросам гражданства.

    5.Порядок рассмотрения вопросов о гражданстве Российской Федерации.

    Нормативные правовые акты

    Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995г.) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 7. – Ст. 495.

    Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад 23 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 10. – Ст. 830.

    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 26. – Ст. 3125.

    Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ (ред. от 23.07.2010 г.) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 22. – Ст. 2670.

    Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. (с изм. от 19 октября 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4571.

    Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 11. – Ст. 1301.

    Литература

    Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. – 656 с.

    Нудненко, Л.А. Конституционное право России: учебник для бакалавриата / Л.А. Нудненко.Гриф УМО. – М.: Юрайт, 2011. – 581 с.

    Тема 13. Конституционные права и свободы человека гражданина

    1.Классификация основных прав и свобод граждан (Доклад.)

    2. Личные права и свободы граждан и их гарантии (Обсуждение статьи).

    3. Политические права и свободы граждан и их гарантии (Презентация).

    4. Экономические права и свободы граждан и их гарантии (Презентация).

    5. Социальные права граждан и их гарантии (Презентация).

    6.Культурные права и свободы граждан и их гарантии (Презентация).

    Нормативные правовые акты

    Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 20, 31, 44.

    Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 9-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 19. – Ст. 2060.

    Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 08.12.2011г.) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 25. – Ст.2485.

    Федеральный закон от 1 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 20.10.2011 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 43. – Ст. 5975.

    Федеральный закон от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 27. – Ст. 3880.

    Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 45. – Ст. 5268.

    Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (ред. от 09.02.2009г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 7. – Ст. 772.

    Литература

    Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. – 656 с.

    Нудненко, Л.А. Конституционное право России: учебник для бакалавриата / Л.А. Нудненко.Гриф УМО. – М.: Юрайт, 2011. – 581 с.

    Тема 16. Конституционные основы федеративного устройства России

    1.Общая характеристика конституционных принципов федеративного устройства России (Презентация).

    2. Реализация принципа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Презентация с применением системного подхода).

    3.Реализация принципа равноправия и самоопределения наций (Презентация).

    4. Реализация принципов единства государственной власти и единого правового пространства (Презентация).

    5.Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Феде­рации по вопросам основ федеративного устройства (Комментарии).

    Нормативные правовые акты

    Федеральный конституционный закон: от 17 декабря 2001г. № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005 г.) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 52 (часть I). – Ст. 4916.

    Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1990. – № 2. – Ст. 2.

    Литература

    Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. – 656 с.

    Нудненко, Л.А. Конституционное право России: учебник для бакалавриата / Л.А. Нудненко.Гриф УМО. – М.: Юрайт, 2011. – 581 с.

    Тема 17. Конституционный статус Российской Федерации

    1. Конституционная характеристика России как федеративного, суверенного государства с республиканской формой правления (Презентация).

    2. Компетенция Российской Федерации по предметам исключительного и совместного ведения (Презентация).

    3. Внутригосударственная правосубъектность Российской Федерации (Обсуждение статьи).

    4. Особенности международной правосубъектности Российской Федерации (Презентация).

    5. Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам статуса Российской Федерации (Комментарии).

    Нормативные правовые акты

    Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005 г.) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 52 (часть I). – Ст. 4916.

    Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 23. – Ст. 2199.

    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. 28.06.2009) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 26. – Ст. 3125.

    Федеральный закон от 17 декабря 1998г. № 191-ФЗ (ред. от 21.11.2011 г.) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6732.

    Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ (ред. о 21.11.2011 г.) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. –Ст. 6732.

    Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997г. № 60-ФЗ (с изм. от 06.12.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 50. – Ст. 7351.

    Федеральный закон от 30 ноября 1995г. № 187-ФЗ (ред. от 21.11.2011 г.) «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6732.

    Федеральный Закон от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 8.12.2011 г.) «О государственной границе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 50. – Ст. 7356.

    Литература

    Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. – 656 с.

    Нудненко, Л.А. Конституционное право России: учебник для бакалавриата / Л.А. Нудненко.Гриф УМО. – М.: Юрайт, 2011. – 581 с.

    Тема 18. Конституционный статус субъектов Российской Федерации

    1. Общая характеристика видов субъектов Российской Федерации (Презентация).

    2. Особенности исключительной компетенции субъектов Российской Федерации (Презентация).

    3. Соотношение правового статуса республик и остальных субъектов Российской федерации (Обсуждение статьи).

    4. Порядок изменения статуса, названия и территории субъектов Российской Федерации (Презентация).

    5. Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по вопросам статуса субъектов Российской Федерации

    В современной науке государственного (конституционного) права все чаще используется понятие конституционный строй. Оно фиксирует строго определенную основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества, и представляет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным.

    Конституционный строй - это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятии "конституционный строй" включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

    Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

    Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Оно обусловлено помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки. Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом.

    В отечественной литературе можно найти различное понимание конституционного строя. О.Е. Кутафин вкладывает в это понятие совокупность определенных гарантий подчиненности государства праву; Н.А. Богданова полагает возможным определить конституционный строй как устройство государства и общества, закрепленное государственно-правовыми нормами. Выявлению понятий конституционного строя помогает определение современной Конституции.

    Под конституцией понимают основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Он закрепляет основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правления). Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.


    Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. Следует подчеркнуть, что основы конституционного строя не просто характеризуются особым порядком изменения, но имеют также особую юридическую силу. Это выражается в обязанности законодателя следовать указанным принципам при изменении или дополнении остального текста Конституции. И - в решении Конституционного Суда, исходящего при разрешении разночтения между правовыми нормами из смысла основных принципов.

    Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы - система принципов, их регламентирующих. Основы конституционного строя служат базой, на которой формируются правоотношения, имеющие общую специфику.

    Значение гл.1 Конституции исключительно велико. По существу, именно здесь формируется гуманистическая направленность конституционного строя. Принципы организации государства закрепляются здесь в общей форме, создавая фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции. Очень важное указание "Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

    В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14 - как светское.

    Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно - правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно - правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.

    В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

    В тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно - правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции, гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь нормами Конституции, и в первую очередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя, ибо принцип прямого действия Конституции непосредственно закреплен ст. 15.

    Основы конституционного строя России состоят из трех групп норм:

    1. Регламентирующих деятельность государства и его органов;

    2. Определяющих правовое положение личности в Российской Федерации;

    3. Закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения.

    Главное внимание необходимо уделить принципам организации и деятельности государства, что объясняется его значимостью в современном обществе, а также необходимостью защиты личности, гражданского общества, их частных интересов от необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц.

    Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства, устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия, определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации. Формулируются также принципы федеративного устройства России, закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации. Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.

    Государство утрачивает свое безраздельное господство в политической системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды.

    Конституция Российской Федерации (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности . Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - указывается в ст. 2, - обязанность государства».

    Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

    Для большинства зафиксированных в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина характерна более или менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью. В них не просто в той или иной степени отражается это признание, но они вместе с основами конституционного строя России служат защите этих прав и свобод. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит достаточно определенным ориентиром и для совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всякого рода сложностей и эксцессов.

    Связь между признанием человека и его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина состоит в том, что если ст. 2 Конституции излагает принцип взаимоотношений человека и государства лишь «негативно», т.е. с точки зрения возможного нарушения прав человека, и имеет в виду лишь объект защиты, то статьи Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина, сформулированы уже с позитивных позиций (например, в ст. 22 Конституции закреплено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).

    Эта взаимосвязь просматривается и в том, что норма Конституции указывающая на объект защиты, выглядит как первый шаг к конкретизации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к определенной сфере жизни или конкретной ситуации. Она позволяет сделать и следующий шаг, который выражается в закреплении в Конституции принципа равноправия граждан.

    Все сказанное говорит о том, что нормы Конституции Российской федерации об основных правах и свободах человека и гражданина нельзя рассматривать вне связи с принципом признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в данные нормы изменения или дополнения, противоречащие этому принципу.

    Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые характеризуют его как конституционное.

    Конституционное государство базируется на народном суверенитете, который составляет одну из его основ. Между тем носитель этого суверенитета - народ - состоит из граждан, от которых в конечном счете и исходит вся власть. Вот почему ст. 2 Конституции, закрепляющая отношение государства к человеку и его обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы, провозглашает конституционное государство, обосновывая необходимость его существования.

    В конституционном государстве народ становится демократически конституированным сообществом, которое сознательно ориентируется на защиту человека как высшей ценности и видит в этом свой долг. Такая ориентация народа позволяет избежать последствий, к которым приводило сознательное преувеличение роли коллектива и государства, - господства тоталитаризма. Народ, который перманентно не способен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов.

    Таким образом, авторитет любой организации, включая государство, по своей природе вторичен. Нет и не может быть признания ценности государства или любой другой организации, если при этом не признается высшая ценность человека и гражданина.

    Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства - задача демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое тоже способно посягать на права и свободы, является, повторим, обязанностью государства. Государство призвано защищать человека как данность, а не формировать или преобразовывать его в духе надуманных идеалов.

    Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

    Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо повысить эффективность судебной защиты. Однако для признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека нужны существенные усилия государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет, в частности, об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения, культуры.

    Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством. Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод.

    В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее у каждого человека формируются определенные нормативные представления о личности, несущие на себе отпечаток правовой культуры того общества, в котором они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу - важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, превращения граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.

    В современной российской действительности, когда растет преступность, идет обнищание населения, нарушаются права человека,* признание Конституцией Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократический потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация