Существенное нарушение интересов государства. Представление интересов в арбитражных судах и в судах обшей юрисдикции. Правовые основания для обращения в суд в порядке гражданского судопроизводства в защиту трудовых прав и законных интересов граждан на опл

Главная / Авто

"Трудовое право", 2007, N 3

Защита трудовых прав и законных интересов граждан в порядке искового судопроизводства

В силу требований ТК РФ, ч. 1 ст. 45, ст. 131 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд в порядке искового производства в защиту оспариваемых: 1) трудовых прав и законных интересов граждан; 2) трудовых прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Как отмечалось выше, гражданин сам вправе обратиться в суд с заявлением в порядке искового производства в защиту своих трудовых прав и законных интересов, в том числе с требованием о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы. Поскольку большинство работников не желает обращаться с письменными заявлениями о нарушении трудовых прав в сфере оплаты труда в прокуратуру или в суд, то прокурор может сам направить в суд исковое заявление в защиту прав работников и без их просьбы. Так он вправе поступить не только в силу нормы ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, но и положений ст. 391 ТК РФ, ч. 1 ст. 3, ч. 2 ст. 4 ГПК РФ с требованиями об оспаривании решений комиссии по трудовым спорам на предмет несоответствия их трудовому законодательству или иным нормативным правовым актам.

В интересах граждан и неопределенного круга лиц прокурорами в 2005 г. предъявлено в суд 341,2 тыс. исков (заявлений) о нарушении трудовых прав, что на 112,8% больше, чем в 2004 г., на общую сумму 2,7 млрд руб. (+121,5%). Из рассмотренных судом 321,4 тыс. исковых заявлений 287,6 тыс. удовлетворено (89,5%). За первое полугодие 2006 г. эти показатели также растут и составляют: 240,8 тыс. исков (заявлений) в суд (+24,4%) на сумму 1,9 млрд руб. (+30%), из рассмотренных 206,7 тыс. удовлетворено 174,3 тыс. (84,3%).

Прокурорам, обращающимся в суд с заявлением в защиту трудовых прав, в целях выполнения нормы ч. 2 ст. 3 ГПК РФ, согласно которой отказ от права на обращение в суд недействителен, рекомендуется истребовать у работника объяснение об обстоятельствах нарушения его трудовых прав, законных интересов, а также выяснить, отказывается ли работник от своих трудовых прав, законных интересов или от их защиты в суде.

Если работник передумал и распорядился своим диспозитивным правом на труд по-иному, отказавшись вступать в трудовые отношения с работодателем, то и предмета защиты не будет, прокурор не вправе обращаться в суд с заявлением. Если работник не отказывается от своих материальных прав, но отказывается от их защиты в суде, то прокурор вправе обратиться в суд с заявлением. В случае обращения прокурора в защиту нарушенных диспозитивных трудовых прав и законных интересов гражданина (работника), например, когда последнему отказано в заключении трудового договора, в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином (работником), чего не требуется для обращения в защиту прав работников на заработную плату. Отсутствие в ГПК РФ перечня уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может самостоятельно обратиться в суд, не освобождает прокурора при подготовке искового (или иного) заявления от выполнения требований закона и подтверждения причин, по которым гражданин не может сам обратиться в суд. При этом прокурор в суд должен представить доказательства, копии документов, подтверждающие не только причины, но и их юридическую важность, то есть причинно-следственную связь с невозможностью работника самостоятельно обратиться в суд с заявлением.

Суду принадлежит право оценки доказанности прокурором невозможности самостоятельного обращения работника в суд по уважительным причинам, но не определения самих уважительных причин (за исключением Конституционного Суда РФ).

Как лицо, участвующее в деле, прокурор пользуется всеми правами и несет процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Если прокурор откажется от заявления о заключении работодателя с истцом трудового договора, поданного в интересах другого лица, то рассмотрение дела должно быть продолжено при условии, что это лицо или его законный представитель не заявят об отказе от иска.

Если же работник откажется от указанных выше исковых требований, то суд должен прекратить производство по делу, так как это не противоречит закону, гражданин вправе по собственному усмотрению распорядиться своими способностями к труду.

Однако ни прокурор, ни истец, в интересах которого подано прокурором заявление, не могут, например, отказаться от заявленных требований о взыскании заработной платы, так как это противоречит требованиям императивной нормы (должному поведению сторон) трудового законодательства, запрещающей принудительный труд, и отказа от права на их защиту в суде. Если это и произойдет, то суд не вправе принять такой отказ от иска и прекратить производство по делу, напротив, он выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 45, ч. 4 ст. 173, ст. 220 ГПК РФ).

Представляется необходимым отметить, что прокурор вправе обратиться с иском в суд в защиту трудовых прав и законных интересов работников по следующим индивидуальным трудовым спорам:

  • о приеме на работу и о возложении на работодателя обязанности заключить трудовой договор;
  • о внесении записей в трудовую книжку, споры о выдаче трудовой книжки и оплате времени задержки ее выдачи;
  • о необоснованности отстранения от работы;
  • о переводах на другую работу (включая оспаривание перемещений и изменение существенных условий труда);
  • о восстановлении на работе;
  • об изменении даты и причины увольнения в трудовой книжке;
  • об оплате за время вынужденного прогула;
  • о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
  • о выплате выходного пособия при увольнении;
  • о неправомерности действий или бездействия работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • о досрочном расторжении трудового договора, заключенного на определенный срок, споры о сроках расторжения и прекращения трудового договора;
  • о применении законодательства о рабочем времени;
  • связанным с применением законодательства о времени отдыха;
  • об оплате труда;
  • о защите трудовых прав лиц, подвергнувшихся дискриминации (ч. 2 и 3 ст. 391 ТК РФ);
  • об отказе в приеме на работу;
  • о применении законодательства о гарантиях и компенсациях;
  • о материальной ответственности работодателя перед работником (например, об обязанности работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться, ущерб, причиненный имуществу работника);
  • о применении мер дисциплинарной ответственности;
  • связанным с применением законодательства о труде женщин и лиц с семейными обязанностями;
  • связанным с применением законодательства о труде работников в возрасте до 18 лет;
  • по вопросам применения законодательства о льготах работников, совмещающих работу с обучением;
  • о регулировании труда отдельных категорий работников (например, совместителей; работников, занятых на сезонных работах, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев, работающих вахтовым методом; надомных работников; лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; педагогических работников; работников религиозных организаций и др.);
  • о разногласиях по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнания работодателем (уполномоченным им представителем) несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составления соответствующего акта, несогласия пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта (ст. 231 ТК РФ);
  • об оспаривании нормативных правовых актов о труде, которые приняты и опубликованы в установленном порядке (ч. 1 ст. 251 ГПК РФ).

Приведенный перечень индивидуальных трудовых споров не является исчерпывающим. В нем названы споры, с которыми чаще всего обращаются в суд общей юрисдикции. Однако для прокурора важна классификация трудовых споров в рамках предоставленных ему прав требованиями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, которые состоят из возможного или должного поведения прокурора при обращении в суд в защиту трудовых прав и законных интересов граждан.

Особую актуальность в защите трудовых прав и законных интересов граждан приобрели споры о заработной плате, которые регулируются императивными нормами права и подлежат обязательной защите. Трудовым кодексом РФ установлена ответственность работодателя за задержку заработной платы. Несмотря на это во многих регионах ее выдают несвоевременно. Хотя объем невыплаченной зарплаты имеет тенденцию к снижению, но она все еще сохраняется на высоком уровне и на 1 июля 2006 г. составила 5,4 млрд руб.

Меры прокурорского реагирования по защите прав работников на заработную плату, принимаемые в порядке гражданского судопроизводства, позволяют решать указанные выше проблемы.

Подготовка искового заявления о взыскании заработной платы и направление его в суд. Нормами ГПК РФ установлены более жесткие формальные требования к исковому заявлению, с которым работник обращается в суд за защитой своих трудовых прав и законных интересов. Соблюдение прокурором письменной формы искового заявления и его содержания - одно из важнейших условий успешного осуществления права на обращение в суд с иском в защиту трудовых прав и законных интересов других лиц.

Исковое заявление прокурора, как и заявление о выдаче судебного приказа, по форме и содержанию должно соответствовать требованиям ст. ст. 131, 132 ГПК РФ. Однако, в силу требований ст. 39, п. п. 4, 5 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ, в исковом заявлении прокурор обязательно должен указать предмет и основание иска с учетом того, что предстоит доказать принадлежность истцу спорных трудовых прав и законных интересов.

Прежде всего, в заголовке искового заявления необходимо кратко сформулировать предмет иска, требования к ответчику и нарушения трудовых прав истца. Предмет иска рассмотрим на примере права работника на заработную плату, так как, кроме регулирования трудовых прав, законодательством предусмотрено регулирование интересов трудовых отношений, связанных с оплатой труда.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений, предусмотренные нормами международного права и Конституции РФ, обеспечивают права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы исходя из следующих подходов к регулированию оплаты труда: во-первых, заработная плата должна быть не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, которая максимальным размером не ограничена и начисляется в силу требований ст. ст. 2, 129 - 163 ТК РФ; во-вторых, заработная плата должна быть справедливой, обеспечивать достойное существование работника и его семьи, отвечать интересам работника согласно ст. ст. 2, 23 - 55, 129 - 163 ТК РФ.

В Трудовом кодексе РФ (действует с 01.02.2002) впервые появилось законодательное определение заработной платы как: вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты в виде доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат (ст. 129 ТК РФ).

В ст. 132 ТК РФ закреплено право работника на равную оплату за труд равной сложности, равного количества и качества, которая максимальным размером не ограничивается, но и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Право на получение месячной заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда имеют только те работники, которые полностью отработали определенную на данный период норму рабочего времени и выполнили нормы труда (трудовые обязанности). Если работник работает в режиме неполного рабочего времени, то и оплата его труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки, поэтому он не может претендовать на месячную заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда.

Индексация заработной платы в организациях (кроме бюджетных) производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации, которые следует затребовать прокурору в целях проверки расчета денежной суммы заработной платы.

При определении предмета иска о взыскании заработной платы, при перерасчете оспариваемой суммы заработной платы прокурор может уточнить, в чем усматривается нарушение прав и законных интересов работника:

  • нарушен ли способ установления системы оплаты труда, размеры тарифных ставок или окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного, стимулирующего характера и системы премирования, а также каким нормативным правовым актом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором они урегулированы (ст. 135 ТК РФ);
  • нарушены ли требования оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, осуществляется ли, как это предусмотрено ст. 143 ТК РФ, на основе тарифной системы оплаты труда, включающей в себя тарифные ставки, размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, а также минимальный размер тарифной ставки (оклада) в региональных и муниципальных тарифных системах оплаты труда не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
  • учтены ли требования ст. 167 ТК РФ по оплате труда работника за период командировки, которому гарантируется сохранение среднего заработка за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы. Порядок расчета среднего заработка определен ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.03 N 213 (с изм., внесенными Решениями Верховного Суда РФ от 18.11.2003 N ГКПИ03-1049, от 13.07.2006 N ГКПИ06-637);
  • соблюдены ли требования ст. ст. 133, 134, 421 ТК РФ о повышении заработной платы работников (производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права);
  • нарушены ли требования о стимулирующих надбавках в виде премий, иных доплат, установленных организацией самостоятельно в пределах имеющихся средств с учетом мнения представительного органа работников (ст. 57, ч. 1 ст. 136, ст. 144 ТК РФ);
  • учтены ли положения ч. 1 ст. 136, ст. ст. 149 - 154 об оплате труда в условиях, отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий, работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и другие), которая производится в повышенном размере согласно трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, коллективным договорам, соглашениям, локальным нормативным актам, трудовым договорам (ст. ст. 149 - 154 ТК РФ);
  • выполнены ли требования ст. ст. 146 - 148, 315 - 317 ТК РФ об оплате труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными, особыми условиями труда, а также занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями;
  • учтены ли требования ст. ст. 139, 167, 321 ТК РФ по оплате отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, командировки, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 213, которым утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы в некоторых ситуациях и для отдельных категорий работников;
  • соблюдены ли положения ст. ст. 178, 296, 318 ТК РФ при расчете и выплате увольняющемуся сотруднику выходного пособия;
  • не нарушены ли требования пп. 6 п. 1 ст. 208, ст. ст. 209, 217 Налогового кодекса РФ при обложении зарплаты налогом на доходы физических лиц, а также требования п. 1 ст. 236, ст. ст. 238, 255 НК РФ, ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. от 02.02.2006 N 19-ФЗ с изм., внесенным Определением Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 N 187-О) при начислении единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • правильно ли произведены удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю, как это предусмотрено ст. ст. 137, 138, ч. 3 ст. 155, ч. 3 ст. 157 ТК РФ, а также требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. от 27.12.2005 N 197-ФЗ) и Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

Прокурор в исковом заявлении должен указать не только в чем заключается нарушение прав или законных интересов истца, но и его требование, которое включает применение санкции, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, которой установлена материальная ответственность работодателя при нарушении им установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику.

В ст. 236 ТК РФ установлена обязанность работодателя выплатить работнику проценты за задержку заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику, независимо от доказанности возникновения ущерба у работника и вины работодателя в совершении неправомерных действий, повлекших возникновение ущерба у работника, т.е. общих юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию при привлечении к материальной ответственности стороны трудового договора. В связи с чем работодатель обязан выплатить установленные в ст. 236 ТК РФ проценты при доказанности нарушения им сроков выплаты сумм, причитающихся работнику, независимо от доказанности перечисленных общих юридически значимых обстоятельств.

В связи с переходом от рынка простой рабочей силы к рынку квалифицированной интеллектуальной силы, где повышенным спросом пользуется ее потребительная стоимость, возникла необходимость судебной защиты не только трудовых прав граждан, но и широкого спектра законных интересов наемных работников интеллектуального труда. Интерес стал самостоятельным предметом не только гражданского, но и трудового спора, предметом защиты в порядке гражданского судопроизводства.

В качестве основания иска прокурору следует указать обстоятельства по делу, в которых содержатся правовые требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства (п. 5 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).

Иски в суд к организации предъявляются по месту ее нахождения (ст. 28 ГПК РФ). Законодатель установил дополнительные гарантии судебной защиты трудовых прав граждан, указав, что иски о восстановлении трудовых прав граждан могут подаваться в суд по месту жительства истца. Правом определения подсудности по выбору истца может воспользоваться и прокурор.

Исковые заявления могут направляться прокурором в суд по почте с уведомлением о вручении или передаваться непосредственно судье на личном приеме. Последнее предпочтительнее, так как дает возможность устно изложить судье существо требований работника, проверить наличие или отсутствие спора о трудовых правах и законных интересах, обратить внимание на трудности в истребовании доказательств, ответить на вопросы судьи, а также согласовать дату назначения дела к рассмотрению с учетом занятости судьи и прокурора. Исковое заявление представляется в суд с копиями по числу ответчиков и третьих лиц, участвующих в деле.

Судья в течение пяти дней со дня поступления искового заявления прокурора в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству, о чем он выносит определение, на основании которого возбуждает в суде первой инстанции дело, возникающее из трудовых правоотношений (ст. 133 ГПК РФ). Вместе с тем ст. 134 ГПК РФ предусмотрено, что судья может отказать в принятии искового заявления прокурора, возвратить его прокурору (ст. 135), оставить заявление без движения (ст. ст. 131, 132, ч. 1 ст. 136 ГПК РФ), о чем он выносит определение. Основная цель двух последних процедур - это устранение прокурором имеющихся в исковом заявлении недостатков в срок, установленный определением суда. На указанные определения суда, вынесенные вопреки требованиям к порядку и законным основаниям, прокурор может подать частную жалобу.

При подготовке исковых заявлений в суд необходимо обращать внимание на разграничение компетенции между мировыми судьями и судьями районных (городских) судов, так как судья возвращает прокурору исковое заявление, если трудовое дело неподсудно данному суду. Согласно ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом. Например , если прокурор обратится с исковым заявлением в защиту прав работника о восстановлении на работе к мировому судье, то последний должен возвратить такое заявление прокурору, поскольку в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ дела о восстановлении на работе не относятся к его компетенции и рассматриваются районными (городскими) судами.

По заявлению истца или прокурора, участвующего в деле, судья может принять обеспечительные меры в случаях, если их непринятие затруднит или сделает невозможным исполнение решения суда (ст. 139 ГПК РФ). Эти меры должны быть соразмерны заявленному прокурором исковому требованию (ч. 3 ст. 140 ГПК РФ). Заявление истца и прокурора об обеспечении иска рассматривается в день его поступления в суд без извещения ответчика, других лиц, участвующих в деле, о чем выносится определение судом (ст. 141 ГПК РФ). Обеспечение иска прокурора может быть отменено тем же судьей или судом и только по заявлению ответчика либо по инициативе судьи или суда (ст. 144 ГПК РФ).

Участие прокурора в подготовке дела к судебному разбирательству. В целях осуществления правосудия на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 12 ГПК РФ) суд после вынесения определения о подготовке дела к судебному разбирательству (ст. 147 ГПК РФ) извещает или вызывает в суд стороны и прокурора в порядке, предусмотренном законом (ст. ст. 113 - 117 ГПК РФ). В определении указываются действия, которые следует совершить сторонам, прокурору, другим лицам, участвующим в деле, их сроки, необходимые для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела (ч. 1 ст. 147 ГПК РФ).

Подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому трудовому делу и должна проводиться судьей с участием прокурора, подавшего заявление (ч. 2 ст. 147 ГПК РФ). В соответствии со ст. ст. 148 - 150 ГПК РФ существо подготовительной стадии заключается в представлении необходимых доказательств сторонами, прокурором, другими лицами, участвующими в деле. На стадии же судебного разбирательства допускается представление или истребование только дополнительных доказательств (ч. 1 ст. 169 ГПК РФ). По смыслу ст. ст. 174, 175, 181 - 190 ГПК РФ эта стадия предназначена для исследования доказательств и доказывания юридически значимых по делу обстоятельств, а не для представления доказательств.

Вышеизложенное ориентирует прокурора и ответчика на то, что они на стадии подготовки дела должны представить друг другу доказательства, раскрыть их (п. 1 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 149, п. п. 2, 3, 7 ч. 1, ч. 2 ст. 150 ГПК РФ), а прокурора и истца - уточнить исковые требования, подготовиться к доказыванию в условиях состязательного судебного разбирательства.

Во-первых, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в результате раскрытия работодателем доказательств прокурор и истец решают задачи, предусмотренные в ст. 148 ГПК РФ и направленные на уточнение предмета, основания иска, фактических обстоятельств по делу, на истребование и представление дополнительных доказательств, их подтверждающих. Успешное их разрешение позволяет прокурору изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от заявления, как это предусмотрено ст. 39, ч. 2 ст. 45 ГПК РФ.

Во-вторых, прокурор и истец на этой стадии вправе участвовать в определении бремени доказывания по трудовому спору путем заявления ходатайства. Прокурор должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований только в том случае, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

Статьей 22 ТК РФ на работодателя, например, возложено следующее должное поведение:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
  • предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
  • обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
  • обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
  • выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами.

Таким образом, нормами материального права выполнение указанных требований закона и подтверждение их выполнения возложено на самого работодателя, но не на работника. Например , если прокурор обратился в суд с иском в защиту законных интересов с требованиями выплатить заработную плату по цене труда, то ему следует заявить ходатайство перед судом, что бремя доказывания законности выплаты заработной платы необходимо возложить на работодателя.

В таких ситуациях, с учетом ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ). Однако право истребовать те или иные доказательства принадлежит истцу, прокурору, обратившемуся в суд с заявлением, и ответчику. Прокурор может быть освобожден от доказывания обстоятельств в случаях и по основаниям, которые предусмотрены ст. 61 ГПК РФ.

На этой стадии прокурор, истец выполняют следующие процессуальные действия: 1) передают ответчику копии доказательств, обосновывающих фактические основания иска; 2) заявляют перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые они не могут получить самостоятельно без помощи суда (ч. 1 ст. 149 ГПК РФ).

Прокурору следует представлять доказательства в суд, которые должны соответствовать требованиям ст. ст. 59 и 60 ГПК РФ. Отдельные доказательства (объяснение сторон и третьих лиц, свидетельские показания, письменные доказательства, вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, экспертное заключение), представляемые прокурором, должны соответствовать особым положениям, изложенным в ст. ст. 68 - 87 ГПК РФ. Такие доказательства могут появиться в судебном разбирательстве, если на стадии досудебной подготовки прокурор или истец заявят ходатайства об этом. Согласно п. п. 7, 8, 9 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ при подготовке трудового дела к судебному разбирательству судья разрешает ходатайства прокурора о вызове свидетелей, о назначении экспертизы, эксперта для ее проведения, а также о привлечении к участию в процессе специалиста, об истребовании от организаций или граждан доказательств, которые прокурор или истец не могут получить самостоятельно.

Суд вправе предложить сторонам и прокурору представить дополнительные доказательства. При затруднениях суд по ходатайству прокурора оказывает ему содействие в собирании и истребовании доказательств. В этом ходатайстве следует обозначить само доказательство, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть ими подтверждены или опровергнуты, указать причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения. Суд выдает прокурору запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно (ст. 57 ГПК РФ).

Во время подготовки дела к судебному разбирательству судья в случаях, предусмотренных ст. 152 ГПК РФ, разрешает вопрос о проведении предварительного судебного заседания, его времени и месте (п. 13 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ) и извещает стороны, прокурора, участвующего в деле, о времени и месте предварительного судебного заседания (ч. 2 ст. 152 ГПК РФ).

Предварительное судебное заседание. Законодатель предоставил суду дополнительную возможность более тщательно подготовиться к судебному разбирательству, завершить стадию подготовки дела в форме судебного заседания, ведения судебного протокола. Предварительное судебное заседание допускается с целью процессуального закрепления распорядительных действий сторон, прокурора, совершенных при подготовке дела к судебному разбирательству, а также для определения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, для определения достаточности доказательств по делу, исследования фактов пропуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности (ч. 1 ст. 152 ГПК РФ). Предварительное заседание завершает подготовку дела к судебному разбирательству. Оно необходимо суду для того, чтобы разрешить последние организационные вопросы и в дальнейшем направить свои действия исключительно на рассмотрение спора.

Если прокурор не заявил ходатайство вызвать свидетелей, назначить экспертизу, истребовать необходимые документы, то это следует сделать на предварительном судебном заседании, что будет отражено в протоколе судебного заседания. Стороны и прокурор в предварительном судебном заседании имеют право представлять доказательства, приводить доводы, заявлять ходатайства (ч. 2 ст. 152 ГПК РФ). В этом заседании суд может рассматривать возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного законом срока обращения в суд. При установлении такого факта судья принимает решение об отказе в иске прокурору без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Решение суда может быть обжаловано прокурором в апелляционном или кассационном порядке (ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).

При наличии обстоятельств, предусмотренных в ст. ст. 215, 216, 220, 222 ГПК РФ, производство по делу в предварительном судебном заседании может быть приостановлено, прекращено, оставлено без рассмотрения, о чем выносится мотивированное определение суда, на которое может быть подана частная жалоба. В случае вынесения судом необоснованного или незаконного определения оно подлежит отмене.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" сказано, какие именно причины являются уважительными при пропуске срока обращения в суд. Это, например, болезнь истца, нахождение его в командировке, действие непреодолимой силы (стихийных бедствий), необходимость ухода за тяжелобольными членами семьи. О проведенном предварительном судебном заседании составляется протокол в соответствии с нормами ст. ст. 229, 230 ГПК РФ, на который прокурор имеет право подать замечания в порядке требований ч. 7 ст. 152, ст. 231 ГПК РФ.

Стадия разбирательства дела в судебном заседании направлена на исследование доказательств и доказывание обстоятельств по делу. Трудовые дела относятся к числу наиболее сложных дел по сравнению с гражданскими делами, рассматриваемыми судами общей юрисдикции. В каждом конкретном случае прокурору следует определить среди большого числа источников трудового права те правовые акты и их нормы, которыми необходимо руководствоваться при исследовании письменных и иных доказательств, включая сведения, полученные при допросе свидетелей по документам в деле.

Судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении его к разбирательству в судебном заседании, извещает стороны, прокурора, других лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, вызывает других участников процесса (ст. 153 ГПК РФ). Согласно ст. 155 ГПК РФ разбирательство трудового дела по иску прокурора происходит в судебном заседании с обязательным извещением прокурора и иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

Участвующий в деле прокурор обязан соблюдать установленный порядок в судебном заседании (ч. 5 ст. 158 ГПК РФ), свои объяснения дает стоя (ч. 2 ст. 158 ГПК РФ). Председательствующий принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании, его распоряжения обязательны для прокурора (ч. 3 ст. 156 ГПК РФ). К прокурору, нарушающему порядок в судебном заседании, председательствующий от имени суда имеет право применить меры, предусмотренные ч. 1 - 3 ст. 159 ГПК РФ. Возражения прокурора относительно действий председательствующего заносятся в протокол судебного заседания (ч. 2 ст. 156 ГПК РФ).

Прокурор вправе заявить отводы (ст. ст. 16 - 19 ГПК РФ), распорядиться процессуальными правами и обязанностями как лица, участвующего в деле, предусмотренными ст. ст. 34, 35, 39, ч. 2 ст. 45 ГПК РФ. Он имеет право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход судебного разбирательства. Видеозапись прокурором судебного заседания допускается с разрешения суда (ч. 7 ст. 10 ГПК РФ). Ему надлежит неукоснительно соблюдать принципы судопроизводства, предусмотренные ст. ст. 3 - 13, 56, 59 - 61, 67 ГПК РФ. Его ходатайства (иных лиц, участвующих в деле) по вопросам, связанным с разбирательством дела (в том числе и об отложении разбирательства дела), разрешаются судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле (ст. 166 ГПК РФ).

Прокурор, участвующий в трудовом деле, обязан известить суд о причинах своей неявки и представить доказательства уважительности этих причин (ч. 1 ст. 167 ГПК РФ). В случае неявки в судебное заседание прокурора, участвующего в деле, в отношении которого отсутствуют сведения об его извещении, суд откладывает разбирательство дела. При извещении прокурора о времени и месте судебного заседания и признании причины его неявки уважительными суд откладывает разбирательство дела (ч. 2 ст. 167 ГПК РФ).

В случае неявки прокурора, участвующего в деле и извещенного о времени и месте судебного заседания, суд может рассмотреть дело, если прокурором не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины его неявки неуважительными (ч. 3 ст. 167 ГПК РФ). Он вправе просить суд о рассмотрении дела в его отсутствие и о направлении ему копии решения суда (ч. 5 ст. 167 ГПК РФ).

Прокурор может заявить ходатайство об отложении дела в случае неявки в судебное заседание свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков. Суд, выслушав мнение других лиц, участвующих в деле, о возможности рассмотрения дела в отсутствие свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, может отложить его рассмотрение (ч. 1 ст. 168 ГПК РФ), и уже при неявке по вторичному вызову указанные лица могут быть подвергнуты штрафу, а свидетель - приводу (ч. 2 ст. 168 ГПК РФ).

Частью 1 ст. 169 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор может заявить ходатайство об отложении разбирательства дела в случае необходимости представления или истребования только дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле других лиц, совершения иных процессуальных действий. При отложении разбирательства дела суд вправе допросить явившихся свидетелей только в случае, если в судебном заседании присутствуют прокурор и ответчик (ст. 170 ГПК РФ). При рассмотрении дела по существу после доклада дела председательствующим прокурор заявляет, что поддерживает требования истца или нет (ст. 172 ГПК РФ).

После доклада дела судом прокурор, обратившийся в суд за защитой трудовых прав и законных интересов других лиц, первым дает объяснения. После чего лица, участвующие в деле, вправе задавать вопросы прокурору. Судьи же вправе задавать вопросы в любой момент объяснений прокурора (ч. 1 ст. 174 ГПК РФ).

Прокурор в случае неявки в суд имеет право давать объяснения в письменной форме, которые подлежат оглашению председательствующим в судебном заседании (ч. 2 ст. 174 ГПК РФ). После объяснений прокурор высказывает мнение по определению последовательности исследования доказательств по делу (ст. 175 ГПК РФ).

Суд, как правило, исследует доказательства, представленные со стороны прокурора, в первую очередь, если бремя доказывания законом не возложено на ответчика. Допрос свидетелей осуществляется прокурором после председательствующего судьи в порядке, предусмотренном требованиями ст. 177 ГПК РФ. Исследование письменных доказательств, переписки и телеграфных сообщений, вещественных доказательств, аудио- или видеозаписи проводится им по правилам требований ст. ст. 181 - 188 ГПК РФ.

Вступивший в процесс на основании ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор по завершении исследования доказательств во время судебного разбирательства, по представлении председательствующего судьи выступает с заключением по делам о восстановлении на работе в целях осуществления возложенных на него полномочий по обеспечению законности. Подобная обязанность содержится и в п. 4 Приказа Генерального прокурора РФ от 02.12.2003 N 51. Согласно статданным в 2005 г. судами первой инстанции с участием прокурора рассмотрено 26,4 тыс. дел о восстановлении на работе (-1,4%). В соответствии с заключениями прокуроров вынесено 25,0 тыс. судебных решений и определений (-1,7%). В первом полугодии 2006 г. также наблюдается тенденция к снижению этих показателей. С участием прокурора рассмотрено 12,8 тыс. таких дел (-5,7%). По заключениям прокуроров судами вынесено 12,0 тыс. решений и определений (-6%). Поскольку данная форма деятельности прокурора не относится, по нашему мнению, конкретно к обозначенной теме Методических рекомендаций, то в них основное внимание сосредоточено на защите прокурором трудовых прав в гражданском судопроизводстве.

Возвращаясь к стадии разбирательства дела в судебном заседании, следует отметить, что прокурор, обратившийся с заявлением в защиту трудовых прав и законных интересов граждан, при необходимости выступает с дополнительными объяснениями. По окончании рассмотрения дела по существу суд переходит к судебным прениям (ст. 189 ГПК РФ), во время которых прокурор должен соблюдать требования ст. 45 ГПК РФ, не позволяющие одному и тому же прокурору давать заключение и выступать в прениях по одному и тому же делу.

Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. Прокурор, обратившийся в суд за защитой трудовых прав и законных интересов других лиц, выступает в судебных прениях первым. После произнесения речей всеми лицами, участвующими в деле, их представителями прокурор может выступить с репликой в связи со сказанным иными лицами, участвующими в деле. Прокурор, иные лица, участвующие в деле, их представители в своих выступлениях после окончания рассмотрения дела по существу не вправе ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании (ч. 1 ст. 191 ГПК РФ).

После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения, о чем председательствующий объявляет присутствующим в зале судебного заседания (ст. 192 ГПК РФ). После принятия и подписания решения суд возвращается в зал заседания, где председательствующий или один из судей объявляет решение суда, разъясняет его содержание, порядок и срок его обжалования, а также когда прокурор может ознакомиться с мотивированным решением суда (ст. ст. 193 - 209 ГПК РФ).

Обращение прокурора в суд с заявлением о признании недействующими нормативных правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения, в том числе в сфере оплаты труда

В связи с новой редакцией ст. 135 "Установление заработной платы" ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) увеличился объем нормативных правовых актов в сфере оплаты труда. Часть 2 данной статьи предусматривает, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Практика показывает, что подобные акты нередко противоречат требованиям законодательства.

Прокурор в силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту трудовых прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц по делам, возникающим из публичных правоотношений, о признании нормативных правовых актов, в том числе по регулированию оплаты труда, противоречащими закону и о признании их не действующими полностью или в части, рассмотрение и разрешение которых судом осуществляется по правилам искового производства с особенностями, предусмотренными ст. ст. 245 - 253, 259 - 261 ГПК РФ, а также с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается в течение одного месяца со дня его подачи прокурором. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие прокурора, извещенного о времени и месте судебного заседания. Отказ прокурора, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу, а признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно. Данные дела подведомственны судам общей юрисдикции (ч. 1 и 2 ст. 251 ГПК РФ). Исключение составляют дела об оспаривании таких нормативных правовых актов, проверка законности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ (ч. 3 ст. 251 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 251 ГПК РФ прокурор подает заявление об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в ст. ст. 26 и 27 ГПК РФ, по подсудности в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт, а при оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих трудовые права, свободы и законные интересы граждан, направляет заявление в Верховный Суд РФ (п. 2 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ).

При подготовке искового заявления в суд прокурору необходимо учитывать, что оно должно соответствовать требованиям к форме и содержанию таких заявлений, установленных в ст. 131 ГПК РФ, и особенности их подачи в суд. Согласно ст. 247, ч. 4, 5 ст. 251 ГПК РФ такое заявление должно содержать следующие данные: наименование органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт; наименование и дату этого акта; какие трудовые права, законные интересы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются им или его частью.

К своему заявлению прокурор приобщает копию оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт. В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ прокурор должен требовать признания судом нормативного правового акта или его части противоречащим закону и не действующим полностью или в части со дня его принятия.

Предмет исковых требований по спорам о признании акта противоречащим закону полностью или в части следует определять с учетом п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, ч. 1 ст. 6 ТК РФ. Органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти (ч. 2 ст. 6 ТК РФ).

Оспариваемый прокурором противоречащий закону акт должен быть: нормативным правовым; принят и опубликован в установленном порядке; им нарушены трудовые права, свободы и законные интересы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, лиц, обращающихся в суд (ч. 1 ст. 251 ГПК РФ). Не опубликованный в установленном порядке нормативный правовой акт подлежит обжалованию в соответствии с нормами гл. 25, а не гл. 24 ГПК РФ.

Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов предусмотрен Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (в ред. от 22.10.1999); Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 28.06.2005); Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (в ред. от 30.09.2002).

Заявление прокурора не подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном гл. 23 ГПК РФ, если имеется спор о праве. Оно остается без движения, о чем суд выносит определение с указанием необходимости оформления прокурором искового заявления с соблюдением ст. ст. 131 и 132 ГПК РФ. Суд вправе отказать прокурору в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении, а если это будет установлено в ходе рассмотрения дела, то прекратить производство по делу, возникшему из публичных правоотношений в порядке, предусмотренном ст. 248, ч. 8 ст. 251 ГПК РФ.

По общему правилу все дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей единолично. Коллегиально они рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 23 - 26 ГПК РФ и другими федеральными законами. Согласно ч. 2 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении таких дел не могут быть применены правила заочного производства.

В соответствии с положениями ст. 249 ГПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагается на органы, принявшие нормативный правовой акт, лица, которые его приняли. Прокурору следует учитывать исключения из принципа состязательности сторон по делу. Так, суд, рассматривая и разрешая эти дела, не связан основаниями и доводами заявленных требований в иске, он может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного его разрешения (ч. 3 ст. 246 ГПК РФ). Кроме того, суд вправе согласно ч. 4 ст. 246 ГПК РФ признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.

Б.И.Шалыгин

Старший научный сотрудник

НИИ проблем укрепления

законности и правопорядка

старший советник юстиции,

почетный работник Прокуратуры РФ

А.Л.Городов

Научный сотрудник

НИИ проблем укрепления

законности и правопорядка

при Генеральной прокуратуре РФ,

младший советник юстиции

Защита гражданских прав представляет собой комплекс мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав, включая судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту.

Субъективное право на защиту предусматривает:

  • возможность совершения управомоченным лицом собственных положительных действий;
  • возможность требования определенного поведения от обязанного лица.

Субъективное право на защиту предполагает защиту не только самих прав (например, имущественных), но и охраняемых законом интересов. Например, в результате пожара на складе хранящиеся в нем вещи сгорели. В этом случае нельзя говорить о защите права собственности на уже не существующие вещи. Но интересы собственника могут быть защищены путем возмещения ему ущерба или иным способом.

Различают две основные формы защиты гражданских прав: юрисдикционную и неюрисдикционную.

Под юрисдикционной формой защиты понимается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных прав или оспариваемых субъективных прав. Лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в суд, арбитражный суд, третейский суд, вышестоящую инстанцию и др.), которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения. При этом, если дело рассматривается судом (общей юрисдикции, арбитражным, третейским), то говорят об общем (судебном) порядке защиты. Если жалоба подается в вышестоящий управленческий или государственный орган, то речь идет о специальном (административном) порядке защиты.

В случаях, предусмотренных законом, защита гражданских прав может осуществляться в административном порядке. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд. Таким образом, смешанный (административно-судебный) порядок защиты заключается в том, что сначала подается жалоба в соответствующий государственный орган, а затем может подаваться иск в суд.

Неюрисдикционная форма защиты - совокупность действий граждан и правозащитных организаций, которые совершаются самостоятельно, без обращения к государственным и иным компетентным органам.

Общие способы защиты прав участников гражданского оборота, в том числе и субъектов предпринимательской деятельности, установлены ГК РФ. К ним относятся:

  • признание права. Данный способ защиты может быть осуществлен только в судебном порядке. Например, вследствие утери документов становится невозможной реализация определенных гражданских прав. Такие права могут быть восстановлены судом;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Наиболее часто к этому способу защиты прибегает невладеющий собственник, предъявляя иск об истребовании определенного имущества из незаконного владения владеющего лица. Примером может служить выселение из незаконно занятой квартиры;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки. Данный способ защиты является разновидностью предыдущего, поскольку признание сделки недействительной вследствие обнаружившегося недобросовестного действия (бездействия) партнера (обман, введение в заблуждение, сговор, притворная сделка и т. п.), а также преследования корыстных целей (неправомерного получения дохода) партнерами ведет к восстановлению положения, существовавшего до заключения сделки;
  • признание недействительности акта государственного органа или органа местного самоуправления судом или арбитражным судом. Суд по иску гражданина или юридического лица может рассмотреть вопрос о соответствии оспариваемого акта законам или иным правовым актам и принять решение о признании его недействительным полностью или частично. При этом не требуется отмены акта со стороны издавшего его органа;
  • самозащита права. Примером самозащиты в предпринимательской деятельности может служить удержание кредитором (в том числе комиссионером, хранителем) оказавшейся у него вещи, подлежащей передаче должнику, в случае, когда должник не выполнил свое обязательство по оплате этой вещи или не возместил кредитору связанные с нею издержки и убытки;
  • присуждение к исполнению обязательства в натуре. Например, в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, заказчик вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков в разумный срок. Исполнению обязанности в натуре (реальному исполнению) обычно противопоставляется выплата денежной компенсации: для рассматриваемой ситуации - соразмерное уменьшение цены выполненной работы или возмещение расходов заказчика на устранение недостатков;
  • возмещение убытков, в том числе причиненных государственными органами и органами местного самоуправления. Например, юридическое лицо или гражданин-предприниматель могут обратиться в суд или арбитраж с иском к органу власти или управления о возмещении убытков, причиненных принятым названными органами в нарушение законодательства актом, либо неисполнением или ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей;
  • взыскание неустойки ;
  • компенсация морального вреда. Моральный вред, как и физический, относят к категории «неимущественного вреда», т. е. причиненного неимущественным благам: здоровью, чести, достоинству, доброму имени, личной неприкосновенности, неприкосновенности личной жизни и т. п.;
  • прекращение или изменение правоотношения. Например, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Возможны и иные способы, предусмотренные законом. Они могут включать различные действия. Например, продавец вправе потребовать от покупателя возвратить ему товар, если в срок, предусмотренный договором, переданный товар не будет оплачен.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется путем обращения к вышестоящему органу (должностному лицу). При этом важным является то, что любое решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть оспорено в суде. В некоторых случаях рассмотрение спора в административном порядке должно обязательно предшествовать обращению в суд. Например, суд (арбитражный суд) вправе рассматривать дела, связанные с отказом в предоставлении либо с изъятием земельных участков, только после того, как решение будет вынесено соответствующим органом местного самоуправления. В других случаях лицо, считающее свои гражданские права нарушенными, имеет право выбора: обратиться в суд или попытаться разрешить спор в административном порядке.

В случаях, установленных законодательством для определенной категории хозяйственных (договорных) споров, а также если это предусмотрено договором, может применяться досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

Законом установлен порядок предъявления претензий по поводу вещей, купленных в розничной торговле. При этом под претензией понимается документ, имеющий правовой характер и представляющий собой требование кредитора к должнику об уплате долга, возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков в поставленной продукции, проданной вещи, выполненной работе. Обоснованные претензионные требования подлежат удовлетворению. Если же претензия не удовлетворена (при отклонении претензии полностью или частично или при неполучении ответа на претензию), потерпевшая сторона вправе обратиться с иском в суд.

К субъективным правам и юридическим обязанностям непосредственно примыкают законные интересы, т. е. интересы, находящиеся в сфере действия права. Данная категория вызвана к жизни тем, что интерес участников правоотношения не в полной мере обеспечивается субъективными правами. Например, к законным интересам можно отнести заинтересованность гражданина победить на выборах и стать депутатом представительного органа власти. Или истец заинтересован получить в полном размере компенсацию за моральный ущерб, или приобрести право собственности на самовольную застройку на принадлежащем ему земельном участке.

Законный интерес можно определить как социальное благо, не противоречащее действующему законодательству и обусловленное допускаемой государством юридической возможностью удовлетворять с помощью этого блага свои потребности.

Законные интересы – это дополнительное юридическое средство обеспечения потребностей личности, общностей людей, юридических лиц. Они адаптируют действующее законодательство к реальным условиям жизни общества.

Законные интересы имеют немало общих черт с субъективными правами.

Во‑первых, они предполагают удовлетворение собственных интересов субъектов, т. е. являются правовой возможностью субъектов действовать определенным образом.

Во‑вторых, образуют элементы правового статуса личности и юридического лица.

В‑третьих, их реализация осуществляется в форме использования .

В‑четвертых, они представляют собой юридические средства воздействия на общественные отношения.

В‑пятых, имеют правовые пределы своего действия, так как должны соответствовать нормативным правовым предписаниям.

В‑шестых, признаются и защищаются со стороны государства .

Вместе с тем субъективные права и законные интересы – не тождественные категории. Законные интересы составляют те специальные блага, которые не нашли своего прямого закрепления в нормах права и, следовательно, не отражены в субъективных правах, но они не запрещены, допускаются государством. Более того, они вытекают из смысла, «духа» права. Законные интересы возникают из совокупности правовых норм, правовых принципов и иных правовых установлений.

Принято выделять следующие особенности законных интересов, отличающие их от субъективных прав:

1) законный интерес пользуется охраной и защитой со стороны государства, но не обеспечен конкретным субъективным правом;

2) представляя собой возможность пользоваться определенными социальными благами, законный интерес, в отличие от субъективного права, гарантируется лишь в определенной степени . Законный интерес и субъективные права – это разные возможности : субъективное право непосредственно предусматривается и закрепляется законодателем, а законные интересы всего лишь допускаются . Субъективное право есть дозволенность высшей степени;


3) законный интерес не предполагает права его обладателя требовать от других лиц поведения, не нарушающего его интерес (в отличие от субъективного права). Но законный интерес – самостоятельный объект правовой охраны, поэтому любое лицо может обратиться в компетентные органы за защитой своего законного интереса;

4) реализация законных интересов лишь в самом общем виде гарантирована государством, но не означает обязанности соответствующих органов устранять препятствия на пути удовлетворения субъектом своих законных интересов.

Несмотря на различия категорий «законные интересы» и «субъективные права», возможны переходы законных интересов в субъективные права и последних в законные интересы. Это происходит под воздействием изменений общественных отношений, потребностей людей, ситуаций в обществе, правовой политики государства и т. д. Так, предложения и рекомендации ученых по совершенствованию действующего законодательства, внесению в отдельные акты поправок, дополнений, корректировок во многих случаях свидетельствуют о появлении реальных законных интересов общества, отдельных социальных групп и слоев населения.

Один из сложных в юридической науке вопросов – обеспечение правовыми средствами законных интересов.

Чаще всего среди таких средств называют охрану и защиту законных интересов. При этом охрана осуществляется системой правовых норм, признающих такого рода интересы. Например, в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ закреплено: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов (выделено мной – Л.М. ) других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Другое конституционное положение о признании законных интересов содержится в ч. 3 ст. 36: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов (выделено мной – Л.М .) других лиц».

Данными установлениями государство берет под свою охрану законные интересы в указанных сферах. Необходимость в защите этих интересов возникает при их нарушении, создании препятствий для их реализации. Иными словами, к защите законных интересов можно прибегнуть при их нарушении или угрозе нарушения .

Законодательное закрепление законных интересов предполагает в первую очередь их самозащиту . Некоторые ученые предполагают, что самозащита – главное средство правового обеспечения законных интересов, поскольку требует от их носителей правовой активности.

Самозащита получила закрепление на конституционном уровне. В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ установлено: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Право человека самостоятельно защищать свои права и свободы впервые было сформулировано в Итоговом документе Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в 1991 г.

Самозащита представляет собой комплексный, межотраслевой институт права, включающий в себя нормы конституционного, уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права. Самозащита относится к естественным неотъемлемым правам человека и принадлежит каждому независимо от гражданства, места жительства или места пребывания, общественного и государственного строя страны, имеет непосредственный характер реализации.

Чаще всего выделяют следующие черты самозащиты:

1) осуществляется собственными силами и мерами лица, однако допускается помощь других граждан и юридических лиц;

2) не может применяться в превентивных (предупредительных) целях, а только в момент совершения правонарушения или непосредственно после него;

3) не должна выходить за пределы закона и необходимых границ;

4) закон не предусматривает для самозащиты каких‑либо специальных действий фактического характера.

Самозащиту можно определить как дозволенные законом действия фактического характера, направленные на принудительное пресечение посягательств на права и законные интересы личности или их восстановление без обращения в компетентные органы.

Существует и иное, более компактное определение понятия самозащиты. Это совокупность средств и способов реализации личностью своих прав и законных интересов в случае их нарушения или посягательства на них.

Самозащита предполагает использование различных способов, например обращение в средства массовой информации; публичные выступления; объединение с другими гражданами для отстаивания своих прав и законных интересов; обращение в правозащитные организации; фактические действия, включая необходимую оборону, крайнюю необходимость и др. Таким образом, самозащита предполагает широкий спектр действия человека, осуществляющего свое объективное право на самозащиту, в том числе и право воспользоваться помощью других лиц и организаций негосударственного профиля.

Помимо самозащиты, большую роль в защите законных интересов играет правоприменительная практика . Высшие судебные органы России в своих решениях обращают внимание на судебную защиту именно законных интересов и отменяют решения нижестоящих судебных инстанций, если они не учитывают законные интересы сторон правового спора. В ст. 139 АПК РФ предусмотрено, что мировое соглашение сторон не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.

В ряде правоприменительных актов указывается на необходимость учета законных интересов потребителей при их нарушении со стороны недобросовестного производителя.

В случае воспрепятствования осуществлению законных интересов их обладатель может обратиться в суд с иском об устранении препятствий, мешающих реализации его законных интересов. По решению суда, если оно признает такого рода препятствия неправомерными, они подлежат устранению.

Законные интересы обеспечиваются и правом обжалования незаконных действий (или бездействия) соответствующих государственных органов, препятствующих, к примеру, получению предпринимателем лицензии на занятие определенным видом деятельности.

В приведенных случаях удовлетворение принудительными мерами законного интереса субъекта служит основанием возникновения у него субъективного права, т. е. выступает своего рода «предправом».

К дискуссионным относится вопрос о возможности наступления юридической ответственности за нарушение законных интересов. В действующем законодательстве о подобной ответственности ничего не говорится. Тем не менее некоторые ученые считают, что поскольку законный интерес носит правомерный характер, то виновное противодействие осуществлению законных интересов в форме активных действий , а не бездействия субъекта (так как субъект не обязан содействовать реализации законных интересов), должно повлечь за собой юридическую ответственность. Если же законные интересы нарушаются невиновно (нет вины), то юридическая ответственность не может возникнуть.

Надо отметить, что проблема законных интересов исследована отечественной юридической наукой недостаточно, и еще ожидает своего более глубокого и всестороннего изучения и надлежащего обоснования.

И законных интересов граждан и организаций?

При нарушении прав граждан или организаций со стороны других лиц, а также какой-либо угрозе нарушения права в будущем и при отсутствии добровольного восстановления нарушенного права у потерпевшего всегда возникает объективная потребность применения определенных мер защиты (способов защиты) по отношению к обязанной стороне.

Как известно, способ защиты права является категорией материального (регулятивного) права. В ст. 12 Гражданского кодекса РФ перечислены все способы защиты права, которое осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и т. д.

Помимо «способа защиты права» существует также и «форма защиты права», которая является категорией процессуального характера.

Под формой защиты 1 права в гражданском судопроизводстве в отличие от способа защиты права следует понимать определяемую законом деятельность компетентных органов по защите права, заключающуюся в установлении фактических обстоятельств гражданского дела, применении соответствующих норм права, определении способов защиты права и вынесении решения. Применение к нарушителю перечисленных в законе способов защиты права осуществляется не одной, а несколькими формами защиты права.

1 Под «формой защиты» субъективных прав следует понимать определенный порядок защиты права тем или иным юрисдикционным органом (органом рассмотрения и разрешения гражданских дел).


Действующее законодательство предусматривает судебную, общественную и административную формы защиты права, отдавая приоритет судебной форме. Многообразие форм защиты права объясняется правовыми традициями, спецификой подлежащих защите или охране прав, сложностью или, наоборот, простотой наличия правоотношений между сторонами гражданского процесса и защиты соответствующих прав и т. д.

Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется заинтересованными лицами в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах.

Спор о праве представляет собой индивидуальный юридический конфликт граждан или организаций, столкновение их интересов и стремлений. В споре его участники противостоят друг другу, но, так как они равноправны, конфликт не может быть устранен желанием и волей одного из субъектов, а разрешается только совместными усилиями сторон или в исковом судебном порядке.

Известны два вида спора о праве: нарушение прав лица и оспаривание их другим участником. Объектами спора при нарушении прав лиц являются, как правило, имущество или нематериальные ценности. Способ нарушения при этом не имеет квалифицирующего значения. Права могут быть нарушены совершением преступления, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, причинением вреда и т. п.

При оспаривании прав другим участником спорные правоотношения становятся неопределенными, неясными. В результате неочевидны взаимные права и обязанности участников, что затрудняет их осуществление. Данный вид спора о праве возникает при выдвижении требований на авторство какого-либо произведения, при заявлении о недействительности заключенной сделки или брака и т. п. Оспаривание возникает и при предъявлении в суд неосновательного иска.

Разграничение споров о праве на указанные виды имеет практическое значение. Защита права при его нарушении состоит в восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждении к исполнению обязанности в натуре; возмещении убытков; во взыскании неустойки; в компенсации за моральный вред и т. п., а при оспаривании - в признании права или признании оспоримой или ничтожной сделки недействительной и др.


Такая форма защиты права, как самозащита, характеризуется тем, что заинтересованное лицо самостоятельно принимает соответствующие меры к пресечению правонарушительных действий (ст. 14 ГК). Это самая древняя форма правовой защиты. Она наиболее проста, но результативна.

Вместе с тем при самозащите велика опасность неправомерных действий, проявления незаконности со стороны защищающегося субъекта, который, например, либо неверно оценивает ситуацию или защищает права, ему не принадлежащие, либо применяет меры, не предусмотренные законом. Именно поэтому в ст. 14 ГК специально оговорено, что способы защиты должны быть соразмерны нарушению.

Однако самозащита правомерна в некоторых предусмотренных законом случаях: необходимая оборона (ст. 1066 ГК) и крайняя необходимость (ст. 1067 ГК)- Также законом установлена разновидность самозащиты в виде безакцептного списания кредитором с банковского счета должника суммы задолженности (п. 2 ст. 854 ГК).

Для самозащиты характерно то обстоятельство, что правозащитные действия совершает само заинтересованное лицо без и вне какого-либо нормативно установленного регламента.

Самостоятельную форму защиты права представляет также урегулирование споров о праве, суть которой заключается в совместных действиях спорящих сторон по ликвидации возникающего конфликта. Участники спора заинтересованы в восстановлении нормальных, бесспорных правоотношений для осуществления своей экономической деятельности без помех и затруднений. Это в первую очередь относится к юридическим лицам, стремящимся к сохранению длительных, оптимальных для них правоотношений с контрагентами.

В настоящее время урегулирование споров о праве предусмотрено Положением о претензионном порядке урегулирования споров от 24 февраля 1992 г., а в отношении трудовых споров - Трудовым кодексом.

Суть урегулирования споров сводится к тому, что лицо, чьи права действительно или предположительно нарушены или оспорены, в нормативно определенный срок в письменной форме доводит свои притязания с приложением соответствующих документов до сведения второй стороны. Последняя, рассмотрев заявление, должна в определенный срок либо удовлетворить претензию, либо прислать мотивированный отказ. При урегулировании спора заинтересованные лица вправе обмениваться телеграммами, факсами, через сеть Интернет.


Руководители спорящих сторон, а также их ответственные представители вправе встречаться для выработки экономически обоснованного и хозяйственно целесообразного решения. В рассмотрении трудовых споров участвуют заинтересованный работник, администрация предприятия и представители профсоюзной организации, которые на заседании комиссии по трудовым спорам выносят решение по спору.

Достоинства подобного урегулирования спора как способа правовой защиты заключаются в простоте и быстроте, его целесообразности и эффективности,

Административный порядок защиты права заключается в том, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственного управления или местного самоуправления могут без вызова заинтересованных лиц и вне действующей процедуры принять решение о восстановлении нарушенного права или об устранении каких-то юридических неопределенностей. Так, прокурор может санкционировать выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом (ч. 2 ст. 90 ЖК).

Центральный банк РФ и его отделения вправе применять безакцептное списание суммы должника с его банковского счета при осуществлении банковского контроля. Органы местного самоуправления вправе взыскивать с организаций ущерб за потравы посевов и повреждение насаждений. Комиссии по делам несовершеннолетних в некоторых случаях могут производить денежные взыскания с родителей и попечителей подростков.

Любое решение, выработанное в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ч. 2 ст. 11 ГК), поскольку гражданско-процессуальный порядок рассмотрения и разрешения возникшего спора является наиболее совершенной формой защиты субъективных прав.

Судебная форма защиты права характеризуется следующими преимуществами:

1. Защиту осуществляет специальный орган - суд, создан
ный только для рассмотрения споров о праве (термином «суд»
обозначаются: суд общей юрисдикции, мировой, специальные
суды: арбитражный, третейский, военный).

2. Суд разрешает заявленные требования на основе приме
нения норм гражданского, семейного, трудового и другого пра
ва в порядке гражданской юрисдикции.

3. Обстоятельства дела исследуются в режиме гражданской
процессуальной формы, которая гарантирует законность
и обоснованность разрешения спора.


4. Защиту осуществляют беспристрастные судьи.,

5. В разбирательстве дела активно участвуют стороны спо
ра и другие заинтересованные лица.

Все это в совокупности повышает эффективность судебной процедуры и в конечном счете способствует правовому воспитанию граждан.

Процессуальная форма представляет собой последовательный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения и разрешения гражданского дела, включающий определенную систему гарантий. Соблюдение процессуальной формы - непременное условие законности судебных постановлений.

Для процессуальной формы характерны следующие черты:

1. Конституционные гарантии, прежде всего независимость
суда и подчинение его только закону, гласность, в том числе
национальный язык судопроизводства.

2. Нормы гражданского процессуального права в совокуп
ности образуют процессуальную форму в широком значении;
ею строго и исчерпывающе определяется и направляется про
цессуальная деятельность - в процессе допустимы только дей
ствия, предусмотренные процессуальным законом.

3. Решение суда должно основываться только на фактах,
доказанных и установленных судом предусмотренными зако
ном способами.

4. Лицам, заинтересованным в судебном решении, предос
тавляется право участвовать в разбирательстве дела судом для
защиты своих интересов. Суд не вправе постановить решение,
не выслушав и не обсудив доводы этих лиц, явившихся по из
вещению суда в судебное заседание.

Процессуальная деятельность по защите нарушенного или оспоренного права регулируется гражданским процессуальным правом.

Во всех сферах общественной жизни при вступлении граждан или организаций в правоотношения с публичной властью, администрацией нередко возникают ситуации, когда представители последней вольно или невольно нарушают права, законные интересы юридических или физических лиц.

Такие ситуации возникают, в частности:

  • 1) когда гражданин или организация в соответствии с законом имеют право на получение от публичной власти определенных благ, в том числе материальных пособий, пенсий, лицензий или иных разрешительных документов, однако публичный орган или должностное лицо неправомерно отказывают в выдаче соответствующих документов, совершении определенных действий и (или) необоснованно затягивают процесс принятия решения по делу и т.д.;
  • 2) когда публичный орган и (или) должностные лица проводят контрольно-надзорные мероприятия, например проверки, применяют меры ответственности и другие меры государственного принуждения в отношении граждан, организаций, представителей иных властных органов и при этом совершают такие действия неправомерно, с нарушением действующего законодательства. Так, орган власти может иметь контрольные полномочия в одной сфере, а осуществлять их в сферах, которые находятся вне его компетенции.

Например, органы пожарного надзора не могут проверять правильность уплаты налогов, органы федеральной службы безопасности не имеют полномочий на контроль правопорядка, отнесенные к компетенции органов внутренних дел, и наоборот.

Однако нередко контрольные органы выходят за пределы своих полномочий. Еще чаще нарушаются сроки проведения контрольно-надзорных мероприятий, вынесения решения по итогам проверок, сроки давности применения мер ответственности. Нередко бывает, что от лица органа власти, имеющего полномочия на проведение контрольнонадзорных мероприятий в данной сфере, действует должностное лицо или просто государственный служащий, не имеющие права выступать от лица данного органа для реализации указанных мероприятий.

Эти и многие другие нарушения администрацией действующего законодательства приводят к различным нарушениям прав и законных интересов граждан и юридических лиц, по своей воле или в силу обстоятельств вступающих в правоотношения с органами и должностными лицами публичной власти. Эта ситуация очевидно является ненормальной и противоречит задачам правового государства, поэтому одной из важнейших задач последнего является создание механизмов, нацеленных на ее исправление. В связи с этим важнейшим элементом правового государства является система механизмов защиты прав и законных интересов граждан и организаций от незаконных актов, действий, бездействия должных лиц и органов публичной администрации. Данная система является неотъемлемой частью и одним из центральных предметов изучения и регулирования в системе отечественного и зарубежного административного права, а также некоторых других правовых отраслей, в том числе конституционного права, прокурорского надзора и др.

Механизмы системы защиты нрав и законных интересов граждан и организаций от незаконных актов, действий, бездействия должных лиц и органов публичной администрации весьма многообразны. Это связано с тем, что общество заинтересовано в наличии различных форм и альтернативных способов и средств защиты, дополняющих друг друга, с помощью которых в конечном счете можно добиться желаемого результата.

Среди существующих способов защиты можно выделить несколько групп. Традиционно выделяют такие большие группы, как политические, административные и судебные (юрисдикционные) институты защиты . К первой группе относятся механизмы парламентского контроля за администрацией, а также контроль со стороны средств массовой информации, политических партий. Ко второй - контроль со стороны самих административных органов, в том числе начальника соответствующего должностного лица или вышестоящего органа исполнительной власти. К третьей группе относится контрольная и правозащитная деятельность судов и квазисудебных учреждений. Квазисудебными называются органы исполнительной власти, выполняющие функции разрешения конфликтов, в том числе рассмотрения споров и дел о правонарушениях, наделенные для этого полномочиями, сходными с полномочиями судов по разрешению дел, и действующие в соответствии со специальными процедурами разрешения конфликтных дел.

Указанные способы не исчерпывают весь спектр правовых механизмов контроля за администрацией и способов защиты частных лиц от ее незаконных актов и действий. Так, большое значение имеет деятельность прокуратуры, прокурорский надзор за законностью. Наконец, важную роль в защите прав и законных интересов играют многочисленные неправительственные некоммерческие правозащитные организации, специализирующиеся на защите прав юридических и физических лиц в отдельных сферах. Это могут быть различные общества защиты прав потребителей, предпринимателей, общества, защищающие политические права граждан и организаций, общества, содействующие соблюдению прав подследственных лиц и лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы, и т.д. Кроме того, в последние десятилетия в зарубежных странах часто применяются так называемые «альтернативные» способы разрешения административных споров .

Основные способы защиты прав и законных интересов граждан и организаций от незаконных актов, действий, бездействия должных лиц и органов публичной администрации и основное правовое содержание данных способов будут рассмотрены ниже.

Механизмы защиты прав и законных интересов граждан и организаций от незаконных актов, действий, бездействия должных лиц и органов публичной администрации существуют практически в любом государстве, ибо неправомерное поведение представителей публичной власти не является исключительной особенностью какой-либо одной страны, и граждане любого государства нуждаются в публичной защите от злоупотреблений собственных чиновников. Однако степень распространенности этого негативного явления, зависящая и от морального состояния общества, и от эффективности работы правовых и политических механизмов противодействия ему, а также от истории и специфики культуры, мировоззрения, социального, правового, политического развития, предопределяют различия в конкретных формах, элементах существующих национальных систем правовых механизмов защиты прав и законных интересов граждан и организаций от незаконных актов, действий, бездействия должных лиц и органов публичной администрации. Так, сопоставляя правовые системы стран Запада и Японии, один из авторитетных исследователей японского права отмечает, что «западное общество конфликтов стремится к урегулированию разрешения коллизий, японское общество гармонии старается их избежать» . Такие мировоззренческие различия влияют на особенности построения, виды и характерные черты механизмов и практики разрешения конфликтов гражданина и представителей публичной власти в Японии и странах западной правовой культуры.

В большинстве стран Запада создана и эффективно функционирует разветвленная система защиты прав и законных интересов граждан и организаций от незаконных актов, действий, бездействия должных лиц и органов публичной администрации. Для нее характерна детальная разработка процедур разрешения конфликтов, наличие множества различных дополняющих друг друга публичных способов такого разрешения. В России также действуют многие механизмы и инструменты данной системы, однако некоторые из них находятся пока в начальной фазе развития или отличаются незначительной распространенностью и эффективностью (например, альтернативные механизмы разрешения административных конфликтов).

Ниже мы будем рассматривать основные элементы системы и механизмы защиты прав и законных интересов граждан и организаций от незаконных актов, действий, бездействия должных лиц и органов публичной администрации, действующие и характерные для России на современном этапе. При необходимости мы также будем обращаться к зарубежному опыту, помогающему понять смысл и назначение аналогичных российских институтов, а также некоторые наиболее важные вопросы и проблемы функционирования отечественной правозащитной системы в данной области.

  • См., например: Зеленцов А. Б. Административная юстиция: учеб,пособие. М.: Изд-во РУДН, 1997; Административное право зарубежныхстран: учебник / под ред. А. II. Козырина, М. А. Штатиной. М. : Спарк,2003. С. 161-218.
  • См., например: Зеленцов А. Б. Административно-правовой спор: вопросы теории: монография. М.: Изд-во РУДН, 2005. С. 672-706.
  • Rahn G. Rccht und Rechtskerstandnis in Japan // Enstehung undWandel rechtlicher Traditionen. Freiburg; iVlunchen, 1981. S. 473-496.Цит. по: Административное право зарубежных стран: учебник / под ред.А. Н. Козырина, М. А. Штатной. М.: Сиарк, 2003. С. 405.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация