Жалоба клиента. Анализ жалобы. Анализ вербальных средств в речи клиента. Стадии производства административной жалобы. Жалоба в Верховный суд

Главная / Авто

Каждый человек (любой специальности) за свою трудовую деятельность (это цифры статистики) получает порядка 30 жалоб (письменных и устных), то есть в среднем 1 жалоба в год. Кому то "везет" чаще. Всех жалобщиков и жалобы можно поделить на 3 части:
1. "Дурацкие" жалобы, которые сразу же при первом

Синдром зависимости от налбуфина

Коллеги, поделитесь, пожалуйста, опытом. Лежит в отделении девочка с декомпенсированным сахарным диабетом первого типа, кетоацидозом. Четыре года принимает налбуфин. вчера ввела сама себе шесть мл, в несколько приемов, и в/в и в/м. Сейчас получает активную инфузионную терапию, сахар 28, ацетон ++++

Как вылечить больного шизофренией?

От 25 до 30% больных шизофренией не поддаются лечению и сообщают о постоянных слуховых галлюцинациях или демонстрируют симптомы бреда, несмотря на адекватный режим терапии. Транскраниальная стимуляция постоянным током (tDCS) - неинвазивный метод, который модулирует возбудимость коры через электроды...

Кандидоз клитора.

Не думаю, что это частая патология, поэтому с интимными фото в комментариях. На приём обратилась 38-летняя женщина с жалобами на отек, покраснение и зуд в области влагалища, а также дискомфорт и выделения на клиторе. Считает себя больной в течение суток после трёхдневного полового разгулия с Новым...

Распущенность

Снова о наших "любимых". Поступает "колобок" килограммов этак на 140. Высота равна ширине. С ходу у девчонок требует: " Меня только в платную палату!". Иду смотреть. Спрашиваю фамилию. Не глядя на меня: " Я это! Надоели уже смотреть!" Я, предельно сдерживаясь: " Так мне что, уйти?" - Да ладно, смот...

🎈Тема дня: Международный день редких заболеваний

Уважаемые коллеги, сегодня хороший случай поделится своим опытом, знаниями о тех заболеваниях, которые встречаются не так часто в нашей практике.
Это могут быть редкие случаи рака, тропические болезни, аномалии развития и репозиции органов, сосудов, нервов, а также нетипичное или бессимптомное

ЕРХПГ ~Taenia Saginata

Инфекция T. saginata встречается во всем мире, но особенно в животноводческих районах тропиков и субтропиков Африки, Ближнего Востока, Восточной Европы, Мексики и Южной Америки. Инфекция редко встречается у крупного рогатого скота США и контролируется федеральной инспекцией. Пациенты могут быть бесс...

И снова о каннабисе

Легальные нанаркотики –алкоголь, кофе, табак и нелегальный каннабис. Лечение 4-летнего ребенка печеньем с каннабисом в Калифорнии. Лечение детей в США аналогами экстази. Каннабис при эпилепсии. Не курим, а лечимся. Психопатология законотворческой деятельности и закон групповой интеллектуальной регрессии

Вопрос про вакцинацию

Дорогие коллеги. У нас в Турции недавно прошел экзамен национальный (по типу егэ) для поступления врачей на специализацию. Вот один из вопросов спорных, который активно обсуждается. Интересны ваши мнения.
Родители с ребенком в возрасте 9 недель обращаются в поликлинику для проведения вакцинации.

Зрительные вызв. потенциал мозга при алкогол.

В случае синдрома отмены алкоголя наблюдаются отклонения зрительных вызванных потенциалов (VEP), включающие длительные задержки (63%) со статистически значимым отличием от здоровых людей. Преобладающее снижение амплитуды с нормальной задержкой зарегистрировано в 37% случаев отмены. Отчетливые измене...

Электролитный дисбаланс -причина аритмий.

Одна из причин аритмии электролитные нарушения. Установить причину этого может лаборатория, также помогает сбор анамнеза, клинические данные.
Раньше мы титровали электролиты, а сейчас на анализаторах результат может быть получен за несколько минут.
Изменения концентрации и соотношений содержания

Подавать жалобы на действия или деятельность должностного лица или организации – одно из прав, гарантированных гражданам Конституцией. Причем в зависимости от спорной ситуации жалоба может быть подана до подачи искового заявления или административного иска, одновременно с ним или во время рассмотрения дела.

На сайте представлены примеры жалоб и рекомендации по их составлению различной тематики. От жалоб в государственный орган до жалобы на почту, на детский сад, на страховую организацию и др. В отличие от досудебных претензий, обязательность жалобы законом не предусмотрена. Вместе с тем подача такого документа может не только разрешить возникший индивидуальный спор, но и повлиять на практику применения законов или осуществления профессиональной деятельности.

Жалоба, как инструмент досудебного урегулирования спора

Для чего нужны жалобы? С одной стороны, подача жалобы обычно связана с намерением разобраться в сложившейся ситуации и помочь заявителю. С другой, применить меры воздействия к нарушителю – работнику или должностному лицу.

Подача жалобы в письменной форме обязывает адресата жалобы дать ответ относительно всех поставленных в документе вопросов. Жалобу можно использовать как инструмент подготовки искового заявления – за подачей жалобы в прокуратуру, в Роспотребнадзор, иные государственные органы обязательно последует ответ с разъяснением законодательства.

Копия жалобы и ответ на нее в случае обращения в суд в дальнейшем станут приложением к иску и могут быть использованы в качестве доказательств по гражданскому делу. Бездействие или действия должностных лиц, чье поведение стало основанием подачи жалобы, могут быть обжалованы в суд путем подачи административного иска.

Подача и рассмотрение жалобы

Для составления жалобы выберите интересующую Вас тематику и подготовьте доказательства. Любая жалоба должна быть обоснована, поэтому ссылки на нормативно-правовые акты будут актуальными. При затруднениях в подборе нормативных документов можно получить консультацию юриста на сайте.

Сейчас практически в любые инстанции жалобу можно подать в электронном виде, заполнив форму на сайте адресата документа. В любом случае рекомендуем придерживаться шаблонов приведенных примеров для рассмотрения жалобы по существу. Формальное рассмотрение жалобы, нарушения порядка и сроков рассмотрения могут повлечь привлечь ответственных должностных лиц к административной ответственности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЖАЛОБАМ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ

А. Г. РУЗСКАЯ, Л. Н. АБРАМОВА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЖАЛОБ ДОШКОЛЬНИКОВ

В изучении сложных проявлений детей, вызывающих затруднения в осуществлении процесса воспитания, не последнее место занимают жалобы. Всем, кто работает с дошкольниками, это явление широко известно. И наверное, нет другой такой особенности в поведении ребенка, к которой было бы столь противоречивое отношение как у взрослых, так и у детей, как у педагогов-практиков, так и у ученых-психологов и педагогов. Существует несколько точек зрения на детские жалобы.

Но все психологи и педагоги, положительно и отрицательно оценивающие детские жалобы, сходны в понимании истоков возникновения жалоб. И те и другие видят их в конфликтах, возникающих у ребенка с окружающими людьми.

В основе данной статьи лежит проделанный авторами анализ естественных жалоб дошкольников (1500 жалоб) и данных почти 600 естественных экспериментов, а также анализ анкет, распространявшихся среди воспитателей детских садов и родителей дошкольников.

Анализ литературных источников и собственные исследования авторов позволяют выделить несколько несогласованных между собой вариантов отношения к жалобам у педагогов, психологов, родителей и воспитателей в детских учреждениях. Одни считают, что детскими жалобами можно пренебречь, это не столь серьезный аспект развития ребенка, чтобы им заниматься. Другие, видя в детских жалобах проявление и путь к развитию нежелательных сторон в становлении личности ребенка, например ябедничества, доносительства, несамостоятельности и пр., считают, что с ними следует бороться, например запрещать (М.М. Рубинштейн, М.Н. Волокитина ). Третьи полагают, что в жалобах выражается «нужда ребенка в интимной помощи» взрослого и что, следовательно, к ним следует прислушиваться (Я. Корчак, А.С. Макаренко). Четвертые связывают жалобы с нравственно-этическим развитием ребенка, с овладением им нормами поведения (Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Горбачева).

Из этих противоположных суждений о детских жалобах проистекают столь же противоположные воздействия взрослых на жалующихся детей.

Адекватная оценка этого жизненного явления и соответствующая ей педагогическая тактика возможны лишь на основе раскрытия его психологической природы. Последнее означает отнесение жалоб к одной из известных в науке категорий психических явлений, раскрытие условий, порождающих жалобы у детей, и рассмотрение их роли в психическом развитии ребенка.

Исследование психологической природы детских жалоб производилось нами в контексте общения ребенка с окружающими людьми.

В понимании общения мы исходили из концепции генезиса общения в первые семь лет жизни ребенка, разрабатываемой М.И. Лисиной. Общение рассматривается ею как особая коммуникативная деятельность, т. е. взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. Чтобы совместное

действие было эффективным, его участники должны достаточно хорошо знать и правильно оценивать как себя, так и своих товарищей.

Предметом коммуникативной деятельности является другой человек, выступающий как субъект, как личность. Важнейшим результатом общения является формирование образа другого человека и самого себя. С последним связана и природа потребности человека в общении с другими людьми.

Потребность в общении - особая, самостоятельная потребность ребенка, не сливающаяся с другими его нуждами и стремлениями. Потребность в общении друг с другом связывается со стремлением людей к самопознанию и к самооценке через познание и оценку окружающих людей и с их помощью. Это понятие потребности в общении согласуется с понятием коммуникативной деятельности и представлением о ее роли. Поскольку знание о себе и других людях имеет интенсивную аффективную окраску и тесно переплетается с формированием отношения к другому человеку и к себе, можно сказать, что потребность в общении есть стремление к оценке (другого человека и выяснению оценки этим человеком своей личности и поступков) и к самооценке. М.И. Лисина пишет: «Сказанное не означает, конечно, что люди переживают и отражают в своем сознании потребность в общении как стремление к познанию. Факты свидетельствуют о том, что эта потребность ощущается как страдание от одиночества, как интерес к другим людям, как желание кому-то о себе рассказать» (см. сб.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / П од ред. В.В. Давыдова. - М., 1978, с. 238). Потребность в общении достигает уровня отчетливого осознания не всегда, при том чаще всего в трансформированном виде.

О наличии потребности в общении можно судить на основании четырех критериев. Первый из них - это внимание и интерес ребенка к партнеру. В этом критерии обнаруживается направленность ребенка на познание партнера и тот факт, что партнер становится объектом особой активности ребенка. Вторым критерием можно считать эмоциональные проявления ребенка по отношению к партнеру. В них обнаруживается оценка партнера ребенком. Третий критерий состоит в инициативных действиях ребенка, направленных на то, чтобы проявить себя, показать партнеру свои умения и способности. В этом обнаруживается стремление ребенка познакомить взрослого с собой. Четвертым критерием служит реакция ребенка на отношение к нему партнера, в которой обнаруживается восприятие им его оценки и самооценки детей.

Особое значение придается третьему критерию - инициативным действиям ребенка. Понятие общения как взаимодействия, как деятельности изначально предполагает активность партнеров.

На протяжении первых семи лет жизни ребенка содержание потребности в общении детей с взрослым видоизменяется в связи со сменой типа ведущей деятельности. Ведущая деятельность определяет жизненно важные задачи ребенка, а они в свою очередь - его преимущественную нужду во взрослом и его взаимодействие с ним. Маленький ребенок удовлетворяет в общении с взрослым нужду в его внимании и доброжелательности. Детям раннего возраста необходимо сотрудничество взрослого. Ребенок младшего и среднего дошкольного возраста нуждается в уважительном отношении взрослого. Старший дошкольник обнаруживает стремление к взаимопониманию и сопереживанию взрослого.

Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого характерна для детей с внеситуативно-личностной формой общения. Основным содержанием при этой форме общения является интерес у детей к миру людей и их взаимоотношений.

В коммуникативной деятельности ребенка выделяются две сферы: сфера общения со взрослым и со сверстником. Они имеют общую природу как разные области единой по существу коммуникативной деятельности. Но они имеют и различия, связанные с возрастом партнера. При этом общение дошкольников со взрослым и общение со сверстником тесно связаны

между собой и оказывают влияние друг на друга.

Проведенные нами исследования позволяют высказать ряд суждений о психологической природе жалоб дошкольников.

Жалобы дошкольников - сложное психологическое образование, возникающее и проявляющееся в условиях общения ребенка со взрослыми и сверстниками и являющееся как бы «пунктом встречи» или пересечения этих двух сфер коммуникативной деятельности ребенка.

Детская жалоба является своеобразным проявлением потребности ребенка во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Она вызвана переживаниями ребенка и не является ни проявлением его агрессивности, ни выражением эмоциональной разрядки, ни поиском деловых контактов со взрослым. Жалоба, как правило, более аффективно окрашена, чем обычный процесс общения ребенка со взрослым. Жалоба сигнализирует о дискомфортном состоянии ребенка, о его отрицательных эмоциях, вызванных несовпадением позиций ребенка с позицией других людей.

Потребность во взаимопонимании взрослого, выражающаяся в жалобах дошкольников, порождается условиями становления их общения со сверстниками, потребностью в деловом сотрудничестве с ними и возникающими в связи с этим трудностями и конфликтами, которые приводят к необходимости овладения нормами взаимоотношений между людьми.

Становление общения с партнером, равным дошкольнику по возрасту и опыту, делает для него остро необходимым овладение с помощью взрослого нормами взаимоотношений между людьми. В жалобах дошкольников выражается осуществляемый в своеобразной форме процесс присвоения детьми одного из аспектов социального опыта. Своеобразие этого присвоения состоит в том, что оно осуществляется в форме аффективно окрашенных контактов ребенка со взрослым. Дошкольник делится со взрослым своими переживаниями и ищет согласования с ним оценок того, что вызвало эти переживания.

Так как жалобы дошкольников возникают и проявляются в условиях общения, то они неоднородны по содержанию и форме проявления. В основе этой неоднородности лежат в первую очередь особенности общения и взаимоотношений ребенка со взрослым, сопровождающиеся гармонией или конфликтом между возникающей у ребенка потребностью во взаимопонимании и сопереживании взрослого, ее необходимостью и возможностью ее удовлетворения.

На протяжении дошкольного возраста от трех до семи лет характер детских жалоб видоизменяется в связи с изменением их коммуникативной деятельности в целом, как со взрослым, так и со сверстником, а также под влиянием особенностей взаимоотношений со взрослым.

ТИПЫ ЖАЛОБ ДОШКОЛЬНИКОВ

Анализ естественных жалоб детей и материалы экспериментального исследования позволили нам выделить четыре типа жалоб у детей.

Первый тип жалоб мы назвали конкретно-эмоциональными жалобами. Содержанием этих жалоб является огорчение, обида, вызванные физической болью, причиненной сверстником или возникшей по другой причине (например, душевный дискомфорт и пр.). Внешне эти жалобы сопровождаются яркими аффектами (плачем, криком). Ребенок ищет у взрослого в одних случаях ласки и внимания, в других - сочувствия себе, одинакового с ним отношения взрослого к тому, что вызвало жалобу ребенка. Жалоба зарождается и разрешается в конкретных, эмоционально окрашенных ситуациях.

Дошкольники удовлетворяются тем, что взрослый так же, как и они, дети, относится к тому, кто или что является причиной их огорчений. Это выражается в желании детей, чтобы взрослый наказал обидчика и этим доказал, что он, взрослый, сочувствует жалующемуся ребенку и так же, как и

он, порицает обидчика. При этом следует отметить, что, хотя жалующийся ребенок довольно настойчиво требует у взрослого наказания своего противника, тем не менее для него не обязательно, чтобы это наказание было действительно реализовано, главное для ребенка - неправота обидчика.

Часть жалоб дошкольников, в которых они обнаруживают стремление к сочувствию взрослого, вызвана душевным дискомфортом ребенка. На первый взгляд, эти жалобы следовало бы отнести к группе, связанной с физической болью. Ребенок неотступно ходит за взрослым и постоянно на что-нибудь жалуется: то у него пальчик болит, то голова. Все проверки показывают, что ребенок здоров. Но стоит взрослому погладить ребенка, обнять, прижав к себе, как он начинает рассказывать о своих близких. Иногда ребенок ищет такого рода контактов с взрослым посредством жалоб на близких, за которыми следуют все то же стремление к физическим контактам с воспитательницей и беседы о близких взрослых. Дети любят показывать взрослому свои царапины, и если взрослый обнаружит внимание к этому, то они начинают подробно рассказывать о том, как это случилось, как ребенок терпеливо перенес смазывание царапины зеленкой и йодом и т. д. Затем беседа переходит на близких , по которым тоскует ребенок. И царапины являются как бы предлогом, чтобы привлечь к себе внимание взрослого и завязать с ним общение. Чаще всего эти жалобы наблюдаются у детей, впервые начавших посещать детский сад, тоскующих по близким взрослым и интимно-личностным контактам с ними. Такие дети ищут у воспитательницы согласия со своей оценкой близких взрослых.

Второй тип жалоб мы назвали практически-действенными жалобами. Они возникают в ситуациях предметных действий и взаимодействий детей, в результате столкновения интересов сверстников. Ребенок ищет реальной помощи взрослого в устранении помех в манипулировании предметами или в другой деятельности, а также во взаимодействии со сверстниками. Наиболее распространенным эмоциональным оформлением жалоб этого типа является возбуждение и возмущение. Плач и крик используются как средство «нажима» на взрослого.

С такого рода жалобами дошкольники чаще всего обращаются к взрослому, когда испытывают острую заинтересованность в предмете, устремляются к нему, желают им обладать, но встречаются с препятствием; когда сами не могут устранить сверстника, мешающего обладанию предметом или препятствующего осуществлению какой-либо деятельности ребенка, когда дошкольник сопереживает другому ребенку, терпящему какое-либо бедствие, но сам ему помочь не может, и т. д., т. е. во всех случаях, когда дошкольнику нужны помощь и содействие взрослого.

Дети побуждают взрослого к реальным и конкретным действиям по отношению к сверстнику, действиям, которые обеспечивают ребенку некоторый практический и материальный результат.

Третий тип жалоб у дошкольников мы назвали познавательно-этическими жалобами. Возникают они в ситуациях нарушения сверстниками дошкольника различного рода правил. Эти жалобы окрашены сравнительно спокойным тоном. От взрослого ребенок ничего не требует. Косвенные данные свидетельствуют о том, что ребенку нужна поддержка взрослого для утверждения себя в понимании им правил общежития. Разрешается жалоба введением нарушителей в ситуацию, соответствующую правилу.

К этой категории относятся жалобы-информации дошкольника о других детях. В них они сообщают взрослому о поступках и проступках своих сверстников, не обнаруживая на первый взгляд в этом никакой личной заинтересованности. В них у детей как бы нет никакой «корысти» («А он не ест кашу»; «А они брызгают водой в туалете»; «А они не спят»; «А он рисует «каляки-маляки »; «А они сели на сломанный стульчик» и т. п.). Сообщит ребенок нечто подобное, подождет немного, как бы вопросительно глядя на взрослого, и удалится. Порой на его лице возникает выражение удовлетворенности, особенно в том случае, если взрослый даст ему распоряжение прекратить все «безобразия»

или скажет: «Хорошо, я сейчас приду», или пойдет вместе с ребенком «наводить порядок».

У ребенка нет личной корысти и нет желания принести вред сверстнику. На вопрос взрослого, что же надо сделать с теми детьми, о которых сообщает ребенок, дошкольник никогда не скажет в этом случае «наказать», а скажет «пусть так не делает», «надо запретить так делать», «вы им объясните, что так нельзя». И когда взрослый предлагает все-таки наказать тех, кто нарушил порядок в жизни детей, ребенок, сообщивший об этом, запротестует: «Не надо наказывать, надо сказать, чтобы больше так не делал». Основное пожелание детей сводится к тому, чтобы запретить все, что делается не по правилам.

Жалующийся ребенок следует установленным взрослым правилам и не может относиться безразлично к тому, что правило, исходящее от взрослого, нарушается. За информацией ребенка о проступках сверстников стоит определенное понимание им правил общежития в детском коллективе, которыми он впервые овладевает. Столкновение с их открытым нарушением толкает ребенка к источнику этого правила и арбитру во всех детских делах - взрослому - за поддержкой и разъяснением. В этом и обнаруживается стремление детей к одинаковому со взрослым пониманию правила.

Наблюдения показали, что наиболее часто дети обращаются с подобными жалобами к взрослому, к которому больше расположены, к авторитетному взрослому.

Четвертый тип жалоб у дошкольников мы назвали личностными жалобами. Они возникают во взаимоотношениях дошкольников со взрослыми и сверстниками и связаны с аффективно-оценочным аспектом этих отношений, с оценкой нравственных аспектов личности сверстника и собственной личности. Жалуясь на сверстников, дошкольник стремится показать себя взрослому с лучшей стороны и получить его одобрение как в познавательном, так и в нравственном плане. Он стремится добиться расположения взрослого, выражения его положительного отношения к себе. В эмоциональном аккомпанементе этих жалоб доминируют обида, тревога, возбуждение.

Эти жалобы, как и только что рассмотренные выше, являются информациями детей о проступках сверстников. Но анализ ситуаций показал, что, в отличие от предшествующей группы жалоб, в рассматриваемых случаях за жалобой-информацией стоит некоторая личная заинтересованность детей, таким жалобам присущ личностный аспект. В одних случаях жалующиеся дети хотят избежать возможного наказания и, сообщая о проступке сверстника, как бы отделяют себя от него, в других - ребенок открыто стремится к похвале взрослого, к согласованию своих оценок и позиций с оценками и позициями взрослого в сфере нравственности.

Но есть еще один оттенок в жалобах этого рода. Случается, что у воспитателя в группе есть нелюбимые дети. Они часто в силу различных причин получают замечания, в то время как их положительное поведение остается незамеченным. Это происходит на фоне похвал, которые адресуются другим детям. У такого ребенка возникает гипертрофированное желание получить похвалу, быть, как другие, обратить на себя внимание, заслужить расположение взрослого. И он, стремясь быть полезным взрослому и этим заслужить его расположение, сосредоточивается на отрицательном поведении сверстников, которое может ускользнуть от внимания взрослого. Порой жалобы этого типа приобретают недоброкачественный оттенок, форму «доносов» на сверстников.

Наши наблюдения и эксперименты показали также, что частота такого рода жалоб зависит от особенностей характера воспитателя. Их больше в группе авторитарных взрослых.

Мы рассмотрели разнообразные жалобы детей, отличающиеся содержанием их переживаний, а также поводами и целями обращения к взрослому. Но при этом мы могли заметить в них и нечто общее. Оно состоит в том, что, жалуясь, дети ищут у взрослого одинакового с ним отношения к тем явлениям и событиям, которые так или иначе значимы для них и волнуют их. Переживания ребенка (его эмоции) «связаны с оценкой им

объектов или ситуаций и с выражением его отношения к ним» (М.И. Лисина ). Стремление ребенка к соотнесению со взрослым своего отношения или своей оценки происходящего вокруг мы понимаем как стремление дошкольника к взаимопониманию и сопереживанию взрослого.

В жалобах дошкольников их потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого выражается по-разному. В одних случаях ребенок стремится к взаимопониманию и сопереживанию взрослого в «чистом» виде. Мы имеем в виду те случаи, когда он ищет у взрослого ласки, внимания, расположения, тоскуя по близким взрослым, или когда стремится выразить свои сомнения в отношении понимания им норм и правил общежития. В других случаях сопереживание взрослого используется ребенком для того, чтобы побудить взрослого действовать. Это происходит тогда, когда ребенок в общем знает, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, но сам оказывается беспомощным. Сопереживание взрослого, его одинаковая с ребенком оценка происходящего служат инструментом побуждения взрослого к действию.

Жалобы «чистого» сопереживания также представляют собою сложную по составу группу. В этой группе жалоб с возрастом происходят значительные изменения. Так, в одних случаях (I тип) ребенок ищет у взрослого ласки и внимания. Ребенок стремится к сочувствию и пониманию взрослого, к признанию им своих чувств. В других случаях (II тип) утешением для младшего дошкольника является одинаковое с ним, ребенком, отношение взрослого к обидчику. Ребенку нужно, чтобы взрослый оценивал ситуации так же, как и он, ребенок. Сопереживая ему, взрослый должен встать на точку зрения ребенка. С возрастом стремление к сопереживанию такого рода у дошкольников уменьшается, но сохраняется еще в большом количестве случаев. Старшие дошкольники стремятся, с одной стороны, расположить к себе взрослого и заслужить его положительную оценку. С другой стороны, взрослый для них является носителем всех норм и источником всех знаний. В своих оценках явлений окружающего мира и людей, как взрослых, так и сверстников, старшие дошкольники стараются соотнести свою точку зрения (в оценках, в отношении, в понимании) с точкой зрения взрослого человека, подтягивая свою позицию к позиции взрослого. Обращаясь к взрослому, ребенок ищет уточнения своих точек зрения и поддержки взрослого (III тип).

Взрослый служит основным источником сведений о том, что такое хорошо и что такое плохо, как надо вести себя и что надо делать в разных случаях жизни, в отношениях с людьми. Он же - самый компетентный судья, решающий, насколько самому ребенку и другим детям удается воспроизвести показанный образец поведения, насколько правильный выход они находят в трудной ситуации. Для этого ребенку мало, чтобы взрослый просто выслушал его со вниманием и ответил со знанием дела: ему необходимо достичь со взрослым единства, солидарности, общности в мнениях и оценках. И не только потому, что усвоенное от взрослых знание претворяется детьми в практику их социального поведения, служит руководством к действию. Но детям также важно понять, правы ли они, оценить себя с этой стороны через согласование со взрослым, через сопоставление своей точки зрения с точкой зрения взрослого.

Таким образом, в стремлении к сопереживанию взрослого у дошкольников происходит смена тенденций от «эгоистической» (I и II типы) к социабельной (III тип) жалобе. Сначала ребенок испытывает желание согласовать, отождествить чувство (отношения, оценки) взрослого со своими переживаниями, позже стремится подтянуть, соотнести свои «аффективные позиции» с позициями взрослого, чтобы уточнить, переконструировать собственные.

Потребность дошкольников в сопереживании и взаимопонимании взрослого выражает их активность в овладении социальным опытом предшествующих поколений. Этот процесс противоположен тому, что принято называть в психологии конформизмом, понимаемом как некритическое стремление

соответствовать некоему признанному стандарту. Направленность детей на взаимопонимание и сопереживание взрослого выражается не в безоговорочном принятии позиции партнера (даже взрослого), а в выработке своей точки зрения на воспринимаемые явления в ходе сопоставления, согласования и уточнения позиций партнеров.

В жалобе потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого выражается у детей в своеобразной форме. Это своеобразие состоит в том, что, с одной стороны, в жалобе отражается переживание ребенком несоответствия ситуации его потребностям или устремлениям. А с другой - подразумевается желание ребенка привести ситуацию в соответствие с его устремлением (иначе зачем бы он обращался к взрослому). Первое имеет у детей характер отчетливого переживания. Второе не всегда представляется ребенку ясным, не всегда им осознается. Дети в жалобе часто не выражают того, что они хотят. Знание о том, чего хочет жалующийся ребенок, приходится добывать различными окольными путями. В жалобе ребенок обращен к взрослому по преимуществу своим переживанием, т. е. аффективной стороной потребности во взаимопонимании и сопереживании.

Соединение отчетливости переживания, «напряжения» потребности, обостряющейся в условиях возникающих препятствий при попытке ее удовлетворить, и неясности относительно того, как снять напряженность, порождают в некоторых случаях парадоксальность в поведении ребенка. Так, испытывая острую потребность в положительной оценке взрослого в условиях большого количества порицаний, исходящих от него в адрес ребенка, дошкольник среднего и старшего возраста начинает подмечать все промахи сверстников, аналогичные своим, и «доносить» о них взрослому. Переживая разлуку с близкими взрослыми, младший дошкольник жалуется другому, не близкому взрослому на несуществующие недомогания, стремясь таким образом привлечь к себе внимание, и т. п.

КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЖАЛОБАМ ДОШКОЛЬНИКОВ: НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рассмотрение жалоб в контексте деятельности общения и анализ конкретных видов жалоб позволяет коротко резюмировать наше представление об их психологической природе.

Жалоба взрослому у дошкольников является своеобразным проявлением их потребности в общении со взрослым. В ней в аффективно-окрашенной форме выражается потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, т. е. в соотнесении и согласовании своих оценок окружающего с оценками взрослого. Жалоба у дошкольников является своеобразной формой присвоения опыта взаимоотношений между людьми (социального опыта). Жалоба дошкольника - это своеобразная (выраженная в аффективно-окрашенной форме) активность ребенка в овладении социальным опытом предшествующих поколений. Потребность в соотнесении и согласовании со взрослым отношения к окружающему миру вызвана у детей становлением деятельности общения со сверстниками и необходимостью овладения нормами человеческих взаимоотношений.

Особенности психологической природы жалоб дошкольников диктуют и характер отношения к ним взрослого.

В жалобе выражаются, как правило, отрицательно эмоционально окрашенные переживания ребенка, связанные с его оценкой тех или иных явлений окружающей ребенка жизни. Уже одно это не позволяет оставить их без внимания, взрослого.

В жалобах дошкольников находит выражение потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, т. е. в соотнесении своего отношения к вызвавшему переживания ребенка событию, с отношением к нему взрослого. От этого зависит во многом формирование отношения ребенка к окружающему его миру и прежде всего к людям, формирование его точек зрения и позиций.

Потребность дошкольников во взаимопонимании и сопереживании взрослого должна всегда по возможности удовлетворяться. Особенно в том случае,

когда она выражается жалобой. Последнее свидетельствует о том, что нечто имеет для ребенка особое значение и вызывает его переживания. Взрослый должен всегда «принять участие» в жалующемся ребенке.

Характер детских жалоб во многом зависит от особенностей отношений ребенка со взрослым. В жалобах в особой форме осуществляется присвоение детьми социального опыта (правил общежития, норм взаимоотношений и др.), поэтому они требуют к себе серьезного отношения взрослых. Только в процессе присвоения социального опыта и происходит психическое развитие детей.

Но так как содержание и цели жалоб, а следовательно, и особенности общения детей с окружающими людьми, вызвавшие эти жалобы, неодинаковы, то и отношение к ним взрослого человека должно варьироваться в соответствии с их характером.

В одних случаях достаточно приласкать ребенка, чтобы он перестал хныкать, жалуясь на несуществующие боли, а на самом деле тоскуя по ласке близких. В других следует удовлетворить потребность ребенка в положительной оценке, в уважительном к себе отношении, предварительно дав образцы соответствующего адекватного поведения и сняв таким образом тенденцию к «доносам». В третьих - помочь организовать взаимодействие со сверстниками и т. д.

Во всех случаях участие взрослого поможет ребенку правильно ориентироваться в действительности и овладевать системой человеческих взаимоотношений.

Поступила в редакцию 18. III . 1983 г.

В общем виде организационно-правовые гарантии соблюдения прав и свобод граждан можно подразделять на два вида: судебные и внесудебные. В соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г. (в части, не противоречащей Закону и Конституции РФ), некоторыми другими нормативно-правовыми актами обеспечивается механизм реализации обращений граждан.

Основными видами обращений граждан в современных условиях являются предложения, заявления и жалобы. Они различаются по следующим признакам. - Предложение - привлечение внимания на несовершенство организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их исправления, или устранения;- Заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с нарушением;- Жалоба обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или нарушенного права или законного интереса гражданина (граждан).

Характерно, что в одном и том же обращении могут содержаться все указанные позиции в их различном сочетании. Законодательство позволяет различать:

  • а) общее право жалобы, которым обладают все граждане
  • б) специальное право жалобы, предоставленное лицам, как участникам гражданского и уголовного процесса, административного и дисциплинарного производства и т.п. Специальное право закрепляется законодательством, наделяющим граждан специальной правосубъектностью, например, после подписания трудового договора (контракта), контракта на военную службу гражданин именуется "работником", "контрактником" и т.д., приобретая права и обязанности в соответствии с заключенным договором. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, именуется в законодательстве не гражданином, а "лицом", в отношении которого вынесено постановление, а также потерпевшим. Ибо постановление может быть вынесено как в отношении гражданина, так и должностного лица, водителя автотранспорта, сантехника, сварщика, механизатора и т.д.

Общее право жалобы, которым наделяются все граждане без исключения, реализуемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть подразделено на два вида:

Общее право на административное обжалование (далее административная жалоба) реализуется в порядке определенном отчасти Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г., отчасти Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 15 ноября 1995 г. В соответствии с названным Указом могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица: могут быть обжалованы самые разнообразные случаи. Например, отказ в выдаче визы на выезд за границу, решения общих собраний общественных объединений, ВАК (Всероссийской аттестационной комиссии) в защите диссертации и т.д. Не ограничен и круг лиц, могущих подать жалобу. По смыслу Закона РФ от 27 апреля 1993 г. жалоба подлежит рассмотрению в срок до одного месяца. Жалоба подается в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинен орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, на действия которого подана жалоба. Необходимо отметить, что с 1988 г. рассмотрение анонимных жалоб не производится. Закон от 27 апреля 1993 г. распространяется и в отношении государственных служащих. Обжалованию подлежат действия (решения) в том числе и предоставление информации, ставшей основанием для совершения действий, в результате которых:

  • а) нарушены права и свободы граждан;
  • б) созданы препятствия для осуществления гражданином его прав;
  • в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин, имеет право обжаловать не только действие, но и бездействие вышеуказанных лиц. Законом предусмотрено, что не могут быть обжалованы действия (решения), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда (например, в 1995 г. Конституционный Суд по жалобе граждан РФ указал, что отсутствие свыше 6 месяцев на занимаемой муниципальной жилплощади не может быть основанием для лишения человека права проживать на указанной жилплощади. Таким образом была фактически отменена ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР, на основании которой граждане, в отношении которых вступил в силу приговор суда, лишающий их свободы на срок свыше 6 месяцев, подлежали выписке и лишению жилья. Не могут быть обжалованы действия и решения, в отношении которых законодателем предусмотрен иной порядок судебного обжалования. Вышеупомянутый Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Другими словами, гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд, либо к вышестоящему органу в порядке подчиненности. Орган (должностное лицо) обязано рассмотреть жалобу в месячный срок. Существует альтернативная подсудность - гражданин может подать жалобу либо в суд по месту жительства, либо по месту, либо по месту нахождения органа (должностного лица), нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в определенные сроки: в течении 3-х месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; одного месяца со дня отказа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства.

Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности, либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос и об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих суд определяет меру ответственности данного служащего, вплоть до увольнения. По смыслу Закона жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение.

При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменить это решение вообще. Такое право Законом не предусмотрено. Например гражданин Минин В.Ю. пожаловался на неправомерные действия коллегиального органа - Правительства РФ. Суть дела состояла в том, что в Постановлении Правительства "Об утверждении правил сдачи экзаменов и выдачи водительских удостоверений" содержалась норма, по которой похищенное водительское удостоверение невозможно было восстановить без сдачи экзаменов. Истец возражал на том основании, что указанное Постановление противоречит Конституции страны (ст. 55), в соответствии с которой права и свободы гражданина могут быть ограничены только Федеральным Законом; а само Постановление противоречило Федеральному закону "О безопасности дорожного движения". В соответствии с этим В.Ю. Минин просил признать Постановление Правительства РФ незаконным. Рассмотрев дело по существу Верховный Суд РФ пришел к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению на том основании, что "Правительство РФ фактически ограничивает права граждан, которые принадлежат им в соответствии со ст. 27 ФЗ "О безопасности дорожного движения", как уже получившими право управления транспортными средствами в результате сдачи квалификационных экзаменов и выполнения требований закона. Законом не предусмотрена обязанность граждан сдавать экзамены в случае выдачи водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного)". Рядовой гражданин оспорил постановление высшего органа исполнительной власти - Правительства РФ, на равных с представителями Правительства отстаивал в судебном заседании свою позицию, и его аргументы были признаны судом более весомыми, чем возражения правительственной стороны. Правительство беспрекословно подчинилось решению суда и внесло необходимые изменения в свое Постановление.

Нормативные правовые акты, нарушающие права и свободы граждан могут быть признаны недействительными в соответствии со ст. 191-197, 239 ГПК РСФСР. Общее право граждан на судебное обжалование закреплено не только законодательными актами о жалобах и реализуется не только судами общей юрисдикции. В соответствии с Конституцией РФ Конституционный Суд РФ по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и по запросам судов проверяет конституционность самого закона, применяемого в конкретном деле. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными утрачивают силу. Нормативные акты не могут быть обжалованы в арбитражном суде. Следует отметить, что законы или иные нормативные акты РФ, издаются во многих субъектах Федерации. Так, из 89 субъектов Федерации их Уставы (Конституции) только в двух случаях соответствовали российской Конституции; из 44 тысяч правовых актов субъектов РФ, поступивших в Министерство юстиции РФ, менее половины соответствует Конституции страны. Например, в Ивановской области в 1997 г. был принят Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которым вводилась административная ответственность в отношении граждан и юридических лиц за действие (бездействие), не предусмотренные КоАП РСФСР. Одновременно этим же законом органам гражданской обороны неоправданно предоставлялось право наложения административных взысканий. Данное положение Закона было отменено по требованию прокурора области. Глава администрации поселка Светлополянск Самарской области обязал всех граждан, проживающих в поселке, предоставить справки о прохождении медосмотра, флюорографии и анализов на СПИД. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании нормативных актов противоречащими закону" даны разъяснения о том, какие акты носят нормативный характер, что отличает их от индивидуальных нормативных актов.

К нормативным актам относятся акты, устанавливающие правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Требование о признании незаконным оспариваемого акта, отвечающего признакам нормативного, вне зависимости от того, кем оно было заявлено (физическим или юридическим лицом, или гражданином, имеющим статус индивидуального предпринимателя), рассматривается в суде общей юрисдикции, а не в арбитражном.

Примером данного положения может являться обжалование индивидуальным частным предпринимателем определения Оренбургского областного суда о прекращении производства по жалобе на распоряжение заместителя главы администрации Оренбургской области "О налогообложении". Прекращая производство по делу областной суд исходил из того, что дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила из текста обжалуемого распоряжения его нормативный характер и отменила данное определение на том основании, что данный документ не относится к числу актов, указанных в ст. 22 АПК РФ. Судебная коллегия признала, что заявленное требование частного предпринимателя подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Российской Конституцией предусмотрено наличие института Уполномоченного по правам человека, который рассматривает жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, в которых гражданами усматривается нарушение их прав. Порядок рассмотрения таких жалоб специфичен. Он рассматривает жалобу только в том случае, если заявитель уже обжаловал соответствующее решение в судебном или административном порядке, но не согласен с решением, принятым по жалобе. Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод, или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Существуют определенные реквизиты жалобы, которые должны быть учтены при ее составлении и подаче. Уполномоченный, получив жалобу, вправе принять ее к рассмотрению, передать жалобу органу или должностному лицу, имеющему право разрешить жалобу, отказать в принятии жалобы. Надо сказать, что этот институт является абсолютно новым и когда его возглавлял С.А. Ковалев, то о деятельности этого института много писали в средствах массовой информации и юридических изданиях; с назначением на этот пост А.Н. Миронова информация прекратилась, во всяком случае, никаких отчетов о деятельности Уполномоченного по правам человека за последние 2 года найти не удалось. Уполномоченный, выявив нарушение прав и свобод гражданина, принимает меры к их восстановлению. Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации, закрепляются, главным образом, законодательством об обращениях, в том числе и жалобах граждан, а также некоторыми другими законодательными актами. Причем, речь идет именно о гражданах страны. Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса гражданина, как лица, выполняющего те или иные социальные функции, являющегося участником трудовых, юрисдикционных отношений. Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Он установлен гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным кодексами, законодательством о труде, об административных правонарушениях, нормативными актами, устанавливающими особенности дисциплинарной ответственности определенных категорий лиц и т.д.Как исключение специальное право обжалование военнослужащих закреплено Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27.04.93 г. Военнослужащие вправе на основании этого Закона обращаться в военные суды с жалобами на действия органов военного управления и воинских должностных лиц, что еще несколько лет назад казалось невозможным. Подавляющая часть таких жалоб связана с несвоевременной выплатой зарплаты, т.е. денежного и вещевого довольствия, с отказами органов местного самоуправления в предоставлении жилья и других положенных льгот. Например, группа военных пенсионеров обратилась в суд, чтобы обжаловать Постановление Правительства РФ от 12.07.1996 г. №790 "О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ст.ст. 15 и 23 Закона РФ "О статусе военнослужащих". Согласно этому Постановлению право военнослужащих на 50% скидку на пользование квартирным телефоном должно было реализовываться путем возмещения им этих расходов воинскими частями или военными комиссариатами.

В процессе судебного разбирательства Верховным Судом РФ было установлено, что данные льготы являются непосредственно действующими на всей территории РФ и должны финансироваться их бюджета. Специальное право жалобы часто находится вне сферы административного права, но в некоторых случаях бывают исключения. Например, военнослужащий имеет право обжаловать действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы в порядке подчиненности и в военный суд в порядке, установленном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Специальное право жалобы не поглощает собой общего права обжалования. Внесудебное обжалование не лишает гражданина конституционного права на судебную защиту его прав и свобод. Однако реальное осуществление права жалобы затруднено для граждан сильной бюрократизацией в их разрешении и отсутствием неотвратимой ответственности виновных в этом лиц, сложностью судебных процедур и получением доказательств в подтверждение законности и обоснованности жалоб, неизбежной потерей значительного количества времени и денег (пошлина, плата за справки, копии справок и решений и т.д.).

Виды жалоб (административного иска).

Право граждан на жалобу подразделяется на: общее право на жалобу , которым обладают все граждане как таковые и специальное право на жалобу, представленное лицам как участникам уголовного, гражданского процесса, производства по делам об административных правонарушениях.

Специальное право на жалобу регламентируется законодательством, которое наделяет граждан специальной правосубъектностью в дополнение к общей. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, является не просто гражданином, а лицом, в отношении которого данное постановление вынесено, либо потерпевшим. Порядок реализации гражданами специального права на жалобу регламентируется специальными нормами, содержащимися в Кодексе РФ об административных правонарушениях, Таможенном и Налоговом кодексах, Положении о порядке рассмотрения трудовых споров и некоторых иных актах.

Порядок рассмотрения первых регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года (в ред. от 2 февраля 1988 года) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Право на общую жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействия работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы – не только не законные, но и нецелесообразные или аморальные действия. В письмах граждан зачастую речь идет о несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, бестактности, невнимании к критическим замечаниям и т.д. Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы, как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов. Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных актов, хотя такие обращения граждан к автору акта или в иной компетентный орган вполне правомерны.

Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений прав граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы могут быть незаконные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействия в сфере управления, производства, обслуживания. Субъекты обжалуемых деяний – не только органы, но и предприятия, учреждения, организации, не только должностные лица, но и рядовые служащие. Обращение может быть подано с целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов.

Кроме того, общее право на жалобу подразделяется на административную жалобу и судебную жалобу (административный иск).

Административные жалобы и административные иски. Специфической чертой права жалобы является то, что данное право определяет адресаты, т.е. называет органы государства и должностных лиц, куда и кому жалобы могут быть поданы. Каждый такой адресат образует канал обжалования. По российскому законодательству круг органов, учреждений и должностных лиц, куда можно обращаться с жалобой, достаточно широк. Это - вышестоящие органы исполнительной власти, органы прокуратуры, судебные органы, общественные объединения, их должностные лица. С этой стороны закон не ограничивает подателя жалобы и предоставляет ему широкие возможности. Но в целом конструкция ст. 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», свидетельствует о двух основных каналах обжалования незаконных действий администрации: жалоба может подаваться в вышестоящие органы исполнительной власти и судебные органы. Эти два канала определяют два основных вида жалоб: 1) административные жалобы и 2) административные иски (жалобы - иски).

Административная жалоба - это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган, это, как выражались в старину: "жалоба по начальству". Данная жалоба представляет собой единое понятие, но имеющее две стороны. Материально-правовая сторона жалобы заключается в ее основном элементе - в притязании потерпевшего гражданина к виновному должностному лицу. Это притязание опирается на субъективное материальное право, которое может существовать и без жалобы, если должностное лицо не нарушает прав гражданина. Но если право нарушено и потерпевший обращается с жалобой в административный орган, то предполагается, что его притязание к администрации обосновано, и данное предположение проверяется административным органом. Для этого гражданин обязан подать жалобу, т.е. предъявить требование к органу управления о защите права, - в этом состоит ее процессуальная сторона.

Административная жалоба - не исковое обращение. Она направляется не в судебный орган. Кроме того, само притязание в административной жалобе выступает в смягченной форме, скорее в форме просьбы. Родословная административной жалобы уходит к челобитной московского периода русской истории, которая как процессуальный документ сложилась во второй половине XVI в. и заключала в себе "формулу просьбы" и даже мольбы. Административная жалоба представляет собой форму, в которую облекается требование - просьба к административному органу о правовой защите субъективного права в области государственного управления. Говорить о полном отсутствии искового элемента в административной жалобе было бы неверно. Но исковой элемент здесь присутствует в рудиментарном, неразвернутом виде. Этим административная жалоба отличается от жалобы-иска, с которой гражданин обращается в судебный орган.

Административный иск или жалоба-иск представляет собой форму, в которую облекается требование потерпевшего гражданина к суду об отмене незаконного или неправильного решения администрации. Жалоба-иск во многом сходна с административной жалобой, но сходство это - внешнее. В административной жалобе исковой элемент содержится в недоразвитом виде. Подача административной жалобы не делает гражданина стороной, не обусловливает его личного участия в административном процессе. "Жалобщик, как правило, не вырастает до положения стороны, он остается "просителем" . Возникающее в результате этого правоохранительное отношение является вертикальным. Гражданин ждет решения по своей жалобе "сверху". Напротив, подача жалобы-иска в судебный орган приводит к возникновению оригинального процессуального управленческого отношения: оно является правоохранительным и одновременно горизонтальным, в котором субъекты (гражданин - истец и должностное лицо - ответчик) противостоят друг другу как равные стороны. Истец ждет не "милости" сверху, а решения независимого и объективного органа. Гражданин, оспаривая действия должностного лица или органа управления, принимает личное участие в процессе, как сторона. Поэтому правовые нормы, закрепляющие право гражданина на жалобу-иск, закрепляет его право на административный иск. Право административного иска есть, таким образом, право гражданина на судебную защиту в случаях нарушения его субъективного права. "В судебном споре с субъектом власти гражданин должен быть всегда истцом, а не жалобщиком, каковым он является в административном процессе" .

Охарактеризованным двум видам жалоб соответствуют в правовой действительности два вида обжалования или два вида производств: производство по административным жалобам в административном органе и производство по административному иску в судебном органе.

Вместе с тем, на наш взгляд необходимо изложить и иную точку зрения, существующую в науке административного права, относительно определения жалобы как административного иска. По мнению, например, М. Масленникова, черта отграничения искового производства от производства по жалобам в соответствии с Законом от 27 апреля 1993 г. проводится следующим образом: в исковом производстве существует юридический спор, не урегулированный не только сторонами, но главным образом, эта спорная ситуация нечетко либо неполно урегулирована законом. В производстве по жалобам тоже существует юридический спор, не урегулированный законом, и только в тех случаях, когда закон неправильно применен к конкретному гражданину. При этом одна из сторон - орган управления - вправе (а чаще - обязана) самостоятельно, без вмешательства суда, устранить нарушение закона и разрешить возникший конфликт (его и спором-то нельзя назвать ввиду очевидности), для чего не требуется доказательств, доказывания и оценки доказательств, а необходимо только правильное, адекватное понимание и применение закона к конкретному гражданину.

Говоря об отнесении к исковому производству жалоб на действия (решения) органов управления, надо учитывать прежде всего происхождение терминологии.

Иск - это обращение к суду с требованием о защите гражданских прав, а глагол "искать" означает стремление обнаружить что-то спрятанное, потерянное, скрытое; жалоба - это официальное заявление о незаконном или неправильном действии какого-либо лица, учреждения, организации (Словарь русского языка. Т. 1. М., 1981. С. 676 - 677, 470). "Иск" интерпретируется как заявление в суд о разрешении какого-либо гражданского спора, а "искать" - стараться, стремиться найти, обнаружить что-либо скрытое, не видимое в данный момент (Историко- этимологический словарь современного русского языка. Т. 1. М., 1994. С. 356 - 357).

Исковое производство обеспечивает защиту реального или предполагаемого гражданского права, а судебное разрешение административно - правового спора по жалобе обеспечивает устранение нарушений прав и свобод граждан, связанных с изданными актами управления, устраняет препятствия для возникновения гражданских правоотношений. Таким образом, есть основания утверждать, что рассмотрение судом жалоб в соответствии с Законом от 27 апреля 1993 г. - это не только составная часть правоприменительного процесса, но и установление материального содержания существа спора, его содержательной, главным образом - гражданско-правовой основы субъективного права конкретного гражданина.

Исковому производству присущ ряд характерных черт. В нем возможны: участие прокурора в качестве истца; в производстве же по жалобе круг заявителей ограничен представителем гражданина либо представителем общественной организации или трудового коллектива (ст. 4 Закона от 27 апреля 1993 г.); заключение и утверждение мирового соглашения; в производстве же по жалобе оно исключается, ибо связано с компромиссом, чреватым нарушением интересов государства (иного органа), а также других лиц, не участвующих в деле.

При рассмотрении судом иска участие третьих лиц правомерно; в производстве по жалобам - исключено, так как здесь презюмируется решение исключительно в отношении конкретного акта управления и в отношении конкретного гражданина, конкретного должностного лица (ст. ст. 7, 9 Закона от 27 апреля 1993 г.).

Исполнимость судебных решений по искам зачастую бывает проблематична, по жалобе - реальна ввиду кратких сроков рассмотрения жалоб (до 10 дней) и их исполнения (возможно немедленное исполнение) и возможного предписания об обязанности сообщить об исполнении решения (ст. 8 Закона от 27 апреля 1993 г.).

Далее. Иски рассматриваются по месту нахождения ответчика; жалобы могут быть поданы и рассмотрены по месту жительства гражданина - заявителя. Наконец, в исковом производстве бремя доказывания возлагается на истца, в производстве по жалобе - на ответчика (ст. 6 Закона от 27 апреля 1993 г.).

И так, как уже было сказано, иск – средство защиты через суд (арбитражный суд) нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Различают две стороны исков материально-правовую и процессуально-правовую. В первом случае речь идет о возможности удовлетворения заявленного требования по существу на основе установленных факторов и юридических норм гражданского, трудового, семейного, административного права. Во втором – о правомерности обращения в суд с целью получения судебного решения. В законе четко оговариваются мотивы, по которым суд отказывает в принятии иска, прекращает производство по делу или оставляет иск без рассмотрения.

Классификация административных исков происходит по ряду оснований:

1. По характеру предъявляемых истцом к ответчику требований;

2. По характеру административного иска;

4. По объему доказывания;

5. По форме.

По характеру предъявляемых истцом к ответчику требований административный иск может быть направлен на:

Принуждение ответчика к совершению определенных действий или к воздержанию от неправомерных действий (возвратить имущество, возместить убытки, уплатить неустойку не препятствовать пользоваться имуществом);

Установление наличия или отсутствия правоотношений между сторонами (подтвердить договор или признать его недействительным);

Изменение (выделить свою долю из общего имущества) или прекращение правоотношений (разделить общую собственность).

Три вида иска определяют характер защиты и исследования дела: основание для предъявления, предмет и содержание. Основание иска – это фактические обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений между заинтересованными лицами. Предмет иска – это спорное правоотношение. Содержание иска – это требования истца по восстановлению своих прав, свобод и законных интересов.

По характеру административные иски подразделяются на иски:

а) подаваемые в связи с нарушением экономических прав;

б) направленные на защиту политических прав и свобод;

в) способствующие защите прав граждан в сфере культуры;

г) вызываемые нарушением социальных прав;

д) имеющие своей целью охрану личных прав и свобод граждан.

В зависимости от содержания следует выделить иски, направленные на неправомерное применение административно-предупредительных мер, мер административного пресечения, мер административного взыскания, а также иски, связанные с иными действиями должностных лиц (грубость, нетактичность, ненадлежащее исполнение своих обязанностей).

По объему доказывания выделяются:

а) иски, не требующие дополнительного изучения и проверки;

б) иски, по которым необходимо проводить дополнительную проверку.

По форме различаются устные и письменные иски. В зависимости от того, в который раз иск выступает предметом рассмотрения соответствующих органов, можно говорить о первичных и повторных исках. Наконец, в зависимости от субъекта, обратившегося с иском, следует различать анонимные, индивидуальные и коллегиальные иски (анонимные иски в судебном порядке не рассматриваются).

Необходимо в двух словах обратиться к классификации обжалования, которое осуществляется на основе двух критериев: порядок обжалования и его последствия.

Основываясь на первом критерии классификации, различают судебный и административный порядок обжалования. Оба порядка обжалования должны дополнять друг друга. Суд в отношении дел по искам, вытекающим из административно-правовых отношений, может и должен выступать либо как орган первой инстанции, либо в роли органа второй инстанции. В законодательстве установлен перечень дел, по которым суд осуществляет разбирательство в качестве органа первой инстанции. Другими словами необходимо признать возможность судебного обжалования любых действий должностных лиц, которые совершены с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющих права граждан. Такой вывод основывается на положениях Конституции РФ.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация